КРУГЛЫЙ СТОЛ / ROUND TABLE
167
(CC) ]
DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-4-167-174
УДК 336.221(045)
JEL Е 63, F38, Н22, Н26, Н87
Круглый стол «Актуальные вопросы трансформации налогообложения в условиях глобальных изменений»
Л. И. Гончаренко3, А. С. Адвокатоваь, Ю. В. Малковас
Финансовый университет, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0002-9872-3279; ь https://orcid.org/0000-0002-4358-4005;
c https://orcid.org/0000-0002-6630-9065
АННОТАЦИЯ
Статья пoдгoтoвлена пo материалам круглoгo стoла «Актуальные вoпрoсы трансфoрмации налoгooблoжения в услoвиях глoбальных изменений», сoстoявшегoся 18 мая 2020 г. в Мoскве на базе Финансoвoгo университета при Правительстве Рoссийскoй Федерации (в дистанциoннoм фoрмате). Предмет обсуждения — актуальные прoблемы, с кoтoрыми сталкивается налoгoвая система Рoссии и зарубежных стран в услoвиях прoисхoдящих глoбальных изменений пoд влиянием различных фактoрoв. В круглoм стoле приняли участие бoлее 70 рoс-сийских и инoстранных специалиств, представлявших вузoвскую и академическую науку, а также рабoтники налoгoвых oрганoв и кoнсультациoнных практик. В рамках круглoгo стoла были oбсуждены вoпрoсы фoрмирo-вания экoсистемы налoгoвoгo администрирoвания в услoвиях цифрoвых технoлoгий; применения налoгoвых мер преoдoления сoциальнo-экoнoмических пoследствий пандемии COVID-19;; трансфoрмации пoдoхoднoгo налoгooблoжения в услoвиях сoвременнoй мoдификации характера труда; вoзмoжнoсти испoльзoвания oпы-та налoгoвoгo регулирoвания зарубежных стран в Рoссии. Актуальнoсть прoведения круглoгo с^ла с такoй тематикoй oбуслoвлена oжидаемыми трансфoрмациoнными изменениями в налoгooблoжении и налoгoвoм администрирoвании в сoвременных услoвиях.
Ключевые слова: налoги; трансфoрмация налoгooблoжения; налoгoвoе администрирoвание; цифрoвая экoнoмика; пoдoхoднoе налoгooблoжение, экoнoмические пoследствия пандемии COVID-19, рoбoтизация
Для цитирования: Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С., Малкова Ю. В. Круглый стол «Актуальные вопросы трансформации налогообложения в условиях глобальных изменений». Экономика. Налоги. Право. 2020;13(4):167-174. DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-4-167-174
Round Table "Topical Issues of Tax Transformation in the Context of Global Changes"
L. I. Goncharenko", A. S. Advokatova", Y.V. Malkova c
Financial University, Moscow, Russia "https://orcid.org/0000-0002-9872-3279; "https://orad.org/: 0000-0002-4358-4005;
Chttps://orcid.org/0000-0002-6630-9065
ОБЗОР
BY 4.0
ABSTRACT
The article is based on the materials of the round table "Topical issues of tax transformation in the context of global changes", held on may 18, 2020 in Moscow at Financial University under the Government of the Russian Federation (in a distant format). The subject of the discussion is the current problems faced by the tax system of Russia and foreign countries in the context of ongoing global changes under the influence of various factors. The round table was attended by more than 70 Russian and foreign specialists representing University and academic science, as well as employees of tax authorities and consulting practices. The round table discussed the formation
© Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С., Малкова Ю. В.
of an ecosystem of tax administration in the context of digital technologies; the application of tax measures to overcome the socio-economic consequences of the COVID 19 pandemic; the transformation of income taxation in the context of modern modification of the nature of work; the possibility of using the experience of tax regulation of foreign countries in Russia. The relevance of the round table with such a topic is due to the expected transformational changes in taxation and tax administration in modern conditions.
Keywords: taxes; tax transformation; tax administration; digital economy; income taxation, economic consequences of the COVID 19 pandemic, robotization
For citation: Goncharenko L. I., Advokatova A. S.,. Malkova Y. V. Round table «Topical issues of tax transformation in the context of global changes». Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law.2020; 13(4):167-174. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-4-167-174
ВВЕДЕНИЕ
В непростых условиях карантина, установленного вследствие пандемии СОУЮ-19, в Финансовом университете состоялся 18 мая 2020 г. в рамках проведения Российской налоговой недели круглый стол под названием «Актуальные вопросы трансформации налогообложения в условиях глобальных изменений» в онлайн-формате, организатором которого стал Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета.
Модератором работы круглого стола выступила Гончаренко Любовь Ивановна, д-р экон. наук, профессор, руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, которая при открытии круглого стола обратила внимание собравшихся на налоговые риски, которым подвергаются физические и юридические лица в новых реалиях цифровых технологий и применения налоговых инструментов поддержки как крупного бизнеса, так и малого и среднего предпринимательства.
Для обсуждения участникам круглого стола были предложены следующие темы:
• экосистема налогового администрирования: российский опыт и ответы на новые вызовы;
• налоговые меры преодоления социально-экономических последствий пандемии СОУЮ-19: ожидания, удовлетворенность и разочарования бизнеса;
• трансформация подоходного налогообложения в условиях современной модификации характера труда;
• передовой опыт налогового регулирования в зарубежных странах: возможности использования в России.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ КРУГЛОГО СТОЛА
Доклад Погорлецкого Александра Игоревича,
д-ра экон. наук, доцента, профессора кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета, был посвящен изменениям в национальном и межгосударственном налоговом регулировании под влиянием пандемии СОУЮ-19.
В начале своего выступления Погорлецкий А. И. заявил о том, что пандемия СОУЮ-19 будет иметь такие же серьезные последствия для экономики, как и пандемии в прошлом, приведшие к смене технологических укладов, появлению новых моделей развития экономики, новых форм налогообложения и налогового администрирования. Примерами могут служить Юстинианова чума (541-544 гг.), когда пандемия стала причиной усиления налогового администрирования, создания дополнительных (в том числе налоговых) стимулов для развития внешней торговли, появления исламского налогообложения; Средневековая чума (1346-1353 гг.), приведшая к появлению в Англии подушных налогов, введению налогообложения роскоши; чумной (1771 г.) и холерный (1831 г.) бунты в императорской России, имевшие важные социально-экономические последствия [финансирование за счет государства и представителей бизнеса (купцов) строительства больниц, денежная поддержка населения].
По мнению ученого, к наиболее важным последствиям СОУЮ-19 можно отнести смену технологического уклада (взрывной рост активности цифрового сектора, максимальная роботизация и автоматизация процессов, снижение количества занятых в экономике); развитие «экономического национализма», повышение самодостаточности национальных экономик в противовес глобаль-
ным производственным системам; социальные перемены, находящие отражение в дистанцировании, усилении проявлений эгоизма в выживании любой ценой; изменения в сфере здравоохранения (повышение значения государственного финансирования).
Важным выводом, который можно сделать из анализа мер, предпринимаемых правительствами разных государств, стала их принципиальная схожесть: принятие мер монетарного и фискального воздействия, выражаемых в снижении (вплоть до нуля) ключевых ставок, раздаче «вертолетных» денег наиболее пострадавших секторам экономики, увеличении затрат на здравоохранение, введении рассрочек, отсрочек или же освобождении от уплаты налогов. Все эти меры, несомненно, приведут к росту дефицита государственных бюджетов и потребуют последующей реакции государств в виде повышения налогов как основного источника доходов бюджетов. Предполагается, что в действующих во многих странах системах налоговых платежей такое повышение возможно за счет усиления налогового бремени на высокодоходные цифровые компании и платформы. В то же время это не помешало отдельным государствам повышать налоги, не связанные с цифровой сферой. Россия не стала исключением, где было введено с 2021 г. обложение доходов по счетам и вкладам в банках в размере свыше 1 млн руб., были отменены льготные ставки, применяемые в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения при выплате дивидендов в пользу иностранных получателей.
Происходят изменения и в межгосударственном налоговом регулировании. Ряд изменений был анонсирован ОЭСР еще до пандемии, в частности изменение подходов к налогообложению цифровых компаний (введение цифровых представительств взамен привычным nexus rules), повышение внимания к косвенным налогам, введение принципа «место назначения» в международном налогообложении доходов и сделок цифровых компаний. В ходе пандемии ОЭСР выпустило рекомендации по поддержке компаний и граждан путем предоставления отсрочек налогов и налоговых льгот, продолжается реализация ранее принятых мер (планы BEPS, MLI), расширяется многосторонний обмен информацией и административно-правовое сотрудничество по налоговым вопросам. В то же время начинают возникать
проблемы в регулировании налогообложения на межгосударственном уровне. Во-первых, наметившееся дистанцирование стран проявляется в том числе в отказе от коллективного взаимодействия, во-вторых, ряд государств занимают негативную позицию в отношении обложения цифровых компаний налогами на территории других государств, в-третьих, проявляются экономические, политические и финансовые разногласия в рамках интеграционных объединений государств. Все это может обусловить распад отдельных интеграционных сообществ и приостановку процессов общей налоговой координации.
В конце своего доклада Погорлецкий А. И. сделал четыре вывода:
1) имеется историческая связь между пандемиями и изменениями в налоговом регулировании;
2) под влиянием пандемии СОУЮ-19 на национальном уровне следует ожидать повышения налогов и усиления налогового администрирования;
3) цифровизация экономики, форм расчетов и методов контроля за людьми повысит налоговую «прозрачность», затруднит уклонение от налогообложения;
4) межгосударственное налоговое регулирование продолжится в направлении, заданном до начала пандемии, но растущий экономический «эгоизм» отдельных стран может вызвать деструктивные тенденции в международном налоговом сотрудничестве.
Подробный анализ предпринимаемых различными государствами антикризисных налоговых мер дала в своем выступлении Вылкова Елена Сергеевна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, на основе материалов, предоставленных в ОЭСР 106 странами.
Все меры поддержки были объединены Выл-ковой Е. С. в укрупненные группы (инструменты), направленные на увеличение денежных потоков бизнеса; рост денежных потоков домохозяйств; поддержку системы здравоохранения; увеличение размеров денежных трансфертов; поддержку занятости, потребления, инвестиций.
Наибольшее количество принятых в России мер имеет целью стимулирование увеличения денежных потоков бизнеса.
По состоянию на 10 апреля 2020 г. в России были приняты две меры в рамках корпоративного налога (налога на прибыль организаций): отсрочка выплаты дивидендов до шести месяцев для государственных компаний (каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке) и отсрочка уплаты налога для компаний в сфере туризма и авиаперевозок.
В отношении НДФЛ наряду с обоснованным и давно необходимым ужесточением режима налогообложения для офшорных юрисдикций в России была принята непопулярная мера по увеличению налогового бремени физических лиц в части обложения процентов по вкладам, превышающим 1 млн руб. Вместе с тем были внесены изменения по иным налогам на потребление в России: установлены ввозные пошлины с нулевой ставкой, применимые к определенным социально значимым товарам.
Следует отметить, что в отличие от России во многих странах были снижены ставки по НДС по отдельным группам социально значимых товаров.
Проведенный анализ налоговых инструментов, введенных 106 странами, показал, что в начале формирования мер налоговой политики в условиях пандемии Россия отставала от многих государств как по перечню задействованных инструментов, так и по видам налогов, по которым введены преференции для поддержки налогоплательщиков и обеспечения непрерывности бизнес-процессов.
Более подробно на зарубежном опыте применения налоговых мер остановился Буссе Ральф, канд. экон. наук, практикующий налоговый консультант, на примере своей страны.
В качестве мер по смягчению социально-экономических последствий пандемии в Германии применяются:
• безвозмездные дотации и субсидии для бизнеса (в том числе самозанятых);
• беспроцентные кредиты с госгарантией для их погашения;
• пособия по частичной безработице с выплатой через работодателя;
• возмещение физическим лицам из бюджета потерь из-за принудительного карантина;
• налоговые меры;
• долевое участие государства в коммерческих организациях для предотвращения банкротства.
Среди налоговых мер можно выделить:
1) возвращение авансовых налоговых платежей (убытки текущего года можно перенести на предыдущий и получить соответствующую сумму возврата);
2) снижение авансовых налоговых платежей;
3) беспроцентная отсрочка подлежащих уплате налогов;
4) рассрочка в исполнении принудительных мер по сбору налоговой задолженности (на основе правдоподобного изложения своей ситуации налогоплательщиком);
5) временный отказ от выездных проверок;
6) временное применение пониженной ставки НДС (7%) для ресторанных услуг;
7) освобождение от налогов и социальных платежей вознаграждений, связанных с пандемией и добровольно выплачиваемых работодателем в размере до 1500 евро/чел. в год;
8) освобождение от налогов и социальных платежей надбавок на пособия по частичной безработице.
Соответствующие налоговые меры привели к росту расходов федерального бюджета Германии на 453,4 млрд евро. Ожидаемое снижение налоговых поступлений в 2020 г. по сравнению со заложенными в бюджеты прогнозами составило 98,6 млрд евро, в том числе:
• на уровне федерации — 44 млрд евро;
• на уровне федеральных земель — 35 млрд евро;
• на уровне муниципалитетов — 15,6 млрд евро;
• по отчислениям ФРГ в Евросоюз — 4 млрд евро.
Тихонова Анна Витальевна, канд. экон. наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, доцент кафедры статистики и эконометрики РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, в своем докладе остановилась на фискальных проблемах роботизации производства.
Быстрое развитие технологий привело к повышению общественного интереса к автоматизации и робототехнике. Статистика использования роботов особенно высока в странах с сильным производственным сектором. Япония, Китай, США, Южная Корея и Германия входят в пятерку ведущих мировых рынков промышленных роботов. На развивающихся рынках обрабатывающей про-
мышленности тенденция роста в значительной степени обусловлена ростом заработной платы, что делает использование машин жизнеспособной альтернативой человеческому труду. В недавнем исследовании Оксфордского университета ученые подсчитали, что до 47% рабочих мест в США могут быть заполнены роботами в течение следующих двух десятилетий. Роботизация приводит к важным социально-экономическим последствиям: происходит замещение живого труда, снижается заработная плата низкоквалифицированной рабочей силы, что обуславливает рост социального расслоения.
Автоматизированный труд (использование роботов в производстве) в соответствии с действующим налоговым законодательством не облагается НДФЛ и страховыми взносами; следовательно, это приводит к сокращению налоговых доходов бюджетов. Вместе с тем исследования испанских ученых, проведенные на основе математического моделирования возможных налоговых поступлений в результате наращивания роботизации производства, позволяют сделать вывод о том, что снижение доходов низкоквалифицированных работников компенсируется соответствующим ростом оплаты труда высококвалифицированных работников, приводя не только к компенсации налоговых потерь, но и к возможному росту налоговых поступлений. Однако наиболее важной в данном аспекте остается социальная проблема — увеличение расслоения общества по уровню доходов.
Уменьшение фискальных и социальных последствий роботизации в мире обеспечивается различными подходами к налогообложению роботов, посредством которых достигается:
1) компенсация недополучения налоговых поступлений;
2) ограничение неравенства между работниками (низко- и высококвалифицированными);
3) обеспечение роста производительности труда за счет инвестиций в автоматизацию.
С целью разработки подходов к налогообложению роботов их условно можно подразделить на два основных вида: материальные и нематериальные (искусственный интеллект, бот). К материальным видам роботов возможно применение имущественных налогов, транспортного налога (при введении отдельных дополнительных норм в законодательство и закреплении соответствую-
щего статуса за роботами). В отношении нематериальных видов роботов для их налогообложения потребуются утверждение дополнительной классификации соответствующих роботов, наделение их определенной правосубъектностью. Соответственно решением данного вопроса может быть введением отдельного специального налога.
Пандемия СОУЮ-19 будет иметь такие же серьезные последствия для экономики, как и пандемии в прошлом, приведшие к смене технологических укладов, появлению новых моделей развития экономики, новых форм налогообложения и налогового администрирования
На основе анализа зарубежной практики можно выделить два основных подхода к налогообложению роботов. Посредством первого подхода обобщается опыт Европейского союза. В 2017 г. в парламент ЕС был вынесен законопроект, которым предложено облагать отдельным налогом владельцев роботов. Однако законопроект был отклонен. В качестве рекомендаций по минимизации социальных последствий роботизации было предложено выплачивать компенсации увольняемым работникам.
Второй подход предлагается лидером роботизации — Южной Кореей. В этой стране отсутствует отдельный налог на роботов, однако в целях компенсации налоговых поступлений отменена налоговая льгота по корпоративному налогу, связанная с осуществлением инвестиций в автоматизацию.
В дискуссию об изменении характера труда, в том числе в условиях принятия мер по сдерживанию распространения вирусной инфекции, подключилась Корниенко Наталья Юрьевна, директор научно-исследовательской лаборатории (центра) развития налоговой системы РАНХиГС.
В период с 17 по 19 апреля 2020 г. лабораторией РАНХиГС было проведено социологическое исследование респондентов в возрасте от 18 до
65 лет, позволившее выделить масштабы и дифференциацию изменения форм занятости. Так, в период, предшествующий эпидемиологическому кризису, фиксированное рабочее место было у 83,5% всего рабочего населения, а среди 17% форм занятости, не предполагавших наличие стационарных рабочих мест, 3,5% работников составляли субъекты, работающие удаленно на компьютерах (планшетах) компаний; разъездная работа была у 7,8% и вахтовая работа — у 5,2% работников.
Режимы нерабочих дней и самоизоляции изменили социально-экономический контекст занятости. 26% наемных работников полностью или частично ушли на удаленную работу, при том, что удивительно, 74% — не ушли. Среди тех, кто перещел на удаленную работу, высшее образование имели 42% работников.
Анализ мер поддержки ОЭСР позволяет выделить четыре основных блока поддержки: увеличение сроков решения налоговых вопросов, ускоренный возврат средств налогоплательщикам, чтобы не допустить проблем с ликвидностью, изменение форматов проведения налоговых проверок, изменение формата коммуникации с налогоплательщиками.
Ситуация с кризисом открыла новые сферы взаимодействия работников и работодателей. Способ получения компенсации может зависеть от типа занятости, что, по мнению докладчика, представляется наиболее справедливым с позиции уже сложившегося международного опыта.
Смирнова Елена Евгеньевна, канд. экон. наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, отметила, что в связи с отрицательными прогнозами по предполагаемым суммам налоговых доходов необходимо усиливать налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ, особенно при осуществлении сделок в сети Интернет (в том числе в социальных сетях), а также не регистрирующихся в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (или применяющих специальные налоговые режимы). В отношении физических лиц эти действия можно объяснять желанием получить государственную поддержку, не показывая реальные доходы. Представляется целесообразным использовать несколько на-
правлений повышения поступлений по налогам с доходов физических лиц:
• анализ банковских выписок, содержания электронных кошельков физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями) с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог. При обнаружении факта сокрытия дохода следует направить физическому лицу налоговое уведомление по уплате НДФЛ по ставке 13%. Предварительно необходимо проанализировать данные справок о доходах, чтобы исключить двойное налогообложение (если налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом);
• анализ соответствия доходов расходам физических лиц в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества, транспортных средств задекларированного (отраженного в сведениях о доходах) НДФЛ за последние три года, предшествующих факту выявления подобного превышения. При обнаружении такого дохода следует направить физическому лицу налоговое уведомление по уплате НДФЛ по ставке 13%.
О ключевых направлениях деятельности ФНС России по созданию благоприятной налоговой среды в условиях распространения СОУЮ-19 рассказал Новоселов Константин Викторович, канд. экон. наук, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России. Основное внимание в его выступлении было уделено такому новому направлению работы ФНС России, как цифровизация налогового администрирования, главным трендом развития которого является быстрая и бесконтактная работа с добросовестными налогоплательщиками, обладающими возможностями выполнять свои обязательства в пару кликов, не отвлекаясь от привычных дел.
Активное внедрение передовых цифровых технологий налоговыми органами позволило создавать комфортные условия получения государственной поддержки субъектами хозяйствования по решениям Президента Российской Федерации и Правительства РФ в условиях распространения СОУЮ-19. К основным мерам поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей относятся:
1) приостановление налоговых проверок (в том числе до 1 июня 2020 г. введен мораторий на проведение выездных налоговых проверок);
2) приостановление мер взыскания в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) отказ от принятия решения о банкротстве;
4) продление сроков сдачи налоговой отчетности.
Дополнительные меры поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях включают также перенос сроков уплаты налогов, а также перенос сроков уплаты страховых взносов для микропредприятий; приостановление применения мер взыскания; дополнительные основания отсрочки (рассрочки) по платежам со сроками уплаты в 2020 г., кроме НДПИ и акцизов. При этом должно соблюдаться хотя бы одно из двух условий:
• снижение доходов более чем на 10%;
• наличие убытка за отчетные периоды 2020 г. при том, что за 2019 г. убыток должен отсутствовать.
Хотя ключевые направления налогового администрирования в деятельности ФНС России не изменились, докладчик выделил новые задачи, которые стоят перед налоговыми органами, а именно: создание виртуальной трансакционной среды, замкнутой экосистемы налогового администрирования, что позволит сделать экономику более «прозрачной».
Руководитель направления «Налоговая политика» Центра стратегических разработок Ай-рапетян Левон Камоевич представил доклад «Налоговые меры преодоления социально-экономических последствий пандемии COVID-19: ожидания, удовлетворенность и разочарования бизнеса». В рамках его выступления были представлены презентационные данные еженедельного мониторинга бизнес-климата, проводимого Центром стратегических разработок, в котором
участвовали более 1500 компаний промышленности, транспорта, сферы торговли и услуг. Согласно полученным данным 90% компаний ожидают снижения выручки, 82% — прибыли. Но по сравнению с более ранними мониторингами на 20% стало меньше компаний, планирующих снижение численности сотрудников, и на 11% меньше компаний, прогнозирующих уменьшение заработных плат. По мнению выступающего, снижение таких показателей, как сокращение числа сотрудников и заработной платы, скорее всего обусловлено предпринятыми государством мерами, направленными на поддержание занятости.
Наиболее популярными мерами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства стали три налоговые меры поддержки: отсрочка по уплате налогов (за исключением НДС) на ближайшие три-шесть месяцев, отсрочка по уплате страховых взносов на ближайшие четы-ре-шесть месяцев, снижение тарифов страховых взносов в два раза с 30 до 15%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги дискуссии, касающейся реализации налоговых мер преодоления социально-экономических последствий пандемии COVID-19, в которой также участвовали Майбуров И. А., Вишневский В. П., Мельникова Н. П., Полежаро-ва Л. В., Артеменко Д. А. и др., Гончаренко Л. И. отметила, что, хотя позиции участников не всегда совпадали при оценке принимаемых государством мер, можно сделать вывод о том, что с учетом анализа опыта зарубежных стран Правительством РФ были приняты своевременные меры поддержки экономики. Поставлены и новые задачи по поиску актуальных инструментов налогового регулирования и контроля, в том числе в условиях цифровизации и перехода к масштабной роботизации производства.
ИНФОРМАЦИЯХ ОБ АВТОРАХ
Любовь Ивановна Гончаренко — доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Алена Станиславовна Адвокатова — кандидат экономических наук, старший преподаватель Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Юлия Васильевна Малкова — кандидат экономических наук, доцент Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
174
Л. И. Гончаренко, А. С. Адвокатова, Ю. В. Малкова
ABOUT THE AUTHORS
Lyubov I. Goncharenko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Research Director of the Department of Taxes and Tax
Administration, Financial University, Moscow, Russia
Alena S. Advokatova— Cand. Sci. (Econ.), Senior Lecturer of the Department of Taxes and Tax Administration,
Financial University, Moscow, Russia
Yulia V. Malkova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Taxes and Tax Administration, Financial
University, Moscow, Russia
Заявленный вклад авторов:
Гончаренко Л. И. — научное сопровождение подготовки обзора выступлений участников дискуссии, подготовка введения, заключения.
Адвокатова А. С. — обзор докладов Айрапетяна Л. К., Новоселова К. В., Корниенко Н. Ю. Малкова Ю. В. — подготовка аннотации, обзор докладов Буссе Р., Вылковой Е. С., Погорлецкого А. И., Тихоновой А. В.
Author's Contribution Statement:
Lyubov I. Goncharenko — scientific support for the preparation of a review of the presentations of the
participants in the discussion, preparation of an introduction, conclusion.
Alena S. Advokatova — review of reports by Hayrapetyan L. K., Novoselov K. V., Kornienko N. Y.
Yulia V. Malkova — abstract preparation, review of reports by Busse R., Vylkova E. S., Pogorletsky A. I.,
Tikhonova A. V.
Обзор поступил 11.06.2020; принят к публикации 08.08.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 11.06.2020; accepted for publication 08.08.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.