Научная статья на тему 'Интернет-инкубаторы. Венчурные инкубаторы'

Интернет-инкубаторы. Венчурные инкубаторы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / КЛАССИФИКАЦИЯ / ВЕНЧУРНЫЙ ИНКУБАТОР / СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / BUSINESS INCUBATOR / THE CLASSIFICATION / THE VENTURE INCUBATOR / SPIRAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Опекунова Людмила Алексеевна

Данная статья посвящена исследованию и изучению теоретических аспектов бизнес-инкубаторов. Выделяются и описываются характерные особенности бизнес-инкубаторов и дается обобщенная характеристика каждого типа. В результате проведенного анализа была описана спиралевидная модель оценки привлекательности проектов и установлены преимущества и недостатки интернет-инкубаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET INCUBATORS. VENTURE INCUBATORS

This article covers research and study of the theoretical aspects of business incubators. It includes a description of the characteristics of business incubators and summary description of each type. As a result, the spiral models for evaluating the attractiveness of projects was analyzed and were determined pros and cons of Internet incubator

Текст научной работы на тему «Интернет-инкубаторы. Венчурные инкубаторы»

УДК 330.1

ИНТЕРНЕТ-ИНКУБАТОРЫ. ВЕНЧУРНЫЕ ИНКУБАТОРЫ

Л. А. Опекунова

INTERNET INCUBATORS. VENTURE INCUBATORS L. A. Opekunova

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию и изучению теоретических аспектов бизнес-инкубаторов. Выделяются и описываются характерные особенности бизнес-инкубаторов и дается обобщенная характеристика каждого типа. В результате проведенного анализа была описана спиралевидная модель оценки привлекательности проектов и установлены преимущества и недостатки интернет-инкубаторов.

Ключевые слова: бизнес-инкубатор, классификация, венчурный инкубатор, спиральная модель.

Abstract. This article covers research and study of the theoretical aspects of business incubators. It includes a description of the characteristics of business incubators and summary description of each type. As a result, the spiral models for evaluating the attractiveness of projects was analyzed and were determined pros and cons of Internet incubators.

Key words: business incubator, the classification, the venture incubator, spiral model.

Хозяйствующие субъекты как самостоятельные микроэкономические единицы, оказавшись в быстроизменяющейся конкурентной среде, зачастую не имеют обоснованных плановых заданий и вынуждены выстраивать принципиальные финансово-экономические отношения с контрагентами, основываясь только на интуиции. В условиях рыночной неопределенности все они в той или иной степени заинтересованы в получении полной, достоверной экономической информации с целью минимизации финансовых, коммерческих и торговых рисков.

Обратившись в интернет-инкубатор, можно сэкономить массу времени и избежать ненужных ошибок. Интернет-инкубаторы оказались именно той организационной структурой, которая способна эффективно решать проблемы. Они создают контролируемую среду, которая обеспечивает заботу, выращивание и защиту для новых предприятий на самой ранней стадии их развития. Появление интернет-инкубации неразрывно связано с быстрым развитием высоких технологий.

Интернет-инкубатор - это венчурная инвестиционная организация, созданная для инвестирования в перспективные проекты на ранней стадии их развития (стартапы) [1]. Инкубатор обеспечивает ускоренную подготовку и быстрый запуск коммерческих проектов, их выгодную перепродажу венчурным фондам и другим игрокам индустрии. Инкубатор - тепличная оболочка, позволяющая молодым компаниям избавиться от решения организационных вопросов и сосредоточиться на продвигаемых на рынок новых сервисах или продуктах.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 700 интернет-инкубаторов. Первым инкубатором считается компания Student Agencies Inc., появившаяся в городе Итака (штат Нью-Йорк) в далеком 1942 г. Эта компа-

ния занималась инкубацией предприятий, созданных студентами. Она, как и большинство первых инкубаторов, создавалась как некоммерческая неприбыльная организация. Прошло несколько десятков лет, прежде чем оформился переход от non-profit к коммерческой концепции [3].

Бизнес-инкубаторы 40-50-х гг. предоставляли стандартный набор услуг предприятиям определенных отраслей, таких, например, как биотехнология и телекоммуникации. При этом за счет создания единой инфраструктуры удавалось достичь значительной экономии на содержании компании, предоставить услуги высокого качества и создать среду общения, которая способствовала интенсивному развитию компаний. Оплату за свои услуги инкубаторы сначала брали деньгами. Однако постепенно, по мере того, как все большее число предприятий демонстрировали стремительный рост, владельцы инкубаторов начали принимать в оплату акции компаний.

Первый инкубатор в Интернете был создан в 1995 году американским бизнесменом Биллом Гроссом, который сумел перенести в Глобальную Сеть идею бизнес-инкубаторов, предоставляющих своим компаниям стандартный набор услуг: помещение, мебель, секретаря, юриста и т.д. Его самый известный на сегодняшний день интернет-инкубатор - idealab! «вырастил» более 50-ти компаний, среди которых особенно успешными оказались GoTo.com, CitySearch, NetZero, eToys и Tickets.com. Новизна начинания Гросса была в том, что он дал всем понять, что яркие идеи в Интернете могут очень быстро преобразовываться в прибыльные коммерческие предприятия с высокой капитализацией [2].

Успех инкубатора idealab! вызвал к жизни множество аналогичных проектов, сначала в США, а затем и в Европе. Лидерами в этой области стали eHatchery, созданный Джеффом Леви в Атланте, I-Hatch во Флориде, Intend Change в Калифорнии, VenCatalyst (Вашингтон) и Venture Frogs (Сан-Франциско). В Старом Свете в сентябре 1999 г. появился Аntfactory с представительствами в Лондоне, Париже, Мюнхене, Амстердаме и Милане. А несколько лет спустя - Speed Ventures, имеющий отделения в Амстердаме, Хельсинки, Лондоне, Мадриде, Милане, Мюнхене, Париже, Стокгольме, Гонконге, Сингапуре и Нью-Йорке [2]. Отличительной чертой европейских инкубаторов является их стремление к международной экспансии. Это связано с тем, что часто национальные рынки стран оказываются слишком малы для интернет-компаний, и стоит задача выхода хотя бы на общеевропейский рынок. К тому же опыт использования интернациональных команд справедливо рассматривается как одно из важных конкурентных преимуществ перед США.

Постепенно инкубаторы старались сохранить контроль над своими наиболее успешными компаниями, оставляя за собой определенный пакет акций и после выпуска акций на бирже. Таким образом стали возникать интернет-конгломераты с гибкой структурой управления.

Так CMGI выпустила на биржу рекламное интернет-агентство Engage Technologies, но сохранила за собой контроль над ним. Это не только увеличило капитализацию CMGI, но и позволило инкубатору иметь привилегированный доступ к клиентам агентства [2].

Отличительная черта любой успешной компании вообще - это ее способность к новаторству и непрерывному развитию. Инновации и развитие должны быть заложены в самой структуре компании и поставлены на поток. В этих условиях интернет-инкубаторы оказались именно той организационной структурой, которая способна эффективно решать проблемы.

Согласно данным Redleaf Venture Management, каждые 3 месяца в мире создается около 1000 интернет-компаний, а объем инвестиций превышает 12 млрд долларов в квартал [4]. Это один из показателей ожесточенной конкуренции в среде Интернет. Именно на этом фоне интернет-инкубация набирает обороты. На сегодняшний день в мире насчитывается более 500 интернет-инкубаторов. Скорость подготовки проекта увеличивается с каждым годом, так, eCompanies (www.ecompanies.com) заявляет, что может за 90-180 дней создать с нуля компанию и запустить ее на биржу. По данным российских аналитиков, типичный средний объем инвестирования в одну компанию, осуществляемый западными инкубаторами, равен 2 млн долл. При этом минимальная планка колеблется в пределах 50-500 тыс. долл. Если говорить о российской практике, то средний размер инвестиций интернет-инкубатора в одну компанию составляет 50-100 тыс. долл., а доля акций, получаемых инкубатором в обмен на инвестиции, лежит в пределах 40-60 % [4].

Классификация интернет-инкубаторов [3]:

1. Венчурные инкубаторы. Они составляют примерно 54 % от общего

числа.

2. Венчурные акселераторы. Их доля около 38 %.

3. Венчурные порталы - 4 %.

4. Сетевые инкубаторы - тоже около 4 %.

Различаются они набором и сутью оказываемых ими услуг. Границы между разными видами инкубаторов весьма размыты, а их собственное наименование часто напускает еще больше тумана.

Венчурные инкубаторы - самые популярные интернет-инкубаторы, которые предоставляют наиболее полный спектр услуг от офиса и его технического оснащения до технологических и консалтинговых услуг. В процессе выращивания компании они обучают ее персонал, оказывают юридические и консалтинговые услуги, а также осуществляют поиск институционального инвестора. Свои услуги они оценивают в 25-60 % инкубируемой компании.

Венчурный акселератор в большей степени сервисная компания, оказывающая помощь начинающим предприятиям в следующих сферах:

- консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок;

- содействие в процессе «due diligence» (то есть тщательного ознакомления с компанией) стартапу и потенциальным венчурным или иным инвесторам;

- другие виды сервиса, которые необходимы начинающей компании и за которые она расплачивается собственными акциями.

Впрочем, иногда акселераторы предоставляют и офисную инфраструктуру или иные виды сервиса, более свойственные венчурным инкубаторам. В этом случае такие акселераторы, как правило, являются структурными подразделениями венчурных фондов или консалтинговых фирм, таких как Andersen Consulting (ныне Accenture), McKinsey и т.п.

Венчурный портал представляет собой интернет- или экстранет-сайт, объединяющий сообщество начинающих и опытных интернет-предпринимателей, консультантов и инвесторов. Этот сайт позволяет предпринимателям представить инвесторам свои бизнес-планы, получить помощь в их доводке, а ин-

весторам - найти хорошие возможности для инвестирования, например Vflnance.com, NVST.com, TheElevator.com, Garage.com.

Сетевые инкубаторы. Их можно с большой долей условности назвать «высшей лигой» интернет-инкубаторов. Как правило, они представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющей компании. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что самый яркий представитель такой категории инкубаторов - CMGI - располагает инвестиционным фондом в размере 1 млрд долл. [4]. Разумеется, имея такой денежный фонд, CMGI не разменивается по мелочам и осуществляет инвестиции второго-третьего круга, часто выступая в качестве стратегического инвестора. Поэтому CMGI часто работает с компаниями, находящимися в разных городах, помещая в инкубатор только рабочую группу или подразделение инкубируемой компании. Другими примерами таких инкубаторов являются Internet Capital Group и Net Value Holdings.

Существуют и другие возможности классификации инкубаторов. С нашей точки зрения, наиболее перспективной является спиралевидная или спиральная модель интернет-инкубатора как одна из моделей оценки привлекательности проектов.

Эта модель демонстрирует типовой процесс развития интернет-проекта, дает возможность учесть такие факторы, как его инвестиционная привлекательность, вероятность удачных переговоров об инвестировании, степень успешности команды проекта и т.д. Модель позволяет стандартизировать описание проекта и увидеть будущее своего проекта (рис. 1). Конечно, как и любая модель, она дает представление только об общей тенденции, так как в жизни не бывает застывшего на одной точке проекта. Например, какая-то часть проекта может находиться в точке А, а какая-то в точке В.

Линии Долевого участия

Первая половина первого витка

25% 50% 75%

Доля на которую претендует команда проекта

Рис. 1. Спиральная модель в разрезе

Состояние проекта в точке «А» (начальной точке спирали)

Проект находится на начальном уровне - есть идея, группа разработчиков, отсутствует воплощение (implementation), нет потребителей.

В этом случае группа проекта готова уступить значительную долю в проекте, взяв себе очень немного - вплоть до нескольких процентов.

Ценность проекта в этой точке самая низкая.

Под ценностью проекта мы понимаем его ценность для инвестора как хороший способ вложения денег.

Состояние проекта в точке «В»

Группа проекта достигла тех целей, которые ставила перед собой в самом начале. Проект готов к запуску, группа проекта стала командой.

В этом случае владельцы проекта не очень-то склонны расставаться с большой долей в проекте, поскольку считают, что теперь они вполне справятся сами, хотят пожинать плоды своих усилий, ни с кем не делясь. Доля в проекте, на которую они претендуют в процессе переговоров с инвесторами, стремится к 100 %.

Состояние проекта в точке «А'»

Владельцы проекта столкнулись с проблемами в процессе развития проекта, видят его слабые стороны и имеют новый план резкого ускорения развития проекта. Часто в этот момент ресурсы, за счет которых до сих пор рос проект, исчерпаны.

В этом случае владельцы проекта опять готовы расстаться со значительной долей для того, чтобы иметь возможность сделать следующий шаг.

Разница в ценности проекта в точках А и А' - командная D, можно назвать ее еще и «расстоянием между витками спирали», отражает способность команды развивать проект.

Состояние в точке «В'»

Владельцы проекта опять вывели проект на новый уровень, хотят реализовать свой успех и не склонны принимать кого-то в долю.

«Линии долевого участия» наглядно показывают, что спираль наклонная: по мере увеличения ценности проекта (движения по спирали вверх) точки «А» и «В» синхронно смещаются вправо, демонстрируя осознание командой проекта его ценности и, соответственно, их стремление оставить за собой как можно большую долю в нем.

«Наиболее интересная область» обозначает область, в которой инкубатору как венчурному инвестору наиболее интересно работать.

«Наименее интересная область» - соответственно, в которой не интересно.

Наименование той части спирали, на которой находится проект (например, первая половина первого витка), позволяет определенно и коротко дать общее описание этого проекта в используемой системе координат.

Разумеется, модель есть модель, и застывшего на одной точке проекта не бывает. Более того, какая-то часть проекта может находиться в точке «А», а какая-то - в точке «В», мы говорим лишь о доминирующей тенденции.

При всей простоте модели, она позволяет делать адекватные прогнозы относительно развития и перспективности будущих взаимоотношений с проектными группами, предлагающими свои детища для инкубирования.

Список литературы

1. Гуров, Ф. Продвижение бизнеса в Интернет / Ф. Гуров. - М. : Вершина, 2008. -С. 136.

2. Юрасов, А. В. Электронная коммерция / А. В. Юрасов. - М. : Дело, 2003. - С. 480.

3. FOOL'S DEN «A Short Intro to Internet Incubators». - 2000, May 23.

4. URL: http://www.sbrf.ru

Опекунова Людмила Алексеевна студентка, факультет бизнес-информатики, Высшая школа экономики E-mail: opekunovan@yandex.ru

Opekunova Lyudmila Alekseevna Student, faculty of business informatics, Higher School of Economics

УДК 330.1 Опекунова, Л. А.

Интернет-инкубаторы. Венчурные инкубаторы / Л. А. Опекунова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 1 (5). -С. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.