Научная статья на тему 'Обзор материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Русское студенческое христианское движение: страницы истории и опыт оцерковления жизни» (Москва, 4–5 октября 2023 года)'

Обзор материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Русское студенческое христианское движение: страницы истории и опыт оцерковления жизни» (Москва, 4–5 октября 2023 года) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Скоробогатова Илона Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Русское студенческое христианское движение: страницы истории и опыт оцерковления жизни» (Москва, 4–5 октября 2023 года)»

Обзор УДК 267

https://doi.org/10.25803/26587599_2024_3_51_120

И. Ю. Скоробогатова

Обзор материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Русское студенческое христианское движение: страницы истории и опыт оцерковления жизни»

(Москва, 4-5 октября 2023 года)

Илона Юрьевна Скоробогатова

Свято-Филаретовский институт, Москва, Россия, [email protected]

для цитирования: Скоробогатова И. Ю. Обзор материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Русское студенческое христианское движение: страницы истории и опыт оцерковления жизни» (Москва, 4-5 октября 2023 года) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 3 (51). С. 120-134. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_3_51_120.

I. Yu. Skorobogatova

Overview of materials of the All-Russian Scientific Conference with international participation "Russian Student Christian Movement: pages of history and experience of 'making life ecclesial' (otserkovlenie)"

(Moscow, October 4-5, 2023)

© Скоробогатова И. Ю., 2024

Ilona Yu. Skorobogatova

St. Philaret Institute, Moscow, Russia, [email protected]

for citation: Skorobogatova I. Yu. (2024). "Overview of materials of the All-Russian Scientific Conference with international participation 'Russian Student Christian Movement: pages of history and experience of 'making life ecclesial' (otserkovlenie)' (Moscow, October 4-5, 2023)". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, v. 16, iss. 3 (51), pp. 120-134. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_3_51_120.

4-5 октября 2023 г. в Москве состоялась конференция, приуроченная к 100 -летнему юбилею Русского студенческого христианского движения (далее — РСХД). Организаторами конференции выступили Свято-Филаретовский институт и Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына. РСХД стало одним из наиболее ярких и значимых явлений русской эмиграции и Православной церкви последнего столетия. Движение возникло в среде эмигрантов из России как объединение христианских студенческих кружков, стремившихся к оцерковлению жизни. Оно прошло в своем становлении и развитии ряд этапов, отвечая на вызовы времени и кризисы в жизни церкви, и продолжает свою деятельность в настоящее время. Жизнь Движения стала свидетельством возрождения соборности в духе Поместного собора 1917-1918 годов; примером реальной ответственности мирян за жизнь церкви; средой, воспитавшей новомучеников и исповедников веры. Ключевым богословским понятием, определившим экклезиоло-гические, педагогические, аскетические основания жизни РСХД, стало понятие «оцерковление жизни».

Открывая конференцию, основатель Свято-Филаретовского института, канд. богословия, свящ. Георгий Кочетков подчеркнул, что идея «оцерковления жизни» была важным аспектом в философско-богословском наследии РСХД, а практика «оцерковления жизни» имела первостепенное значение для основателей Движения и сохраняет свою актуальность по сей день. Он призвал участников выйти за рамки объективированного научного подхода и почувствовать себя наследниками традиции РСХД и той части русской эмиграции, в которой оно родилось, а также духовно родственной традиции новомучеников и исповедников церкви Русской.

Историческая составляющая конференции была представлена докладами, посвященными истокам и истории Движения, судьбам

его участников. В обзорном докладе председателя РСХД Кирилла Петровича Соллогуба был предложен целостный взгляд на историю Движения, включая мало изученные периоды военного и послевоенного времени. Менялись исторические и церковные вызовы, появлялись новые задачи, но РСХД в каждый исторический период демонстрировало способность к обновлению; руководителям Движения удавалось не только возрождать исторические формы, но и создавать новые. В годы Второй мировой войны Движение устояло и, по словам докладчика, превратилось в невидимую церковь, которая смогла сохранить духовные связи между своими членами. Послевоенный период ознаменовался глубокими изменениями в среде русской эмиграции, постепенно исчезало первое поколение эмигрантов, в РСХД формировалось второе поколение движенцев, в которое вошли студенты Богословского института и различных парижских университетов. Со второй половины 1950-х гг. Движение увидело свою объединяющую роль в ситуации, когда выходцы из разных стран стали создавать в эмиграции параллельные епархии. Был создан Комитет по делам православной молодежи, впоследствии преобразованный в Православное братство Западной Европы. В 1960-е гг. были установлены контакты с диссидентскими кругами и интеллигенцией в Советской России. Распад Советского Союза вызвал внутри Движения серьезные дискуссии о роли РСХД, о его связях с Россией. Его члены, с одной стороны, чувствовали себя гражданами стран Западной Европы, вовлеченными в местные церковные общины и участвующими в строительстве поместных православных церквей, с другой стороны — ощущали свою ответственность за философское, богословское и культурное наследие, полученное от первой волны эмиграции, и за его распространение как на Западе, так и в постсоветской России. В последние годы, в то время, когда православные юрисдикции находились в конфронтации друг с другом, Движение стало местом единения, в котором представители церквей, даже не имеющих евхаристического общения, могли трудиться вместе на благо Церкви. Среди разных представлений об идее оцерковления, которые обсуждались основателями Движения, Кирилл Соллогуб выделил тезис Н. А. Бердяева, сформулированный в 1920-х годах: оцерковление жизни включает две динамики, одна из которых направлена внутрь церкви, а другая из церкви в мир. И именно об этой второй динамике важно не забывать — церковь не должна оставаться внутри собственных стен, но должна освящать все виды жизни и деятельности человека.

ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО ИНСТИТУТА 2024 • ТОМ 16 • выпуск 3 (51)

Сравнению понятий «воцерковление» и «оцерковление» был посвящен доклад первого проректора Свято-Филаретовского института Дмитрия Сергеевича Гасака. Указав на сходство этих понятий, имеющих общий смысл — соединение человека с церковью, — докладчик подробнее остановился на нюансах их смыслового различия. Редко употребляемое сейчас слово «оцерковле-ние» связано в первую очередь с духовными поисками русской интеллигенции в начале ХХ в. и в послереволюционной эмиграции, с осмыслением ею своего предназначения как призыва к возвращению к основам христианской жизни. В первые годы существования РСХД понятие «оцерковление» было центральным, отражающим основной смысл всего Движения. Важной стороной этого понятия являлось соединение веры и жизни, поиск реализма в жизни церкви. Вместе с тем русскими мыслителями и церковными деятелями оцерковление жизни могло пониматься немного по-разному. Например, о. Сергий Булгаков писал об оцерковлении как об обожении, охристовлении человечества, поскольку «человек создан для славы Божьей, т. е. для Церкви, чтобы стать Церковью и быть ею» [Булгаков 2007, 16-17]. В. В. Зеньковский акцентировал внимание на том, что оцерков-ление есть перестройка жизни человека на началах православия, поворот к целостной церковной культуре [Зеньковский 1923, 44], подчеркивая при этом практическую составляющую этого процесса. Лев Карсавин утверждал: «...если мы хотим уберечь себя и русский народ от ослепления и гибели в кромешной тьме без-церковности — мы должны оцерковляться, т. е. осуществлять в себе церковное, и значит Божье, не делом одним, а еще и мыслью, без коей нет и дела» [Карсавин, 3]. Докладчик подчеркнул, что для эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв. и для первой волны русской эмиграции характерна тесная связь христианства и культуры. В советское время произошел разрыв и с христианством, и с культурой. Время бескультурья и атеизма было очень долгим, поэтому вхождение в Церковь современного человека в России предполагает усилие восприятия церковной культуры, приходится заново учиться жить вместе, взаимодействовать с людьми на уровне веры, учиться доверию и открытости. Вхождение в Церковь наших современников уже нельзя назвать оцерковлением, поскольку почти все в культурном плане нужно создавать заново. Вхождение в Церковь сегодня — это уже не просто этический выбор, но внутреннее решение направить силы на преодоление, по сути, языческой фрагментарности сознания и жизни. Сегодня мы во многом снова

находимся перед необходимостью создавать православную церковную культуру в России, когда наша вера должна будет найти выражение в соответствующих ее содержанию формах жизни — более высоких и качественных, чем это предлагает сегодняшняя корпоративная культура, культура потребления и т. д. Острота вопроса о воцерковлении жизни и создании церковной культуры как пространства церковной жизни фактически ведет нас к тому, чтобы вновь опереться на фундаментальные евангельские принципы.

Наталья Владимировна Ликвинцева, канд. филос. наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына (Москва), выступила с докладом, посвященным святому мученику И. А. Лаговскому, одному из основателей богословия радости, чье творчество еще недостаточно собрано и изучено, но чья праведная жизнь и творческое наследие в виде педагогических, философских и богословских идей представляют собой уникальную ценность. Статья, посвященная Лаговскому, представлена в 49-м выпуске журнала 1. Юлия Валентиновна Балакшина, д-р филол. наук, профессор Свято-Филаретовского института и РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург — Москва), свой доклад «Оцерковление культуры: от опыта к богословию» посвятила опыту известного священника, участника Поместного собора 1917-1918 гг. о. Константина Аггеева, которого можно отнести к предшественникам РСХД в теме оцерковления культуры. Крестьянское происхождение и трудные семейные обстоятельства ограничивали его знакомство с литературой. Будучи уже взрослым человеком он всерьез увлекся чтением и начал изучать русскую классику, в которой увидел большой потенциал для религиозного воспитания и оцерковления молодежи 2.

Тема оцерковления в ее экклезиологическом аспекте была затронута в докладе Виктора Владиленовича Александрова, независимого исследователя (Будапешт), члена редколлегии журнала «Вестник РХД». Доклад был посвящен формированию богословских взглядов протопр. Николая Афанасьева, который в юные годы был одним из первых движенцев, хотя и не входил в число

1. См.: Ликвинцева Н. В. Иван Аркадьевич Лагов-ский как христианский педагог // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 1

(№ 49). С. 86-106. https://doi.org/10.25803/ 26587599_2024_49_86.

2. Подробнее см.: Балакшина Ю. В. «Литература как пособие при преподавании Закона Божия в гимназиях»: ненаписанная статья священника Кон стантина Аггеева // Вестник Свято-Филаретовско-го института. 2024. Т. 16. Вып. 1 (№ 49). С. 33-59. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_49_33.

организаторов или идеологов РСХД. Согласно Афанасьеву, оцер-ковление жизни начинается с воцерковления конкретного человека, которое совершается в конкретном церковном собрании. Оцерковление жизни возможно лишь при наличии того организма, в котором христиане, оцерковляющие жизнь, — члены, т. е. при наличии Церкви. Церкви не как структуры, не как общественного института, не как пирамиды иерархии, не как "numerus episcoporum" 3, но как конкретного евхаристического собрания, трапезы благодарения, в которой оцерковляющий жизнь регулярно участвует. Такое собрание есть точка отсчета в воцерковлении жизни.

Доклад Даниила Никитича Струве, члена исполнительного комитета издательства «ИМКА-Пресс», члена редколлегии журнала «Вестник Русского христианского движения» (Париж) был посвящен размышлениям о. Сергия Булгакова о Движении. При попытках понять значение РСХД невозможно обойти личность о. Сергия, его творчество, поскольку именно он сыграл ключевую роль в возникновении и становлении Движения. Булгаков придал ему особенную глубину, во многом определил его характер и направление. Докладчик предложил обзор текстов, которые о. Сергий посвятил Движению и опубликовал в «Вестнике РСХД». Булгаков не печатал в журнале, ориентированном на молодежь, свои богословские труды, предпочитая обнародовать их в журнале «Путь». В «Вестнике РСХД» выходили короткие публикации, тексты или записи его докладов, сделанных на съездах Движения, слова и проповеди, сказанные на разных встречах. Этих текстов было немного, но некоторые из них носили программный характер. Они раскрывали основные идеи о. Сергия Булгакова, связанные с призванием Движения. В поле внимания докладчика попали такие тексты Булгакова, как «Церковь, мир, Движение» (1929), «Догматическое обоснование культуры», «Церковное служение Движения» (1930), «Наше Знамя» (1934), «Перед началом» (1935), «Сила Церкви» (1937). Как видно из названий перечисленных статей главная тема о. Сергия — Церковь. Булгаков не пытался дать определение Церкви или изложить свою экклезиологию.

3. Принадлежащая Тертуллиану фраза, из которой Афанасьев взял название своего главного труда: «Церковь есть не некоторое число епископов, но Церковь Духа Святого».

В своих публикациях о. Сергий ссылался на общий с читателями опыт жизни и деятельности внутри церкви, раскрывающий то направление, которое было принято в Пшерове. Тексты, опубликованные в «Вестнике», рождались на протяжении 9 лет. Это было время перемен и кризисов как внутри русской эмиграции, так и в Европе. Во всех текстах Булгаков стремился передать членам Движения свое видение задач организации. Это внутреннее глубокое видение не менялось перед лицом трагических обстоятельств или временных настроений. «Понять задачи и цели нашего Движения, — говорил о. Сергий в докладе „Церковь, мир, Движение", — в положительном отношении к Церкви и к миру—значит увидеть их — и нас самих — в свете, который падает с высоты» [Булгаков 1929, 2]. Этот особый взгляд — «в свете, падающем с высоты» — является общей чертой всех публикаций и, вероятно, объясняет неизменность идей, которые развивал о. Сергий. Даниил Струве выделил три аспекта статей Булгакова, посвященных Движению: церковь как жизнь; церковь и мир; церковь и история.

Церковь как жизнь. Первая характеристика, данная Булгаковым церковному служению, — это его активный, живой характер. Активная церковная деятельность описана как второе рождение, или пробуждение, как порыв и стремительное движение. «Господь как бы говорит нашей душе: „Мария!" — и она радостно отвечает Ему: „Раввуни", и с воплем бросается к Нему, чтобы обнять Его ноги...» [Булгаков 1929, 3]. Чтобы сохраниться живой во времени, вера требует труда, непрекращающегося усилия укоренения в Церкви, в церковной традиции. Но этот труд, в том числе и каждого над собой, не означает уход в себя, уход во внутреннюю жизнь церкви. «Христианство есть не только подвиг и труд, — писал Булгаков, — но сила, горение, буйство, а не кисло-сладкое складывание на пустой груди ненужных рук, хотя бы они и складывались в знак креста» [Булгаков 1929, 3]. Статьи о. Сергия наполнены очень интересными и яркими формулами. Вера должна быть деланием, творчеством, выходом из себя. Это динамичный процесс, распространяющийся на все сферы личной и социальной жизни. Это и есть оцерковление». У Булгакова слово «оцерковление» встречается редко. В докладе «Церковное служение Движения» он говорил: «Движение в своей творческой тревоге органически соединяет. эти вопросы в живое единство. Можно это называть различно — оцерковление жизни, церковная общественность, но основное здесь — желание преодолеть разделение между верой и жизнью» [Булгаков 1930, 6]. В жизненности Движения Булгаков

видел его новизну. Оно не вписывалось в канонические границы юрисдикций, епархий и приходов, хотя по духу и смыслу соответствовало канонической природе церкви. Булгаков считал, что творческая новизна Движения состояла не в фактических достижениях, а в разрабатываемой жизненной проблематике.

Церковь и мир. Булгаков пояснял, что есть два понимания мира: мир как небо и земля, как космос, который будет преображен, и мир, находящийся в болезни, — он будет спасен. Тонкая грань отделяет наше отношение к миру как Божьему созданию от отношения к миру, плененному грехом, зараженному червоточиной первородного греха. Тем не менее, Булгаков призывал к положительной оценке мира, к радостному присутствию в нем. История, природа, социальная жизнь, наука принадлежат Христу. Христиане призваны, не покоряясь миру, не насилуя его, преображать мир, приобщать его к Богу, превращать его в Церковь. Это действие христиан Булгаков и называл оцерковлением жизни. Говоря о социальном вопросе, Булгаков писал: «Церковь есть все» [Солнце правды, 9]. Он возражал против высказанной Зеньков-ским идеи двойного подданства — земного и небесного, называя ее протестантской. «Христианство не есть только небо на земле, но земля», — говорил Булгаков [Солнце правды, 10]. Наше подданство относится к космосу — и небу, и земле. Земля — место, в котором осуществляется делание церкви. Земля не существует отдельно от неба.

Церковь и история. Преображение мира — задача церкви — осуществляется во времени. Булгаков писал, что только первохристианство не знало истории и жило эсхатологическим измерением. Это было возможно только в первый период существования церкви, которая затем вписалась в историю. Положительно он относился к современной ему жизни, осознавая ее трагизм, видя ее ценность в том, что она имеет прошлое и будущее, что она осуществляет свое творчество в истории. Историческая задача Движения заключалась в том, чтобы, приходя из мира в церковь, живя в церкви и Церковью, оставаться в мире, трудиться для мира. Положительная оценка исторического процесса распространялась и на будущее. Булгаков осуждал апокалиптические настроения, исторический пессимизм, ведущие к разрыву с миром, к десолидаризации церкви и отделению ее от судеб мира. Он полагал, что рано возвещать конец всемирной истории и близящееся пришествие не Христа, а антихриста — такое провозвестие может стать лишь плодом маловерия и малодушия

христиан. Апокалиптическому нигилизму о. Сергий противопоставлял трезвое искание действенного пути навстречу грядущему. Этой теме была посвящена статья «Сила Церкви». Булгаков видел темные стороны современной эпохи, но он также видел признаки пробуждения современного общества: социальную любовь — драгоценное достояние последнего времени, которой не существовало в древнем мире; пробуждение христианства «от вековой неподвижности в преобладающем охранительстве»; пробуждение догматического напряжения христианской мысли; стремление к христианскому воссоединению. В представлении Булгакова связь Церкви и мира продолжается до самого конца, пока длится история, пока остается пространство для творческого делания. «.Царствие Божие, которое внутрь нас есть, есть и между нами, среди нас, в нашем человеческом общении, в истории, и здесь оно есть радостное и трагическое движение к новому торжественному входу Господню в Иерусалим. к парусии... <...> Путь христианина есть несение креста за Христом. Таков же и путь истории» [Булгаков 1937, 7], — этими словами Булгакова завершил свое выступление Даниил Струве.

Олег Тимофеевич Ермишин, д-р филос. наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына (Москва) посвятил свой доклад спору В. В. Зеньковского и Н. А. Бердяева об оцерковлении жизни, возникшему в контексте обсуждения в конце 1920-х — начале 1930-х гг. идеологии Движения и путей его развития. В 1929 г. в 5-м выпуске «Вестника РСХД» вышли известные «Очерки идеологии Р.С.Х.Д.» проф. В. В. Зеньковского [Зеньковский 1929, 24], в которых он утверждал, что идея оцерковления жизни вытекает из принципа примата Церкви. В возникшую в связи с этим дискуссию о том, как понимать идею оцерковления жизни, вступил Н. А. Бердяев. В конце 1930 г. произошел публичный и открытый спор, о чем можно судить на основании архивного документа «Протокол идеологического собрания РСХД». Бердяев упрекал РСХД в идейном равнодушии, которое ведет к отсутствию борьбы и ослаблению духовной напряженности. Он призывал РСХД заняться активной социальной работой, найдя в ней свое оригинальное направление, «обрести чувство исторической напряженности». Зеньковский в своем выступлении на идеологическом собрании не соглашался с оценками Бердяева: по его мнению, равнодушие к идеям являлось не слабостью, а силой РСХД; социальная и политическая нейтральность необходима для собирания сил, тогда как политическая

активность ведет к разобщению церковного единства. Бердяев в ответ говорил о необходимости идейного творчества, которое могло бы дать новое религиозное содержание РСХД. Философ отстаивал мысль, что отказ распространять оцерковление на все стороны жизни, в том числе на политику и общество, значит отрицание самой идеи оцерковления. Дальнейший спор привел не к сближению позиций, а к полному разрыву. Докладчик показал, как сформировались точки зрения Зеньковского и Бердяева. Зеньковский изложил свою позицию в статье 1923 г. «Идея православной культуры». Основной его тезис состоял в том, что всякий упадок культуры — это упадок религиозности, и, следовательно, для преодоления культурного кризиса, который переживают и Россия, и Европа, необходим возврат к религии. Зеньковский полагал, что первым шагом возрождения должно стать построение системы культуры на основе православия. При этом Зеньковский принципиально различал пути западного христианства и православия. Бердяев же призывал к диалогу с западным христианством, к преодолению границ, разделяющих христианские церкви. Самой известной книгой Бердяева к концу 1920-х годов стала «Философия свободного духа». Для темы оцерковления жизни в ней наиболее интересна последняя глава «Церковь и мир». Бердяев считал, что свободное объединение людей более важно, чем внутренние формы церкви, которые, как он писал, принимают исторические и природные формы и отличаются от сокровенной сущности Церкви. Бердяев признавал интегральное понимание Церкви, считая, что дифференциальное понимание превращает церковь исключительно в земное учреждение.

Примерно в 1933 г. произошел разрыв Бердяева и Зеньков-ского. Бердяев мыслил преимущественно в эсхатологической перспективе; в «Философии свободного духа» он писал, что хочет творческого развития, что не может примиряться с застоем, с бездвижностью, с окостенением. Для Зеньковского церковь невозможно было мыслить вне ее исторического воплощения; оцерковление жизни и культуры должно происходить в рамках исторической церкви и должно носить объективные формы, которые приложимы к конкретной действительности.

Татьяна Владимировна Викторова, главный редактор журнала «Вестник Русского христианского движения» (Париж) выступила с докладом «„Вестник РСХД" как место оцерковления жизни: сто лет истории», в котором наметила основные вехи в истории журнала. Тема оцерковления жизни как главная духовная и жиз-

ненная программа «Вестника» осмыслялась теоретически крупнейшими богословами русской эмиграции и воплощалась практически в жизни движенцев, что можно проследить, в частности, по публикациям рубрики «Жизнь Движения», а также по статьям редакторов журнала — Н. М. Зёрнова, Г. П. Федотова, И. А. Лагов-ского и, начиная с середины 1950-х годов, Н. А. Струве. Первый номер журнала, появившийся 1 декабря 1925 г., открылся статьей Н. М. Зёрнова, в которой подчеркивалась необходимость печатного органа Движения, испытывающего нужду в людях, способных грамотно и талантливо излагать его программу с целью раскрытия Православия западному миру. На страницах журнала в 1920-30-е годы появлялись свидетельства того, как разномасштабные события в жизни Движения содействовали любовному сближению рядовых участников общего дела. Позиция открытости сохранялась и по отношению к советской России. Федотов в статье 1926 г. говорил о необходимости владения языком этой страны, сравнивая существующее положение с миссией ап. Павла, который должен был учиться языку варваров, для того чтобы донести до них пламя Христовой веры. В 1937 г. редактором журнала стал И. А. Лаговский, а редакция была перенесена в Эстонию. За практическое христианство и его отражение на страницах «Вестника РСХД» Лаговский был расстрелян 25 апреля 1941 г. в подвалах НКВД по обвинению в антисоветской пропаганде. Журнал, редакция которого в предвоенные годы была перенесена в Париж, принял В. В. Зеньковский. Тема оцерковле-ния жизни разрабатывалась в эти годы, в том числе, с точки зрения столкновения с западной секуляризированной культурой и с новым язычеством. В это же время журнал стал по-настоящему полемическим — соответственно характеру главного редактора. Статья м. Марии 1937 г. «Испытание свободой» вызвала устные и письменные протесты эмиграции, задетой характеристикой дореволюционной церкви. Тема свободы как заданности человеку от Бога стала ключевой для послевоенных лет журнала, издание которого было возобновлено с 1948 г. героическими усилиями о. Александра Киселева. В 1950-е годы новым главным редактором «Вестника» стал И. В. Морозов, который с особым вниманием относился к юношеству и описывал на страницах Вестника жизнь лагерей РСХД как настоящую лабораторию оцерковления жизни, где «внешний» и «внутренний» дворы Церкви, по слову Зеньковского, пусть и на краткое время лагеря, становились единым пространством. Во время богослужения юноши и девушки

не только пели в хоре, но и сами могли произносить проповеди по дерзновенному предложению о. Алексея Князева. Причастие совершалось под открытым небом. Тема евхаристии в миру в богословском ключе осмыслялась в трудах о. Александра Шмемана и о. Иоанна Мейендорфа, которые стали активными авторами журнала и членами редколлегии. В число авторов вошли виднейшие профессора Свято-Владимирской семинарии — о. Георгий Фло-ровский, Николай Арсеньев, о. Иоанн Шаховской. В этот период в «Вестнике» начали публиковаться авторы из советской России. В их числе — А. И. Солженицын, с которым была налажена связь благодаря переписке, а затем и личной встрече Н. А. Струве, молодого сотрудника журнала, с Е. В. Барабановым, прихожанином о. Александра Меня. Это сотрудничество повлекло за собой публикацию трудов целой плеяды авторов, рукописи которых переправлялись тайно. «Вестник» озвучивал то слово, которое заведомо писалось в стол, могло быть арестовано или уничтожено. Н. А. Струве официально стал главным редактором журнала в 1968 году. Этот год был отмечен открытым письмом, полученным редакцией из России. Группа авторов писала об особой драгоценности всякого слова «Вестника», всецело отвечавшего духовной жажде нового поколения России, и просила больше ориентировать журнал на Россию, предложив целую редакторскую программу: статьи о религиозной философии, о внутри- и внешнеполитическом положении в России, о метаисторическом освещении событий мировой современной истории. В ответ на этот призыв объем журнала вырос из скромной тетрадки до толстого журнала в 200-300 страниц, продолжавшего лучшие традиции русской религиозно-философской мысли. Н. А. Струве, впервые посетивший Россию в сентябре 1990 г., выбрал ее главным полем для «Вестника», издание которого с 1999 г. было перенесено в Москву, хотя редакция по-прежнему работала в Париже, объединяя сотрудников Восточной и Западной Европы. В «Вестнике» публиковались С. С. Аверинцев, О. А. Седакова, М. Я. Геллер. Т. В. Викторова, возглавляющая редакцию журнала «Вестник РХД» в настоящее время, отметила, что журнал и сегодня стремится оставаться верным традициям Движения и духу свободы.

Доклад Барбары Мартин, PhD, независимого исследователя (Базель), был посвящен деятельности отдела помощи верующим в СССР (1961-1991 гг.), созданного Кириллом Ельчаниновым при РСХД. Отдел занимался отправкой в СССР литературы, в первую очередь, христианской, оказывал помощь семьям политзаключенных.

Важным инструментом в работе отдела являлся информационный Бюллетень, издававшийся с 1970-х годов примерно 2 раза в год на русском и французском языках. К 1980 г. его тираж превысил 7 тыс. экземпляров. В издании публиковались письменные и устные свидетельства религиозных диссидентов, рассказывалось о положении советских верующих. В 1980 -е гг. читателям Бюллетеня предлагалось писать открытки или письма узникам совести в СССР, адреса которых были тут же указаны. Для привлечения жертвователей за пределами русской эмигрантской общины РСХД необходимо было информировать западное сообщество о религиозных гонениях в СССР. В информационных целях РСХД был создал центр документации с фотоколлекцией по религиозной тематике в СССР, организовались выставки во Франции и других европейских странах; распространялись материалы о положении советских верующих, записывались радио- и телепередачи на эту тему. Сбор пожертвований осуществлялся не только во Франции, но и в других странах Европы, а также в Америке, через филиалы и частных лиц. В целом РСХД удавалось собирать от 300 до 500 тыс. евро в год (в современном эквиваленте). С 1979 по 1985 г. бюджет отдела увеличился в 3 раза. В 1980-е годы отдел помощи верующим в СССР опирался на поддержку основных христианских церквей, в состав его спонсорского комитета входили главы христианских конфессий во Франции. Кроме того, бюджет пополнялся средствами частных фондов, а также за счет частных пожертвований и продажи десятков тысяч открыток. Отдел участвовал в финансировании радиостанции «Голос православия», основанной в 1979 г. Евгением Поздеевым для вещания на СССР. Ельчанинов также сотрудничал в Брюсселе с И. М. Посновой и ее издательством «Жизнь с Богом».

Бюллетень сообщал спонсорам о суммах пожертвованных средств и их распределении. Так, в 1979 г. было пожертвовано 600 тыс. франков, благодаря чему были отправлены 45 тыс. книг. Из них 58% составляли религиозные книги, 18% — произведения русских писателей, запрещенные в СССР, 12% — произведения религиозной философии и оставшиеся 12% — другая литература. Около 12 тыс. книг были подарены частными лицами и издательствами. Кроме того, РСХД отправило посылки заключенным на сумму 97 тыс. франков; 35 тыс. франков было выделено на выпуск самиздатовских книг в СССР. Со стороны советских органов велась постоянная идеологическая борьба с РСХД и отделом Ель-чанинова, выходили книги и статьи соответствующей тематики. Так, в 1979 г. в «Известиях» появилась статья «Подлые души»,

в которой в гротескном виде описывалась встреча журналистов с Кириллом Ельчаниновым в Париже, а отдел РСХД обвинялся в поддержке фашизма и нравственном растлении. Докладчик представила выписку из документов КГБ за 1967 г. о деятельности РСХД и «Вестника РСХД», которые обвинялись в клеветнической трактовке внутреннего положения в СССР, политики в религиозных вопросах. В 1988 г. РСХД и отдел Ельчанинова перенаправили свою деятельность в Москву, в частности, на издание книг, которые можно было приобретать теперь по более низкой цене. В дальнейшем они начали взаимодействовать с московской Библиотекой иностранной литературы и издательством «Русский путь». В заключение докладчица сделала вывод, что РСХД участвовало в религиозном возрождении советского общества конца 1980-х годов.

Таким образом, понятие «оцерковление» участниками конференции было рассмотрено с разных сторон. В богословской мысли основателей Движения, в первую очередь о. Сергия Булгакова, Н. А. Бердяева, о. Василия Зеньковского, словом оцерковление назывались и внутренние усилия, направленные на изменение качества жизни отдельного человека, и построение новой христианской культуры на началах православия, и широкое раскрытие Церкви миру, для «заквашивания» его образом и духом Небесного Царства.

На протяжении всей истории РСХД опыт оцерковления как практики жизни находился в его центре. Оцерковление жизни было, с одной стороны, личной задачей каждого участника Движения, с другой стороны, оно понималось как миссия Движения по отношению и к советской России, и к секуляризованной Европе. Многое удавалось сделать, благодаря самоотверженной жизни членов Движения, таких, например, как Ф. Т. Пьянов, И. А. Ла-говский, м. Мария (Скобцова), Н. А. Струве и др.

Вместе с этим, нужно отметить, что церковное наследие русской эмиграции по-настоящему еще не вернулось в Россию и еще требует своего изучения и осмысления. Задачи, которые ставило перед собой Движение, во многом сохраняют свою актуальность, хотя и в других условиях, и более глубокое знакомство с этим опытом важно для современного православия.

Источники

1. Булгаков 1929 = Церковь, мир, Движение : [Доклад прот. С. Булгакова на VII съезде в записи слушателей] // Вестник РСХД. 1929. № 11. С. 2-5.

2. Булгаков 1930 = Булгаков Сергий, прот. Церковное служение Движения // Вестник РСХД. 1930. № 11. С. 5-10.

3. Булгаков 1937 = Булгаков Сергий, прот. Сила Церкви // Вестник РСХД. 1937. № 1-2. С. 3-8.

4. Булгаков 2007 = Булгаков Сергий, прот. Путь парижского богословия. Москва : Изд. храма св. мч. Татианы, 2007. 560 с.

5. Зеньковский 1923 = Зеньковский В. В. Идея православной культуры // Православие и культура : Сборник религиозно-философских статей проф. Е. В. Аничкова, Г. Е. Афанасьева, А. Л. Бема, М. А. Георгиевского, В. В. Зень-ковского, П. И. Новгородцева, А. Л. Погодина, А. В. Соловьева, Ф. В. Таранов-ского и С. С. Троицкого. Берлин : Русская книга, 1923. 235 с.

6. Зеньковский 1929 = Зеньковский Василий, прот. Очерки идеологии РСХД // Вестник РСХД. 1929. № 5. С. 20-24.

7. Карсавин = Предисловие // А. С. Хомяков. О церкви / Примеч., предисл. и под ред. Л. П. Карсавина. Берлин : Евразийское книгоизд-во, 1926. С. 3-19.

8. Солнце правды = Солнце правды [Описание событий 7 съезда РСХД Л. Липеровским] // Вестник РСХД. 1929. № 11. С. 6-11.

Информация об авторе

И. Ю. Скоробогатова, редактор журнала «Вестник Свято-Филаретовского института». Information about the author

I. Yu. Skorobogatova, Editor of The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute.

Поступил в редакцию / Received 19.07.2024 Принят к публикации / Accepted 23.07.2024

ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО ИНСТИТУТА 2024 • ТОМ 1б • выпуск 3 (51)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.