Научная статья
УДК 614.8
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-156-162 NIION: 2003-0059-1/22-163 MOSURED: 77/27-003-2022-01-362
Обзор ключевых изменений в правовом режиме промышленной безопасности в связи с «регуляторной гильотиной» контрольно-надзорной деятельности
Наталья Витальевна Ковалева1, Станислав Борисович Немченко2, Виктор Михайлович Шеншин3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
2,3 Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Освещены изменения процедуры лицензирования в сфере экспертизы промышленной безопасности, внедрения обязательного досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов, нового порядка регистрации опасных производственных объектов и федерального государственного горного надзора, дистанционного контроля и электронного документооборота на опасных производственных объектах. Приведен перечень нормативных актов, утративших силу.
Ключевые слова: промышленное законодательство, промышленная безопасность, лицензирование, регистрация опасных производственных объектов, федеральный государственный горный надзор, дистанционный контроль, электронный документооборот на опасных производственных объектах
Для цитирования: Ковалева Н. В., Немченко С. Б., Шеншин В. М. Обзор ключевых изменений в правовом режиме промышленной безопасности в связи с «регуляторной гильотиной» контрольно-надзорной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 156-162. https://doi.org/-10.24412/2073-0454-2022-1-156-162.
Original article
Overview of key changes in the legal regime of industrial safety in connection with the «regulatory guillotine» of control and supervisory activities
Natalia V. Kovaleva1, Stanislav B. Nemchenko2, Viktor M. Shenshin3
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
2,3 Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Saint Petersburg, Russia
Abstract. The changes in the licensing procedure in the field of industrial safety expertise, the introduction of mandatory pre-trial appeal of decisions of control and supervisory authorities, the new procedure for registration of hazardous production facilities and federal state mining supervision, remote control and electronic document management at hazardous production facilities are highlighted. The list of normative acts that have become invalid is given.
Keywords: industrial legislation, industrial safety, licensing, registration of hazardous production facilities, federal state mining supervision, remote control, electronic document management at hazardous production facilities
For citation: Kovaleva N. V., Nemchenko S. B., Shenshin V. M. Overview of key changes in the legal regime of industrial safety in connection with the «regulatory guillotine» of control and supervisory activities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):156-162. (In Russ.). https://doi.org/-10.24412/2073-0454-2022-1-156-162.
© Ковалева Н. В., Немченко С. Б., Шеншин В. М., 2022
JURISPRUDENCE
Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции стала причиной выбросов значительного количества заражающих веществ в атмосферу; загрязнения обширных территорий (в Украине 41,75 тыс. кв. км, Беларуси 46,6 тыс. кв. км, европейской части России 57,1 тыс. кв. км). В результате аварии радиоактивному загрязнению подверглись территории 17 стран Европы общей площадью 207,5 тыс. кв. км. Сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 600 тыс. ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Радиоактивному облучению подверглись почти 8,4 млн жителей Белоруссии, Украины и России, из них было переселено почти 404 тыс. человек.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г. привела к большим человеческим жертвам и к значительным разрушениям самой станции. Масштабы этой аварии позволяют назвать ее крупнейшей техногенной катастрофой за последние, как минимум, четверть века, сопоставимой с аварией на Чернобыльской АЭС.
Помимо человеческих жертв, урон от аварии был следующий:
• разрушение гидроагрегатов N° 7 и № 9 в результате поступления воды на турбины, разрушение статоров и крестовин генераторов;
• крушение стен и перекрытий машинного зала около 2, 3 и 4 гидроагрегатов потоками воды и разлетающимися обломками, завал 3, 4 и 5 гидроагрегатов;
• дефицит мощности в энергосистеме Сибири, в результате этого было ограничено энергоснабжение на ряде кузбасских предприятий;
• отключение Саянского и Хакасского алюминиевых заводов, снижено энергоснабжение Красноярского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, а также завода ферросплавов в Кемерово.
На полную реконструкцию станции ушло более пяти лет, 41 млрд руб. был потрачен только на восстановление станции, не считая выплат пострадавшим, родственникам погибших и штрафов за экологический урон.
В акваторию Енисея попало около 40 т трансформаторного масла, которое распространилось на 130 км. В результате утечки масла погибло примерно 400 т промышленной форели в хозяйствах. Роспо-требнадзор оценил ущерб экологии в 469,4 млн руб.
29 мая 2020 г. в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду. Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норни-келя» и WWF, нефтепродукты не попали в озеро Пя-сино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку. По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам превышает 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу1.
По данным Правительства Российской Федерации, сейчас в России существует 46 контрольно-надзорных ведомств, которые проводят около 220 видов проверок на федеральном уровне, 50 проверок на региональном и 16 на муниципальном уровне. Обязательные требования к бизнесу при проверках содержат более 2 млн норм (из которых более 9 тыс. времен СССР), что затрудняет предпринимательскую деятельность [1].
Указанное положение создает немало сложностей при регламентации такого рода отношений, поэтому возник вопрос об их упорядочении и сокращении числа нормативных правовых актов, не соответствующих современным требованиям.
Необходимость реформы контрольно-надзорной деятельности была очевидна уже после 2010 г. Так, в Книге жалоб и предложений российского бизнеса за 2014 г. делался акцент на избыточности требований подзаконных актов — отраслевых и межотраслевых правил, а также на несоответствии норм и правил современным технологиям2. Регулярное поступление от предпринимателей предложений по упрощению процедур проверок также подтверждает необходимость нового подхода к регламентации данных правоотношений.
Одной из главных причин реформы контрольно-надзорной деятельности является устаревшая нормативная правовая база. Механизм «регуляторной гильотины» лег в основу реформы контрольно-над-
1 URL://https://ww.rbc.ru/busmess/04/06/2020/5ed7b3a19a-79470Ш58995Ь.
2 Книга жалоб и предложений российского бизнеса за 2014 г. / доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
зорной деятельности Российской Федерации по той причине, что для внедрения новых, более эффективных алгоритмов и правил возникла необходимость в отмене устаревших подзаконных актов. До 2019 г. Правительство Российской Федерации и комитеты при Министерствах делали упор на принятии федеральных законов, упуская из виду подзаконные акты. Поэтому результаты анализа, проведенного членами рабочих групп, продемонстрировали, что практически во всех сферах экономики действуют нормативные правовые акты, которые впервые были приняты еще во времена СССР, а затем продлевались два и более раза.
Нормативная правовая база, частично состоящая из подзаконных актов, принятых до 1990 г., не соответствует запросам современной экономики и выступает искусственной преградой для развития предпринимательской деятельности. Специально созданные рабочие группы, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2018 г. № 10263, признали избыточными и морально устаревшими 3003 подзаконных акта, в числе которых — приказы, инструкции, межотраслевые и отраслевые правила и пр.
Главными причинами, по которым эти документы были признаны утратившими актуальность, является:
• несоответствие инструкций и требований к технологическим процессам современным технологиям;
• наличие в подзаконных актах, разработанных во времена СССР, требований, которые невозможно выполнить в современных реалиях;
• наличие большого числа избыточных и дублирующих норм и правил в межотраслевых и отраслевых правилах, инструкциях и пр.;
• отсутствие в устаревшей нормативно-правовой базе ряда норм, правил и механизмов, позволяющих осуществлять контроль за законностью коммерческой деятельности в отдельных сферах экономики [2].
Контрольно-надзорная деятельность в сфере промышленной безопасности является ключевым элементом государственного регулирования промышленной безопасности.
Изменения правового режима промышленной безопасности в области контрольно-надзорной деятельности затронули следующие сферы.
1. Лицензирование в сфере экспертизы промышленной безопасности.
2. Обязательное досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов.
3. Новый порядок федерального государственного горного надзора
4. Отмена ряда нормативных актов.
5. Внедрение дистанционного контроля и электронного документооборота на опасных производственных объектах.
6. Новый порядок регистрации опасных производственных объектов.
Изменение правил лицензирования в сфере
экспертизы промышленной безопасности
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. № 14734 реализованы положения Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ5, предусмотрено, что правила лицензирования в сфере экспертизы промышленной безопасности изменяются с 1 марта 2022 г. Определен круг должностных лиц, уполномоченных на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Предусмотрено применение системы оценки и управления рисками. Определены нюансы ведения перечня объектов лицензионного контроля. В частности, объекты лицензионного контроля отнесены к одной из следующих категорий риска: высокий риск; средний риск; низкий риск. Получили правовую регламентацию выездные и документарные проверки, а также профилактические мероприятия (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование, профилактический визит). Прописан механизм обжалования действий (бездействия) и решений контролирующих лиц.
3 Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 (ред. от 31 декабря 2020 г.) «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов») //
4 Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. № 1473 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» // URL://www.pravo.gov.ru.
5 Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // URL://www.pravo.gov.ru.
jjÉiSk.
-^pr-
Обязательное досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов
Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц будет возможно только после их досудебного обжалования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 6636 определены виды государственного контроля, в отношении которых обязательное досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов применяется с 1 июля 2021 г. В указанный перечень включены контрольно-надзорные мероприятия, проводимые, в том числе, Ростехнадзором.
Новый порядок федерального государственного горного надзора
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 10747 утверждено новое положение о федеральном государственном горном надзоре, которым установлен новый порядок организации и осуществления федерального государственного горного надзора на участках недр, предоставленных их пользователям. Уполномоченным органом по-прежнему остался Ростехнадзор. Проведение горного надзора осуществляется в виде выездной и документарной проверки. Наряду с этим, не исключены профилактические мероприятия — информирование, объявление предостережений, профилактический визит и др. При проведении контроля за опасными производственными объектами продолжает использоваться система оценки и управления рисками, применяемая в области промышленной безопасности.
Отмена ряда нормативных актов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 11928 предусматривалась отмена и признание утратившими силу с 1 января 2021 г. отдельных актов, соблюдение требований которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора. Так, признаны утратившими силу, в том числе постановления Правительства Российской Федерации:
• от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;
• от 11 мая 1999 г. № 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.
Признана недействующей на территории России Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденная Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.
Внедрение дистанционного контроля и электронного документооборота на опасных производственных объектах
С 1 февраля 2021 г. в России проводится эксперимент по внедрению системы дистанционного контроля на опасных производственных объектах. Правовой основой служит постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2415. Участие на добровольной основе принимают организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие опасные производственные объекты, и подавшие в Ростехнадзор письменную заявку, приложив к ней проект соглашения о внедрении системы дистанционного контроля промышленной безопасности. Итогом проводимого эксперимента должен вы-
6 Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 663 (ред. от 30 июня 2021 г.) «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб» // URL://www.pravo.gov.ru.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1074 «О федеральном государственном горном надзоре» // URL://www.pravo.gov.ru.
8 Постановление Правительства РФ от 6 августа 2020 г. № 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.» // URL://www.pravo.gov.ru.
ступить полный перевод обязательной документации организации из бумажного в электронный вид. Провести такие действия можно в личном кабинете в системе дистанционного контроля промышленной безопасности, которая в автоматическом режиме проанализирует информацию и при необходимости — уведомит об ошибках. Нововведение позволит участникам эксперимента проверить себя самостоятельно и своевременно исправить нарушения.
На период реализации эксперимента не планируется проводить в отношении опасных производственных объектов, на которых внедрена система дистанционного контроля промышленной безопасности, традиционные для постоянного госконтроля (надзора) мероприятия — обход и осмотр, проверку работоспособности приборов и систем контроля безопасности, проверку пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в аварийных ситуациях.
Использование системы дистанционного контроля позволяет апробировать динамическую модель риск-ориентированного подхода в области промышленной безопасности, а также создает предпосылки по формированию методических, организационных и технологических условий для обеспечения возможности функционирования и дальнейшего применения системы дистанционного контроля.
Новый порядок регистрации опасных производственных объектов
Приказом Ростехнадзора от 24 мая 2021 г. № 1879 утвержден новый порядок регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в госреестре и ведения реестра заключений экспертизы промышленной безопасности. Так, сокращен срок регистрации при подаче заявлений через Единый портал госуслуг для объектов, если их адреса совпадают с адресами заявителей, с 20 до 5 рабочих дней в случае: использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (при отсутствии иных признаков опасности); использования котлов передвижных и транспортабельных установок; ведения буровых работ с использованием буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья. Относительно ведения реестра заключений срок сокращен с 5 до 4 рабочих дней.
Приказом Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. № 81 актуализированы перечни нормативных правовых
актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзо-ром в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Предусматривается перечень нормативных правовых актов, соблюдение обязательных требований которых осуществляется в рамках, в том числе, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности; федерального государственного строительного надзора; федерального государственного энергетического надзора; федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности10. Также установлен порядок ведения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, отнесенных к компетенции Ростех-надзора.
9 Приказ Ростехнадзора от 24 мая 2021 г. № 187 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. № 140, и в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. № 141» // URL://www.pravo.gov.ru.
10 Приказ Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. № 81 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности» // URL://www.pravo.gov.ru.
JURISPRUDENCE
Основными принципами государственной политики в области промышленной безопасности являются:
• соблюдение баланса общественных и частных интересов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
• обеспечение единства подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением.
Основными задачами такой политики выступают:
• внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности;
• совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня;
• развитие системы профилактики нарушений требований промышленной безопасности.
Это объясняет то, что контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена не на количество, а на качество, что привлечение к юридической ответственности не является самоцелью государственного надзора, а любая деятельность как по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений, мероприятий по контролю без взаимодействия, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, так и по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований должна осуществляться исключительно в рамках государственного надзора.
Таким образом, создана необходимая нормативно-правовая база, регулирующая контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности в новых условиях. А эффективность применения широкого спектра нормативных правовых актов при осуществлении, реализации «регуля-торной гильотины» в сфере промышленной безопасности в следующие несколько лет во многом будет зависеть от правоприменения. Принципы, продекларированные в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Фе-
дерации», позволяют заложить направления развития и формирования такой правоприменительной практики контрольно-надзорными органами.
Внедрение «регуляторной гильотины» в контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности повлечет позитивные последствия: позволит сформировать системное регулирование контрольно-надзорной деятельности, минимизировать административное давление, сократить излишние контрольно-надзорные проверки.
Список источников
1. Овчинникова В. А., Власова Е. Л. О некоторых вопросах «регуляторной гильотины» в Российской Федерации // Мировая наука. 2021. № 5 (50). С. 102-109.
2. Подколзина Е. А. Реформирование контрольно-надзорной деятельности Российской Федерации как правовое решение проблемы избыточности и морального устаревания нормативно-правовой базы // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 26. С. 723-727.
References
1. Ovchinnikov V. A., Vlasov, E. L. On some issues of the «regulatory guillotine» in the Russian Federation // the World of science. 2021. No. 5 (50). Р. 102-109.
2. Podkolzina E. A. Reforming the control and supervisory activities of the Russian Federation as a legal solution to the problem of redundancy and obsolescence of the regulatory framework // Innovations. The science. Education. 2021. No. 26. Р. 723-727.
Библиографический список
1. Ковалева Н. В. Государственное управление в сфере производства. Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: моногр. / под общ. ред. С. В.Запольского; рук. авт. кол. Ю. Л. Синичкина. М. : Прометей, 2017. С. 394.
2. Ковалева Н. В. Значение регуляторов в управлении цифровой экономикой. Публично-правовые средства эффективности развития экономики и финансов. Ч. 1. Публично-правовые средства цифрови-зации управления, экономического и социального пространства: моногр. / кол. авт.; под ред. Г. Ф. Руч-киной, М. А. Лапиной. М. : Русайнс, 2020. С. 78-85.
3. Ковалева Н. В. Особенности регламентации отношений с участием алгоритмов. Публично-правовые средства эффективности развития экономики и
финансов. Ч. 1. Публично-правовые средства цифро-визации управления, экономического и социального пространства: моногр. / кол. авт.; под ред. Г. Ф. Руч-киной, М. Ф. Лапиной. М. : Русайнс, 2021.
4. Шеншин В. М. Применение механизма «регу-ляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности Росгвардии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2021. № 1.
Bibliographic list
1. Kovaleva N. V. State management in the field of production. Forms and methods of public administration in modern conditions of development: monogr. / under the general ed. of S. V. Zapolsky; author's hand. Col. Yu. L. Sinichkin. M. : Prometheus, 2017. Р. 394.
2. Kovaleva N. V. The importance of regulators in the management of the digital economy. Public-legal means of economic and financial development efficiency. Part 1. Public-legal means of digitalization of management, economic and social space: monograph. / Col. avt.; ed. by G. F. Ruchkina, M. A. Lapina. M. : Rusains, 2020. P. 78-85.
3. Kovaleva N. V. Features of regulation of relations involving algorithms. Public legal means of efficiency of development of economy and Finance. Part 1. Public legal means of digitalization of governance, economic and social space: monograph. / Kol. avt.; ed. by G. F. Ruchkin, M. F. Lapina. M. : Rusyns, 2021.
4. Shenshin V. M. The use of the «regulatory guillotine» mechanism in reforming the control and supervisory activities of the Rosgvardiya // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. 2021. № 1.
Информация об авторах
Н. В. Ковалева — доктор юридических наук, доцент;
С. Б. Немченко — кандидат юридических наук, доцент;
В. М. Шеншин — кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
N. V. Kovaleva — Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;
S. B. Nemchenko — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
V. M. Shenshin — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.
The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.