УДК 330.322
обзор финансовых вложений
в россии
М. И. КУТЕР,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита E-mail: prof. kuter@mail. ru
Ю. В. КЛИМОВА,
аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: y. klimova@south. rt. ru Кубанский государственный университет
Инвестирование как форма эффективного использования временно свободных средств предприятия относится к финансовым инструментам, позволяющим компенсировать дефицит денег в различных секторах экономики. Именно отраслевые сдвиги в инвестиционных потоках закладывают темп и пропорции дальнейшего экономического развития как отдельной страны, так и всего мирового хозяйства. В статье представлен аналитический обзор финансовых вложений в России в 2005-2010гг., проведенный на основании данных Федеральной службы государственной статистики [4].
Ключевые слова: финансовый, вложения, инвестиционный климат, иностранный, сектор, экономика.
Формирование в России цивилизованного рыночного хозяйства определило изменение экономических отношений, перестройку социально-экономических институтов. Появляются новые механизмы, обеспечивающие функционирование экономики. Организации в настоящее время имеют возможность не только направлять свободные финансовые ресурсы на расширение собственной деятельности (осуществлять капитальные вложения), но и инвестировать в другие организации, предоставлять займы, вести совместную деятельность и реализовывать другие виды операций. Рассмотрим основные особенности, характерные для рынка финансовых вложений в России в 2005-2010 гг.
Анализируемый период характеризуется совершенствованием правовых, экономических и организационных основ, способствующих развитию отечественного рынка инвестиций. В 2006 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы (далее -Стратегия) [6], которая определяла ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка Российской Федерации.
В Стратегии отмечается: несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Таковым по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами проводятся на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении.
Причины складывающейся ситуации, как отмечается в Стратегии, многогранны. Определенную роль сыграло отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, что, в свою
очередь, повышает транзакционные издержки.
Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты инвестирования на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами. Это мешает инвесторам хеджировать рыночные риски при проведении операций с ценными бумагами в Российской Федерации.
Регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг вплоть до принятия в конце 2005 г. поправок в законодательство Российской Федерации и нормативные акты не позволяло осуществлять на отечественных торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам. Вследствие этого с конца 2003 г. большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.
Для преодоления указанных проблем в 20062008 гг. Стратегией была определена необходимость решения следующих задач:
• существенное снижение на финансовом рынке транзакционных издержек привлечения капитала путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;
• снижение уровня нерыночного инвестиционного риска путем обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов;
Объем финансовых вложений в Рос<
• содействие формированию российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов инвестирования;
• осуществление реформы правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка, и создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка. Важнейшим условием достижения поставленных
целей, как отмечается в Стратегии, является создание и развитие благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения. Это комплексная задача, в решении которой должны участвовать все органы государственной власти.
Реализация мероприятий, направленных на достижение поставленных в Стратегии целей, способствовала мобилизации свободных финансовых ресурсов предприятий. В табл. 1 представлены данные об объеме финансовых вложений в России по видам в 2005-2010 гг.
Как показывают данные табл. 1, за анализируемый период совокупный объем финансовых
Таблица 1
и по видам в 2005-2010 гг., млрд руб.
Финансовые вложения 2005 2007 2008 2009 2010
Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе
ДФВ* КФВ ДФВ КФВ ДФВ КФВ ДФВ КФВ ДФВ КФВ
Всего... 9 209 1 849 7 360 18 779 4 432 14 348 26 402 4 545 21 857 22 745 4 863 17 882 41 275 4 897 36 378
В том числе в паи и акции других организаций 1 340 1 310 29 2 413 2 304 109 2 569 2 496 73 2 564 2 479 85 2 513 2 225 289
Из них -дочерних и зависимых 1 079 1 076 3 1 844 1 842 2 1 964 1 962 2 1 828 1 821 7 1 868 1 838 31
В облигации и другие долговые обязательства 999 65 934 491 153 338 650 152 499 824 356 467 2 415 223 2 192
Предоставленные займы 960 354 606 3 584 1 419 2 165 4 865 1 467 3 398 4 582 1 524 3 059 5 673 1 675 3 998
Прочие 5 911 120 5 791 12 292 556 11 736 18 318 431 17 887 14 775 505 14 271 30 673 775 29 899
* ДФВ - долгосрочные финансовые вложения. КФВ - краткосрочные финансовые вложения.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 11
вложений на конец 2010 г. достиг 41 275 млрд руб. Прирост за пять лет в абсолютном выражении составил 32 066 млрд руб. (348 %). Наибольшее увеличение (24 762 млрд руб.) наблюдается по группе «Прочие финансовые вложения». К данной группе относятся инвестиции, не вошедшие по классификационным признакам в другие представленные типы финансовых вложений, - депозитные вклады, приобретенная по договору уступки дебиторская задолженность, вклады в простое товарищество и другие активы, удовлетворяющие определению финансовых вложений в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) [2].
На рис. 1 представлена динамика объема финансовых вложений в России за 2005-2010 гг. в разрезе типов: долевые инвестиции, вложения в долговые ценные бумаги, предоставленные займы и прочие инвестиции.
На фоне общей тенденции роста объема инвестиций в течение 2005-2010 гг. (см. рис. 1) к концу 2009 г. наблюдался некоторый спад, характерный для всех типов финансовых вложений: по сравнению с данными за 2008 г. произошло сокращение совокупной величины инвестиций на 14 % (с 26 402 до 22 745 млрд руб.).
Такая динамика главным образом была вызвана снижением инвестиционной активности компаний в период мирового финансового кризиса (20082010 гг.). Улучшение экономической ситуации в стране к концу 2010 г. привело к значительному росту объема финансовых вложений - в 1,8 раза по сравнению с концом 2009 г. Данный факт может, в
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
2005
2007
2008
2009
2010
Рис. 1. Динамика объема финансовых вложений в России за 2005-2010 гг.,
млрд руб.
частности, свидетельствовать о благоприятном инвестиционном климате в стране, что способствует эффективному использованию временно свободных средств компаний для расширения сфер влияния.
В условиях инфляции относительные величины, характеризующие структуру финансовых вложений, лучше поддаются сравнению, чем абсолютные величины этих показателей. В табл. 2 представлена структура финансовых вложений в России в 2005-2010 гг.
Данные табл. 2 показывают, что за анализируемый период структура финансовых вложений как в разрезе типов инвестиций (долевые инвестиции, вложения в долговые ценные бумаги, предоставленные займы и прочие инвестиции), так и в зависимости от срока обращения или погашения (долгосрочные, краткосрочные) изменялась незначительно.
Наибольший удельный вес в составе финансовых вложений в разрезе указанных типов занимают инвестиции, формирующие группу «Прочие финансовые вложения». Средний показатель их доли в общем объеме финансовых вложений за пять лет составил 68 %.
Как упоминалось ранее, отсутствие необходимой инфраструктуры финансового рынка замедляло распространение долевых и долговых ценных бумаг в России в 2005-2010 гг. и ранее. В зависимости от срока обращения наибольшую долю в составе финансовых вложений занимают краткосрочные инвестиции. Средний показатель соотношения краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений за пять лет составил 4 : 1. Подобная тенденция, вероятнее всего, вызвана существованием рисков, связанных с долгосрочным инвестированием в условиях нестабильной экономической среды.
На рис. 2 представлена динамика структуры финансовых вложений в России за 2005-2010 гг. в разрезе типов: долевые инвестиции, вложения в долговые ценные бумаги, предоставленные займы и прочие инвестиции.
-Всего финансовых вложений
— В долевые ценные бумаги
— - В долговые ценные бумаги
— Предоставленные займы -Прочие финансовые вложения
Таблица 2
Структура финансовых вложений в России по видам в 2005-2010 гг., %
Финансовые вложения 2005 2007 2008 2009 2010
Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе
ДФВ КФВ ДФВ КФВ ДФВ КФВ ДФВ КФВ ДФВ КФВ
Всего... 100,0 20,1 79,9 100 23,6 76,4 100 17,2 82,8 100 21,4 78,6 100 11,9 88,1
В том числе 14,5 14,2 0,3 12,9 12,3 0,6 9,7 9,4 0,3 11,3 10,9 0,4 6,1 5,4 0,7
в паи и акции
других организаций
Из них - 11,7 11,7 0,0 9,8 9,8 0 7,4 7,4 0 8 8 0 4,6 4,5 0,1
дочерних и зависимых
В облигации 10,9 0,7 10,1 2,6 0,8 1,8 2,5 0,6 1,9 3,6 1,6 2,1 5,8 0,5 5,3
и другие долговые обяза-
тельства
Предостав- 10,4 3,8 6,6 19 7,5 11,5 18,5 5,6 12,9 20,1 6,7 13,4 13,8 4,1 9,7
ленные займы
Прочие 64,2 1,3 62,9 65,5 3 62,5 69,3 1,6 67,7 65 2,2 62,7 74,3 1,9 72,4
80 70 60 50 40 30 20 10 0
• В долевые ценные бумаги
В долговые ценные бумаги
Предоставленные займы
'Прочие финансовые вложения
2005 2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Динамика структуры финансовых вложений в России за 2005-2010гг,%
Обращаясь к рис. 2, можно увидеть, что в течение 2005-2010 гг. динамика структуры финансовых вложений по типам инвестиций достаточно равномерна, за исключением периода 2005-2007 гг. для категорий «Долговые ценные бумаги» и «Предоставленные займы». В то же время, несмотря на противоположный характер изменений (резкий рост доли предоставленных займов и одновременное снижение доли инвестиций в долговые ценные бумаги), совокупная доля этих категорий к концу 2007 г. осталась практически неизменной. При существовавших в указанный период сложностях с эмиссией ценных бумаг предоставление займов
было более доступным типом финансирования. С развитием рынка в России и появлением новых финансовых инструментов, в том числе производных, к концу 2010 г. возросла доля прочих финансовых вложений.
Важнейшими характеристиками инвестиционных процессов в России являются состав и динамика структуры инвестиций по видам экономической деятельности. Именно сегментарные сдвиги в инвестиционных потоках закладывают темп и пропорции дальнейшего экономического развития страны. В табл. 3 представлено распределение инвестиций в России по видам экономической деятельности в 2005-2010 гг.
Данные табл. 3 показывают, что объемы финансовых вложений в различные секторы экономики крайне неоднородны. В течение анализируемого периода наибольший объем инвестиций отмечен в таких сферах народного хозяйства, как обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь.
Этот факт обусловлен главным образом широкомасштабной приватизацией государственной собственности в 1993-1997 гг., что привело к возникновению рынка высоколиквидных акций пред-
7х"
13
Таблица 3
Объем финансовых вложений в России по видам экономической деятельности
в 2005-2010 гг., млрд руб.
Вид экономической деятельности 2005 2007 2008 2009 2010
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 24 44 71 90 154
Рыболовство, рыбоводство 2 4 3 3 9
Добыча полезных ископаемых 526 1 544 1 659 2 808 5 327
Обрабатывающие производства 6 479 6 507 11 038 6 632 8 356
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 321 300 987 639 1 961
Строительство 68 169 250 431 662
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, 1 093 7 190 8 198 8 026 17 231
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны 7 12 18 21 153
Транспорт и связь 288 1 341 2 411 2 584 2 892
Финансовая деятельность 62 175 110 104 2 081
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление 325 1 431 1 491 1 337 2 254
услуг
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; 2 3 92 16 146
социальное страхование
Образование 2 2 2 3 9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1 5 8 3 8
Предоставление прочих коммунальных, социальных 10 54 63 48 34
и персональных услуг
Всего финансовых вложений 9 209 18 779 26 402 22 745 41275
приятий нефтегазовой промышленности, энергетики, телекоммуникаций и цветной металлургии [5]. Так, доля отраслей в капитализации рынка акций в 1997 г. составляла:
- нефтегазовая - 57 %;
- энергетика - 28 %;
- телекоммуникации - 11 %;
- цветная металлургия - 2 %;
- прочие - 2 %.
Ситуацию с инвестициями в сферу социальных услуг, которая включает образование, культуру, здравоохранение, можно оценить как критическую (см. табл. 3). Эти сферы функционируют преимущественно за счет средств государственного и муниципального бюджетов. Частный капитал присутствует в них в незначительном объеме и не может существенным образом повлиять на положение дел. Этот сегмент испытывает острую нехватку инвестиций, которая ведет к деградации его материально-технической базы. Между тем сохранение подобной ситуации крайне опасно, поскольку она подрывает глубинные факторы развития человеческого потенциала, являющегося не только целью, но и предпосылкой экономического роста.
Подобную диспропорцию в объемах финансовых вложений в России по видам экономической деятельности принято связывать с тем, что экономический рост обусловливается главным
образом сырьевыми отраслями, преимущественно ориентированными на экспорт. В то же время если рост сырьевых отраслей сопровождается ростом глубокой переработки добываемых ресурсов, ведет к повышению технологичности базовых отраслей, развитию инновационного сектора, а также производственной и социальной инфраструктуры, его можно квалифицировать как обеспечивающий качественные изменения в экономике и содействующий ее реструктуризации [1].
Структура финансовых вложений по видам экономической деятельности в 2005-2010 гг. представлена в табл. 4.
Как свидетельствуют данные табл. 4, в течение анализируемого периода наибольшая доля инвестиций осуществлялась в основные секторы экономики: обрабатывающую промышленность, добычу полезных ископаемых, торговлю, транспорт и связь. Совокупная доля финансовых вложений в эти сферы в среднем составила 88 %.
В то же время за рассматриваемые пять лет произошло перераспределение объемов финансирования в сторону сферы услуг (рис. 3) - торговли, телекоммуникаций, финансового сектора, которые демонстрирует высокие темпы экономического роста.
Удельный вес финансовых вложений в обрабатывающие производства в общем объеме инвестиций
Таблица 4
Структура финансовых вложений в России по видам экономической деятельности
в 2005-2010 гг., %
Вид экономической деятельности 2005 2007 2008 2009 2010
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,3 0,2 0,3 0,4 0,4
Добыча полезных ископаемых 5,7 8,2 6,3 12,3 12,9
Обрабатывающие производства 70,3 34,6 41,8 29,2 20,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,5 1,6 3,7 2,8 4,7
Строительство 0,7 0,9 0,9 1,9 1,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11,9 38,3 31,1 35,3 41,7
Гостиницы и рестораны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,4
Транспорт и связь 3,1 7,1 9,1 11,4 7,0
Финансовая деятельность 0,7 0,9 0,4 0,5 5,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3,5 7,6 5,6 5,9 5,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 0,0 0,0 0,3 0,1 0,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,1 0,3 0,2 0,2 0,1
Финансовые вложения - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Добыча полезных ископаемых
' Обрабатывающие производства
Торговля
'Транспорт и связь
2005 2007 2008 2009 2010
Рис. 3. Структура финансовых вложений в основные секторы экономики
в 2005-2010 гг., %%
за 2005-2010 гг. сократился с 70,3 до 20,2 %. Доля инвестиций в сферу торговли, напротив, возросла за пять лет с 11,9 до 41,7 %. В сферах с высокой долей частного капитала (торговля и общественное питание, услуги делового, бытового характера, в области финансов, кредита и страхования) инвестиционная активность генерируется преимущественно вновь образованными компаниями.
Доля государства в инвестициях незначительна: в структуре инвестиций она составляет около 10 %. Зарубежный капитал достаточно широко представлен в торговле, общественном питании и информационном обслуживании. В этих сегментах
иностранное участие в инвестициях составляет более 40 %. В целом же инвестиционный механизм тут в значительной мере отвечает современным требованиям и не нуждается в серьезных корректировках.
Удельные показатели вложений в добывающие производства, транспорт и связь увеличились в 2,3 раза: с 5,7 до 12,9 % и с 3,1 до 7,0 % соответственно. Для инвестиционной активности в сфере транспорта определенным стимулом является развитие сырьевых отраслей. Вложения в развитие транспорта осуществляются при активном участии государства. Его доля составляет около 40 % всех инвестиций, но постепенно сокращается. Вклады в развитие связи делает преимущественно частный сектор при активном участии иностранного капитала.
В целом для всех инфраструктурных сфер характерны серьезные контрасты в уровне инвестиционной обеспеченности и, следовательно, технической оснащенности. Часть видов деятельности, прежде всего трубопроводный транспорт, телекоммуникации и мобильная связь и в меньшей степени железнодорожный транспорт, получают финансовую поддержку в удовлетворительном объеме, и их техническое состояние отвечает сов-
7х"
15
ременным требованиям. В других видах - автодорожном хозяйстве, речном и морском пассажирском транспорте, наземной инфраструктуре воздушного транспорта, традиционной телефонной и почтовой связи - существует острая нехватка инвестиционных ресурсов.
Таким образом, инвестиционные процессы в инфраструктурных отраслях развиваются в рамках серьезных диспропорций, и, следовательно, механизм вложений в эти направления нуждается в преобразованиях, иначе консервация отсталости отдельных областей инфраструктуры будет тормозить модернизацию всей экономики [1].
В 2010 г. Россия заняла четвертое место среди европейских стран по уровню инвестиционной привлекательности. С 2004 г. наша страна поддерживала макроэкономическую стабильность и проводила рациональную налогово-бюджетную политику, эффективно управляла внешним долгом и накапливала валютные резервы. Вложение государственных средств в инфраструктуру также стимулировало приток иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции в российск
В дополнение к этому новых инвесторов привлекали высокие цены на нефть и другие природные ресурсы. Сочетание этого фактора и политики поддержания экономической стабильности способствовало увеличению количества инвестиционных проектов [3].
В табл. 5 представлены объем и структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 2005-2010 гг.
Как показывают данные табл. 5, объем иностранных инвестиций в 2010 г. составил 114,7 млн долл. США, что на 40,1 % больше, чем в 2009 г., и вдвое больше, чем в 2005 г. Для иностранных инвесторов вложение средств в российскую экономику имеет много преимуществ. Наша страна богата сырьевыми ресурсами, имеет емкий внутренний рынок, а также образованные и высокопроизводительные трудовые ресурсы. Однако административные барьеры, недостаточная прозрачность ведения бизнеса и не до конца восстановившаяся финансовая система зачастую снижают инвестиционную привлекательность.
Таблица 5
) экономику в 2005-2010 гг., млн долл.
Вид экономической 2005 2008 2009 2010
% к итогу к итогу к итогу к итогу
деятельности Всего Всего Всего Всего
Сельское хозяйство, охота и лесное 156 0,2 862 0,8 437 0,5 466 0,4
хозяйство
Рыболовство, рыбоводство 22 0,0 27 0,0 45 0,1 16 0,0
Добыча полезных ископаемых 6 003 11,2 12 396 12,0 10 327 12,6 13 858 12,1
Обрабатывающие производства 17 987 33,5 33 914 32,7 22 216 27,1 33 157 28,9
Производство и распределение 328 0,6 3 394 3,3 437 0,5 543 0,5
электроэнергии, газа и воды
Строительство 228 0,4 3 387 3,3 1 012 1,2 1 136 1,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт 20 461 38,2 23 905 23,0 22 792 27,8 13 334 11,6
автотранспортных средств мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
Гостиницы и рестораны 52 0,1 188 0,2 140 0,2 229 0,2
Транспорт и связь 3 840 7,2 4 861 4,7 13 749 16,8 6 576 5,7
Финансовая деятельность 1 813 3,4 4 977 4,8 2 658 3,3 37 913 33,1
Операции с недвижимым имуществом, 2 602 4,9 15 378 14,8 7 937 9,7 7 341 6,4
аренда и предоставление услуг
Государственное управление и обеспечение безопасности; социальное 0 0,0 26 0,0 25 0,0 25 0,0
страхование
Образование 0 0,0 0 0,0 0 0,0 1 0,0
Здравоохранение и предоставление 15 0,0 20 0,0 26 0,0 13 0,0
социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, 144 0,3 434 0,4 126 0,2 138 0,1
социальных и персональных услуг
Всего финансовым вложений 53 651 100,0 103 769 100,0 81 927 100,0 114 746 100,0
В 2010 г. наибольший объем иностранных вложений (см. табл. 5) был направлен в финансовый сектор (37 913 млн долл., или 33,1 %), обрабатывающие производства (33 157 млн долл., или 28,9 %), добычу полезных ископаемых (13 858 млн долл., или 12,1 %), оптовую и розничную торговлю (13 334 млн долл., или 11,6 %). Высокая доля вложений в топливно-энергетический комплекс и обрабатывающую промышленность обусловлена репутацией России как крупного производителя нефти и газа и высокой долей добавленной стоимости в продукции обрабатывающей промышленности.
Правительство России признает необходимость привлечения иностранных экспертов, технологий и капитала в энергетику, в особенности для оптимизации разработки нефтяных месторождений, поскольку зарубежные инвесторы будут передавать российским компаниям технологии и знания, повышая тем самым промышленный потенциал нашей страны. Однако помимо энергетики инвесторы отчетливо видят появляющиеся инвестиционные возможности в технологическом секторе, включая автомобилестроение, транспорт, информационные и коммуникационные технологии.
Вкладчики рассматривают российский внутренний рынок в качестве наиболее привлекательного инвестиционного фактора. Возможности для роста, особенно в сфере услуг, оценивают как очень привлекательные 30 % инвесторов и как привлекательные -75 %, что является очень высоким показателем [3].
В советский период и в начале 1990-х гг. российские потребители могли позволить себе покупать лишь ограниченный ассортимент товаров. Сегодня, несмотря на неоднородный уровень благосостояния населения, российский средний класс имеет более высокие располагаемые доходы и более свободный доступ к потребительским товарам, чем раньше.
Иностранным инвесторам предоставляется уникальная возможность сформировать у потребителей лояльность к своему бренду и завоевать долю рынка, охватывающую различные слои населения. Многие из вкладчиков намерены предложить российскому рынку новинки потребительских товаров и открыть предприятия в России, где население обладает покупательной способностью и готово экспериментировать, приобретая новые товары.
Основные страны-инвесторы в 2010 г. представлены в табл. 6 - на их долю приходится 84,7 % от общего объема иностранных вложений в российскую экономику.
Таблица 6
Основные страны - инвесторы в российскую экономику в 2010 г.
Страна Млн долл. % к итогу
Великобритания 40 770 35,5
Нидерланды 10 696 9,3
Германия 10 435 9,1
Кипр 9 003 7,8
Китай 7 631 6,7
Люксембург 5 374 4,7
Швейцария 4 679 4,1
Франция 3 702 3,2
Ирландия 2 557 2,2
Виргинские острова 2 383 2,1
Всего инвестиций 114 746 100
Как показывают данные табл. 6, основные зарубежные инвесторы России относятся к про-мышленно развитым странам. Значительная часть денежных средств поступает в Россию из Кипра и Нидерландов. В случае с Кипром инвестиционные сделки часто инициируются российскими гражданами, которые вывели туда свой капитал и хотят реинвестировать его в отечественную экономику.
Превалирующее количество инвестиционных сделок, инициированных в Нидерландах, обусловлено созданным в этой стране благоприятным режимом для международных операций в нефтегазовой отрасли.
Одним из ключевых торговых партнеров России становится Китай. Многие его инвестиционные проекты реализуются в лесной промышленности, а также в сфере оптовой и розничной торговли и зачастую финансируются малыми предприятиями. Помимо этого, китайские инвесторы обращают внимание на возможности для вложений в недвижимость и промышленное производство. Большой размер рынка и географическая близость предопределяют привлекательность России для китайских инвесторов.
Подводя итоги, можно констатировать, что российские экономика и промышленность испытывают значительную потребность в инвестиционных ресурсах. Это обусловлено наличием огромных запасов сырья и слабым развитием его переработки, производственной и социальной инфраструктур. В инвестиционной сфере, несмотря на ряд позитивных сдвигов и определенную активизацию, усилилась структурная составляющая, что существенно замедляет создание условий для модернизации экономики и ее переориентации с сырьевого пути развития на инновационный.
Список литературы
1. ЛопатинМ.В. Инвестиционный процесс // Транспортное дело в России. 2008. № 1.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02): приказ Минфина России от 09.06.2001 № 126н.
3. Растущие возможности: исследование инвестиционной привлекательности России. «Эрнст энд Янг», 2011. URL: http://www. ey. com/ Publication/ vwLUAssets/Russia-attractiveness-survey-2011-RU/
$FILE/Russia-attractiveness-survey-2011-RU. pdf.
4. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Рос-стат. М., 2011. 581 с.
5. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов / под ред. Е. Ф. Жукова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 567 с.
6. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.06.2006 № 793-р.
26 апреля 2012 г. в гостинице «Марриотт Гранд Отель» (г. Москва, Тверская, 26) Ассоциация российских банков совместно с Банком России и Федеральной службой по финансовому мониторингу проводят юбилейную X международную научно-практическую конференцию
«Повышение эффективности российской системы ПОД/ФТ: новые вызовы и стратегические задачи»
Информационный партнер конференции - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Ассоциация российских банков уделяет большое внимание вопросам противодействия отмыванию преступных доходов в банковской системе: регулярно проводятся семинары, круглые столы, активно работает профильный комитет АРБ. При этом ключевое значение имеет ежегодная конференция по вопросам ПОД/ФТ, проводимая уже десятый год подряд Ассоциацией российских банков совместно с Росфинмониторингом и Банком России.
Цели конференции:
- анализ состояния российской системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и дополнительных мер по повышению ее эффективности
- координация взаимодействия российских банков и государственных органов в области ПОД/ФТ;
- выработка позиции в отношении Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA);
- выявление особенностей проявления рисков, связанных с ПОД/ФТ, в деятельности кредитных организаций;
- обсуждение новой редакции 40+9 Рекомендаций ФАТФ и особенностей их применения к российской системе ПОД/ФТ, а также мер, принимаемых Правительством РФ и Банком России по совершенствованию норм действующего законодательства;
- обсуждение передового опыта реализации политик ПОД/ФТ российскими и зарубежными банками.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (495) 645-16-95, (495) 690-30-13; (495) 690-46-91 либо E-mail: [email protected]
http://www.arb.ru