Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INFORMATION AND CONSULTING SERVICE / AGRICULTURAL CONSULTING / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилова Ф.И.

В статье рассматриваются предпосылки, способствующие повышению эффективности системы информационно-консультационных служб. Разработка эффективного механизма взаимодействия науки, образования, производства и управления является актуальной задачей, от решения которой во многом зависят темпы и качество экономического роста в АПК. Информационно-консультационное обеспечение - один из важных компонентов этого механизма. Анализируется содержание системы сельскохозяйственного консультирования, которая должно быть единой и функционировать на четырех взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном, районном и поселковом. Взаимодействуя с департаментом научно-технологической политики и образования, отраслевыми НИИ, ведущими аграрными вузами, другими генераторами потенциально эффективных новшеств, Федеральный центр консультирования в постоянном режиме формирует базу данных о всех завершенных инновационных работах, освоение которых может принести сельхозпроизводителям существенный экономический эффект. По мнению автора, эффективность функционирования и развития сельскохозяйственного производства в современных условиях зависит по большому счёту от того, насколько руководители агрофирм обеспечены актуальной и всесторонней информацией о рынке и его перспективах. Это предполагает расширение сферы использования информации в сельскохозяйственном производстве, что и должны обеспечивать информационно-консультационные службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING INFORMATION AND ADVISORY SERVICES AS A CONDITION FOR ACTIVATING INNOVATION ACTIVITIES

The article discusses the prerequisites for improving the efficiency of the system of information and consulting services. The development of an effective mechanism of interaction between science, education, production and management is an urgent task, the solution of which largely determines the pace and quality of economic growth in the agro-industrial complex. Information and consulting support is one of the important components of this mechanism. The content of the agricultural advisory system is analyzed, which should be unified and operate at four interacting levels: federal, regional, district and township. Interacting with the department of science and technology policy and education, industry research institutes, leading agricultural universities, other generators of potentially effective innovations, the Federal Consulting Center continuously creates a database of all completed innovative work, the development of which can bring significant economic benefits to agricultural producers. According to the author, the efficiency of the functioning and development of agricultural production in modern conditions depends largely on the extent to which the heads of agrofirms are provided with up-to-date and comprehensive information about the market and its prospects. This implies an expansion of the use of information in agricultural production, which should and provide information and consulting services.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 334.72

Пилова Ф. И. Pilova F. I.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IMPROVING INFORMATION AND ADVISORY SERVICES AS A CONDITION FOR ACTIVATING INNOVATION ACTIVITIES

В статье рассматриваются предпосылки, способствующие повышению эффективности системы информационно-консультационных служб. Разработка эффективного механизма взаимодействия науки, образования, производства и управления является актуальной задачей, от решения которой во многом зависят темпы и качество экономического роста в АПК. Информационно-консультационное обеспечение — один из важных компонентов этого механизма.

Анализируется содержание системы сельскохозяйственного консультирования, которая должно быть единой и функционировать на четырех взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном, районном и поселковом. Взаимодействуя с департаментом научно-технологической политики и образования, отраслевыми НИИ, ведущими аграрными вузами, другими генераторами потенциально эффективных новшеств, Федеральный центр консультирования в постоянном режиме формирует базу данных о всех завершенных инновационных работах, освоение которых может принести сельхозпроизводителям существенный экономический эффект.

По мнению автора, эффективность функционирования и развития сельскохозяйственного производства в современных условиях зависит по большому счёту от того, насколько руководители агрофирм обеспечены актуальной и всесторонней информацией о рынке и его перспективах. Это предполагает расширение сферы использования информации в сельскохозяйственном производстве, что и должны обеспечивать информационно-консультационные службы.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, сельскохозяйственное консультирование, агропромышленный комплекс.

The article discusses the prerequisites for improving the efficiency of the system of information and consulting services. The development of an effective mechanism of interaction between science, education, production and management is an urgent task, the solution of which largely determines the pace and quality of economic growth in the agro-industrial complex. Information and consulting support is one of the important components of this mechanism.

The content of the agricultural advisory system is analyzed, which should be unified and operate at four interacting levels: federal, regional, district and township. Interacting with the department of science and technology policy and education, industry research institutes, leading agricultural universities, other generators of potentially effective innovations, the Federal Consulting Center continuously creates a database of all completed innovative work, the development of which can bring significant economic benefits to agricultural producers.

According to the author, the efficiency of the functioning and development of agricultural production in modern conditions depends largely on the extent to which the heads of agrofirms are provided with up-to-date and comprehensive information about the market and its prospects. This implies an expansion of the use of information in agricultural production, which should and provide information and consulting services.

Key words: information and consulting service, agricultural consulting, agro-industrial complex.

Пилова Фатима Исмаиловна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 960 428 04 40 E-mail: faty116.fp@gmail.com

Pilova Fatima Ismailovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel. 8 960 428 04 40 E-mail: faty116.fp@gmail.com

Введение. «В настоящее время в России делаются первые шаги в направлении улучшения информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, одним из которых является создание и функционирование информационно-консультационных служб» [2].

Важным аспектом деятельности информационно-консультационных служб является содействие сельским товаропроизводителям в принятии решений путем выбора из различных вариантов решения их проблем. Также важно, чтобы сельские товаропроизводители понимали суть своих проблем и четко представляли свои реальные цели и возможности, в чем, опять же им может содействовать служба.

Ход исследования. «Актуальность и производственная значимость информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны в современных условиях резко возрастает в связи со спадом производства в этой жизненно важной отрасли, оттоком высококвалифицированных и опытных специалистов из села, слабым внедрением достижений науки, современной техники и передового опыта. Направление данной деятельности в АПК всегда были достаточно многогранны, а в последние годы она становится объективно необходимой в связи с увеличением потребности в информации о системе знаний по технологии агропромышленного производства. Консультационная деятельность направлена на оказание практической квалифицированной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в организации и повышении эффективности производства продукции, ее переработки» [5].

Разработка эффективного механизма взаимодействия науки, образования, производства и управления является актуальной задачей, от решения которой во многом зависят темпы и качество экономического роста в АПК. Информационно-консультационное обеспечение

- один из важных компонентов этого механизма.

В настоящее время в отечественном АПК сформировались предпосылки, способствующие существенному повышению эффективности системы информационно-консультационных служб (ИКС), в том числе:

- сельское хозяйство получило статус приоритетной отрасли отечественной экономики;

- быстро развивается интеграция науки, образования и производства в АПК;

- сельскохозяйственное консультирование превращается в открытую и доступную систему знаний с налаженной обратной связью;

- система ИКС адаптируется к меняющимся потребностям сельскохозяйственных производителей и постепенно встраивается в систему научных и образовательных организаций;

- службы сельскохозяйственного консультирования создаются не только в региональных, но и в районных центрах, а также в других сельских поселениях.

Результаты исследования. Система сельскохозяйственного консультирования должна быть единой и функционировать на четырех взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном, районном и поселковом. На уровне федерального центра многогранную деятельность по созданию, распространению и освоению инноваций регулирует Минсель-хоз России, в структуре которого имеются специальные подразделения, ответственные за эффективное инновационное развитие отрасли. При Минсельхозе создан Федеральный информационно-консультационный центр, одна из главных задач которого состоит в методическом и научном обеспечении региональных центров консультирования. Важную роль этот центр призван играть и в обучении консультантов, работающих как на федеральном, так и на региональном уровнях. Взаимодействуя с департаментом научно-технологической политики и образования, отраслевыми

НИИ, ведущими аграрными вузами, другими генераторами потенциально эффективных новшеств, Федеральный центр консультирования в постоянном режиме формирует базу данных о всех завершенных инновационных работах, освоение которых может принести сельхозпроизводителям существенный экономический эффект. Сведения из этой базы доступны в режиме реального времени для региональных информационно-консультационных центров.

Функции региональных центров ИКС сходны с функциями федерального уровня, но их деятельность ориентирована, прежде всего, на проблемы конкретного региона с присущей ему специализацией и другими особенностями.

Районные консультационные центры призваны способствовать решению текущих и долговременных проблем АПК в соответствующих муниципальных формированиях. Они максимально приближены к хозяйствующим субъектам разных форм собственности, опираются на многолетние деловые контакты с руководителями и специалистами районных органов управления АПК, крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, представителями малого бизнеса.

На муниципальном уровне могут и должны открываться филиалы и представительства вышестоящих центров ИКС. Главная их задача - приобщать к инновационным достижениям фермеров, владельцев ЛПХ, членов садовых и огороднических товариществ и кооперативов, оказывать им другую необходимую помощь.

«Постиндустриальная экономика имеет перспективы, если информация и знания превращены в инновации, т.е. являются конечным результатом научно-технического или иного творчества, подготовленным к реализации в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [1].

«Информация является одним из важнейших средств достижения целей любого вида деятельности, именно поэтому в настоящее время информация занимает главное место во всех областях жизни. Предприятию нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья,

о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах и т.п.» [6].

«Необходимость внедрения и развития сети информационно-консультационных служб вызвана общим низким уровнем образованности сельского населения, невысокой квалификацией персонала, занятого в сфере сельскохозяйственного производства, способного самостоятельно и эффективно осваивать инновации и новые технологии производства и бизнеса, а также ограниченностью доступа к информационным ресурсам, особенно в глубинных районах страны» [4].

«В основной спектр вопросов, решаемых информационно-консультационными службами, входят вопросы экономики сельскохозяйственных предприятий, разработка программ социально-экономического развития организаций, бизнес-планов, маркетинговые проблемы развития предприятия, учет и контроль, внедрение на предприятиях автоматизированных систем учета, проблемы финансирования, поиск и привлечение инвесторов, бизнес-агентов, вопросы налогообложения, имущественные и земельные отношения и другие вопросы» [3].

Область применения результатов: агропромышленный комплекс.

Выводы. По нашему мнению эффективность функционирования и развития сельскохозяйственного производства в современных условиях зависит по большому счёту от того, насколько руководители агрофирм обеспечены актуальной и всесторонней информацией о рынке и его перспективах. Это предполагает расширение сферы использования информации в сельскохозяйственном производстве, что и должны обеспечивать информационно-консультационные службы.

Помимо прочего, высокая информационная компетентность работников АПК самым положительным образом сказывается и на разработке конкурентных стратегий предприятиями агропромышленного комплекса. Для соответствия же современным требованиям информационно-консультационные службы должны отличаться мобильностью, умением понимать особенности крестьянско-фермер-

ских хозяйств, как одних из основных потребителей услуг информационно-консультационных служб и предлагать актуальную, ис-

черпывающую и понятную для использования информацию.

Литература

1. Баутин В.М. Информационно-консультационная служба должна ориентироваться на инновации // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2012. Выпуск 2. С. 5-13.

2. Денисова Е.Н., Кувшинов А.И. Организация консультационной службы в АПК. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010.

3. Дерунова Е.А. Перспективы развития информационно-консультационного обслуживания в АПК // Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 54. С. 121-130.

4. Живаев А.П. Услуги информационно-консультационной службы и методы оценки эффективности ее функционирования // Аграрный вестник Урала. 2008. №8 (50). С. 2831.

5. Рогожина Т.В. Формирование информационно-консультационной службы в АПК // Вестник НГИЭИ. 2011. №6 (7). С. 128-140.

6. Сeмин А.Н., Шаньгина Ю.А. Отечественный и зарубежный опыт создания и развития информационно-консультационных служб // Аграрный вестник Урала. 2005. № 1 (25). С. 23-25.

References

1. Bautin V.M. Informatsionno-konsultatsion-naya sluzhba dolzhna orientirovatsya na innovat-sii // Izvestiya Timiryazevskoj selskokho-zyajstvennoj akademii. 2012. Vypusk 2. S. 5-13.

2. Denisova E.N., Kuvshinov A.I. Organizat-siya konsultatsionnoj sluzhby v APK. Orenburg: Izdatelskij tsentr OGAU, 2010.

3. Derunova E.A. Perspektivy razvitiya in-formatsionno-konsultatsionnogo obsluzhivaniya v APK // Vestnik Irkutskoj gosudarstvennoj sels-kokhozyajstvennoj akademii. 2013. № 54. S. 121130.

4. Zhivaev A.P. Uslugi informatsionno-kon-sultatsionnoj sluzhby i metody otsenki effektiv-nosti ee funktsionirovaniya // Agrarnyj vestnik Urala. 2008. №8 (50). S. 28-31.

5. Rogozhina T.V. Formirovanie informat-sionno-konsultatsionnoj sluzhby v APK // Vest-nik NGIEI. 2011. №6 (7). S. 128-140.

6. Semin A.N., Shangina Yu.A. Otechestven-nyj i zarubezhnyj opyt sozdaniya i razvitiya in-formatsionno-konsultatsionnykh sluzhb // Agrar-nyj vestnik Urala. 2005. № 1 (25). S. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.