Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ОБЗОР МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
334
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ / PUBLIC HEALTH CARE / NONINFECTIOUS DISEASES / PREVENTION / INTERDEPARTMENTAL APPROACH / COMMITMENT / HEALTHY LIFESTYLE / OVERVIEW OF LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Китаева Э. А.

«В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлено достижение следующих целевых показателей: повышение к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78 лет и до 80 лет к 2030 году)». Для достижения таких показателей необходима профилактика неинфекционных заболеваний на межведомственной основе. Нами проведен обзор федеральных приказов, постановлений, нормативно-правовой базы и межведомственных программ по охране здоровья населения. Анализ литературы показал, что в Российской Федерации ведется разработка и реализация стратегий, проектов и программ, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний и формирование приверженности населения к здоровому образу жизни, многие из которых являются межсекторальными и используют принципы «здоровья во всех стратегиях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Китаева Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of interdepartmental programs for public health care

N the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 “About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024” achievement of the following target indicators is established: increase by 2024 in the expected life expectancy at the birth till 78 flyings and till 80 flyings by 2030)”. Prevention of noninfectious diseases on an interdepartmental basis is necessary for achievement of such indicators. We carried out the overview of federal orders, resolutions, a regulatory framework and interdepartmental programs for public health care. The analysis of literature showed that in the Russian Federation development and realization of the strategy, projects and programs directed to prevention of noninfectious diseases and forming of commitment of the population to a healthy lifestyle is conducted many of which are between sectoral and use the principles of “Health in all strategy

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Э.А. Китаева,

к.м.н, ассистент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия; Заведующая отделением неврологии ГАУЗ «Рыбно-Слободская ЦРБ», Россия, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский р-н, п.г.т. Рыбная Слобода, e-mail: [email protected]

ОБЗОР МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

УДК 614.2, 616-082, 314.4, 616-08-039.71, 616.831-009.11, 616.1

Китаева Э.А. Обзор межведомственных программ по охране здоровья населения (ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия; ГАУЗ «Рыбно-Слободская ЦРБ», Россия, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский р-н, п.г.т. Рыбная Слобода)

Аннотация. «В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлено достижение следующих целевых показателей: повышение к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78 лет и до 80 лет к 2030 году)». Для достижения таких показателей необходима профилактика неинфекционных заболеваний на межведомственной основе. Нами проведен обзор федеральных приказов, постановлений, нормативно-правовой базы и межведомственных программ по охране здоровья населения. Анализ литературы показал, что в Российской Федерации ведется разработка и реализация стратегий, проектов и программ, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний и формирование приверженности населения к здоровому образу жизни, многие из которых являются межсекторальными и используют принципы «здоровья во всех стратегиях».

Ключевые слова: охрана здоровья населения, неинфекционные заболевания, профилактика, межведомственный подход, приверженность, здоровый образ жизни, обзор литературы.

едущей причинои смертности населения всех стран являются неинфекционные заболевания (далее - НИЗ), на долю которых приходится от 80 до 90%. В субъектах Российской Федерации (далее-РФ) вклад заболеваний в общую смертность распределяется следующим образом: 56% - болезни сердечно-сосудистой системы, 17% - внешние причины (преимущественно травмы и отравления), 14% - злокачественные новообразования [1, 2, 3]. Следует отметить, что особое значение имеет преждевременная смертность от НИЗ среди населения трудоспособного возраста, доля которой составляет почти 40% всех смертей мужского и женского населения. На сегодняшний день показатели смертности людей трудоспособного возраста в России превышают соответствующие показатели экономически развитых стран (Европы, США и Японии - более, чем в 4-7 раз) [4]. Рост НИЗ во всех странах мира стимулировал Всемирную организацию здравоохранения (далее - ВОЗ) к разработке и принятию Глобального Плана ВОЗ по профилактике и борьбе НИЗ (2013-2020 г.г.), Организацию объединенных наций (ООН) - к определению целей устойчивого развития на период до 2030 год [5, 6]. В настоящее время проблема сохранения здоровья населения является актуальной во всем мире. Здоровье населения во многом обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни человека и состояние среды его обитания [7, 8]. Следует отметить, что здоровье населения является не только вопросом здравоохранения, но и общества в целом и для этого требуются, чтобы все правительство решало вопросы в области охраны здоровья населения [9]. Следует отметить, что именно Государственные структуры должны играть ведущую роль в укреплении здоровья населения и профилактике НИЗ. Особенности социально-экономического развития РФ, старения населения и изменения экологической обстановки создает новые вопросы,

© Э.А. Китаева, 2019 г.

енеджер № 10

здравоохранения 2019 ■

которые непосредственно связанны с сохранением и укреплением здоровья населения, уменьшением роли НИЗ. Порядок организации и осуществления профилактики НИЗ и проведения различных мероприятий по формированию здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) в медицинских организациях был утвержден приказом МЗ РФ № 683н от 30.09.2015 г. [10]. Как указывается в Большой медицинской энциклопедии (том 2.1, стр. 250, 1983 г.): «Профилактика зародилась в связи с попытками эмпирического поиска средств предохранения от болезней и несчастных случаев в виде элементов индивидуальной и личной гигиены. Возникновение общественной профилактики связано с развитием государства и обязанностей его органов и учреждений по осуществлению предохранительных мер в первую очередь от массовых заболеваний населения». Профилактика НИЗ осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни [7]. В РФ профилактика НИЗ и пропаганда ЗОЖ является одной из приоритетных задач в политике здравоохранения. В субъектах РФ реализуются различные программы государственного и регионального уровня, в том числе межведомственного характера, направленные на профилактику НИЗ и формирование приверженности населения к ЗОЖ.

Несмотря на необходимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РФ законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 года включало в себя «Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и закон РСФСР «О здравоохранении» (1971 г.). Следует отметить, что одной из главных реформ правовой системы здравоохранения явились законы: «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991 г. с изменениями и дополнениями от 1993, 1994 г. [11],

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000 г.г. [12], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. [13], «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993,1998, 1999 и 2000 гг. (извлечения) [14]. В 1996 году в РФ была создана российская сеть «Здоровые города, районы и поселки». На сегодняшний день более ста российских городов внедрили данную программу, которая направленна на разработку и внедрение мер по формированию приверженности населения к ЗОЖ и профилактику НИЗ в субъектах РФ (профилактика заболеваний, пропаганда ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, здоровье на рабочем месте, улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей, адаптация инвалидов трудоспособного возраста и здоровое городское планирование) [15].

В последние годы в России уделяют огромное внимание формированию приверженности населения к ЗОЖ - утверждены ключевые нормативные документы по наиболее важным ФР возникновения НИЗ, разработаны методические рекомендации по диагностике, профилактике и лечению социально-значимых заболеваний, разработанные профессиональными научными обществами, непосредственно по мониторингу факторов риска НИЗ в практическом здравоохранении (2012 год) и на региональном уровне (2016 год) [16, 17]. В России разработана Национальная Концепция «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.», которая включена в новую Стратегию национальной безопасности (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г., № 683) [18]. Разработаны и утверждены следующие ключевые нормативные документы: «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [19], Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» - Подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» [20], «Информационно-коммуникационная стратегия по формированию ЗОЖ, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических

С

#хс

№ 10 Менеджер

2019

средств и психотропных веществ на период до 2020 года» [21], «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года» [22], «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [23], «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [24], Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» [25]. Особо следует отметить принятие 22 ноября 2011 г. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», который создал реальную нормативную базу для организации широкомасштабных мер профилактики НИЗ в стране. В 2012 году разработана Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» (пересмотрена и утверждена в 2014 г.), в том числе Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи». Следует отметить, что основным направлением реализации данных программ является «внедрение межведомственных программ по вопросам ЗОЖ для различных категорий граждан, а также разработка и обеспечение реализации механизмов мотивирования граждан к ведению ЗОЖ, повышению информированности и грамотности населения»» [26-29]. Одним из отечественных стратегических документов, направленных в том числе и на профилактику, является разработанная в 2012 году Государственная программа «Развитие здравоохранения» (пересмотрена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 1640 от 26.12.17), включающая подпрограмму 1 «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» [30]. В 2017 году в России был принят новый приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» сроком до 2025 года, основной целью которого явилось «увеличение числа граждан, ответственно относящихся к своему здоровью и ведущих здоровый образ жизни, в том числе тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом; снижение потребления табака; совершенствование законодательства в области рекламы, связанной с алкоголем, табаком, нерациональным питанием». В рамках данной программы Государством была поставлена амбициозная задача: к концу 2025 году увеличить долю граждан, приверженных к ЗОЖ, до 60% (в том числе систематически занимающихся физической культурой и спортом до 45%), потребление алкогольной продукции на душу

населения - до 8 литров в год и снизить распространенность потребления табака среди взрослого населения до 27%. Начиная с 2003 года, в России наблюдается положительная динамика снижения смертности, что является следствием реализации комплекса мер в рамках Национального проекта «Здоровье» (в том числе мероприятий по снижению смертности от острых нарушений мозгового кровообращения (далее - ОНМК) и острого коронарного синдрома (далее- ОКС), а также формированию приверженности населения к ЗОЖ). За период с 2003 по 2006 года произошло снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (далее-ССЗ) на 59,6% за счет уменьшения распространенности ФР и на 29,4% за счет лечебных мероприятий (11% причин, влияющих на снижение, не объяснимы). В 2016 году ВОЗ совместно с Китайской Народной Республикой провели в Шанхае 9-ю Глобальную конференцию по укреплению здоровья населения. Целью данной конференции явилось подчеркнуть важнейшие аспекты взаимосвязи вопросов укрепления здоровья на период до 2030 года. Следует отметить, что конференция призывает правительства стран, глав муниципалитетов и других заинтересованных сторон к межведомственному включению всех секторов общества в вопросы укрепления здоровья населения [31]. Один из первых примеров программы в области профилактики НИЗ в РФ - международная программа CINDI (Countrywide Integrated Noncommunicable Disease Intervention Programme), основным принципом которой было использование межведомственного сотрудничества для влияния на основные детерминанты здоровья, находящиеся вне сферы здравоохранения. Российские специалисты участвовали в международной программе CINDI с самого начала разработки данной программы (с 80-х годов XX века). В 90-х годах была создана российская сеть региональных программ CINDI в соответствии с международным протоколом и продолжала свою работу до 2008 года. В рамках данного проекта был разработан ряд документов в области политики программ профилактики НИЗ: «Политика и стратегия профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и других НИЗ», руководство «Профилактика через первичное здравоохранение», «Здоровое питание: план действий по разработке региональных программ», мониторирование поведенческих факторов риска «Укрепление здоровья и профилактика НИЗ в России и Канаде. Опыт и рекомендации». Также в рамках данного проекта велась колоссальная работа с населением,

1енеджер № 10

здравоохранения 2019 ■

проведены акции (антитабачная кампания «Брось курить и победи», обучающие семинары «Научно обоснованная профилактика неинфекционных заболеваний», «Здоровые дети в здоровых семьях» и так далее) [32-37].

В 2006-2008 году в Республике Татарстан (далее - РТ) в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось 212 региональных целевых программ медицинской профилактики социально-значимых болезней. Дополнительной диспансеризацией в городе Казань было охвачено 94 413 работников бюджетной сферы. Результаты дополнительной диспансеризации показали высокую заболеваемость населения. Следует отметить, что с возрастом увеличивалось число болеющих граждан (до 35 лет число сочетанных болезней было в 2-2,5 раза ниже, чем у лиц в возрасте от 35 лет и выше). В ходе выполнения в РТ с 2006 года национального проекта «Здоровье» созданные профилактические отделения муниципальных поликлиник г. Казани реализовали плановые адресные вызовы для прохождения горожанами массовой диспансеризации. Данные программы способствовали раннему выявлению заболеваний, приводящих к смертности, инвали-дизации и потере трудоспособности экономически активного населения. В здравоохранении города Казани в 2005 году была завершена реализация городской целевой программы «Охрана здоровья горожан», которая продолжалась в период с 2002 по 2005 год. С 2007 по 2010 г.г. была реализована целевая Программа «Модернизация здравоохранения города Казани на период с 2007 по 2010 годы», итоги которой легли в основу разработки Республиканской программы «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на период с 2011-2012 годы». В 2001 году вышло Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.01.01 г. № 591 «Об утверждении целевой программы «Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан» на 20102011 годы, направленное на активное сохранение и укрепление здоровья населения, повышение уровня культуры и потенциала здоровья, предупреждение преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности и качества жизни населения РТ. Целью данной программы явилось создание единой системы формирования здорового образа жизни, координации различных сфер деятельности по пропаганде, информированию, обучению населения профилактике здоровья, построению индивидуальной

модели поведения [38]. В ходе реализации Межведомственной целевой программы «Образование и здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Татарстан» развивается сеть школ, содействующих здоровью. На сегодняшний день в РТ работает 1,6% таких школ. Согласно распоряжению Кабинета Министров РТ по инициативе Министерства образования и науки РТ, Министерства по делам молодежи РТ, Министерства по спорту РТ проводится акция «Сельская школа - спортивная школа», цель которой - восстановление спортивных площадок сельских общеобразовательных школ силами хозяйствующих субъектов республики. В рамках данного программы в 2010 году произведены работы на 533 объектах, привлечено около 12 млн. рублей из внебюджетных источников. На телеканале «Татарстан - Новый век» и местных районных телеканалах реализуется проект «Республиканская зарядка» с участием призеров и чемпионов Олимпийских игр, известных спортсменов. Для информирования населения о проводимой в данном направлении работе активно используются Интернет-сайты Министерства здравоохранения РТ, Министерства по делам молодежи РТ, Министерства по спорту РТ.

Заключение. Нами проведен обзор Федеральных приказов, постановлений, нормативно-правовой базы и межведомственных программ по охране здоровья населения. Анализ литературы показал, что в Российской Федерации ведется разработка и реализация стратегий, проектов и программ, направленных на профилактику НИЗ и ведение ЗОЖ, многие из которых - межведомственной направленности. Основным принципом таких программ является создание благоприятных условий проживания, с точки зрения экологии и благоустройства, формирование у населения приверженности к ЗОЖ (в частности, отказ от вредных привычек, таких как употребление алкоголя и табака; повышение привлекательности занятий физической активностью и правильного питания, а также ряд других мер, способствующих повышению качества жизни населения), мониторинг поведенческих ФР и развитие межведомственного сотрудничества. Вывод. С целью снижения заболеваемости и смертности от населения от НИЗ, а также повышения продолжительности активной жизни и улучшения качества жизни населения необходим межведомственный подход в формировании приверженности населения к здоровому образу жизни.

С

#хс

№ 10 Менеджер

2019

Литература

1. www.who.int/entity/gho/ncd/mortality_morbidity/en/21k.

2. Герасимова Л.И., Викторова Л.В., Денисова Т.Г. Медико-социальные факторы риска болезней системы кровообращения // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2012. - № 3. - С. 31-34.

3. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Демографические тенденции в Российской Федерации: вклад болезней системы кровообращения. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2012; 1: 4-9.

4. Patricio V. Marquez. Dying Too Young. Addressing Premature Mortality and Ill Health Due to Non-Communicable Diseases and Injuries in the Russian Federation (Summary) 2005.

5. Global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases 2013-2020. ISBN 97892 4 1506236 (NLM classification: WT 500). Resolution WHA66.10 www.who.int/entity/nmh/events/ncd_ task_force/en.

6. Sustainable Development Goals. New York: United Nations; 2015. Available from: https://sustainabledevelopment. un.org/?menu=1300 [cited 2015 Oct 2].

7. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать?. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.

8. Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. Росстат. М., З-46 2015. 174 с.

9. Восьмая Глобальная конференция по укреплению здоровья, Хельсинки, Финляндия, 10-14 июня 2013 г. Хельсинкское заявление «Учет интересов здоровья во всех стратегиях». Профилактическая медицина. 2014;5:17-18. [The Eighth Global Conference on Health Promotion Helsinki, Finland, 10-14 June 2013 Helsinki Statement on Health in all Policies (HiAP). Preventive Medicine. 2014; 5:17-18. (In Russ.)].

10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях».

11. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991 г. с изменениями и дополнениями от 1993, 1994 г.

12. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000 г.г.

13. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999г

14. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993,1998, 1999 и 2000 г.г.

15. Здоровые города. Программа Всемирной организации здравоохранения [Healthy cities. World Health Organization program. (In Russ.)]. Available: http://www.euro.who.int/healthy-cities.

16. Шальнова С.А., Концевая А.М. Методические рекомендации «Мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении». Доступно по: http://www.gnicpm.ru/ UserFiles/Metodicheskie_rekomendacii_Monitoring_2012.pdf. Ссылка активна на 01.10.2016.

17. Методические рекомендации «Эпидемиологический мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении на региональном уровне». Под ред. Бойцова С.А. doi: 10.17116/profmed2016metod01.

18. The Draft of the Strategy "Formation of healthy lifestyle, prevention and control of NCDS by 2025" by 31.12.2015, № 683. (in Russ.). Проект Стратегии "Формирование здорового образа жизни, профилактики и контроля НИЗ до 2025 года" от 31.12.2015, № 683.http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/179966-1- proekt-mezhvedomstvennaya-strategiya-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizninaseleniya-profilaktiki-kontrolya-neinfekcion.php.

19. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12172220/#block_1000/ (Дата обращения: 22.09.2017).

20. Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» Подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/70643480/ (Дата обращения: 22.09.2017).

21. Информационно-коммуникационная стратегия по формированию ЗОЖ, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70372908/ (Дата обращения: 22.09.2017).

22. Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2010/11/03/pravila-dok.html/ (дата обращения: 22.09.2017).

23. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/x7uHn4HpRIM.pdf/ (Дата обращения: 22.09.2017).

24. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/15965/ (Дата обращения: 22.09.2017).

25. Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/28745/ (Дата обращения: 22.09.2017).

енеджер № 10

здравоохранения 2019 ■

26. Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/info/ (Дата обращения: 22.09.2017).

27. Данилова Е.С., Попович М.В., Глазунов И.С., Усова Е.В., Зиновьева В.А., Забина Е.Ю., Маньшина А.В. Разработка системы оценки региональных программ профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в Российской Федерации. Профилактическая медицина, 2016. 19 (5) 27-31. doi: 10.17116/profmed201619527-31.

28. Бойцов С.А., Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., Калинина А.М., Ипатов П.В. Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка. Профилактическая медицина. 2012; 15 (1), приложение, 3-18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gnicpm.ru/var/ cache/142511-9a1c9de51d6e9d2bc2d3d783ded13c2f/prilozenie.pdf/ (Дата обращения: 22.09.2017).

29. Разработка, реализация и оценка программ профилактики неинфекционных заболеваний (методическое письмо) под ред. акад. РАМН Оганова Р.Г., проф. Хальфина Р.А. Москва, 2002. 68 с. 61.

30. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Постановление правительства РФ № 1640 от 26.12.17. [On the approval of the state program of the Russian Federation «Development of Health». Resolution of the Government of the Russian Federation № 640 ot 26.12.17. (In Russ.)]. Available: http://base.garant.ru/71848440/.

31. Девятая Глобальная конференция по укреплению здоровья, Шанхай, 21-24 ноября 2016 г. Шанхайская декларация по укреплению здоровья. [The Ninth Global Conference on Health Promotion, Shanghai, November 21-24, 2016. Shanghai Declaration on promoting health in the 2030 Agenda for Sustainable Development. (In Russ.)]. Available: http://www.who.int/healthpromotion/conferences/9gchp/shanghaideclaration/en/.

32. CINDI-LIFE Countrywide integrated noncommunicable diseases intervention. Ancora Editora. Lisbon. 2016.

33. Здоровая Россия. Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни [Healthy Russia. All-Russian competition of projects for a healthy lifestyle. (In Russ.)]. Available: http://zdravo-russia. ru/projects.

34. Хоркина Н.А. Опыт российских регионов по формированию здорового образа жизни. Социальная сфера. 2012; 6(237): 50-56. [Khorkina NA. Experience of Russian regions in the formation of a healthy lifestyle. Social sphere. 2012; 6(237): 50-56. (In Russ.)].

35. Отчет об успешных практиках межведомственных проектов по профилактике НИЗ в России. Отдел интегрированных программ профилактики. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины». 2015 [Report on successful practices of interdepartmental projects on the prevention of NCD in Russia. Department of integrated prevention programs. FGBU «National Medical Research Center for Preventive Medicine» - 2015. (In Russ.)].

36. XI Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России». Лига здоровья нации. Москва. 2017 [XI All-Russian forum the health of the nation is the basis of Russia's prosperity. The League of the Nation's Health. Moscow. 2017. (In Russ.)]. Available: http://www.znopr.ru/exhibition/exhibition/list_catalog_2016.

37. Политическая декларация совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. Резолюция 66/2 Генеральной Ассамблеи от 19 сентября 2011 [Political Declaration of the High-level Meeting of the General Assembly on the Prevention and Control of Non-communicable Diseases: Resolution 66/2 General Assembly on 19 September 2011. (In Russ.)] Available: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/diseases_ politdecl.shtml.

38. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.01.01 года № 591, утверждена Целевая программа «Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан» на 2010-2011 годы.

UDC 614.2, 616-082, 314.4, 616-08-039.71, 616.831-009.il, 616.1

Kitayeva E.A. Overview of interdepartmental programs for public health care ("Kazan state medical university" of the Russian Ministry of Health; GAUZ "Fish and Suburban Central District Hospital", Russia, Republic of Tatarstan) Abstract. "In the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 "About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024" achievement of the following target indicators is established: increase by 2024 in the expected life expectancy at the birth till 78 flyings and till 80 flyings by 2030)". Prevention of noninfectious diseases on an interdepartmental basis is necessary for achievement of such indicators. We carried out the overview of federal orders, resolutions, a regulatory framework and interdepartmental programs for public health care. The analysis of literature showed that in the Russian Federation development and realization of the strategy, projects and programs directed to prevention of noninfectious diseases and forming of commitment of the population to a healthy lifestyle is conducted many of which are between sectoral and use the principles of "Health in all strategy". Keywords: public health care, noninfectious diseases, prevention, interdepartmental approach, commitment, healthy lifestyle, overview of literature.

#xc

№ 10 Менеджер

2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.