Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНЫХ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНЫХ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. ВОДНАЯ СИСТЕМА / 2. ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргина О.С.

в статье освещен существующий опыт организации систем водных пассажирских перевозок в зарубежных странах и выделены те особенности их функционирования, которые могут служить ориентиром при построении системы водного такси в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНЫХ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Организация единых регулярных перевозок водным транспортом в зарубежных странах

The organization of uniform regular transportations by the sailing charter in foreign countries

О.С. КАРГИНА,

соискатель кафедры финансов анализа и учета Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета

O.S. KARGINA,

The competitor of chair of the finance of the analysis

and the account the St.-Petersburg architecturally-building university

Aннотация

В статье освещен существующий опыт организации систем водных пассажирских перевозок в зарубежных странах и выделены те особенности их функционирования, которые могут служить ориентиром при построении системы водного такси в Санкт-Петербурге.

Abstract

In article existing experience of the organization of systems of water passenger transportations in foreign countries is shined and those features of their functioning which can serve as a reference point at construction of system of a water taxi in St. - Petersburg are allocated.

Ключевые слова

1. Водная система

2. Пассажирские перевозки

Key words

1. Water system,

2. Passenger transportation

Для создания в Санкт-Петербурге системы водного такси нами исследован существующий опыт подобных транспортных систем в зарубежных странах, рассмотрены системы водных пассажирских перевозок в Венеции (Италия), Гамбурге (Германия), Стокгольме (Швеция), Стамбуле (Турция). Критериями отбора городов для проведения case-study было наличие определенного сходства с Санкт-Петербургом, а также масштабность и эффективность существующих систем водного такси.

Ни один из этих городов несопоставим полностью с Санкт-Петербургом ни по условиям, ни по предпосылкам развития единых регулярных перевозок водным транспортом (водного такси), однако по некоторым параметрам можно провести аналогии.

Водная система в Венеции наиболее схожа с существующей в Санкт-Петербурге. Как и в Венеции, в Санкт-Петербурге существуют проблемы низких мостовых пролетов, недостатка мостов и развитая сеть водных путей. Таким образом, судно для проекта в Санкт-Петербурге должно быть схоже с венецианским, то есть должно быть длинное и низкое - однопалубное.

Гамбург - это хороший пример интеграции водного сообщения в общую систему общественного транспорта. Эффективное объединение водных маршрутов с маршрутами автобуса и метрополитена, а также объединенная система оплаты гарантирует успешную и неизолированную работу водного транспорта как общественного.

Стокгольм - это пример управления круглогодичной навигацией и осуществления пассажирских перевозок в суровых зимних условиях.

Наконец, Стамбул - это пример крупной организации, которая имеет опыт в управлении различными маршрутами и большим количеством различных судов.

Водное такси в системе общественного транспорта Венеции. Общественный транспорт в Венеции (Италия) управляется компанией Azienda del Consorzio Trasporti Veneziano (ACTV), это открытое акционерное общество, существующее уже более 120 лет и состоящее из 5 компаний. Хотя самая известная услуга компании - так называемые водные трамвайчики (Vaporetto), спектр услуг ACTV намного шире: это социальная автобусная сеть,

школьные автобусные маршруты, паромное сообщение, грузовые перевозки, управление автомобильными стоянками, маркетинг услуг, обслуживание автобусов и лодок частных лиц. Организация управляется советом директоров из 5 членов, избранных муниципалитетом Венеции и муниципалитетом Кьоджа.

Автомобильный парк компании состоит из 646 автобусов, перевозящих ежегодно около 91 млн пассажиров. Флот компании состоит из 148 судов, работающих на 22 маршрутах и совершающих 105 млн поездок ежегодно.

Компания ЛСТУ управляет 6 классами паромов с наименьшей пассажировместимостью в 20 и наибольшей в 1000 пассажиров. Малые судна в основном плавают по каналам Венеции, более вместительные - в лагуне к/от материка. В таблице 1 приведены характеристики флота компании.

Таблица 1

Флот компании ACTV

Тип Осадка, м. Длина, м. Тоннаж, м. Пассажиро- вместимость, чел. Экипаж, чел. Ко-личе-ство, ед.

Паром 2,45 4055 200700 3501000 6 7

Пассажирский теплоход -1200 2,10 3338 170290 8001300 5 12

МоЮгЬайеП 1 Юапе1 1,70 2127 65130 230330 2 16

Вапоретто 1,57 21 2425 200220 2 53

Моторная лодка 1,33 1923 2025 150190 2 50

Мотолодка с 1 членом экипажа 0,38 8-10 4-5 20 1 10

Паромы. Эти суда вмещают до 1000 пассажиров и используются для того, чтобы связать остров с материком (Местре или Пунта Саббиони) и с островом Пеллестрина. На пароме также можно перевозить автомобили. Экипаж, как правило, состоит из 6 человек.

Пассажирский теплоход - 1200. Эти суда вмещают до 1300 пассажиров и используются по наиболее востребованным маршрутам: от площади Сан-Марко к полуострову Кавалино и к островам Бу-рано, Торчелло, Мурано. Экипаж состоит из 5 человек.

Motobattelli foranei. Эти суда вмещают до 330 пассажиров и курсируют к некоторым наиболее отдаленным островам в Лагуне. На судне, как правило, 2 члена экипажа.

Вапоретто. Возможно, это самое известное судно в мире. Этот водный трамвайчик вмещает до 220 пассажиров и плавает по главным маршрутам Гранд-канала. Экипаж состоит из 2 человек. Компании ACTV принадлежит 53 судна данного класса.

Моторная лодка. Эти суда вмещают до 190 пассажиров и используются для линий в центре города, где высота моста слишком мала для вапоретто. Экипаж судна - 2 человека.

Моторная лодка с 1 членом экипажа. Пассажировместимость -до 20 человек, суда используются на маршрутах с низким спросом вокруг Венеции. На борту имеется лишь 1 член экипажа.

На Гранд-канале с его низкими мостами в центре города используются одноуровневые суда - вапоретто, моторные лодки. Остальные суда - многоуровневые. Все паромы Венеции изготовлены на заказ в региональных верфях. Также все суда были разработаны техническим штатом ACTV.

Водное сообщение компании ACTV представлено 22 маршрутами, самые популярные из них № 1 и № 82 - линии вапоретто, курсирующие по Гранд-каналу. В течении летнего сезона (апрель - октябрь) как дополнительный сервис вводятся линии № 3, 4 с маршрутами по Гранд-каналу до Пьяцале Рома (автобусный вокзал и автостоянка), Феровиа (железнодорожный вокзал), площади Сан-Марко. В сезон на маршрутах по Гранд Каналу остановки делаются с периодичностью в 3 минуты.

Маршруты по Гранд-каналу работают и в ночное время. Маршруты, доступные для инвалидного кресла, отмечены междуна-

родным символом. Практически все суда имеют пассажирские места на закрытой и открытой палубе.

В компании ACTV существует интегрированная система покупки билетов. До посадки билеты вставляются в считывающее устройство, расположенное на каждой пристани. Система платы за проезд сформирована с учетом туристического уклона, то есть жители и частые пользователи покупают билеты за более низкую цену, чем туристы. Существует несколько категорий билетов.

Водное такси в системе общественного транспорта Гамбурга. Гамбург - второй по величине город в Германии после Берлина. Это также второй по величине порт в Европе после Роттердама. В регионе проживает 3 млн человек, 1,8 млн из них - жители Гамбурга. Город расположен в Северной Германии по обоим берегам реки Эльба в месте впадения в нее рек Альстер и Билле. Такое местоположение обеспечивает свободный проход к Северному морю и к главным морским трассам Скандинавии и Европы.

Водным общественным транспортом в Гамбурге управляют

2 компании: компания The HADAG Seetouristik und Fahrdienst оперирует на реке Эльбе и по Гамбургской гавани, компания The ATG Alster-Touristik работает на озере Альстер, каналах и водных путях. Обе компании на 100% финансируются компанией Hamburger Hochbahn (также управляет метрополитеном и трамваями Гамбурга), которая в свою очередь принадлежит правительству города.

Из всего количества поездок по Гамбургу 21% проходит через систему общественного транспорта. Компания The HADAG - один из местных операторов общественного транспорта. Компания сотрудничает с Транспортным управлением Гамбурга, которое отвечает за развитие транспорта во всем регионе.

В городе в общей сложности существует 20 отдельных пристаней для водных пассажирских перевозок. Флот компании The HADAG состоит из 20 различных судов пассажировместимостью от 120 до 500 человек. Эта система ежегодно перевозит около 6,5 млн пассажиров. Штат компании составляет 85 человек. Все суда разработаны сотрудниками компании. Характеристика флота компании выглядит следующим образом:

1. Суда с 1 членом экипажа. Эти суда имеют вместимость до 250 пассажиров, на борту имеются туалеты, а также специальные места для размещения велосипедов и спасательного оборудования. Компания имеет 8 судов представленного типа и использует их прежде всего на маршрутах по реке Эльбе и Гамбургской гавани. Маршруты объединены с системой общественного транспорта. Поскольку река Эльба не замерзает зимой, суда с 1 членом экипажа плавают на линиях круглый год. Они плавают вдоль реки, останавливаясь с обеих сторон.

2. В капитанский мостик судна встроена специальная обзорная область, которая позволяет капитану следить за пристанью во время посадки и высадки пассажиров, а также активизировать аппарель.

3. Суда - Кирчдорф, Ян Молсен, Макс Брауэр. Эти суда используются для продолжительных туров по гавани.

4. Суда типов 1-111: Эти суда были построены между 1989 и 1993 гг., используются для различных туров по гавани.

5. Водное такси. Используется в основном для пересечения гавани на маломерных судах.

Хотя технические характеристики большинства судов позволяют ограничиться одним членом экипажа, на некоторых судах работают также экскурсоводы.

Водное такси в системе общественного транспорта Стокгольма. Стокгольм расположен на 14 островах, его часто называют Венецией Севера. Около трети площади города покрыто водой. Это наиболее посещаемый город в Скандинавии с населением 1,3 млн жителей.

Как и большинство европейских столиц, Стокгольм имеет обширную сеть общественного транспорта, включающую в себя метро, трамваи, автобусы и водный транспорт, также существует сеть пригородных поездов, соединенных с общественным транспортом города.

Водный транспорт в Стокгольме управляется компанией Waxholmsbolaget, которая существует с 1869 г. С 1967 г. компания принадлежит Совету округа Стокгольм (орган местного самоуправления). В собственности «Waxholmsbolaget» находятся

24 судна, еще 35 принадлежат подрядчикам. Суда, принадлежащие компании, делятся на 4 класса:

1. Классические суда - это суда с паровым двигателем, построенные в 1900-1910 гг., используются для регулярных туров, чарте-ров и специальных событий. В этом классе имеется 3 судна.

2. Скоростные суда - используются для перевозок пассажиров в летний период. В этом классе компании принадлежит 8 судов.

3. Ледоходные суда используются для перевозок пассажиров и грузов в зимний период. Компании принадлежит 9 судов.

4. Паромы Щш^аМеп: с помощью данных судов в гавани обеспечивается паромное общественное обслуживание. В компании имеется 4 парома.

Классические суда работают по установленному расписанию в течение лета, на них проводятся туристические экскурсии по достопримечательностям архипелага. Все суда имеют на борту ресторан и бар. Суда такого типа используют 2-3 цилиндрический паровой двигатель мощностью 320 л.с. Билеты приобретаются непосредственно на борту и не могут быть куплены заранее.

Быстроходные суда обеспечивают регулярное обслуживание пассажиров в летний сезон. Так как достаточно много жителей Стокгольма имеют летние дома на островах архипелага, для их перевозки в течение летнего сезона используют более 60 судов и 4 грузовых парома.

Для туристов существует множество разнообразных экскурсий на быстроходных судах, одна из самых популярных - кратковременная обзорная экскурсия по островам. Экскурсии производятся гидом по установленному расписанию, все суда оборудованы рестораном, баром, климат-контролем.

Ледоходные суда используются круглый год, но зимой, когда архипелаг покрывается льдом, это единственные суда, продолжающие навигацию. Средняя толщина льда - 30-40 см, лед покрывает архипелаг на 5 месяцев, а некоторые из отдаленных островов окружены льдом круглый год. Всего зимой по архипелагу ходят 15 судов, летом их количество увеличивается. На судне работают 2-3 члена экипажа, включая наемных рабочих в ресторанной зоне.

Компания Waxholmsbolaget управляет также паромами Djurgárden, которые курсируют по внутренней гавани Стокгольма и являются частью системы общественного транспорта. Все паромы имеют скаты для инвалидных кресел. Носовая часть судна обеспечивает легкий и быстрый вход и выход всех пассажиров. Маршрут достаточно короткий, пересечение гавани занимает приблизительно 8 минут. Паромы ходят с интервалом в 20 минут.

Пассажировместимость судна - до 300 человек, включая стоящих пассажиров. Паромное сообщение работает круглый год, июль, как правило, самый загруженный месяц. Паромы работают на скорости 9 узлов.

Водное такси в системе общественного транспорта Стамбула. Компания Istanbul Deniz Otobüsleri (IDO) была основана в 1987 г. Стамбульским столичным муниципалитетом, для предоставления быстрого, комфортабельного и безопасного водного обслуживания жителей города.

В феврале 2005 г. городская Администрация паромных линий (часть турецкой Морской организации), орган власти, регулирующий ежедневные поездки на паромах из пригорода в Стамбул, вошла в состав IDO, что сделало компанию мировым лидером по пассажировместимости, количеству судов и количеству пирсов.

Компания IDO начала свою деятельность с 10 морских автобусов, приобретенных в Норвегии в 1987 г., и теперь превратилась в одну из крупнейших и сложнейших систем паромного сообщения в мире. Сейчас компания управляет 83 судами и 83 терминалами, перевозящими ежегодно более 90 млн пассажиров и около 5 млн транспортных средств. Флот IDO имеет 5 различных категорий судов - обычные паромы, обычные паромы для пассажиров и транспортных средств, быстрые паромы, круизные корабли, морские автобусы:

1. Обычные пассажирские паромы - у компании 32 обычных парома четырех типов с наибольшей вместимостью 2100 пассажиров и наименьшей - 750 пассажиров. Наиболее популярный и распространенный тип - 1500 пассажиров, таких судов 18.

2. Обычные грузопассажирские паромы - во флоте компании 17 паромов, пригодных для перевозок как пассажиров, так и транс-

портных средств. Представленных паромов 3 типа, новейший из которых построен в 2007 г. и перевозящий 600 пассажиров и 80 автомобилей.

3. Скоростные паромы - во флоте компании есть 8 скоростных паромов, 4-х различных типов. Новейший из них был построен в 2007 г. и вмещает 1200 пассажиров и 225 транспортных средств. Данные суда плавают из Стамбула в Бурсу и по некоторым другим маршрутам.

4. Круизный корабль: IDO имеет 1 круизный корабль - Mavi Marmara. Вместимость судна 1080 пассажиров.

5. Морские автобусы - флот компании включает 25 морских автобусов. Новейший был построен в 2007 г. и вмещает 449 пассажиров. Суда оперируют более чем по 30 маршрутам.

Некоторые из судов были построены в Турции, другие на международных верфях. Новейшие скоростные паромы были построены верфями Austal, морские автобусы были построены верфями Damen в Сингапуре. Флот IDO продолжает расширяться, чтобы удовлетворить спрос населения Стамбула и его ближайших областей.

Таким образом, можно выделить следующие особенности функционирования системы водного такси в зарубежных странах, которые могут служить ориентиром при построении системы водного такси в Санкт-Петербурге:

1) Во всех рассмотренных странах муниципальные органы власти играют существенную роль в развитии водных перевозок. Муниципалитеты либо напрямую финансируют деятельность компаний - организаторов системы водного такси, либо, являясь одним из акционеров, формируют состав совета директоров.

2) Важным элементом успеха является гибкая ценовая политика. Предусматриваются различные типы билетов, рассчитанные как на жителей города, так и на туристов. Одной из альтернатив является туристическая карта, позволяющая пользоваться не только услугами общественного транспорта, но и бесплатно или со скидкой посещать музеи, пользоваться общественными туалетами и др.

3) Водное такси интегрировано в системы общественного транспорта, составной частью которого оно является. Это выража-

ется в единой тарифной политике (единые проездные билеты) и согласованности маршрутов и расписаний различных видов транспорта. На организационном уровне эта интегрированность воплощается в наличии единого органа управления и координации различных видов перевозок.

Библиографический список

1. Абалкин Л.И. Основы социально-рыночной экономики и информационно-индустриального общества // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2 (12). - С. 31-32

2. Асаул Н.А. Инновационный сценарий развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 4 (18). - С. 12-19.

3. Гордеев Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С.47-55.

4. Ерофеев П.Ю. Особенности концепции устойчивого развития // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3 (13). - С. 20-29.

5. Симчера В.М. Проблемы отечественной экономики // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2 (12). - С. 16-18.

6. Цветков В. А. Трансграничная экспансия корпоративного сектора российской экономики // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3 (17). - С. 8-27.

7. Якутин Ю.В. Доверие и ответственность власти и бизнеса в зоне экономических интересов // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11). - С. 49-57.

8. Якутин Ю.В. Мы еще не научились работать на себя и на свое будущее // Экономическое возрождение России. - 2007. -№ 2 (12). - С. 28-31.

Bibliographical list

1. Abalkin L.I. Osnovy socially-market economy and an information-industrial society // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - S. 31-32

2. Asaul N.A. Innovatsionnyj the scenario of development of a transportno-logistical complex of St.-Petersburg//Economic revival of Russia. - 2008. - № 4 (18). - S. 12-19.

3. Gordeyev D.A. Formirovanie of local innovative systems in business // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - S. 47-55.

4. Yerofeev P. JU. Features of the concept of a sustainable development/Economic revival of Russia. - 2007. - № 3 (13). - S. 20-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Simchera V.M. Problemy of domestic economy//Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - S.16-18.

6. Tsvetkov V.A. Transboundary expansion of corporate sector of the Russian economy//Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - S. 8-27.

7. Jakutin J.V. Trust and responsibility of the power and business in a zone of economic interests//Economic revival of Russia. - 2007. -№ 1 (11). - S. 49-57.

8. Jakutin J.V. We have not learnt to work as yet on ourselves and on future//Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - S.28-31.

Контактная информация

190031, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 10-12, лит. А.

т. (812)310-50-50

E-mail: cttp@cttp/qov.spb.ru

Contact links

190031 St.-Petersburg, the Moscow avenue, 10-12 A,

т. (812)310-50-50

E-mail: cttp@cttp/qov.spb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.