Научная статья УДК 255+260.2
DOI: 10.25803/26587599_2021_40_227
Письмо Ральфа Холлингера о Первом съезде Русского студенческого христианского движения
Подготовка текста к публикации, перевод, вступительная статья и комментарии У. Л. Гутнер
Гутнер Ульяна Александровна, независимый исследователь, Москва, Россия, [email protected]
аннотация: В публикуемом фрагменте письма Р. Холлингера к В. В. Бантону от 13 октября 1923 г. содержится отчет о Первом Пшеровском съезде, который вошел в историю русской эмиграции как событие, положившее начало Русскому студенческому христианскому движению (РСХД). Среди участников съезда в Пшерове были русские эмигранты разного возраста и статуса: студенты, профессора богословия, православные священники, приехавшие из нескольких стран Европы, а также руководители американских протестантских организаций. В воспоминаниях участников съезд получил название «Пшеровской Пятидесятницы». Автор публикуемого письма Р. Холлингер — секретарь Всемирной студенческой христианской федерации, секретарь ИМКА по работе с русскими студентами в Европе — являлся одним из организаторов и участников съезда. Письмо адресовано В. В. Бан-тону, который был одним из сотрудников ИМКА, работавших в русском секторе. В письме отражены количество и состав участников съезда, наиболее важные события и результаты его работы, которые легли в основу всей последующей деятельности РСХД. Холлингер отмечает особое значение литургического опыта, пережитого в Пшерове, особенно литургии, которую служил прот. Сергий Булгаков. Результатом конференции стало появление «Объединения Русских студенческих христианских кружков», а также организации Христианской профессорской группы. Автор письма приходит к выводу, что прошедший съезд ознаменовал начало новой эры в истории работы с русскими студентами за пределами России. Публикация редкого
© Гутнер У. А.
свидетельства о возникновении РСХД, хранящегося в библиотеке Йельско-го университета (США, штат Коннектикут), сопровождается вступительной статьей и примечаниями публикатора.
ключевые слова: история церкви в XX в., ИМКА, русская эмиграция, Русское студенческое христианское движение, Первый Пшеровский съезд, Холлингер
для цитирования: Письмо Ральфа Холлингера о Первом съезде Русского студенческого христианского движения / Подг. текста к публ., пер., вступ. ст., примеч. У. А. Гутнер // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 40. С. 227-238. DOI: 10.25803/26587599_2021_40_227.
Ralf Hollinger's Letter about the 1st Congress of the Russian Student Christian Movement
Text preparation, translation, introductory article and comments by U. A. Gutner
Gutner Uliana Aleksandrovna, Independent Scholar, Moscow, Russia, [email protected]
abstract: In this fragment from the letter of R. Hollinger to W. W. Banton, dated 13 October, 1923, we have a report of the first large meeting, which took place in Prerov (Czech Republic), and has gone down in history as the gathering which gave birth to the Russian Student Christian Movement (RSCM). Russian emigrants of varying age and status were present at this gathering, including students, theology professors, Orthodox priests who had come from various European countries, and even representatives of various American Protestant organizations. In the memoires of the participants of the gathering, it gained the moniker "Prerov Pentecost". The author of the materials published here is R. Hollinger, who was the secretary of the World Student Christian Federation, the secretary of the YMCA for work with Russian students in Europe, and was one of the organizers of the congress, itself. The letter is addressed to W. W. Banton, who was an employee of YMCA working in the Russian section. In the letter we learn of the number of participants and about who they are, about the most important conclusions made by the meeting and the results of its work, which became the foundation of the Russian Student Christian Movement. Hollinger notes the significance of participants' liturgical experience at Prerov, and particularly the liturgy served by Fr. Sergei Bulgakov. The result of the conference he calls a "uniting together of Russian student Christian groups", as well as Christian scholars' groups. The letter's author comes to the conclusion that the congress marked the beginning
of a new era in the history of work with Russian students in emigration. This publication is a rare example bearing witness to the founding of the RSCM; the original is kept at Yale University in the US state of Connecticut. The materials are accompanied by an introductory article with comments from the publisher. keywords: theology, 20th cent. church history, YMCA, Russian emigration, Russian Student Christian Movement, 1st Prerov Congress, R. Hollinger
for citation: Gutner U. A. (ed., transl.) (2021). "Ralf Hollinger's Letter of 13 October, 1923, on the 1st Congress of the Russian Student Christian Movement and its Primary Conclusions (fragment)". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2021, v. 40, pp. 227-238. DOI: 10.25803/26587599_2021_40_227.
В октябре 1923 г. в небольшом чешском городке Пшерове, в старинном замке, некогда принадлежавшем Габсбургам, собралось неожиданное общество: из нескольких стран Европы приехали русские эмигранты разного возраста и положения в обществе — студенты, профессора и православные священники; здесь же находились — в качестве организаторов конференции — руководители американских протестантских организаций.
Эта конференция вошла в историю русской церкви в эмиграции под названием «Первый Пшеровский съезд» и сыграла ключевую роль в жизни РСХД: именно здесь были заложены основы Движения, которые раскрывались в его последующей деятельности.
Возникновению РСХД способствовало несколько обстоятельств. В Европе начала 1920-х годов среди русских эмигрантов было много молодежи, которую трагический опыт революции, гражданской войны и вынужденной эмиграции привел к религиозному переосмыслению многих жизненных вопросов. Решения этих вопросов молодые люди искали в вере в Бога, поэтому спонтанно объединялись в небольшие кружки, целью которых было изучение христианского вероучения, — так было в Белграде и отчасти в Париже. В других студенческих центрах эмиграции — в Праге, Берлине, Софии — подобные кружки были организованы в рамках благотворительной деятельности со стороны протестантских организаций ИМКА и ВСХФ.
Вторым важным фактором стало привлечение к деятельности молодежных организаций кружков русских профессоров, которые эмигрировали или были принудительно высланы из России. Это были известные религиозные мыслители того времени,
активные участники дореволюционных религиозно-философских обществ, развивавших идеи покаяния и религиозного возрождения, — прот. Сергий Булгаков, профессора Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, А. В. Карташов.
Собирая русских эмигрантов на конференцию в 1923 г., протестантские руководители полагали своей целью создание организации, аналогичной ИМКА и ВСХФ, на основе интерконфессионального подхода, т. е. вне обсуждения догматических вопросов и конфессиональной принадлежности. Однако благодаря участию русских профессоров в конференции, новая молодежная организация стала православной, церковной. Этому способствовала твердость позиции православных участников конференции. По настоянию В. В. Зеньковского и прот. Сергия Булгакова каждый день конференции начинался с православной молитвы—литургии. Потом, после чая, следовали доклады и семинары на духовно-христианские темы, личное общение. Ежедневная литургия в Пшерове явилась ярким свидетельством о православии как для молодежи, так и для протестантских руководителей, а русские профессора, прежде всего Бердяев, в своих докладах твердо отстаивали линию развития РСХД на православной, церковной основе. Эту линию горячо поддержали молодые участники конференции.
Окончание конференции ознаменовалось образованием РСХД. Но рождение РСХД стало явлением большего порядка, чем появление новой организации. Главная мысль Пшерова — творческое возрождение православия, «оцерковление культуры и всех сфер жизни». Ответом на этот творческий призыв стало не столько возникновение новой организации, сколько более значительное событие — зарождение православного духовного движения.
Первый Пшеровский съезд стал явлением Духа, «Пшеровской Пятидесятницей»; именно так о нем писали в воспоминаниях его участники и даже представители последующих поколений [Зеньковский 2008а, Струве]. В предлагаемом отрывке письма, которое содержит отчет о Пшеровском съезде, нашли отражение многие важные черты этого события. Данный текст особенно ценен тем, что написан Ральфом Холлингером, секретарем ВСХФ, опытным руководителем с многолетним стажем. Письмо представляет собой взгляд со стороны — свидетельство протестанта. При этом очевидно, что автор письма (как и многие другие протестантские лидеры) был открыт к новому опыту, о чем говорит его фраза: «Мы вступаем в новую эру...». Несмотря на то, что результат конференции оказался не совсем таким, как предполагали орга-
низаторы, большинство из них отнеслись к нему положительно. Взаимное доверие и горячая вера объединили обе стороны, и из этого общения выросло экуменическое направление Движения.
Ниже мы публикуем Фрагмент письма Ральфа Холлингера (Ralf Hollinger), секретаря ИМКА по работе с русскими студентами в Европе в 1920-х гг. Письмо, содержащее этот фрагмент, адресовано В. В. Бантону (W. W. Banton), одному из сотрудников ИМКА, работавшему в русском секторе. Публикуется часть письма, поскольку полный текст письма находится в архиве Всемирной студенческой христианской федерации (The Archives of the World Student Christian Federation), который располагается в библиотеке Йельского университета США, штат Коннектикут (Yale University Library/Divinity School Library). На данный момент архивом предоставлен только публикуемый фрагмент письма, содержащий отчет о Первом съезде РСХД и его главных результатах. Текст письма был перепечатан на отдельной странице, по-видимому, фактически сразу после получения, и разослан нескольким руководителям ВСХФ и ИМКА, в том числе Джону Мотту. В настоящее время этот фрагмент в качестве самостоятельного документа находится в разделе «Русское христианское студенческое движение за рубежом» архива Всемирной студенческой христианской федерации (box 101, f. 825).
Документ представляет собой один машинописный лист. Язык оригинала английский. Вверху письма рукописная помета синим карандашом «Hollinger», в верхнем правом углу—несколько помет простым карандашом наискосок «See z 460.3 Hollinger». Некоторые фразы и предложения текста подчеркнуты красным карандашом: «The presence of The Spirit», «Russian Orthodox liturgY», «I have personally never gone through such a deep spiritual experience in any summer conference, even in America», «Union of Russian Student Christian Circles», «a Christian Professors' Group», «twenty-five Russian students... are ready to prepare themselves for life service in the Orthodox Church as priests or religious teachers», «in the history of our work with Russian students outside Russia and know that you will rejoice with us».
Письмо хранится в двух экземплярах, второй экземпляр содержит заголовок: «Copy» Extract from letter dated Oct. 13, 1923 from Ralf W. Hollinger to W. W. Banton (Выдержка из письма, датированного 13 октября 1923 г. от Ральфа В. Холлингера к В. В. Бантону).
Текст документа публикуется в соответствии с нормами современной орфографии и пунктуации с сохранением прописных и строчных букв, используемых в документе.
"I have just come from remarkable Russian Student Conference held at an old Hapsburg castle near Prague. We had about sixty persons present, a large majority Russian students and professors from all countries in Europe in which there anything resembling an organized Christian student group. The presence of The Spirit was felt from very first morning, which was begun by a Russian Orthodox liturgy conducted by Father Sergius Bulgakov. At the request of the student themselves the liturgy was repeated each morning of the conference, beginning at 6:30 and lasting until 8:00. All of us felt rising tides of spiritual power which culminated in a Sunday service, discussion and informal talks. I have personally never gone through such a deep spiritual experience in any summer conference, even in America. Every foreigner present expressed similar opinions. I felt, that this was possibly largely because we used the regular prayers and service of the Orthodox Church as a medium, not trying to mix in Protestant forms. As a result of this conference, the students themselves organized what they called a "Union of Russian Student Christian Circles". In addition to this the Russian professors present organized a Christian Professors' Group. Although without definite organization as yet, it was evident that there exists already what they would call a student volunteer movement for the Orthodox priesthood. We have the names of twenty-five Russian students in Western Europe who are actually preparing or are ready to prepare themselves for life service in the Orthodox Church as priests or religious teachers. We felt that we have come upon a new era in the history of our work with Russian students outside Russia and know that you will rejoice with us".
<...> Я только что прибыл с замечательной русской студенческой конференции, которая проходила в старинном замке Габсбургов недалеко от Праги [1]. Было около шестидесяти участников, большей частью — русские студенты и профессора из всех стран Европы [2], в них есть что-то похожее на организованные христианские студенческие кружки [3]. Присутствие Духа ощущалось с первого же утра, начавшегося с русской православной литургии, на которой предстоял отец Сергий Булгаков [4]. По просьбе самих студентов литургия повторялась каждое утро конференции, начиная с 6.30 и продолжаясь до 8.00. Мы все ощущали прилив духовной силы, кульминацией которого стала воскресная служба, дискуссии и личные беседы [5]. Сам я лично никогда прежде не испытывал такого глубокого духовного опыта ни на каких летних конференциях, даже в Америке [6]. Все иностранные представители [7] выражали похожие мнения. Я чувствовал, что это было возможно во многом благодаря тому, что мы использовали в качестве основы регулярную молитву и службу, принятую в Православной церкви, не пытаясь смешивать их с протестантскими формами. Результатом этой конференции стала организация студентами, как они сами назвали, «Объединения Русских Студенческих Христианских кружков» [8]. Кроме того, присутствующие русские профессора организовали Христианскую профессорскую группу [9]. Хотя организация
еще не четко оформлена, уже совершенно ясно, что то, что существует сейчас, можно назвать студенческим движением к Православному священству. У нас есть имена двадцати пяти русских студентов в Восточной Европе, которые или уже готовятся, или имеют желание подготовиться к тому, чтобы посвятить свою жизнь служению Православной церкви в качестве священников или религиозных учителей [10]. Мы чувствуем, что вступаем в новую эру в истории нашей работы с русскими студентами вне России и знаем, что Вы радуетесь вместе с нами. <.. .>
Комментарии
1. Всеевропейская русская студенческая конференция, которая вошла в историю РСХД под названием Первый Пшеровский съезд, проходила недалеко от Праги, в небольшом городке Пше-рове (иногда пишется «Пржебов»; Ргеют nad Labem), от которого и получила свое название. Конференция проходила с 1 по 8 октября 1923, в старинном замке Габсбургов, в то время арендованном ИМКА [Всеевропейская конференция, 19; Конференция, 3].
2. Известно, что среди участников были представители русской молодежи — 33 делегата из Праги, Брно, Пшерова, Берлина, Парижа, Лиля, Софии, Белграда, Загреба, Юрьева, Кишинева [Конференция, 21-22]. Среди них надо особо выделить Николая Зернова, одного из наиболее ярких лидеров православного кружка, Юлию Рейтлингер, ставшую иконописцем сестрой Иоанной, Татьяну Де-зен, в будущем активного члена РСХД в Эстонии, расстрелянную в 1941 г. НКВД. В качестве руководителей в конференции участвовали профессора В. В. Зеньковский, прот. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, А. В. Карташев, Н. И. Новгородцев, Г. В. Флоровский (впоследствии — протоиерей. — Прим. ред.) [Конференция, 21-22]. Был приглашен, но не смог участвовать, П. Б. Струве [Колеров, 170 ]. Особо надо отметить участие православных епископов — еп. Сергия (Королева) и еп. Вениамина (Федченкова) [Зеньковский 2014, 55-56]. Представителями протестантских организаций были: от ВСХФ Р. Роуз и Р. Г. Холлингер, от ИМКА Д. И. Лаури, В. С. Слепян, Кульман и Ф. Т. Пьянов, а также руководители студенческих кружков: М. Л. Бреше, А. И. Никитин, Л. Н. Липеровский и В. Ф. Мар-цинковский [Конференция].
3. Студенческие христианские кружки — форма религиозной работы с молодежью, принятая в различных организациях, в том
числе и в протестантских организациях ИМКА, ИВКА и ВСХФ. Кружки объединяли студентов — молодых людей (ИМКА) или девушек (ИВКА) с целью изучения Священного писания и основ христианской этики. В деятельности кружков протестантских организаций применялся метод интерконфессионализма, т. е. принципиальное исключение обсуждения догматических вопросов. Подобные кружки существовали в дореволюционной России (были организованы по инициативе барона П. Николаи). Среди руководителей этих кружков были вышеупомянутые Марцинков-ский и др., которые и в эмиграции активно содействовали организации студенческих кружков. В РСХД кружки приняли строго православный, церковный характер, целью кружков РСХД было изучение Православия, при этом зачастую руководителями и/ или участниками кружков были православные священники и епископы [Зеньковский 2008б].
4. О том, как вдохновенно служил литургии прот. Сергий Булгаков, есть многочисленные воспоминания, одно из наиболее ярких принадлежит протестантскому лидеру Полу Андерсону: «Отец Сергий каждую литургию превращал в подлинную Тайную Вечерю Господа нашего. Когда он воздевал руки над хлебом и вином, прося свершиться Чудо Пресуществления, казалось, что это первая литургия после того четверга, когда Христос раздал ученикам хлеб и вино Причастия. В церкви на его литургии стояла мертвая тишина, все прихожане молились на коленях, а многие простертые ниц, в полном смирении перед присутствием Христа» [Андерсон, 270].
5. Аналогичные свидетельства можно найти в воспоминаниях участников Пшеровского съезда — В. В. Зеньковского [Зеньковский 2014], Н. М. Зернова [Зернов 1973], Пола Андерсона [Андерсон], а также у представителей следующих поколений — Н. Струве [Струве].
6. Конференции, как и студенческие кружки, были утвердившейся в протестантских молодежных организациях ИМКА и ВСХФ формой религиозной работы с молодежью. Подобные конференции устраивали за городом, в небольшом арендованном замке или усадьбе. В программы конференций входили медитативные размышления над отрывками Священного писания, лекции на библейские темы, семинары по методикам работы в кружках,
спортивные игры, свободное общение. РСХД, приняв внешнюю форму подобных конференций, наполнило их православным содержанием. Несколько позже конференции стали называть съездами [Гутнер].
7. См. примечание 2 о составе участников.
8. На Первом Пшеровском съезде был выбран председатель новой организации — проф. В. В. Зеньковский, избраны члены Бюро, в которое вошли представители всех кружков, представители от Конференции, от профессоров, от организаций ИМКА, ИВКА и ВСХФ. На момент образования новая организация не имела ни устава, ни определенных задач [Выдержка]. Собственно и свое название «Русское студенческое христианское движение» она обрела несколько позже, однако на первом Пшерове определилась основа Движения — идея «оцерковления жизни» в духе и традиции русской религиозной философии, духовное просвещение в духе творческого обновления (Бердяев, Карташев), «оцерковление жизни как основная и центральная тема личной внутренней жизни, как программа внешней работы Движения» [Зернов 1975, 91]. Были сформулированы основные принципы РСХД: 1) в основе жизни Движения лежит Православие и связь с Православной церковью; 2) литургическое возрождение, вытекающее из непосредственно пережитого опыта общей молитвы, совместного причащения Св. Таин, как явления соборности — «Пшеровская Пятидесятница»; 3) экуменический принцип, возникший из общения с протестантами: свидетельство инославным о полноте жизни в Православной церкви и осознание необходимости братского общения с ними.
9. Речь идет об образовании братства Святой Софии. О необходимости более тесного общения профессоров говорилось незадолго до съезда: между о. Сергием Булгаковым, В. В. Зеньковским, Г. В. Вернадским и П. И. Новгородцевым уже были предварительные договоренности о создании сообщества по типу православного братства [Булгаков, 156]. Здесь же на съезде было решено собрать профессоров еще и для руководства Движением. Несколько позже А. В. Карташов предложил учредить новое братство как продолжение братства во имя Святой Софии, существовавшего в России с 1919 г. [Братство, 6]. Осенью 1923 г. были разработаны устав и другие документы братства, которые были утверждены
митр. Евлогием (Георгиевским). С января 1924 г. начали проходить заседания братства Святой Софии [Братство, 6].
10. Здесь имеются в виду будущие студенты Свято-Сергиевского богословского института, молодые люди, которые выражали намерение стать православными священниками. Впоследствии действительно многие из членов РСХД, окончив институт, стали священнослужителями Православной церкви.
Литература
1. Андерсон = Андерсон П. Ф. Бердяевские годы 1922-1939 // Вестник РХД. 1985. № 144. С. 244-291.
2. Братство = Братство Святой Софии : Материалы и документы 19231939 / Сост. Н. А. Струве. Москва : Русский Путь : YMCA-Press, 2000. 336 с.
3. Булгаков = Булгаков Сергий, прот. Из памяти сердца. Прага (Дневники 1923-1924) // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 1998 г. / Под ред. Колерова. Москва : Объединенное гуманитарное изд-во, 1998. С. 105-111.
4. Всеевропейская конференция = Всеевропейская русская студенческая конференция в Праге // Духовный мир студенчества. 1923. № 2. С. 19.
5. Выдержка = Выдержка из протокола // Духовный мир студенчества. 1924. № 4. С. 32-47.
6. Гутнер = Гутнер У. А. Съезды Русского студенческого христианского движения как проявление соборности Православной церкви // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского института. 2015. Вып. 13. С. 71-85.
7. Зеньковский 2008а = Зеньковский Василий, протопр. Очерки идеологии Русского студенческого христианского движения // Он же. Собрание сочинений. Т. 2. Москва : Русский путь, 2008. С. 246-251.
8. Зеньковский 2008б = Зеньковский Василий, протопр. Русское студенческое христианское движение: История, деятельность, задачи // Он же. Собрание сочинений. Т. 2. Москва : Русский путь, 2008. С. 361-387.
9. Зеньковский 2014 = Зеньковский Василий, протопр. Мое участие в Русском студенческом христианском движении // Он же. Из моей жизни. Воспоминания. Москва : Дом русского зарубежья им. А. Солженицына : Книжница, 2014. С. 38-238.
10. Зернов 1973 = За рубежом : Белград — Париж — Оксфорд : Хроника семьи Зерновых (1921-1972) / Под. ред. Н. М. Зернова, М. В. Зерновой. Париж : YMCA-Press, 1973. 561 с.
11. Зернов 1975 = Зернов Н. М. Русское студенческое христианское движение за рубежом // Русская религиозно-философская мысль XX века : Сборник статей / Ред. Н. П. Полторацкий. Питтсбург : Отдел славянских языков и литератур Питтсбургского ун-та, 1975. С. 92-98.
12. Колеров = Колеров М. А. Изнутри : Письма Бердяева, Булгакова, Нов-городцева и Франка к Струве. Переписка Франка и Струве (18981905/1921-1925). Москва : Изд. книжного магазина «Циолковский», 2018. 254 с.
13. Конференция = Конференция русских христианских студенческих кружков в Европе // Духовный мир студенчества. Прага. 1923. № 3. С. 21-41.
14. Струве = Струве Н. А. Пшеровская Пятидесятница // Вестник РХД. 1993. № 168. С. 3-4.
Список сокращений
ИМКА общепринятое название организации YMCA — Young Men's
Christian Association, Христианская ассоциация молодых людей
ВСХФ Всемирная Студенческая Христианская Федерация
РСХД Русское Студенческое Христианское Движение
References
1. "All-European Russian Student Conference in Prague". Dukhovnyi mir studenchestva, 1923, n. 2, p. 19 (in Russian).
2. Anderson P. F. (1985). "Berdyaev's years 1922-1939". The Vestnik of the RSCM, 1985, iss. 144, pp. 244-291 (in Russian).
3. Bulgakov Sergius, archpriest (1998). "From the memory of the heart. Prague (Diaries 1923-1924)", in Kolerov A. (ed.). Issledovaniiapo istorii russkoi mysli. Ezhegodnik za 1998 g. [Collection of Research on the History of Russian Thought. Yearbook 1998]. Moscow : Ob"edinennoe gumanitarnoe izdatel'stvo, pp. 105-111 (in Russian).
4. "Conference of Russian Christian Student Circles in Europe". Dukhovnyi mir studenchestva, 1923, n. 3, pp. 21-41 (in Russian).
5. "Excerpt from the minutes". Dukhovnyi mir studenchestva, 1923, n. 4, pp. 32-47 (in Russian).
6. Gutner U. A. (2015). "Russian Student Cristian Movement conferences as а manifestation of Orthodox church sobornost". Svet Khristov prosveshchaet vsekh : Al'manakh Sviato-Filaretovskogo pravoslavno-khristianskogo instituta, 2015, iss. 13, pp. 71-85 (in Russian).
7. Kolerov M. A. (2018). Iznutri: Pis'ma Berdiaeva, Bulgakova, Novgorodtseva i Franka k Struve. Perepiska Franka i Struve (1898-1905/1921-1925) [From within : Letters from Berdyaev, Bulgakov, Novgorodtsev and Frank to Struve. Correspondence of Frank and Struve (1898-1905/1921-1925)]. Moscow : Knizhnogo magazina 'Tsiolkovskii' Press (in Russian).
8. Struve N. A. (ed.). (2000). Bratstvo Sviatoi Sofii: Materialy i dokumenty 1923-1939 [The Brotherhood of St. Sophia : Materials and documents. 1923-1939]. Moscow : Russkii Put' : YMCA-Press (in Russian).
9. Struve N. A. (1993). "Pentecost of Psherov". Journal of the Russian Christian Movement, 1993, n. 168, pp. 3-4 (in Russian).
10. Zenkovsky Vasily, archpriest (2008). "Essays on the ideology of the Russian Student Christian movement", in Idem. Sobranie sochinenii [Collected works], v. 2. Moscow : Russkii put', pp. 246-251 (in Russian).
11. Zenkovsky Vasily, archpriest (2008). "Russian Student Christian Movement: History, Activities, Objectives", in Idem. Sobranie sochinenii [Collected works], v. 2. Moscow : Russkii put', pp. 361-387 (in Russian).
12. Zenkovsky Vasily, archipriest (2014). "My participation in the Russian student Christian movement", in Idem. Iz moei zhizni. Vospominaniia. Moscow : Dom russkogo zarubezh'ia im. A. Solzhenitsyna : Knizhnitsa, pp. 38-238
(in Russian).
13. Zernov N. M., Zernova M. V. (eds.) (1973). "Za rubezhom". Belgrad — Parizh — Oksford. Khronika sem'i Zernovykh (1921-1972) ["Abroad". Belgrade — Paris — Oxford. Chronicle of the Zernov Family (1921-1972)]. Paris : YMCA-Press (in Russian).
14. Zernov N. M. (1975). "Russian Student Christian Movement Abroad", in Poltoratskii N. P. Russkaia religiozno-filosofskaia mysl'XXveka : Sbornik statei [Russian religious and philosophical thought of the 20 th century : Collection of articles]. Pittsburg : Otdel slavianskikh iazykov i literatur Pittsburgskogo universiteta, pp. 92-98 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 03.08.2021; одобрена после рецензирования 09.09.2021; принята к публикации 29.09.2021