УДК 37.014.5
ОБЗОР ПРИМЕРОВ СОВРЕМЕННЫХ РЕЙТИНГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫХ СТРАН
Иванова Е.Б., Институт управления образованием РАО, Москва Email: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрено более 20 примеров рейтингования школ в различных странах; выделены базовые характеристики для рейтинга и набор возможностей. Ключевые слова. Рейтинги школ, рейтинги общеобразовательных учреждений, ранкинги, ранжирование школ.
A REVIEW OF ACTUAL SCHOOL RANKINGS IN DIFFERENT COUNTRIES
Ivanova E.B., Institute of Management in Education of RAE, Moskow Email: [email protected]
Abstract. The article presents a review of more than 20 examples of school rankings in
different countries; its main characteristics and the range of options.
Key words. School ranking, performance tables, best schools, school tables
Рейтингование в сфере образования является одним из наиболее популярных и вместе с тем вызывающим многие споры вопросов. Актуальная информация по качеству работы образовательных учреждений необходима всем - и потенциальным потребителям образовательных услуг, и администраторам образовательных учреждений, и органам государственной власти в сфере образования, и политикам. Рейтинги - один из наиболее простых и популярных способов сравнения образовательных учреждений в любой ситуации, где возникает оценочное отношение к качеству деятельности объектов сравнения и наличествует конкуренция между поставщиками услуг.
Однако при всей своей востребованности любой рейтинг неизбежно вызывает критику. Грамотный рейтинг должен строиться с учетом нескольких индикаторов и учитывать контекстные факторы, однако это вызывает дополнительные сложности как со сбором данных, так и с разработкой итоговой формулы рейтинга - спорными становятся не только сами индикаторы, но и их вес и значимость.
Самый простой пример построения рейтинга - стандартное ранжирование всех общеобразовательных учреждений согласно среднему баллу учащихся при сдаче государственных (национальных) экзаменов. Однако данные рейтинги подвергаются
обоснованной критике экспертов1, указывающих на необходимость учета при построении рейтинга не только достижений учащихся, но и ряда других факторов - как контекстной информации, так и понимания настоящей цели рейтингования и того, соответствуют ли используемые индикаторы объективной картине.
При рейтинговании образовательных учреждений в первую очередь заметной становится специфика ступеней обучения. Если при рейтинговании дошкольных учреждений во главу угла, как правило, ставятся вопросы комфорта детей и сильна зависимость от локализации учреждения, при рейтинговании вузов нередко используются уже международные стандарты требований к квалификации будущих специалистов, то при рейтинговании школ может учитываться достаточно широкий спектр факторов - от непосредственно академических результатов учащихся до иных характеристик как самой школы, так и педагогического состава и семей учеников.
В данной статье рассматриваются примеры рейтингов общеобразовательных учреждений различных стран. Учитываются такие характеристики, как составитель рейтинга, критерии рейтингования, наличие и доступность методики рейтингования, наличие или отсутствие кластеризации школ, ключевая аудитория, формат представления рейтинга.
Рейтинги общеобразовательных учреждений в Российской Федерации
Говоря о рейтингах школ в нашей стране, необходимо сразу выделить два базовых варианта рейтингов:
1. Рейтинги школ, построенные региональными органами управления образованием исходя из академической успеваемости учащихся и, реже, с учетом дополнительных факторов, и ориентированные прежде всего на органы управления образованием;
2. Рейтинги школ, построенные научно-исследовательскими учреждениями на основе комплекса параметров и ориентированные на широкую общественность.
Рассмотрим на примерах. Итак, пять наиболее ярких примеров рейтингов школ от региональных органов управления образованием:
Рейтинг школ Пермского края http://minobr.permkrai.ru/news/2011/12/13/996/.
Составитель рейтинга - Министерство образования и науки Пермского края Школы можно сортировать исходя из результатов по предметам и ступеней (4, 9, 11 классы). Критерии рейтингования - баллы и количество побед в олимпиадах.
1 См., например, Болотов В.А. Проблемы определения качества школьного образования // Сетевой научно-практический журнал "Управление образованием: теория и практика". 2012. №2. С. 25-28.
Методика не прописана.
Ключевая аудитория - работники управлений и министерств образования.
Формат представления - Таблица Excel.
Это - наиболее простой вариант рейтинга, тем не менее, достаточно распространенный в ряде регионов РФ (см., например, Рейтинг школ г. Ульяновска по результатам сдачи Единого государственного экзамена и др.)
Однако среди ежегодных рейтингов от региональных органов управления образованием можно наблюдать и более сложно построенные рейтинги.
Интересен пример Рейтинга школ Ярославля и области по итогам ЕГЭ, где четко выделена кластеризация школ - http://mir76.ru/obrazovanie/reyting_shkol/.
Составитель рейтинга - Департамент образования Ярославской области
Школы распределены на следующие кластеры: школы повышенного уровня, вечерние школы, городские школы с количеством учащихся > 400, городские школы с количеством учащихся < 400, сельские школы с количеством учащихся > 200, сельские школы с количеством учащихся < 200, малокомплектные школы.
Критерии рейтингования - средний балл по предметам Русский язык и Математика.
Методика рейтингования приведена на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблица, разбитая на кластеры.
Достаточно информативен следующий вариант:
Рейтинг школ по районам Санкт-Петербурга
http://www.shkola-spb.ru/ege/best schools by district/2012/
Составитель рейтинга - Интернет портал «Школа-СПб»
Школы выбираются исходя из местоположения (один из районов Санкт-Петербурга)
Критерии рейтингования - итоги ЕГЭ, итог олимпиад, т.н. Народный рейтинг.
Методика рейтингования опубликована на сайте.
Ключевая аудитория - родители.
Формат представления - список с переходом на информационные карты школ, где приводятся данные по результатам олимпиад, ЕГЭ, отзывы.
Рейтинг Московских школ, показавших высокие образовательные достижения
http://www.educom.ru/ru/news/detail/300/
Составитель рейтинга - Департамент образования Москвы.
Прорейтинговано 300 школ Москвы.
Возможность кластеризации школ отсутствует.
Критерии рейтингования - по общему баллу, полученному из результатов ЕГЭ, ГИА, Всероссийской и Московской олимпиад школьников, результатов диагностических работ.
Методика рейтингования пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - общественность.
Формат представления - обычная таблица, опубликованная на сайте.
На основании вышеприведенного рейтинга Московские Новости создали отдельный рейтинг, характеризующийся нестандартной формой представления информации:
Рейтинг (лучших) столичных школ http://schools.mn.ru/schools/?view=rating_list
Прорейтинговано 85 школ Москвы.
Школы можно выбирать по округам Москвы, по специализации, по классу, с которого идет набор и по партнерству с вузами.
Критерии рейтингования - по общему баллу, полученному из результатов ЕГЭ, Всероссийской и Московской олимпиад школьников.
Методика рейтингования пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - общественность, родители.
Формат представления - таблица, позволяющие задавать выборку по параметрам, а также карта города с нанесенными значками школ.
Рейтинг школ Ульяновской области
Ы1р://рейтинг-образование73.рф^е6^рх
Составитель рейтинга - Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования.
Школы можно сортировать исходя из места расположения, типа школы (начальные, основные, средние, повышенного уровня). Есть возможность выбора предмета, по которому будет строиться рейтинг (русский язык, математика).
Критерии рейтингования - степень обученности; системность участия школы в процедурах независимой оценки качества образования; доля обучающихся, принявших участие в процедурах независимой оценки качества образования, эффективность внутришкольного мониторинга, соответствие деятельности школы аккредитационным показателям.
Методика рейтингования на сайте не пояснена.
Ключевая аудитория - родители, директора школ, органы управления образованием.
Формат представления - таблицы итогового рейтинга и по каждому из критериев.
Теперь рассмотрим, как рейтингуют российские школы независимые организации.
Рейтинг школ повышенного уровня Российской Федерации
http://ria.ru/sn edu/20130423/930945392.html
В рейтинг вошли 940 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, образовательных центров, находящихся на территории 24 субъектов Российской Федерации.
Составитель рейтинга - Проект Социальный навигатор РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования.
Школы можно сортировать исходя из регионов, населенных пунктов, а также специализации школ.
Критерии рейтингования - доступность образования, условия обучения, результаты, возможность индивидуального развития.
Методика опубликована на сайте.
Ключевая аудитория - родители учащихся, руководители школ, работники органов управления образованием муниципального и регионального уровня.
Формат представления - таблицы рейтингов по критериям, позволяющие задавать выборку по критериям, группам, а также делать выбор школ для сравнения.
Также стоит отметить Рейтинг информационной открытости сайтов школ от того разработчика:
http://ria.ru/sn edu/20130417/931512013.html
Прорейтинговано 1113 сайтов школ 24 регионов РФ.
Составитель рейтинга - РИА Новости совместно с Институтом образования НИУ
ВШЭ
Критерии рейтингования - технологичность, информативность, коммуникативность и мультимедийность.
Методика опубликована на сайте.
Ключевая аудитория общественность.
Формат представления - таблица сводного рейтинга и таблицы рейтингов по регионам.
Рейтинги общеобразовательных учреждений в зарубежных странах
Великобритания
Великобритания - один из признанных лидеров Европы в сфере образования с развитой традицией рейтингования образовательных учреждений. Место в рейтинге имеет большое значение для деятельности и перспектив школы; и результаты ежегодно обновляемых рейтингов активно обсуждают в обществе.
Существует несколько признанных вариантов рейтингов школ:
Performance Tables
http://www.education.gov.uk/schools/performance/
Составитель рейтинга - Департамент образования.
Школы можно сортировать исходя из типа (начальные, средние, старшие и специальные школы, академии), региона (города).
Критерии рейтингования - процент учащихся, совершивших ожидаемый прогресс по английскому и математике, процент получивших лучшие результаты по экзаменам GCSE за 4 года, процент сдавших на EngBaccalaureate.
Методика рейтингования пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблицы с возможностью ранжирования по выбранным критериям; имеется возможность самостоятельного выбора на карте конкретного региона или школы для сравнения, опубликованы информационные карты школ.
England school league tables
http://www.bbc.co.uk/news/education
Составитель рейтинга - ВВС News.
Школы можно сортировать исходя из типа (начальные и средние школы) и места расположения, а также по лучшим результатам конкретных тестов.
Критерии рейтингования - процент получивших 5 отличных оценок за экзамены GCSE или эквиваленты, сдавших на EngBaccalaureate, т.н. «прибавленная стоимость» (прогресс учащихся), средний балл.
Методика рейтингования пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - после выбора региона (по коду) или города, а также типа школы - таблица с возможностью рейтингования по каждому из критериев, а также самостоятельного выбора школ для сравнения.
По сходным принципам построены рейтинги School league tables от The Guardian и Education league tables от The Telegraph, и, в несколько усеченном виде - рейтинг Secondary School League Tables от The Independent, представляющий Топ 100 общеобразовательных, частных и селективных школ.
Отдельного внимания здесь заслуживает рейтинг School Rankings от Financial Times, предлагающий разнообразные варианты предоставления информации.
http://rankings.ft.com/secondary-schools/secondary-schools-2012
Школы можно сортировать исходя из типа (средние и частные школы).
Критерии рейтингования - Общий балл, Процент отличных отметок по ключевым предметам.
Методика пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблица с возможностью изменения набора критериев и рейтингования по каждому из критериев, а также самостоятельного выбора школ для сравнения. Возможность предоставления информации по конкретной школе в виде графиков.
Очевидно, что для британских средств массовой информации рейтингование школ является одним из принципиально важных направлений, заслуживающих отдельного обсуждения, что показывает значимость рейтингов для британского общества.
Соединенные Штаты Америки
В США также представлен большой выбор рейтингов школ для потенциальных пользователей. Особенностью американских рейтингов является то, что нередко одним из критериев ранжирования школ является национальный состав учащихся и социально-экономический статус семей учеников.
USNews Ranking
http://www.usnews.com/education/best-high-schools/national-rankings
Составитель рейтинга - U.S.News.
Рейтингуются старшие школы и колледжи; выбор рейтинга идет по штату, далее возможен дополнительный выбор по типу школ.
Критерии рейтингования - соотношение учеников и учителей, процент готовности к дальнейшему обучению (исходя из баллов), результаты по математике и английскому.
Методика опубликована на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблица с возможностью изменения набора критериев и рейтингования по каждому из критериев, а также самостоятельного выбора школ для сравнения. Публикуются информационные карты по каждой из школ, включая национальный состав.
В отличие от вышеприведенного случая, нередки ситуации, когда в рейтинг, составленный СМИ, входят только «лучшие» школы: ниже приведено два примера подобных рейтингов:
America's Best High Schools
http://www.thedailybeast.com/newsweek/2013/05/06/america-s-best-high-schools.html
Составитель рейтинга - Newsweek and the DailyBeast.
Прорейтинговано 2000 старших школ.
Критерии рейтингования - % выпустившихся за 4 года, количество тестов на ученика, процент выпускников, обучавшихся по программе колледжа, средние баллы по тестам SAT\ACT, процент учащихся, получающих бесплатный школьный обед (т.е. малообеспеченных), итоговый рейтинг.
Методика приведена на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблица с возможностью рейтингования по каждому из критериев.
America's most challenging high schools
http://apps.washingtonpost.com/local/highschoolchallenge/schools/search/
Составитель рейтинга - The Washington post.
Прорейтинговано более 1900 старших школ. Имеется возможность выбора региона или штата для рейтинга.
Критерии рейтингования - Количество сданных тестов относительно количества выпускников, процент учащихся, сдавших тест уровня колледжа, процент учащихся, получающих бесплатный школьный обед (т.е. малообеспеченных).
Методика пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблица с возможностью рейтингования по каждому из критериев.
Отдельная категория - рейтинги, ориентированные сугубо на родительскую аудиторию. Их отличительные характеристики - большая ориентация на место расположения школы, что отражается и в формате представления информации, а также более обширная справочная информация по школам, включая отзывы пользователей рейтинга.
Rankings for schools, districts, and cities
http://www.schooldigger. com/
Составитель рейтинга - портал Schooldigger.com.
Школы выбираются по штату, по типу (начальные, средние, старше, частные и др.). При выборе рейтинга задаются такие параметры, как год, тесты, а также список критериев
Критерии рейтингования - расположение, количество классов, количество учеников, результаты тестов (чтение, математика), соотношение учителей и школьников, изменение места в рейтинге, национальный состав, процент учащихся, получающих бесплатный школьный обед (т.е. малообеспеченных).
Методика пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - родители.
Формат представления - геоинформационная карта, где отмечены школы по типу и рейтингу; таблица с возможностью выбора критериев и рейтингования по каждому из критериев. Есть возможность выбора школ в радиусе определенного количества миль от выбранной локации. Интегрирован сервис подбора вариантов по покупке\аренде жилья рядом с выбранной школой.
С этим рейтингом сходен его основной конкурент - Public and Private School Ranking от портала GreatSchools.org.
Канада
Канада может похвастаться одним из наиболее глубоко разработанных рейтингов школ от ведущего аналитического центра - Института Фрейзера. Ежегодные отчеты по рейтингу школ четырех провинций предоставляют максимально полную информацию для всех потенциальных пользователей.
School Performance Report
http://www.fraserinstitute.org/report-cards/school-performance/overview.aspx
Школы можно сортировать исходя из места расположения (выбор по провинции, городу), типу (привилегированные, частные, государственные и др.), уровню дохода родителей учеников, процентному соотношению учащихся с особыми потребностями и некоторым другим параметрам.
Критерии рейтингования - Для общего рейтинга - место в рейтинге за последние 5 лет, тенденция изменения позиции в рейтинге, рейтинг в баллах от разработчика за год и за 5 лет. Для сравниваемых школ также учитываются результаты тестов, процент учащихся, успешно окончивших школу, различие успеваемости учеников данной школы в зависимости от гендерной принадлежности, процент отстающих учеников, общий рейтинг школы исходя из всех показателей.
Методика опубликована на сайте.
Ключевая аудитория - родители, учителя, руководство школ, учащиеся, общество.
Формат представления - карта, где дается выделение школы цветом согласно рейтингу, общая таблица. Есть возможность выбор школ для сравнения, результат отображается в графиках. По каждой школе есть отдельная информационная карта.
Австралия
Рассмотрим несколько рейтингов школ Австралии. Так же, как и в остальных странах, акцент здесь ставится на академические показатели.
Самый прямолинейный рейтинг, пожалуй, тут High School Ranking
http://house.ksou.cn/topschool.php?sta=vic&type=1
Составитель рейтинга - Сайт School.
Школы сортируются по штатам, а также по типу (частные или государственные) Критерии рейтингования - баллы по национальным экзаменам, изменение позиции в рейтингах.
Методика не пояснена.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблицы по каждому из критериев, информационные карты школ.
Немного более сложен следующий рейтинг
School rankings (New South Wales)
http://www.smh.com.au/nsw/my-school-secondary-2012
Прорейтинговано 783 начальных и средних школы штата Новый Южный Уэльс.
Составитель рейтинга - The Sydney Morning Herald.
Нет возможности сортировки школ; есть поиск по ключевому слову Критерии рейтингования - результаты тестов NAPLAN, ICSEA, баллы за грамматику, чтение, письмо, арифметику, финансовые данные, общий рейтинг.
Методика пояснена на сайте.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблица.
Нестандартным подходом отличается следующий ресурс, предлагающий три автономных рейтинга:
Better Education School Rankings
http://bettereducati on.com.au/S choolRanking.aspx
Составитель рейтинга - Better Education - онлайн сообщество учащихся, родителей, учителей, школ, репетиторов и пр.
Предлагается несколько вариантов: Национальный топ-лист по наградам выпускников, топ-лист по известным выпускникам школы, и Рейтинг по академическим результатам.
Школы сортируются на старшие, начальные, средне-старшие, а также по провинциям.
Критерии рейтингования - кол-во высших наград Companion of the Order + процент награжденных (для топ-листа по наградам), кол-во упомянутых в Who's Who (для топ-листа по известным выпускникам) и баллы, количество сдавших на бакалавриат и другие академические данные для Рейтинга по академическим результатам.
Методика не пояснена.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - отдельные таблицы по каждому из критериев.
Новая Зеландия
High School NCEA Ranking
http://school.ksou.cn/nztopschool.php?type=2
Рейтингуются старшие школы.
Составитель рейтинга - Сайт School.
Критерии рейтингования - процент выпускников, поступивших в университет, и процент учащихся с отличными результатами.
Методика не пояснена.
Ключевая аудитория - общество.
Формат представления - таблица, информационные карты школ с указанием гендерного и национального соотношения учеников.
Сингапур
В качестве примера от этой страны можно рассмотреть следующий рейтинг средних школ, основанный на среднем уровне баллов за экзамен PSLE (сдаваемый по окончании начальной школы), по которому принимали в среднюю школу.
Secondary School Ranking
http://www.thesmartlocal.com/read/2012-singapore-school-rankings
Составитель рейтинга - Портал acetutors.com. sg.
Нет возможности сортировки школ.
Критерии рейтингования - уровень вступительных баллов за экзамен PSLE.
Методика не пояснена.
Ключевая аудитория - родители, общество.
Формат представления - таблица результатов за два года с указанием тенденции.
Как видно из представленных примеров, если формат предоставления информации сходен в большинстве рейтингов, то критерии и параметры выбора школ варьируются в каждой стране, отражая специфику национальной образовательной системы и политической ситуации выбранных стран.