Научная статья на тему 'Финансово-экономическая модель управления системой водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге'

Финансово-экономическая модель управления системой водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИГОРОДСКИЕ ВОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / МАРШРУТНОЕ ВОДНОЕ ТАКСИ / СТОЯНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОДНОГО ТАКСИ / УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ВОДНОГО ТАКСИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / THE COST EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF WATER PASSENGER TRANSPORTATION IN ST. PETERSBURG / WATER TRANSPORT INTERCITY PASSENGER TRANSPORTATION / SHUTTLE WATER TAXIS / PARKING INDIVIDUAL WATER TAXI / STATE INVOLVEMENT IN THE CREATION OF WATER TAXI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргина О. С.

Представлен сценарий развития системы внутригородских водных транспортных пассажирских перевозок в СПб. Произведены расчеты финансово-экономических моделей системы водного такси в Санкт-Петербурге. Показано, что система будет работоспособна лишь при активном участии государства (в том числе финансовом) в лице Санкт-Петербурга. Поддержка функционирования водных пассажирских перевозок заключается в обустройстве городом за счет бюджета части береговой инфраструктуры (мест остановок маршрутного и мест стоянок индивидуального водного такси), в финансировании работ по приведению водных путей (малых рек и каналов Санкт-Петербурга) в нормативное состояние, а также в развитии системы диспетчеризации (управления) водных пассажирских перевозок. Сделан промежуточный вывод об экономической эффективности функционирования системы водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and economic model of water management system of passenger transportation in St. Petersburg

Submitted scenario development of intra-water passenger traffic in St. Petersburg. The calculations of financial and economic models of water taxi to St. Petersburg showing, that the system would operate only with the active participation of the State (including financial statements) in the person of St. Petersburg to support the operation of water passenger transport consists in equipping the city due to the budget of coastal infrastructure (route, stopping places and parking areas individual water taxi), the financing of works to bring the waterway (small rivers and canals of St. Petersburg) in the regulatory state, as well as the development of management systems (control) water passenger transportation. In the end, to make an intermediate conclusion about the economic efficiency of the functioning of the system of water passenger transport in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая модель управления системой водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге»

О. С. Каргина1

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Установлено, что ни одна из существующих судоходных компаний Санкт-Петербурга не может использоваться в качестве «базы» для создания единой службы водного такси, способной выполнить весь комплекс работ по организации и обеспечению внутригородских водных транспортных пассажирских перевозок [2, 4].

В расчетах экономической эффективности нами сделаны предположения, что загруженность каждого маршрута составит 60%; причалы и участки набережных будут предоставлены операторам в пользование на безвозмездной основе; водное такси будет функционировать 180 дней в году, с 8.00 до 19.00 с интервалом движения 20.. .30 мин.

Поскольку расчет ведется в текущих ценах, все процентные ставки (за исключением ставки дисконтирования) являются реальными, а не номинальными. Номинальные процентные ставки содержат инфляционную составляющую. Все объявленные банковские ставки являются номинальными. Такие ставки рассчитываются по формуле

N = Я + I , (1)

где N - номинальная процентная ставка; R - реальная процентная ставка; I - темп инфляции на финансовом рынке.

Формула (1) применима для расчета номинальных ставок в условиях низкой инфляции (3.5% в год). При более высокой инфляции зависимость этих двух ставок становится нелинейной и формула принимает вид

N = Я + I + Я1 (2)

Реальная процентная ставка - это номинальная ставка, очищенная от инфляции.

При невысоких темпах инфляции реальная ставка рассчитывается по формуле

Я = N - I (3)

В современных экономических условиях можно считать, что российская экономика приблизилась к уровню низкой инфляции. Министерство экономического развития РФ дает прогнозы инфляции (ИПЦ) до 2018 г. в диапазоне 3,7.7%. В худших условиях, принятых в данных расчетах, долгосрочный темп инфляции составит 3,7%, а номинальная ставка дисконтирования (сравнения) - 10%.

Расчет показателей эффективности проекта2 выполнен в текущих ценах (в тысячах рублей), но так как указанная в расчетах ставка дисконтирования является номинальной (содержит инфляционную составляющую), при расчете чистого дисконтированного дохода (ЧДД) по проекту учтен долгосрочный темп инфляции в 3,7%. Срок жизни проекта принят равным 15 лет, интервал планирования - один год.

С использованием описанной методики нами рассчитаны все доходы и расходы о создания и деятельности водного такси в Санкт-Петербурге, а также определена стоимость поездки на различных маршрутах на одного человека за километр (табл. 1). Цена билета определялась из предположения, что при заданных параметрах проект должен быть эффективен с коммерческой точки зрения. Таким образом, полученная цена - это минимальная стоимость услуг по перевозке пассажиров на конкретном маршруте, при

1 Соискатель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрова. E-mail: Fupr@mail. ru

2 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - 2-я ред. / М-во экон. РФ; МПво фин. РФ; ГК по стрПву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: В. В. Коссов, Н. Лившиц, А. Г. Шахназарова. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.

которой ЧДД полных инвестиционных затрат проекта организации маршрута будет принимать положительное значение. Это обеспечит коммерческую привлекательность проекта с точки зрения частного инвестора.

Таблица 1

Расчет стоимости 1 пассажирокилометра, по маршрутам

Маршрут Протяженное ть в одну сторону, км Пассажиро поток в год, чел. Стоимость билета в одном направлении, руб. Стоимость 1 пассажиро-километра NPV полных инвестиционн ых затрат, тыс. руб.

1 По реке Фонтанка (Финляндский вокзал -МАП) 8,46 544 320 76 8,98 2 960,41

1- А По реке Фонтанка (Финляндский вокзал -Малокалинкин мост) 6,99 552 960 66 9,44 1 582,12

2 Парк 300-летия СПб -МАП 17,87 111 456 259 14,49 364,20

2- А Причал ЦПКО -Английская наб, 4 11,96 114 048 176 14,72 317,65

3 Ст.м. Спортивная -МАП 6,93 116 640 93 13,43 37,59

4 Пассажирский порт -Петродворец 43,20 108 864 382 8,84 677,15

5 Центр города -Кронштадт 33,40 111 456 288 8,62 55,65

6 Гост. Москва - наб. Л. Шмидта 11,29 114 048 177 15,68 699,78

Для расчета эффективности определялась минимально допустимая цена билета на поездку, при которой реализация конкретного маршрута при заданных условиях окупится с коммерческой точки зрения в течение 15 лет. Как видно из приведенных данных (см. табл. 1), себестоимость поездки маршрутным водным такси очень велика, и итого вая цена билетов непривлекательна для транспортных поездок в трудовых целях. Таким образом, перевозки жителей города маршрутным водным такси в трудовых целях должны быть дотируемы.

Практика показывает, что при сроке окупаемости 15 лет в условиях Российской Федерации такие проекты являются непривлекательными для частных инвесторов (они предпочитают вложения со сроком окупаемости не более 5...7 лет). В приведенных расчетах не учтены затраты на аренду набережных и инвестиции в причальные сооружения (понтоны). Предполагается, что они предоставляются городом в аренду на безвозмездной основе.

Для сравнения была определена цена за 1 км на маршруте Финляндский вокзал -МАП по р. Фонтанка при условии, что компании□ оператору необходимо оплачивать аренду набережных и приобретать собственные понтоны. Затраты на аренду набережных определены на основе данных о стоимости аренды различных участков набережных в Санкт-Петербурге. Стоимость понтонов определена ориентировочно (на основе аналогов) равной 2,5 млн р. за понтон. При таких условиях для обеспечения коммерческой окупаемости цена пассажирокилометра на данном маршруте составит 10,64 р./км, что на 1,65 р. (или на 18,4%) больше, чем без учета данных затрат.

Таким образом, себестоимость пассажирокилометра на указанном маршруте без учета затрат на аренду набережных и инвестиций в причалы составит 6,74 р., а с учетом данных затрат - 7,87 р. (на 16,8% больше).

При сохранении прежней цены срок окупаемости проекта увеличивается на три года, что еще больше снижает привлекательность проекта для частных инвесторов.

К капитальным затратам на создание маршрутного водного такси нами отнесены расходы на оборудование остановочных пунктов (16 причалов) и приобретение необходимого количества судов. Оборудование остановочных пунктов маршрутного водного такси предполагается за счет средств городского бюджета Санкт-Петербурга. Бюджетные инвестиции составят 69,6 млн р., из них: в 2009 г. (оборудование 10 причалов) -43,5 млн р.; в 2010 г. (6 причалов) - 26,1 млн р.

В данной работе экономическая эффективность проекта рассчитана с точки зрения частного инвестора (оператора маршрутов водного такси), и в качестве капитальных затрат учтены лишь инвестиции в приобретение судов. Предполагается, что причалы предоставляются городом в пользование бесплатно.

Капитальные затраты определены исходя из оценочной стоимости судов (табл. 2).

Таблица 2

Капитальные вложения частного инвестора в создание маршрутного водного такси

Маршрут водного такси Наименование капитальных затрат Стоимость единицы, тыс. руб. Количество единиц Капитальные вложения, тыс. руб. Норма амортизации, %

1 По реке Фонтанка (Финляндский вокзал - МАП) Приобретение судов типа "Фонтанка" 7 350 9 66 150 6,67%

1-А По реке Фонтанка (Финляндский вокзал - Малокалинкин мост) Приобретение судов типа "Фонтанка" 7 350 8 58 800 6,67%

2 Парк 300-летия СПб -МАП Приобретение малых скоростных судов перспективного проекта 6 304 6 37 824 6,67%

2-А Причал ЦПКО - Английская наб, 4 Приобретение малых скоростных судов перспективного проекта 6 304 4 25 216 6,67%

3 Ст.м. Спортивная -МАП Приобретение малых скоростных судов перспективного проекта 6 304 2 12 608 6,67%

4 Пассажирский порт - Приобретение малых 6 304 8 50 432 6,67%

Маршрут водного такси Наименование капитальных затрат Стоимость единицы, тыс. руб. Количество единиц Капитальные вложения, тыс. руб. Норма амортизации, %

Петродворец скоростных судов перспективного проекта

Приобретение

малых

5 Центр города -Кронштадт скоростных судов перспективного проекта 6 304 6 37 824 6,67%

Приобретение

6 Гост. Москва -наб. Л. Шмидта малых скоростных судов перспективного проекта 6 304 4 25 216 6,67%

Определен также перечень объектов инфраструктуры, необходимых для функциониро вания системы водного такси, и объем финансирования за счет средств бюджета Петербурга и внебюджетных источников.

Расчеты финансово-экономических моделей системы водного такси показывают, что система будет работоспособна лишь при активной (в том числе финансовой) поддержке государства в лице города. Речь идет об обустройстве за счет бюджета города части береговой инфраструктуры (мест остановок маршрутного и стоянок индивидуального водного такси), финансировании работ по приведению водных путей в нормативное состояние, развитии системы диспетчеризации водных пассажирских перевозок.

Расходы по созданию и организации работы диспетчерской службы и системы наблюдения за судоходством на основе использования видеокамер и радиолокационных станций оцениваются в 7,5 млн р. и включают затраты:

• на разработку проекта диспетчерского поста - 160 тыс. р.;

• оборудование трех рабочих мест (оператор, лоцман-координатор, оператор пассажирских коммерческих перевозок) - 158 тыс. р. /раб. место;

• программное обеспечение ПО «Трансвьювер» - 60 тыс. р.;

• установку сети (на расстоянии до 1 км от ГБУ «ВолгоПБалт» (прямая пара ПТС) -22 тыс. р., ежемесячная плата - 12 тыс. р., более 1 км от ГБУ «ВолгоПБалт», аренда оптоволокна - 45 000 р./мес.), оборудование сети - два модема по 38 тыс. р.;

• серверное оборудование и организацию локальной сети - 170 тыс. р.;

• сопряжение с СУДС ГБУ «ВолгоПБалт» - 40 тыс. р.;

• аренду ресурсов СУДС ГБУ «ВолгоПБалт» - 14 тыс. р./мес.;

• организацию связи с судами на выделенном канале (разрешение на установку радиостанции в Россвязьнадзоре, выделение канала - 200 тыс. р., обслуживание канала 12 тыс. р./год);

• береговую радиотелефонную станцию (антенное устройство в комплекте) для связи с судами на выделенном канале «Ермак□ 360», УКВ, 25 Вт - 70 тыс. р.;

• АИС класса Б (на каждое судно) - 30 тыс. р. (без автономного БП), установку -3500 р. (возможна закупка и установка АИС за счет судовладельца). На начальном этапе необходимо 20 комплектов оборудования, стоимость установки - 670 тыс. р.;

• разработку программы для диспетчерского обеспечения водных таксомоторных и экскурсионно-прогулочных перевозок - 80 тыс. р.;

• мониторинг зоны охвата АИС на ВВП Санкт-Петербурга (аренда АИС кл. Б. -5000 тыс. р./сут., аренда теплохода - 50 тыс. р./сут.) и составление карт;

• закупку и установку видеокамер (12...15 шт.) на участках с интенсивным движением, организацию сопряжения с диспетчерским постом - 750 тыс. р.;

• аренду помещения (рабочая комната операторов, серверная) - 80.100 м2;

• диспетчерский катер - 700 тыс. р., обслуживание - 10 тыс. р./мес., топливо -20 тыс. р./мес., зарплату судоводителя-судомеханика - 20 тыс. р./мес., стоянку и зимний

отстой - 5000 тыс. р./мес.

Расчет произведен исходя из планируемого штатного состава службы в количестве трех диспетчеров ежедневно, шести подсменных диспетчеров и административного аппарата (два человека). Заработная плата - около 220 тыс. р. ежемесячно. Бизнес-сообщество должно взять на себя закупку и содержание судов, обучение и содержание экипажей, снабжение судов всеми видами запасов, а также обеспечение мест ночного межрейсового и межнавигационного отстоя.

Для успешного функционирования системы водных пассажирских перевозок за счет внебюджетных средств необходимо обеспечить закупку и выход на линию 8 «канальных» судов проекта Р-118 или 792-792А стоимостью 7,35 млн р. каждое (всего 58,8 млн р.) для обеспечения маршрута по р. Фонтанке с выходом на правый берег Невы, 24 скоростных судов ориентировочной стоимостью 6,3 млн р. каждое (всего в объеме 151,3 млн р.) и 50 маломерных судов индивидуального такси стоимостью 1,1 млн р. (всего 55,0 млн р.). Общий объем финансирования из внебюджетных источников на приобретение судов составляет около 265,1 млн р. Однако при использовании судов, имеющихся в распоряжении судоходных компаний и частных лиц, объем финансирования покупки судов может быть уменьшен.

Общее количество денежных средств на развитие всей инфраструктуры речного транспорта (в том числе и водного такси) приблизительно определено в соответствующих разделах и паспортах инвестиционных проектов Программы развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга на период до 2025 г.1 [1], разработанной в 2007 г. по заказу Комитета по транспортноП транзитной политике.

По результатам проведенных исследований и в соответствии с рекомендациями привлеченных специалистов выявлена необходимость строительства и последующего размещения на морских и речных акваториях Санкт-Петербурга оборудованных сходовпричалов для использования в качестве стоянок индивидуального водного такси (15 ) и в качестве остановочных пунктов маршрутного водного такси (16). Расчетные потребности в причалах приведены для начального этапа функционировании системы водного такси и в дальнейшем могут быть пересмотрены в сторону увеличения.

Примерная стоимость организации и оборудования одного причала для стоянки индивидуального водного такси приведена в табл. 3. Стоимость организации и оборудования 15 сходов □ причалов, таким образом, составит около 31 млн р.

Таблица 3.

Расчет стоимости организации одного места стоянки индивидуального водного такси в

ожидании пассажиров, р

№ Состав работ, закупаемое оборудование Стоимость

1. Строительство 1 понтона размером 12х 3,5 м (Производитель - Новая Ладога, Петрокрепость) 24000

2. Разработка и согласование проекта установки понтона на конкретном участке набережной 8000

3. Оборудование понтона навесом, местами ожидания, дополнительными системами в соответствии с разработанным дизайном. 5000

1 http://portnews.ru/news/29920/

4. Подключение понтона к электросети «Ленэнерго» (разработка проекта, согласование, электромонтажные работы) 6000

5. Прочие расходы (доставка, установка понтона и т.п.) 12000

Итого в Евро: 55000

Итого в рублях (1Евро=37,5 руб.) 2062500

Планируется, что для посадки □ высадки пассажиров суда индивидуального водного такси будут использовать все имеющиеся спуски набережных в удобных для пассажиров местах. Для организации безопасной посадки □ высадки необходимо произвести ревизию оборудования этих спусков причальными приспособлениями (рымы, утки, кнехты) и восстановить их там, где они утрачены. Данная работа должна быть произведена за счет собственника набережных, т. е. за счет бюджета города.

Для нормального функционирования индивидуального водного такси необходимо разработать и внедрить систему приема заказов на индивидуальные перевозки, а также систему связи с судами и отслеживания мест их нахождения. Мы считаем, что на первом этапе такая система должна быть внедрена с участием городских структур, поскольку она непосредственно связана с обеспечением безопасности пассажиров. Для этого городскими властями может быть учрежден хозяйствующий субъект, в функции которого вменяются также содержание стоянок индивидуального водного такси, установка и обслуживание систем слежения за движением судов.

Для организации маршрутных водных пассажирских перевозок на первом этапе необходимо оборудовать за счет городского бюджета 16 остановочных пунктов маршрутного водного такси: наб. Макарова, у Тучкова моста (м. Спортивная), два причала у гост. Моряков (МАП), Ушаковская наб. (м. Черная речка), Арсенальная наб. (Финляндский вокзал), в районе парка 300Плетия СПб (вариант - ЦПКиО (м. Старая деревня), Синопская наб. (гост. Москва), Дворцовая наб., в районе Смольного, Адмиралтейская наб. (пл. Декабристов и Дворцовый мост), Речной вокзал, стадион им. Кирова, Петродворец, Кронштадт, Стрельна.

Примерная стоимость организации и оборудования одного остановочного пункта маршрутного водного такси приведена в табл. 4.

Таблица 4

Расчет стоимости организации одного остановочного пункта маршрутного водного

такси, р.

№ Состав работ, закупаемое оборудование Стоимость

1. Строительство 1 понтона размером 2 х 12х 3,5 м (Производитель - Новая Ладога, Петрокрепость) 48000

2. Разработка и согласование проекта установки понтона на конкретном участке набережной 9000

3. Оборудование понтона навесом, местами ожидания, дополнительными системами в соответствии с разработанным дизайном. 7000

4. Оборудование понтона помещением кассы для продажи билетов 9000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Подключение понтона к электросети «Ленэнерго» (разработка проекта, согласование, электромонтажные работы) 6000

6. Производство гидротехнических работ (траление, подчистка дна, возможно -дноуглубление) 12000

7. Организация пешеходного перехода и установка 1 светофорного поста (разработка проекта, согласование, монтажные работы) 10000

8. Прочие расходы (доставка, монтаж и установка понтона и т.п.) 15000

Итого в Евро: 116000

Итого в рублях (1Евро=37,5 руб.) 4350000

При расчете необходимого количества причалов учитывалось, что все привлекательные спуски набережных заняты причальными сооружениями компаний-арендаторов. В этом случае остановки маршрутного водного такси планируется сочленять и размещать в одну линию с имеющимися причалами. Общие затраты бюджета по организации и оборудованию 16 сходов □ причалов для маршрутного водного транспорта составляют примерно 69,6 млн р. Итоговая стоимость работ может быть уменьшена, например, при отсутствии необходимости проведения дноуглубительных работ, установки светофорного поста и пр., а также при возможности швартовки судов маршрутного водного такси на оговоренных условиях к незагруженным и частично простаивающим причалам компаний □ арендаторов. Конкретный объем финансирования может быть определен только при детальной разработке и утверждении каждого маршрута.

Кроме того, за счет бюджета города планируется оборудование четырех конечных остановок (Верхний Эрмитаж (ближе к Троицкому мосту), Нижний Эрмитаж (ближе к Дворцовому мосту), пл. Декабристов (Медный всадник), Петродворец) для судов типа «Метеор», «Москва», «Нева» для перевозки круизных пассажиров от Речного вокзала ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад». Общая стоимость - 17,4 млн р.

При установке тарифов на проезд маршрутным водным такси на уровне, сопоставимом с проездом на наземном транспорте, необходимо предусмотреть дотации судоходным компаниям, осуществляющим рейсы по утвержденным маршрутам. Примерный объем финансирования системы водного такси в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета города (без учета дотаций) приведен в табл. 5.

Таблица 5

Финансирование в создание системы водного такси в Санкт-Петербурге за счет

бюджетных средств, млн. руб.

Наименование статьи расходов Стоимость по годам, руб.

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Разработка системы организации движения судов на реках и каналах Санкт-Петербурга с оборудованием водных путей Санкт-Петербурга знаками судоходной обстановки, дневной и ночной сигнализацией, обеспечивающими безопасное плавание водного транспорта Санкт-Петербурга 3,0

Разработка системы диспетчеризации водного такси на базе имеющейся аппаратуры во взаимодействии с диспетчерскими службами ГБУ «Волго-Балт» и ФГУ «Администрация морского порта Большой порт Санкт-Петербург» 3,0

Выполнение работ «Организация промеров глубин, анализ условий плавания. Составление и издание навигационных карт, атласов акваторий в пределах городской черты Санкт-Петербурга» 8,0

Выполнение работ «Организация промеров глубин, анализ условий плавания судов по р.Смоленка с целью организации постоянного маршрута Речной вокзал ОАО «Пассажирский порт «Морской фасад» - центр города». 3,5

Разработка детализированного маршрутного плана и расписания движения водного такси по установленным маршрутам» 1,4

Оказание услуг по разработке конкурсной документации для организации конкурса по выбору оператора-инвестора на право обслуживания маршрутов водного такси. 2,0

Создание и организация работы диспетчерской службы 7,5

системы управления движением судов на реках и каналах Санкт-Петербурга и системы наблюдения за судоходством на основе использования видеокамер и радиолокационных станций

Адресная инвестиционная программа «Организация системы водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге»

Создание разветвленной сети сходов-причалов для организации стоянок индивидуального водного такси (8 причалов - 2010 г., 7 причалов - 2011 г.). 16,5 14,437

Оборудование остановочных пунктов маршрутного водного такси (10 причалов - 2010 г., 6 причалов - 2011 г.) 43,5 26,1

Итого по годам: 6,0 82,4 40,537

В заключение отметим, что предлагаемая модель управления системой водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге основана на Методических рекомендациях1! и не учитывает внешние эффекты, характеризующие разные по природе подсистемы проекта (экологическую, социальную, технологическую, технико-экономическую, управленческую, финансовую и т. д.). В итоге можно сделать лишь промежуточный вывод об экономической эффективности функционирования системы водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге.

Мы разделяем позицию А. С. Пуряева [7], который считает, что для оценки синергетической эффективности проекта следует определить объективные условия внешней и внутренней среды системы водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге, отражающиеся на ее деятельности (проектах), и выявить условия достижения синергетического эффекта.

Список литературы

1. Асаул, Н. А. Инновационный сценарий развития транспортноПлогистического комплекса Санкт-Петербурга / Н. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. -№ 4(18). -С. 12-19.

2. Каргина, О. С. Перспективы развития водного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге / О. С. Каргина // Вестник гражданских инженеров. - 2009. - №3(20). - С. 67-70.

3. Каргина, О. С. Проблемы собственности и критерии эффективности государственного предпринимательства в российской экономике/ О. С. Каргина // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 59-65.

4. Каргина, О. С. Отечественный опыт организации работы водного такси и рекомендации по созданию рынка водных перевозок в Санкт-Петербурге / О. С. Каргина // Вестник гражданских инженеров. - 2010. - № 1(22).

5. Кощеев, В. А. Государственное предпринимательство в строительстве / В. А. Кощеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3 (13). - С. 57-63.

6. Минакир, П. А. Рыночные трансформации: идеи и реальность / П. А. Минакир // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 2. - С. 14-20.

7. Пуряев, А. С. Синергетическая эффективность проекта/ А. С. Пуряев // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 1 (3). - С. 64-68.

1 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - 2-я ред. / М-во экон. РФ; М-во фин. РФ; ГК по стрПву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: В. В. Коссов, Н. Лившиц, А. Г. Шахназарова. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.

The list of the literature

1. Asaul, N. A. Innovative development of transport and logistic complex of St. Petersburg / N. A. Asaul //Economic revival of Russia. - 2008. - № 4 (18). - P. 12-19.

2. Kargina, O. S. Prospects of water passenger transport in the St. Petersburg /O. S. Kargina// Herald of Civil Engineers. - 2009. - № 3 (20). - P. 67-70.

3. Kargina, O. S. Issues of ownership and performance criteria for the state of entrepreneurship in Russia's economy/ O. S. Kargina //Russia's economic revival. - 2009. - № 3 (21). - P. 59-65.

4. Kargina, O. S. Domestic experience in the organization of the water taxi and recommendations to create a market for water transport in St. Petersburg / O. S. Kargina //Herald of Civil Engineers. -2010. - № 1 (22).

5. Koshcheev, V. A. Public enterprise in the construction / V. A. Koshcheev //Economic revival of Russia. - 2007. - № 3 (13). - P. 57-63.

6. Minakir, P. A. Market transformation: ideas and reality/ P. A. Minakir //Economic revival of Russia. - 2004. - № 2. - P. 14-20.

7. Puriev, A. S. Synergy effectiveness of the project/ A. S. Puriev // Economic revival of Russia. -2005. - № 1 (3). - P. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.