транспортно-экспедиционных услуг, активизирован процесс перевалки грузов, автоматизирован процесс управления грузовыми потоками и организованы другие виды услуг, сопутствующие перевозке грузов. Становится очевидным, что в доходах транспортных компаний, предоставляющих полный спектр услуг, доля доходов от перевозок снижается, в то время как доля других услуг неуклонно растет, особенно это касается терминальных услуг, рентабельность которых достаточно высока за счет низких затрат на их оказание. Таким образом, создаётся возможность привлечь не охваченные транспортно-логистическим обслуживанием экспортно-импортные и контейнерные грузы, а также транзитные грузопотоки. Для комплексного обслуживания клиентов предполагается размещение взаимодействующих по технологическому процессу структур, к которым относятся транспортно-экспедиционные организации, филиалы транспортных организаций, банков, страховых компаний, гостиничный комплекс, с блоком общественного питания, сервисного и бытового обслуживания, технический сервис транспортных средств. Это позволит осуществлять:
- подготовку груза к перевозке (упаковка, маркировка, пакетирование и т. д.);
Библиографический список
- погрузку, консолидацию, деконсолидацию, хранение, перевалку, закрепление, укрытие и увязку груза;
- организацию перевозки груза различными видами транспорта;
- оформление перевозочных, грузосопроводи-тельных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки грузов, страхование груза;
сопровождение до грузополучателя и другие необходимые услуги.
Для качественного обслуживания клиентов необходимо создавать крытые склады для хранения и переработки грузов, склады для хранения грузов с особым температурным режимом, контейнерные терминалы, благоустроенные подъезды, информационно-вычислительную систему и технологическую связь.
Анализ платежного баланса разных стран в среднем показал, что доля экспорта прочих (вспомогательных) услуг для железнодорожного и автомобильного транспорта в общем объеме экспорта транспортных услуг составляет 6,7%. Экспорт прочих (вспомогательных) услуг для железнодорожного и автомобильного транспорта увеличился почти в 9 раз [10].
1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок / пер. с англ. ЗАО «Олимп-Бизнес». М.: 2001. 640 с.
2. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе: Моно - Пеньшин Н.В. // Изд-во: Академический проект, 2007; 192 с.
3. Котляренко А.Ф., Куренков П.В. К логистическим технологиям смешанных перевозок // Логистика. 2002. №3. С. 8-10.
4. Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с.
5. Модели и методы теории логистики / учебное пособие под. ред. Лукинского B.C. Спб.: Питер, 2003. 176 с.
6. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Р.Ф. от 22 .11.08.г. № 1734-р.
7. Best Practice Handbook for Logistics Centres in the Baltic Sea Region, Cooperation project NeLoC, European Regional Development Fund. Klaipeda, 2003. 230 p.
8. State of Logistics in the Baltic Sea Region / LogOn Baltic Masters Reports. Turku School of Economics. 2007. p. 137
9. Yuang Y., Liang L., Huang G. Leader-follower game in vendor managed inventory system with limited producton capacity considering wholesale and retail prices. International Journal of Logistics: research and applications. 2006, vol. 9, 335-350.
10. 2005 JETRO White Paper on International Trade and Foreign Direct Investment (Summary) // JETRO. Tokyo, 2005.
УДК 339.13
ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА РЫНОК СТРОИТЕЛЬНОЙ И ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
О.Н.Спивак1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведен обзор мирового и российского рынка дорожной и строительной техники (ДСТ), выявлены тенденции в данной сфере, дан краткосрочный прогноз продаж ДСТ. Обосновано влияние глобальных экономических процессов на конъюнктуру рынков ДСТ. Рассмотрена текущая ситуация в производстве ДСТ в России и определены факторы, негативно влияющие на объемы производства техники. Выявлены предпосылки возникновения положительных тенденций на российском рынке дорожной и строительной техники. Ил. 5. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: дорожная и строительная техника; кризис мировой финансовой системы; парк основных строительных машин; инвестиции в основной капитал; объемы строительных работ; конкурентоспособность российской техники; объем импорта; рост производства российской техники.
1Спивак Ольга Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры строительных, дорожных и гидравлических машин, тел.: (3952) 405134, e-mail: [email protected]
Spivak Olga Nikolaevna, Candidate of technical sciences, associate professor of the chair of Construction, Roadmaking and Hydraulic Machinery, tel.: (3952) 405134, e-mail: [email protected]
EFFECT OF TRENDS IN THE WORLD ECONOMY ON THE MARKET OF BUILDING AND ROADMAKING MACHINERY IN RUSSIA AND IN THE IRKUTSK REGION O.N. Spivak
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author reviews the global and Russian market of building and roadmaking machinery (BR M). She reveals trends in this field, gives the short-term forecast of BRM sales. She proves the effect of global economic processes on the BRM market situation, considers the current situation in the production of BRM in Russia and determines the factors adversely affecting the volumes of machinery production. The author identifies the backgrounds for the positive tendencies in the Russian market of building and roadmaking machinery. 5 figures. 1 table. 4 sources.
Key words: road-building machinery; crisis of the world financial system; park of basic building machinery; investments in fixed assets; volumes of construction; competitiveness of Russian machinery; volume of import; growth of Russian machinery production.
В последнее время политики всех уровней, экономисты, эксперты и аналитики уверенно говорят об окончании экономической рецессии, а также скором росте основных показателей промышленности в целом и отрасли производства строительной и специальной техники в частности. Очевидным является влияние тенденций в мировой экономике на рынок дорожной и строительной техники (ДСТ), в том числе российский, как конкретного субъекта глобального и в тоже время сегментированного рынка мирового масштаба. Вопрос - каковы формы, проявления и зависимости этого влияния - является крайне важным и актуальным не только с точки зрения оценки текущей ситуации, но и прогнозирования и определения краткосрочных, в некоторых случаях среднесрочных, тенденций развития рынка ДСТ.
По данным маркетингового агентства «Пром-Маркетинг» и других источников, объемы покупок ДСТ во втором полугодии 2008 года существенно сократи-
лись, а сформировавшаяся тенденция сохранилась в течение всего 2009 года. Такая же картина наблюдалась и в сфере производства ДСТ. Это связано со снижением объемов строительных и дорожных работ, а первопричина - все тот же кризис мировой финансовой системы, оказавший свое наибольшее негативное влияние, как ни странно, именно на российских производителей ДСТ и оборудования. В течение большей части 2009 года основной тенденцией машиностроительной отрасли страны стал спад производства, общее количество выпущенной строительной техники сократилось более чем в 3 раза (по данным Научно-технического центра). По некоторым видам российской техники в значительные (до полугода) временные периоды кризиса с сентября 2008 года по январь 2010 года фиксировалось беспрецедентное снижение производства: башенных кранов - в 18 (!) раз, экскаваторов и автокранов - в 7 раз, что подтверждает высокий уровень влияния кризиса на эко-
■ 21,6 26,0 23,1 25,1 18,7 * 10,7 о" 14,3 и» С9 и» I-." -17,6 -16,9 -17,6 -20,9 -24,8 -22,3 -19,5 -18,4 -16.7 -13.8 ,9 ,9 и» ,7 60
U 30,3 30,0 27,0 21,8 <N iC 16,2 еч <0 со о> и» ,3 6, С9 -16,8 -20,7 -20,2 -16,3 -21,9 -19,6 -17,8 -15,5 -18,3 -14,5 -13,2 ,2 се -10,7 ,8 о> и»
Рис. 1. Темпы прироста / снижения инвестиций в основной капитал и объемов работ по виду экономической деятельности «строительство» (в % относительно соответствующего периода прошлого года)
номику России. По данным ID-Marketing (данных Рос-стата за 2009 год в открытом доступе пока нет), снижение производства ДСТ в России в 2009 году составило: экскаваторов - на 75%; бульдозеров и трубоукладчиков - на 70,6%; автогрейдеров - на 51,7%.
Вместе с тем, необходимо признать, что относительно невысокий уровень конкурентоспособности российской ДСТ в определенной мере только усугубляет негативные тенденции в изменении конъюнктуры отечественного рынка в данной сфере.
Беря за основу, что объемы рынка ДСТ самым прямым и непосредственным образом связаны с объемами строительных работ, осуществляемыми в виде экономической деятельности (ВЭД) «строительство», представляется возможным сопоставить темпы прироста или снижения инвестиций в основной капитал и объемов работ по ВЭД «строительство» (информационной базой для построения таблиц, графиков и диаграмм здесь и далее являются официальные данные Росстата) (рис. 1).
Из диаграммы видно, как совпадают темпы изменения инвестиций в основной капитал и темпы изменения объемов строительства. Причем, темпы изменения инвестиций отражают ситуацию во всех (!) видах экономической деятельности, осуществляемых в России. Кроме того, представленная динамика в целом отражает и характеризует течение кризиса мировой финансовой системы и его влияние на экономику России.
Данная информация в совокупности показывает конкретную взаимосвязь процессов социально-экономического развития страны и текущей ситуации в ВЭД «строительство», насколько точно реагирует рынок ДСТ, в том числе российский, на эти изменения, как зависит конъюнктура отдельного и, казалось бы, локального рынка от ситуации в сфере инвестирования в основной капитал в различных секторах хозяйственной деятельности.
Таким образом, рынок ДСТ в определенной степени является индикатором активизации или затухания глобальных экономических процессов или экономической ситуации в целом в любой развитой стране мира, в том числе в России.
Очевидно, что влияние кризиса распространяется и на состояние парка основных строительных машин. Действительно, в течение 2009 года, в отличие от предыдущих лет, в России по всем видам техники произошло сокращение, т.е. выбытие техники превышало поступление новой. Зная состояние, в котором обычно списывается техника, и учитывая ухудшение финансовой ситуации на строительных и дорожных предприятиях, вызванной кризисом, можно себе представить, что пошло на металлолом (!) (рис. 2).
На рис. 3 представлена аналогичная информация в разрезе Иркутской области, которая совершенно точно совпадает с российской (выбывание техники идет быстрее, чем поступление новой), что неудивительно - общая ситуация по России формируется путем сложения данных по всем регионам.
Какова же картина инвестиций и объемов строительства в Иркутской области?
Объем инвестиций в основной капитал за I квартал 2010 года составил 11056,9 млн рублей или 43,9% (по отношению к аналогичному периоду предыдущего года), что является самым низким показателем среди 12-ти субъектов Сибирского федерального округа. Если обратиться непосредственно к объемам работ, выполненных по ВЭД «строительство», в I квартале 2010 года наблюдается точно такая же картина -3861,5 млн рублей или 59,0% (меньше только в Республике Бурятия - 46,3%), и это при том, что основной застройщик области - Иркутск - находится в преддверии своего юбилея - 350-летия! Остается надеяться, что ситуация в ближайшее время кардинальным образом изменится в лучшую сторону. Оптимизм вносит последняя информация об итогах инвестиционной деятельности в Иркутской области. За первое полугодие 2010 года ситуация меняется в лучшую сторону -отставание от 2009 года сокращается все быстрее (таблица).
Инвестиции в нефинансовые активы (в основной
капитал) крупных и средних предприятий Ир_кутской области в 2010 году_
Период За период с начала года В % к предыдущему году
Первый квартал 9736,1 46,3
Первое полугодие 33572,5 69,6
Возвращаясь к рынку ДСТ, уместно привести прогноз президента машиностроительной корпорации Terex Corporation, что восстановление отрасли строительного оборудования (имелся в виду весь спектр ДСТ) после кризиса начнется, в лучшем случае, с середины 2010 года. Данный прогноз, в принципе, соблюдается и для российского рынка. Приведенные в диаграмме показатели инвестиционной активности и объемов строительства подтверждают взаимосвязь экономик различных стран мира или их одинаковую реакцию на глобальные изменения во внешней среде.
По данным Association of Equipment Manufacturers спад производства строительного оборудования в США в 2009 году составил 43%, в Канаде - 34%.
Американские компании, которые вошли в опросный пул, ожидают 5-процентного роста бизнеса в 2010 году, 15-процентного - в 2011, и 14-процентного - в 2012 году. Однако этого недостаточно, чтобы покрыть ранее понесенные потери, связанные с падением производства и сокращением числа работающих, т.е. ожидаемый трехлетний рост не выведет эту отрасль на докризисные позиции.
Канадские респонденты ожидают, что в 2010 году рост составит 7%, а в 2011 и 2012 годах - 13%.
Результаты работы Volvo Group в 2009 году значительно хуже ожидаемых (с учетом кризиса). Только потери превысили млрд долларов США.
Респонденты также полагают, что общее состояние экономики и уровень потребительской уверенности окажут серьезное влияние на уровень продаж в
J 5 I 5 15
18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
экскаваторы одноковшовые скрепе-ры автогреИ-деры бульдозеры на тракторах краны башенные погрузчики одноковшовые
2008 16495 909 5592 15025 5518 8889
2009 15711 869 5568 14358 5264 8066
Рис. 2. Наличие основных строительных машин в строительных организациях (по ОКВЭД) в Российской
Федерации в 2008-2009 годах, единиц
500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
j г
ч
□ 2008
□ 2009
= ■
= 1
= 1
= 1 1
экскаваторы одноковшовые
416
384
скреперы
10
10
автогреи-деры
82
69
бульдозеры на тракторах
430
406
краны на пневмоко лесном ходу
104
90
тракторы
352
328
Рис. 3. Наличие основных строительных машин в организациях Иркутской области в 2008-2009 годах, единиц
отрасли строительной техники. Среди других важных факторов, которые могут оказать позитивное влияние в этом сегменте - усиление доллара США и успехи фирм по экспорту продукции. При этом эксперты полагают, что, несмотря на возможный рост экономических показателей отрасли, даже через три года процентный уровень падения производства и числа безработных по сравнению с докризисным уровнем будут измеряться двузначными цифрами.
Мировые лидеры по производству и продаже строительной техники Caterpillar и Komatsu фиксировали значительное - до 48% - сокращение продаж в течение 2009 года. Как следствие - было осуществлено плановое (!) сокращение производства, в частности японскими производителями строительной техники -на 42%.
Что касается китайского рынка, то там, в отличие от других развитых стран, на фоне спада экспорта в 2009 году выросли объемы внутреннего рынка ДСТ, что было обусловлено подъемом на рынке недвижи-
мости. Впрочем, по последним данным на июль 2010 года на китайском рынке недвижимости происходит «сдувание пузыря». Некоторые эксперты, в частности Гарвардского университета, даже предсказывают коллапс рынка. Очевидно, что эта ситуация отрицательно повлияет на внутренний китайский рынок ДСТ.
Согласно новому изданию «Желтой таблицы» китайская корпорация XCMG заняла 10-е место среди мировых производителей строительной техники. Еще две китайские компании, Sany и Zoomlion, расположились на 11-й и 12-й строчках соответственно.
Впервые в этом году в ТОП-10 вошла компания Metso Minerals, вытеснив тем самым с позиций лидеров John Deere и CNH. Среди других значительных изменений - падение Terex с 3-го на 7-е место. Это свидетельствует о том, что последствия экономического кризиса для компании оказались более тяжелыми, чем для конкурентов.
3-е место, принадлежавшее в прошлом году Terex, заняла компания Hitachi. Первые две позиции
остались прежними - Caterpillar и Komatsu. Liebherr переместилась на 4-е место, Volvo сохранила за собой 5-ю позицию.
Глобальный экономический кризис значительно отразился на рынке ДСТ в прошлом году. Доходы компаний, входящих в ТОП-50 крупнейших мировых производителей, снизились на 23,6%, до 108 млрд долларов (в 2008 году данный показатель, ставший рекордным для отрасли, составил 168 млрд долларов). Тем самым продажи техники оказались на уровне 2005 года.
В то же время китайские производители продолжили показывать положительную динамику. В долларовом выражении доходы представителей из Китая составили 13,2 млрд, что на 18% больше 11,2 млрд долларов в 2008 году. В результате доля китайских компаний в числе 50-ти крупнейших производителей выросла практически вдвое (с 6,7 до 12,2%).
Остается с сожалением добавить, что присутствия российских компаний в этом списке не предвидится в ближайшем обозримом будущем.
Стоит отметить, что, несмотря на неблагоприятные экономические условия, некоторые зарубежные
кратили импорт новых машин в 8 и 11 раз соответственно.
Падение коснулось не только дорогих брендов. Импорт техники из Китая, которая в течение последних лет демонстрировала стремительную динамику роста, упал в 10 раз.
Ситуация, складывающаяся с импортом машин, в полной мере корреспондируется с общей картиной на российском рынке ДСТ. Объемы производства спецтехники российскими предприятиями снизились в разы, сопоставимые с падением импорта.
По данным маркетинговой компании «Академия Сервис» видно, насколько упал объем импорта в 2009 году в нескольких сегментах новой ДТС (сочлененные самосвалы, грейдеры, фронтальные погрузчики мощностью более 100 л.с., колесные и гусеничные экскаваторы, мини-экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, мини-погрузчики) (рис. 4). Информация полностью сопоставима с другими исследованиями рынка ДТС и сводится к тому, что сегодняшние объемы импортной техники на российском рынке сопоставимы с объемами 2003 года. И это вполне применимо и к другим видам ДСТ, не попавшим в сферу анализа.
1600% 1400% 1200°% 1000% 800% 600% 400% 200% 0%
1358%
□ Объем импорта по отношению к 2003 году
1132%
466%
2003 г.
2004 г.
2005 г. 2006 г.
2007 г.
2008 г. 2009 г.
Рис. 4. Объем импорта по отношению к 2003 году (в процентах); изменение объема импорта каждого года к
предыдущему (разы)
компании - производители ДСТ, продолжают сохранять свои позиции на российском рынке. Лидерами по-прежнему являются Komatsu с 8% и Caterpillar с показателем в 7,1% от общего объема российского рынка оборудования. Сразу за общепризнанными гигантами отрасли следует китайская компания Xingtai с 7%.
В ближайшие 5 лет доля китайской импортной техники на российском рынке будет только увеличиваться, в основном, благодаря приемлемому сочетанию цены и качества оборудования.
Анализируя импорт новых машин, можно сделать вывод, что все производители, которые еще в прошлом году составляли основную часть соответствующих сегментов рынка, сократили ввоз техники в разы. При этом, по данным агентства «Пром-Маркетинг, такие лидеры прошлых лет, как Hitachi и Volvo практически полностью прекратили импорт в Россию экскаваторов, погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков.
Компании, входящие в топ 10 мировых производителей строительной техники, Caterpillar и Komatsu со-
В итоге объемы продаж строительно-дорожной техники в России, в том числе отечественного производства, в разных сегментах упали от 50 до 70% (в некоторых видах ДСТ - более чем на 90%) и вернулись на уровень 2003-2004 годов.
В результате экономического кризиса сложилась парадоксальная ситуация - рыночная доля отечественной техники увеличилась на 11,5%. Однако этот временный успех российских производителей обусловлен не повышением качества выпускаемой техники, а ростом курса доллара, в результате которого зарубежное оборудование существенно подорожало. В целом техника зарубежного производства по-прежнему пользуется большей популярностью на отечественном рынке строительного оборудования. Российские же производители строительной и дорожной техники просто ожидают увеличения спроса на отечественную технику. Обзор информации в Интернете показывает обилие материалов на эту тему, однако они, как правило, имеют коммерческий характер и, в
основном, не учитывают влияние кризиса на состояние российского рынка ДСТ.
Конечно же, радикальные изменения на рынке отечественной техники, а значит и в промышленном комплексе, связаны с необходимостью модернизации экономики страны, для чего, в свою очередь, необходим ряд условий, среди которых одним из важнейших является состояние инфраструктуры и, прежде всего, сети дорог. Доступное энергоснабжение, возможность подключения к коммуникациям, свободное перемещение работников тоже непременное условие модернизации, однако развитие сети дорог - главнейшее. И опять мы видим прямую взаимосвязь производства строительной и дорожной техники, состояния рынка в этой сфере с глобальными процессами в экономике России.
Огромные масштабы рынка ДСТ, падение объемов производства и импорта, каких еще российский рынок не испытывал, трудно себе представить. Достаточно сказать, что потребность в ДСТ на объектах ХХУП-й летней Универсиады 2013 года в Казани и ХХ11-х зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, а эти стройки считающиеся грандиозными, фактически не повлияла на состояние рынка. Что касается объемов строительства жилья, то, по заявлению президента Российского союза строителей Владимира Яковлева, в 2010 году они не вырастут по сравнению с 2009 годом. Кроме того, одной из главных проблем инфра-
68 69
идет 210 кг условного топлива, а в ЕС - 125 кг). В Германии 65% автодорог строится с укладкой бетонных плит, в КНР - 38%, в России - 0% (!), хотя эти покрытия не нуждаются в ремонте по 20 и более лет, тогда как на ремонт существующих дорог мы тратим в 5,5 раза больше средств, чем на прокладку новых.
Сопоставляя данные по сокращению объемов производства отечественной ДСТ (в среднем в несколько раз) с информацией по среднему уровню использования производственных мощностей строительных организаций в Российской Федерации за аналогичный период, можно сделать осторожный вывод о том, что с учетом максимального сокращения мощностей (на 13% или менее чем на одну восьмую), эффективность использования имеющихся (оставшихся) производственных мощностей крайне низка (рис. 5). Как следствие, растут издержки производства, непредвиденные расходы по содержанию фактически неиспользуемых основных фондов, что в совокупности снижает ценовую конкурентоспособность российской техники. И снова динамика уровня использования производственных мощностей точно повторяет (реагирует на) течение кризиса.
На сегодняшний день техника российского производства может конкурировать с зарубежными аналогами на отечественном рынке только за счет доступной ремонтной базы и отсутствия проблем с дешевыми запчастями.
70 65 60 55 50
66
I кв
II кв
67
III кв
58
57 57 57
IV кв
2008
56
I кв
II кв
III кв
IV кв
2009
I кв
2010
Рис. 5. Средний уровень использования производственных мощностей строительных организаций
в Российской Федерации (в процентах)
структурной модернизации России является непомерно высокая стоимость строительных и дорожных работ. Так, по данным Центра исследования постиндустриального общества, сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится: в Китае - в $2,9 млн, в Бразилии - в $3,6 млн, в России - в $12,9 млн (для участка автодороги Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км эта цифра составляет $134 млн за 1 км; для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга -$142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы -около $400 млн за 1 км). Себестоимость постройки складов и коммерческой недвижимости в России выше, чем во Франции или Германии, и превосходит бразильский показатель в 2,4, а китайский - в 3,2 раза. При этом на 1 кв. м площади жилых домов расходуется 0,9 куб. м бетона и 90 кг металлической арматуры, хотя в развитых странах - в среднем в 2 раза меньше (в свою очередь, на производство 1 т цемента
Сегодня сложно говорить о том, что зафиксирована крайняя точка рынка, и что она уже пройдена, что наметившиеся тенденции роста рынка являются устойчивыми, что стабилизация характерна и для остальных видов экономической деятельности, от которых зависит рынок строительных и дорожных машин.
В обзорах на тему ДСТ присутствуют противоречивые характеристики рынка, например, «рынок ДСТ достиг дна и начал зарываться», или «рынок ДСТ упал на дно, чтобы оттолкнуться» и др.
Однако мнения известных и авторитетных исследователей глобальной экономики о прекращении экономической рецессии, отсутствие каких-либо серьезных аргументов или факторов, опровергающих это мнение, положительным образом влияют на ситуацию в различных секторах экономик развитых стран, в том числе на рынке ДСТ, инициируя при этом действия участников рынка на опережение в ожидании спроса.
Off-Highway Research опубликовала оценки перспектив развития рынка ДСТ в мире на ближайший год. Прогноз, в основном, может быть охарактеризован как весьма оптимистический. Утверждается, что продажи строительного оборудования в мире вырастут на 8,5% в течение года. Основной причиной этого станет рост продаж в Китае, где этот показатель будет составлять 13%. Планируется, что в текущем году продажи строительного оборудования составят 517284 единиц, при этом 280720 единиц будет продано именно в КНР. Однако в процентном отношении наибольший рост планируется в Индии - 34%. В Восточной Европе рост продаж составит 7%, а в Северной Америке - 3%. Единственным депрессивным рынком станет Япония, где падение продаж может составить 19%.
Что касается Российского рынка, то объемы продаж ДСТ в разных сегментах упали от 50 до 70% и вернулись на уровень 2003-2004 годов.
Однако в сфере производства отечественной ДСТ появились обнадеживающие тенденции. По статистическим данным Союза машиностроителей России, в январе-мае 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года отмечается стабильный рост производства дорожно-строительной техники (кроме бульдозеров и трубоукладчиков). За пять месяцев выросло производство: экскаваторов - в среднем в 2,4 раза, строительных погрузчиков - на 86,4%, автогрейдеров - на 84,2%, универсальных погрузчиков - на 55,3%, машин для городского коммунального хозяйства - на 51,5%, башенных кранов - на 47,1%. В январе-мае 2010 года по большей части номенклатуры техники динамика отгрузки опережала ее производство. Однако из-за уменьшения реализации готовой техники в мае месяце по сравнению с апрелем, общее количество неотгруженной техники, находящейся на складах предприятий по итогам работы за 5 месяцев, увеличилось и составило 8966 машин.
По данным информационно-аналитической компании «ВладВнешСервис», положительная динамика Российского экспорта в I квартале 2010 года по отношению к в I кварталу 2009 года зафиксирована по позициям: автобетономешалки (73%), гусеничные бульдозеры с поворотным и неповоротным отвалом (717%), прочие погрузчики одноковшовые фронтальные (18%), и импорта в Россию по позициям: экскаваторы, одноковшовые погрузчики и прочие механические лопаты (358%), гусеничные бульдозеры с поворотным и неповоротным отвалом (26%), прочие погрузчики одноковшовые фронтальные (46%). Данная статистика вполне определенно говорит о положительных сдвигах в производстве отечественной ДСТ и, как следствие, ослаблении влияния финансового кризиса на состояние в сфере производства ДСТ в России. Однако это применительно пока только по отношению к непосредственной производственной деятельности промышленных предприятий, выпускающих ДСТ. Вместе с тем российские производители ДСТ среагировали на сжатие рынка если не свертыванием своих производственных программ, то их корректировкой до объемов 2007-2008 годов.
Для более существенного изменения ситуации как на мировом, так и на Российском рынках ДСТ нужна активизация инвестиционной деятельности вообще и в строительной области в частности. А для этого, в свою очередь, необходимы государственные меры макроэкономического масштаба по формированию условий, направленных на восстановление докризисных показателей социально-экономического развития экономики России и их динамичного улучшения и, прежде всего, в части инфраструктурных преобразований. Придание российской экономике такого вектора, безусловно, повлечет за собой восстановление и параллельное развитие всех ее секторов и сегментов и в том числе рынка дорожной и строительной техники.
Библиографический список
1. http://wwwbuildernet.ru - информационный интернет- 3. http://www.akros-group.ru. - Гражданское и дорожное портал «Все о строительной технике». строительство. Сайт группы компаний «АКРОС».
2. http:// www.prom-marketing.ru - сайт маркетингового агент- 4. http://www.gks.ru - статистические данные Федеральной ства «Пром-Маркетинг». службы государственной статистики.
УДК 625.712
ОЦЕНКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТОКОВ В КОРИДОРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА С РАЗМЕЩАЕМЫМИ НА ПЕРЕГОНАХ ДЕТЕКТОРАМИ
С.Е.Тебеньков1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается проблема анализа транспортных потоков, в частности, оценка распределения потоков, в транспортных коридорах. Изложена методика восстановления матриц корреспонденций в транспортном коридоре с применением размещаемых на сети детекторов транспорта. Ил. 4. Табл. 2. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: управление потоками в транспортных коридорах; мониторинг транспортных потоков; оценка распределения транспортных потоков.
1Тебеньков Сергей Евгеньевич, аспирант, тел.: (3952) 462599, e-mail: [email protected] Tebenkov Sergey Evgenievich, postraduate student, tel.: (3952) 462599, e-mail: [email protected]