Научная статья на тему 'Конкурентоспособность российского машиностроения как главный аспект состояния и структуры внутреннего рынка строительно-дорожной техники'

Конкурентоспособность российского машиностроения как главный аспект состояния и структуры внутреннего рынка строительно-дорожной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ROADMAKING MACHINERY / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / COMPETITIVENESS OF RUSSIAN MECHANICAL ENGINEERING / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спивак Ольга Николаевна, Ядров Иван Алексеевич

Проведен анализ конкурентоспособности российского машиностроения, выявлены факторы, препятствующие ускоренному формированию транспортной инфраструктуры в Российской Федерации, приведено сравнение динамики развития зарубежных и российского рынков в посткризисный период. Определены условия, и предложены мероприятия по улучшению конъюнктуры и преодолению негативных тенденций на внутреннем рынке строительно-дорожной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спивак Ольга Николаевна, Ядров Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF RUSSIAN MECHANICAL ENGINEERING AS A PRINCIPAL ASPECT OF STATE AND STRUCTURE OF DOMESTIC MARKET OF ROADMAKING MACHINERY

The analysis of the competitiveness of Russian mechanical engineering is carried out. Factors preventing the accelerated formation of transport infrastructure in the Russian Federation are identified. The development dynamics of foreign and Russian markets in the post-crisis period is compared. The conditions are determined, and measures to improve the current situation and overcome negative tendencies in the domestic market of roadmaking machinery are offered.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность российского машиностроения как главный аспект состояния и структуры внутреннего рынка строительно-дорожной техники»

ностей транспорта эффективность приоритета ГПТ снижается (см. рис. 3-6);

• применение пассивного приоритета оправдано при средних интенсивностях ГПТ;

• при значениях интенсивности движения ГПТ более 80-100 ед./ч применение как активного, так и пассивного приоритета нецелесообразно в силу значи-

тельного увеличения задержек транспортных средств на перекрестке;

• применение приоритета наиболее целесообразно при преобладании движения подвижного состава ГПТ в прямом направлении, при наличии значительных долей левоповоротного или правоповоротного движения (т.е. более 20%) эффективность внедрения приоритета ГПТ значительно снижается.

Библиографический список

1. Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Техни- 3. Организация дорожного движения в городах: метод. посо-ческие средства организации дорожного движения. М.: ИКЦ бие / под общей ред. Ю.Д. Шелкова. Научно-«Академкнига», 2005. 279 с. исследовательский центр ГАИ МВД России. М.: 1995. 143 с.

2. Левашев А.Г., Михайлов А.Ю., Головных И.М. Проектирование регулируемых пересечений: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. 208 с.

УДК 339.13

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ СОСТОЯНИЯ И СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ

О.Н. Спивак1, И .А. Ядров2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведен анализ конкурентоспособности российского машиностроения, выявлены факторы, препятствующие ускоренному формированию транспортной инфраструктуры в Российской Федерации, приведено сравнение динамики развития зарубежных и российского рынков в посткризисный период. Определены условия, и предложены мероприятия по улучшению конъюнктуры и преодолению негативных тенденций на внутреннем рынке строительно-дорожной техники. Ил.3. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: строительно-дорожная техника; транспортная инфраструктура; конкурентоспособность российского машиностроения; производительность.

COMPETITIVENESS OF RUSSIAN MECHANICAL ENGINEERING AS A PRINCIPAL ASPECT OF STATE AND STRUCTURE OF DOMESTIC MARKET OF ROADMAKING MACHINERY O.N. Spivak, I.A. Yadrov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The analysis of the competitiveness of Russian mechanical engineering is carried out. Factors preventing the accelerated formation of transport infrastructure in the Russian Federation are identified. The development dynamics of foreign and Russian markets in the post-crisis period is compared. The conditions are determined, and measures to improve the current situation and overcome negative tendencies in the domestic market of roadmaking machinery are offered. 3 figures. 2 sources.

Key words: roadmaking machinery; transport infrastructure; competitiveness of Russian mechanical engineering; performance.

Состоянию российского рынка строительно-дорожной техники, маркетинговым исследованиям и аналитическим обзорам уделяется достаточно много внимания. Это обусловлено тем, что качественный и количественный состав парка основных строительно-

дорожных машин является определяющим фактором в части создания транспортной инфраструктуры как одного из главнейших условий для успешной модернизации экономики страны.

1Спивак Ольга Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры строительных, дорожных машин и гидравлических систем, тел. (3952) 405134, e-mail: [email protected]

Spivak Olga, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Construction, Roadmaking Machinery and Hydraulic Systems, tel. (3952) 405134, e-mail: [email protected]

2Ядров Иван Алексеевич, студент, тел.(3952) 405134. Yadrov Ivan, Student, tel. (3952) 405134.

120

100

80

% 60

40

20

0

И-1-1-1-1-1-1-1-1-1

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

»♦»Гусеничные экскаваторы > « Колесные погрузчики ^^■Погрузчики с бортовым поворотом

Автогрейдеры ■■■Катки дорожные

^^^»Колесные экскаваторы «•в Экскаваторы- по грузч ики

■ Бульдозеры • • • «Асфальтоукладчики

Рис. 1. Динамика долей проданной отечественной техники на российском рынке строительно-дорожных машин (от суммарной емкости рынка в единицах конкретных видов техники)

Вместе с тем, представляется необходимым рассмотреть текущую ситуацию на рынке строительно-дорожной техники и ту, которая сложится в условиях реального в ближайшей перспективе вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО), особое внимание уделяя конкурентоспособности отечественного машиностроения, прежде всего, в области производства строительно-дорожных машин (СДМ).

На рис. 1. приведена динамика долей проданной отечественной техники на российском рынке СДМ (от суммарной емкости рынка в единицах конкретных видов техники), из которой очевидна определенная тенденция в пользу выбора зарубежных производителей, причем по всем основным видам СДМ.

Даже если принять во внимание абсолютные показатели по количеству единиц произведенной в России техники, по которым наметился рост, составивший по данным Росстата за 10 месяцев 2010 года 4,4% [2], а также экспорт, объемы которого малы, налицо раз-

витие системного кризиса дорожно-строительного и коммунального машиностроения (рис. 2).

Основной причиной или мотивом приобретения импортной техники является несоизмеримо более высокая производительность труда по сравнению с практикой применения отечественной техники, а также сервисное обслуживание и, конечно же, надежность, экономичность, качество и эргономика.

Очевидно, что выход из сложившейся ситуации находится как раз в доведении тех критериев и параметров, по которым осуществляется выбор СДМ, до уровня сопоставимого с самыми лучшими образцами мировой техники.

По итогам 9 месяцев 2010 г., несмотря на двукратное, а по некоторым видам техники трехкратное снижение производства по сравнению с докризисными показателями, наблюдается рост спроса на отечественную технику, что, впрочем, не говорит об образовании устойчивой тенденции в этом сегменте рынка

ТрубоуклаДчики-

Экскаваторы-погрузчики Фронтальны Погрузчики с бортовы

Бульд-озЕры-

втогреидеры Экскаваторы /бульдозеры е погрузчики м поворотом

■53

-100

И 63

46

1 56

76

58

аа7

аоо

4о0

86

Ц ао2

208

а00

200

%

о00

400

500

□ Производство ■ Импорт

Рис. 2. Производство и импорт строительной техники за 9 месяцев 2010 г. по отношению к 9 месяцам 2009 г., %

СДМ. Темпы прироста импортной составляющей российского рынка пока превышают, и это следует отметить особо, темпы роста производства отечественных СДМ в целом, в т. ч. и доли проданной отечественной техники на этом же рынке.

Темпы восстановления объемов на рынке по отдельным видам импортной техники превысили 200%, прежде всего, по основным видам СДМ: бульдозеры, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, фронтальные погрузчики (в отечественной технике только погрузчики с бортовым поворотом).

Следует отметить, что доля импортной бывшей в употреблении (б/у) техники на российском рынке по итогам 9 месяцев 2010 г. имеет тенденцию к снижению; в частности, доля бывших в употреблении экскаваторов снизилась почти на 40% (эта тенденция прослеживается да конца года).

Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию в экономике России в сфере производства СДМ, можно наблюдать формирование тенденции роста потребления основных видов строительно-дорожной техники.

Учитывая стабильный рост в 2010 г. объемов работ по виду экономической деятельности «строительство» (рис. 3) и объективную необходимость обеспечения такого роста техникой, а также наличие масштабных проектов в строительстве (прежде всего, спортивных комплексов), прогнозируется, что данная тенденция станет устойчивой не только в ближайшей, но и в среднесрочной перспективе. Такой прогноз вполне корреспондируется с экспертными оценками о росте мировой строительной отрасли к 2020 г. на 70% [2].

январь-ноябрь январь-октябрь январь-сентябрь январь-август январь-июль январь-июнь январь-май январь-апрель январь-март январь-февраль январь

85

87

83

за

30 35

%

37

33

аоа

аоо

Рис. 3. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» в 2010 г. в % к соответствующему периоду 2009 г. (по данным Росстата)

0

Надо полагать, что доля России в структуре объемов строительства будет занимать далеко не последнее место, и оно будет достигнуто в том числе за счет отечественной СДМ.

Вместе с тем, поддержка строительного и дорожного машиностроения в виде льготных кредитов, финансируемых программ лизинга строительно-дорожной техники, субсидий субъектам Российской Федерации на приобретение отечественных СДМ, искусственных таможенных барьеров, вряд ли могут стать главными мерами по преодолению негативной тенденции на внутреннем рынке.

Необходимы безотлагательные шаги, прежде всего:

- качественно новые подходы к менеджменту предприятий, выпускающих СДМ, прогрессивные и зарекомендовавшие себя как в мировой, так и в отечественной практике, в т.ч. основанные на международных стандартах (например, серии ISO), имеющие реальные перспективы к масштабному применению в России. Данную меру возможно реализовать путем получения права на уже существующие преференции, но только для предприятий, применяющих в своей практике системный менеджмент;

- более существенная поддержка со стороны Правительства Российской Федерации по созданию совместных предприятий по производству СДМ на территории России;

- грамотное, даже в условиях функционирования экономики России на принципах ВТО, применение таможенной политики в части величины пошлин на импортные СДМ, позволяющее в какой-то мере отечественной технике конкурировать с зарубежной, например, по параметрам «цена-качество»;

- вывод из хозяйственного оборота или, проще говоря, банкротство неэффективных и заведомо убыточных предприятий, производящих явно неконкурентоспособные с зарубежным аналогами СДМ.

Реализация перечисленных мер, без сомнения, будет способствовать сначала стабилизации, а затем и росту доли отечественных СДМ на внутреннем рынке; повышению имиджа российских машиностроителей и, как следствие, конкурентоспособности отечественной техники; формированию благоприятной структуры внутреннего валового продукта в соответствии с современными задачами модернизации экономики России; инновационной направленности промышленного производства.

Библиографический список

1. Интернет-портал о грузоподъемной, землеройной, дорож- 2. Статистические данные Федеральной службы государ-но-строительной и специальной технике. ственной статистики. URL: http://www.gsk.ru

URL: http://www.stroyteh.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.