УДК 338.485
Д.Г. БЕСЕДИН
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СТУДИИ ЮНЕСКО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ
Делается попытка сформулировать основные проблемы реализации концепции студии ЮНЕСКО в развитии туристских дестинаций в высшем профессиональном образовании.
Ключевые слова: студия ЮНЕСКО, студийный подход, устойчивое развитие, педагогическая модель, профессиональная подготовка.
The author makes an attempt to formulate the main problems of implementation of studio concepts in the development of tourist destinations on the basis of the studio UNESCO in professional education.
Key words: studio UNESCO, studio approach, sustainable development, pedagogical model, training.
Устойчивое развитие туристской де-стинации практически невозможно без использования ее природного и культурного наследия (за исключением искусственно созданных дестинаций). Природное и культурное наследие является важнейшей частью национального богатства. Как правило, это богатство сосредоточено на территориях, имеющих потенциал превратиться в эффективные, устойчиво развитые туристские дестинации. Наследие в этом случае нуждается в защите, адекватном использовании и рациональном управлении.
Таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие туристских де-стинаций, особенно если это касается таковых, которые обладают культурным и природным наследием, необходимо искать современные, инновационные концепции и технологии, эффективные в современных социально-культурных, политических
© Беседин Д.Г., 2015
и экономических условиях, а также такие, которые способны отвечать требованиям международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНВТО и др.) и общества.
Одной из них является концепция студии научно-экспедиционного туризма, предложенная И.В. Зориным и А.И. Зориным. Такая студия представляет собой партнерство профессионалов, имеющих большой опыт в научной, педагогической и практической деятельности в области туризма и рекреации, а также в других областях, соприкасающихся с туризмом. Студия предлагает принципиально новые концептуальные решения устойчивого развития туристских дестина-ций в России [1]. Такие решения опираются прежде всего на культурное и природное наследие дестинации, на ее культурно-исторический потенциал и духовные ценности.
В последнее время обострилась проблема сохранения мирового культурного и природного наследия - как ма-
териального, так и духовного. Использование наследия в качестве ресурса для развития мирового туризма, не отвечающего принципам экологического туризма и устойчивого развития, нарастающая индустриализация и глобализация, а также ряд краткосрочных (временных) факторов в комплексе приводят к тому, что объекты природного и культурного наследия разрушаются и уничтожаются. Ряд таких объектов находится под защитой международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO), Международный совет по охране памятников и исторических мест (ICOMOC), Всемирная туристская организация (UNWTO) и др.
За последние годы международными документами, направленными на эффективное решение проблем устойчивого развития туризма и сохранения культурного и природного наследия, стали «Глобальный этический кодекс туризма», принятый ВТО в 1999 г., Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», принятая в 1972 г., Конвенция ЮНЕСКО «О защите нематериального (духовного) культурного наследия» [2].
Согласно Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» под «культурным наследием» понимаются: «памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолирован-
ных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии» [4].
В той же Конвенции мы находим и определение понятия «природное наследие»: «Природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки; геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения; природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты» [4].
Ю.А. Веденин отмечает, что сегодня именно культура и наследие являются определяющим фактором отношения мирового сообщества к стране, ее привлекательности с позиции туризма и бизнеса.
ЮНЕСКО с 1988 г. ведет работу по разработке и внедрению образовательных программ в сфере культурного туризма, которые проводятся по всему миру в виде открытых семина-
ров при поддержке Бюро ЮНЕСКО, а также включаются в образовательную программу университетов Европы при участии кафедр ЮНЕСКО международной сети ЮНИТВИН. ЮНЕСКО рассматривает программу ЮНИТ-ВИН в качестве основной формы развития межуниверситетского сотрудничества и содействия повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований. В ее рамках создана всемирная сеть университетов и кафедр, насчитывающая на сегодняшний день более 500 кафедр ЮНЕСКО в 113 странах мира. Сеть занимается обменом опытом, преподавателями, технологиями в образовании в таких сферах, как права человека, экология, авторское право, коммуникация, сохранение природного и культурного наследия и др. [3]. В рамках такого проекта уже существуют учебно-образовательные программы по следующим темам: управление природным и культурным наследием, всемирное наследие и туризм, менеджмент туризма в городах-музеях и др.
Активно развивающаяся индустрия туризма, предлагающая все новые концепции, подходы и инструменты для решения современных проблем устойчивого развития туристских дестина-ций, должна активно участвовать в сохранении культурного и природного наследия. Основой этому может послужить профессиональная подготовка специалистов, способных реализо-вывать студийные концепции в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО.
Однако на этом пути возникают противоречия, сложившиеся между:
• потребностью развивающейся сферы устойчивого (в том числе культур-
ного) туризма в специалистах, способных на высоком профессиональном уровне реализовывать студийные концепции в развитии туристских дести-наций на базе студии ЮНЕСКО, и отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения профессионального туристского образования, направленного на подготовку таких специалистов;
• высоким культурным потенциалом ряда туристских дестинаций и низким уровнем туристского продукта, базирующегося на культурном наследии.
Исходя из вышесказанного, очевидной становится следующая проблема -теоретическая и практическая неразработанность модели профессиональной подготовки студентов туристских вузов к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО.
Предполагается, что профессиональная подготовка студентов туристского вуза к реализации студийных концепций в развитии туристских дести-наций на базе студии ЮНЕСКО будет эффективной, если:
• будет разработана модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО, которая устанавливает связи между содержанием, целями, формами и методами профессиональной подготовки специалистов по теме исследования;
• будут выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации модели профессиональной подготовки студентов туристских
вузов, к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО, направленные на формирование профессиональных знаний и умений, развитие творческого потенциала у студентов для работы в студии в процессе обучения, связанные с разработкой учебных программ, содержанием профессиональной подготовки и организаци-
ей учебно-производственных практик студентов туристского вуза;
• будут разработаны методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов к реализации модели профессиональной подготовки студентов туристских вузов к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Зорин А.И., Лаковский С.Г., Шапова- 2. URL: http://unesco.org
лов С.Н. и др. Студия научно-экспедиционного 3. URL: http://www.mid.ru/ns-ksu.nsf/ (да-
туризма как инновационная форма обеспе- та обращения: 31.05.2014).
чения устойчивого развития туристской де- 4. URL: http://whc.unesco.org/archive/con-
стинации// Вестник РМАТ. 2013. № 3 (9). vention-ru.pdf (дата обращения: 31.05.2014).
УДК 338.482:303.49 С.А. ОХРАМЕНКО, В.А. МИНАЕВ
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ: ВОЛОКОЛАМСКИЙ РАЙОН
Рассматриваются вопросы создания в регионах и муниципалитетах России новых военно-исторических маршрутов. Показывается их влияние на патриотическое воспитание как важнейшую образовательную функцию. Обращается внимание на задачи систематизации и паспортизации мест и объектов туризма, связанных с военной историей, в регионах и муниципалитетах. Делается акцент на деятельности государственных структур по принятию решений, направленных на помощь бизнесу, занимающемуся развитием военно-исторического туризма. Формулируются требования к деятельности сотрудников региональных и муниципальных туристских администраций при разработке военно-исторических маршрутов. На примере Волоколамского района Подмосковья показываются возможности и направления развития брендов военно-исторического туризма. Делается вывод о необходимости разработки новой туристской стратегии для Волоколамского района, связанной с развитием военно-исторического направления туризма. В заключение говорится о необходимости создания дорожных карт при разработке военно-исторических маршрутов. Ключевые слова: военно-исторический маршрут, туризм, региональные аспекты, патриотическое воспитание.
The article considers the problems of new military-historical routes creation in regions and municipalities of Russia's. Shown their influence on patriotic formation as the most important educational function. Attention is drawn to the problem of systematization and certification of places and objects of tourism related to military history in the regions and municipalities. Focuses on the activities of decision-making state structures, aimed at helping businesses engaged in the development of military-historical tourism. Formulates the requirements to the activity of the employees of regional and municipal tourism administrations in the development of the military-historical routes. On the example of Volokolamsk area are shown the possibilities and directions of brands military-historical tourism development. The conclusion about necessity of the "road maps" creation in the development of the military-historical routes is done. Key words: military-historical route, tourism, regional aspects, formation of patriotism.
Инициативы в развитии
военно-исторического
туризма
Федеральное агентство по туризму и Российское военно-историческое общество (РВИО) в 2014 г. подписали соглашение о сотрудничестве в сфере военно-исторического туризма. Это событие актуализировало целый ряд важных инициатив в сфере управле-
© Охраменко С.А., Минаев В.А., 2015
ния и стимулирования внутреннего и въездного туризма.
Очевидно, что данное направление деятельности способствует сохранению социальной стабильности в обществе, повышению воспитательного воздействия российского образования как важнейшего фактора формирования патриотизма [1].
Анализ востребованности военно-исторических маршрутов (ВИМ), проведенный Ростуризмом, показал, что к