Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНОГО ТАКСИ В МЕГАПОЛИСАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ В Г. МОСКВА'

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНОГО ТАКСИ В МЕГАПОЛИСАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ В Г. МОСКВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНОЕ ТАКСИ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОДНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / ЭКОЛОГИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Анохина Е.Т., Климова А.М., Корчуганова А.С.

В статье представлен обзорный курс использования водного такси, перевозящего не более 12 человек, в различных городах и странах, рассмотрены технические характеристики используемых судов, кратко рассмотрен отечественный опыт использования водного транспорта на внутригородских перевозках, дана оценка городу Москва как месту для развития водного такси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНОГО ТАКСИ В МЕГАПОЛИСАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ В Г. МОСКВА»

УДК - 629.122

Анохина Е.Т.

бакалавр 2 курса РУТ (МИИТ), г. Москва, РФ Климова А.М. бакалавр 2 курса РУТ (МИИТ), г. Москва, РФ КорчугановаА.С. бакалавр 2 курса РУТ (МИИТ), г. Москва, РФ Научный руководитель: Бибиков М.Ю. ст. преподаватель РУТ (МИИТ), г. Москва, РФ

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНОГО ТАКСИ В МЕГАПОЛИСАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ В Г. МОСКВА

Аннотация

В статье представлен обзорный курс использования водного такси, перевозящего не более 12 человек, в различных городах и странах, рассмотрены технические характеристики используемых судов, кратко рассмотрен отечественный опыт использования водного транспорта на внутригородских перевозках, дана оценка городу Москва как месту для развития водного такси.

Ключевые слова

Водное такси, пассажирские перевозки, новые технологии, водный внутригородской транспорт,

экологичный транспорт.

Введение

Во многих странах существуют города, которые омываются морями или через которые протекают реки. И в 2000 году в Европе получила развитие идея создания в таких городах водного такси.

Водное такси - это плавсредство, используемое для обеспечения общественного или частного транспорта. Обслуживание может быть запланировано с несколькими остановками, работающими аналогично автобусу или такси.

По структуре флота водное такси - это маломерное судно длиной не более 7 метров.

Это, как правило:

- Моторные лодки;

- Катера;

- Водные трамваи.

Несмотря на то, что изначально водное такси было задумано исключительно как средство для экскурсионных поездок, позже оно стало востребованным средством передвижения обычных горожан. Но в Москве идея водного такси пока не была реализована. Рассмотрим, пригоден ли этот город для данного вида транспорта.

Краткий обзор по водному такси в мегаполисах мира

Водное такси курсирует в таких мегаполисах как Венеция, Сидней, Нью-Йорк, Стамбул, Дубай и Роттердам. Система водных такси в каждом мегаполисе разная. Различаются стоимость, пассажировместимость и другие характеристики используемых судов (см. Таблицу 1, 2).

Таблица 1

Города Компания, владеющая водным такси Количество судов, которым владеет компания, либо общее количество судов в городе Стоимость одной поездки Количество крупных стоянок

Венеция Консорциум водных такси Венеции 100 В среднем 15 евро с человека (в ночное время взимается доплата в размере 20 евро за поездку). Почти все туристические места

Сидней Water Taxis Combined Водные такси следуют системе ценообразования зон, состоящей из 6 зон в гавани Сиднея. Каждая поездка требует платы за бронирование в зависимости от зоны путешествия, которая включает в себя стоимость проезда первых 4 пассажиров, с каждого дополнительного пассажира взимается плата в размере 10 долларов США на человека. 2 стоянки, где такси базируются

Нью-Йорк Circleline 42 10 В среднем 20 долларов с человека. -

Стамбул 50 Стоимость складывается из платы за посадку плюс платы за дополнительные мили, как и в обычном такси. 98

Дубай Стоимость поездки по индивидуальному маршруту составляет от 65 до 550 дирхам, в зависимости от расстояния. 25

Роттердам Watertaxi Rotterdam 20 Цена водного такси рассчитывается по трём зонам: запад, центр и восток. Стоимость поездки также зависит от количества пассажиров. В пределах центра можно путешествовать от 4,50 евро на человека. В западных и восточных зонах цена начинается от 5,50 евро на человека. Переход между двумя зонами стоит от 7,00 евро на человека и между тремя зонами - от 10,00 евро. 50

Таблица 2

Примеры используемых судов

Города Пример используемых моделей Скорость судов Технические характеристики используемых моделей Пассажировместимость катеров (макс.)

Венеция судно MADAME модели Venice shipyard Venetian Taxi tender до 56 км/ч 9.59 м х 2.2 м, осадка 0.65 м 10 человек с багажом

Роттердам 1) Watertaxi 10 (MSTX10); 2) Watertaxi 30 XL от Alumax около 50 км/ч 1) 10,4 м х 2,4 м, вес корпуса - 3750 кг; 2) 12,17 м х 3,15 м, осадка 0,66 м, вертикальный просвет 2,74 м, вес пустого сосуда 4000 кг 12

Каждый мегаполис имеет свои особенности, связанные с водным такси. Например, в Венеции был создан Консорциум водных такси Венеции. Эта служба объединяет в общей сложности около 100 катеров венецианских перевозчиков. Такси в Венеции ощутимо подешевело с появлением единой службы. Это связано с тем, что консорциум имеет особые условия сотрудничества с такси, предоставляя им постоянный поток клиентов. На сайте Консорциума есть тарифометр, высчитывающий точную стоимость поездки. По умолчанию, водитель следует самым кратчайшим путем, но, если пассажиры хотят прокатиться по каким-то особенно живописным местам, отклонение от маршрута вполне допустимо и оплачивается по тарифу.

Катера в обязательном порядке соответствуют стандартам общественного транспорта ЕЭС и проходят регулярные контрольные проверки, квалификация водителей также проверяется. На каждой лодке есть радиосвязь с диспетчерской и все средства безопасности: спасательные жилеты, огнетушители и т. д.

Также в Венеции ходят водные трамвайчики. Водные такси намного быстрее по сравнению с ними, но, соответственно, стоят дороже. Стоянки официальных такси есть у самых популярных туристических мест. Каждый катер снабжен желтой наклейкой с номером.

Жёлтое водное такси, а именно желтое такси-катамаран, можно также встретить и в США. Здесь находится самое старое водное такси в мире. Известно, что оно есть в Бостоне, Балтиморе, Чикаго, и Нью-Йорке. Последний отличается большим количеством катеров и лодок различных типов и размеров.

Жёлтый цвет отличает также и водное такси Сиднея. Такой вид транспорта здесь ориентировано на высочайший уровень обслуживания клиентов, очень комфортную и плавную езду в закрытых и защищенных от непогоды катерах, имеющих отличную видимость со всех мест.

Дубай же отличается наличием сразу двух видов водного такси. А именно старинных деревянных абр и современных быстроходных катеров. Как и водные такси Сиднея, обслуживание водных такси Дубая стоит на VIP-уровне. Например, внутри каждого современного катера находятся кресла с LCD экранами уровня бизнес-класса самолета, делающие поездку максимально комфортной.

В Стамбуле водное такси начало свою работу всего год назад, в сентябре 2021, но уже набрало популярность. Стоит отметить, что благодаря установленным на борту пандусам водным такси в Стамбуле могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, а также пассажиры с велосипедами и колясками.

В Роттердаме водное такси является самым чистым видом пассажирского транспорта на воде, так как используемые модели не имеют вредных выбросов. Зимой водные такси отапливаются. Используемые модели судов имеют "балконы", на которые при желании можно выйти. Также они оснащены люками в крышах и стеклоочистителями. В нидерландских водных такси центральными элементами конструкции используемых судов являются безопасность, простота использования и надежность.

Новые технологии

В наше время некоторые страны разрабатывают и тестируют новые удобные водные такси.

Одна из таких стран - Франция. В 2016 году был разработан дизайн водного такси SeaBubbles, способного вмещать до 5 человек. В 2017 году был протестирован уже полноразмерный прототип данного такси. В 2019 году проект получил уже около 40 заказов.

SeaBubbles были разработаны для работы в спокойных водах. Судно приводится в движение двумя гребными винтами с электрическим приводом, прикрепленными к задним крыльям. Электроэнергия пополняется на пристани за счет использования комбинации солнечных батарей и турбин для зарядки аккумуляторов. Через несколько метров после старта судно поднимается на четырёх подводный крыльях и достигает скорости от 11 до 15 км/ч. Благодаря чему сопротивление воды снижается на 40%, позволяя

развивать скорость до 46 км/ч.

За счёт использования электричества в качестве топлива SeaBubbles не имеют вредных выбросов, а также почти не создают волны, из-за чего не размывают берега.

По расчётам проектировщиков, такое водное такси обходилось бы в 3 евро в час. В таблице 3 представлены технические характеристики спроектированного судна, а на рисунках 1 и 2 его внешний вид.

Таблица 3

Технические характеристики судна SeaBubbles

Вес 3,1 т

Общая длина 8 м

Общая ширина 3,5 м

Осадка 0,6 м

Воздушная тяга 3,1 м

Водород 7,2 кг

Мощность двигателя 2 x 45 кВт

Емкость аккумулятора 22 кВ

Скорость 35 км/ч

Автономность работы от батареи 20 минут

Beam Overall 3.5m (11.5 ft)

Рисунок - 1

Lenght Overall 7.9m (26.1 ft)

Рисунок - 2

Другой страной, развивающей новые виды водного такси, являются Нидерланды. 29 октября 2021 года по каналам Амстердама совершили свои первые плавания первые полностью самонавигационные автономные лодки-роботы (Roboats). Лодки вмещают до 5 человек и могут перевозить как пассажиров, так и грузы. Лодка работает от аккумулятора, которого хватает на 10 часов автономной работы. Есть возможность беспроводной зарядки во время нахождения в доке.

Скандинавия также развивает водное такси. В 2021 году норвежский стартап Zeabuz должен был запустить беспилотный электропаром, но проект отложили на 2022 года.

Планируется, что водные электротакси и паромы с нулевым выбросом углерода сделают мегаполисы экологичнее, сократят количество транспортных средств на дорогах в часы пик.

Водный внутригородской транспорт в Санкт-Петербурге и Москве

В 2011-2012 годах в Санкт-Петербурге работали четыре линии аквабусов. Но с 2012 года стоимость проезда стала резко увеличиваться, появились проблемы с расписанием, пассажиры жаловались на его неудобство. Пассажиропоток начал падать. В итоге в 2015 году проект закрылся. В том же году Uber запустил водное такси, но проект оказался просто акцией и не получил развития. В 2020 году уже сервис Gett предложил клиентам услугу поездок на катерах-такси.

В Москве развиты сервисы аренды теплоходов (пассажировместимость от 50 до 150 человек) и речных прогулок. Также в Москве планируется запустить постоянные речные трамвайчики. Билеты на них можно будет купить в кассах «Суда сюда», либо оплатить проезд «Тройкой».

Заключение

Мировой опыт показывает эффективность использования водного такси в городах с водными акваториями.

Акватория р. Москва пригодна для использования такого типа флота в границах г. Москва. Внедрение водного такси возможно благодаря наличию в России производителей типов судов, требуемых для такого вида транспорта.

В Москве 36 причалов, многие из которых располагаются в непосредственной близости от популярных мест Москвы. Внедрение водного такси в систему ЦОДД позволит горожанам доезжать от Киевского вокзала до парка Горького за 23 минуты, до Зарядья - за 35 минут, а до парка «Остров мечты» -за час с четвертью, а также разнообразит услуги, предоставляемые городским транспортом, и увеличит число индивидуальных экскурсионных туров по р. Москва.

Список использованной литературы:

1. Электронные ресурсы удалённого доступа:

2. Haje Jan Kamps. MIT's CSAIL self-driving water taxis launched in the Amsterdam canals. 2021. URL: https://techcrunch.com/2021/10/29/mit-csail/ (дата обращения: 07.05.2022).

3. Vivo.Venetia. Водное такси в Венеции: бронируйте онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vivovenetia.ru/vodnoe-taxi-v-venecii/, свободный. - (дата обращения: 07.05.2022).

4. DubaiTrip.ru. Водный транспорт Дубая: водные такси, абры, автобусы и паромы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dubaitrip.ru/transport/vodnoe-taxi-abra-parom-bus.html/, свободный. - (дата обращения: 07.05.2022).

5. Анастасия Носова. Водное такси появилось в Санкт-Петербурге. В Москве же общественный транспорт на реке в 2020 году так и не появится. 2020. URL: https://itboat.com/articles/5708-vodnoe-taksi-poyavilos-v-sankt-peterburge (дата обращения: 07.05.2022).

6. Александра Гринёва. В Норвегии появится беспилотный электропаром. 2020. URL: https://passenger.rocks/2020/novosti/v-norvegii-poyavitsa-elektroparom/ (дата обращения: 07.07.2022).

7. Alumax. Handmade boats. HET THUIS VAN DE WATERTAXI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alumaxboats.nl/alumaxwatertaxi/, свободный. - (дата обращения: 07.05.2022).

8. Fantasea yellow water taxis. Sydney Water Taxi Transport [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yellowwatertaxis.com.au/services/sydney-harbour-taxi-transport/, свободный. - (дата обращения: 07.05.2022).

© Анохина Е.Т., Климова А.М., Корчуганова А.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.