ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РМАТ
УДК 378.147
А.И. ЗОРИН, С.Г. ЛАКОВСКИЙ, А.А. АШАКОВ, Н.В. ТОЛМАСОВА, С.Н. ШАПОВАЛОВ
СТУПИЯ НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТУРИЗМА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПЕСТИНАЦИИ
Рассматривается инновационный студийный научно-экспедиционный метод проектирования и обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций.
Ключевые слова: устойчивое развитие, образ туристской дестинации, студия, студийный метод, экспедиционный метод, туристская научная экспедиция.
Considered a new one method of creation and sustainable development of tourist destinations, based on the studio-method and expeditionary method.
Key words: sustainable development, the image of a tourist destination, studio, studio technique, expeditionary method, tourist scientific expedition.
В 1980-е гг. Ульяновская область входила в десятку ведущих туристских дестинаций СССР. Ежегодно ее посещали более 1 млн туристов и экскурсантов. В 1990-е и 2000-е гг. шло постоянное сокращение этого потока, к 2010 г. он составлял всего 120 тыс. посетителей в год. Начиная с 2010 г. тенденции к росту туристского потока возобновились — за последние четыре года он увеличился почти в 2 раза и достиг 230 тыс. туристов и экскурсантов.
К факторам роста относятся:
• особое внимание губернатора и Министерства экономики Ульяновской области к развитию туризма как важнейшего мультипликатора роста всей экономики области;
• организация при Министерстве экономики Ульяновской области Ресурсного центра развития туризма, что содействовало быстрому формированию ры-
© Зорин А.И., Лаковский С.Г., Ашаков А.А., Толмасова Н.В., Шаповалов С.Н., 2013
ночного сектора в туризме Ульяновской области на основе индивидуального предпринимательства, а также частно-государственного партнерства;
• Центр инициировал ряд важных инициатив по становлению туристской де-стинации мирового уровня «Симбирск-Ульяновск», а также современных инновационных структур, содействующих ее устойчивому развитию;
• Центр явился инициатором разработки концепции туристского кластера «Музей СССР», связав ее с приближающимися датами важных событий в истории нашей страны и всего мира: 150-летие со дня рождения В.И. Ленина (2020 г.) и 100-летие образования СССР (2022 г.);
• первоочередное внимание уделено вопросам обеспечения потребности в рекреации населения Ульяновской области - важнейшему фактору устойчивого развития туристской дестинации.
Инициативы Ресурсного центра, а также инициируемая им Программа последо-
вательных действий по устойчивому развитию туристской дестинации позволят обеспечить достижение исторического максимума туристского потока к 2020 г. (более 1 млн туристов), что позволит туристской дестинации «Симбирск—Ульяновск» войти в число ТОР 5 страны и в число ТОР 300 крупнейших туристских дестинаций мира.
Формирование крупной туристской дестинации — синергетическая задача, которая требует объединенных усилий государства, областной и муниципальных администраций, туристского бизнеса, инвесторов, развитой инфраструктуры, а также специализированных научных и образовательных организаций для системного обслуживания туристских кластеров.
В качестве одной из синергетиче-ских инноваций предлагается создание некоммерческого партнерства «Студия научно-экспедиционного туризма» в структуре туристской дестинации «Симбирск—Ульяновск» в целях обеспечения ее устойчивого развития. Предлагаем назвать эту организацию студией научно-экспедиционного туризма «След».
■ Почему для устойчивого развития туристской дестинации нужна студия?
По определению, студия — это некоммерческое творческое партнерство, креативная команда профессионалов, имеющих большой опыт научной, педагогической и практической деятельности в сфере туризма и рекреации, предлагающая принципиально новые концептуальные решения устойчивого развития туристских дестинаций в России в целях сохранения, развития, продвижения и демонстрации ее золотого наследия.
■ Почему студия должна носить имя митрополита Питирима?
Митрополит Питирим на протяжении последних десяти лет своей жизни возглавлял кафедру «Золотое наследие Руси» в Российской международной академии туризма, где исследовал аксиологию туризма и читал студентам аналогичный курс. В этом курсе духовный наставник и профессор прямо назвал величайшие ценности
России, которые она наследовала и должна будет передать потомкам. Глубокое осознание этого богатства — условие историко-культурной идентичности России.
Золотое наследие Руси — православие, евразийская империя, великий русский язык. Эти золотые ценности, обретенные Россией, сделали ее единственной их наследницей. Именно они объединяют нас в сильное государство, делают непохожими на другие народы и требуют, по завету митрополита Питирима, постоянной заботы для их приумножения и демонстрации в мире как величайших памятников всемирного духовного наследия.
Миссия студии — организация и проведение научно-туристских экспедиций по исследованию и раскрытию системы традиционных национально-исторических ценностей России и ее туристских дестинаций.
Задача студии — непосредственно в ходе научно-туристских экспедиций разрабатывать для туристов новые концепты — туристские продукты, соответствующие критериям устойчивого развития, позиционировать их и внедрять на туристский рынок через систему инфоэк-спедиций.
■ Почему мы назвали студию «След»?
«Мир есть текст». Согласно этому концепту Ж. Дерида (1998), писать новые тексты — бессмысленное занятие, если не прочитаны прежние. Ж. Дерида утверждает, что изучать тексты можно только методом деконструкции, т.е. не создавая новый, а лишь исследуя любое явление как текст. При этом в тексте исследуется соотношение значимого и означаемого. Наука, согласно позиции Ж. Дерида, должна заниматься только анализом значений. В результате научный поиск превращается в игру с набором архиследов. Поясним это на примере научно-экспедиционного туризма.
Научно-экспедиционный туризм создается и существует как текст. Тогда он становится предметом индивидуальной «деконструкции». Стратегия «деконструкции» позволяет как туроператору, так и туристу
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РМАТ
135
находить метафизические (невыразимые) следы в тексте тура или в дестинации, отмечая различия между реальным и ожидаемым. Деконструкция дестинации проводится с позиций критики логоцентризма западной метафизики. Эта критика основана на постулате Ж. Дерида: различия, инаковость важнее логики.
Деконструкция дестинации осуществляется с помощью понятия «след», который становится знаком того, что мы ожидали встретить в ней, но что отсутствует (например, след кита или след Бога, след свободы или след войны и др.). При этом любое наличествующее несет след отсутствующего (например, Рим есть след волчицы, Санкт-Петербург — след Петра I). Кстати, анализ архиследов способен раскрыть для нас метафизическую суть многих явлений, которые до сих пор не были нами поняты. Они становятся более открытыми на фоне различий наличествующего и следа. Вернемся к примеру Санкт-Петербурга. Деконструкция данной дестинации открывает нам, что в своем названии она несет ложный след апостола Петра. Почему ложный? Известно, что городом Святого Петра был Рим, т.е. Рим — есть след апостола. Из данной деконструкции как раз вырастает новое метафизическое противоречие Москвы как третьего Рима и попытки Санкт-Петербурга стать четвертым Римом. Надо четко ставить город на Неве на присущее ему православное место. Дабы не разрушать метафизику Москвы как четвертого Рима, требуется увидеть образ города как архислед Петра I, а значит, вернуть ему его законное имя Петроград. Тогда и образ города начинает развиваться в метафизике А.С.Пушкина как «град Петра».
В подобных квестах, согласно парадигме Дерида, и состоит метафизическая суть игры в образы дестинаций. Эту игру и предлагает Студия «След» туристам — участникам научно-туристских экспедиций. Это игры следопытов — мы ищем следы и находим метафизические образы. Деконструкция архи-
следов в дестинации определяет содержание деятельности студии. ■ Почему студия предлагает туристский продукт в форме научно-туристской экспедиции (НЭТ)?
Поиск архиследов — и есть центральная научная задача НЭТ. Решение этой задачи позволяет найти «различия и инаковость» туристских де-стинаций, увидеть разнообразие мира в разнообразии его образов. Суть НЭТ-концепта состоит в том, что он анализирует дестинации как текст, декон-струирует в нем архиследы и тем самым находит метафизическое объяснение малообъяснимым фактам и аномалиям.
НЭТ возник тогда, когда традиционный туризм оказался не способен эффективно отвечать на вызовы постмодернизма, который характерен сменой ценностей культуры. Итальянский философ Умберто Эко писал: «Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности» (У. Эко, 1993).
НЭТ сам, в известном смысле, является следом постмодернизма. Этот концепт возник в 60-е гг. ХХ в. практически одновременно у нескольких путешественников, которые прочувствовали особый метафизический смысл экстремальных экспедиций, осознали их непреходящую ценность (Ж.-И. Кусто, Т. Хейердал, Ю.А. Сенкевич, Ф.Ф. Конюхов и др.). Благодаря таким, как они, к нам вернулась метафизика образа «чистой» (первозданной) природы, а также и образ «путешествия» как поиска утраченных ранее ценностей.
В этой когорте путешественников следует особо выделить шведского исследователя Ларса-Эрика Линдблада — первого туроператора, который стал искать способ приобщения к своей страсти других людей. Благодаря его стараниям произошло превращение парадигмы экспедиций в концепт научно-экспедиционного туризма.
НЭТ-концепт потребовал переосмысления содержания туризма не в направлении отказа от традиционных ценностей, а в плане предложения принципиально нового формата для туризма. Этот формат, с учетом вызовов нового времени, должен быть одновременно многовекторным и альтернативным:
• активным с точки зрения энергозатрат и движения человека;
• полезным с позиций профилактики новых болезней и в целом здоровья;
• аттрактивным, привлекательным и манящим;
• комфортным и безопасным;
• уникальным и впечатляющим;
• познавательным и духовным;
• авантюрным и приключенческим;
• устойчивым и экологичным.
НЭТ в России имеет дополнительные конкурентные преимущества:
• обладает колоссальным духовным и территориальным потенциалом для развития;
• экспедиции в России более 500 лет являются главным способом колонизации и освоения громадных пространств империи;
• экспедиции в России компенсируют слабый уровень транспортной и социаль-
ной инфраструктуры;
• природное и культурное наследие России до сих пор мало известно миру, наилучшим образом оно может быть раскрыто и освоено именно в ходе экспедиций;
• только научно-экспедиционный туризм способен сформировать и развить сакральный образ России.
Студия организует экспедиции самостоятельно, но в творческом контакте с ведущими организациями и учреждениями:
• под эгидой ЮНЕСКО, ЮНВТО, Минкультуры и туризма Российской Федерации, Московской Патриархии, Русского географического общества, Росту-ризма, РСТ, администрации Ульяновской области (УО), Минэкономики УО, Общественной палаты Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
• при участии Регионального туристского центра УО, Российской международной академии туризма (РМАТ), Высшей школы экономики (ВШЭ), Ульяновского политехнического университета;
• при информационной поддержке «Российской газеты», телеканала «Россия», журнала «ГЕО», газеты «Культура», журнала «Волга».
Программный план студии: научно-экспедиционные проекты
Проект Сроки Цель экспедиции Число, тыс.
туристов экскурсантов
Русский Берег Май 2013 г. Этногенез, или Как русский берег Волги стал русским 5 200
Красный туризм 2014 г. Революционные традиции и советская эпоха России 5 500
Великий Волжский путь (ВВП) 20142020 гг. ВВП как великий путь циви-лизационных контактов, миграций, войн и геополитических констант в Евразии 5 100
Волга — Рейн (им. Александра Гумбольдта) Российско-германская научно-туристская экспедиция 20132018 гг. Волга-матушка и Рейн-батюшка. Межэтнические контакты: исследование факторов культурно-исторического партнерства вместо войн и конфликтов 2 50
Русский путь 20142025 гг. Россия — Волга — Евразия 5 200