Научная статья на тему 'Изменения детерминант спроса на колбасные изделия'

Изменения детерминант спроса на колбасные изделия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / СПРОС / КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова О. И.

Приведены результаты исследования рынка колбасных изделий Тульской области. Рассмотрены предпочтения потребителей. Представлены результаты анализа влияния различных факторов на величину средней цены колбасных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES DEMAND INDICATORS FOR SAUSAGES

Results of research the current state of the sausage market in Tula region are presented. Consumer preferences are consider. Results of the analysis of the influence of various factors on the price of sausages are brought.

Текст научной работы на тему «Изменения детерминант спроса на колбасные изделия»

УДК 339.13.017

О.И. Денисова, аспирант, (+7) 963-227-04-43, ёешБОУа [email protected], (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ИЗМЕНЕНИЯ ДЕТЕРМИНАНТ СПРОСА НА КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Приведены результаты исследования рынка колбасных изделий Тульской области. Рассмотрены предпочтения потребителей. Представлены результаты анализа влияния различных факторов на величину средней цены колбасных изделий.

Ключевые слова: рынок, спрос, колбасные изделия, предпочтения потребителей, Тульская область.

Начиная с советских времен колбасные изделия неизменно присутствуют в рационе основной массы россиян. Сегодня колбаса — это продукт повседневного спроса. За год один россиянин потребляет около 16 кг колбасных изделий [1; 2].

В 90-е годы прошлого века после продовольственного «дефицита» позднего советского времени наблюдалось значительное расширение ассортимента колбасных изделий, появление новых производственных технологий. Однако значительные изменения произошли и с потребителем. Если во времена «советского дефицита» покупатели стояли в очереди за колбасой, то сегодня производители «стоят в очереди» за покупателем. Потребитель приобретает все большее и большее влияние на развитие рынка колбасных изделий.

В период с сентября 2009 г. по январь 2010 г. и с марта по май 2012 г. автором были проведены два аналогичных исследования рынка колбасных изделий города Тула с целью выявления его основных характеристик и изучения особенностей функционирования. В рамках данного исследования среди жителей региона было проведено анкетирование относительно их отношении к колбасным изделиям и мясным деликатесам.

Согласно данным, полученным в ходе исследования в 2009-2010 гг., при выборе колбасных изделий туляки в первую очередь обращали внимание на вкус (55 % опрошенных) и цену (32 % опрошенных). Лишь небольшая часть жителей ориентировалась на популярность колбасных изделий среди потребителей (5 % опрошенных). В 2012 г. мнения респондентов распределились иначе (рис. 1): вкус колбасных изделий был важен для 62 % опрошенных, цена — для 27 % опрошенных, популярность колбасных изделий — для 27 % опрошенных.

в^с цена популярность другое

Критерии выбора

Рис. 1. Изменения критериев выбора солбасных изделий жите ями

г. улы в период с 2010 по 2012 гг.

Такое изменение предпочтений в с торону п шоритетности вк гса при выбо е колбасного изделия в целом от >ажают общероссийскую енден-цию [3; 4]. Потребители все бо ъше обращают в [имание на вкус , соот-ветст ;енно, качество п )одукции. При эт )м на данном ры ке цена и качество рассматриваются потребит >лем в совокупно ти. Принимая во внимания стоимость продукции, пок патели ридают огромное значение этим характеристикам. Даже потребители с доходом ниже среднего предпочитают юкупать относительно качественный продукт (пусть и гораздо реже), чем руководствоваться только у ювнем цены.

Одновременно с тим наметилась тенденци : недоверчивого отношения населения к продукции, произведенн ой в соответствии с техническими услов иями (ТУ), и явное предпочтение ГОСТам, соторые отнюдь е из-за носта1ьгии по советск м временам стали ассоциироваться с качеством и безоп юностью [5].

Сегодня неоспор [мой истиной является ут *ерждение, что « ораздо прощ ^ продать то, что люди хотят купить» [6]. 1ри этом продукту, особенно такому, как колбаса, необходимо оделять очень большое внимание. Мног 1е компании этог » не делали и трат или боль нинство своих ср едств и усилий на развитие своих торго *ых марок, в то время как потребители хотели видеть качественн >ш продукт.

Наиболее популя шыми м естами п родажи колбасных изделий у жителей Тулы в 2010 г. были рынки (30 % опрошенных), магазины рядом с

домо [ (22 % опрошенных), фир ленные агазины/палатки от производителя (17 % опрошенных). Около 3 ) % опро пенных [е имели четко выраженных предпочтений относительно места покупки колбасных изделий (рис. 2).

магазины рядом рынки фирменные нет приоритета

с домом точки

Предпочтительные места покупок

Рис. 2. Предпочтения жителями г. Ту ы относительно выбора места

гокупки колбасн х изделий

В 2012 г. предп чтения ютребителей относительно выбор места покупки колбасных изделий несколько изменились. Магазины рядом с домом, в Туле это в основном супермаркеты, которые фактически превратились \ магазины «шаговой доступности», обогнали рынки по уровню популярности, их выбрали 34 и 2 8 % опропенных соответственно. Это связано :ак со стремитель !ым вхо рдением и развит тем сетевых мага инов в Тульской области, так и изменением предпочтений потребителей в вопросе выбо а места покупки. Фирменные торговые то ки производителей колбасных изделий сохранили свою популярность (17 % опрошенных).

В течение нескольких последних лет производство продуктов питания с ановится все менее рентабельным — и не только вс ледствие удоро-жани сырья из-за неурожая или неразумного кво тирования импорта мяса, но и 1 результате ужесточения требований торговых сетей, котор 1е преврати лись в основных окупате [ей прод кции мясоперера батывающих заводов, заменив собой множество мелкие магазинов. Мо :но утве >ждать, что р >зничные сети все чаще и настойчивее диктуют свои условия производителям, которым все сложнее и слож!ее выполнять их. В связи с этим наличие у мясоперерабатывающего предприятия собственной торговой се-

ти, по мнению автора, можно позиционировать как конкурентное преимущество. Собственная розница гарантирует возврат денег практически на следующий день, что выгодно производителям с маленьким периодом оборота оборотных средств. Кроме того, собственная розница позволяет снижать торговую наценку и самостоятельно отслеживать качество продукции, поддерживать обратную связь с покупателем.

Как уже было отмечено, цена является одним из значимых критерием выбора колбасных изделий. Автором с помощью программы MS Excel был проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния различных факторов на величину средней потребительской цены пяти групп колбасных изделий: сосиски и сардельки; колбаса вареная высшего сорта; колбаса полукопченая; колбаса сырокопченая; мясокопчености.

Средняя потребительская цена выступила как зависимая переменная. В качестве независимых переменных выступили статистические показатели, представленные Федеральной службой государственной статистики России: удельный вес городского населения; уровень экономически активного населения; среднедушевые месячные доходы; доля ЭАН с высшим образованием; доля ЭАН со средним профессиональным образованием; доля ЭАН с начальным профессиональным образованием; доля ЭАН со средним общим образованием.

Значительное прямое влияние на уровень цен на все виды колбасных изделий оказывает показатель удельного веса городского населения. Это можно объяснить особой культурой питания городских жителей. У жителей современных больших городов остается все меньше времени на приготовление полноценной еды. Растет темп жизни, увеличивается число перекусов «на бегу». Стремление к экономии времени и удобство потребления — два фактора, которые определяют основные тенденции развития продовольственного рынка. Все чаще прием пищи представляет собой «перекус» тем, что можно быстро приготовить, а лучше сразу открыть и съесть. Именно поэтому колбасные изделия так популярны у горожан.

Уровень экономически активного населения не оказывает значимого влияния на показатель потребительской цены колбасных изделий, что можно объяснить всеобщей распространенностью и популярностью данного вида продукта у различных возрастных групп населения.

Среднедушевые месячные доходы также прямо влияют на показатель потребительской цены колбасных изделий. Уровень цен на все колбасные изделия стал для потребителей довольно чувствительным. Покупка любых колбасных изделий, даже низкого и среднего ценового сегмента оказывается для потребителя ощутимой. И несмотря на то что в России лояльность потребителей к колбасной продукции в целом всегда была высокой и остается достаточно высокой, в последние годы все большее и большее число потребителей приходит к выводу о том, что мясо (свинина, говядина), а особенно мясо птицы, стоят часто дешевле хорошей колбасы.

Следствием этого явилось переключение их на потребление так называемых товаров-субститутов.

Именно это будет существенно сдерживать дальнейший рост рынка колбасных изделий.

Полученные результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что уровень образования оказывает существенное влияние на уровень цены и соответственно потребление различных групп колбасных изделий зависит от численности групп населения с определенным уровнем образования.

Результаты анализа рынка должны обязательно учитываться при разработке стратегии маркетинга в качестве важных составляющих информации о внешней среде организации. Однако в условиях стремительного изменения внешней среды основой долгосрочной стратегии должны стать внутренние ресурсы и способности фирмы.

Библиографический список

1. Численность населения // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/demo/ demo11.htm (дата обращения 25.07.2012)

2. Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/prom/natura/natura31g.htm (дата обращения 25.07.2012)

3. Птуха А., Масленникова Е. Что есть и что будем есть? Анализ рынка мясных продуктов // Мясные технологии. 2011. № 1. С. 6-9.

4. Прянишников В. Судьба предприятия - судьба отрасли - судьба России // Мясные технологии. 2012. № 5. С. 20-24.

5. Куприянов К. Колбасный индекс // Продвижение продовольствия. Prod&Prod: сетевой журнал. Режим доступа: http://www.habeas.ru/en/ prod/2011/02/kolbasnyj-indeks (дата обращения 20.07.2012)

6. Годин С. Фиолетовая корова. М.: Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2004. 192 с.

O.I. Denisova

Changes demand indicators for sausages

Results of research the current state of the sausage market in Tula region are presented. Consumer preferences are consider. Results of the analysis of the influence of various factors on the price of sausages are brought.

Key words: market, demand, sausages, consumer preferences, Tula region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.