УДК 371; 37.06; 37.07
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА В РЯДЕ СТРАН МИРА
Вальдман И.А., к.п.н., заведующий лабораторией, Институт управления образованием РАО, Москва. E-mail: [email protected]
Аннотация. В рамках данной статьи на примере опыта ряда стран мира (Австралия, Англия, Новая Зеландия, США, Чили) автор анализирует наиболее важные особенности обеспечения информационной открытости работы школ перед обществом. Ключевые слова: информационная открытость, информационные продукты, подотчётность, школьный доклад, доклад инспекции, рейтинг школ.
INTERNATIONAL PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION COOPERATION SCHOOL AND SOCIETY
Valdman I.A., PhD, Institute of Management in Education of RAE, Moskow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract Based on experience of some countries (Australia, England, New Zealand, USA, and Chili) the author examines main characteristic of school information transparency with the aim of public accountability.
Key words Information transparency, information products, accountability, school report, inspection report, school ranking
Введение
Обеспечение информационной открытости системы образования является одним из важных приоритетов современной образовательной политики России1. В стране достаточно активно делаются первые шаги в этом направлении. Развивается практика подготовки публичных докладов школ, наполняются сайты образовательных учреждений и управленческих структур, ведут работу органы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы и др.), вводятся информационные системы управления образовательными учреждениями (базы данных, электронные журналы и дневники), дающие актуальную информацию участникам образовательного процесса. Создаются информационные порталы региональных органов управления, содержащие информацию о школах (такие как, например, портал «Электронное образование в Республике Татарстан»), формируются рейтинги школ и муниципалитетов, публикуются данные различных процедур оценки качества образования. Начала обсуждаться проблематика использования открытых
1 Достаточно подробно положение дел и перспективы развития этого направления зафиксированы в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы ([4]).
данных, которые дают возможность в автоматическом режиме собирать информацию с сайтов органов власти (государственных учреждений) и создавать с их помощью различные ресурсы, интересующие потребителей. Формируется нормативно-правовая база обеспечения прозрачности и доступности информации о системе образования. Все эти действия направлены на преодоление информационной закрытости и непрозрачности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием.
Вместе с тем нельзя оставить без внимания существующие проблемы и сложности при организации информационного взаимодействия школы и общества. «Болезнь роста» даёт себя знать - тексты публичных докладов и других информационных материалов школ иногда готовятся формально: они не учитывают специфику информационных запросов пользователей, пишутся на непонятном обществу внутреннем педагогическом «сленге», готовятся «узким коллективом» администрации без привлечения общественности, не ориентированы на получение обратной связи пользователей. Имеют место случаи (и они не редки) использования публичной информации учредителями и надзорными структурами для контроля и наложения санкций на образовательные учреждения.
Для преодоления этих проблем целесообразно обратиться к опыту других стран, которые прошли трудный путь становления диалога системы образования и общества. Это даст возможность перенять успешные практические решения и избежать ненужных ошибок.
Отметим, что одной из основных причин обеспечения информационной открытости системы образования является необходимость реализации подотчётности различных образовательных структур перед обществом.
Политика смещения акцента с широкого охвата образовательными услугами на вопросы обеспечения их качества, осуществляемая во многих развитых и развивающихся странах мира, требует перехода к децентрализованной модели образования ([1]). В рамках такой модели школы и муниципалитеты получают большую самостоятельность и автономию для принятия решений. Это позволяет обеспечить лучший учёт запросов потребителей образовательных услуг, повысить требования к качеству работы школ и местных властей. С другой стороны, все такие решения должны быть ответственными и ориентированными на запросы потребителей, поэтому наряду с автономией используется принцип подотчётности. Под подотчётностью понимается требование обязательной ответственности школ/органов управления образованием перед общественностью по результатам своей деятельности.
Одним из ключевых элементов системы подотчётности в децентрализованных образовательных системах является прозрачность информации, которая должна быть легко доступна и понятна родителям, общественности и представителям различных заинтересованных групп ([8]). Школы обязаны систематически информировать общественность и государственные органы о достигнутых результатах и планируемых действиях. На практике содержание такой информации широко варьируется от новостных сообщений и простых отчётов по результатам тестирования до более всеобъемлющих докладов, содержащих информацию о социально-экономических характеристиках учащихся, финансировании, квалификации учителей, результатах оценки учебных достижений, выполнении планов и достижении заявленных приоритетов.
В международной практике распространение информации о деятельности школы происходит с использованием трёх основных каналов:
• информирование, которое организует само образовательное учреждение (встречи с родителями, Интернет-сайт, публичные доклады, проспект школы);
• данные различных внешних оценок, которые публикуют органы управления образованием и специализированные правительственные агентства (результаты национальных и региональных тестов и экзаменов, рейтинги, доклады инспекции и т.п.);
• вневедомственные источники, ориентированные на широкую общественность (рейтинги средств массовой информации, ресурсы общественных организаций2).
Рассмотрим далее несколько удачных и поучительных, с точки зрения автора, примеров информирования представителей общественности и заинтересованных групп о деятельности образовательных учреждений, используемых в ряде стран мира. На основе рассмотренных примеров попытаемся выделить наиболее важные особенности организации информационного взаимодействия школы и общества.
Опыт Англии: информирование на всех уровнях
Хорошим примером систематического информирования широкой общественности о результатах образования является подход, используемый в Англии. В стране имеется несколько информационных продуктов, ориентированных на школу и используемых для коммуникаций с родителями и другими заинтересованными
2 Например, интернет-ресурс Школьные родственники (SchoolFolks, США, www.schoolfolks.com) даёт возможность родителям получить информацию о конкретной школе и местной общине для принятия решения о выборе нового места жительства и образовательного учреждения для детей.
группами. Часть из них готовится на уровне школы, часть публикуется правительственными ведомствами и часть создаётся вне системы образования (например, рейтинги в СМИ).
В Англии родители, представители местного сообщества и другие заинтересованные лица могут выбрать следующие способы получения информации о конкретной школе:
• посетить школу в один из предназначенных для этого дней (подавляющее число учебных заведений предоставляют такую возможность);
• поговорить с родителями учеников конкретной школы и узнать их мнение;
• познакомиться с информацией на сайте образовательного учреждения;
• познакомиться с содержанием информационных материалов, которые школа готовит по своей инициативе (например, проспект школы);
• прочитать самый последний отчёт государственной инспекции Ofsted по итогам инспектирования школы;
• посмотреть данные в таблицах достижений, содержащих результаты оценки качества образования;
• увидеть место учреждения в рейтингах школ, публикуемым в СМИ.
Рассмотрим некоторые из этих способов подробнее.
Проспект школы
Проспект школы - это информационный продукт, ориентированный, прежде всего, на потенциальных потребителей услуг учебного заведения и используемый для привлечения новых учеников в школу. До недавнего времени этот информационный продукт был обязательным, и каждая школа его ежегодно готовила, печатала и распространяла. С 1 сентября 2012 года это требование отменено . С целью снижения бюрократической нагрузки на школу законодательство предписывает всю необходимую информацию публиковать на сайте школы (см. ниже). Тем не менее, образовательные учреждения по своей инициативе могут продолжать выпускать проспекты, если считают это необходимым.
За подготовку и публикацию проспекта отвечает Управляющий совет школы. Проспект обычно публикуется не позднее, чем за 6 недель до даты подачи родителями заявления о поступлении в школу или выражения предпочтений о выборе места обучения своего ребёнка.
3 School prospectus and publishing school information on the internet.
www.education.gov.uk/schools/pupilsupport/parents/keepinginformed/a00208536/school-prospectus.
Управляющие советы отвечают за то, чтобы школьный проспект был доступен всем желающим (а в случае необходимости и на разных языках) в школе для знакомства и бесплатно предоставлялся родителям по их просьбе. Средние школы должны посылать свои проспекты местным чиновникам, отвечающим в муниципалитете за вопросы развития карьеры взрослых и молодёжи. Они будут использовать проспекты наряду с другими материалами в профориентационной работе с учащимися старших классов.
Проспекты содержат следующую информацию:
• название школы, адрес и телефон, имя директора школы и председателя управляющего совета;
• условия поступления в школу и другие требования для потенциальных родителей;
• миссия и ценности школы;
• основные вопросы школьной политики для детей со специальными потребностями в обучении;
• о статусе школы по отношению к какой-то конкретной религии, а также о пропуске занятий учащимися по религиозным причинам (праздники, посты и т.д.);
• о результатах оценки обучения учащихся школы в соответствии с требованиями национального учебного плана.
Средние школы должны предоставлять дополнительную информацию:
• подробности о количестве мест в школе, доступных в данном учебном году;
• число заявлений от родителей, заинтересованных в этих местах;
• информация о результатах школы по итогам сдачи государственных экзаменов на получение сертификата о завершении среднего образования;
• средние показатели результатов экзаменов по муниципалитету и стране для школ с учащимися в возрасте 16 лет и старше;
• сведения, куда идут выпускники после завершения обучения в школе.
Сайт школы
В соответствии с уточнением требований к представлению школьной информации в открытом доступе4 образовательные учреждения должны размещать на своём сайте следующую информацию:
4 The School Information (England) (Amendment) Regulations 2012, www.legislation.gov.uk/uksi/2012/1124/made
• размер средств, полученных от государства за обучение детей из семей с низким доходом (получающих бесплатные завтраки), направления расходования этих средств и эффективность их использования;
• особенности и детали учебного плана;
• условия приёма в школу;
• дисциплинарные требования и правила поведения;
• организация обучения детей с особыми образовательными потребностями;
• особенности обучения и пребывания в школе детей-инвалидов;
• ссылка на доклады государственной инспекции Ofsted;
• ссылка на таблицы достижений;
• результаты последних тестов по итогам обучения на ключевых этапах 2 и 45.
Это минимальный обязательный набор информации, который школа может
дополнять другими, важными для неё данными.
Таблицы достижений
Размещённые в открытом доступе в Интернет таблицы достижений (Perfomance tables, www.dcsf.gov.uk/performancetables) содержат информацию о результатах обучения школьников на ключевых этапах обучения по разным предметам, особенно по математике и английскому языку. Такая информация даётся по каждой школе в динамике по годам, а также в сравнении с другими образовательными учреждениями.
Пример. Основное содержание таблиц достижений 2011 года для ключевого этапа (КЭ) 4.
• Общая информация (название и адрес школы; тип школы; гендерный состав, возраст учащихся).
• Информация о когорте школьников, сдававших экзамены на КЭ4 (число учащихся, число и процент школьников с особыми образовательными потребностями, доля учащихся, обучающихся на КЭ4 ниже, на уровне и выше ожидаемого уровня).
• Измерение добавленной стоимости (значение добавленной стоимости (ДС) на этапах КЭ2-4, доверительный интервал ДС, процент школьников, для которых рассчитывалась ДС).
• Измерение прогресса (процент школьников, продемонстрировавших минимально ожидаемый прогресс по английскому и математике между КЭ2 и КЭ4, результаты по группам учащихся - достижения на низком, среднем и высоком уровнях).
5 В Англии формальное образование разделено на 4 возрастных этапа: ключевой этап 1 - от 5 до 7 лет; ключевой этап 2 -от 7 до 11 лет; ключевой этап 3 - от 11 до 14 лет; ключевой этап 4 - от 14 до 16 лет.
• Результаты экзамена на получение сертификата GCSE о среднем образовании6 (процент учащихся, освоивших предмет на определенном уровне, включая математику и английский язык, средний бал за экзамен на ученика).
• Результаты сдачи экзамена по английскому бакалавриату (доля сдававших и сдавших данный экзамен, результаты по отдельным предметам).
• Сравнение по годам (процент учащихся, достигших уровня 5 и выше на экзамене GCSE по разным предметам в 2008, 2009, 2010 и 2011 гг.).
• Пропуск занятий (процент учебных дней, потерянных из-за пропусков, процент учащихся, систематически пропускающих занятия).
Несмотря на важность представляемых в таблицах статистических данных, они доступны для понимания не всякому неподготовленному пользователю.
Доклад государственной инспекции
В Англии с 1992 года существует государственная инспекция Ofsted (Office for Standards in Education, www.ofsted.gov.uk), которая полностью независима от национального министерства образования DCSF (Department for Children, Schools and Families), что позволяет проводить и обсуждать результаты работы школ более беспристрастно и объективно. Целями инспекции школ являются: проведение внешней, независимой оценки деятельности школ; информирование родителей о качестве работы и стандартах школы, в которой учатся их дети; обеспечение вклада в улучшение работы каждой конкретной школы через определение её сильных и слабых сторон. В соответствии с законом инспектора оценивают и отражают в своём отчёте следующие стороны школьной политики:
• образовательные стандарты, достигнутые школой;
• качество образования, предоставляемое школой;
• качество руководства и управления, включая эффективность использования финансовых ресурсов;
• духовное, моральное, социальное и культурное развитие учащихся школы.
По итогам инспекции готовится доклад, который размещается на сайте Ofsted (и доступен для любого желающего с ним ознакомиться), а также направляется в школу. При этом школа должна разослать доклад родителям каждого своего ученика. На базе доклада, в котором содержатся рекомендации и советы по улучшению работы, школа
6 GCSE - General Certificate of Secondary Education
7 Обычно школы инспектируются один раз в три года. Для школ, демонстрирующих устойчивые положительные результаты, периодичность инспекции может быть увеличена до шести лет.
готовит план действий, направленных на устранение обнаруженных недостатков и проблем.
Доклад имеет следующую структуру:
• Введение (когда проводилась инспекция, в каком составе, каковы были её цели, какие документы школы изучались и т.п.);
• Информация о школе (её размер, особенности образовательных программ, наличие детей с особыми нуждами, представителей этнических меньшинств, мигрантов и т.п.);
• Выводы инспекции по следующим областям:
- Общее заключение о деятельности школы (характеристика таких аспектов как управление школой, результаты обучения, учебный план, сохранение здоровья и ориентация на нужды разных групп детей);
- Что школе следует сделать для улучшения работы;
- Насколько школа эффективно обеспечивает обучение (качество преподавания, насколько учебный план соответствует потребностям детей, насколько эффективна система поддержки и консультирования школьников);
- Насколько эффективно управление и руководство школой (организация управления школой, качество работы управляющего совета, умение вовлекать родителей, управление финансовыми ресурсами и т.п.);
- Мнения родителей и опекунов (нравится ли детям учиться в школе, находятся ли дети в безопасности, демонстрируют ли дети прогресс в обучении, хорошо ли работают учителя, учитывает ли школа предложения и запросы семьи и т.п.).
По каждому из указанных выше разделов школе выставляется оценка (от 1 до 4 баллов), а также приводится словесное описание с выводами и рекомендациями. Крайне важно, что в тексте доклада имеется словарь с разъяснением основных терминов, используемых в тексте. Это помогает сделать доклад более понятным для родителей.
Доклад инспекции обязательно сопровождается письмом-обращением к ученикам и родителям. В нём содержатся основные выводы и заверения (в случае, если школа хорошо работает), что учителя и руководство учебного заведения прилагают все усилия для обеспечения образования высокого качества.
Рейтинги школ в СМИ
В Великобритании уделяется большое внимание представлению информации о системе образования в СМИ. Ряд ведущих газет имеет специальные приложения по образованию (например, приложение Times Education Supplement). Широко
распространена публикация различных рейтингов университетов и школ. Такие рейтинги строятся на основе открытых данных об экзаменах и результатах национальных тестов, которые Министерство образования открыто публикует в соответствии с требованиями законодательства.
В качестве примера можно привести рейтинг England school league tables (www.bbc.co.uk/news/education), созданный корпорацией BBC. Он представляет собой интерактивную таблицу, содержащую данные сдачи национальных экзаменов -процент сдавших 5 экзаменов GCSE или его аналогов, процент сдавших экзамен английский бакалавриат, прогресс учеников (добавленная стоимость), средний балл и
др. ([5]).
Таблица рейтинга даёт возможность выбора любого количества школ исходя из типа образовательного учреждения и места расположения, а затем сортировки их по каждому из критериев.
I
Название школы
□ Bodmin College 1? В Brannel School Щ
□ Bu ele haven Community С? School
□ Callington Community Й1 College
%успешно сдавших 5 GCSE или аналогичных экзаменов
41 43
59
68
□ Falmouth School D?
El] Fowey Community College Й*
% сдавших English Baccalaureate
4 1 12
66 52
% успешно сдавших 5 GCSE
41 43
54
64
8 13
62 51
Прогресс учеников
1006 6 97? 3 991.1
1011.2
Средиее числа пунктов при сдаче экз. А/AS уровня
602 NA
685.8
750.8
Camborne Science and Community College I? 47 7 46 939.4 641.6
Cape Cornwall School m 49 6 49 9826 NA
Cornwall College if № NA NA NA 632 4
998 980 4
641.5 NA
% получивших i ОЦЕНКИ«А» или аналог
63 NA
35
76
63
NA 74 74 NA
Рис. 1. Рейтинг средних школ графства Корнуолл на 2011 г. (league tables, сайт BBC News).
По сходным принципам построены рейтинги School league tables от The Guardian и Education league tables от The Telegraph и, в несколько усеченном виде, рейтинг Secondary School League Tables от The Independent, представляющий Топ 100 общеобразовательных, частных и селективных школ. Отдельного внимания здесь заслуживает рейтинг School Rankings (http://rankings.ft.com/secondary-schools/secondary-schools-2012) от Financial Times, предлагающий разнообразные варианты предоставления информации, включая визуализацию данных по конкретной школе в виде графиков.
Можно констатировать, что для британского общества формирование общественных рейтингов о деятельности школ и шире, учреждений государственного сектора (больниц, учреждений спорта, культуры и др.) является важным элементом социальной политики и подотчётности государства перед обществом.
Опыт Новой Зеландии: доклад по итогам инспекции школы
В Новой Зеландии существует аналог английской государственной инспекции Ofsted - офис для проведения обзоров в образовании ERO (Education Review Office, www.ero.govt.nz). ERO является независимым агентством, созданным для реализации вполне конкретной задачи - оценивать качество работы школ по всей стране, делать обнаруженные данные публичными (обычно итоговый отчёт вывешивается в самих школах) и предоставлять специфические рекомендации для школы, чтобы она могла улучшать процесс обучения.
Внешняя оценка ERO работы школ служит двум целям - обеспечение подотчётности и содействие улучшению работы образовательных учреждений. Первая цель связана с предоставлением открытой информации о достижении школами целей и учебных стандартов, в то время как вторая цель ориентирована на оказание помощи ОУ по совершенствованию образовательного процесса через проведение самооценки школы.
При проведении обзора и оценивания деятельности конкретной школы ERO фокусируется на шести аспектах качества работы школы - достижения учащихся (аспект, на который делается главный упор), эффективность управления школой, профессиональное лидерство (руководство), качество преподавания, школьная культура и среда (физическая, эмоциональная безопасность и здоровье), вовлечение родителей и представителей местного сообщества. Главный вопрос при проведении обзора - Насколько эффективно реализуется школьный учебный план и как он способствует вовлечению учащихся в образовательный процесс, обеспечивает их прогресс и высокий уровень достижений? Также важное внимание уделяется сору информации о том, как государственная политика реализуется на уровне школы, как достигаются национальные приоритеты ([10]).
При этом целью обзора не является детальное изучение всех направлений работы школы - каждый доклад по итогам оценки школы может рассматривать различные вопросы школьной политики. Цель состоит в предоставлении информации по тем аспектам, которые напрямую связаны с достижениями детей и полезны для самой школы.
Рассмотрим пример содержания доклада ERO 2013 года по конкретной школе -католическая школа Св. Джозефа (St Joseph's school). Его размер достаточно небольшой - 9 страниц.
• О школе. Небольшой раздел, включающий в табличном виде информацию об образовательном учреждении (адрес и тип школы, число учащихся и учителей, распределение учащихся по гендерному и этническому составу, список предыдущих обзоров, проводимых ERO);
• Цель подготовки доклада ERO. Содержит разъяснения для родителей и более широкого школьного сообщества цель доклада, ключевой вопрос, на который он отвечает, и какую информацию он содержит.
• Раздел 1. Контекст. Данный раздел доклада отвечает на вопрос Каковы наиболее важные особенности данной школы, оказывающие влияние на обучение школьников? Содержит оценку того, как школа использует возможности внешней среды и местного сообщества для организации образовательного процесса. В случае школы Св. Джозефа эти возможности касались спортивных занятий, культурного и этнического разнообразия местной общины, взаимодействия с прихожанами католической церкви, участия в проекте по информационно-коммуникационным технологиям.
• Раздел 2. Обучение. Данный раздел доклада отвечает на вопрос Насколько хорошо школа использует информацию о достижениях для проведения позитивных изменений по вовлечению учеников в ученый процесс, обеспечению их прогресса? Содержит информацию о прогрессе, который сделало ОУ по организации обучения школьников, о достижении национальных стандартов, насколько хорошо выявляют сильные и слабые стороны своих учеников, какие методы они используют для улучшения результатов обучения. Перечисляются области работы, нуждающиеся в улучшении и дальнейшем развитии. Описываются дальнейшие шаги, которые следует предпринять по совершенствованию образовательного процесса.
• Раздел 3. Учебный план. Данный раздел доклада отвечает на вопрос Насколько хорошо школьный учебный план обеспечивает и поддерживает процесс обучения? Содержит информацию об областях и предметах школьного учебного плана, которые нуждаются в совершенствовании и которые реализуются на высоком уровне. Особое внимание уделяется анализу содержания обучения для представителей этнических групп Майори. Описываются дальнейшие шаги, которые следует предпринять по совершенствованию учебного плана.
• Раздел 4. Устойчивость результатов. Данный раздел доклада отвечает на вопрос Насколько хорошо известно, что школа обеспечивает и улучшает свои результаты? Содержит выводы об использовании системы мониторинга и собираемых школой данных для обеспечения процессов управления образовательным учреждением, о качестве информирования и коммуникации руководителей школы и управляющего совета с персоналом школы, родителями, представителями школьного сообщества. Обсуждается, какую роль в планировании и играет процесс самооценки, какой вклад он вносит в определение сильных и слабых сторон деятельности школы. Даётся оценка, насколько эффективно организовано управление с целью достижения приоритетов развития школы.
• В заключение указывается, что ERO планирует провести следующую
8
внешнюю оценку школы через три года .
Как и в случае английской инспекции, доклад ERO заключается письмом-обращением к родителям и местному сообществу, в котором представлены основные выводы по итогам обзора. Все школьные доклады по итогам инспекции размещаются на сайте ERO и доступны ля знакомства.
Опыт США: школьные доклады
Широко распространённым инструментом информирования общественности, используемом на практике во многих странах мира, является ежегодный доклад школы или, по-другому, информационная карта (school report card). Подобные доклады используются и в США в качестве инструмента подотчётности на разных уровнях образования - школы, школьного округа9 и штата ([1, 9]).
Например, в школьном округе Сан-Диего штата Калифорния каждая школа готовит такую информационную карту с целью обеспечения подотчетности - School Accountability Report Cards (SARC, http://studata.sandi.net/research/sarcsj. В соответствии с законом штата государственные школы по всей Калифорнии с ноября 1988 года обязаны предоставлять сообществу информацию о себе в форме такой карты, которая включает разнообразные данные, позволяющие оценивать и сравнивать школы по семи основным областям:
• демографическая информация,
• безопасная среда и учебный климат в школе,
8 Инспекция проводится 1 раз в 3 года, если школа работает стабильно и выполняет свои основные задачи; инспекция проводится 1 раз в 4-5 лет, если демонстрирует высокие результаты; если выявлено много слабых сторон в работе ОУ, то следующая проверка пройдёт через 1-2 года.
9 Школьный округ - территориальное объединение государственных школ, которые управляются местной властью.
• данные об академических успехах,
• размер класса,
• информация об учителях и персонале,
• учебный план и обучение,
• данные о финансах и расходах.
Выпускаются доклады в 2-х версиях - краткая (2-3 стр.) и полная (до 14 стр.). В качестве примера представим структуру полной и краткой версии школьного доклада средней школы Рузвельта (Roosevelt International Middle School).
Структура полной версии
• Первая титульная страница (содержит оглавление, информация о школе и описание её миссии, возможности для вовлечения родителей, адрес и контакты, что такое SARC).
• О школе (охват по классам и этническим группам, средний размер класса по предметным областям).
• Школьный климат (план школьной безопасности, практики обеспечения школьной дисциплины и поддержки учащихся, временное отстранение от обучения и исключение из школы, посещаемость).
• Материальное оснащение школы (качество состояний помещений, оборудования, освещения, водоснабжения и т.п.)
• Учителя (наличие дипломов об образовании, учителя, работающие без официального утверждения, вакансии, ведение основных предметов учителями с высокой квалификацией, наличие кадров для замены отсутствующих учителей, процесс оценки работы учителей).
• Персонал, обеспечивающий поддержку (консультанты и другой персонал, обеспечивающий поддержку в области обучения, здоровья и безопасности).
• Учебный план и учебные материалы (качество, использование и доступность учебников и учебных материалов, перечень используемых учебников и учебных материалов).
• Школьные финансы (расходы на одного учащегося и средняя заработная плата учителя, виды финансируемых услуг, информация о средних зарплатах учителей и администраторов по школьному округу).
• Достижения учащихся (данные стандартизированного тестирования по предметам, годам, этническим группам).
• Подотчётность (индекс академических достижений, программы интервенций на уровне штата, достижение критериев ежегодного прогресса в рамках
программы «Ни одного отстающего ребёнка - No child left behind», федеральные программы поддержки).
• Завершение школы и подготовка к продолжению образования (раздел используется только для средних школ).
• Планирование обучения (процесс обучения и лидерство, профессиональное развитие, число сокращённых дней в учебном году).
Структура краткой версии
• На полях первой страницы (краткие данные о школе, адрес и контакты, диаграмма охвата, таблица уровня посещаемости, партнёры школы из бизнеса и сообщества).
• Обращение директора школы.
• Учебный план и обучение.
• Возможности для вовлечения родителей.
• Учителя.
• Индекс академических достижений.
• Данные тестирования школьников.
ш SI)
USD
SCHOOL ACCOUNTABILITY REPORT CARD
Short Version, Issued Spring 2007 for Academic Year 2005-06
Dr Cari A Cohn, Superintendent
4100 Normal Street
San Diego, CA 92103
Ш
SD
USD
3366 Park Blvd. San Diego, С A 92103 Phone: (619) 293-4450 Fax: (619) 497-0918 roosec@sandi. net roosevelt.sandi. net Julie Martel, Ed.P., Principal
At A Glance:2005-06 School type: Middle Level
Schedule: Traditional
Grade level: 6-8
Total enrollment: 999
Total teachers: 53
Per pupil expenditure: 56,188
Enrollment Breakdown
Roosevelt International Middle School
Principal's Statement
Welcome to Roosevelt Middle School, an International Baccalaureate Magnet School located at the northeast edge of Balboa Park. Our school features four National Board Certified teachers and award-winning teachers. We provide resources to support instruction, including a multimedia lab. a new state-of-the-art word-processing lab. cart of AlphaSmart word-processing keyboards, and laptop cart, as well as video-editing equipment and a mobile recording studio. Our newly renovated library has a research lab and its own laptop cart. We believe that every student can learn, and it is our goal to provide the learning opportunities and a safe, positive environment to support all our students. Last year, our standardized test scores in reading and math showed mixed results. Roosevelt's future plans include refining our International Baccalaureate Middle Years Programme to further the academic continuity with the International Baccalaureate program at the San Diego School of International Studies and a Linking Education, Activity, and Fitness (L.E.A.F.) grant program.
Highlights from 2005-06 school year include a successful International Festival, participation in the San Diego Comity Science Olympiad, a Girls and Science Program, a science fair. Amnesty International cultural awareness assemblies, walks for diabetes and cancer, a winter Jamboree with students and staff performances, and major facility renovation sponsored by Proposition MM. This year, the exterior of the facility will be painted, a new electronic marquee will be installed, and we seemed the funding to turf the physical education field at the comer of Park Ave. and Upas St.
Рис. 2. Краткая версия доклада средней школы Рузвельта в Сан-Диего
В тексте имеется указание, что полная версия доклада доступна в Интернет или может быть получена в школе.
Другой поучительный пример использования информационной карты на уровне школы предоставляет штат Северная Каролина (www.ncreportcards.org). Наряду с самой
картой (её объём всего 2 страницы) читателям доступно руководство «Как прочесть информационную карту вашей школы», толкующее все специфические термины, используемые в тексте (см. рис. 3). Терминология разделена на разделы, соответствующие разделам карты - профиль школы, высокие достижения учащихся (результаты различных тестов), безопасность в школе и доступ к технологиям, качество учителей.
Следует отметить, что как и в случае со школьным округом Сан-Диего данные даются в сравнении со средними показателями по округу и штату.
Д GUIDE ТО READING YOUR SCHOOL'S REPORT CARD
tdi V
NC SCHOOL
REPORT CARDS
HOW TO READ YOUR K-8 SCHOOL REPORT CARD
Just as student report cards provide parents with information on their child's performance, the NC School Report Cards offer a snapshot of some important information about individual schools.This document is designed to help you understand and use the information in your school's report card.
SCHOOL PROFILE
Under "School Profile," you'll find general information about your school including school size and average class size. School Size is important because it can influence the types of academic programs or activities (like sports and music) that a school can offer.
Class Size may influence the one-on-one attention that teachers provide to students and the level of classroom discipline. How does your child's class si2e compare with the school's average and class size averages in the state? Ask your school principal about targeted cl ass sizes in your school.
Source of Funds (Amount per Student) shows you where your school's funding comes from and how much money it receives per student from state, federal, and local sources. Education funds are
inities
averages shown. For an estin your school, add the dollar ar funding bars together.
Use of Funds provides an overview of charter school operating budgets. Use this graph to learn more about how your school spends money day-to-day for operations.
Title I Status indicates whether this school is part of the federal program that provides funding for high poverty schools to help students who are behind academically or at risk of falling behind.
HIGH STUDENT PERFORMANCE
There are a number of ways to measure student performance: state test results and student promotion rates are just two of the statewide measures that are covered in your school's report card. On a school-by-school basis, there are additional ways to evaluate student performance as well. Look at student grades, at the percentage of students earning top grades or repeatedly failing, and ask for information about student projects and academic clubs and activities. These additional measures are important and can help you form a more complete picture of student academic achievement in your school.
Performance of Students in Each Grade onABCs End-of-GradeTests helps you to see what percentage of students passed the End-of-Grade reading test and the End-of-Grade math test in the spring of 2007. Look for large differences in performance across grade levels. Talkto your child's teacher to learn more about how your school is working to increase academic achievement. Performance of Each Student Group on the ABCs End-of-Grade tests displays test results so that differences in passing rates (often referred to as achievement gaps) between students of different ethnicities, gender, family circumstances, or racial backgrounds are apparent North Carolina is working hard to eliminate performance differences between the groups of students listed here and your school's overall performance depends partly on closing
these "gaps." Find outwhat your school is doing to close achievement gaps and what you might be able to do to help. TheThree-YearTrend of Student Performance on ABCs End-of-Grade Reading and Math Tests provides an idea of whether or not your school is making progress in student achievement from one year to the next Ideally, student performance is increasing with a graphed line that steadily increases from left to right A multi-year trend for math is only available beginning in 2005-06 because of new tests based on the revised Standard Course of Study.
Adequate Yearly Progress (AYP) Results - Adequate Yearly Progress "sets the bar" for school performance by groups of students, and schools can either clear the bar or miss it there is no credit for getting part way. In order to make AYP, schools need to meet every single performance target set for them. Targets are set for student attendance and for student performance on the state's End-of-Grade reading and math tests. Schools work toward targets in each of those areas for the school's performance as a whole and for the following student groups when they contain 40 or more students: white, black, Hispanic, American Indian, Asian, multiracial, economically disadvantaged, limited English proficient and students with disabilities.
Рис. 3. Информационная карта школы штата Северная Каролина и руководство для родителей.
Все такие доклады публикуются не только на сайтах школ, но и на сайтах департаментов образования школьных округов и штатов США. Во многих случаях информация доступна в интерактивном режиме. Хорошим примером такого представления является сайт штата Иллинойс, на котором размещаются интерактивные школьные доклады (Illinois Interactive Report Card web site, http://iirc.niu.edu). Очень важно, что во многих случаях вся эта информация представляется на языках основных этнических групп, представленных в школьном сообществе.
Опыт Австралии: интернет-портрет школы для общества
В Австралии публично доступная информация о работе образовательных учреждений размещается на национальном веб-сайте «Моя школа» (My School, www.myschool.edu.au), который содержит информационные портреты примерно 10000 австралийских школ (государственных и негосударственных) и позволяет проводить поиск школы по местоположению, типу или названию.
Веб-сайт My School даёт всем желающим возможность получить подробную информацию о школах Австралии и позволяет австралийским школам перенимать друг у друга опыт (см. подробнее [2]). Представленный на сайте комплекс качественных данных позволяет школам, учителям, родителям и общественности:
• получить информацию о конкретной школе, представленную в виде единых для всей страны показателей;
• сравнить достижения учащихся этой школы с показателями школ со статистически сходным контингентом учащихся либо всех школ Австралии;
• найти школы с высоким уровнем образования, в том числе те, в которых наблюдается существенный рост успеваемости;
• получить более широкую картину общего уровня образования того или иного района страны.
Интернет-портрет каждой австралийской школы содержит следующую информацию.
• Профиль школы. Содержит общую характеристику школы: местоположение, особенности образовательной программы, информация об учащихся и педагогическом составе, результаты успеваемости старшеклассников, сведения о финансах.
• Финансы школы. Информация об источниках финансирования и размере поступивших за год средств, а также данные о расходах за каждый календарный год.
• Результаты теста NAPLAN (см. далее). Содержит результаты национального тестирования в выбранной школе с возможностью их сопоставления с другими школами со статистически сходным контингентом учащихся и со всеми школами Австралии.
• Профессиональное образование. Раздел включает сведения о количестве учащихся, посещающих курсы профессионально-технической подготовки и участвующих в учебно-производственной деятельности на базе школы.
• Местные школы. Размещены ссылки на школы (возможен выбор 20 учебных заведений), расположенных в пределах 80 км от данной. Для удобства пользователей выбор снабжается ссылками на информационные профили этих школ.
С 2008 года в Австралии существует национальная программа оценки грамотности по английскому языку и математических навыков школьников NAPLAN (National Assessment Program - Literacy and Numeracy, www.naplan.edu.au), которая проводится ежегодно для всех учащихся 3, 5, 7 и 9-го годов обучения по четырём областям - чтение, письмо, правила языка и математические навыки. Результаты программы NAPLAN являются важнейшим индикатором качества работы школ в стране, показывающим, достигают ли австралийские школьники наиболее важных образовательных результатов.
Программа NAPLAN ориентирована на достижение следующих целей:
• определение прогресса и оказание поддержки в обучении каждому конкретному ребёнку;
• разработка и оценка мер образовательной политики на уровне страны и регионов;
• обеспечение подотчётности перед обществом - информирование о том, насколько хорошо работают школы.
Как отмечалось выше, результаты NAPLAN по каждой школе публикуются на сайте «Моя школа». Австралия пошла по пути представления данных оценки не изолированно (как часто делают другие страны, публикуя их на сайтах министерств образования или специальных сайтах программ тестирования), а вместе с другими данными о работе школ на едином национальном информационном ресурсе.
В целях обеспечения честного и справедливого сравнения результатов обучения школьников в конкретных школах, баллы теста публикуются по группам «подобных» образовательных учреждений со статистически сходным контингентом учащихся. Школы объединяются в группы на основании Индекса местных социально-образовательных условий (Index of Community Socio-Educational Advantage), который включает ряд параметров (число учеников в школе, занятость и образование родителей, социально-экономические характеристики места проживания учеников, территориальная принадлежность школы, доля учеников из семей, где английский язык не родной, доля учеников - представителей коренного населения страны).
Для представления результатов школы в группе на сайте «Моя школа» имеется специальная форма (см. рисунок 4). Здесь вся группа школ разбита на пять подгрупп по отношению к положению выбранной школы - выше результатов данной школы, ниже,
значительно ниже, значительно выше и не отличаются. Кружки обозначают результаты конкретных учебных заведений.
вШЛ&ШЙАШААиВ
Год Год 7 Обгасть оценки
обучении Е Чтение л
■ _
10 Ч
И С 3 Л 7
О
Ш ^ к ч
о
л
О
155 465 475 465 495 505 515 525 535 545
Рис. 4. Представление результатов NAPLAN по группе статистически «подобных» школ.
На сайте есть и другие формы представления результатов школы в сравнении со школами из своего кластера.
• Результаты на графике. По конкретной области оценки и конкретному году обучения представляется средний балл школы в сравнении со средним баллом школ своего кластера и всей страны.
• Результаты по уровням. По каждому уровню оценки представляется средний балл школы в сравнение со средним баллом школ своего кластера и всей страны.
• Результаты в динамике. В динамике за два года (2008-2010 и 2009-2011) представляется средний балл школы в сравнении со средним баллом школ своего кластера и всей страны.
Все эти варианты представления результатов по школе дают возможность фиксировать различные тенденции в обучении за определённый промежуток времени в сравнении со школами своего кластера и всей страны.
Отметим, что баллы теста NAPLAN представляются в контексте других результатов работы школы. В итоге портрет школы для общества выглядит сбалансированно и разносторонне. Это не только результаты теста, но и другие её достижения и характеристики.
В результате благодаря сайту «Моя школа» общественность и представители местного сообщества могут видеть результаты обучения в конкретной школе и другие её характеристики.
Опыт Чили: представление результатов национального мониторинга обучения
Чили даёт ещё один пример информирования общества о работе школ на основе публикации результатов оценки учебных достижений. В стране с 1998 года проводится национальный мониторинг SIMCE (Sistema de Medición de Calidad de la Educación Система измерения качества образования, www.simce.cl), который позволяет оценивать результаты обучения по основным предметам школьной программы у учащихся 2-х, 4-х, 6-х, 8-х, 10-х и 11-х классов Рис.5, ([3, 7]). SIMCE служит индикатором качества работы школ, предоставляя данные по среднему баллу учащихся и мотивируя родителей выбирать лучшую школу для своих детей.
Обеспечение подотчётности и ответственности школ перед обществом является одной из целей SIMCE. Она предполагает информирование общественности о результатах работы школ и создаёт систему стимулов, направленных на повышение качества работы образовательных учреждений. Публикация результатов национального мониторинга является обязательной по Закону об образовании и реализуется несколькими способами.
2.° BÁSICO 2012 4.° BÁSICO 2012 8.° BÁSICO 2011 II MEDIO 2012 III MEDIO 2012
Название образов. LEC LEC MAT HIS LEC MAT CIE HIS LEC MAT LEC AUD
учреждения
CENTRO EDUCATIVO LA PUERTA 222 242 241 226 207 202 37 33
COLEGIO SAN JOSE DE CHICUREO 287 295 300 291 300 318 317 307 312 342 86 93
COLEGIO ABERSAN 244 259 268 263 255 269 263 259
COLEGIO HIGHLANDS 277 310 298 308 313 343 325 333 280 334 85 93
COLEGIO MONTESSORI PUCALAN 257 267 258 270 290 312 312 293 300 321 78 88
Рис. 5. Фрагмент таблицы результатов SIMCE 2012 (средние баллы школ по предметам и классам). Обозначения: LEC - чтение, MAT - математика, HIS - история, CIE -естественные науки, AUD - английский язык (аудирование).
Во-первых, на сайте Агентства по обеспечению качества образования (www.agenciaeducacion.cl) у каждого желающего имеется возможность сформировать в режиме он-лайн таблицы с результатами школ по ряду параметров (место расположения, тип школы, год и класс).
Во-вторых, результаты публикуются в специальных приложениях к газетам и включают средние баллы школ и их сравнение с предыдущим измерением, со средним по стране и с результатами образовательных учреждений из своей социально-экономической группы.
В дополнение к этому сами газеты формируют рейтинги лучших школ и публикуют их на своих страницах. Отметим, что рейтинги в СМИ составляются без участия министерства образования. По закону результаты SIMCE должны открыто публиковаться, и они размещаются на сайте Агентства по обеспечению качества образования. Газеты берут эту информацию и на её основе составляют и публикуют списки школ с баллами по предметам. Рейтинги в СМИ - это своеобразная плата за информационную открытость
В-третьих, имеется визуальная форма представления результатов -геоинформационная система, реализованная в виде интерактивной карты Google (www.simce.cl/mapas), на которой обозначены учебные заведения определённого населённого пункта и их средние баллы по предметам и классам.
Рис. 6. Карта Google с результатами SIMCE.
Кроме того, для повышения ответственности школ и вовлечения родителей в процесс обучения своих детей готовится и распространяется отчёт для родителей. Он включает все основные результаты по образовательному учреждению - средние баллы по предметам и классам, прогресс с учётом предыдущей оценки, сравнение со средним баллом по стране и со школами своей группы СЭС, долю учащихся по каждому уровню
достижений. Также данный документ содержит рекомендации для родителей, как они могут помочь своему ребёнку в обучении.
Таким образом, в Чили общество информируется о качестве школьного образования через публичные национальные интернет-ресурсы (таблицы результатов и геоинформационная система), отчёты для родителей и средства массовой информации (рейтинги школ).
Вместо заключения. Некоторые уроки международного опыта.
Рассмотренные примеры дают возможность выделить наиболее продуктивные подходы в организации информационной политики образовательных учреждений и органов управления образованием, ориентированной на повышение информационной открытости школ и системы образования в целом. Какие же фиксации мы можем сделать, рассматривая такие разные (по политическому, организационному и культурному устройству) образовательные системы Австралии, Англии, Новой Зеландии, США и Чили?
1. Школы имеют достаточно большую автономию и должны информировать общественность и государственные органы о достигнутых результатах и мерах по улучшению ситуации. Информирование проводится не как частная инициатива наиболее активных школ, а как часть общей политики на уровне страны или региона (штата), зафиксированной законодательно. Это является общим правилом для всех школ. Как следствие имеется много различных информационных ресурсов, прежде всего в Интернет, которые предоставляют информацию о результатах деятельности учебных заведений. Среди них:
• сайты образовательных учреждений;
• отчёты по итогам проведения школой процедуры самооценки10;
• доклады национальных инспекций;
• публичные доклады, которые готовит школа или школьный Совет;
• другие способы информирования потребителей услуг: Интернет, СМИ, проведение очных встреч.
2. Появление нового информационного продукта в практике деятельности школы не является волевым решением сверху, а базируется на обсуждении и широких консультациях с общественностью и профессиональным сообществом относительно
10 Школы Англии, например, ежегодно проводят самооценку своей деятельности с целью определения направлений дальнейшего развития, отслеживания хода выполнения поставленных ранее задач, определения достигнутых результатов (см. подробнее [6]).
формата, содержания и процедур использования. Сначала проводится эксперимент по апробации, а затем (в случае положительной оценки школ-участниц эксперимента) новый формат документа принимается законодательно и вводится в практику.
3. На практике существуют различные информационные продукты, каждый из которых имеет конкретное целевое назначение. Все вместе они являются взаимодополняющими, а не дублирующими друг друга. При этом во избежание излишней бюрократической нагрузки на школу страны минимизируют число обязательных информационных продуктов, которые должно готовить образовательное учреждение. Основным инструментом информирования становится Интернет-сайт школы.
4. Наиболее удачные образцы таких продуктов, как школьные доклады обладают следующими характеристиками:
• небольшой объём информационного продукта (который можно прочитать за короткий промежуток времени);
• доступный язык изложения, ориентированный на неподготовленного пользователя;
• пояснения, как правильно интерпретировать представленные данные (например, использование словаря или специального приложения с комментариями);
• наличие сравнительных данных (с собой, в динамике по годам, сопоставление с другими школами, муниципалитетом, регионом);
• включение мнений участников образовательного процесса о работе школы -данные опросов родителей, учащихся, сотрудников школы.
Для представления докладов целевой аудитории используются разнообразные способы - Интернет-сайт школы, печатная версия, презентация в рамках встреч и собраний.
5. Министерства образования и различные государственные агентства (отвечающие за проведение экзаменов, национальных тестов, инспекции школ) размещают на своих сайтах интерактивные информационные сервисы (базы данных), дающие возможность потребителям самостоятельно осуществлять поиск, сортировку и ранжирование необходимых данных. Часто эти данные представляются в сравнительном виде и изображаются графически (в виде графиков, диаграмм, цифровых карт). Это позволяет удовлетворять целевые информационные запросы и корректно сравнивать результаты работы школ за счёт учёта таких важных характеристик, как местоположение школы, тип школы, особенности контингента учащихся и др.
6. Наряду с ведомственными источниками широко используются информационные ресурсы, которые создаются негосударственными организациями, включая средства массовой информации. Различные общественные рейтинги и социальные навигаторы формируются на основе открытых данных, предоставляемых государственными образовательными структурами и организациями.
Наличие разнообразных информационных ресурсов позволяет сравнивать и оценивать работу школ, создаёт основу для осознанного выбора школы родителями, способствует вовлечению общественности в образовательный процесс.
В России процесс всестороннего информирования потребителей образовательных услуг находится в стадии становления. Мы ещё только приобретаем опыт информационного взаимодействия системы образования и общества. Именно поэтому нам не следует оставлять без внимания позитивный зарубежный опыт в этой области. У нас есть шанс учиться не только на своих ошибках, но и на чужих успехах.
Список литературы:
1. Вальдман И.А. Информирование в целях подотчётности. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №1, 2010, стр. 7-24.
2. Вальдман И.А. Мониторинговые исследования качества образования: опыт Австралии. //Журнал руководителя управления образованием. №4, 2013, стр. 4351.
3. Вальдман И.А. Мониторинговые исследования качества образования: опыт Чили. (в печати).
4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Распоряжение Правительства РФ №2148-р от 22 ноября 2012 года.
5. Иванова Е.Б. Обзор примеров современных рейтингов общеобразовательных учреждений разных стран. //Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.< http://www.iuorao.ru/20132>. 2013. - № 2.
6. Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии / под ред. И.А. Вальдмана. - М.: Университетская книга, 2006.
7. Рамирес, Мария Хосе. 2012. «Распространение и использование информации о результатах оценки достижений учащихся в Чили». Публикация №3 по теме SABER-оценка достижений учащихся. Всемирный банк, Вашингтон.
8. Donald R. Winkler. Strengthening Accountability in Public Education.
EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED, 2004.
9. Maribel Sevilla and Winkler Don. 2003. "Information for Accountability in Decentralized Education: Implementation of Report Cards." Draft EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED.
10. Framework for School Reviews (2011). New Zealand Government. Education Review Office. Wellington, 2011.
Интернет-источники
1. Agencia de Calidad de la Educación, www.agenciaeducacion.cl
2. Department for Children, Schools and Families, www.dcsf.gov.uk
3. Education Review Office, www.ero.govt.nz
4. MySchool web-site. www.myschool.edu.au
5. National Assessment Program - Literacy and Numeracy, www.naplan.edu.au
6. Office for Standards in Education, www.ofsted.gov.uk
7. School Accountability Report Cards, http://studata.sandi.net/research/sarcs