Научная статья на тему 'Исследование рынка колбасных изделий Тульской области'

Исследование рынка колбасных изделий Тульской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1167
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова О. И.

Приведены результаты исследования современного состояния рынка колбасных изделий Тульской области. Представлены его основные характеристики и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка колбасных изделий Тульской области»

УДК 339.13.017

О.И. Денисова, аспирант, (4872) 20-30-55, denisova [email protected], (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Приведены результаты исследования современного состояния рынка колбасных изделий Тульской области. Представлены его основные характеристики и особенности.

Ключевые слова: рынок, колбасные изделия, Тульская область.

Колбасные изделия являются весьма популярным продуктом питания в нашей стране. Об этом свидетельствует тот факт, что в товарной структуре оборота розничной торговли РФ колбасные изделия традиционно занимают третье место, уступая лишь таким группам товаров, как «Алкогольные напитки и пиво» и «Мясо и птица» [1]. Ежегодно растет выпуск колбасных изделий. Так, в целом по России этот показатель с 2000 г. по 2008 г. увеличился на 77,15 %, с 1440 тыс. т до 2551 тыс. т [2], а по Тульской области — на 86,3 %, с 8 тыс. т до 13,9 тыс. т за аналогичный период

[3].

Ассортимент рынка колбасных изделий отличается разнообразием. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться. Так, по данным журнала «Мясные технологии», только в течение 2008 г. число видов колбасных изделий на российском рынке выросло с 5,5 тыс. до 5,7 тыс., т. е. на 3,6 % [4].

В период с сентября 2009 г. по январь 2010 г. автором было проведено исследование рынка колбасных изделий города Тула с целью изучения особенностей функционирования данного рынка, его основных характеристик и особенностей.

При выполнении исследования был проведен анализ статистических данных и материалов периодической печати по изучаемому вопросу, обследован ассортимент колбасных изделий в розничных торговых точках города, проведено анкетирование жителей и беседы с представителями нескольких мясокомбинатов Тульской области.

Согласно полученным данным, на рынке Тулы представлена продукция 80 предприятий: 66 отечественных и 14 иностранных. Отечественные производители представлены предприятиями региона, федеральными предприятиями — «гигантами», а также рядом производителей из других регионов России. Зарубежные производители представлены в основном белорусскими и европейскими предприятиями.

По результатам анализа данных анкетирования был определен размер активных покупателей колбасных изделий, т. е. покупателей, лично

приобретающих колбасные изделия не реже одного раза в неделю. Эта категория составила 75 % опрошенных, из них женщин — 88 %, мужчин — 12 %.

Выявление частоты покупки колбасных изделий показало, что почти в 50 % домохозяйств Тулы колбаса покупается не реже 2-3 раз в неделю, а в 25 % — не реже 1 раза в неделю. Только 2 % респондентов никогда не покупают колбасные изделия.

Согласно анкетным данным в структуре потреблений наибольшую долю занимают сосиски и сардельки, на их долю приходится около 32 % предпочтений населения. Также среди опрошенных жителей востребованы вареные колбасы — 29 %, полукопченые и варено-копченые колбасы — 15 %, ветчина — 9 %, сырокопченые и сыровяленые колбасы — 7 %. Доля мясных деликатесов составляет — 5 %, паштета — 2 %. Остальные виды колбасных изделий, такие, как зельц, ливерные колбасы, шпик, не популярны среди населения — на их долю приходится около 1 % покупок.

Наиболее популярными местами продажи колбасных изделий являются рынки — 30 %, фирменные магазины / палатки от производителя — 17 % и супермаркеты — 22 %. Около 20 % опрошенных приобретают колбасные изделий в различных местах продаж и не имеют четко выраженных предпочтений к их выбору.

При выборе марки / производителя колбасных изделий большинство покупателей обращают внимание на качество (57 %), цену продукции (21 %), а также предлагаемый ассортимент — 10 %.

При выборе колбасных изделий туляки в первую очередь обращают внимание на вкус — 55 % опрошенных, цену — 32 % и лишь 5 % на их популярность среди потребителей.

Основными фактором, влияющими на выбор колбасной продукции, является ее качество (34 %), запоминающийся имидж производителя (26 %) и ценовая категория (15 %).

Одним из факторов, влияющих на выбор марки / производителя колбасных изделий, является ее известность среди потребителей данного продукта. Тот брэнд, который вспоминается покупателем первым (1;ор-о1-mind), занимает в его сознании первостепенное положение. Согласно результатам исследования, лидером в указанном рейтинге в Туле является местный производитель «Тульский мясокомбинат» — его top-of-mind равен 45 % (рис.1). На втором месте по показателю 1ор-о^т^ находится Тепло-Огаревский МК — первым его вспомнили 18 % респондентов. Третье место занимает владимирский производитель «Стародворские колбасы». Согласно данным опроса около 80 % респондентов отдают предпочтение местным производителям. Бренды федерального уровня пользуются популярностью лишь у 11 % респондентов.

10%

8?° 7% 6% 6%

Производители колбасных изделий, представленные на рынке города Тула

Рис. 1. Тор-о/-ттй производителей колбасных изделий в январе 2010 г.

Кроме top-of-mind, важным показателем для выявления лидеров рынка в сознании потребителей является уровень спонтанной известности, включающий всех названных респондентом производителей (рис. 2). Лидером рынка является также «Тульский мясокомбинат» — уровень его спонтанной известности равен 56 %. Более чем 20 % покупателей знают Тепло-Огаревский мясокомбинат с его торговой маркой «Город мастеров», «Стародворские колбасы», «Арсеньево» и «Лазаревское ПХ». С федеральными брендами, такими, как «Микоян», «Останкино», «Царицыно», колбасные изделия ассоциируются лишь у 16-17 % покупателей. Спонтанная известность других производителей менее 15 %, при этом ряд производителей вообще не были названы в ходе опроса, т. е. они слабо известны на Тульском рынке.

Таким образом, основная доля опрошенных туляков предпочитает продукцию местных производителей. Неоспоримым лидеров среди них является «Тульский мясокомбинат». Местные производители должны максимально использовать это преимущество путем решения ряда производственных и маркетинговых задач, таких, как разработка методов продвижения продукции, ассортиментной, ценовой и сбытовой стратегии развития.

От рынка колбасных изделий большинство туляки ожидают использование только натурального сырья и качество изготовления — 72 и 70 % опрошенных соответственно. Снижение цены хотели бы видеть 17 %, а новые продукты — 11 %.

Рис 2. Спонтанная известность производителей колбасных изделий

вянваре 2010 г.

Анализ всех имеющихся в распоряжении автора материалов позволил сделать следующие выводы о состоянии рынка колбасных изделий региона.

1. Спрос на колбасную продукцию ежегодно растет.

Об этом свидетельствуют данные статистики, растет как производство колбасных изделий в абсолютных значениях, так и потребление их в расчете на душу населения.

2. Увеличение доли сетевых магазинов с общем объеме продаж колбасных изделий.

Сегодня сетевые магазины-супермаркеты являются весьма популярным местом покупки колбасных изделий и многие производители хотели бы видеть свою продукцию на их прилавках. Однако большинство торговых сетей при выборе поставщиков, в том числе и колбасных изделий, ориентируются в первую очередь на их известность и возможность заплатить «входной взнос» или предоставить определенные условия поставок, часто невыгодные производителям.

3. Брендинг находится на стадии зарождения.

Производители сегодня изготавливают продукцию под собственными новыми брендами, назначение которых — сделать товар узнаваемым. И хотя, как было уже отмечено ранее, рынок колбасных изделий отличается разнообразием, с точки зрения брендинга он находится в стадии становления. У большинства населения колбасные изделия ассоциируются с производителем, а не с брендом. Например, тулякам хорошо знакомы колбасные изделия под торговой маркой «Город мастеров», производимые в поселке

Теплое Тульской области. Однако в головах основной массы потребителей колбасные изделий названной марки ассоциируются в основном с местом их производства — Тепло-Огаревским мясокомбинатом, и лишь немногие вспомнили название торговой марки.

Сильные бренды в сфере колбасных изделий можно пересчитать по пальцам. При этом многие производители использует практику так называемых «зонтичных брендов», «растянутых» на всю линейку выпускаемой предприятием продукции и характерных для развивающихся рынков стран третьего мира.

Производителей на рынке Тульской области, предлагающих колбасную продукцию под различными брендами, единицы. Это, например, Черкизовский мясокомбинат, который производит деликатесные ветчины и копчености под маркой «Империя вкуса», а сырокопченые колбасы под брендами — «5 Звезд» и «Сервелетти». Основная же масса предприятий выводит всю продукцию под единой торговой маркой.

4. Одно из главных требований потребителя к продукту — стабильность качества.

Согласно мнению ряда потребителей, с которыми приходилось беседовать автору, многие производители, начиная выводить на рынок какую-либо продукцию, привлекали потребителя ее качеством. Однако с течением времени качество снижалось, и люди, чувствуя это, переставали приобретать данную продукцию и «уходили» к другому производителю или виду продукции.

Колбасные изделия — достаточно дорогой пока для российского потребителя продукт, а значит, цена ошибки здесь выше, чем при выборе многих других более доступных продуктов питания. Поэтому одним из самых важных ожиданий потребителя по отношению к колбасным изделиям является стабильность качества.

5. Рынку колбасных изделий присуща некоторая сезонность. Так, перед праздниками традиционно повышается спрос на сырокопченые, сыровяленые колбасы и мясные деликатесы. Летом повышается спрос на сосиски и сардельки, что можно объяснить повышенным спросом на эту продукцию со стороны дачников и желающих выехать на природу. Данный вид продукции не требует длительного приготовления, это и делает его таким востребованным.

6. Основной объем рынка обеспечивает отечественный производитель.

Специфика рынка колбасных изделий такова, что основная доля продкции, представленной на рынке, произведено в России. Объемы импорта и экспорта в 2008 г. составили 2,3 % и меньше 1 % соответственно

[4]. При этом импортная продукция представлена в основном дорогими видами колбасных изделий, не пользующимися спросом у большинства потребителей.

7. Сильная зависимость от импортного сырья.

Наибольшей проблемой отрасли является низкий уровень развития сырьевого комплекса в России. Большая часть сырья для производства колбасных изделий закупается за границей. Так, в 2008 г. в России было произведено 3300 тыс. т скота и птицы на убой (в убойном весе), а объем импорта мяса и мяса птицы в 2008 г. составил 2934 тыс. т [5].

Для повышения конкурентоспособности, а также из-за значительных колебаний цен на мясосырье актуальным для мясоперерабатывающих предприятий является создание полного цикла производства мясной продукции с налаженными каналами поставок сырья и собственными животноводческими подразделениями. Однако, к сожалению, далеко не все производители сегодня могут себе это позволить.

Библиографический список

1. Товарная структура оборота розничной торговли по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/torg/rozn/rozn41.xls (дата обращения 25.01.2010).

2. Продажа продуктов питания // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/torg/rozn/ rozn43.xls (дата обращения 25.01.2010).

3. Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении за 2000-2008 годы // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области. URL: http://tulastat.gks.ru/digital/region2.htm (дата обращения 25.01.2010).

4. Кузьмичева М.Б. Российский рынок колбасных изделий в условиях кризиса // Мясные технологии: сетевой журн. 2009. URL:

http://www.meatbranch.eom/publ/view/167.html (дата обращения 12.01.2010).

5. Россия в цифрах. 2009: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. 525 с.

O.I. Denisova

Investigation of the Sausage Market in Tula Region

Results of research the current state of the sausage market in Tula region are presented. The main characteristics and specialties of market are brought.

Key words: the market, sausage products, the Tula area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.