Научная статья на тему 'ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ'

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ИНФОРМАЦИЯ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИКС / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИКС / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION AND CONSULTING SERVICE / INFORMATION / CONSULTING / FINANCING OF ICS / AGRIBUSINESS / FINANCING SYSTEMS / AGRICULTURAL PRODUCERS / ENTERPRISE SUPPORT FUND / ICS ORGANIZATION MODEL / CONSULTING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хитиева А.Ж., Шамарина А.В.

В статье дан обзор источников финансирования различных моделей организации информационно-консультационных служб. От объемов и организации финансирования в значительной мере зависят результаты функционирования службы, а, следовательно, и степень удовлетворения потребностей сельских товаропроизводителей в информационных и консультационных услугах. Система финансирования, в свою очередь, зависит от особенностей организации самой службы. Рассмотрены модели организации ИКС и методы финансирования каждой из них. Для обеспечения достоверности экономического анализа и обоснования сделанных выводов для исследования данной проблематики были использованы общенаучные и специальные методы. В результате анализа была предложена модель ИКС Кабардино-Балкарской республики и выявлены возможные источники ее финансирования. Предлагаемая модель ИКС имеет свои определенные особенности: ИКС создается в достаточно гибкой и приспосабливаемой к внешней изменяющейся среде форме некоммерческого партнерства; выделение в модели ИКС двух уровней управления - республиканского и районного; включение в структуру управления службы заинтересованных коммерческих предприятий; возможность использования аутсорсинга в деятельности ИКС. В работе определены функции участников информационно-консультационной деятельности в рамках предлагаемой организационной модели и этапы создания республиканской ИКС. А так же рассмотрена деятельность фонда поддержки предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики, оказывающей услуги информационно-консультационной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF SOURCES OF FINANCING INFORMATION AND ADVISORY SERVICES

The article gives an overview of the sources of financing of various models of organization of information and consulting services. The results of the functioning of the service, and, consequently, the degree of satisfaction of the needs of rural producers in information and consulting services, depend to a large extent on the volume and organization of financing. The financing system, in turn, depends on the characteristics of the organization of the service itself. The models of ICS organization and methods of financing each of them are considered. To ensure the reliability of the economic analysis and the substantiation of the conclusions made to study this issue, general scientific and special methods were used. As a result of the analysis, the ICS model of the Kabardino-Balkarian Republic was proposed and possible sources of financing were identified. The proposed ICS model has its own specific features: ICS is created in a form of non-profit partnership that is quite flexible and adaptable to an external changing environment; the allocation in the ICS model of two levels of government - republican and district; inclusion of interested commercial enterprises in the management structure of the service; the possibility of using outsourcing in the activities of ICS. The paper defines the functions of participants in information and consulting activities within the framework of the proposed organizational model and the stages of creating a republican ICS. Also, the activities of the Entrepreneurship Support Fund of the Kabardino-Balkarian Republic, which provides information and advisory services, were reviewed.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ»

УДК 338.436.33

Хитиева А. Ж., Шамарина А. В. Khitieva A. Zh., Shamarina A. V.

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

REVIEW OF SOURCES OF FINANCING INFORMATION AND ADVISORY SERVICES

В статье дан обзор источников финансирования различных моделей организации информационно-консультационных служб. От объемов и организации финансирования в значительной мере зависят результаты функционирования службы, а, следовательно, и степень удовлетворения потребностей сельских товаропроизводителей в информационных и консультационных услугах. Система финансирования, в свою очередь, зависит от особенностей организации самой службы Рассмотрены модели организации ИКС и методы финансирования каждой из них. Для обеспечения достоверности экономического анализа и обоснования сделанных выводов для исследования данной проблематики были использованы общенаучные и специальные методы. В результате анализа была предложена модель ИКС Кабардино-Балкарской республики и выявлены возможные источники ее финансирования. Предлагаемая модель ИКС имеет свои определенные особенности: ИКС создается в достаточно гибкой и приспосабливаемой к внешней изменяющейся среде форме некоммерческого партнерства; выделение в модели ИКС двух уровней управления - республиканского и районного; включение в структуру управления службы заинтересованных коммерческих предприятий; возможность использования аутсорсинга в деятельности ИКС. В работе определены функции участников информационно-консультационной деятельности в рамках предлагаемой организационной модели и этапы создания республиканской ИКС. А так же рассмотрена деятельность фонда поддержки предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики, оказывающей услуги информационно-консультационной службы.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, информация, консультирование, финансирование ИКС, агропромышленный комплекс, системы финансирования, сельхозтоваропроизводители, фонд поддержки предпринимательства, модель организации ИКС, консультационные услуги.

The article gives an overview of the sources of financing of various models of organization of information and consulting services. The results of the functioning of the service, and, consequently, the degree of satisfaction of the needs of rural producers in information and consulting services, depend to a large extent on the volume and organization of financing. The financing system, in turn, depends on the characteristics of the organization of the service itself. The models of ICS organization and methods of financing each of them are considered. To ensure the reliability of the economic analysis and the substantiation of the conclusions made to study this issue, general scientific and special methods were used. As a result of the analysis, the ICS model of the Kabardino-Balkarian Republic was proposed and possible sources of financing were identified. The proposed ICS model has its own specific features: ICS is created in a form of non-profit partnership that is quite flexible and adaptable to an external changing environment; the allocation in the ICS model of two levels of government - republican and district; inclusion of interested commercial enterprises in the management structure of the service; the possibility of using outsourcing in the activities of ICS. The paper defines the functions of participants in information and consulting activities within the framework of the proposed organizational model and the stages of creating a republican ICS. Also, the activities of the Entrepreneurship Support Fund of the Kabardino-Balkarian Republic, which provides information and advisory services, were reviewed.

Key words: Information and Consulting Service, information, consulting, financing of ICS, agribusiness, financing systems, agricultural producers, enterprise support fund, ICS organization model, consulting services.

Хитиева Аминат Жагафаровна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 075 71 14 E-mail: aminkahitieva@mail.ru

Шамарина Анна Викторовна -

студентка 5 курса специальности «Ветеринария» факультета ветеринарной медицины и биотехнологий, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 960 423 11 46 E-mail: shamarina1982@list.ru

Khitieva Aminat Zhagafarovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Computer Science, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 075 71 14 E-mail: aminkahitieva@mail.ru

Shamarina Anna Viktorovna -

5th year student of the specialty «Veterinary Medicine» of the Faculty of Veterinary Medicine and Biotechnology, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 960 423 11 46 E-mail: shamarina1982@list.ru

Введение. Повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики, особенно в современных условиях его развития, неразрывно связано с совершенствованием информатизации на всех уровнях управления АПК, возможностью получения сельскохозяйственными товаропроизводителями своевременной качественной и достоверной информации по интересующим их вопросам. Создание информационных механизмов в аграрном секторе становится особенно актуальным, когда информация и знания трактуются как важнейший ресурс, как элемент экономического потенциала хозяйственной системы АПК, который должен эффективно использоваться для достижения ее конкретных целей [1, 2].

Исходя из исторического опыта многих стран, доказана экономическая эффективность функционирования деятельности информационно-консультационной службы. Однако эффект от работы службы не всегда оказывается решающим аргументом при принятии государственных решений о формах и объемах ее финансирования в России. На фоне общего экономического кризиса в России правительство решает чаще текущие проблемы, в ущерб стратегическим целям развития экономики. Ни о каких инвестициях в создание сельскохозяйственной информационно-консультационной службы и бюджетном финансировании ее текущей деятельности не может идти и речи, потому как федеральный и местные бюджеты не способны обеспечить своевременную выплату зарплаты работни-

кам бюджетных сфер, когда безработица и нищета приобрели массовый характер. В свою очередь, поступления в бюджет прямо зависят от того, насколько эффективно работают производители, что в значительной мере является результатом работы ИКС. Следовательно, государство стоит перед выбором, каким задачам отдать приоритет, в частности, тактическим или стратегическим. В связи с этим, данная проблема на практике решается в условиях жесткого дефицита бюджета и при отсутствии возможностей искать дополнительные бюджетные источники финансирования, государство понимает необходимость деятельности службы и, прибегая к помощи органов управления, пытается переложить эти проблемы на товаропроизводителей. С этой целью пропагандируется необходимость деятельности службы на основе платы за информационно-консультационные услуги. При этом совсем не учитывается, что сельский товаропроизводитель из-за множества причин экономического, социального и психологического характера не может и не готов платить за советы и консультации. Для того, чтобы производитель поверил в то, что ему выгодно сотрудничество с ИКС, необходима активная деятельность службы [2, 3].

Методы и методология. Для обеспечения достоверности экономического анализа и обоснования сделанных выводов для исследования данной проблематики были использованы следующие общенаучные и специальные методы: субъектно-объектный, логический, сравнительного анализа.

Результаты исследования. Финансирование информационно-консультационной службы может осуществляться из нескольких источников:

1) из федерального и (или) местного бюджета;

2) грантов или спонсорской помощи;

3) коммерческой деятельности.

Вопросы финансирования занимают одно

из важнейших мест в деятельности информационно-консультационной службы [2]. От объемов и организации финансирования в значительной мере зависят результаты функционирования службы, а, следовательно, и степень удовлетворения потребностей сельских товаропроизводителей в информационных и консультационных услугах. Система финансирования, в свою очередь, зависит от особенностей организации самой службы.

Как уже известно, существует несколько моделей организации ИКС (рис. 1):

Рисунок 1 - Источники финансирования моделей организации ИКС

1. Службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления, министерства сельского хозяйства, региональных и местных управлений и департаментов.

2. Службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов (так называемая модель «land-grant» университетов), сельскохозяйственных колледжей и профильных школ.

3. Фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг.

4. Консультационные службы как подразделения коммерческих фирм.

5. Частные консультационные службы.

Каждая из представленных моделей обладает рядом преимуществ перед другими моделями, но, как правило, имеет и недостатки, часто, весьма существенные.

Каждой из моделей организации информационно-консультационной службы соответствует своя система финансирования, отражающая особенности данной конкретной формы.

При первой модели организации ИКС построение финансовых отношений адекватно финансированию государственных и муниципальных предприятий.

При второй модели организации ИКС (службы, организованные на базе университетов, сельскохозяйственных колледжей и профильных школ) построение финансовых отношений возможно по схеме некоммерческих организаций.

Для других форм ИКС (фермерские организации или объединения, консультационные службы как подразделения коммерческих фирм, частные консультационные службы) приемлемы финансовые отношения коммерческих организаций [4].

Мы предлагаем следующую модель ИКС в Кабардино-Балкарской республике на базе аграрного университета (рис. 2).

Предлагаемая модель ИКС имеет свои определенные особенности, среди которых можно выделить некоторые:

1. ИКС создается в достаточно гибкой и приспосабливаемой к внешней изменяющейся среде форме некоммерческого партнерства. Выбор данной формы обусловлен также общественным характером предоставляемых информационно-консультационных услуг, востребованных сельхозтоваропроизводителями, которые не имеют возможности их оплачивать.

2. Выделение в модели ИКС двух уровней управления - республиканского и районного. На республиканском уровне система интегрируется с министерством сельского хозяйства республики (непосредственно с отделом по бюджетному проектированию, финансированию и контролю). На районном уровне система охватывает межрайонные филиалы на базе районных управлений сельского хозяйства.

3. Создание информационно-консультационной службы на базе Кабардино-Балкарского ГАУ (КБГАУ) и включение в структуру управления на республиканском уровне научно-исследовательских институтов позволит в большей степени реализовывать функции ИКС по передаче сельскохозяйственным то-

варопроизводителям новых знаний, информации по производственно-технологическим, организационно-экономическим и правовым аспектам развития аграрного производства.

4. Включение в структуру управления службы заинтересованных коммерческих

предприятий, что даст возможность использовать их производственные и управленческие ресурсы, сокращая трансакционные издержки.

5. Возможность использования аутсорсинга в деятельности ИКС [5].

Рисунок 2 - Предлагаемая модель ИКС Кабардино-Балкарской республики [по данным 5]

Нами так же рассмотрена работа и функционирование одного из центров в Кабардино-Балкарской Республике. По данным республиканского информационного агентства в целях организации многоуровневой поддержки и развития системы сельскохозяйственной кооперации в Кабардино-Балкарской Республике создана некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики», которая наделена функциями регионального центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации [6].

Центр компетенций является одним из ключевых объектов инфраструктуры развития сельскохозяйственной кооперации. Основные задачи Центра компетенций заключаются в информационно-консультационной и методологической помощи кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, со-

провождении их при подготовке бизнес-планов и технико-экономических обоснований, заявок на получение субсидий из федерального и регионального бюджетов, организация и проведение семинаров и сессий, консультирования по использованию сервисов портала бизнес-навигатора, разработанного АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Региональный фонд «Центр поддержки предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики» (далее Центр) создан с целью предоставления финансовой и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) Кабардино-Балкарской Республики.

В Центре три структурных подразделения: Центр поддержки предпринимательства (ЦПП), Центр поддержки экспорта (ЦПЭ), Региональный центр инжиниринга (РЦИ).

ЦПП оказывает различные виды организационных и консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов МСП КБР, популяризацию предпринимательства и собственного дела.

ЦПЭ оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов МСП КБР, а также содействует их выходу на международные рынки товаров и услуг, повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.

РЦИ оказывает комплекс услуг, направленных на улучшение условий ведения бизнеса в республике, рост инновационной активности в сфере предпринимательства, содействие интенсивному технологическому обновлению регионального производства на базе новых технологий, реализацию отраслевого импортозамещения и преодоление сырьевой, компонентной и технологической им-портозависимости.

Учредителем Центра является Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.

По итогам 2018 года при помощи Центра поддержки было зарегистрировано 10 новых организаций. Получателями услуг Центра поддержки создано 34 рабочих места.

Центр поддержки предпринимательства активно продвигает свои услуги через официальный сайт, аккаунты в наиболее популярных социальных сетях (Инстаграм, Фейсбук, В контакте) [7].

Практическую значимость имеют предложенная модель ИКС КБР, методика выбора оптимальной организационной формы ИКС в регионе.

Основные теоретико-методологические и практические разработки доведены до уровня конкретных предложений и могут быть использованы в практической деятельности органов управления региона и предприятий.

Заключение. Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что функционирование информационно-консультационных служб вносит огромный вклад в развитие агропромышленного комплекса страны и есть необходимость развивать и поддерживать подобные центры. В КБР, как и в большинстве регионов РФ, в целом, сложились необходимые условия для дальнейшего развития информационного обеспечения управления на сельскохозяйственных предприятиях. Хотелось бы рекомендовать организацию отдельной информационно-консультационной службы на базе Кабардино-Балкарского ГАУ в поддержку уже имеющихся подобных служб.

Литература

1. Шафиева Э.Т. Влияние информационно-консультационной службы на устойчивое развитие АПК региона // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 57. С. 140-145.

2. Якимова О.Ю. Информационное обеспечение управления предприятиями АПК: теория, методология, практика: дис. ... докт. экон. наук. Йошкар-Ола, 2008.

3. Кошелев В.М. Модели организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России // ЦОК ИКС АПК. Статьи и выступления сотрудников. stvmk004.htm.

4. Организация и функционирование информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей / Коллектив авторов; под ред. В.М. Кошелева. М.: Издательство МСХА, 2000.

References

1. Shafiyeva E.T. Vliyaniye informatsionno-konsul'tatsionnoy sluzhby na ustoychivoye razvi-tiye APK regiona // NovaInfo.Ru. 2016. T. 4. № 57. S. 140-145.

2. Yakimova O.YU. Informatsionnoye obes-pecheniye upravleniya predpriyatiyami APK: teoriya, metodologiya, praktika: dis. ... dokt. ekon. nauk. Yoshkar-Ola, 2008.

3. Koshelev V.M. Modeli organizatsii infor-matsionno-konsul'tatsionnoy sluzhby v sel'skom khozyaystve Rossii // TSOK IKS APK. Stat'i i vystupleniya sotrudnikov. stvmk004.htm.

4. Organizatsiya i funktsionirovaniye infor-matsionno-konsul'tatsionnoy sluzhby dlya sel'skikh tovaroproizvoditeley / Kollektiv avto-rov; pod red.V.M. Kosheleva. M.: Izdatel'stvo MSKHA, 2000.

5. Лутфуллин Ю.Р., Сиразетдинов И.С. Формирование и оценка эффективности информационно-консультационной службы в региональном агропромышленном комплексе // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №42. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-i-otsenka-effektivnosti-informatsionno-konsultatsionnoy-sluzhby-v-regionalnom-agropromyshlennom-komplekse.

6. http://nalchik.bezformata.com/ -Новостной сайт «Без формата»

7. https://cppkbr.ru -Официальный сайт фонда «Центр поддержки предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики»

5. Lutfullin YU.R., Sirazetdinov I.S. Formiro-vaniye i otsenka effektivnosti informatsionno-konsul'tatsionnoy sluzhby v regional'nom agro-promyshlennom komplekse // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2011. №42. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-i-otsenka-effektivnosti-informatsionno-konsultatsionnoy-sluzhby-v-regionalnom-agropromyshlennom-komplekse.

6. http://nalchik.bezformata.com/ -Novostnoy sayt «Bez formata»

7. https://cppkbr.ru -Ofitsial'nyy sayt fonda «Tsentr podderzhki predprinimatel'stva Kabardi-no-Balkarskoy Respubliki»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.