Научная статья на тему 'Обзор российского рынка производства колбасных изделий'

Обзор российского рынка производства колбасных изделий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1214
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ОБЪЕМ ВЫПУСКА / ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ / ПРОИЗВОДСТВО / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батина Екатерина Александровна, Соколова Надежда Геннадьевна

Для населения России колбасные изделия являются социально значимыми, занимая особое место в повседневном рационе питания. Специфика современного российского рынка колбасных изделий отличается незначительными объемами продукции импортного производства и преобладанием продукции отечественных производителей. В статье рассмотрена динамика объемов производства колбасных изделий на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the population of Russia sausages are socially significant having a special place in the daily diet. Small volume of imported products and domination of domestic producers make the specifics of the modern Russian market of sausage goods. The article provides a study of the dynamics of sausage production in the Russian market.

Текст научной работы на тему «Обзор российского рынка производства колбасных изделий»

БАТИНА Е. А., СОКОЛОВА Н. Г.

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация. Для населения России колбасные изделия являются социально значимыми, занимая особое место в повседневном рационе питания. Специфика современного российского рынка колбасных изделий отличается незначительными объемами продукции импортного производства и преобладанием продукции отечественных производителей. В статье рассмотрена динамика объемов производства колбасных изделий на российском рынке.

Ключевые слова: колбасные изделия, производство, объем выпуска, рынок, перспективы отрасли.

BATINA E. A., SOKOLOVA N. G.

A REVIEW OF RUSSIAN MARKET OF SAUSAGE PRODUCTION

Abstract. For the population of Russia sausages are socially significant having a special place in the daily diet. Small volume of imported products and domination of domestic producers make the specifics of the modern Russian market of sausage goods. The article provides a study of the dynamics of sausage production in the Russian market.

Keywords: sausage, production, output, market, prospects.

Российский рынок представлен огромным ассортиментом колбасных изделий, на нем присутствует большое количество производителей, а номенклатура каждого крупного завода зачастую превышает десятки единиц продукции. К колбасным изделиям принято относить разнообразные колбасы, сосиски, деликатесы и паштеты из мяса, полуфабрикаты из мяса, ветчину и др. Для россиян перечисленные продукты являются социально значимыми, занимая особое место в повседневном рационе питания наряду с такими продуктами, как фрукты, овощи, молочные изделия и хлеб.

Специфика современного российского рынка колбасных изделий такова, что основной его объем обеспечивает отечественный производитель. Объемы импорта и экспорта составляют небольшой процент рынка.

На протяжении последних лет в России наблюдается спад производства колбасных изделий. В 2015 году объем производства колбасных изделий уменьшился на 3,8% и составил 2 442 844,3 тонн. В 2016 году в России было произведено 2 410 546,1 тонн колбасных изделий, что на 1,3% ниже объема производства предыдущего года (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика объема российского производства колбасных изделий в 2013-2016 гг., тонн.

По оценкам Alto Consulting Group, в 2016 году наибольший объем выпуска продукции был отмечен в ноябре и составил 8,2% по отношению к аналогичному месяцу 2015 года. При этом крупнейшие объемы производства колбасных изделий в нашей стране были обеспечены предприятиями Центрального федерального округа. На 476,8 тыс. тонн меньше составил объем выпуска данной категории товара в Приволжском федеральном округе. Если рассматривать структуру производства, на протяжении последних четырех лет в данном сегменте рынка лидером остаются фаршированные колбасные изделия, производство которых в 2016 году составило 1 538,9 тыс. тонн с долей 63,8% от общего объема выпущенных предприятиями колбасных изделий [1].

Результаты исследования рынка колбасных изделий, проведенного IndexBox Russia показали, что динамика стоимостного объема производства в отрасли существенно отличается от динамики в натуральном выражении. Так, в 2015 году мясоперерабатывающие комбинаты сократили выпуск на 95,2 тыс. т., однако в стоимостном выражении производство, напротив, увеличилось на 7,7%. В первом полугодии 2016 года эта тенденция была несколько менее выраженной: количество изготовленной продукции сократилось на 3,3%, при этом объем выпуска в стоимостном выражении тоже уменьшился, но всего на 0,3% (см рис. 2 и 3).

Рис. 2. Динамика производства колбасных изделий в РФ в январе 2015 - июне 2016 гг., в % к предыдущему месяцу в натуральном выражении.

Рис. 3. Динамика производства колбасных изделий в РФ в январе 2015 - июне 2016 гг., в % прирост к аналогичному месяцу прошлого года в натуральном выражении.

Основной причиной увеличения цен на колбасные изделия является удорожание импортного мясного сырья и комплектующих для иностранного оборудования, вызванное девальвацией рубля. Так, по оценкам участников рынка, отечественные мясокомбинаты продолжают закупать более четверти всей используемой ими говядины за рубежом. Изменилась лишь география поставок. Если до введения продовольственного эмбарго значительную роль в обеспечении российских производителей говядиной играли США и страны ЕС, то сейчас в структуре импорта преобладают поставки из стран Латинской Америки (Бразилии, Парагвая и др.). При этом в отношении таких видов мясного сырья, как

мясо птицы и свинина, можно говорить о доминировании отечественной продукции. Доля импорта в структуре потребления свинины составляет около 10%, птицы - 5% [2].

Наибольший объем выпуска среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ, где во 2 кв. 2016 года было произведено 24,7 тыс. т. колбасных изделий, или 40,8% от общероссийского объема. На втором и третьем месте находятся Приволжский (21,2%) и Сибирский федеральные округа (11,5%). В совокупности на эти федеральные округа во 2 кв. 2016 года пришлось 73,5% от общероссийского объема производства, то есть почти столько же, сколько и в 4 кв. 2015 года (72,0%) (см. рис. 4). Столь незначительное изменение долей свидетельствует о стабильности загрузки производственных мощностей во всех федеральных округах [3].

г \

■ (Центральный 100% ■ 90%

■ Северо-Западный 39.7% 40,0% 41.2% 40.8% ■ 90% • 70%

■ Южный

- 60% • 50%

■ Приволжский 11.5% 11.8% 11.8% 11,0%

|з.9Ч 5.4^-: 5.1% 5,0%

■ 40%

■ Уральский 21.0% 20.3% 20,3% 21,2% ■ 30%

6.1% 6.1% 6.0% 6,1% ■ 20%

Сибирский 11.5% 11.5% 11.1% 11,5% • 10%

4.3% 4.6^ 4.6% 4.4%

■Прочие III 1 IV I 1 II

V 2015 2016 /

Рис. 4. Структура производства колбасных изделий по федеральным округам Российской Федерации

в 3 кв. 2015 - 2 кв. 2016 гг. в натуральном выражении.

Стоит отметить, что в настоящее время колбасные изделия очень популярны среди российских граждан. Если раньше колбасы являлись деликатесом и покупались в основном в праздничные дни, то сейчас большое количество россиян употребляет этот продукт практически ежедневно. Частое употребление колбасной продукции потребителем является точкой роста для отечественного рынка и стимулирует мясоперерабатывающие предприятия к расширению ассортиментного ряда.

Перспективы отрасли будут зависеть, прежде всего, от наличия платежеспособного спроса со стороны населения. По прогнозам Минэкономразвития, рост реальных заработных плат придется на 2017-2019 гг. Влияние на развитие отечественной мясоперерабатывающей

промышленности окажет и состояние сырьевой базы. Согласно оценкам Министерства сельского хозяйства, средний темп прироста производства скота и птицы на убой (в живом весе) за 2017-2019 гг. может составить около 7,4% [3].

Результаты исследования показали, что сами участники рынка испытывают сдержанный оптимизм относительно дальнейшего развития мясоперерабатывающей отрасли. В частности, по оценкам сотрудников некоторых крупных компаний, спад производства не продлится долго, и в ближайший перспективе можно ожидать возобновления роста, в первую очередь, за счет повышения спроса на продукцию нижнего ценового сегмента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разработка бизнес-планов. Маркетинговые исследования рынка. Alto Consulting Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alto-group.ru/.

2. Маркетинговые исследования рынка. IndexBox Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indexbox.ru/.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.