Научная статья на тему 'Обзор России как туристской дестинации в содержании профессионального туристского образования'

Обзор России как туристской дестинации в содержании профессионального туристского образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
604
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ / ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / ПОЗИТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОССИИ / TOURIST DESTINATION / HUMAN ECOLOGY / WORLD HERITAGE / IDENTITY CRISIS / THE POSITIVE HISTORICAL IMAGE OF RUSSIA / RECREATION AND ECO-CULTURAL IMAGE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зорин И.В.

Приведено определение туристской дестинации в контексте такой комплексной отрасли знаний, как экология человека; даны характеристики рекреационного образа России и способы его изменения в лучшую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of Russia as a tourist destination in the content of vocational tourism education

The definition of a tourist destination in the context of a comprehensive industry knowledge as human ecology; given the characteristics of the recreational image of Russia and how to change for the better. In this article the author gives the definition of tourist destination in the context of such complex sphere of knowledge as human ecology; defines the recreational image of Russia and methods to change it for the better.

Текст научной работы на тему «Обзор России как туристской дестинации в содержании профессионального туристского образования»

структура — это такая организационная структура, состоящая из структурных элементов, ресурсов и способов их соединения, которая способна к гибкому изменению своего организационного построения на выполнение разнообразных образовательных функций в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными запросами личности, требованиями рынка труда, сохраняя при этом способность, быть открытой к непрерывным инновациям в социально-экономической и технологической политике.

Способность к перестройке, открытость системы ДПО обеспечивается благодаря тому, что в основу модели заложен цикл Деминга, обеспечивающий процесс непрерывного совершенствования на основе поступающей информации о запросах и потребностях потребителя образовательных услуг, рынка труда и удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Процессы маркетинга и мониторинга предполагают измерение качества подготовки специалистов и последующего анализа с целью выработки мероприятий по улучшению качества образовательного процесса и наиболее полного удовлетворения запросов потребителя. В качестве критерия качества образовательной услуги выступает удовлетворенность потребителя, которая определяется соответствием социального заказа образовательному результату.

Список литературы

1. Сесёлкин А.И. Диверсификация профессионального туристского образования: монография. — М.: Советский спорт, 2003. — 240 с.

2. Верников Г. Научитесь видеть и понимать функциональную структуру своего бизнеса! // Блог Инсапо-ва Рафаэля об автоматизации управления компаниями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы1р://1шароу. гц^еЮ^а^аг^езспрйоп.Ыт!

УДК 338.482:383.483

И.В. Зорин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

ОБЗОР РОССИИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Туристская дестинация — это объект. Образ де-стинации субъективен. Даже если объект один, его образов столько, сколько оценивающих субъектов. В туризме много объектов, еще больше туристов. Их отношения и создают бесконечное разнообразие образов. Это разнообразие исследует когнитивная психология, целями которой являются распознавание неких общих закономерностей в восприятии объектов, типология когнитивных отношений.

Объекты в туризме — это памятники природы и культуры, технические системы, персонал, здания, сооружения и т. п. Восприятие этих объектов существенно влияет на характер рекреационной деятельности, настроение, даже на оценку путешествия. Но не когнитивная психология создает образ туристской дестинации.

Дело в том, что туристская дестинация — это целостный, системный объект, который включает все перечисленные объекты как подсистемы, но обладает еще рядом свойств, которых нет ни у одной из ее подсистем. В отличие от отдельных объектов, туристская дестинация проявляет себя как территориальная рекреационная система, целевая функция которой быть ареной рекреационной деятельности людей [1, с. 14—15]. Оценивая туристскую де-

стинацию, автор оценивает арену рекреационной деятельности. Тогда этот объект входит в орбиту комплексной отрасли знаний — экологии человека. В широком смысле слова экология человека — это наука о мире как об органически целостном доме человека.

Экология человека анализирует все социальные, экономические и природные условия как важные составляющие среды человека, обеспечивающие разные стороны его жизнедеятельности. Среди множества «помещений» в этом доме есть и специальные «комнаты и залы» — территориальные рекреационные системы, необходимые для реализации важнейшей сферы жизнедеятельности человека — рекреации. Кроме того, не менее чем рекреация, культурное и природное наследие туристов интересуют мировосприятия, мироощущения, а также система ценностей, присущая этносу дестинации.

Образ туристской дестинации создается в результате оценки туристом:

♦ характера рекреационной деятельности;

♦ природного и культурного наследия;

♦ мировосприятия и мироощущения людей;

♦ системы ценностей этноса.

Процесс рекреации повсеместен. В современный период постмодерна этот процесс зани-

мает до 70 % времени (США) и до 80 % территории (Франция). Из них 50 % времени и 70 % пространства занимает рекреация в форме туризма. Для осуществления туристской части рекреации необходимы особые территориальные рекреационные системы — туристские дестинации.

Рекреационный образ России малосодержателен. Прежде всего, из-за малой рекреационной активности местного населения, слабого развития внутреннего и спортивного туризма. Россия не соперник ведущим рекреационным странам в организации рекреации. Здесь другие лидеры: США (отдых в национальных парках), Норвегия (треккин-ги), Япония (прогулки), Голландия (велосипед), Германия (автоэкскурсии), Греция, Италия, Испания (пляжи) и т. д.

Для создания позитивного рекреационного образа России необходимо:

• ускоренными темпами развивать внутренний туризм;

♦ считать приоритетными направлениями развития экологический, научно-экспедиционный, спортивный, познавательный, социальный, религиозный и паломнический туризм. Всякая туристская дестинация есть театр межкультурных коммуникаций, где постоянно играется драма аккультурации и развития культуры, расширяется образный мир человека, этноса, общества за счет обмена информацией. В ходе этих процессов образ туристской дестинации обогащается представлениями о толерантности людей, уровне их культуры и гостеприимства.

В результате быстрого развития туризма у большинства людей (в 2012 г. более 1 млрд), которые являлись носителями «своей» культуры, появилась возможность прямого контакта с «чужими» культурами. Дестинация становится понятней не только своими элементами (Кремль, Волга, борщ, балет и т. п.), но и отношениями (нормы поведения, отношение к старикам и детям, кулинария, экономика, социальные процессы, язык, религия, и т. д.). Туристы сами являются участниками межкультурных коммуникаций, непосредственно взаимодействуют с представителями других культур, которые становятся для них, если не «своими», то понятными.

Одна из задач (концепт) туристской дестина-ции — содействовать межкультурным коммуникациям на уровне личности. Тогда процесс аккультурации происходит более углубленно, что позволяет раскрыть особенности мироощущения местного населения, а также и всего этноса, понять национальную специфику отношения к миру, религии и к другим культурам.

Благодаря межкультурным коммуникациям туризм должен помочь преодолеть этноцентризм как местного населения, так и туристов. Это воз-

можно, если эффективно использовать методы аккультурации.

В этом смысле туристская дестинация России все менее интересна миру. Наша страна оценивается как скучная, совсем не модная провинция, в которой в последнее время не происходит значимых событий.

За десять последних лет в Москве закрылось до 30 % корпунктов. По оценкам журналистов, самые привлекательные моменты современности и самые обсуждаемые темы в мире это:

• энергетическая революция в США и Северной Америке;

• развитие Китая;

• ядерные планы Ирана и Северной Кореи;

• суверенитет островов в Желтом море;

• последствия «арабской весны» в Африке и на Ближнем Востоке;

• кризис в ЕС;

• экономический бум в Бразилии;

• социальные процессы в Венесуэле;

• будущее католической церкви.

Россия практически утратила влияние на судьбы человечества. Ее собственная политическая динамика ясна и предсказуема. Резких перемен не ожидается.

Межкультурные коммуникации между странами ведутся на основе взглядов, базирующихся на собственной истории и культуре. В культурном коммуникационном концепте у немцев и французов всегда будет значимой тема расизма и прав человека; у американцев — торговля и барьеры; у итальянцев — культура. Все они вместе будут акцентировать коммуникационные связи на подтверждении своих негативных убеждений относительно России: в России жить хуже, в России постоянные катастрофы и разрушения, в России много жертв, в России мафия и коррупция. В России нет свобод и демократии.

Формирование негативного коммуникативного контента усиливается благодаря позиции собственных СМИ, которые выбирают исключительно отрицательные информационные поводы для публикаций. Этот процесс, к сожалению, приобретает еще более негативный оттенок из-за позиции законодателей, которые в пылу политических страстей все время усиливают линию «преступления и наказания». Особенно прискорбно то, что постоянно организуются нападки на образование, науку, историю и ценности культуры, ведется дискредитация самой сути культурного контента.

В последние годы из России в позитивный межкультурный коммуникационный контент попадают сочинская Олимпиада, чемпионат мира по футболу да залетный метеорит. Причем, как правило, и эти темы также приправлены большой ложкой дегтя.

Экология человека требует устойчивого развития туристских дестинаций. Образ туристской де-стинации — это концепт культуры, который и делает дестинацию интересной миру. Этот образ должен пробуждать в людях интерес к культуре России, поскольку здесь сосредоточены уникальные для всего мира ценности, развивающие культурный потенциал всего человечества.

В экологии человека весьма актуален принцип ООН об устойчивом развитии мира.

ЮНЕСКО в своей деятельности развивает принцип устойчивого развития через концепт «наследие», формируя Список объектов всемирного природного и культурного наследия. Наследие в туристской дестинации принимает значение ценности и богатства. Так ООН и ЮНЕСКО оценивают опорный каркас мировой культуры, ее монопольные дестинации. В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО на 2012 г. значится 962 наименования. В Российской Федерации на то же время значится 25 наименований (еще 25 наименований поставлены в лист ожидания). Доля России как туристской дестинации составляет всего 2,6 % [2, с. 46—49]. Это ничтожно мало для того, чтобы составить объективный образ наследия, которым обладает наша страна. Можно отметить, что полный список ЮНЕСКО пока передает искаженную картину распределения наследия в мире. Туристские организации России должны постоянно следить за включением новых объектов Российской Федерации в список ЮНЕСКО.

Помимо всемирно признанных памятников природного и культурного наследия, каждая страна формирует образ «золотого наследия». «Золотое наследие» Руси включает православие, русский язык, империю (в этимологическом значении этого слова). «Золотое наследие» Руси — архетип и самой России. Без понимания этих ведущих ценностей образ России как туристской дестинации будет неполным.

Оппозиция «свой — чужой» относится к числу семантических универсалий. В частности, ее используют для исследования политического дискурса. Эта универсалия весьма подходит для анализа туристских дестинаций, оценка которых основана на разнообразных нормах, ритуалах, формулах и правилах. В семантике эти нормы имеют речевое выражение. Оценка дестинации зачастую зависит от того, насколько качественно эти проблемы интерпретируются туристами как лингвистический код.

Семантическая оценка туристской дестинации основана на когнитивно-дискурсивных характеристиках языка, т. е. специфика оценки туристских дестинаций достигается применением дискурсивной оппозиции «свой — чужой», которая играет решающую роль в межкультурных коммуникациях.

Эта оппозиция может использоваться как особый способ категоризации туристских дестинаций.

Образ России как туристской дестинации субъективен вдвойне. Он всегда и «свой», и «чужой». Для граждан России образ России — «свой». Для туристов и просто граждан других стран образ России — это «чужой» образ. Его можно формировать, модифицировать, придавать ему нужные цвета и оттенки так, что будет меняться и вся оценка России. Формирование образа — одна из главных целей геополитики. «Чужой» образ может быть как позитивным, так и негативным. «Чужой» негативный образ России — это образ врага. «Чужой» позитивный образ России — это образ друга. Задача российских туроператоров заключается в формировании «другого» образа на основе «чужого» образа. Образ России как туристской дестинации — это «другой» образ. Друзей у России не так много. Это не значит, что у остальных людей сложился негативный образ России. Скорее так: подавляющее большинство людей в других странах Россию просто не знают. Важно, чтобы у них прослеживалась тенденция на развитие позитивного образа России. В этом и состоит одна из главных задач туризма — создание и продвижение в мире позитивного образа России.

Модель национальной идентичности особенно актуальна в кризисные периоды истории стран и этносов. Последний глобальный кризис усилил тему кризиса идентичности, т. е. утраты своего исторически сложившегося образа. После распада Советского Союза перед Россией остро встала проблема ответа на главный вопрос: что есть Россия? Ответ на него — это идеальный образ России, который должен объединить большинство граждан страны и осознается ими как важная цель на пути исторического развития.

Для движения к идеальному образу должен быть проложен маршрут — своеобразная дорожная карта. Для достижения идеального образа необходимо изначально дать ответы на ряд вопросов:

♦ Что представляет собой Российская Федерация как государство, где проходят ее границы?

• Каково реальное положение России в современном мире?

♦ Кто союзники и соперники России?

• Какова долгосрочная стратегия страны в XXI в.?

Отсутствие определенных и внятных ответов на эти вопросы и есть утрата идентичности — главная угроза национальной безопасности страны. Геополитики указывают на кризис национальной идентичности как глобальный процесс [3, с. 579]. Кризис идентичности страны парализует ее историческое развитие и, кроме того, порождает кризис идентификации личности, что, в свою очередь, приводит к колоссальному росту энтропии — хаотичности, неопределенности, революционности

и анархии в общественном развитии, срыву цикличности, увеличению количества и противоречию ролей, которые человек вынужден исполнять одновременно и т. п. На фоне разрушения устоев и традиционных ценностей личность мечется между своими интересами, интересами социальных групп и не может найти определенного места в системе связей общества. Это и есть кризис идентификации личности.

Время модерна — период доминирования национальных государств, сообществ с четкой национальной идентичностью и приоритетами. Постмодерн характерен аморфностью культуры и энтропией, антикультурой как глобальной цивилизацией, что мешает нациям найти ответ на столь простой идентифицирующий вопрос: Кто мы? [3, с. 603].

Традиционный порядок мироустройства ищет привычные ответы в системе национальных государств и не находит их. Во времена постмодерна главными становятся религиозные, этнические, цивили-зационные, геополитические, экологические, культурные различия и общности, нежели национальные.

Образ России должен отвечать вызовам времени. Это следующее:

• переход к постиндустриальной экономике и обществу;

• крах модели социализма и распад СССР;

• глобальный финансовый и экономический кризис в качестве попытки сохранить неоколониализм как мировую финансовую систему;

• модель «золотого миллиарда» как попытка удержать потребительскую модель современной экономики;

• взрыв социального гнева, социальные напряжения и потрясения в Африке и на арабском Востоке;

• исламский взрыв и арабский цивилизацион-ный проект;

• религиозные потрясения;

• коррупция, потеря государством своей цели и переподчинение государственного механизма обеспечению корыстных интересов отдельных личностей или групп.

Образ России также должен отвечать на эти и другие вызовы. При этом решение данной задачи исключительно как хирургической операции — отрицание старого и устранение прежней системы управления и ценностей — не принес России никаких преимуществ и облегчений. Наоборот, страна вдруг оказалась на периферии мирового процесса. Более того, она стала малоинтересна мировому сообществу.

России необходим иной, позитивный образ, в котором явно должны проступать ее великая история и культура. Этот образ России должен четко обозначить цели, направления и элементы ее поступательного развития.

Список литературы

1. Зорин И.В. Феномен туризма: избр. соч.: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональное туристское образование. Образование и карьера в туризме. — М.: Наука, 2005. — 552 с.

2. Зорин И., Зорин А. Дестинация в контексте ЮНЕСКО: учебно-методические материалы по курсу «Туристские дестинации». — Химки: РМАТ, 2011. — 68 с.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003. — 572 с.

УДК 378:379.85(100)

Т.К. Горячева, доктор пед. наук А.В. Квартальное, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Современное образование является реальным участником зарождения нового всемирного сообщества и оказывается в эпицентре проблем его развития. Бесспорно, что ждет своего разрешения целый ряд задач, стоящих перед образованием.

В условиях становления информационного общества все больше набирают силы тенденции интеграции общества и образования, когда открытость среды образовательного учреждения возводится в ранг дидактического принципа, на котором

основывается проектирование образовательного процесса [1-3].

Обращение к понятию «образовательная среда» обусловлено ориентацией образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном смысле, рассматривается, с одной — влияние условий образования на обучающегося, с другой стороны, влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Это обратное влияние по существу задает гу-135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.