Научная статья на тему 'Обзор круглого стола в форме вебинара «Новеллы финансового законодательства» (15 декабря 2016 г. ) и студенческого круглого стола, посвященного памяти Н. И. Химичевой (16 марта 2017 г. )'

Обзор круглого стола в форме вебинара «Новеллы финансового законодательства» (15 декабря 2016 г. ) и студенческого круглого стола, посвященного памяти Н. И. Химичевой (16 марта 2017 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КРУГЛЫЙ СТОЛ / ВЕБИНАР / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ / FINANCIAL LAW / ROUND TABLE / WEBINAR / VIDEO-CONFERENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Инга Вадимовна, Ситник Александр Александрович

В настоящей статье приводится обзор выступлений преподавателей кафедры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на круглом столе «Новеллы финансового законодательства», проведенном 15 декабря 2016 г. совместно с кафедрой финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии с использованием технологий видеоконференции. Также в статье делается обзор студенческого круглого стола, посвященного памяти Н. И. Химичевой, проведенного данными кафедрами 16 марта 2017г. В статье подчеркивается важность дальнейшего расширения практики использования современных технологий в целях упрочения межкафедральных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Инга Вадимовна, Ситник Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE ROUND TABLE IN THE FORM OF A WEBINAR "NOVELS OF FINANCIAL LEGISLATION" ON DECEMBER 15, 2016 AND STUDENT ROUND TABLE DEVOTED TO THE MEMORY OF N.I. KHIMICHEVA ON MARCH 16, 2017

This article provides an overview of the reports of lectures of the Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSLA) at the round table "Novels of Financial Legislation" held on December 15, 2016 conducted together with the Chair of the Financial, Banking and Customs Law, Saratov State Law Academy, via video conference. This article also reviews the student round table devoted to the memory of N.I. Khimichevoy, held on March 16, 2017. The article stresses the importance of further expansion of the use of modern technologies in order to expand and consolidate interdepartmental relationships.

Текст научной работы на тему «Обзор круглого стола в форме вебинара «Новеллы финансового законодательства» (15 декабря 2016 г. ) и студенческого круглого стола, посвященного памяти Н. И. Химичевой (16 марта 2017 г. )»

И. В. Петрова*, А. А. Ситник**

Обзор круглого стола в форме вебинара «Новеллы финансового законодательства» (15 декабря 2016 г.) и студенческого круглого стола, посвященного памяти Н. И. Химичевой (16 марта 2017 г.)

Аннотация. В настоящей статье приводится обзор выступлений преподавателей кафедры Московского государственноого юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на круглом столе «Новеллы финансового законодательства», проведенном 15 декабря 2016 г. совместно с кафедрой финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии с использованием технологий видеоконференции. Также в статье делается обзор студенческого круглого стола, посвященного памяти Н. И. Химичевой, проведенного данными кафедрами 16 марта 2017г. В статье подчеркивается важность дальнейшего расширения практики использования современных технологий в целях упрочения межкафедральных связей.

Ключевые слова: финансовое право, финансовое законодательство, круглый стол, вебинар, видеоконференция.

001: 10.17803/1994-1471.2017.81.8.194-202

Новые технологии являются не только средством, обеспечивающим более широкое применение интерактивных методов обучения в высшей школе, но также и инструментом, позволяющим ускорить процесс обмена информацией и взаимодействия между различными научными школами. Широко используемая в настоящее время технология

видеоконференции способствует расширению межкафедральных связей, обмену знаниями и приобщению к традициям новых поколений исследователей. Стремясь к дальнейшему упрочению межкафедральных связей, сложившихся за долгие годы совместного общения, кафедра финансового права Московского государственного юридического университета

© Петрова И. В., Ситник А. А., 2017

* Петрова Инга Вадимовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) petrova-inga.888@yandex.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Ситник Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) aasitnik@gmail.com

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и кафедра финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии провели ряд мероприятий с использованием дистанционных технологий.Круглый стол в форме вебинара «Новеллы финансового законодательства»

15 декабря 2016 г. был подготовлен и проведен круглый стол в форме вебинара на тему «Новеллы финансового законодательства». С приветственным словом выступили заведующий кафедрой финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) доктор юридических наук, профессор Елена Юрьевна Грачева и заведующий кафедрой финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Елена Вячеславовна Покачалова. В работе вебинара приняли участие преподаватели кафедр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и СГЮА. Учеными были освещены значимые направления развития бюджетного, налогового законодательств, выявлены новеллы в сфере национальной платежной системы, сделаны выводы относительно перспектив налогового администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, проведен обобщающий анализ актуальных направлений развития финансового законодательства. Значимость подобного научного мероприятия не только обусловлена необходимостью осуществления межвузовского взаимодействия, но также заключается в потребности обмена предложениями, рекомендациями, являющимися значимыми для выстраивания научных и доктринальных представлений в современных условиях развития финансового законодательства, которые найдут отражение в преподавании финансового права.

Первым прозвучал доклад доктора юридических наук, профессора кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) О. В. Болтиновой на тему: «Характеристика содержательной составляющей основных понятий в проекте новой редакции Бюджетного кодекса РФ».

Как было отмечено в докладе, в проекте новой редакции БК РФ бюджет определяется как

форма образования и использования денежных средств в целях финансового обеспечения исполнения публичных обязательств соответствующего публично-правового образования. Между тем под бюджетом мы подразумеваем не просто форму образования и расходования денежных средств, а централизованный фонд денежных средств, который аккумулирует денежные средства и расходует их для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

Представляется, что бюджет — это универсальная категория, которая имеет материальную, экономическую и правовую природу.

Рассматривая бюджет, необходимо отметить следующие аспекты:

— во-первых, это акт высшей юридической силы (утверждается представительными органами государственной власти или решением местного самоуправления и принимается в форме закона или форме муниципального правового акта представительных органов муниципальных образований);

— во-вторых, бюджет — это централизованный фонд денежных средств (концентрирует финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций государства, доходы по источникам, расходы направляются по функциям государства и муниципальных образований);

— в-третьих, это финансовый план, который предусматривает доходы и расходы государства на определенный период времени, а именно с 1 января по 31 декабря на очередной финансовый год и плановый период;

— в-четвертых, это не просто финансовый план, а основной финансовый план государства (наряду с ним действуют финансовые планы предприятий, организаций, учреждений, сметы и т.д.);

— в-пятых, бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств государства и муниципальных образований.

В связи с этим, по мнению докладчика, в БК РФ необходимо закрепить следующее понятие бюджета: «бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денеж-

ного фонда публично-правового образования, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или муниципальных образований в форме закона (или в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципального образования) для финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований».

Кроме того, в проекте новой редакции БК РФ бюджетная система определяется не только как совокупность бюджетов, но также как совокупность участников бюджетного процесса.

С юридической точки зрения о системе можно говорить при одновременном наличии следующих признаков:

а) наличие единой правовой основы и упорядоченных средств правового регулирования:

б) сопоставимый правовой статус отдельных элементов;

в) правовая регламентация связей между элементами, диктуемых соображениями экономической целесообразности и правовой непротиворечивости.

Докладчик подчеркнул, что бюджетная система всегда определялась устройством государства, и в федеративном государстве она является трехуровневой. Включение в состав бюджетной системы не только совокупности бюджетов, но и участников бюджетного процесса носит противоречивый характер, поскольку мы тогда будем иметь несопоставимый правовой статус отдельных элементов бюджетной системы.

Следующим прозвучал доклад кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ю. К. Цареградской на тему «Финансово-правовое регулирование долговых отношений России в контексте изменений бюджетного законодательства». Докладчик, в частности, подчеркнул, что в условиях дефицита бюджета государство регулирует собственные долговые обязательства с учетом недостаточного объема доходной части бюджета. В связи с этим изменения бюджетного законодательства в 2016 г.

затрагивают отношения, во-первых, связанные с превышением верхнего предела государственного долга РФ при осуществлении заимствования без оговорок, которые были предусмотрены в предыдущей редакции БК РФ; во-вторых, характерные для внутреннего долга РФ, в части признания исполнения обязательств государства по ценным бумагам, выкупленным или полученным в результате обмена до наступления их даты погашения.

В докладе кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Е. Н. Горловой «К вопросу о возвращении страховых взносов в Налоговый кодекс Российской Федерации», было отмечено, что повторное включение страховых взносов в НК РФ положительно скажется на собираемости данного вида доходов государства, поскольку контроль за своевременностью, полнотой исчисления и уплаты страховых взносов будет осуществлять ФНС России. В то же время данные изменения свидетельствуют о непоследовательности законодателя в правовом регулировании данных платежей, поскольку сначала была обоснована отмена ЕСН и замена его на страховые взносы во внебюджетные фонды, а затем обосновывалась необходимость включения норм, регулирующих страховые взносы, обратно в НК РФ. Фактически было признано, что Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования не справились со своими обязанностями по администрированию страховых взносов.

Актуальные проблемы правового регулирования национальной платежной системы были освещены в докладе доктора юридических наук, профессора кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Л. Л. Арзумановой на тему «Национальная система платежных карт: финансово-правовой аспект».

Как было отмечено докладчиком, в рамках реализации национальной платежной системы получила развитие национальная система платежных карт1 (далее — НСПК), перед кото-

1 Акционерное общество «Национальная система платежных карт» создано 23 июля 2014 г. Уже 4 августа 2014 г. НСПК начала свою работу (см.: URL: http://www.nspk.ru/about/faq_nspk/).

рой стоит решение следующих стратегических задач:

— создание операционно-клирингового центра по обработке внутрироссийских операций по картам международных платежных систем;

— выпуск и продвижение национальной платежной карты «Мир».

Национальным финансовым советом Банка России была разработана Стратегия развития национальной системы платежных карт2 (далее — Стратегия), реализация которой осуществляется оператором НСПК во взаимодействии с Банком России, заинтересованными органами государственной власти РФ и профессиональными объединениями участников рынка розничных платежных услуг. Цели развития НСПК составляют основу Стратегии, суть которых сводится к обеспечению эффективного и бесперебойного оказания услуг по переводу денежных средств в России с использованием национальных и международных платежных инструментов. Достижение поставленных результатов возможно путем реализации следующих функций НСПК:

— осуществление переводов денежных средств с использованием национальных платежных инструментов;

— оказание услуг платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории Российской Федерации переводам денежных средств с использованием международных платежных карт.

Среди проблемных остается вопрос возможности использования карты «Мир» при оплате услуг за пределами Российской Федерации. На самом высоком уровне поставлена задача реализовать идею продвижения национальных карт за рубежом, в первую очередь в сотрудничестве с национальными платежными системами стран Евразийского экономического

союза — «БЕЛКАРТ» в Белоруссии и «Armenian Card» (ArCa) в Армении.

Предполагается также осуществлять прием карт платежной системы «Мир» через ко-бейджинговые программы с международными платежными системами. Так, например, в июне 2015 г. было заключено соглашение о выпуске кобейджинговых карт под брендами «Мир» и «Maestro», а в июле 2015 г. — соглашение о намерениях подписано с «JCB» и «American Express».

По замечанию докладчика, в доктрине встречаются противоположные точки зрения на развитие национальной платежной системы, в одной из которых отмечается, что «такой подход представляет собой скорее национализацию иностранной платежной системы, нежели создание ее альтернативы... расходы на создание платежного монополиста вряд ли окупятся выгодами для экономики»3.

Другие авторы пишут, что неверно «смешивать национальный характер национальной платежной системы и монополизацию платежной системы государством. Российское законодательство не может регулировать деятельность иностранных платежных систем. в целях защиты национальных интересов в нем устанавливаются. требования к тем субъектам иностранных платежных систем, которые находятся и осуществляют деятельность на территории нашей страны, включая требование об использовании процессинго-вых услуг»4. В свою очередь, по мнению Ланы Львовны, представляется возможным присоединиться к озвученной выше позиции, так как фундаментальная задача НСПК и платежной системы «Мир» заключается в обеспечении защиты государственных интересов при взаимодействии с иностранными платежными системами, которые выражены в обязанностях последних получать операционные и клирин-

Стратегия разработана НФС Банка России (протокол № 4 от 30 сентября 2014 г.), одобрена Советом участников и пользователей НСПК (протокол № 2 от 22 января 2015 г.).

Достов В. Л., Шуст П. М. Анализ страховых подходов к национальным платежным системам и их применимость в условиях России // Банковское право. 2014. № 3. С. 13.

Хоменко Е. Г., Тарасенко О. А. Национальная платежная система Российской Федерации и ее элементы : монография. М. : Проспект, 2016. С. 132.

2

3

4

говые услуги от операционного и клирингового центра НСПК.

В докладе кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) И. В. Лагкуевой были отражены изменения требований к кредитной организации при размещении на банковских депозитах бюджетных средств, связанные с изданием приказа Федерального казначейства от 5 сентября 2016 г. № 17н «О размере собственных средств (капитала) кредитной организации, в которой могут размещаться на банковских депозитах средства федерального бюджета». Так, в частности, Федеральное казначейство определило, каким капиталом должен обладать банк, для того чтобы Правительство могло хранить в нем на депозитах средства федерального бюджета. Согласно приказу казначейства размер собственных средств такой кредитной организации должен составлять не менее 250 млрд руб. (ранее — не менее 5 млрд руб.) по имеющейся в Центральном банке РФ отчетности на день проверки соответствия кредитной организации установленным требованиям.

Кроме того, приказом Федерального казначейства от 12 ноября 2016 г. определен размер собственных средств банков, претендующих на хранение бюджетных денег. С началом действия новых требований банки, у которых недостаточно собственного капитала, должны вернуть бюджетные средства, а Казначейство должно провести новые аукционы по их размещению.

Временно свободные средства федерального бюджета разрешено размещать на банковские депозиты еще с 2008 г., а с 2011 г. список пополнили деньги внебюджетных фондов и государственных корпораций. Необходимо это для защиты бюджетных денег от инфляции и в целях поддержки банков, нуждающихся в ликвидности.

По замечанию докладчика, за годы работы в этой системе выявились серьезные недостатки. Для справки: в прошлом году лицензий лишились 93 российских банка, в этом — больше 80. Некоторые из них имели доступ к бюджетным деньгам, что можно назвать угрозой экономической системе. Известно, что Фонд социаль-

ного страхования потерял в банке «Российский кредит» 900 млн руб. , у Росатома около 75 млн руб. осели на счетах в «АМБ банке».

Изначально к банкам установили льготные требования, что и привело к сложившейся ситуации. Ранее достаточным признавался размер собственного капитала кредитной организации в 5 млрд руб. Теперь требования к размеру собственных средств банков, которые могут хранить на депозитах бюджетные деньги, выросли в 50 раз — до 250 млрд руб. На сегодняшний день 6 российских банков соответствуют этим нормам: «ВТБ 24», «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк», «Альфа-банк» и «Россельхозбанк».

Также в ходе круглого стола прозвучал доклад кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) И. В. Петровой на тему «К вопросу о публичных финансах».

В докладе было отмечено, что правовая природа публичных финансов определяется экономическими отношениями в государстве, которые предопределяют развитие системы финансово-правовых механизмов, обусловленных потребностью в финансировании публичных направлений. Так, вопрос о соотношении частного и публичного права неоднократно поднимался в учебной и научной литературе, при этом прослеживается отсутствие четкого разграничения правового регулирования отдельных отношений нормами частного и публичного права, подобная ситуация является закономерной в условиях развития экономических отношений и их правового закрепления. Названное правовое явление, по мнению докладчика, характеризуется отсутствием системности при выстраивании научных подходов относительно механизмов правового регулирования конкретных правоотношений с привязкой их к предметной принадлежности. В результате этого происходит отраслевое перетягивание отдельных правовых институтов и «обрывистое» исследование правоотношений без учета взаимопроникновения частного и публичного права.

По замечанию Инги Вадимовны, именно в цивилистической науке появляются работы,

указывающие на конвергенцию частного и публичного права.

К. Каверин указывал, что частное и публичное так перемешаны и слиты, что разграничение их порой невозможно5. В подтверждение данного мнения Л. Л. Герваген обоснованно указывал на то, что неправильно усматривать гражданское право везде, где имеется частный момент, и публичное везде, где имеется публичный момент, так как область права — действия людей, которые регулируются правом, а моменты частный и публичный встречаются не только в области права, но и во многих других областях жизни весьма часто6. Обоснованно Э. Д. Соколовой высказано мнение о том, что разделение отраслей права на публичные и частные носит несколько условный характер, однако эта проблема остается значимой для науки и правоприменительной деятельности7.

По мнению докладчика, определяя «объем» и закрепление публичных финансов, необходимо в соответствии с правом собственности разграничить публичные финансы, находящиеся в собственности государства (муниципальных образований), и финансы, не являющиеся собственными для публично-правовых образований. На основании права собственности и реализации задач, функций государства, муниципальных образований выделено две

группы фондов денежных средств, в которых аккумулируются публичные финансы. К первой группе относятся: бюджеты публично-правовых образований, являющиеся собственными (ст. 13—15 БК РФ), бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов, финансы автономных8, бюджетных учреждений9, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Капитал и имущество Центрального банка РФ является собственностью Российской Федерации10. Включение финансов названных учреждений и организаций (имущество, доходы) обусловлено тем, что они являются собственностью Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, управление которыми осуществляется на праве хозяйственного ведения (или) оперативного управления11. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано12, подобное правило применимо и к бюджетным учреждениям.

Таким образом, выстроен механизм финансирования государственных и муниципальных задач за счет средств принадлежащих на праве собственности публично-правовым образованиям и аккумулированных в бюджетах бюджетной системы РФ и фондах денежных средств организаций.

См.: Кавелин К. Что есть гражданское право и где его пределы? СПб., 1864. С. 3.

См.: Герваген Л. Л. На чем основано разделение права на публичное и частное, гражданское? Пг., 1915. С. 32.

См., например: Соколова Э. Д. К вопросу о соотношении норм частного (гражданского) права и публичного (финансового) права в регулировании предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы частного и публичного права : сборник межвузовской научно-практической конференции. М., 2009. С. 49 ; СоколоваЭ. Д. Применение норм публичного (финансового) права и норм частного (гражданского) права в регулировании финансовой сферы // Финансовое право. 2015. № 3. С.10. См.: ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145 ; 2014. № 19. Ст. 2304.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790 ; 2009. № 29. Ст. 3618.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746 ; 2012. № 50 (ч. 5). Ст. 6963.

См.: ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626 ; 2012. № 50. Ст. 6963.

5

6

7

8

9

10

11

12

Вторую группу публичных финансов составляют финансы государственных корпораций, государственных компаний. Основанием подобной группировки является ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»13 — государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных,управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Следовательно, на основании не принадлежащего государству на праве собственности имущества и денежных средств решаются государственные задачи и функции.

В результате проведенного исследования было предложено определить публичные финансы как построенные на экономических отношениях фонды денежных средств, находящиеся в собственности государства и муниципальных образований, а также принадлежащие государственным (муниципальным) организациям на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, направленные на решение социально значимых или иных задач в соответствии с нормативными правовыми актами и уставами организаций.

Также в ходе круглого стола прозвучали доклады кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) А. В. Карташова на тему «К вопросу о развитии системы финансового контроля в свете проекта Бюджетного кодекса РФ»; кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) В. А. Мачехина на тему «Перспективные направления развития международного налогового права»; кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина

(МГЮА) О. С. Соболь на тему «Определение базы обложения при уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации».

Студенческий круглый стол, посвященный памяти Н. И. Химичевой

16 марта 2017 г. кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) совместно с кафедрой финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии был подготовлен и проведен студенческий круглый стол, посвященный памяти Н. И. Химичевой. Заведующие кафедрами Е. Ю. Грачева и Е. В. Покачалова в начале встречи отметили вклад Н. И. Химичевой в становление и развитие современного финансового права.

В работе круглого стола помимо преподавателей кафедр активное участие приняли студенты Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и СГЮА. С научным докладом выступили: соискатель кафедры финансового права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) И. Бутурлин на тему «Новые финансовые технологии»; студент 3-го курса Института права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Н. Васильев на тему «Правовое регулирование долговых отношений Российской Федерации»; студентка 3-го курса Института права Ю. Потапова на тему «Последствия государственного реформирования в области саморегулирования аудиторской деятельности: финансово-правовой взгляд на законодательные преобразования»; студент 3-й группы Института современного прикладного права Н. Ванюшин на тему «Актуальные вопросы бюджетного контроля в субъектах Российской Федерации»; студентки 4-го курса Института современного прикладного права О. Махтина и Э. Бегичева с темой «Вклад Н. И. Химичевой в развитие науки финансового права».

На круглом столе были рассмотрены основные направления научной деятельности

13 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145 ; 2014. № 19.Ст. 2304.

Н. И. Химичевой, освещены перспективы и проблемы современных реалий реализации финансово-правовых норм в соотношении с доктри-нальными представлениями ученого. Докладчикам задавались по темам исследований вопросы, ответы на которые вызывали активное, двустороннее обсуждение. В завершение были подведены итоги, заключающиеся в обобщении значимого и неоценимого вклада Н. И. Химичевой в развитие финансового права, оказавшего влияние на становление современных научных представлений в финансовой сфере.

Подводя итог, следует отметить, что проведенные с использованием технологии видеоконференции научные мероприятия в полной мере продемонстрировали и подтвердили свою эффективность.

В связи с этим кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина и финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии будут и в дальнейшем использовать подобный формат мероприятий для развития межкафедральных связей.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Герваген Л. Л. На чем основано разделение права на публичное и частное, гражданское? — Пг., 1915.

2. Достов В. Л., Шуст П. М. Анализ страховых подходов к национальным платежным системам и их применимость в условиях России // Банковское право. — 2014. — № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кавелин К. Что есть гражданское право и где его пределы? — СПб., 1864.

4. Соколова Э. Д. К вопросу о соотношении норм частного (гражданского) права и публичного (финансового) права в регулировании предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы частного и публичного права : сборник межвузовской научно-практической конференции. — М., 2009.

5. Соколова Э. Д. Применение норм публичного (финансового) права и норм частного (гражданского) права в регулировании финансовой сферы // Финансовое право. — 2015. — № 3.

6. Хоменко Е. Г. // Хоменко Е. Г., Тарасенко О. А. Национальная платежная система Российской Федерации и ее элементы : монография. — М. : Проспект, 2016.

Материал поступил в редакцию 5 июня 2017 г.

OVERVIEW OF THE ROUND TABLE IN THE FORM OF A WEBINAR "NOVELS OF FINANCIAL LEGISLATION" ON DECEMBER 15, 2016 AND STUDENT ROUND TABLE DEVOTED TO THE MEMORY OF N.I. KHIMICHEVA ON MARCH 16, 2017

PETROVA Inga Vadimovna — PhD in Law, Associate Professor at the Department of Finance Law,

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

petrova-inga.888@yandex.ru

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

SITNIK Aleksandr Aleksandrovich — PhD in Law, Associate Professor at the Department of Finance

Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

aasitnik@gmail.com

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

Review. This article provides an overview of the reports of lectures of the Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSLA) at the round table "Novels of Financial Legislation" held on December 15, 2016 conducted together with the Chair of the Financial, Banking and Customs Law, Saratov State Law Academy, via

Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8 (81) август REPRESENTATION

video conference. This article also reviews the student round table devoted to the memory of N.I. Khimichevoy, held on March 16, 2017. The article stresses the importance of further expansion of the use of modern technologies in order to expand and consolidate interdepartmental relationships.

Keywords: financial law, financial law, round table, webinar, video-conference.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Gervagen L. L. Na chem osnovano razdelenie prava na publichnoe i chastnoe, grazhdanskoe? — Pg., 1915.

2. Dostov V. L., Shust P. M. Analiz straxovyx podxodov k nacional'nym platezhnym sistemam i ix primenimost' v usloviyax Rossii // Bankovskoe pravo. — 2014. — № 3.

3. Kavelin K. Chto est' grazhdanskoe pravo i gde ego predely? — SPb., 1864.

4. SokolovaE'. D. K voprosu o sootnoshenii norm chastnogo (grazhdanskogo) prava i publichnogo (finansovogo) prava v regulirovanii predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Aktual'nye problemy chastnogo i publichnogo prava : sbornik mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — M., 2009.

5. Sokolova E' D. Primenenie norm publichnogo (finansovogo) prava i norm chastnogo (grazhdanskogo) prava v regulirovanii finansovoj sfery // Finansovoe pravo. — 2015. — № 3.

6. Xomenko E. G. // Xomenko E. G., Tarasenko O. A. Nacional'naya platezhnaya sistema Rossijskoj Federacii i ee e'lementy : monografiya. — M. : Prospekt, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.