Научная статья на тему 'Обзор изданий из фонда научной библиотеки Высшей школы народных искусств (академии) в области профессиональной подготовки художников косторезного искусства'

Обзор изданий из фонда научной библиотеки Высшей школы народных искусств (академии) в области профессиональной подготовки художников косторезного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
резьба по кости / косторезное искусство / художественная резьба / профессиональное образование / художник / Высшая школа народных искусств (академия). / bone carving / bone carving art / artistic carving / professional education / artist / Higher school of folk arts (Academy).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина Л.И.

Резьба по кости – один из древних видов прикладного искусства, сохраняющий традиционные стилистические особенности и в настоящее время. ХХI век – век технологий, когда в традиционные художественные промыслы для оптимизации отдельных операций внедряется механизация. Однако в создании высокохудожественных произведений косторезного искусства по-прежнему в приоритете ручная работа художника, что делает значимым овладение практическими навыками и технологическим приемами в подготовке художников. В обзоре представлены издания, содержащие главы, в которых рассматриваются материалы, инструменты и техника обработки кости и резьбы по ней. Особенное внимание сосредоточено на анализе изданий Высшей школы народных искусств, подготовленных Н.Д. Буториным и В.Н. Колобовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбина Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of publications from the scientific library’s fund of Higher school of folk arts (Academy) in the field of professional training of artists of bone-carving art

Bone carving is one of the ancient types of applied art that preserves traditional stylistic features at the present time. The XXI century is the century of technology, when mechanization is introduced into traditional crafts to optimize individual operations. However, in the creation of highly artistic works of bone-cutting art, the artist's manual work is still a priority, which makes it important to master practical skills and technological techniques in the training of artists. The review presents publications containing chapters that consider materials, tools and techniques for processing bone and carving on it. Special attention is focused on the analysis of publications of the Higher School of Folk Arts prepared by N.D. Butorin and V.N. Kolobov.

Текст научной работы на тему «Обзор изданий из фонда научной библиотеки Высшей школы народных искусств (академии) в области профессиональной подготовки художников косторезного искусства»

Книжная полка (обзоры и рецензии)

Рыбина Л.И., директор научной библиотеки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e-mail: Libakademij@yandex.ru

Rybina L.I., director of the scientific library of the Higher school offolk arts (academy), 191186, St. Peterburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: Libakadem ij@yandex. ru

Обзор изданий из фонда научной библиотеки Высшей школы народных искусств (академии) в области профессиональной подготовки художников

косторезного искусства Review of publications from the scientific library's fund of

Higher school of folk arts (Academy) in the field of professional training

of artists of bone-carving art

Аннотация. Резьба по кости - один из древних видов прикладного искусства, сохраняющий традиционные стилистические особенности и в настоящее время. XXI век - век технологий, когда в традиционные художественные промыслы для оптимизации отдельных операций внедряется механизация. Однако в создании высокохудожественных произведений косторезного искусства по-прежнему в приоритете ручная работа художника, что делает значимым овладение практическими навыками и технологическим приемами в подготовке художников. В обзоре представлены издания, содержащие главы, в которых рассматриваются материалы, инструменты и техника обработки кости и резьбы по ней. Особенное внимание сосредоточено на анализе изданий Высшей школы народных искусств, подготовленных Н.Д. Буториным и В.Н. Колобовым.

Ключевые слова: резьба по кости, косторезное искусство, художественная резьба, профессиональное образование, художник, Высшая школа народных искусств (академия).

Abstract. Bone carving is one of the ancient types of applied art that preserves traditional stylistic features at the present time. The XXI century is the century of technology, when mechanization is introduced into traditional crafts to optimize individual operations. However, in the creation of highly artistic works of bone-cutting art, the artist's manual work is still a priority, which makes it important to master practical skills and technological techniques in the training of artists. The review presents publications containing chapters that consider materials, tools and techniques for processing bone and carving on it. Special attention is focused on the analysis of publications of the Higher School of Folk Arts prepared by N.D. Butorin and V.N. Kolobov.

Keywords: bone carving, bone carving art, artistic carving, professional education, artist, Higher school of folk arts (Academy).

Произведения, созданные из кости животных, благодаря качеству художественного исполнения и стоимости материала часто ставят на одну ступень с предметами из драгоценных металлов. Предметы из слоновой кости, ископаемого бивня мамонта, цевки и рога входят в коллекции лучших музеев России и мира. Стилистичсекие традиции косторезного искусства, специфика технического исполнения, труд художников-косторезов неоднократно становились предметом научного осмысления искусствоведов, резчиков, педагогов.

Эволюция традиций косторезного искусства ХУШ - XIX вв. аспекте его регионально-исторических видов выявлена специалистом государственного Эрмитажа Ириной Николаевной Ухановой (р. 1927 г.) в исследовании «Резьба по кости в России ХУШ - XIX вв.» (1981 г.) [8]. Автор раскрывает специфику творчества холмогорских, якутских, нижегородских и петербургских резчиков; описывает художественно-технологические приемы резьбы по кости, особенности обработки кости в различные исторические периоды (рис. 1-2).

Рис. 1-2. Обложка и иллюстрации издания И.Н. Ухановой «Резьба по кости в России ХУШ - XIX веков»

Старинным видом косторезного искусства России, сформировавшимся в XVII в. и развивающимся до сих пор в с. Ломоносове Холмогорского района Архангельской области, является холмогорская художественная резьба по кости. Основные приёмы резьбы (сочетание ажурного орнамента с сюжетными рельефными изображениями, цветная гравировка, подкладка под ажурную резьбу цветной фольги, подкраска пластин кости) сложились в XVIII веке. В советское время промысел, переживавший со II половины XIX в. упадок, получил дальнейшее развитие. В 1930 г. была создана

профессионально-техническая школа, в 1932 г. выпускниками основана Холмогорская косторезная артель им. М.В. Ломоносова (ныне фабрика художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова).

Одним из первых исследований, посвященных этому

промыслу, стал труд М.В. Рехачева «Холмогорская резьба по кости» (1949 г.) [7]. Издание

последовательно знакомит с историей развития и современным состоянием традиционного художественного промысла: первая глава посвящена культурно-историческому очерку Поморского Севера; следующие раскрывать этапы развития

косторезного искусства на Севере, начиная с древнейших времен и до середины ХХ века. Автор отмечает, что, несмотря на то, что в столицу были увезены лучшие мастера, косторезное искусство в Холмогорах в XVII веке переживает стремительный подъем (рис. 3-4).

Известным холмогорским косторезом, сохравнишим промысел на рубеже веков и воспитавшим новое поколение художников, был Василий Петрович Гурьев (1871-1937), материал о котором выделен в отдельную главу.

Особое внимание в издание сосредоточено на анализе специфических технологических особенностей воплнения резьбы по кости; представлен обзор материалов и инструментов, техник обработки кости.

Художником, стоявшим у истоков формирования профильного высшего образования в холмогорском косторезном искусстве, был Николай Дмитриевич Буторин (1934-2013). Н.Д. Буторин - Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина. Долгое время преподававший в Ломоносовской школе художественной резьбы по кости, впоследствии стал заведующим кафедрой косторезного искусства в Высшей школе народных искусств (академии). Им была разработана методика обучения художников-резчиков на уровне высшего образования, создан комплекс программ [4].

Осмысление вопросов профессионального становления художника-резчика, размышления о специфике творческого процесса создания произведений косторезных искусства, свое отношение к искусству Н.Д. Буторин выразил в работе «Жизнь в любимом деле» (2011 г.) [2]. Автор

Рис. 3-4. Обложка и иллюстрации издания М.В. Рехачева «Холмогорская резьба по кости»

отмечал: «Искусство холмогорской резьбы по кости - явление сложное и не рядовое. Истоки его идут еще от Византии, от домонгольской Руси. Трудно представить холмогорскую кость без орнамента. Без него исчезнет самая отличительная черта нашего дела - красота и музыкальность ажурной резьбы. Для меня орнамент является одним из сильнейших факторов в передаче историзма, состояния природы, эмоционального звучания, ритмической организации произведения».

Издание сопровождает каталог с цветными фотографиями работ художника, которые можно использовать как наглядный материал в обучении художников-косторезов (рис. 5-6).

Рис. 5-6. Обложка и разворот издания Н.Д. Буторина «Жизнь в любимом деле»

В настоящее время в Высшей школе народных искусств (академии) дело Учителя продолжает Василий Николаевич Колобов (р. 1983) - кандидат педагогических наук, заведующий косторезной мастерской, автор комплекс учебно-методических пособий в области косторезного искусства.

Учебник «Материаловедение» (2017 г.) [3] - настольная книга для студентов, изучающих традиционные художественные промыслы резьбы по кости (рис. 7). В учебнике раскрыты основные понятия косторезного искусства и дана базовая информация об используемых поделочных материалах -бивне мамонта и цевке, особенностях работы с оленьими рогами и клыками моржа. Автор отмечает, что несмотря на то, что у каждого исторического центра резьбы по кости есть свои стилистические

Рис. 7. В.Н. Колобов. Учебник «Материаловедение», 2017 г.

особенности, все они используют одни и те же поделочные материалы - это расширяет возможности использования учебника и в других центрах косторезного искусства. Теоретический материал проиллюстрирован рисунками, таблицами и фотографиями художественных изделий из кости, выполненных студентами Высшей школы народных искусств (академией).

Учебное пособие «Проектирование» (2016 г.) [5] напротив, раскрывает основные этапы творческого процесса создания художественных произведений именно в области холмогорского косторезного искусства - от замысла до конечного проекта, по которому будет выполняться работа. Содержание разделено на восемь тем, каждая из которых дает представление о специфике проектирования ажурных вставок с орнаментами и женских украшений, анималистических скульптурных композиций и декоративных панно, токарных работ. Каждая тема сопровождается иллюстрациями, вопросами для самоконтроля и заданиями для самостоятельной работы (рис. 8-10).

Cgi I Iii-I fg rcpGypi . I i

2016

Рис. 8-10. В.Н. Колобов. Обложка и иллюстрации учебного пособия «Проектирование», 2016 г.

Аспект воплощения разработанных проектов в материале, последовательность ведения работы, трудности, которые характеризуют каждый этап проанализированы в учебном пособии «Технология художественной резьбы по кости» (2018 г.) [6]. Автором даны как общие сведения о характерных приемах работы с различными видами кости, так и специфические для холмогорского косторезного промысла приемы (рис. 11).

Перечень учебных и научных изданий научной библиотеки Высшей школы народных искусств (академии) дополняет исследование И. Баталовой «Резьба по кости» [1] (рис. 12). Издание состоит из семи глав: исторический очерк; материалы, инструменты и оборудование; предварительные и отделочные операции; виды художественной обработки кости; композиционные материалы; последняя глава - своими руками. Книга знакомит с историей знаменитых косторезных промыслов, дает общее

представление о художественной обработке различных видов кости и рога. Особое внимание автор уделяет практическим рекомендациям по выполнению ажурной, рельефной и скульптурной резьбы, гравирования и тиснения. Данная

работа будет полезна для первого особенностями косторезного искусства.

общего знакомства с основными

РЕЗЬБА

ПО кости

ОБРЛбОТйЛкОСГН

инстЛмЬ-пы

И ТЫГтОПйГИЯ

?ААПЛЧНУЕ ЙЧШ РЁЙЬбЫ

Рис. 11. В.Н. Колобов. Учебное пособие «Технология художественной резьбы по кости», 2018 г.

Рис. 12. И. Баталова. «Резьба по кости: 500 практических советов», 2006 г.

Анализ исследований фонда научной библиотеки Высшей школы народных искусств (академии) в области косторезного искусства позволяет утверждать, что значимыми трудами в области профессионального образования будущих художников резьбы по кости являются научные исследования коллектива Академии. Именно они дают системное представление о художественно-эстетическом своеобразии и сущности технико-технологических процессов художественной резьбы по кости, обеспечивая последовательное формирования профессионального мастерства будущих художников в области косторезного искусства.

Литература

1. Баталова И. Резьба по кости: 500 практических советов / Ирина Баталова. - Москва: Эксмо, 2006. (ОАО Можайский полигр. комб.). - 160 с. -(Школа ремесла).

2. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле / Н.Д. Буторин, вступ. ст. И.Я. Богуславской. - Архангельск: ОАО «Правда Севера», 2G11. - 12G с.

3. Колобов B.H. Материаловедение: учебник для студентов -будущих художников в области традиционных художественных промыслов России: профиль «Художественная резьба по кости». - Санкт-Петербург: BШHИ, 2G17. - 79 с.

4. Колобов B.H. Н.Д. Буторин: взгляд художника и педагога на косторезное искусство и образование через призму времени // Педагогика искусства. - 2G19. - № З. - С. 194-2G2. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kolobov_194-2G2.pdf (дата обращения: G9.G9.2G22).

5. Колобов B.H. Проектирование: учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Профиль «Художественная резьба по кости» / B. Н. Колобов. - Санкт-Петербург: BffiHH, 2G16. - 45 с.

6. Колобов B.H. Технология художественной резьбы по кости: учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Профиль «Художественная резьба по кости» / B.H. Колобов. - Санкт-Петербург: BШHИ, 2G18. - 8З с.

7. Рехачев М^. Холмогорская резьба по кости. - Архангельск: Арханг. обл. гос. изд-во, 1949. - 95 с.

8. Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIII - XIX веков. -Ленинград: Художник РСФСР, 1981. - 24G с.

References

1. Batalova I. Rez'ba po kosti: 5GG prakt. sovetov / Irina Batalova. -Moskva: Eksmo, 2GG6. (OAO Mozhajskij poligr. komb.). - 16G s. - (SHkola remesla).

2. Butorin N.D. ZHizn' v lyubimom dele / N.D. Butorin, vstup. st. I.YA. Boguslavskoj. - Arhangel'sk: OAO «Pravda Severa», 2G11. - 12G s.

3. Kolobov V.N. Materialovedenie: uchebnik dlya studentov -budushchih hudozhnikov v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov Rossii: profil' «Hudozhestvennaya rez'ba po kosti». - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2G17. - 79 s.

4. Kolobov V.N. N.D. Butorin: vzglyad hudozhnika i pedagoga na kostoreznoe iskusstvo i obrazovanie cherez prizmu vremeni // Pedagogika iskusstva.

- 2G19. - № З. - S. 194-2G2. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kolobov_194-2G2.pdf (data obrashcheniya: G9.G9.2G22).

5. Kolobov V.N. Proektirovanie: uchebnoe posobie dlya bakalavrov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». Profil' «Hudozhestvennaya rez'ba po kosti» / V. N. Kolobov.

- Sankt-Peterburg: VSHNI, 2G16. - 45 s.

6. Kolobov V.N. Thnologiya hudozhestvennoj rez'by po kosti: uchebnoe posobie dlya bakalavrav, obuchayushchihsya po napгavleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i naгodnye pramysly». Pгofil' «Hudozhestvennaya гez'ba po kosti» / V.N. Kolobov. - Sankt-Pete^m^: VSHNI, 2G1B. - 83 s.

V. Rekhachev M.V. Holmogoгskaya rez'ba po kosti. - Aгhangel'sk: AAang. obl. gos. izd-vo, 1949. - 95 s.

B. Uhanova I.N. Rez'ba po kosti v Rossii XVIII - XIX vekov. - Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1981. - 24G s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.