Научная статья на тему 'Обзор инкубаторов США и опыта Остинского технологического инкубатора'

Обзор инкубаторов США и опыта Остинского технологического инкубатора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1258
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уиггинс Джоэл, Гибсон Дэйвид

История бизнес-инкубаторов в США насчитывает 25 лет. Сегодня их более 800. Большинство являются некоммерческими организациями, многие действуют при университетах. В настоящей статье дан общий обзор бизнес-инкубаторов в США и рассмотрен конкретный пример обладающего наградами Остинского технологического инкубатора (ОТИ), компании которого получили более 1.4 млрд. долларов дохода и создали около 3 000 рабочих мест. Авторы пришли к заключению, что для достижения успешности бизнес-инкубаторы должны реализовать следующие пять задач: (1) определить четкую метрику успеха; (2) обеспечить предпринимательское руководство; (3) разработать и предоставить дополнительные услуги компаниям-членам; (4) разработать рациональный процесс отбора новых компаний и (5) обеспечить компаниям-членам доступ к необходимым трудовым и финансовым ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор инкубаторов США и опыта Остинского технологического инкубатора»

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

Обзор инкубаторов США и опыта Остинского технологического инкубатора1

Джоэл Уиггинс и Дэйвид Гибсон,

Остинский технологический инкубатор, институт Ю2, Техасский университет в Остине

История бизнес-инкубаторов в США насчитывает 25 лет. Сегодня их более 800. Большинство являются некоммерческими организациями, многие действуют при университетах.

В настоящей статье дан общий обзор бизнес-инкубаторов в США и рассмотрен конкретный пример обладающего наградами Остинского технологического инкубатора (ОТИ), компании которого получили более 1,4 млрд долларов дохода и создали около 3000 рабочих мест. Авторы пришли

Введение

В известном нам теперь виде инкубаторы появились в США в 1970-е годы, хотя первый возник на заброшенном заводе Масси Фергюсона (Massey Ferguson) в Батавии, шт. Нью-Йорк, в 1959 г. «Другие заводы закрылись еще до Масси Фергюсона, но этот представлял особо жалкое зрелище», — говорит Джо Манкузо (Joe Mancuso), который, тем не менее, приобрел 850 000 кв. футов разбитых окон, протекающих крыш и заколоченных дверей. Позже инкубатор обеспечил более 3000 рабочих мест и по-прежнему остается столпом экономики региона.

Появление первых инкубаторов определялось стечением трех факторов. Первым была попытка использовать старые, незанятые производственные здания на бедствующих среднем западе и северо-востоке путем их разделения под мелкие компании. Вторым фактором было финансирование Национальной научной организацией возникающих университетских программ в области инноваций и предпринимательства. Третьей движущей силой стали отдельные успешные предприниматели или их группы, которые хотели передать свой опыт новым технологическим компаниям и вложить в них свои средства.

И все же к 1980 г. в США было лишь 12 бизнес-инкубаторов, и в период между 1984 и 1987 г. Управление по защите интересов мелких предпринимателей провело ряд мер по укреплению инкубационной деятельности. Управление провело региональные конференции для представления концепции инкубаторов разным регионам страны, издавало бюллетени и руководства по вопросам инкубации и, что особенно важно, поддержало учреждение Национальной ассоциации по бизнес-инкубации (НАБИ) в 1985 г.

1 Wiggins, J. and Gibson, D.V. (2003) «Overview of US incubators and the case of the Austin Technology Incubator», Int. J. Entrepreneurship and Innovation Management, Vol. 3, Nos. 1/2, 2003, pp. 56-66.

к заключению, что для достижения успешности бизнес-инкубаторы должны реализовать следующие пять задач: (1) определить четкую метрику успеха; (2) обеспечить предпринимательское руководство; (3) разработать и предоставить дополнительные услуги компаниям-членам; (4) разработать рациональный процесс отбора новых компаний и (5) обеспечить компаниям-членам доступ к необходимым трудовым и финансовым ресурсам.

Будучи ведущей в мире ассоциацией профессионалов в области инкубаторов, НАБИ увеличило членство с 40 до 1100 за последние 16 лет. В период между 1985 и 1995 г. число инкубаторов в США выросло в 15 раз с 40 до примерно 600 и почти до 850 сегодня. Первые инкубаторы сосредоточивали свои усилия на новых технологиях, легкой промышленности и услугах. Но по мере развития индустрии виды компаний, прошедших инкубаторы, значительно расширилось. Инкубация является весьма адаптивной формой соучастия бизнеса, и сегодня инкубаторы нацелены на такие самые разные отрасли, как биотехнология, экологически чистая энергия, керамические технологии, Интернет, программное обеспечение и телекоммуникации, высокие технологии и искусство. Промышленность обслуживает быстро растущие венчурные фирмы, а также мелкие предприятия, компании, владельцами которых являются женщины и представители меньшинств, и сельскую, пригородную и городскую среду2.

В США примерно 75% всех инкубаторов являются некоммерческими организациями, которые поддерживаются местными правительствами, вузами и/ или местными компаниями. В докладе НАБИ от 1998 г. этот показатель составляет более 90%. Однако в период «коммуникационной мании» произошел четко выраженный сдвиг в пользу коммерческих инкубаторов. К примеру, между августом 1999 г. и августом 2000 г., по некоторым оценкам, очередной коммерческий интернет-инкубатор создавался через день. Дэйв Райт (Dave Wright), аналитик Aberdeen Group, полагает, что число коммерческих инкубаторов выросло всего с 37 в январе 1998 г. до более чем 400 к июлю 2000 г. В попытке нажить капитал на новой экономике и пойти по следам Idealabs! Билла Гросса (Bill Gross) эти инкубаторы (также известные как «питомники», «эко-сети», «теплицы») получили внушительные суммы венчурного капитала. Idealabs!

2 Авторы признательны разным публикациям НАБИ и web-сайту www.nbia.org за многие детали во введении.

Таблица 1

Известные коммерческие инкубаторы в США и их резко снижающаяся оценка

2.

3.

Принадлежность

инкубатора

Бизнес-

технология

Технологический инкубатор (некоммерческий/коммерческий)

получила более миллиарда долларов, а «божественная» interVentures — более 600 млн до неутешительного выпуска в июле 2000 г. своих акций, откладываемого девять раз. Но упадок государственных секторов рынка, начавшийся в марте 2000 г., стал сигналом к прекращению деятельности многих этих интернет-инкубаторов. По прогнозам Райта, к 2003 г. лишь 150 из них будут продолжать какой-то бизнес. Тем не менее, следует отметить, что, если Райт и прав, количество коммерческих инкубаторов вырастет в четыре раза за пять лет (1998-2003 гг.). Табл. 1 иллюстрирует стремительное падение некоторых наиболее известных и пользовавшихся спросом коммерческих инкубаторов в США.

Корпоративные «межвенчурные предприятия» или «новые инициативные группы» являются еще одной формой коммерческих инкубаторов. За последние несколько лет крупные корпорации разработали несколько моделей инкубации. Некоторые (например, Intel, HP, Dell) учредили корпоративные венчурные фонды, из которых инвестируются начинающие компании вне корпорации. Другие, как Samsung, выделяют технологические группы для инкубации на стороне. Третьи, такие как UPS, Panasonic, Adobe, Ford, Lucent и Trilogy, создали более традиционные инкубаторы. Trilogy, частная компания, занимающаяся программным обеспечением в Остине на базе Техасского университета, дважды в год берет на себя руководство университетом Trilogy, куда компания направляет 150-250 новобранцев для претворения бизнес-планов до стадии интернет-компаний, таких как CarOrder.com, ApplianceOrder.com, CollegeHire.com, PCOrder.com. В компании считают, что эта уникальная предпринимательская среда обеспечивает ей конкурентное преимущество в деле привлечения и сохранения талантливых инженеров. В борьбу за инкубаторы вступили также консультационные компании и владельцы венчурного капитала (Austin Ventures, Benchmark Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers).

Авторы считают, что для достижения успеха в будущем коммерческим инкубаторам необходимо следующее:

1. Сбалансировать потребность диверсификации холдинг-компаний и при этом повышать компетентность в отношении конкретных отраслей. Принимать решения, скорее, в интересах начинающих компаний, чем инкубатора и финансирующих его владельцев.

Делать упор на дополнительные услуги, сети и общую поддержку.

г Системы поддержки %

Капитал Администрация

Сети ноу-хау Помещения и оборудование^

/ Коммерциализация4 продукта/процесса

Прибыли

Жизнеспособные

компании

1— п= LU Экономическое

d развитие

го LU Создание

û_ S рабочих мест

S п= Промышленная

< 1= конкуренто-

s: о способность

bd Глобальные

сети

Экспери-

ментальная

\ лаборатория ^

Рис 1. Основные составляющие технологических инкубаторов США

Недавний бум ускорителей, или акселераторов, коммерческих, базирующихся на технологиях компаний, стал вызовом для более традиционных инкубаторов, имеющих поддержку от университетов или местного сообщества.

Соответственно, предоставление приносящих дополнительный доход услуг становится существенным фактором дифференциации между успешными и неуспешными инкубаторами. В недавнем докладе НАБИ об индустрии инкубации выделены типичные услуги (по мнению более чем 75% респондентов), предлагаемые технологическими инкубаторами:

> помощь в сфере основ бизнеса;

> помощь в маркетинге;

> управление в бухгалтерии и финансах;

> связи между инвесторами и стратегическими партнерами;

> работа по созданию сетей;

> связи с вузами;

> конференц-залы и другие совместные технические средства;

> совместные административные услуги.

К первым технологическим инкубаторам в стране (в плане послужного списка и признания промышленностью) относятся Центр разработки передовых технологий при техническом институте Атланты, шт. Джорджия, Колорадский технологический инкубатор при Колорадском университете в Боулдере, Центр предпринимательства в Бирмингеме, шт. Алабама, инкубаторный центр политехнического института им. Ренссейлера в Трое, шт. Нью-Йорк, группа по разработке компьютерных программ Сан-Хосе и Остинский технологический инкубатор института 1С2 Техасского университета в Остине. Поскольку работа авторов связана с последним, остальная часть главы посвящена освещению конкретно этой инкубаторной программы.

Остинский технологический инкубатор

Остинский технологический инкубатор (ОТИ) был основан институтом 1С2 Техасского универси-

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

Основы программы с четкой политикой и процедурами Обучение и использование ресурсов на местах Доступ к финансированию и капитализации

\ /

Связь с университетом Специальная профессиональная поддержка

Процесс выбора компании-резидента Поддержка общества Предпринимательские сети: региональные, национальные, международные

Понимание успеха Обучение предпринимательству

Рис. 2. Десять факторов успеха технологических инкубаторов

тета3 в 1989 г. Остин был развивающимся технологическим центром, который успешно привлек к работе главные подразделения IBM, Motorola и Advanced Micro Devices, а после победы в крупом национальном конкурсе за право владения корпорацией микроэлектроники и компьютерной технологии (МСС) в 1983 г. — и основных исследовательских подразделений 3М в 1984 г. и Sematech в 1987 г.4

В конце 1989 г. Остин впал в полосу сильнейшего упадка, вызванного резким снижением цен на нефть и крупным скандалом в ссудо-сберегательной сфере, что ускорило банкротство многих фирм-раз-работчиков Остина. Показатель незанятости коммерческих зданий в городе был на четвертом месте по стране, а арендная плата достигла нижнего предела. Спад активности нефтегазовой промышленности стал дополнительным фактором роста безработицы. И все же у столицы Техаса были свои преимущества: университетский городок с 50 000 студентами и масштабной исследовательской деятельностью Техасского университета в Остине и то, что исследовательская инфрастуктура мирового класса от IBM, Motorola и Sematech обеспечивала карьерные возможности для

3 Д-р Джордж Козмецкий был поборником ОТИ, что стало естественным продолжением его предыдущего образования и деловой деятельности. Еще мальчиком он в 1930-е годы эмигрировал в США. Он вырос в Сиэтле, получил образование в Вашингтонском университете и докторскую степень в Гарварде. После нескольких лет преподавания экономики в университете им. Карнеги Меллона он переехал в Калифорнию, чтобы начать деловую карьеру сначала в компании Hughes Aircraft, а затем в Litton Industries. В 1958 г. он стал соучредителем Teledyne Corporation и спустя всего шесть лет стал мультимиллионером. В 1966 г. он ушел из мира бизнеса и занял пост декана колледжа и аспирантуры по специальностям в сфере бизнеса при Техасском университете в Остине. За 16 лет пребывания в должности декана он довел колледж до высочайшего уровня и создал все предпосылки для того, чтобы он стал в стране одним из элитных государственных заведений обучения бизнесу. В 1977 г. он основал институт IC2 (инновации, творчество, капитал) при университете — центр целевых исследований предпринимательства, коммерциализации технологий и конструктивных форм капитализма.

4 MCC был первым в США коммерческим консорциумом, который занимался НИОКР, ориентированных, главным образом, на программное обеспечение. SEMATECH был еще одним крупным консорциумом, НИОКР которого были нацелены на производство полупроводников. Оба эти консорциума привлекли в Остин лучшие исследовательские и технические умы США.

молодых и высокообразованных кадров, высокое качество жизни привлекало все большее число приезжих, а городские власти становились все более мотивированы упорно искать осязаемые решения экономических проблем региона, которые наиболее наглядно выражались в пустых офисных площадях и высоком уровне безработицы. В этих условиях и был основан ОТИ совместными усилиями университета, правительства и деловых лидеров во главе с Козмец-ки. Город, округ, торговая палата и Козмецки финансировали трехлетний эксперимент по достижению благосостояния, созданию рабочих мест, диверсификации борющейся за выживание экономики Остина, заполнению офисных площадей и построению предпринимательской инфраструктуры для города. Эксперимент увенчался успехом, при этом к делу были привлечены три начинающие перспективные технологические компании: одна из Калифорнии, одна от Техасского университета в Остине и одна от МСС. Со временем ОТИ дал 65 компаний, создал 2 850 рабочих мест, осуществил 5 выпусков акций и 13 приобретений. ОТИ также стал обладателем множества наград, включая высшую награду НАБИ «Инкубатор года» и престижную награду им. Джастина Моррила от Общества трансфера технологий, а его четыре компании завоевали награды НАБИ «инкубаторные компании года». Естественно, что ОТИ стал влиятельным и образцовым инкубатором для ряда программ инкубации в США и мире.

За последние 12 лет было извлечено несколько важных уроков в отношении успешности бизнес-инкубаторов. Эти уроки были изложены в недавно разработанной учебной программе, подготовленной ОТИ для менеджеров инкубаторов. На первом плане стоят пять факторов успеха, которые мы сейчас рассмотрим.

Определение четкой метрики успеха

В каждой инкубаторной программе должны быть установлены критерии успеха, на основе которых оценивается ее эффективность. Согласно НАБИ, к приоритетам, относящимся к промышленности в целом, относятся: создание рабочих мест, создание нового бизнеса, снижение числа несостоявшихся предприятий, ускорение достижения успеха в бизнесе, обеспечение капиталовложений и правильное использование средств. У каждого инкубатора могут иметься другие, связанные с конкретной областью, и местные цели, например, поощрение предпринима-телей-женщин или представителей нацменьшинств, оживление деятельности в бедствующих соседних районах, коммерциализация технологий, диверсификация местных экономик, привлечение к работе людей, живущих за счет социального обеспечения, создание или ускорение роста местной промышленности, обеспечение доходов и привилегий для органи-заций-спонсоров, сохранение компаний в местном сообществе, улучшение предпринимательского климата в сообществе и т. д.

ОТИ четко оценивает себя по четырем критериям (создание компаний, достижение благосостояния,

инновационная деятельность и полезность для университета) и подготавливает процессы и программы, обеспечивающие успех в каждой области. Во-первых, ОТИ стремится укрепить многообещающие high-tech компании, находящиеся на начальном этапе становления и связанные с высокими рисками. К сегодняшнему дню более 120 таких компаний создали 2 850 рабочих мест и имеют показатель выживаемости выше 80% (по сравнению с 47% в среднем по стране).

Во-вторых, ОТИ старается довести инновационные компании, продукты и услуги до рынка. К числу первых его «выпускников» относятся выделившиеся компании Техасского университета, Sematech и МСС, соответственно. Он также является спонсором организуемого MootCorp престижного международного конкурса бизнес-планов и освобождает от оплат за первый год команду-побе-дительницу в составе аспирантов Техасского университета по специальности «бизнес».

Последней мерой успеха для ОТИ является польза, которую он в ответ обеспечивает университету. ОТИ стал учебной лабораторией предпринимательства для преподавателей и студентов. Он проводит семинары по предпринимательству, привлекает к работе интерн-студентов со всего университета и обеспечивает возможность преподавателям и студентам работать над проектами в начинающих компаниях, которые являются клиентами инкубатора.

Обеспечение предпринимательского руководства

Существенным атрибутом успешных программ инкубации в США является предпринимательский персонал. От директора до служащего в приемной все должны быть исполнительными, уметь решать проблемы, четко сосредоточиваться на результатах, а также иметь готовность к упорному труду. Первый директор любого инкубатора обычно задает тон на будущее развитие и длительный успех или неудачу программы инкубатора.

Успех ОТИ был предопределен выбором мисс Лоры Килкриз (Laura Kilcrease) в качестве первого директора. Под ее руководством инкубатор превзошел ожидания в плане благосостояния и создания рабочих мест, что стало образцовой программой всего за несколько лет и обеспечило гранты для того, чтобы начать деятельность других инкубаторов.

Принципы предпринимательского руководства были заложены благодаря разным переходным периодам в руководстве за время существования ОТИ. Сегодня инкубатор преобразуется в «машину» коммерциализации технологий не только для местного университета и сообщества, но и — поскольку ОТИ является первым из десяти инкубаторов США — для учреждения Союза инкубаторов, занимающихся экологически чистой энергией, в партнерстве с национальными лабораториями по возобновляемой энергии Министерства энергетики США. В первый год директор Ричард Амато (Richard Amato) способство-

Развитие

надежности

Обеспечение Фирмы- Сокращение

доступа к локальным бизнес-сетям резиденты времени обучения

Обеспечение доступа к национальным и международным рынкам и ресурсам

Рис. 3. Преимущества технологических инкубаторов

вал появлению пяти новых компаний и сплочению энергетических кругов Остина.

Развитие системы предоставления услуг,

работающей по поручению компаний-клиентов

Все инкубаторы являются организациями, предоставляющими услуги. Какого бы рода услуги инкубатор ни предоставлял — от оборудования партнерским сетям до финансирования образования и обучения — он должен оценивать себя по двум стандартам. Он должен проектировать дополнительные услуги, в которых нуждаются заказчики, и предоставлять эти услуги последовательно, вовремя и на высоком уровне. Только таким образом инкубатор может реализовать свой потенциал и повысить реноме своих компаний-членов.

ОТИ предоставляет услуги по инфраструктурной, оперативной и стратегической поддержке своим фирмам-заказчикам, за что получает плату за услуги по рыночной стоимости и 1% от долевого участия в компании. Помощник директора ОТИ г-н Уэс Коул (Wes Cole) подготовил для членов руководство по услугам, которое все новые компании получают при приеме в ОТИ. Общая модель услуг графически представлена на рис. 4.

В стратегические услуги входит работа с компанией по усовершенствованию ее бизнес-плана и резюме руководства. ОТИ также соединяет компании (например, с помощью PowerPoint) с наставниками, консультативными группами и потенци-

Стратегия

• Наставники руководителей • Деловые связи

высшего звена . Разработка бизнес-планов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Консультативные проверочные советы

Эксплуатационные факторы

Оперативные Трудовые Маркетинг и связи

финансы ресурсы с общественностью

• Финансирование •Льготы • Внутренние связи

• Бухгалтерское дело • Прием на работу с общественностью

• Банковское дело • Банк резюме * Маркетинговые

в режиме исследования

«он-лайн» в Контакты с прессой

«СЕТЬ ЗНАНИИ»

Инфраструктура Площади, которые всегда • Совместные услуги

• Площадь для проведения конференций

можно перепланировать 1 Интернет и телесвязь

Рис. 4. Модель ОТИ системы предоставления услуг

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

альными кандидатами в совет директоров. Руководство ОТИ работает над тем, чтобы компании продумывали такие вещи, как модель бизнеса, стратегия маркетинга, подход к финансированию, стратегия интеллектуальной собственности и разработка продуктов.

В оперативные услуги входят такие повседневные вопросы, как управление финансами, трудовые ресурсы, маркетинг, связи с общественностью и пр. Инкубатор создал мощную сеть профессиональных поставщиков услуг, которые часто предлагают более предпочтительные расценки клиентам инкубатора. ОТИ также привлекает многих своих интерн-студентов для оказания ценной помощи начинающим компаниям.

Инфраструктурные услуги относятся к таким вещам, как площадь, обстановка помещений, высокоскоростной доступ в Интернет, почтовые доставки, конференц-залы, телефонная служба, совместные услуги и такие удобства на местах, как кафетерии, гимнастические залы и оборудование и т. д. Все это позволяет клиентам уделять больше внимания и времени вопросам разработки продуктов и деловой стратегии, чем вопросам ведения дел, которые занимают кучу времени, но являются непродуктивными.

Ключ не в том, чтобы получить какую-то «фантазийную» модель, а в полной отдаче процессу создания ценных услуг, которые будут нужны компаниям, и в очень внимательном и компетентном предоставлении этих услуг

Разработка осуществимой системы отбора

Выбор компаний, вероятно, является наиболее важным фактором, который отличает один инкубатор от другого. Процесс выбора должен быть рациональным, ясно выраженным, соответствующим назначению и условиям инкубатора и достаточно гибким для того, чтобы учесть исключения в необычных ситуациях. «Да» или «нет» компаниям должно определяться конкретными критериями, касающимися продуктов и бизнеса. Каждый из разных этапов (заявка, прием, должное усердие, выбор, зачисление и ориентация) требует предельного внимания к деталям. Необходимо иметь адекватные базы данных, архивировать протоколы соглашений. Автоматизация процесса не может заменить взаимодействия между людьми.

ОТИ требует письменные и устные материалы от заявителей, т. к. те и другие показывают, какие именно предприниматели обращаются в инкубатор. Письменные материалы (бизнес-план и/или резюме руководства) говорят об уровне мышления в данном бизнесе и о глубине знаний в конкретной области, которые может иметь команда. Устная презентация в виде сообщения PowerPoint дает возможность познакомиться с командой и увидеть, какие предстоят проблемы в плане создания и передачи корпоративного видения и материалов для сбыта.

ОТИ также использует внутренний и внешний процесс проверки. Внутренний процесс описан выше. Внешний состоит в том, что компания отчитывается перед советом из 6-15 известных инвесторов, предпринимателей и профессионалов в сфере услуг данной местности. Это гарантирует честное слушание вопросов деловой активности компании. Для ОТИ сторонние советы также являются средством связи с местным сообществом. Еще они дают возможность создания союзов между представляющей себя компанией и членом совета.

Какие бы процессы и критерии ни принял инкубатор, выбор компаний является решающим фактором успеха. Зачастую успешность инкубатора зависит от выбора перспективных компаний в той же мере, что и от степени развития отобранных компаний.

Обеспечение доступа к капиталу по поручению компаний

Большинство технологических компаний при создании своего бизнеса зависят от денег других людей. Своих средств компании хватает лишь на первом этапе. Одной из главных задач инкубатора является помощь компании-клиенту в получении адекватного финансирования. Это может быть осуществлено либо из инвестиционного фонда инкубатора, либо обращением к сторонним финансирующим организациям. Финансирование со стороны может быть в виде инвестирования в молодую развивающуюся компанию венчурного капитала, стратегического корпоративного инвестирования, финансирования с привлечением заемного капитала, правительственных грантов и т. д.

В 2000 г. в Остине, шт. Техас, была прочная ситуация с капиталом: более 100 богатых инвесторов, вкладывающих средства в начинающие компании («ангелы», как их называют в США — прим. пер.), более 30 фирм венчурного капитала и несколько банков, понимающих значение венчурного инвестирования. Для сравнения, в 1989 г. в городе было лишь несколько «ангелов», горстка венчурных фирм и ни одного банка, заинтересованного венчурным финансированием. ОТИ обратился к решению проблемы недостатка венчурного капитала тем, что запустил программу «Техасская сеть капитала» (ТСК) (позже название сократилось до «Сеть капитала»). ТСМ проводит конференции, посвященные венчурному капиталу, знакомит предпринимателей с инвесторами-«ангелами» на регулярных ежемесячных встречах и осуществляет образовательные программы для инвесторов и предпринимателей, занимающихся технологиями.

ОТИ помогает своим компаниям-клиентам понять, как привлечь венчурные финансы, подготовить материалы для презентации, а также представляет и направляет их к соответствующим источникам капитала.

Таблица 2

Метрика ОТИ (1989 -2000 гг.)

1989 1990 1992 1994 1996 1998 2000 Итого

Сбыт доходов (в млн долл.) 0 6 26 60 132 200 281 1250

Число созданных рабочих мест (всего) 87 239 435 700 1287 1750 2850 2850

Фирмы- выпускники (всего) 0 2 8 20 33 50 65 65

Недвижимость (150 кв. футов на одного работающего) 13050 35850 65250 105000 193050 262500 427500 427500

Рабочие места с показателем 2.5 217.5 597.5 1088 1750 3217.5 4375 7125 7125

Доходы с показателем 2.5 $0.0 $12.6 $54.6 $126.0 $277.2 $420.0 $590.1 $2,625.0

Заключение

Инкубаторы обеспечивают своим местным сообществам проверенный инструмент экономического развития. С 1980 г. компании, прошедшие через инкубаторы, создали более 250 000 рабочих мест, которые повысили базу налогообложения, позволили использовать дополнительные коммерческие площади недвижимости, внесли вклад в местную инфраструктуру бизнеса и способствовали созданию дополнительных рабочих мест в других секторах.

Успех ОТИ, например, заметно сказался на местной экономике. По большому счету, ОТИ стал катализатором для экономического подъема Остина в 1990-е годы благодаря развитию инфраструктуры, способствующей предпринима-тельству5, увеличению налоговых поступлений в регионе6 и повышению спроса на коммерческие офисные площади7.

За более чем 20 лет бизнес-инкубаторы утвердились как гибкий инструмент, принятый университетами, местными правительствами и коммерческими фирмами для развития самых разных секторов промышленности в городах, пригородах и сельской местности в целях создания рабочих мест, повышения благосостояния и достижения иных экономических выгод. По мере развития промышленности будут появляться новые методы инкубации, совершенствующие сегодняшние модели и еще более ценные для заинтересованных сторон и местных сообществ, которым они служат.

Биографические примечания: Джоэл Уиггинс (Joel Wiggins) служит директором Остинского технологического инкубатора при институте IC2 Техасского университета в Остине. Сегодня в круг обязанностей д-ра Уиггинса входят все аспекты деятельности инкубатора, планирование, расширение, привлечение компаний и функциональное руководство. Он также отвечает за стратегическое управление процессом преобразования инкубатора в «экспериментальную учебную лабораторию», в которой студенты, преподаватели и исследователи общего плана могут обучаться предпринимательству в области высо-

5 ОТИ способствовал учреждению Сети капитала и Остинского совета по программному обеспечению. Он также стимулировал рост местного спроса на фирмы с венчурным капиталом, high-tech банки, бухгалтерские и юридические фирмы и другие группы поддержки предпринимательства. К примеру, когда ОТИ начал свою деятельность в 1989 г., местное сообщество обслуживала лишь горстка организаций венчурного капитала, и ни одна из них не предлагала услуг компаниям на раннем этапе их становления, которые нуждались в венчурном капитале. Сегодня в Остине действуют более 30 фирм. Та же тенденция прослеживается у бухгалтерских, юридических, банковских, high-tech и прочих ассоциаций.

6 Средняя зарплата специалиста в области высоких технологий в Техасе составляет около 60 000 долларов, т. е. примерно на 75%

выше, чем при работе среднего уровня на душу населения. Компании ОТИ создали около 2850 рабочих мест с общей оплатой в размере 171 000 000 долларов в 2000 году. 1-процентный город-

ких технологий. Доктор Уиггинс также руководил студенческими программами разработок инкубатора, координировал работу института по связям с общественностью в университете и местных сообществах и оказывал консультационные услуги компаниям ОТИ. Д-р Уиггинс имеет докторскую степень по специальности «коммуникации» Техасского университета в Остине, где он получил множество отличий, включая звание стипендиата-исследователя в университете и стипендию имени Джесси Х. Джонса, выдаваемую в па-мять100-летней годовщины последнего, от колледжа коммуникаций.

Дэйвид В. Гибсон (David V. Gibson) является директором, научным сотрудником и обладателем стипендии им. Нади Козмецки-Скотт в институте IC2 (инновации, творчество, капитал) Техасского университета в Остине. В 1983 г. он получил докторскую степень в Стэнфорде в области теории поведения и коммуникации работников в организации. В основном, исследования и публикации д-ра Гибсона посвящены вопросам стратегического менеджмента знаний, межкультурного общения, управления и коммерциализации технологии, развитию и влиянию региональных технологических центров на трансфер и освоение знаний и технологий, формирование и управление международных союзов.

ской налог на расходы на предметы потребления принес бы городу чистый доход в размере 1 700 000 долларов, если бы каждый тратил весь свой доход на эти товары. Но поскольку на это тратится лишь около 60%, то только за последний год город получил примерно 1 200 500 долларов. Другой мерой экономического вклада является налог на собственность. Средняя цена жилья в Остине составляет примерно 150 000 долларов. С учетом того, что средний налог на собственность составляет 3% и что половина работающих являются владельцами домов, это дополнительно дает городу 5912500 долларов.

7 Если принять, что средняя площадь на одного работающего составляет 150 кв. футов, то, по оценкам ОТИ, его прошедшие обучение компании занимают более 435 000 кв. футов коммерческой недвижимости. В среднем цена на коммерческую площадь в Остине составляет примерно 25 долларов за

2 кв. фута. Это составляет расходы этих компаний на недвижимость в размере почти 11 млн долларов.

ИННОВАЦИИ № 2 (79), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.