Научная статья УДК 271
https://doi.org/10.25803/26587599_2024_3_51_72
У. А. Гутнер
Участие Н. А. Бердяева в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД) в 1923-1935 годах
Ульяна Александровна Гутнер
Институт биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН, Москва, Россия, [email protected]
аннотация: В статье рассматривается история участия Н. А. Бердяева в Русском студенческом христианском движении (РСХД). На основе анализа архивных данных, публикаций в «Вестнике РСХД» и мемуарной литературы изучается деятельность Бердяева в РСХД в период с 1923 по 1930-е гг. Деятельность развивалась в нескольких направлениях: руководство молодежными кружками в Берлине (1922-1925) и Париже (1925-1932), лекционные поездки по странам Европы и Прибалтики с целью организации кружков РСХД, участие в местных и общих съездах, начиная с первого Пшеровско-го съезда. Показана связь публикаций Бердяева в «Вестнике РСХД» и других журналах с его деятельностью в РСХД и размышлениями о путях развития Движения. В начале существования РСХД в 1923-1928 гг. Бердяев ценил его как новую, творческую форму жизни церкви, но в то же время подвергал критике в разные периоды его деятельности. В приложении к статье опубликован «Меморандум», написанный Бердяевым в декабре 1926 г. В этом документе, который впервые вводится в научный оборот, отражены взгляды Бердяева на церковный раскол 1926 г. (обличение Карловацкого синода в излишнем консерватизме и политизации церкви) и тезисно сформулированы принципы, на которых, с точки зрения Бердяева, основано Движение: взаимосвязь свободы и соборности, ответственность мирян за жизнь церкви, церковность и творческое христианское отношение к решению социаль-
© Гутнер У. А., 2024
ных проблем общества, апологетика христианства в современном мире и сотрудничество с западными христианскими вероисповеданиями.
ключевые слова: история церкви, русская эмиграция, митрополит Евло-гий (Георгиевский), Н. А. Бердяев, Карловацкий раскол, религиозное воспитание молодежи, соборность
благодарности: Автор выражает благодарность Галине Храмченковой за помощь в наборе текста публикуемого документа; Ольге Липковой за ценные замечания по стилю статьи, а также Ольге Хегай за помощь в работе с иностранными источниками.
для цитирования: Гутнер У. А. Участие Н. А. Бердяева в деятельности Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД) в 1923-1935 гг. // Вестник Свято-Филаретов-ского института. Т. 16. Вып. 3 (51). С. 72-93. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_ 3_51_72.
U. A. Gutner
Participation of N. A. Berdyaev in the activities of the Russian Student Christian Movement (RSCM) in 1923-1935
Uliana A. Gutner
Emanuel Institute of Biochemical Physics of RAS, Moscow, Russia, [email protected]
abstract: The article examines the history of N. A. BerdyaeVs participation in the activities of the Russian Student Christian Movement (RSCM). Based on the analysis of archival data, publications in the "Bulletin of the RSHD" and memoirs, the activity of Berdyaev in the RSHD is studied in the period 1923-1930s, which developed in several directions: leadership of youth circles in Berlin (1922-1925) and Paris (1925-1932), lecture trips across Europe and the Baltic countries with the aim of organizing RSHD circles, participation in local and general congresses, starting with the first Psherovsky congress. The connection between BerdyaeVs publications in the "Vestnik RSHD" and other journals with his activities in the RSHD and his thoughts about the ways of its development is shown. In the appendix to the article, a "Memorandum" written by Berdyaev in December 1926 is published. This document reflects Berdyaev's views on the church schism of 1926 (exposing the Karlovac Synod of excessive conservatism and politicization of the church) and the principles on which, from Berdyaev's point of view,
the Movement was founded: the relationship between freedom and conciliarity, the responsibility of the laity for the life of the church, churchliness and a creative Christian attitude to solving social problems of society, apologetics of Christianity in the modern world and cooperation with Western Christian denominations. keywords: Church history, Russian emigration, Metropolitan Eulogius (Georgievsky), Karlovac schism, religious education of youth, conciliarity
acknowledgments: The author expresses gratitude to Galina Khramchenkova and Olga Lipkova for their assistance in typing the text of the published document and for valuable comments on the article style, as well as Olga Khegai for her assistance in working with foreign sources.
for citation: Gutner U. A. (2024). "Participation of N. A. Berdyaev in the activities of the Russian Student Christian Movement (RSCM) in 1923-1935". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, v. 16, iss. 3 (51), pp. 72-93. https://doi.org/10.25803/26587599_ 2024_3_51_72.
В 2024 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Н. А. Бердяева. Его творчеству посвящены многочисленные публикации; биография философа описана в трудах разных исследователей Ч Настоящая статья посвящена немаловажному, но мало до сих пор исследованному эпизоду жизни Бердяева в эмиграции, связанному с его участием в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД). Бердяев был связан с Движением в первые годы жизни в эмиграции и отдавал ему немало времени и сил. Деятельность в РСХД не была главным направлением в жизни Бердяева, он критически относился к Движению и впоследствии вышел из него. Тем не менее, необходимо рассмотреть вклад Бердяева в жизнь Движения и изучить основные положения его критики.
С октября 1922 г. Бердяев, высланный из России большевиками, жил в эмиграции. С самого начала эмиграции он был связан с YMCA 2: сразу по прибытии в Берлин секретари УМСА Пол Андерсон и Густав Кульман помогли Бердяеву начать издание книг и организовать Религиозно-философскую академию.
1. См., напр.: [Вадимов; Дмитриева, Моисеева;
Волкогонова].
2. YMCA (Young Men's Christian Association) — Христианская ассоциация молодых людей, в русскоязычной литературе встречается сокращение ИМКА.
у. А. гутнер • участие н. а. Бердяева в деятельности русского студенческого христианского движения (рсхд) в 1923-1935 годах
При участии Бердяева произошло одно из главных событий Русского зарубежья — образование Русского студенческого христианского движения (РСХД). Бердяев был приглашен в Пшеров (Чехословакия) на первый съезд РСХД 3 и сделал на этом съезде доклад, во многом определивший будущее Движения. Позже этот доклад (возможно, в несколько переработанном виде) был опубликован в виде статьи «Конфессионализм и интерконфес-сионализм в христианском студенческом движении» [Бердяев 1925]. В «Самопознании» Бердяев писал: «Я с самого начала этого движения принимал в нем активное участие» [Бердяев 1990, 229].
РСХД достаточно быстро стало заметной организацией Русской православной церкви в эмиграции 4. Его руководителями, помимо Бердяева, были представители духовной и интеллектуальной элиты русской эмиграции — религиозные мыслители профессора прот. Сергий Булгаков, С. Л. Франк, Г. П. Федотов и бессменный председатель Движения В. В. Зеньковский. Лидеры Движения заложили в основу РСХД идеи, которые они разрабатывали в дореволюционной России, будучи активными деятелями религиозно-философского возрождения начала века.
В основе деятельности РСХД лежала идея воцерковления жизни, которая включала в себя: построение православной культуры как ответ на вызовы секуляризма; убеждение, что основы современной жизни и содержание современной культуры должны быть освещены и освящены благодатью Церкви; призыв к тому, чтобы все творческие устремления содержали в своей основе учение Христа 5. Первый съезд в Пшерове, на котором впервые прозвучали слова «оцерковление жизни», дал импульс к интенсивному развитию Движения. Многие православные епископы и священники благословляли и поддерживали РСХД, особое покровительство ему оказывал митр. Евлогий (Георгиевский). Во всех странах, где были центры русской эмиграции, — в Чехословакии, Югославии, Франции, Германии, Англии — создавались кружки, ежегодно проводились общие и местные съезды, организовывались поездки секретарей и лекторов; с 1925 г. было начато издание журнала «Вестник РСХД».
3. Первый съезд РСХД прошел с 1 по 8 октября 1923 г. в Пшерове (Чехословакия).
4. Подробнее об истории и деятельности РСХД см.: [Гутнер 2023].
5. См. подробнее: [Гутнер 2023, 27-81].
Бердяев принял активное участие в Движении в период его становления. Он руководил молодежными кружками сначала в Берлине, позже, после переезда во Францию в 1924 г., — в Париже [Бердяев 1990, 229]. Под его руководством также проходили общие собрания трех кружков, действовавших в Берлине, с регулярностью раз в две недели 6. В июне 1924 г. Бердяев участвовал в летнем съезде РСХД в Германии в Фалькенберге 7 и сделал на нем доклад «Церковь и свобода» 8. После переезда в Париж Бердяев организовал межконфессиональный кружок в РСХД. В декабре 1925 г. на воскресном собрании Бердяев сделал доклад об идеологии Движения, об отношении к иностранным федерациям, закончив призывом к образованию кружка «для совместной работы над вопросами вселенскости» [Хроника 1926а, 15]. Первое заседание этого кружка прошло 14 января 1926 г., на него были приглашены французские католические и протестантские богословы. На заседании Бердяев сделал доклад на французском языке «О вере» [Хроника 1926б, 28]. О дискуссии, возникшей после доклада, он писал: «Интересно, что французские католики и протестанты впервые встретились и разговаривали лицом к лицу на религиозные темы на русской почве» [Бердяев 1990, 232]. Этот кружок просуществовал несколько лет.
В июле 1925 г. состоялся второй съезд РСХД во Франции 9. Основной темой съезда было образование братств в РСХД. Бердяев, выступая в дискуссиях, говорил о вызовах времени, о необходимости обретения современным христианством творческого характера. Бердяев призывал к трезвенности (в противоположность утопизму или символизму) и горячо поддерживал идею создания братств в Движении:
Нам предстоит задача нового собирания людей в новые социальные организмы... Мы должны ощутить себя русским народом — а это возможно
6. См. подробнее: [Выдержка из протокола].
7. Съезд проходил с 6 по 12 июня 1924 г. В нем участвовали студенты из Берлина, среди которых
были Софья Шидловская, Вера Угримова и Юрий Лунин, представители из Ганновера, Праги, Парижа и Софии (от Болгарской студенческой феде-
рации). В качестве руководителей на съезд были приглашены профессора Религиозно-философской академии Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. В. Зеньковский, Б. П. Вышеславцев, Н. С. Арсе-ньев. Вместе с еп. Вениамином (Федченковым) в съезде принимал участие еп. Тихон (Лященко), а
также три секретаря УМСА. Всего было 44 участника. См. подробнее: [Конференция].
8. Кроме того, на съезде были прочитаны доклады еп. Вениамина (Федченкова) «Современные задачи русского православия», С. Л. Франка «Церковь и современная духовная жизнь», Л. П. Карсавина «Церковь, народ и государство», В. В. Зеньковского «Формы церковной деятельности». См.: [Конференция].
9. Второй съезд РСХД во Франции проходил с 22 по 25 июля 1925 г. в Аржероне. Основные доклады сделали прот. Сергий Булгаков, проф. Б. П. Вышеславцев, А. В. Карташев.
у. А. гутнер • участие н. а. Бердяева в деятельности русского студенческого христианского движения (рсхд) в 1923-1935 годах
только на церковной почве... Наш же период — религиозного реализма: братства должны быть не символом человеческих отношений, но осуществлением подлинного реального братства людей между собою [Христианство, 28].
В 1925 г. Бердяев начал новый проект—издание журнала «Путь», первый номер которого вышел в сентябре. В редакторской статье Бердяев сформулировал основные задачи русской эмиграции, ставшие продолжением и развитием его дореволюционных идей: призыв к покаянию русской интеллигенции, которой необходимо осознать свою вину за революцию; осмысление русской катастрофы как духовного кризиса русского народа; восстановление государства через возрождение православной церкви 10. Смысл русской эмиграции Бердяев видел в ее призвании хранить преемственность русской духовной культуры и способствовать ее творческому развитию. Более того, он считал, что именно в эмиграции, в условиях свободы, отличных от несвободы коммунистической России, может выразить себя русская духовная культура, должно произойти накопление творческих религиозных сил для грядущего национально-культурного возрождения России. В этом отношении Бердяев возлагал надежду на молодое поколение: «Силы эти накопляются прежде всего в молодежи, которая жаждет новой христианской жизни, а не реставрации старой греховной жизни» [Духовные задачи, 5]. Очевидно, речь шла об РСХД, в основу которого легло понятие «оцерковление жизни и культуры», т. е. идея творческого преображения культуры через духовную жизнь.
С декабря 1925 г. в Париже начал выходить еще один журнал — печатный орган Движения — «Вестник РСХД». В первом номере редактор журнала Н. М. Зёрнов просил читателей ответить на анкету, в которой содержались вопросы о задачах Движения, путях их достижения, трудностях, ожиданиях и т. д. 11 В следующих номерах были напечатаны ответы и студентов, и руководителей, среди которых были еп. Вениамин (Федченков), прот. Сергий Булгаков, прот. Сергий Четвериков, Л. А. Зандер.
10. См. подробнее: [Духовные задачи].
11. В анкете предлагались следующие вопросы: какие основные задачи стоят перед Движением? какие лучшие пути достижения их? какие главные опасности, возможные для нас? чего лично Вы ищете в Движении и в кружках? что самое положительное в них уже есть для Вас? что самое
трудное в них для Вас? как вы мыслите будущее Движения? думаете ли вы, что участие в Движении связано с временем учения в университетах, а если нет, то как представляете Вы себе Вашу работу в нем по окончании университета? См. подробнее: [Статьи].
Однако первыми были опубликованы ответы Н. А. Бердяева 12. Он начинал с обобщенной оценки Движения и писал о важности образования в нем православных братств 13:
Мне представляется очень ценным возникновение в Русском Христианском Движении Молодежи духовного братства, входящего в единый великий духовный организм Церкви. Так формируется поколение, которому предстоит в России бороться с безбожием и духовной тьмой [Бердяев 1926а, 3].
Далее Бердяев указывал на важность активности мирян в церкви и в обществе, необходимость миссионерской деятельности Движения. При этом он критиковал организационную расплывчатость Движения, нечеткость его задач, а также призывал членов РСХД к большей ответственности за жизнь и кружков, и всего Движения. Главной опасностью Бердяев считал узость мышления молодежи, низкий уровень ее культуры; он ставил задачу творческого отношения к вере и жизни:
Более всего желать нужно Христианскому Движению Русской молодежи творческого отношения к жизни и любви к духовной свободе, которую и должно соединять с верностью истине Церкви [Бердяев 1926а, 3].
В начале 1926 г. по поручению Бюро РСХД Н. А. Бердяев разработал план апологетического кружка. Бердяев аргументировал необходимость апологетики христианской веры в современном мире и обозначил несколько основных тем для этого кружка. Он предлагал начать с христианской философии религии:
Вера нисколько не зависит от философии, но философия делает ее сознательной и защищенной извне. Философия религии тут играла роль посредницы между чисто богословскими знаниями и умственными и научными течениями мира [Бердяев 1926б, 7].
Кроме этого, Бердяев выделил для апологетики христианства три сферы: естественно-научную, историческую (включая историю дохристианских религий и историю христианства) и социальную [Бердяев 1926б, 9]. С этой же апологетической темой в сентябре
12. См. подробнее: [Бердяев 1926а].
13. В 1926 г. в РСХД существовало два братства: Троицкое в Париже и Серафимовское в Белграде. См.: [Гутнер 2023, 185-190].
1926 г. Н. А. Бердяев участвовал в курсах руководителей кружков РСХД: он прочитал курс «Значение философии в современной христианской апологетике» (ведение примерного философского апологетического кружка) 14. В начале 1927 г. Бердяев опубликовал статью «Наука о религии и христианская апологетика» [Бердяев 1927а] по итогам размышлений на апологетическую тему.
В числе других лекторов Бердяев совершал поездки по Европе и Прибалтике с целью образования новых кружков Движения. Сохранились воспоминания Плюханова о поездке Бердяева в Прибалтику. В апреле 1927 г. он приехал в Ригу и прочитал там цикл лекций. После последней лекции в честь Бердяева было устроено чаепитие, на котором он поставил вопрос об организации религиозного кружка, который вскоре начал свою деятельность [Плю-ханов, 63]. Бердяев участвовал в местных и общих съездах Движения, был членом совета РСХД и его почетным членом. В середине 1920-х гг. Бердяев высоко ценил Движение, что отражается в публикуемом «Меморандуме» 15 (см. Приложение).
Причиной появления «Меморандума» стал конфликт между митр. Евлогием (Георгиевским) и Карловацким синодом, в который оказалось вовлечено РСХД. Предыстория этого вопроса началась в 1921 г., когда в постановлении Русского Заграничного Церковного Собора было зафиксировано осуждение УМСА и подобных протестантских организаций как нехристианских и масонских. При этом, когда в 1923 г. при активной помощи УМСА и Всемирной студенческой христианской федерации (ВСХФ) 16 было создано РСХД, Карловацкий синод не осудил его, а многие епископы и священники, среди которых был митр. Атоний (Храповицкий), даже благословляли его деятельность и принимали в его судьбе активное участие.
Однако в первой половине 1926 г. между митр. Евлогием и карловчанами стало нарастать напряжение, которое вылилось в открытый конфликт летом на Архиерейском соборе 17. Следствием конфликта стало изменение отношения к РСХД. На соборе был
14. См. подробнее: [Курсы].
15. Меморандум — докладная или справочная записка по какому-либо вопросу, использовался в работе YMCA и ВСХФ.
16. Всемирная студенческая христианская федерация (ВСХФ), the World Student Christian Federation (WSCF).
17. Архиерейский собор РПЦЗ проходил с 12 июня по 1 июля 1926 г. Поводом для конфликта послу-
жила попытка карловацких епископов отделить германское благочиние от епархии митр. Евлогия, реорганизовав его в самостоятельную епархию под управлением еп. Тихона (Лященко). Фактически Карловацкий синод посягал на автономию митр. Евлогия, данную ему патриархом Тихоном (Беллавиным). В результате митр. Евлогий в знак протеста покинул заседание, отказавшись подчиняться постановлениям собора.
рассмотрен вопрос об РСХД и вынесено постановление: i) признать, как и в 1921 г., организации YMCA и YWCA 18 масонскими и антихристианскими; 2) «потому не разрешать членам Православной Церкви организовываться в кружки под руководством этих и подобных им неправославных и нецерковных организаций и быть в среде их влияния» [Выписка из протокола].
Проблема отношений между митр. Евлогием и карловчанами и позиция РСХД в этом конфликте обсуждались на съездах Движения летом-осенью 1926 г. На местном съезде РСХД во Франции, проходившем с 19 по 26 июля 1926 г., движенцы единодушно поддержали митр. Евлогия. Однако на IV общем съезде РСХД, который состоялся в Бьервилле (Франция) 30 августа — 5 сентября 1926 г., разгорелась острая полемика по вопросу, непосредственно связанному с конфликтом. Среди членов Движения были немногочисленные сторонники консервативного направления православия, что выражалось, в основном, в решении вопроса об отношении РСХД к церковной власти. Движение с самого начала своего существования обозначило свою позицию: «мы в церкви», что означало не только неразрывную связь с Православием, но и ответственность за церковь всех членов Движения — и мирян, и клира. При этом позиционировалась независимость РСХД от какой-либо епархиальной власти и от прямого подчинения правящему епископу.
Не все члены Движения понимали и принимали эту позицию. На протяжении первой половины 1926 г. на страницах «Вестника» шла дискуссия о вопросе подчинения Движения церковной иерархии. Особенно активно этот вопрос обсуждался на IV общем съезде РСХД. Представитель белградского братства П. С. Лопухин сделал доклад, в котором предлагал пересмотреть отношение Движения к церковной иерархии и перейти каждому отделению РСХД под непосредственное подчинение местного епископа; кроме того, Лопухин предлагал изменить в названии Движения слово «христианский» на «православный», а организацию назвать «Союз православных братств и кружков» 19. Дискуссия после доклада П. С. Лопухина была бурной и продолжительной, в ней участвовали и руководители, и члены Движения. Н. А. Бердяев принял живое участие в обсуждении этого доклада, открыв прения своим выступлением. Он говорил о творческом характере
18. Young Women's Christian Association (YWCA) — Всемирная ассоциация девушек-христианок — организация, аналогичная YMCA.
19. Подробнее см.: [Гутнер 2023, 283-307].
Движения, о том, что Православие дает большую свободу в отношениях с церковной властью (в отличие от Католической церкви), о необходимости поиска новых форм жизни Православной церкви. Бердяев критиковал позицию Лопухина, предлагавшего подчинить Движение иерархии, видел в ней привычку действовать по шаблонам, одобренным церковной властью. Бердяев ценил Движение как абсолютно новое творческое явление и говорил, что не надо бояться новизны творческих форм в церкви 20.
Следующие ораторы говорили о духовной связи с иерархами и пастырями Православной церкви, которая проявлялась в богослужебной практике, принятой на съездах, и в постоянном общении кружков с православным священством; а также о важности поиска формулировок, которые определят отношения Движения и иерархии. Предложение белградского братства изменить название организации на «Союз православных братств и кружков» встретило обоснованную критику со стороны Бердяева, который считал, что понятие «христианское» отражало сущность Движения, предмет веры, а «православное» означает лишь «правоверное». Отец Сергий Булгаков высказал свое авторитетное мнение, что не нужно «стыдиться имени Христа, которое носит Движение» 21. Название Движения было решено оставить прежним.
Более подробно отношение к конфликту митр. Евлогия и Кар-ловацкого синода Бердяев изложил в статье «Церковная смута и свобода совести» [Бердяев 1927б]. Она была напечатана в журнале «Путь» за октябрь-ноябрь, т. е. уже после общего съезда РСХД. В ней были изложены мысли Бердяева, высказанные на съезде Движения: обличение Карловацкого синода в политизации церкви, излишнем консерватизме и даже монофизитстве, провозглашение творческой эпохи в Православии, а также выявление связи главной идеи РСХД «оцерковления жизни» с соборностью и т. д.
В декабре 1926 г. Бердяев составил «Меморандум». Скорее всего, этот документ был написан по запросу сотрудников русского отдела УМСА, в который в то время входили Пол Андерсон, Густав Кульман и Эдгар Макнотен. Цель написания документа — показать сотрудникам УМСА, что, несмотря на разделение Русской православной церкви в эмиграции, УМСА должна продолжать оказывать помощь Движению в его деятельности.
20. См. подробнее: [Зандер].
21. Цит. по: [Плюханов, 26].
В «Меморандуме» Бердяев приводит следующие аргументы: Карловацкий синод представляет из себя крайне консервативное, реакционное и политизированное крыло Русской православной церкви, при этом не является каноническим церковным образованием. В этом контексте интересно свидетельство Бердяева о восприятии Карловацкого собора 1921 г. московскими церковными кругами. В отличие от Карловацкого синода, митр. Евлогий (в каноничности поставления которого нет сомнений) связан с Православной церковью в России и благословляет деятельность РСХД. РСХД основано на принципах, которые должны формировать воспитание русской молодежи. Бердяев утверждает следующие принципы РСХД: взаимосвязь свободы и соборности; ответственность мирян за жизнь церкви; церковность и творческое христианское отношение к решению социальных проблем общества; апологетика христианства в современном мире и сотрудничество с западными христианскими вероисповеданиями (экуменизм).
Надо отметить, что принципы РСХД формулировались постепенно, начиная с первого Пшеровского съезда. В «Меморандуме» Бердяев объединил общие идеи: миссии, воцерковления культуры, соборности, экуменизма, аполитичности 22, а также идеи, предложенные им самим, например, апологетику и социальные вопросы. «Меморандум», по-видимому, сыграл положительную роль в дальнейших отношениях между YMCA и Движением, так как впоследствии русский отдел YMCA не прекращал сотрудничество ни с Бердяевым, ни с РСХД.
В 1926-1930 гг. Движение переживает свой расцвет — значительно увеличивается количество кружков, повсеместно проводятся местные и общие съезды. В эти годы Бердяев находит в среде РСХД близких по духу друзей, из которых впоследствии складывается круг его общения: с 1926 г. в деятельности Движения активно принимали участие Е. Ю. Скобцова (в будущем — мать Мария) и проф. Г. П. Федотов. Вместе с Бердяевым они организовали кружок по изучению России, который стал самым ярким по своему составу и масштабам деятельности. В рамках этого кружка в 1927-1928 гг. Бердяев проводил семинар «Христианство и марксизм», в следующие два года — семинар «Русская религиозно-философская мысль XX века» 23. Работая секретарем РСХД во Франции, Е. Ю. Скобцова
22. Подробнее см.: [Гутнер 2023, 136-137].
23. В это же время Бердяев читал лекции в РФА на эти же темы. См., напр.: [Русское Зарубежье, 605, 607, 610].
организовывала во французской провинции лекционные поездки и съезды для русских эмигрантов, вовлекая в эту деятельность Бердяева. В 1930 г. Н. А. Бердяев принимал участие в создании Лиги православной культуры вместе с Е. Ю. Скобцовой, Ф. Т. Пьяновым и Г. П. Федотовым и стал ее председателем 24. Некоторые доклады на съездах Лиги, в том числе Бердяева, были опубликованы в «Вестнике РСХД» [Бердяев 1931].
Однако Бердяев видел недостатки Движения и не переставал их критиковать. Во-первых, как и другие руководители РСХД, он отмечал снижение культурных и духовных запросов русской молодежи в эмиграции, в том числе среди членов РСХД. Начиная с 1925 г., Бердяев говорил в своих публикациях о свойственных некоторой части молодежи, в том числе и членам Движения, чертах и об их опасности: узости и инертности мышления (особенно в сфере православного вероучения), подозрительности к духовному творчеству и недостаточном интересе к интеллектуальному духовному миру 25. Эти же идеи Бердяев развивал в статье «Иллюзии и реальности в психологии эмигрантской молодежи», опубликованной в журнале «Путь» осенью 1928 г. [Бердяев 1928б], на эту тему он также сделал доклад и провел открытую дискуссию в Религиозно-философской академии [Русское Зарубежье, 487]. Позже, уже в «Самопознании», Бердяев писал:
Мучительно было также страшное понижение умственных интересов, уровня культуры, элементарность, отсутствие всякой проблематики у большей части молодежи [Бердяев 1990, 224].
Еще одним предметом критики было для Бердяева отсутствие в Движении четко сформулированной идеологии (под этим понятием подразумевалась совокупность основополагающих идей, разделяемых его руководителями и членами). Впервые Бердяев указал на это в 1926 г. [Бердяев 1926а, 3], а весной 1929 г. он инициировал дискуссию между руководителями РСХД об идеологии Движения 26. В основном докладе Бердяев критиковал Движение, особенно его молодых членов, за отсутствие какой-либо
24. См. подробнее: [Гутнер 2016].
25. См. подробнее: [Бердяев 1926а; Бердяев 1928а].
26. Точная дата проведения собрания неизвестна (по-видимому, оно состоялось в марте-апреле, так как в майском номере «Вестника» уже была опубликована статья Зеньковского «Очерки идеологии
РСХД», а Бердяев в ответной статье в июле 1927 г. писал об этом совещании. См.: [Бердяев 1929]).
Участники собрания: Н. А. Бердяев, В. В. Зеньков-ский, о. Сергий Булгаков, Г. П. Федотов, Ф. Т. Пьянов, С. М. Зёрнова, Г. В. Флоровский. См.: [Протокол].
вдохновляющей определенной идеи и за «равнодушие ко всяким идеям» [Бердяев 1929, 9], имея в виду равнодушие не к Православию в целом, а некоторое дистанцирование от современных проблем церкви и общества — церковных расколов, социальных вопросов и т. д. При обсуждении доклада Бердяева некоторые руководители Движения высказывались в поддержку мнения философа, другие выступали против него.
Дискуссия продолжилась на страницах «Вестника», где были опубликованы статьи, в которых полемизировали руководители Движения, раскрывая разные грани понимания «оцерковления жизни». В. В. Зеньковский характеризовал идеологию Движения как построение христианского и церковного мировоззрения младшего поколения эмигрантов с акцентом на воцерковлении культуры 27. В ответной статье Бердяев снова указывал на равнодушие молодежи ко всякого рода идеям, связывал главный лозунг Движения — «оцерковление жизни» — с практической стороной жизни и призывал христианскую молодежь к социально-общественному служению 28, в чем его поддерживал А. В. Карташев 29. По-видимому, взгляды на Движение как церковно-общественную организацию существенно различались. Зеньковский, Булгаков и другие делали акцент на церковности, считали, что цель Движения — вырастить поколение церковной интеллигенции для возрождения церкви в будущей России. Бердяев видел в РСХД православно-общественную организацию, имеющую христиан-ско-социальное служение и умеющую решать социальные вопросы с христианских позиций.
В начале 1930-х гг. Бердяев подверг Движение резкой критике за сильный уклон в национализм, и его критика была небеспочвенной. В эти годы в Европе быстро распространялись националистические идеи, которые в том числе затрагивали воспитание детей и молодежи. Стали популярны военизированные формы детско-юношеской работы, основанные на скаутинге: отряды, собранные в дружины, военно-спортивные занятия, лагеря. Такой формой, адаптированной для задач РСХД, стали дружины «Витязей» и «Девичьи дружины». Однако руководитель «Витязей» Н. Ф. Федоров был склонен к правым политическим взглядам и стремился к сотрудничеству с некоторыми лицами
27. См. подробнее: [Зеньковский].
28. См. подробнее: [Бердяев 1929].
29. См. подробнее: [Карташев].
и организациями правых эмигрантских кругов, что противоречило аполитическому принципу РСХД. Эти же взгляды Федоров транслировал своим воспитанникам, увлеченным политическими проблемами 30.
В 1933 г. Бердяев написал открытое письмо съезду РСХД, в котором критиковал Движение за политизацию, нарастающую милитаризацию, бюрократизацию и отсутствие смены 31. Он снова писал об отсутствии в РСХД четко сформулированных идей, в которых будет воплощаться воцерковление жизни, и видел необходимость определить свое отношение к актуальным политическим и социальным проблемам. Он считал, что задача христиан — и православных, и католиков, и протестантов, — это «борьба за духовную культуру и ее ценности и за социальную справедливость и справедливость в отношении человека к человеку» [Бердяев 1933, 31]. На съезде в ответ на письмо Бердяева была принята резолюция, текст которой был составлен Г. П. Федотовым, И. А. Лагов-ским и другими руководителями. Письмо Бердяева и резолюцию, в которой можно найти ответы на критику, были опубликованы в «Вестнике» 32. На протяжении 1933-1934 гг. совет Движения не раз возвращался к обсуждению вопроса об идеологии РСХД и в июле 1934 г. разработал резолюцию по вопросам идеологии и сформулировал обновленную редакцию задач РСХД [Задачи]. Согласно этим документам, служение русскому народу состоит в том, чтобы содействовать его нравственному возрождению и религиозному воодушевлению. РСХД, видя в большевизме и его атеистической сущности мировое зло, исповедовало убеждение в том, что «исцеление от отравы, внесенной атеистическим коммунизмом в народную душу, невозможно без религиозного обновления и преображения» [Резолюция]. РСХД видело своей задачей «всемерно утверждать и конкретно осуществлять переустройство всей жизни на началах христианства» [Резолюция]. Однако, утверждая ценность национального начала и всей вытекающей из него и созданной его «творческим гением» культуры — духовной, государственной и социальной, — руководители Движения осознавали опасность подмены евангельской истины национальной идеей. Н. Ф. Федоров, так и не согласившись с принципами РСХД, в 1934 г. вышел из состава Движения с группой «Витязей».
30. См. подробнее: [Основные положения].
31. См.: [Бердяев 1933].
32. См.: [Париж; Об отношении].
Внутренний конфликт между Бердяевым и руководителями РСХД также нарастал, и в течение 1932-1935 гг. Бердяев и большая часть его единомышленников, в том числе м. Мария (Скобцова), Ф. Т. Пьянов, вышли из Движения.
Таким образом, вклад Бердяева в деятельность Движения можно назвать значительным. Николай Александрович с большим воодушевлением начал свою деятельность в РСХД, в период с 1923 по 1930 г. посвящал ему много времени и сил. Бердяев видел свою цель в том, чтобы ориентировать молодежь на обретение активной христианской позиции и социального служения. Он ставил перед молодежью задачу творческого отношения к вере, к христианству:
Я старался повысить умственные интересы русской христианской молодежи, пробудить интерес хотя бы к истории русской религиозной мысли, привить вкус к свободе, обратить внимание на социальные последствия христианства [Бердяев 1990, 230].
Бердяев возлагал большие надежды на РСХД, о чем свидетельствует текст «Меморандума» 1926 г.: он отстаивал Движение в глазах УМСА, видел в нем большой потенциал и рассматривал его как организацию, которая может подготовить молодежь к религиозной деятельности в будущей России.
В пространстве Движения сложился круг единомышленников Бердяева, среди которых была м. Мария (Скобцова). Благодаря этому Бердяев реализовал несколько проектов (кружок по изучению России, Лигу православной культуры) и позже участвовал в благотворительной деятельности «Православного дела».
Однако расхождение во взглядах между Бердяевым и другими руководителями Движения на его цели привело к конфликту и выходу Бердяева из РСХД. Наряду с другими внутренними (выход руководителя «Витязей» Н. Ф. Федорова в 1934 г.) и внешними причинами (всемирный экономический кризис, общее угасание первой волны русской эмиграции) — все это в совокупности привело к ослаблению и кризису Движения во второй половине 1930-х гг.
у. А. гутнер • участие н. а. Бердяева в деятельности русского студенческого христианского движения (рсхд) в 1923-1935 ГОДАХ
Приложение
Документ представляет собой четыре страницы машинописного текста. На первой странице в левом верхнем углу помета карандашом на английском языке: "Private, a B's request. To be returned" (Личное. По просьбе Б<Бердяева>. Вернуть). Цифровые копии материалов американского архива Пола Андерсона (фото документов на CD-носителях) находятся в архиве Дома Русского Зарубежья им. А. И. Солженицына в Москве (Ф. 313. Оп. 1; Архив Пола Андерсона: Illinois University of Urbana — Shampaign Archives (IUUArchives) F.15/35/54 Paul B. Anderson Papers. Box 22. Folder RSCM, 1924-1935).
меморандум
Смута и раскол в русской Православной Церкви за границей и решения последнего Карловацкого Собора ставят перед УМСА 33 серьезно вопросы принципиального характера о деятельности в русской среде. Точка зрения Христианского Союза Молодых Людей на положение, создавшееся после его осуждения Епископами Карловацкого Собора и Синода, еще не определилась, и мне хотелось бы высказать по этому поводу некоторые принципиальные соображения. Христианский Союз Молодых Людей действует в русской Православной среде и помогает религиозному движению русской молодежи. Будучи организацией Протестантской, Союз отказывается от религиозной пропаганды в духе Протестантизма среди русских и помогает русскому Христианскому Движению в единственной возможной и плодотворной его форме — Движению Православному 34. Это есть единственная правильная точка зрения, которую всегда отстаивали мы, русские, работающие вместе с УМСА 35.
Но Русское Православие переживает сейчас эпоху церковных смут, в нем существуют разные течения, несмотря на основное единство Православной церкви. Христианский Союз Молодых Людей не может, конечно, участвовать в церковной борьбе, которая происходит сейчас в русском православном мире, но ему необходимо для дальнейшей деятельности разобраться в существующих течениях.
33. Далее Бердяев равнозначно использует и эту аббревиатуру, и перевод: Христианский Союз Молодых Людей.
34. Эта позиция была принята на первом съезде РСХД и в дальнейшем никогда не оспаривалась протестантскими сотрудниками. Подробнее см.:
[Гутнер 2023, 97-132].
35. Сам Бердяев на первом съезде РСХД в Пшеро-ве горячо отстаивал православную основу будущего Движения, в отличие от общепринятого в УМСА интерконфессионального метода.
Союз хочет получить одобрение и благословение своей деятельности от Православной церкви, от ее высшей иерархии. Но в эпоху церковной смуты это желание встречает на пути своем непреодолимые препятствия. Христианский Союз Молодых Людей не может рассчитывать на одобрение всех иерархов русской Церкви и всех ее течений. Это есть совершенно невыполнимое желание. Карловацкий епископат, образовавший Синод против воли Патриарха Тихона, на последнем Соборе, который принуждены были покинуть митрополит Евлогий и митрополит Платон, осудил Христианский Союз Молодых Людей и признал его организацией антихристианской. Недавно еще Карловацкий Синод издал враждебное УМСА постановление 36. Крайние правые русские круги постоянно обвиняют Христианский Союз Молодых Людей в том, что это есть масонская организация. При этом смысл слова масонства остается неведомым тем, которые его употребляют.
Вся эта нездоровая атмосфера нервирует русскую Православную молодежь. Какую же линию поведения может принять в этом случае Христианский Союз Молодых Людей. Мне представляется возможным только один исход. Союз должен принципиально перестать придавать значение обвинениям и осуждениям, исходящим от крайнего правого, реакционного течения в русской Церкви в эмиграции, и перестать искать опоры в нем в своей деятельности. Для этого нужно сказать несколько слов об этом течении по существу.
В 1922 году я был еще в Москве и могу свидетельствовать о том впечатлении, которое произвел первый Карловацкий Собор на Православные круги в России. Он вызвал негодование, слово «карловцы» стало ругательным словом. Патриарх Тихон осудил Карловацкий Собор, не признал его подлинным Собором. Такое отрицательное отношение установилось даже в самых консервативных Православных кругах Москвы. Я сам это слышал на каждом шагу. Карловацкий Собор в господствующей своей части и образовавшийся после него Синод в России были верно поняты как реакционное церковно-политическое течение, как партия старого Синода, связанного с самодержавной монархией, и состоявшая из епископов, покинувших свою паству и не связанных ни с какими епархиями. Это есть нездоровое порождение той части эмиграции, которая мечтает о реставрации и мыслит Православную Церковь лишь в связи с самодержавной монархией. Голос карловацкого епископата не есть голос Русской Православной Церкви, это есть голос реакционно-реставраторской партии среди эмигрировавших епископов, не имеющих никакого твёрдого канонического положения.
Патриарх Тихон передал управление русскими заграничными европейскими церквями Митрополиту Евлогию, на которого перешли прерогативы Митропо-
36. Речь идет о постановлении, принятом на Русском Заграничном Церковном Собрании/ Русском Всезаграничном Церковном Соборе, который проходил с 21 ноября по 2 декабря 1921 г. в Сремских Карловцах (Югославия).
лита Петербуржского, которому всегда были подчинены европейские русские церкви. Митрополит Евлогий и представляет центральное, каноническое обоснованное течение в русской заграничной Православной Церкви, через него она связана с Православной Церковью в России. Карловацкий епископат хочет разрыва с Православной Церковью в России. Это есть нездоровое порождение эмигрантского самомнения и оторванности от живой связи с Россией. Людям с карловац-кими настроениями и мыслями трудно будет вернуться в Россию, их там духовно не примут. Отсюда мне представляется ясным вывод, который должен сделать Христианский Союз Молодых Людей. Он не может иметь ничего общего с реакционным и отмирающим течением в эмигрантском Православии. Союз должен считаться только с заграничной Православной Церковью, возглавленной Митрополитом Евлогием. Работать он может только в среде центрального Православного течения и левого Православного течения. И, естественно, он должен более сочувствовать тем, которые стремятся к творчеству, возрождению и обновлению внутри Православия.
Правое и реакционное течение в Православии всегда относилось и будет относиться отрицательно и враждебно к Западному Христианству и инославным вероисповеданиям, как Протестантизму, так и Католичеству. Со стороны этого течения не может не быть подозрительного отношения к YMCA. Между тем как Митрополит Евлогий относится очень сочувственно и благожелательно к деятельности Христианского Союза Молодых Людей, он также всегда благословляет Христианское Движение Русской Молодежи. Большая часть русской Христианской молодежи сочувствует центральному и умеренному течению в Православии, а небольшая часть и более левому течению. За карловацкое направление стоит сравнительно небольшая часть, главным образом живущая на Балканах. Наконец, нужно сказать, что молодежь наша поддается влиянию и развивается, освобождаясь от карловацких идей. Она должна готовиться для религиозной деятельности в России, а с карловацкими идеями деятельность в России будет невозможна. Христианский Союз Молодых Людей естественно должен помогать деятельности русского Православно-Христианского направления, которое будет базироваться на следующих принципах:
1) Утверждение принципа свободы совести, неразрывно связанного с Православным положением соборности.
2) Отрицание внутри Православия клерикализма и внешней авторитетности, т. е. понимания авторитета епископата как коллективного папизма, и требование подчинения всех сторон творческой деятельности человека внешнему руководству иерархии.
3) Отрицание обязательной связи Православия с самодержавной монархией и признание относительности всех политических форм и их обусловленности историческим развитием.
4) Необходимость творческой работы над решением проблемы отношения Православного Христианства к культуре и социальной жизни.
5) Развитие Христианского познания и Христианской апологетики для положительного Христианского разрешения вопросов, выдвинутых современным сознанием, современной наукой и философией.
6) Общение и сотрудничество с Западными Христианскими вероисповеданиями и стремление к объединению Христианского мира, при сохранении верности своему Православию и сознании его великих духовных богатств.
7) Утверждение принципа самодеятельности, активности, организованности и ответственности за жизнь Церкви всех Православных мирян.
8) Борьба с неверием, атеизмом и антихристианским духом не путем изоляции себя, отсечения и нежелания вступить в общение, а путем активного общения и влияния, творческого проникновения в мучающие людей сомнения и вопросы.
9) Наконец, утверждение принципа любви, как основного и высшего в Христианской жизни, без которого и аскетизм лишается своего смысла. Преобладание внутренней мистической духовной жизни над чисто внешними формами благочестия.
Я формулирую эти принципы в самой общей форме, отвлекаясь от своих личных религиозных и философских взглядов. Думаю, что в этом направлении нужно воздействовать на русскую Православную молодежь. Если бы Христианский Союз Молодых Людей окончательно решил, что он не может и не должен себя связывать с реакционно-реставраторским течением в русском Православии и совсем не может ждать от него благословения, то неопределенное, нездоровое и мучительное положение, которое сейчас создалось, было бы преодолено. Русскую церковную распрю можем разрешить только мы сами, русские Православные люди. Никто ничего не может нам навязывать. Мы до конца должны защищать нашу Православную независимость. Но поскольку Христианский Союз Молодых Людей хочет помочь русскому религиозному движению, он естественно должен помогать движению, а не отрицанию движения. Русская Христианская молодежь вся в будущем, она образуется, и если в ней есть ложные идеи и эмоциональные предрассудки, то с ними можно и должно бороться.
Париж, Декабря 27, 1926 г. Н. Бердяев
у. А. гутнер • участие н. а. Бердяева в деятельности русского студенческого христианского движения (рсхд) в 1923-1935 годах
Источники
1. Бердяев 1925 = Бердяев Н. А. Конфессионализм и интерконфессиона-лизм в христианском студенческом движении // Духовный мир студенчества. 1925. № 5. С. 12-15.
2. Бердяев 1926а = Бердяев Н. А. Ответы на анкету // Вестник РСХД. 1926. № 2. С. 2-3.
3. Бердяев 1926б = Бердяев Н. А. План апологетического кружка // Вестник РСХД. 1926. № 4. С. 6-9.
4. Бердяев 1927а = Бердяев Н. А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь. 1927. № 6. С. 50-68.
5. Бердяев 1927б = Бердяев Н. А. Церковная смута и свобода совести // Путь. 1927. № 5. С. 42-54.
6. Бердяев 1928а = Бердяев Н. А. Два начала в христианском движении русской молодежи // Вестник РСХД. 1928. № 6. С. 5-8.
7. Бердяев 1928б = Бердяев Н. А. Иллюзии и реальности в психологии эмигрантской молодежи // Путь. 1928. № 14. С. 3-30.
8. Бердяев 1929 = Бердяев Н. А. К вопросу об идеологии РСХД // Вестник РСХД. 1929. № 7. С. 9-13.
9. Бердяев 1931 = Бердяев Н. А. Кризис христианства и кризис культуры (Доклад на съезде Лиги православной культуры) // Вестник РСХД. 1931. № 8-9. С. 12-19.
10. Бердяев 1933 = Бердяев Н. А. Об идеологическом кризисе Движения. Письмо VII Общему съезду РСХД // Вестник РСХД. 1933. № 9-10. С. 29-32.
11. Бердяев 1990 = Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). Москва : Междунар. отношения, 1990. 336 с.
12. Выдержка из протокола = Выдержка из протокола // Духовный мир студенчества. 1923. № 4. С. 32-47.
13. Выписка из протокола = Выписка из протокола Священного Собора архиереев Русской Православной церкви заграницей от 17/30 июня 1926 г. за № 8 // Архив РСХД. 1926. Коробка 1. С. 5-6.
14. Духовные задачи = Духовные задачи русской эмиграции // Путь. 1925. № 1. С. 3-8.
15. Задачи = Задачи РСХД // У. А. Гутнер. Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923-1939 годах. Москва : Свято-Филаретовский институт, 2023. С. 387-388.
16. Зандер = Зандер Л. А. Бьервильский съезд // Путь. 1927. № 6. С. 120-125.
17. Зеньковский = Зеньковский Василий, прот. Очерки идеологии РСХД // Вестник РСХД. 1929. № 5. С. 20-24; № 6. С. 20-24; № 8-9. С. 44-48.
18. Карташев = Карташев А. В. Еще об идеологии // Вестник РСХД. 1929. № 11. С. 17-20.
19. Конференция = Конференция студенческих христианских кружков в Фалькенберге // Духовный мир студенчества. 1924. № 5. С. 27-30.
20. Курсы = Курсы руководителей кружков // Вестник РСХД. 1926. № 6. С. 15-16.
21. Об отношении = Об отношении религиозной и социальной работы Движения // Вестник РСХД. 1933. № 9-10. С. 33-35.
22. Основные положения = Основные положения объединенной организации витязей и дружинниц РСХД / Подг. текста к публикации, вступит. статья и коммент. У. А. Гутнер // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 1 (№ 49). С. 217-231.
23. Париж = Париж, 1 октября // Вестник РСХД. 1933. № 9-10. С. 3-5.
24. Протокол = Протокол идеологического собрания при РСХД // Архив ДРЗ. Ф. 313. Оп. 1. CD 3.
25. Резолюция = Резолюция Малого Совета РСХД от 6 июля 1933 г. // Архив Дома Русского Зарубежья им. А. И. Солженицына в Москве (Цифровые копии материалов американского архива Пола Андерсона (фото документов на CD-носителях). Ф. 313. Оп. 1. (Архив Пола Андерсона: Illinois University of Urbana — Shampaign Archives (IUUArchives) F. 15/35/54 Paul B. Anderson Papers. Box 22. F. RSCM. 1924-1935).
26. Статьи = Статьи на разные темы // Вестник РСХД. 1925. № 1. С. 13.
27. Хроника 1926а = Хроника // Вестник РСХД. 1926. № 2. С. 15.
28. Хроника 1926б = Хроника // Вестник РСХД. 1926. № 3. С. 27-29.
29. Христианство = Христианство и современная жизнь : Христианский студенческий съезд во Франции (шато д'Аржерон, июль 1925 г.). Париж : Духовный мир студенчества, 1925. 47 с.
Литература / References
1. Вадимов = Вадимов А. В. Жизнь Бердяева. Россия. Berkeley : Berkeley Slavic Specialties, 1993. 287 с.
Vadimov A. V. (1993). Life of Berdyaev. Russia. Berkeley : Berkeley Slavic Specialties (in Russian).
2. Волкогонова = Волкогонова О. Д. Бердяев. Москва : Молодая гвардия, 2010. 411 с.
Volkogonova O. D. (2010). Berdyaev. Moscow : Molodaia gvardiia Publ. (in Russian).
3. Гутнер 2016 = Гутнер У. А. Мать Мария (Скобцова) в РСХД: путь к монашескому служению // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Фи-ларетовского института. 2016. Вып. 17. С. 96-114.
у. А. гутнер • участие н. а. Бердяева в деятельности русского студенческого христианского движения (рсхд) в 1923-1935 годах
Gutner U. A. (2016). "Mother Maria (Skobtsova) in RSCM: Her Way to Monastic Ministry". "The Light of Christ enlightens all": SFI Academic Periodical, iss. 17, pp. 96-114 (in Russian).
4. Гутнер 2023 = Гутнер У. А. Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923-1939 годах. Москва : Свято-Филаретовский институт, 2023. 432 с.
Gutner U. A. (2023). Russian student Christian movement: origins, emergence and activities in 1923-1939. Moscow : St. Philaret's Institute (in Russian).
5. Дмитриева, Моисеева = Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). Москва : Высш. шк., 1993. 271 с.
Dmitrieva N. K., Moiseeva A. P. (1993). Philosopher of the free spirit (Nikolai Berdyaev: life and creativity). Moscow : Higher School Publ. (in Russian).
6. Плюханов = Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии : Материалы к истории Русского студенческого христианского движения. Париж : YMCA-Press, 1993. 312 с.
Plyukhanov B. V. (1993). RSHD in Latvia and Estonia : Materials on the history of the Russian Student Christian Movement. Paris : YMCA-Press (in Russian).
7. Русское Зарубежье = Русское Зарубежье во Франции: Хроника научной, культурной и общественной жизни: Франция / Под общей ред. Л. А. Мнухи-на. В 3 т : 1920-1940. Т. 1 : 1920-1929. Париж : YMCA-Press, 1995. 794 с.
Mnukhin L. A. (ed.) (1995). Russian Abroad in France: Chronicle of scientific, cultural and social life: France : In 3 v.: 1920-1940, v. 1 : 1920-1929. Paris : YMCA-Press (in Russian).
Информация об авторе
У. А. Гутнер, канд. биол. наук, научный сотрудник, Институт биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН.
Information about the author
U. A. Gutner, Cand. Sci. (Biology), Researcher, Emanuel Institute of Biochemical Physics of RAS.
Поступила в редакцию / Received 21.04.2024 Поступила после рецензирования / Revised 11.06.2024 Принята к публикации / Accepted 17.06.2024