криогенных летательных аппаратов и разработанной криогенной техники (за счёт экспорта очень важно было бы обеспечить окупаемость затрат на переход к новому энергоносителю). Ожидаемые результаты: повышение военной, экономической и экологической безопасности РФ, улучшение социально-экономических условий за счёт развития криогенной авиационной, авиационно-космической и ракетно-космической техники;
улучшение лётно-технических характеристик перспективных гражданских и военных летательных аппаратов, а также развитие новых типов вооружения на основе использования особых свойств криогенных топлив;
создание единой криогенной инфраструктуры, рассчитанной как на обслуживание авиации и авиационно-космических систем, так и ракетно-космической техники;
крупномасштабное производство и экспорт криогенного топлива, криогенных летательных аппаратов, криогенного оборудования и технологий. Список использованной литературы:
1. Козлов И.А. Роль криогенного топлива в перспективе развития авиационных, космических и наземных транспортных средств // Газовая промышленность. - 2014. - № 10. - С. 107-110.
2. Козлов И.А. и др. Анализ перспективы развития технологий производства синтетических жидких топлив в РФ // Автозаправочный комплекс. + Альтернативное топливо. - 2014. - № 3. - С. 16-19.
3. Фенько В.Е. Перспективы использования СПГ // Газовая промышленность. - 2000. - №2. - С. 58.
© Козлов И.А., Гарипов Р.М., 2021
УДК 69.003
Кряжевских Д.Ф.
Студентка КубГТУ
ОБЗОР РЫНКА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ ЗА 2012-2021 ГГ.
Аннотация
В данной статье анализируются данные рынка дорожно-строительной техники, опубликованных в специализированных статистических изданий. В ходе анализа выделяются причины спада или роста цен на рынке, а также факторы, влияющие на состояние рынка. Наиболее подробно рассматривается спад спроса в 2015 г., подмечен стабильный рост до 2020 г. Сделан вывод, что влияние вируса Covid-19 не сказалось так сильно, как предполагалось, на состояние рынка дорожно-строительной техники.
Ключевые слова Дорожно-строительная техника, рынок, статистика, анализ
В настоящее время российский рынок дорожно-строительной техники на системной основе отслеживается такими организациями, как «Росспецмаш» и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Данные структуры получают информацию непосредственно от участников рынка, поэтому их статистику стоит рассматривать в первую очередь.
Дополнительно рынок каждого из видов техники периодически исследуется специализированными аналитическими компаниями. Так например, агентство DISCOVERY Research Group в конце 2020 года выпустило обзор «Анализ рынка строительно-дорожной и специальной техники в России».[1] Однако недостатком результатов работы данного агентства является то, что отчеты создаются только для информации, т.е. повышения осведомленности, не давая никаких гарантий и полноты сведений, по этой причине посвященные российскому рынку дорожно-строительных машин обзоры регулярно готовит еще одна российская исследовательская компания - BusinesStat. Один из последних ее материалов - «Анализ рынка строительной техники в России в 2016-2020 годы, оценка влияния коронавируса и прогноз на
2021-2025 годы». Несмотря на то что во многих статистических изданиях данные могут сильно разниться, в целом все перечисленные источники как правило согласны с общим трендом и господствующими на рынке тенденциями.
На сегодняшний день все исследователи рынка сходятся в том, что пик продаж дорожно-строительной техники был достигнут в 2013-2014 годах. Затем, в 2015 году, на рынке произошел резкий спад. [1] Так, объем предложения в 2015 году составил всего 35% от уровня 2014 года. Основной причиной сокращения спроса стал рост цен импортной техники более чем в 1,5-2 раза в сравнении с 2013 годом из-за резкого падения рубля в 2014 году. В связи с этим строительные компании не закупали новую технику, а продлевали срок службы старой и увеличивали производство запасных частей. Так например, в 2015 году производство гидравлических и пневматических двигателей и установок в России выросло на 64%, запасных частей к ним - на 37%, запасных частей для автотранспорта - на 7%. [2]
После спада в 2015 г. в течение нескольких лет на рынке наблюдался тренд на восстановление. Однако тот результат, который был продемонстрирован рынком непосредственно перед кризисным падением, так и не был достигнут вплоть до настоящего времени. [1]
Начиная с 2017 года продажи ДСТ поступательно пытаются отыгрывать столь жесткое падение: в 2017 году рынок показал рост на 46%, до 9 тыс. единиц, далее в течение двух лет он прирос еще более чем на треть, до 13,7 тыс. единиц в 2019-м.[4] И в непростой для экономики 2020-й, год пандемии, рынок также оказался в плюсе, пусть и небольшом, 0,3%.
Продажи дорожно-строительной техники в России
18
16
14
я 12 я
я 10
ч
<4 о о 8
еЗ 6
4 2 0
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
год
Рисунок 1 - График продаж дорожно-строительной техники в России. Источник: Ассоциация европейского бизнеса.
В 2020 году продажи ДСТ и другой спецтехники демонстрируют высокую положительную динамику: по подсчетам АЕБ, по итогам первого квартала они увеличились на внушительные 26% по сравнению с первым кварталом 2020-го, до 3,6 тыс. единиц. [3]
К основным видам ДСТ в России, по данным АЕБ, относятся гусеничные экскаваторы (31% рынка), экскаваторы-погрузчики (27%), погрузчики с бортовым поворотом (9%), гусеничные тракторы (8%), колесные погрузчики (8%), колесные экскаваторы (5%), автогрейдеры (5%), катки (4%), асфальтоукладчики (2%), сочлененные и карьерные самосвалы. В нынешнем году особенно высокий рост продаж показали автогрейдеры (рост продаж по итогам первого квартала на 52%), колесные экскаваторы (плюс 38%), экскаваторы-погрузчики (плюс 29%).[5] Скромнее выросли продажи гусеничных тракторов (плюс 18%). Впрочем, некоторые виды техники оказались в заметном минусе - это, в частности, асфальтоукладчики (минус 24% по сравнению с первым кварталом прошлого года). [3]
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале 2021 года в России было продано 3650 единиц дорожно-строительной и спецтехники, что на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года (статья газета). Рост продаж спецтехники можно объяснить восстановлением отрасли после пандемии коронавируса: хотя в первом квартале прошлого года снижения ее продаж не произошло, далее оно наблюдалось во втором квартале, а в третьем и четвертом фактически была стагнация.[6]
Соответственно, все проекты, которые были приостановлены, начали наверстывать упущенное.
Например, по прогнозам «Дом.РФ», в этом году ожидается существенное увеличение объемов запуска новых жилищных проектов - к концу 2021 года показатели могут на 20% превзойти прошлогодние. Также продолжается реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который подразумевает реконструкцию существующих трасс и строительство новых.
На сегодняшний день российский рынок дорожно-строительной техники так и не восстановил тот объем, который он демонстрировал до кризисного падения объема продаж в 2015 году. [1] Меры государственной поддержки сказывались позитивно на рынке и благоприятно влияли на итоговый объем продаж в последние годы. В частности, речь идет о программе льготного лизинга.
Что касается ключевого фактора 2020 года для экономики в целом - пандемии COVID-19, - он, в итоге, оказал на рассматриваемый нами рынок не столь сильное, как ожидалось, влияние. И в настоящее время основным обсуждаемым в экспертной среде фактором влияния на рынок является утилизационный сбор и вопрос повышения его ставок. Согласно анализам Ассоциации европейского бизнеса рост ставок вызовет обязательный спад продаж. Такая позиция имеет свою логику, поскольку основная нагрузка утилизационного сбора ложится на технику импортного происхождения. А именно она доминирует в структуре продаж российского рынка. И опыт девальвации рубля в 2015 году показал, что российская продукция не может заменить импорт в достаточной мере. Список использованной литературы:
1. Бутов А.М. «Рынок дорожно-строительных машин» / НИУ ВШЭ, Центр развития, 2021. -с. 54-71. http: //surüi/avnel
2. IndexBox статья «Рынок дорожно-строительной техники: в условиях кризиса российские производители меняют тактику»/ 27 сентября 2016 https://www.mdexbox.ru/news/v-usloviyah-krizisa-proizvoditeli-spetstehniki-menyayut-taktiku/
3. РБК+, Тематическое приложение к ежедневной деловой газете РБК, раздел «Рынок спецтехники», статья №75 от 26 мая 2021 года file:///C:/Users/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%
D1%81 %D0%B0%D0%BD%D0%B4%D 1%80%D0%B0/Downloads/rbcplus_1 .pdf
4. Лотникова Д.Ю. История и методология транспортных процессов: учеб. пособие / Д.Ю. Лотникова, В.В. Нагорный. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. - 199 с. ISBN 978-5-8333-1049-6
5. Нагорный В.В. Основные проблемы безопасности дорожного движения в городе Краснодаре за 2020 год / В.В. Нагорный, Д.Ю. Лотникова - Текст непосредственный // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ" - 2020. - № 7. - С. 202-207.
6. Лотникова Д.Ю. Проблемы функционирования систем транспорта России. / Д.Ю. Лотникова, В.В. Нагорный - Текст: непосредственный // в сборнике: Проблемы функционирования систем транспорта. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет». 2020г. - С. 412-413. - Текст: непосредственный.
© Кряжевских Д.Ф., 2021
УДК 674.8; 674.06/07; 67.017; 504.75; 614.841.42
Кузнецов М.В.,
доктор химических наук, главный научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПЕРЕРАБОТКЕ НЕКОНДИЦИОННОЙ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ ОТХОДОВ В КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация
Рассмотрены комплексные и предложения по решению проблем, переработки всех видов