УДК 745.55 https://doi.org/10.24411/2587-6112-2020-10040
К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ХОЛМОГОРСКОЙ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
© 2020 г. С.В. Карпухин
Развитие декоративно-прикладного творчества является неотъемлемой частью нашей истории. Старинные изделия несут в себе историю прошлого, передают определенные традиции, знания новым поколениям. Художественные произведения из кости являются дорогими не только в плане стоимости, но, в первую очередь, в плане исторической ценности и значимости. Смотря на произведения старинных мастеров, невольно удивляешься их высокому таланту, умению ажурной резьбы. Холмогорский промысел имеет долгую и трудную историю, историю взлетов и падений. Но, не смотря на все это, холмогорская резьба по кости продолжает развиваться и совершенствоваться, рождая все новых и новых талантливых мастеров.
Ключевые слова: холмогорский промысел, резьба по кости, косторезное ремесло, декоративно-прикладное творчество, Холмогоры.
DEVELOPMENT HISTORY OF KHOLMOGORSKAYA BONE CARVING. LITERATURE REVIEW
S.V. Karpuhin
The development of arts and crafts is an integral part of our history. Antique items carry the history of the past, pass on certain traditions and knowledge to new generations. Artistic works made of bone are expensive not only in terms of the material value, but, first of all, in terms of the historical value and significance. Looking at the works of ancient masters, one can only be surprised by their high talent and openwork carving skill. The Kholmogory fishery has a long and difficult history, a history of ups and downs. But, despite all this, Kholmogory bone carving continues to develop and improve, giving birth to ever more talented craftsmen.
Keywords: Kholmogory craft, the bone carving, the bone carving craft, arts and crafts, Kholmogory.
Первые летописные упоминания о поселении Холмогоры (Колмогоры) в устье Северной Двины относятся к XIV в. (Быстрова, 2007, с. 60-65), однако косторезный промысел на Севере России был известен уже с Х-ХШ веков. Задолго до строительства Петербурга Холмогоры (с 1584 г. - Архангельск) были единственными морскими воротами России, открытыми для торговли с Западом. Среди вывозимых с Севера через Холмогоры природных богатств особым спросом пользовались клыки моржа и бивни мамонта. К сожалению, самые древние архивы Холмогор сгорели во время многочисленных пожаров, поэтому в настоящее время невозможно достоверно установить имена мастеров или конкретные упоминания о заказах, в том числе и относящиеся к XVI - началу XVII веков.
К первым упоминаниям о холмогорских мастерах можно отнести сведения о том, что в 1633-1634 годах устюжанин Фока Сидоровых привёз «с Холмогор» 215 гребней слоновых и «50 игор костей зерневых». В середине XVII в. при ремесленной управе в Холмогорах учёт работающих по кости мастеров не вёлся, а косторезный цех не значился. «Семён» (Проко-
пий Борисович по кличке «Семко») и Евдоким (Иванович) Шешенины - дядя и племянник, упомянутые в указе 1657 г., являлись первыми, чьи имена и род профессиональной деятельности документально были подтверждены. Даты рождения мастеров неизвестны. Они были уже сложившимися мастерами и по государеву указу вывезены для работы в Москву. Учитывая уровень мастерства резчиков и количество мастеров второй половины XVII в., работавших в Оружейной палате Москвы, а также сложившийся единый стиль холмогорской резьбы, можно полагать, что резьбой по кости непосредственно в Холмогорах занимались как минимум за 100-150 лет до вызова Шешениных в Москву (Быстрова, 2007, с. 60-65).
Ко второй половине XVII столетия уже был выработан основной художественный приём оформления холмогорских изделий - сквозные ажуры. Складывались растительные и геометрические орнаменты, способы монтировки, а также основной ассортимент изделий. Знаменитый холмогорский завиток - это не что иное, как рокайль XVIII в., времени, когда первенство в мастерстве резьбы по кости на
севере России принадлежало холмогорским умельцам. С этих пор промысел развивается в русле общехудожественных стилевых изменений, что не столь характерно для народных промыслов (Быстрова, 2007, с. 60-65).
Одним из наиболее известных мастеров этого времени является Дудин Осип Христо-форович (1714-1785 гг.), родившийся в семье помора в д. Денисовка Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии. С 1757 года работал в Санкт-Петербурге мастером костяного цеха (Холмогорская резьба по кости конца ХУ11-ХХ веков, 1984, с. 44). Осип Христофорович был связан узами землячества с М.В. Ломоносовым, что сыграло немаловажную роль в его судьбе. В «Петербургских ведомостях» печатались объявления о резчике Дудине, что он, костяных дел мастер, делает костяные резные вещи - шахматы, марки, табакерки, ручки к чайникам, кофейникам, пуншевым ложкам, к ножам черенья, шкатулы, баулы, кабинеты и трости из разных дорогих пород дерева, смычки, паникадила, архиерейские посохи и так далее (Уханова, 1969, с. 112). В 1770-х годах Дуди-ным были выполнены две большие кружки с портретными изображениями русских князей и царей. Одна из них, с шестью портретами, от Петра I до Екатерины II, была предназначена «будущим родам на посмотрение» и хранилась в одном из богатейших собраний всяких редкостей - ризнице Соловецкого монастыря (Уханова, 1969, с. 16).
Творчество Дудина как бы подводит итог целому периоду развития косторезного дела. Затейливость и утонченность декоративного рисунка орнаментальной резьбы, ее мягкая пластичная моделировка, тонкое использование цветных контрастов, то есть то, что постепенно развивалось в творчестве отдельных холмогорских косторезов, нашло наиболее совершенное выражение и в произведениях Осипа Христофоровича (Уханова, 1969, с. 112).
К концу XIX в. косторезный промысел в Холмогорах оказался на грани исчезновения. Причиной упадка послужила неконкурентоспособность трудоёмких в изготовлении резных бытовых мелочей из кости фабричному производству: изготовление и экспорт пуговиц, мелкой галантереи (шпилек, брошек, запонок, гребней) было поставлено на промышленную основу. Но, несмотря на это, в 1867 г. холмогорские резчики участвовали во Всемирной выставке в Париже, где
своими изделиями произвели благоприятное впечатление на французских модниц, которые и сегодня являются одними из самых активных покупательниц холмогорской резной бижутерии (URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ ryabinin-1999/219.html).
Общий экономический кризис рубежа XIX-XX веков ослабил интерес к дорогим предметам роскоши, а снизившиеся объёмы экспорта и внутреннего потребления привели к резкому сокращению количества мастеров, которые переехали из Холмогор и Архангельска на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. На рубеже веков в Холмогорах действовала большая мастерская М.И. Перепёлкина, резчика, предпринимателя и наставника, обучавшего молодёжь в классе резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Одной из главных заслуг Перепёлкина можно считать профессиональную подготовку трёх мастеров, продолживших возрождение промысла уже в советское время, - Г.Е. Петровского, В.П. Гурьева и В. Т. Узикова (URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ ryabinin-1999/219.html).
Эти мастера обучили первое поколение советских резчиков, среди которых необходимо отметить заслуженного работника культуры М.А. Христофорова, бессменно руководившего фабрикой резьбы по кости с 1947 по 1984 годы. Автор известных работ, выполненных им в начале творческого пути (шахматы, 1933; Герб СССР; бюсты В.И. Ленина и И В. Сталина), в свою очередь, воспитал таких резчиков, как П.П. Черникович, В. А. Просвир-нин, А.Е. Штанг и многих других (URL: http:// kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-1999/219.html).
Первого октября 1934 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, «Диплом золотой медали» Всемирной выставки в Париже 1937 г. привлёк к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек советской России.
Что касается стилевого развития, то период с 1930-х по начало 1950-х годов прошёл под знаменем помпезности сталинского ампира, основанного на классике рубежа ХУШ-Х1Х веков. Конец пятидесятых годов XX века отмечается повествовательностью жанровых сюжетов, новой декоративностью и укруп-
нением форм. Шестидесятые не избежали влияния «сурового стиля» социалистического строительства. Семидесятые годы XX века стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приёмов и элементов в применении к современной советской тематике и стилистике.
Одним из наиболее известных мастеров советского времени является Геннадий Федорович Осипов, родившийся в 1945 году в Лешуконском районе Архангельской области. Окончив Ломоносовскую косторезную школу и отслужив в армии, он поступил на фабрику в 60-е годы XX века. Самыми значительными произведениями конца 70-х годов XX века, в которых уже видна рука сформировавшегося большого мастера, несомненно, являются произведения из собрания Архангельского музея изобразительных искусств - ваза «А. С. Пушкин» («Да здравствуют музы, да здравствует разум») и кубок «Поморье». Творчество Осипова многопланово. Его произведения выполнены в основном в традиционном стиле - это шкатулки, ларцы-теремки, гребни. Они украшены изображениями птиц и животных среди трав и ветвей. Всегда виртуозно исполнен и разнообразен по рисунку тонкий ажурный орнамент, окружающий плоский рельеф. В оформлении ларцов использован весь набор традиционных холмогорских приемов работы с костью. Здесь и сочетание белой и окрашенной кости, ажурная и глухая резьба, цветные гравированные изображения, глазковый орнамент (URL: http://kizhi.karelia. ru/library/ryabinin-1999/219.html).
Еще одним знаменитым художником-косторезом современности был Николай Дмитриевич Буторин (1934-2013 гг.). Он являлся заслуженным художником России, лауреатом Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1976 г.) за создание высокохудожественных произведений народного искусства. Н.Д. Буторин родился в селе Долгощелье Мезенского района Архангельской области. Учился в Ломоносовской художественной школе резьбы по кости (1949-52 гг.). Работал в артели резьбы по кости в селе Ломо-носово (1952-1953, 1962-1986 гг.). В 1967 г. Н.Д. Буторин стал членом Союза художников СССР. С 1971 по 1978 гг. преподавал в Худо -жественной школе резьбы по кости в Ломоно-сово.
Его работы созданы из различных материалов: простой кости, бивня мамонта, моржово-
го клыка, зубов кашалота, - многие из которых хранятся в Русском музее, Эрмитаже, в музеях Архангельска, в отечественных и зарубежных собраниях. Николай Буторин был одним из мастеров, создавших и развивших в первой половине XX в. новое направление в косторезной технике - гравюру по кости. С 2005 г. по 2012 гг. Н. Д. Буторин передавал свой опыт, умение, знание традиций косторезного промысла студентам Высшей школы народных искусств в городе Санкт-Петербурге. Распоряжением правительства Архангельской области от 2013 г. Художественному училищу резьбы по кости в селе Ломоносово в честь увековечивания памяти выдающегося мастера-костореза, художника, творца присвоено имя Н.Д. Буторина (URL: http://ya-zemlyak.ru/ nps.asp?id=51).
Николай Дмитриевич Буторин всегда ощущал холмогорскую резьбу частью русского декоративно-прикладного искусства. По этому поводу художник писал: «Если мы хотим, чтобы наше дело стояло в ряду большого искусства, национальной культуры, нам необходимо говорить со своим временем в полный голос. Жизнь многообразна, наполнена большими и малыми явлениями... И мы, мастера, своими средствами, языком искусства также можем говорить о вечных темах» (Медведева, 2013; с. 17).
На всём протяжении истории холмогорской резьбы по кости лучшие произведения становились как драгоценными подношениями, принимаемыми с особой благосклонностью царственными особами, так и дипломатическими подарками. Эта тенденция не только сохранилась, но и в значительной степени упрочилась в советский период: холмогорские резчики выполняли специальные подарки для Сталина, высокопоставленных чиновников и зарубежных гостей (Зубакин, 1931, с. 10-21).
Стоит отметить основные этапы технологического процесса резьбы по кости:
1. Разметка кости или клыка и распилка на соответствующие пластины или бруски (по расчету, сколько из данного бруска получится изделий данного сорта — ножей или мундштуков и пр.).
2. Очистка (обдирка кости) терпугом.
3. Обрезка пластинки или бруска косырем по требуемой форме изделия.
4. Набросок на кости карандашом рисунка рельефа или орнамента в общих чертах. По выражению резчиков: «накидка рисунка». Тут
же рисунок покрывается лаком, таким образом, предотвращается стирание.
5. Сверление основных дырочек сверлом.
6. Выпиливание лобзиком и втиральни-ком основных контуров.
7. Стачивание стамесками и удаление лишних частей кости.
8. Выявление деталей втиральниками и клепиками.
9. Деталировка мелкими стамесками.
10. Окончательная отделка рельефа резцом.
11. Выглаживание гладильщиком гладких частей изделия.
12. Шлифовка (сначала пемзой, затем мелом) (Зубакин, 1931, с. 10-21).
В качестве материала для резных изделий использовались следующие виды кости:
1) цевка (одна из костей ноги птиц, расположенная между голенью и пальцами);
2) моржовая кость (древняя «рыбья кость»);
3) мамонтовая; 4) слоновая; 5) современная «рыбья кость» (Зубакин, 1931, с. 10-21). Так как простая кость не имеет красивого оттенка, блеска, текстуры, как благородная мамонтовая или моржовая, мастера нашли интересный прием ее декоративного обогащения. Пластины кости окрашивались в интенсивно зеленый цвет, реже - в коричневый. Простая кость, обогащенная цветом, смотрелась как дорогой, благородный материал. Чередование белых и зеленых пластин придавало изделиям своеобразие и декоративность. Пластины кости украшались гравированным, так называемым глазковым орнаментом, распространенным у многих народов Севера с глубокой древности. Этот орнамент, состоящий из кружка с точкой
в центре, допускал бесконечное множество композиционных решений. Холмогорские мастера составляли из этого орнамента самые разные розетки, размещая их в соответствии с размером и направлением пластин кости (Абросимова, 1984, с. 19-23).
Холмогорский промысел имеет долгую и трудную историю, историю взлетов и падений. Но, не смотря на все это, холмогорская резьба по кости продолжает развиваться и совершенствоваться, рождая все новых и новых талантливых мастеров. Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки кости - ценного материала, каким в прошлом считалась и в настоящем остается моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба - это искусство, в котором костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, когда каждый штрих, каждая линия точно положены на предназначенное им место, а общее нераздельно дополняется частностями, и при этом одно неотделимо от другого. Резьба по кости - это искусство художника, понимающего и хорошо знающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы подкрепляется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное достояние русской культуры, явилось результатом многовекового процесса развития ремесла (Уханова, 2005, с. 8-9).
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Абросимова А.А., Катан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учеб. пособие для средн. ПТУ. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1984. 159 с, ил.
Быстрова Е.В. Холмогорская резьба по кости // Народное творчество. 2007. №3. С. 60-65.
Зубакин Б.М. Холмогорская резьба по кости. История и техника производства. Архангельск: ОГИЗ РСФСР - Сев. краев. изд-во, 1931. 73 с. С. 70-73.
Крестовская Н. О. 1999. Осиповы - мастера холмогорской резьбы по кости. URL: http://kizhi.karelia. ru/library/ryabinin-1999/219.html (дата обращения: 23.08.2020)
Медведева Ю. Жесткая спираль Николая Буторина: Николай Дмитриевич Буторин (7.12.1934 -10.04.2013) // Правда Севера. 2013. 17 апреля (№ 53). С. 17.
УхановаИ.Н. Русская художественная резная кость XVIII - начала XIX в. в собрании Эрмитажа. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1960. 38 с.
Уханова И.Н. Северорусская резная кость: XVIII - начала XIX в. Л.: Сов. художник, 1969. 112 с.
ЗЕМЛЯКИ. Дорога домой: Холмогорская резная кость URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=51 (дата обращения: 23.08.2020)
Информация об авторе:
Карпухин Сергей Васильевич, г. Москва, Россия ([email protected])
REFERENCES
Abrosimova, A. A., Kaplan, N. I., Mitlyanskaya, T. B. 1984. Khudozhestvennaia rez'bapo derevu, kosti i rogu: Uchebnoe posobie dlia sredn. PTU (Artistic Wood, Bone and Horn Carving: Study Guide for Secondary Vocational Training Schools). Moscow: "Vysshaia shkola" Publ. (in Russian).
Bystrova, E. V. 2007. In Narodnoe tvorchestvo. (FolkArt) 3, 60-65 (in Russian).
Zubakin, B. M. 1931. Holmogorskaia rez'ba po kosti. Istoriia i tehnika proizvodstva (Kholmogory Bone Carving. History and Manufacturing Technique) Arkhangelsk: "OGIZ" Publ., (in Russian).
Krestovskaya, N. O. 1999. Osipovy - mastera kholmogorskoi rezby po kosti (Osipovs - Kholmogory Bone Carvers). Available at: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-1999/219.html (Accessed: 23.08.2020) Medvedeva, Yu. 2013. In Pravda Severa (Truth of the North) 53, 17 (in Russian).
Ukhanova, I. N. 1960. Russkaja reznaja kost': XVIII- nachala XIXv. (Russian Artistic Carved Bone of the 18th - Early 19th cc. in the Hermitage Collection). Leningrad: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian).
Ukhanova, I. N. 1969. Severorusskaja reznaja kost': XVIII - nachala XIX v. (North Russian Carved Bone: 18th - Early 19th cc). Leningrad: "Sovetsky khudozhnik" Publ. (in Russian).
Zemliaki. Doroga domoi: Kholmogorskaya reznaia kost' (NATIVES. The Road Home: Kholmogory Carved Bone) Available at: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=51 (Accessed 23.08.2020).
About the Author:
Karpukhin Sergei V. Moscow, Russian Federation; [email protected]
Статья поступила в журнал 01.08.2020 г. Статья принята к публикации 01.09.2020 г.