Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЕВРАЗИЙСКАЯ НАЛОГОВАЯ НЕДЕЛЯ - 2021»'

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЕВРАЗИЙСКАЯ НАЛОГОВАЯ НЕДЕЛЯ - 2021» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Любовь Ивановна

22-27 марта 2021 г. в Финансовом университете прошла ставшая традиционной с 2012 г. Международная научно-практическая конференция «Евразийская налоговая неделя - 2021», инициированная Департаментом налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета и организованная совместно с Евразийской экономической комиссией, ФНС России, Палатой налоговых консультантов, Ассоциацией налоговых консультантов, Российским отделением Международной налоговой ассоциации, ИПБ России и др. На это время Финансовый университет стал основной российской площадкой для содержательных и горячих дискуссий по актуальным вопросам теории и практики российского и международного налогообложения. Во время конференции был проведен налоговый марафон, а также состоялись 13 научно-практических круглых столов и более 10 секций и мастер-классов молодежной программы Евразийской налоговой недели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаренко Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE “EURASIAN TAX WEEK - 2021”

On March 22-27, 2021, the Financial University hosted the International Scientific and Practical Conference “Eurasian Tax Week - 2021”, which has become traditional since 2012, initiated by the Department of Taxes and Tax Administration of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of the Financial University and organized jointly with the Eurasian Economic Commission, the Federal Tax Service of Russia, the Chamber of Tax Consultants, the Association of Tax Consultants, the Russian Branch of the International Tax Association, the IPB of Russia, etc. At this time, the Financial University has become the main Russian platform for meaningful and heated discussions on topical issues of the theory and practice of Russian and international taxation. During the conference, a tax marathon was held, as well as 13 scientific and practical round tables and more than 10 sections and master classes of the youth program of the Eurasian Tax Week were held.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЕВРАЗИЙСКАЯ НАЛОГОВАЯ НЕДЕЛЯ - 2021»»

(CC) ]

DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-3-162-170

УДК 336.221(045)

JEL Е 63, F38, Н22, Н26, Н87

Обзор Международной научно-практической конференции «Евразийская налоговая неделя - 2021»

Л. И. Гончаренко

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9872-3279

АННОТАЦИЯ

22-27 марта 2021 г. в Финансовом университете прошла ставшая традиционной с 2012 г. Международная научно-практическая конференция «Евразийская налоговая неделя - 2021», инициированная Департаментом налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета и организованная совместно с Евразийской экономической комиссией, ФНС России, Палатой налоговых консультантов, Ассоциацией налоговых консультантов, Российским отделением Международной налоговой ассоциации, ИПБ России и др. На это время Финансовый университет стал основной российской площадкой для содержательных и горячих дискуссий по актуальным вопросам теории и практики российского и международного налогообложения. Во время конференции был проведен налоговый марафон, а также состоялись 13 научно-практических круглых столов и более 10 секций и мастер-классов молодежной программы Евразийской налоговой недели.

Ключевые слова: налоги; налогообложение; международное налогообложение; налоговое администрирование; таможенное регулирование

BY 4.0

Для цитирования: Гончаренко Л. И. Обзор Международной научно-практической конференции «Евразийская налоговая неделя - 2021». Экономика. Налоги. Право. 2021;14(3):162-170. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-3-162-170

REVIEW

Review of the international Scientific and Practical Conference "Eurasian Tax Week - 2021"

L. I. Goncharenko

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-9872-3279

ABSTRACT

On March 22-27, 2021, the Financial University hosted the International Scientific and Practical Conference "Eurasian Tax Week - 2021", which has become traditional since 2012, initiated by the Department of Taxes and Tax Administration of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of the Financial University and organized jointly with the Eurasian Economic Commission, the Federal Tax Service of Russia, the Chamber of Tax Consultants, the Association of Tax Consultants, the Russian Branch of the International Tax Association, the IPB of Russia, etc. At this time, the Financial University has become the main Russian platform for meaningful and heated discussions on topical issues of the theory and practice of Russian and international taxation. During the conference, a tax marathon was held, as well as 13 scientific and practical round tables and more than 10 sections and master classes of the youth program of the Eurasian Tax Week were held.

Keywords: taxes; taxation; international taxation; tax administration; customs regulations

For citation: Goncharenko L. I. Review of the International scientific and practical conference "Eurasian tax week — 2021". Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(3):162-170. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-162-170

© Гончаренко Л. И., 2021

«НАЛОГОВЫЙ МАРАФОН 2021: РИСКИ, ПРОВЕРКИ, СПОРЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

На «Налоговом марафоне 2021: риски, проверки, споры, актуальные проблемы практики налогообложения» (модераторы: декан Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета В. Н. Засько и руководитель Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета Д. И. Ряховский) было представлено более 20 докладов ведущих экспертов и специалистов-практиков, представителей ФНС России, аудиторских и консалтинговых компаний, юристов и адвокатов по налоговым спорам.

В. Г. Колесников, заместитель руководителя ФНС России, выступил с докладом на тему «Трансформация налоговой практики и налоговых рисков как последствия цифровизации», в котором была отражена направленность деятельности налоговой службы в современных условиях: «Внедряя цифровые технологии в деятельность налоговых администраций, мы строим экономику знания и экономику доверия. Итогом должно стать превращение налоговых органов и бизнеса в адаптивную цифровую платформу. В этой парадигме все операции в экономике будут находить свое отражение в виртуальной сети фискально прозрачных налогоплательщиков. В атмосфере доверия они будут готовы делиться персональными данными в обмен на полную прозрачность в отношении своей налоговой позиции и гарантии защиты этой информации от утечек».

Продолжила тему использования цифровых технологий во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков Е. И. Анисимова, заместитель руководителя УФНС России по г. Москве, которая привела результаты развития электронных сервисов налоговой службы, предлагаемых российскому бизнесу. Руководитель проекта компаний компании ООО «Такском» С. К. Анисимов представил предлагаемые для бизнеса комплексы готовых решений, которые учитывают вызовы, формируемые цифровизацией современного налогового администрирования. М. Р. Самитов, основатель и владелец бухгалтерской компании «Авирта», предложил обратить внимание на те преимущества, которые бизнес может получить, используя налоговый и бухгалтерский аутсорсинг.

Значительный интерес вызвали вопросы развития налогового контроля, которые были освещены

в докладе К. В. Новоселова, заместителя начальника Контрольного управления ФНС России, доцента Департамента налогов и налогового администрирования (далее — ДНиНА) Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета. При этом М. А. Крашенинникова, начальник Управления налогового мониторинга ФНС России, уделила внимание практическим аспектам и перспективам реализации развивающейся формы налогового контроля — налогового мониторинга налогоплательщиков.

Со стороны налогоплательщиков уровень современного состояния налогового контроля получил оценку в докладах К. В. Едина, члена Президентского совета НП ИПБ России, члена общественного совета при Министерстве финансов Новосибирской области, члена общественного совета при УФНС Новосибирской области, а также В. Л. Левицкого, старшего партнера юридической фирмы «Леги-кон-Право».

Участники налогового марафона не оставили без внимания остроактуальные для практики налогового консультирования вопросы налоговых рисков. В частности, Д. И. Ряховский, руководитель ДНиНА Финансового университета, затронул вопрос рисков выплаты «черной» заработной платы при дроблении бизнеса и в сделках с самозанятыми. Директор Ассоциации налоговых консультантов В. А. Саськов поднял тему налоговой реконструкции, связанных с ней проблем и ее перспектив. Не меньший интерес вызвал анализ налоговых аспектов практики банкротства и привлечения налогоплательщиков к субсидиарной ответственности по итогам 2021 г., который провел О. К. Сальников, президент СРО арбитражных управляющих.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МОДЕЛЬНЫЙ

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В ГОСУДАРСТВАХ -УЧАСТНИКАХ СНГ»

Значительное внимание в рамках Евразийской налоговой недели — 2021 было уделено вопросам налогообложения и налогового администрирования государств — участников СНГ, в том числе в контексте гармонизации налогового законодательства и взаимодействия налоговых органов. Так, большой резонанс получили вопросы, обсуждаемые на круглом столе по теме «Модельный налоговый кодекс: специальные налоговые режи-

мы в государствах — участниках СНГ» (модератор: Л. И. Гончаренко, доктор экономических наук, профессор ДНиНА). Необходимость рассмотрения темы данного круглого стола была вызвана ведущейся подготовкой глав Модельного кодекса стран — участниц СНГ по специальным налоговым режимам: упрощенной системе налогообложения, налогу на профессиональный доход и патентной системе налогообложения (заказчик — Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ, исполнители — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и НИУ «Высшая школа экономики»).

В развернувшейся дискуссии были обозначены как основополагающие принципы введения специальных налоговых режимов, направленных прежде всего на поддержку субъектов микро- и малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ, и решение проблем, возникающих в практике их применения в регионах России. Центральное место на круглом столе было уделено сравнительному анализу действующих положений налогового законодательства государств — участников СНГ по специальным налоговым режимам, а также юридическим аспектам такого формата, как модельный кодекс.

И. В. Кивико, заместитель председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов Республики Крым, в своем выступлении подчеркнула роль специальных налоговых режимов в обеспечении доходной базы субъектов Российской Федерации, в частности Республики Крым.

С докладом «Упрощенная система налогообложения: обзор практики стран СНГ» выступил В. Н. Тютюрюков, кандидат экономических наук, Ph.D., ACCA, доцент Департамента политики и управления Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Из анализа практики упрощенного налогообложения на территории государств — участников СНГ было выделено несколько общих особенностей. Прежде всего аналоги применяемой в России упрощенной системы налогообложения регулируются в зарубежных странах налоговыми законодательствами, что подчеркивает значимость данного вида специальных налоговых режимов. Применение данного режима налогообложения является добровольным, но обычно существуют определенные ограничения, накладываемые на его применение в финансовой сфере, производстве по-

дакцизных товаров, недропользовании и т.п. Наконец, он подразумевает упрощение порядка ведения учета и отчетности, снижение налогового бремени за счет замены нескольких налогов единым налоговым платежом по сниженной налоговой ставке.

Вопросам применения вмененного налогообложения предпринимателей на территории стран — участниц СНГ было посвящено выступление Ю. В. Малковой, кандидата экономических наук, доцента ДНиНА Финансового университета. Обращаясь к практике ОЭСР, она отметила, что понятие вмененного налогообложения несколько шире привычного понимания и подразумевает под собой концепцию налогообложения, в соответствии с которой налоги взимаются с усредненного дохода вместо реального дохода. Применяемый в российской налоговой практике специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения» является лишь одной из разновидностей вмененного налогообложения и служит решению нескольких задач, одной из которых остается возможность налогообложения трудно поддающихся налоговому контролю предпринимателей.

В практике стран — участниц СНГ вмененное налогообложение представлено не только в рамках патентной системы налогообложения. В отдельных государствах (Азербайджан, Туркменистан) оно осуществляется в рамках упрощенных режимов налогообложения, в других странах — встроено в подоходное налогообложение физических лиц (Узбекистан).

В выступлении А. В. Тихоновой, кандидата экономических наук, доцента ДНиНА Финансового университета, было рассмотрено налогообложение самозанятых лиц на территории стран — участниц СНГ. Причем порядок налогообложения соответствующей категории лиц в отдельных государствах, так же как в российской практике, как правило, отдельно не кодифицирован, в том числе и само определение самозанятости, что усложняет проведение анализа их деятельности.

К вопросам, решение которых важно для выработки модельного законодательства, отнесены применение различных объектов обложения (вмененный и реальный доход самозанятых), включение различных налогов в качестве заменяемых на единый налог, уплачиваемый самозанятыми лицами [налог на доходы и (или) страховые взносы], порядок налогового администрирования самозанятых (наличие или отсутствие обязательной регистрации).

И. А. Хаванова, доктор юридических наук, профессор Департамента публичного права Факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», затронула вопросы правового статуса модельных кодексов государств — участников СНГ. Согласно заявлению докладчика разрабатываемое модельное законодательство служит задачам сближения и гармонизации национальных правовых систем государств и применимо в группах стран, тесно сотрудничающих друг с другом.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САМОЗАНЯТЫХ: РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»

Круглый стол «Налогообложение самозанятых: решение практических проблем» был организован ДНиНА совместно с НИФИ Минфина России (модераторы: кандидат экономических наук, доцент ДНиНА А. В. Тихонова и М. Р. Пинская, доктор экономических наук руководитель Центра налоговой политики НИФИ Минфина России.

Ключевыми целями внедрения режима налогообложения самозанятых, подчеркнул В. Ю. Буров, директор НИИ «Высшая школа экономики, управления и предпринимательства» (Чита), являются формирование бизнес-поколения «легального старта», развитие молодежной предпринимательской инициативы; формирование рынка легальных продавцов и защищенных покупателей, повышение правосознания граждан; рост ВВП за счет выводы из тени; обеспечение устойчивой экономики.

В настоящее время согласно информации Д. О. Акунова, заместителя начальника Управления оперативного контроля ФНС России, «среди самозанятых, зарегистрировано более 1,9 млн участников, сформировано более 294 млн чеков, суммарный доход составил 333 млрд руб.». Опытом налогового администрирования налога на профессиональный доход (далее — НПД) поделился Д. Л. Дворянинов, начальник отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Нижегородской области, отметив, что основной риск состоит в подмене трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями.

О. А. Алавердян, начальник Управления доходной политики и методологии администрирования Минфина Республики Армения, проанализировал сформировавшийся национальный подход к нало-

гообложению самозанятого населения, от которого освобождены семейные бизнесы, доход которых не превышает 18 млн армянских драм. Потери от этого суперльготного режима составили практически 1% ВВП страны.

Особый интерес вызвало выступление А. И. Ды-бова, ведущего эксперта по налогообложению компании «КонсультантПлюс», который выделил ряд важных пробелов отечественного законодательства: возможности уплаты налога на профессиональный доход (далее — НПД) с доходов от сдачи в аренду нежилой недвижимости, такой как гаражи, апартаменты, дачные участки; установленные критерии переработки товара для признания его произведенным и оценки глубины переработки исходного сырья; нормы закона, регулирующего сотрудничество налогоплательщика НПД с цифровыми платформами; ответственность плательщика НПД за непредставление или аннулирование чека после передачи его заказчику при взаимодействии с организациями и индивидуальными предпринимателями.

В рамках мероприятия также состоялись выступления С. Ю. Попкова, заместителя генерального директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда», В. В. Злати, заместителя начальника отдела налогообложения малого бизнеса и сельского хозяйства Департамента налоговой политики Минфина России, и др.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ГОСУДАРСТВАХ -УЧАСТНИКАХ СНГ»

Интерес зарубежных участников вызвали вопросы налогообложения цифровых финансовых активов, которые рассматривались в ходе семинара-практикума «Актуальные проблемы налогообложения финансовых активов в государствах — участниках СНГ», организованного совместно с ФНС России и Исполнительным комитетом государств — участников СНГ. С обобщением международного опыта и складывающихся тенденций в этой области выступили Е. Ю. Бал-та, начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России, а также К. А. Непесов, В. А. Мачехин, Г. Н. Мош-кова. С положениями налогового законодательства участников познакомили представители ФНС

России, а также налоговых органов Кыргызской Республики (Р. А. Надырбеков, начальник отдела методологии налогов Управления методологии Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики), А. А. Ковалевский, начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Республики Беларусь, М. Казымов, зам. начальника, главный советник налоговой службы Азербайджанской Республики.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И АУДИТА СУБЪЕКТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА»

Особенности налогообложения государств — участников СНГ были рассмотрены на круглом столе «Особенности организации налогового учета и аудита субъектов Евразийского союза» (модераторы: С. Н. Тришкина, В. В. Дворецкая, Г. В. Глаз-кова). Основная часть докладов, заслушанных на круглом столе, была направлена на развитие концепции гармонизации бухгалтерского и налогового учета, создание единой информационной базы для отражения и оценки реального финансового состояния экономических субъектов и формирование их налоговой нагрузки с учетом специфики направлений деятельности, стратегии развития и взаимодействия с органами государственного и муниципального управления. Особое внимание было уделено анализу учета и оценки дальнейших возможностей использования информационно-коммуникационных систем, реализуемых в цифровой экономике с учетом уровня их применения в налоговых органах.

Центром дискуссии стал вопрос о роли аудита в выявлении качества налоговой базы при вычислении налогов и обосновании направлений дальнейшего развития учетно-контрольных процессов на предприятиях с целью своевременного выявления и предупреждения налоговых нарушений. Это прежде всего касается вопросов совершенствования учета тех экономических показателей, которые ложатся в основу формирования налоговой базы и тенденций развития финансового и управленческого учета с целью наиболее полного обеспечения запросов налогового учета. На круглом столе выступили И. В. Захарова, Н. А. Логунова, В. В. Скоробо-гатова, А. В. Губина, И. В. Сухарева, О. В. Саенко, А. А. Савина.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Круглый стол «Развитие инструментов налогового администрирования трансграничных операций» (модератор: Л. В. Полежарова, кандидат экономических наук) был подготовлен ДНиНА Финансового университета совместно с Центром стратегических разработок. Обсуждались актуальные проблемы налогообложения доходов и создаваемой стоимости при использовании цифровых бизнес-моделей; международные подходы к налогообложению трансграничных операций цифровых IT-гигантов; зарубежный опыт отдельных стран по введению налогов на цифровые услуги (косвенных — DST, прямых — Pillar 1 и Pillar 2).

Отмечено, что международное научное и профессиональное сообщество стоит на пороге коренного изменения концептуальных походов в международном налогообложении, связанного с формированием новых методологических и практических подходов к налогообложению и налоговому администрированию трансграничных операций в эпоху цифровизации. В частности, необходимо найти оптимальное сочетание национального пути России и рекомендаций международных организаций (прежде всего ОЭСР и ООН), а также определиться с выбором: развивать преимущественно косвенное либо прямое налогообложение цифровых компаний или их сочетание. Е. Ю. Виноградова, начальник отдела международных налоговых отношений Департамента налоговой политики Минфина России, осветила дискуссионные вопросы налогообложения цифровых компаний, предложенного ОЭСР в проекте Pillar 1 (так называемый Единый международный подход к налогообложению цифровых компаний-гигантов), выделив сложность его трехступенчатой методики.

Разговор об особенностях налогового администрирования Единого международного подхода ОЭСР (Pillar 1) продолжил Н. С. Милоголов, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник НИФИ Минфина России, руководитель Лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Характеризуя проект механизма налогового администрирования для реализации Единого международного подхода ОЭСР (Pillar 1), выступающий отметил, что такой механизм включа-

ет механизмы самодекларирования на уровне материнской компании международных групп компаний (далее —МГК), механизм предотвращения споров в отношении пропорционально распределяемой между странами величины прибыли МГК, а также инструменты вовлечения МГК в этот процесс; механизм разрешения споров для МГК. Ключевым элементом риска для налогоплательщика является невозможность изолировать пропорционально распределяемую между странами часть прибыли цифровых МГК от прочих налоговых обязательств МГК, определяемых иными налоговыми методами. По мнению докладчика, для реализации Единого международного подхода ОЭСР потребуются беспрецедентный уровень международной кооперации и скорости принятия решений налоговых органов разных стран, а также существенные усилия самих МГК, направленные на предоставление и подготовку документации, поддержание системы внутреннего налогового контроля и оценки налоговых рисков.

К обсуждению доклада Н. С. Милоголова активно подключились Л. К. Айрапетян, Н. Ю. Андреев, А. Бырдин, Е. Ветер, М. Маскин, И. Леметюйнен. По мнению А. Бырлина, проект Pillar 1 представляет собой попытку прагматического регулирования цифровых компаний через налоги и достижения неналоговых целей регулирования за счет налоговых инструментов.

Л. И. Шилин представил глубокий анализ инструментов и методов налогового администрирования DST во Франции и Великобритании, включая подходы стран к определению перечня облагаемых DST услуг, порядок формирования налоговой базы и исчисления налога, определение коэффициента национального присутствия (для Франции), применяемые ставки, порядок декларирования и состав налоговых органов, администрирующих DST. Участники дискуссии (Л. В. Полежарова, Л. К. Айрапетян, Н. С. Милоголов, Е. Ветер) в своих выступлениях отметили целесообразность развития прямого налогообложения доходов цифровых компаний для справедливого разделения между странами получаемой ими сверхприбыли, однако признали методику DST более простой и понятной по сравнению с методикой Pillar 1.

Дальнейшее обсуждение было посвящено вопросу возможных нововведений в налоговом администрировании трансграничных доходов программистов и блогеров, основой которого стали результаты исследований Центра стратегических разработок.

Поставлены актуальные вопросы о налогообложении в США доходов российских физических лиц — производителей контента, которые зарабатывают доходы в виде роялти через платформы 1Т-гигантов, в частности удержание компанией YouTube американского налога с иностранных производителей контента.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

В выступлении на круглом столе «Совершенствование налогообложения доходов физических лиц» (модераторы: Л. И. Гончаренко и И. А. Майбу-ров, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета) Л. Н. Лыкова, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН, рассмотрела межбюджетные отношения при переходе к прогрессивному налогообложению. Высокая дифференциация регионов по ВРП и иным экономическим показателям приводит к высокой поляризации доходов по НДФЛ, который в условиях пандемии стал основным бюджетообразующим налогом для регионов. Так, на протяжении последних десяти лет 50% всех поступлений НДФЛ приходится лишь на семь-девять субъектов Российской Федерации. Усугубляет ситуацию высокая региональная поляризация показателей душевых значений: ВРП (более 50 раз), доходов (более 20 раз). Действующая система межбюджетных трансфертов не способна нивелировать эти различия. При таком уровне дифференциации регионов любая попытка изменить действующую систему НДФЛ (в разрезе увеличения ставок и вычетов) приведет к тому, что основной прирост доходов будет приходиться на регионы, которые и так являются высокодоходными. Основные же потери (в частности, по вычетам) понесут регионы, которые и сейчас испытывают наиболее серьезные проблемы с формированием доходов своих консолидированных бюджетов. Так, от введения более сильной прогрессии в НДФЛ (более, чем 2%) выиграет в первую очередь Москва. При этом сопряженные попытки снизить налоговую нагрузку на низкодоходные слои населения приведут к снижению доходов бюджетов тех субъектов Российской Фе-

дерации, где наблюдаются наиболее низкие доходы населения.

Еще более значима проблема неравномерности использования вычетов в регионах, которые влияют на уровень прогрессивности существующей «плоской» шкалы. Более равномерно используются по стране имущественные вычеты (около 1% налогоплательщиков). Стандартные вычеты более интенсивно применяются в низкодоходных регионах. В регионах Северного Кавказа около 70-80% налогоплательщиков фактически используют эти стандартные вычеты, в то время как в Москве — не более 10-12%. В целом налоговые вычеты приводят к тому, что в Москве и Санкт-Петербурге эффективная ставка составляет около 7,9%, в то время как в более бедных регионах она доходит до 12,7%.

Потенциальные риски при введении прогрессивной шкалы НДФЛ раскрыла К. А. Худенко, партнер PWC, руководитель отдела индивидуального налогообложения. Дальнейшее увеличение ставки НДФЛ может быть «шагом назад»: во-первых, оно не приведет к росту поступлений налога от сверхдоходов, формируемых в офшорных юрис-дикциях; во-вторых, при наличии взимания НПД по ставкам 4 и 6% дальнейшее повышение ставок по НДФЛ приведет к миграции работников в категорию с меньшей налоговой нагрузкой (чем выше будет ставка налога для работающих по найму, тем более энергично они будут искать возможность переформатироваться в категорию самозанятых); в-третьих, при сохранении оборота наличных денег в экономике рост ставки будет увеличивать стимулы для предпринимателей для увеличения выплат зарплаты «в конвертах».

Однако, по мнению Л. П. Королевой, переход к прогрессивному налогообложению является естественным путем развития нашей модели налогообложения доходов физических лиц. Другие страны с пропорциональным налогообложением доходов, уверена докладчик, так или иначе также будут переходить к прогрессии.

Проблему диверсификации фискальных единиц при переходе к семейному подоходному налогообложению рассмотрела А. В. Тихонова. В последнее время очень часто обсуждается целесообразность перехода к семейному подоходному налогообложению в целях повышения социальной справедливости. Анализ зарубежных исследований показал, что практика семейного налогообложения, зародившаяся в 1950-х гг., в настоящий момент несколько теряет

свою актуальность. Причина тому — современная тенденция к снижению корпоративного духа семьи. Это происходит в силу повышения женской занятости, популярности женской карьеры, отложенного эффекта вступления в брак и деторождения в более зрелом возрасте. В совокупности это приводит к отходу целеполагания супругов от корпоративных норм поведения в семье. Более актуальна возможность выбора налогоплательщиком между индивидуальной или семейной подачей декларации. Большинство стран переходит именно к вариативным формам подходного налогообложения. Актуален также вопрос подхода к налогообложению даже не с позиций семьи, а более широкого понимания домохозяйства как фискальной единицы, когда в ряде стран совместно проживающие граждане регистрируются в налоговом органе в качестве партнеров для целей налогообложения.

Ральф Буссе (Германия), кандидат экономических наук, налоговый консультант, представил анализ немецкого опыта прогрессивного подоходного налогообложения. Межбюджетная асимметрия в доходах от подоходного налогообложения в Германии также присутствует. Три земли из 16 в Германии являются донорами, остальные — реципиентами. Налог линейный, поскольку не имеет ступеней (разрядов), а имеет линейно возрастающую прогрессию. Имеется необлагаемый минимум, потом ставка возрастает от 14 до 42%, а далее уже ставка пропорциональная. В Германии супруги в законном браке могут претендовать на семейное (супружеское) налогообложение.

Е. Е. Минина, старший научный сотрудник РАНХиГС, подняла проблему новых налоговых вычетов в условиях пандемии. В ряде стран переход на удаленную работу сопровождался введением новых, а также изменением существующих нормативов и/ или упрощением процедуры получения вычетов на содержание домашнего офиса (компенсации расходов на электроэнергию, связь, канцелярские принадлежности, оборудование). Самый простой способ — предоставление фиксированного вычета за каждый день работы на удаленке (например, в Германии — 5 евро, в Канаде — 2 долл.).

А. И. Погорлецкий, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, остановился в своем выступлении на перспективах усиления цифрового контроля за доходами физических лиц. Докладчик обратил внимание присутствующих на необходимость интегрального восприятия

налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, которая с учетом социальных платежей соизмерима с рядом стран ОЭСР, т.е. резервы повышения ставок по НДФЛ в целом ограничены.

Модератор круглого стола Л. И. Гончаренко, подводя итоги дискуссии, заметила, что тренд повсеместного перехода стран исключительно к прогрессивному налогообложению в целом не очевиден. Необходимо детально исследовать западный опыт налогообложения наследования и дарения, вернуться к анализу использования паушального налога для некоторых категорий налогоплательщиков.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «СИСТЕМОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Актуальные вопросы теории и практики налогообложения были рассмотрены в рамках круглого стола на тему «Системономическая модель развития налоговой системы» (модератор: И. А. Журавлева, доцент ДНиНА). Дискуссия показала, что сформулированные законы налогономии успешно функционируют на научном базисе, философских принципах, практической значимости, бюджетно-налоговом устое. Время, события, состояние экономики подтверждают необходимость обновления системы налоговой отрасли государства, выстраивающей совершенно иные, прогрессивные модели взаимодействия власти и бизнеса, в процессе вывода на новый эволюционный виток взаимодействия международного налогового сообщества.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВЭД»

Круглый стол «Современная практика таможенного регулирования и ВЭД» был организован Департаментом налогов и налогового администрирования (модераторы: А. А. Артемьев, кандидат экономических наук, доцент, Е. Ю. Сидорова, доктор экономических наук, профессор, А. А. Костин, кандидат экономических наук, доцент).

В рамках круглого стола участниками была дана оценка основных тенденций, характеризующих область таможенного регулирования с учетом изменений, происходящих как во внешней торговле Российской Федерации, так и в таможенной системе. В частности, на круглом столе были рассмотрены развитие системы таможенного регулирования и внешнеэкономической деятельности в Евразий-

ском экономическом союзе (ЕАЭС); возможные направления совершенствования права ЕАЭС, в том числе в области исчисления и взимания таможенных платежей; таможенная стоимость и методы ее определения; формы и порядок проведения таможенного контроля и др.

Сложилась такая ситуация, при которой назрела острая необходимость в проработке механизма таможенного регулирования в ЕАЭС, особенно в части его мобильности, транспарентности и способности к трансформации в соответствии с новыми реалиями осуществления внешнеэкономической деятельности. Данный тезис выделялся многими участниками дискуссии, причем акцент делался на важности ускорения процессов согласования и внесения поправок в таможенное законодательство, нейтрализации рисков, снижающих эффективность ВЭД, с одной стороны, и результативность государственного контроля, с другой стороны. Обеспечению соблюдения разумного баланса между развитием ВЭД и контрольными мерами со стороны ФТС России должны способствовать новые информационные и таможенные технологии, применение искусственного интеллекта. Однако наблюдающаяся полная фискализация таможенного контроля, медленное совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров и проведением таможенного контроля, недостаточно быстрое внесение соответствующих изменений в таможенное законодательство — это далеко неполный перечень неотъемлемых атрибутов современного механизма таможенного регулирования, что в свою очередь не соответствует базовым принципам, положенным в основу государственных программ и стратегий развития ВЭД и таможенного регулирования в России.

Безусловно, механизм таможенного регулирования в настоящее время включает множество элементов, которые могут оказывать и оказывают существенное влияние на развитие ВЭД. Однако среди них основное место по праву принадлежит практике, связанной с определением таможенной стоимости ввозимых товаров. Анализируя тенденции последних лет, участники дискуссии пришли к мнению о значимости дальнейшего изучения и обсуждения спорных вопросов определения таможенной стоимости товаров, что подтверждает тезис о необходимости учета действительного экономического смысла проводимых внешнеторговых операций.

Несмотря на то что позиции участников внешнеэкономической деятельности, федеральных ор-

170

Л. И. Гончаренко

ганов исполнительной власти и наднациональных органов ЕАЭС для целей определения таможенной стоимости не всегда совпадают, имеется обоснованная необходимость в проведении соответствующих встреч и обсуждений проблемных моментов в сфере таможенного регулирования, а также организации и проведения научно-практической работы в данной области.

МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА ЕВРАЗИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ НЕДЕЛИ - 2021

В молодежной программе Евразийской налоговой недели — 2021 участвовали 122 человека из 15 высших учебных заведений [Финансовый университет, УрФУ, ДВФУ, Байкальский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ), МГУ, Czech University of Life Sciences Prague, РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, КГСХА имени Т. С. Мальцева, КГУ, КГТУ, Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова, ЯрГУ, ВНИОПТСУХ, СКФУ].

Модерировали секции преподаватели Финансового университета, тогда как жюри было сформировано из представителей десяти вузов страны, что обеспечило справедливую и объективную оценку научных работ студентов. В рамках конференции были рассмотрены актуальные направления развития налоговой политики и реформирования национальных налоговых систем в условиях циф-ровизации экономики; тренды в налоговом администрировании, в том числе решение проблемы размывания налоговой базы и переноса прибыли (BEPS); сложные вопросы налогового стимулирования и применения налоговых льгот. Особую популярность в текущем году приобрела секция «Налоговая аналитика», которая стала одной из самых востребованных, что соответствует современному тренду развития аналитической деятельности налоговых органов.

Все мероприятия основной программы Евразийской налоговой недели предусматривали возможность очного и дистанционного участия спикеров и участников дискуссии и транслировались в YouTube.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Благодарим всех участников Евразийской налоговой недели и ждем новых встреч на площадках Финансового университета!

ACKNOWLEGEMENT

We thank all the participants of the Eurasian Tax Week and look forward to new meetings at the Financial University!

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Любовь Ивановна Гончаренко — доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия LGoncharenko@fa.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE AUTHOR

Lubov I. Goncharenko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Research Director of the Department of Taxes and Tax

Administration, Financial University, Moscow, Russia

LGoncharenko@fa.ru

Статья поступила 04.04.2021; принята к публикации 30.05.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 04.04.2021; accepted for publication 30.05.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.