Научная статья на тему 'ОБЗОР РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ОБЗОР РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профессиональное самоопределение / региональные практики / professional orientation / professional self-determination / region practices

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Пастухова, С.М. Самохвалова

В статье рассмотрена актуальность выбора профессии студентами и школьниками в современном мире, при помощи корпоративных практик. Обозначена важность изучения региональных программ профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Пастухова, С.М. Самохвалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF PROFESSIONAL ORIENTATION REGION PRACTICES

The article examines the relevance of the choice of a profession by students and schoolchildren in the modern world, using corporate practices. The importance of studying the regional experience of vocational guidance is indicated.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 658.5

ОБЗОР РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

А. А. Пастухова, С.М. Самохвалова

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

pastuhova2198@mail.ru

В статье рассмотрена актуальность выбора профессии студентами и школьниками в современном мире, при помощи корпоративных практик. Обозначена важность изучения региональных программ профориентации.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, региональные практики.

OVERVIEW OF PROFESSIONAL ORIENTATION REGION PRACTICES

A.A. Pastukhova, S.M. Samokhvalova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

pastuhova2198 @mail.ru

The article examines the relevance of the choice of a profession by students and schoolchildren in the modern world, using corporate practices. The importance of studying the regional experience of vocational guidance is indicated.

Key words: professional orientation, professional self-determination, region practices.

В российском обществе существует проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг по профессионально-квалификационному составу. Причиной дисбаланса является то, что сложившаяся система профессиональной ориентации учащихся не позволяет личности прогнозировать успешную карьерную траекторию со школьной скамьи. Следствием является неудовлетворенность индивидов выбранной профессией, несформированная мотивация к труду, непрозрачность карьерных перспектив и слабая адаптация на рынке труда.

От недостаточной результативности профессионального самоопределения проигрывает как личность, так и экономика, и общество в целом.

На сегодняшний день профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров, а также являются связующим звеном между современным образованием и профессиональной деятельностью. Это является базовым удовлетворением потребностей современного предприятия в рабочей силе, причем качество и количество должно быть в равном соотношении, так чтобы предприятие оставалось прибыльным и конкурентоспособным на рынке.

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда [1].

Цели профориентации: оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда [3]. Целесообразно говорить о расширении охвата студентов и школьников качественными профориентационными услугами. На сегодняшний день можно сказать о практике разработки и реализации региональных, муниципальных, локальных моделей оценки результативности профориентационной работы.

Региональные и муниципальные профориентационные элементы включают в себя следующие структурные элементы:

1. Документированное и введенное в практику концептуальное обеспечение;

2. Нормативно-правовое обеспечение;

3. Организационную структуру;

4. Инфраструктуру, коммуникативные площадки социального партнерства;

5. Систему профинформирования, методическое и кадровое обеспечение;

6. Систему мониторинга, оценки продуктивности работы локальной системы в целом.

В таблице 1 представлен ряд лучших региональных практик профессиональной ориентации [2].

Таблица 1

Региональные профориентационные практики_

№ Регион Наименование Содержание

1 Тульская область Профессиональная ориентация обучающихся средствами робототехники и детского технопарк Цель - создание системы профориентационной работы с учащимися, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, а также оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

2 Брянская область Предпрофильная подготовка и профориентация обучающихся средствами комплексной работы со школьниками и их родителями Цель: - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: - ознакомить молодежь с основными профессиями и специальностями; - школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

3 Республика Коми Профориентация обучающихся средствами проектной деятельности в условиях комплексного Цель - профессиональное самоопределение учащихся в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: - реализовать деятельность по профессиональному просвещению обучающихся;

взаимодействия с социальными партнерами - реализовать деятельность по профессиональной диагностике обучающихся; - реализовать деятельность по профессиональному консультированию обучающихся.

4 Республика Хакасия Профориентация обучающихся в условиях Центра профессионального самоопределения школьников Цель: - создание и внедрение в муниципальную образовательную сеть оптимальной модели профориентационной работы со школьниками на всех уровнях образования; - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В заключении следует отметить, что всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Корпоративные практики профориентации дают возможность студенту, школьнику определится в выборе профессии, а также узнать о своих способностях, чтобы в дальнейшем строить карьеру с учетом профессиональных интересов и востребованных профессий на рынке труда. Еще Л. Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации № 1 : [утверждено Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года] ]. - Текст : электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12217/9419bdfd98203a20d9191d7846a3969d 6c85e491/ (дата обращения: 01.05.2021).

2. Информационный банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов межшкольных учебных комбинатов - Текст: электронный // proforientbank.ru : 2021. - URL: http://proforientbank.ru/best-practices/ (дата обращения: 02.05.2021).

3. Пьянков И.В. Организация управления профориентацией и адаптацией персонала / И.В. Пьянков, М.К. Саакян. - Текст: электронный // Елайбрари : 2021. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27252047 (дата обращения: 03.05.2021).

© Пастухова А. А., Самохвалова С.М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.