Научная статья на тему 'Обзор и анализ целесообразности применения автоматизированных систем управления на авиационных предприятиях'

Обзор и анализ целесообразности применения автоматизированных систем управления на авиационных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
634
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ротарь О. Ю.

Для эффективного управления авиационным предприятием в условиях неопределенности рынка авиационных перевозок в настоящее время привлекаются самые современные достижения менеджмента, теории управления ресурсами, методы математического моделирования и прогнозирования, методы имитационного моделирования в совокупности с применением мощных информационных и коммуникационных систем. Маркетинговое управление авиапредприятием использует фундаментальный принцип теории управления – принцип обратной связи, поэтому для принятия эффективных, оперативных и правильных решений предприятия авиационной промышленности должны быть максимально вооружены информационными технологиями. Выполненный аналитический обзор существующих технологий, оборудования и автоматизированных систем управления аэропортом показал, что все они направлены не только на улучшение показателей авиационной безопасности, повышение качества обслуживания пассажиров, сокращение времени технологических операций, но и позволяют производить эффективное планирование использования ресурсов предприятия и, следовательно, достичь положительного экономического эффекта деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор и анализ целесообразности применения автоматизированных систем управления на авиационных предприятиях»

4. Пинчук В.Н. Методы международного оперирования финансовыми ресурсами на базе интеллектуальных информационных технологий / В.Н. Пинчук // Экономика и управление. Экономические науки. - 2011. - № 5. -С. 82-86.

ОБЗОР И АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА АВИАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Ротарь О.Ю.*

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

г. Санкт- Петербург

Для эффективного управления авиационным предприятием в условиях неопределенности рынка авиационных перевозок в настоящее время привлекаются самые современные достижения менеджмента, теории управления ресурсами, методы математического моделирования и прогнозирования, методы имитационного моделирования в совокупности с применением мощных информационных и коммуникационных систем. Маркетинговое управление авиапредприятием использует фундаментальный принцип теории управления - принцип обратной связи, поэтому для принятия эффективных, оперативных и правильных решений предприятия авиационной промышленности должны быть максимально вооружены информационными технологиями.

Выполненный аналитический обзор существующих технологий, оборудования и автоматизированных систем управления аэропортом показал, что все они направлены не только на улучшение показателей авиационной безопасности, повышение качества обслуживания пассажиров, сокращение времени технологических операций, но и позволяют производить эффективное планирование использования ресурсов предприятия и, следовательно, достичь положительного экономического эффекта деятельности организации.

Ключевые слова автоматизированные системы управления, эффективное планирование, интеллектуальные системы, комплексное обслуживание, эффективное управление.

Современный аэропорт - это сложный производственный организм, состоящий из большого количества взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений. Основными тенденциями развития современных аэропортов являются увеличение интенсивности полетов, оптимизация структуры и функций подразделений аэропортового комплекса, ужесточение требований в

* Ассистент кафедры N° 17 «Экономика», аспирант.

области безопасности полетов и авиационной безопасности, внедрение систем менеджмента качества. Существующая инфраструктура без значительных изменений и модернизации, без внедрения новейших достижений науки и техники не в состоянии обеспечить качественное обслуживание пассажиров и логистику грузопотока. Аэропорты в настоящее время становятся основой крупных мультимодальных узлов, составные части которых очень сложны из-за огромного количества входящих в них элементов, многочисленных связей между этими элементами, сложной топологии и организации. Производственная деятельность современного авиапредприятия постоянно подвергается воздействию внутренних и внешних факторов, различных ограничений и требований нормативных документов. Интеграция в мировое пространство, экономические и социальные факторы, разнообразие и сложность эксплуатации и обслуживания средств производства и техники делают процесс управления современным аэропортом крайне сложным. Все это дополняется сертификационными требованиями, требованиями стандартов и государственных и авиационных органов в части обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов.

Практически каждое подразделение аэропорта имеет в своем распоряжении оборудование, позволяющее максимально эффективно использовать время, ресурсы и трудозатраты на обработку потоков пассажиров, багажа, почты, грузов, информации, материальных и нематериальных ресурсов. Для автоматизации управления предприятием на рынке программных продуктов имеется набор известных программных комплексов. В настоящее время на авиационных предприятиях применяется оборудование фирм VanDerLande для обработки багажа авиапассажиров; система DCV (Destination Coded Vehicle) с модульным программным обеспечением BAGWARE, способная выполнять автоматическую сортировку багажа по спускным желобам, обработку и хранение раннего багажа, а также передача данных на большие расстояния между различными терминалами с помощью центрального управляющего устройства; ленточные конвейеры производства SRK Baggage Handling Systems. В более чем 125 аэропортах внедрена система управления отправками пассажиров и багажа - DCS (Departure Control System) Astra российского провайдера ЗАО «Сирена-Трэвел». DCS Astra предусматривает эксплуатацию как аэропортом, так и авиакомпанией и имеет ряд конкурентных преимуществ: обеспечивает авиакомпании, использующей сервер электронных билетов «Сирена-Трэвел», интерактивный формат обмена данными с DCS, интегрируется с любыми центрами бронирования авиакомпании Хостовый принцип «Астры» гарантирует единообразие нормативно-справочной информации, минимизирует вероятность ошибок ввода информации по расписанию, воздушным судам и прочим данным, а также обеспечивает ощутимые экономические выгоды. Еще одним из последних ноу-хау на рынке информационных технологий является решение Sicheck, которое объединяет в

себе автоматическую регистрацию пассажиров и багажа. Для досмотра пассажиров и багажа используется система RAPISCAN, обеспечивающая полный четырехуровневый досмотр при высокой пропускной способности до 7000 единиц в час; системы рентгеновского досмотра багажа и ручной клади Hi-Scan, производимые компанией Smiths Heimann GmbH; система iLane производства Smiths Détection для оптимизации досмотра ручной клади пассажиров и ряд другого оборудования российского и иностранного производства.

Для эффективного управления материальными и нематериальными ресурсами аэропорта, а так же для планирования их использования в долгосрочной перспективе в российских аэропортах началось внедрение системы управления ресурсами - RMS (Resource Management System). Алгоритм работы системы заключается в обработке полученной из баз данных информации и составление долгосрочных планов как в автоматическом режиме, так и с ручной корректировкой. Данная программа позволяет определить потребность в ресурсах в будущем, а также производит оперативное планирование деятельности с учетом фактических ресурсов.

С целью повышения экономической эффективности в аэропортах автоматизируют процессы учета горюче-смазочных материалов и управления производством бортового питания, что позволит оптимизировать систему учета горюче-смазочных материалов, а также снизить издержки за счет эффективного планирования. Система учета производства фабрики бортового питания с помощью программного обеспечения осуществляет планирование и учет сырья, поступающего на фабрику на всех этапах производства, что позволяет сбалансировать систему закупок и производства, минимизируя потери.

Важной составляющей механизма повышения качества предоставляемых услуг является корпоративная система отчетности. Система определяет наличие отклонений от заданных значений и позволяет идентифицировать причины их возникновения. Особенно наглядна работа системы на примере анализа регулярности полетов. Система позволяет детализировать информацию вплоть до конкретных исполнителей и идентифицировать момент нарушения. Мониторинг ключевых показателей производительности сотрудников и результатов деятельности предприятий аэропорта позволяет осуществлять комплексный анализ данных для повышения эффективности деятельности.

Для решения вопроса об организации работы всех элементов аэропорта, служб и подразделений в комплексе, для централизации полученной с помощью современного оборудования информации российские и иностранные компании предлагают специализированное программное обеспечение для предприятии- авиационной отрасли которое позволяет принимать, обрабатывать и анализировать информацию, поступающую в огромных количествах от разных источников в короткие промежутки времени.

В основу работы программ автоматизации управления авиапредприятиями положены определенные принципы. Во-первых, во внимание прини-

мается то, что современные авиаперевозчики перешли на деятельность по сетевому принципу, возникают альянсы перевозчиков, растет интенсивность воздушных сообщений, а аэропорт является многостыковочным пунктом обработки информационных, пассажирских и грузовых потоков, интенсивность работы аэропортов-хабов повышается в несколько раз. Следствием этого является рост объемов информации, непрерывно циркулирующей между участниками перевозочного процесса, а так же внутри каждого из участников. Кроме того, с глобализацией воздушного пространства возникают дополнительные требования как в части соответствия законодательству, так и по форме, типу и регламенту входных и выходных данных.

Еще одним важным условием, учитывающимся при разработке программ автоматизации управления производством, является сложность структуры самого аэропорта, наличие большого количества взаимодействующих служб и подразделений, а также взаимодействие с организациями, обеспечивающими различные виды аэропортовой деятельности. Все большее распространение получает управление авиапредприятием на основе анализа коэффициентов и количественных показателей различных видов деятельности: показателей обеспечения безопасности, пропускной способности аэропорта, грузооборота за заданный период времени, численности и движения персонала, показателей финансовой устойчивости и т.д. Для оперативного управления, ставящего целью оптимизировать данные показатели, требуется как можно большее количество исходной информации.

Так же необходимо осознавать специфику развития отрасли гражданской авиации в России, как историческую, так и экономическую. Износ основных фондов до критического уровня, неудовлетворительное состояние взлетно-посадочных полос большинства аэропортов, отсутствие требуемых площадей, нормативно-правовые ограничения, отсутствие типизированной структуры управления аэропортом, выполняющего большое количество функций и взаимодействующего с огромным числом партнеров и посредников - все эти ограничивающие факторы должны учитываться программой автоматизации при анализе информации и принятии решений.

Внедрение автоматизированных систем, базирующихся на современных информационных технологиях, является одним из важнейших условии- динамичного развития авиапредприятии

Для комплексного обслуживания авиарейсов в ряде аэропортов России используется автоматизированная система «КОБРА». Данная система позволяет контролировать движение и обслуживание воздушных судов в соответствии с планом приема и отправки, позволяет управлять и корректировать суточный план полетов, производит расчет пропускной- способности аэропорта, ведет учет объемов предоставленных услуг авиапредприятием, а так же работ по договорам об обеспечении сторонними организациями определенных видов аэропортовой деятельности.

Модернизированная система «КОБРА-2» предназначена для решения вопросов управления аэропортом в комплексе, позволяет автоматизировать все производственные, технологические и бизнес-процессы, создает единое информационное поля для оперативного получения и передачи, а так же хранения актуальной и достоверной информации.

Обеспечение безопасности аэропорта так же многократно повышается с внедрением новейших технологий в области автоматизации производства. Требование безопасности гарантируется только при условии учета многих параметров, сбора и анализа огромного количества потенциально важной информации, своевременной идентификации возможной угрозы и принятии соответствующих мер. Но и при применении современных автоматизированных систем существует риск возникновения нештатных ситуаций, решение которых полностью возлагается на оператора. То есть система безопасности на объекте есть, но в ситуации, не идентифицированной программой как потенциально опасной, все зависит от человека и его благонадежности.

Программа управления становится действительно эффективной, когда она представляет собой комплексный инструмент, объединяющий технические средства, силовые подразделения и организационные мероприятия в единую систему, позволяющую не только обнаруживать угрозы, но и координировать мероприятия на всех этапах реагирования. Технологической платформой для систем такого класса является программно-аппаратный комплекс Electronika Security Manager (ESM). В настоящее время система внедряется в ряде российских аэропортов первой категории, а также в других отраслях.

Решением задач по обеспечению бесперебойного функционирования всех служб и сервисов аэропорта, информационных систем и приложений согласно мировым стандартам является создание надежной, безопасной и эффективной системы автоматизированного управления инженерным оборудованием. Для обеспечения комплексной безопасности и надежности, а так же для снижения затрат на эксплуатацию и энергоресурсы все инженерные системы интегрируют в единую информационную среду на базе ПО CitectSCADA с использованием открытых протоколов: Modbus, Profitbus DP, EIP, BACnet и S-bus. Система автоматизированного управления инженерным оборудованием предусматривает обмен данными со смежными АСУ, в частности, с системами обработки багажа, контроля отправок пассажиров и багажа, с операционной базой данных аэропорта, с системой отображения полетной информации и другими системами. В ряде аэропортов России применяется автоматизированная система Building management system, обеспечивающая интеллектуальный контроль за инженерными системами аэровокзального комплекса - вентиляцией, отоплением, энерго- и водоснабжением.

Защита информации обеспечивается работой таких средств информационной безопасности как сенсоры обнаружения вторжений и межсетевые экраны, интегрированные в сетевую инфраструктуру. Контроль функциониро-

вания информационных сервисов осуществляет система управления ИТ-инфраструктурой, которая производит корреляцию всех событий, анализируя состояние информационных ресурсов. В рамках создания единой системы управления инженерным оборудование компанией «ЭкоПрог» создана уникальная отказоустойчивая сеть передачи данных с использованием технологии резервирования Нурет^ на базе современного оборудования НпьЬтапп.

Реализация функций управления аэропортом происходит в режиме реального времени, поэтому цена ошибки всегда высока и в вопросах обеспечения авиационной безопасности и в экономическом смысле. Как показывает мировой опыт, в условиях жесткой конкуренции повышение эффективности управления деятельностью авиационного предприятия возможно осуществить за счет разработки и внедрения автоматизированных систем управления как финансово-хозяйственной деятельностью, так и организационной деятельностью авиационного предприятия. Применение автоматизированных систем управления снижает риск сбоя в функционировании организации, исключает дублирование данных, использование промежуточных передаточных звеньев, обменных файлов, необходимость приема информации «с голоса» по рации или телефону.

Использование автоматизированных систем приносит авиапредприятию существенную выгоду, позволяет освободить персонал аэропорта от рутинной непроизводительной работы, оптимизирует использование ресурсов аэропорта, повышает эффективность и производительность труда. Кроме того, с внедрением новейших технологий в области автоматизации производства, безопасность функционирования аэропорта многократно повышается.

Список литературы:

1. Уткин Б.В. Информационные технологии управления / Б.В. Уткин, К.В. Балдин. - М.: Академия, 2008.

2. Полетаев В.Ю. Внедрение новых информационных технологий в процессы управления авиаперевозками // Информационные технологии в технических и социально-экономических системах: Сборник научных трудов МГТУ «Станкин», Вып. 3. Том 2 / Под ред. Ю.М. Соломенцева. - М.: ИЦ МГТУ «Станкин», Янус-К, 2005. - С. 84-88.

3. Полетаев В.Ю. Автоматизация бизнес-процессов планирования и контроля авиаперевозок в авиакомпаниях: автореф. дисс. ... к-та тех. наук. -М., 2006. - С. 6-9, 14-16.

4. Журавлев Д.Ю. Разработка автоматизированной системы информационной поддержки качеством авиационного производства с использованием CALS-технологий: автореф. дисс. ... к-та тех. наук. - 2006. - С. 3-6.

5. Козлов С.А. Повышение эффективности управления производственной деятельностью авиакомпании на основе создания комплексной автоматизированной системы: автореф. дисс. ... к-та техн. наук. - М., 2007. - С. 38, 12-15.

6. Макарочкин И.А. Технологии будущего: IT-проекты Домодедово // Аэропорт Партнер. - 2012. - № 3-4. - С. 20-22.

7. Алексеев И.Н. АС «Кобра» не уступает зарубежным аналогам // Аэропорт Партнер. - 2012. - № 3-4. - С. 24-25.

8. Карасёв К.А. «Цифровой аэропорт» Планирование и оптимизация работы аэропортового комплекса // Аэропорт Партнер. - 2013. - № 3. - С. 28-30.

9. Шестерин В.В., Скворцов А.В. Комплексная система безопасности аэропорта 1 категории // Аэропорт Партнер. - 2013. - № 2. - С. 25-27.

10. Сергеев Е.В. 80 % аэропортов мира не могут ошибаться // Аэропорт Партнер. - 2013. - № 2. - С. 24-25.

11.Овченков. Н.И. Комплексный подход к защите аэропорта: от модели к практической реализации // Airports International. - 2012. - № 1. - С. 36-37.

12. Габдуллин Р. Аэропорт «под ключ». Современные технологии и оборудование // Airports International. - 2012. - ноябрь. - С. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.