ное решение в данной ситуации. Поэтому нами стали использоваться нетрадиционные техники, такие как йога, цигун, мудры, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации.
Почему же эти техники, а не другие? Проведя анализ специальной литературы, нами определено, что цигун не только поправляет и укрепляет физическое здоровье, увеличивает умственную работоспособность, но и работает на сознание, психику.
Упражнения йоги влияют не только на осанку, походку, фигуру, но и на внутренние органы: здоровые легкие, сердце, упругие мышцы, в общем, все свидетельствует о прекрасном здоровье. Благодаря этой техники вырабатываются выносливость, терпение, возрастает сила воли, а так же концентрация и расслабление позволяют установить контроль над эмоциями. Упражнения, направленные на растяжку мышц обладают максимальным лечебным эффектом, снимают стресс, активизируют защитные силы организма, приводят в равновесие гормоны. Благотворно влияют на кровообращение, на обмен веществ. Повышают силу и выносливость.
Использование дыхательных упражнений в свою очередь улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Обучение учащихся задержке дыхания и «невесомость» (прыжки на батуте) известно, что активизируют работу стволовых структур мозга, которые в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка.
Применяя глазодвигательные упражнения мы можем
расширять поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энерге-тизацию организма.
При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспитаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Это в свою очередь способствует развитию рефлексии.
Следовательно, нетрадиционные техники способны укрепить детский организм в целом и иммунитет в частности, а так же реализовать требования к результатам освоения программы по физической культуре.
Список литературы:
1. Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Здоровье в ваших руках. М.: ИПО «Полигран», 2004. - 354 с.
2. Планируемые результаты начального общего образования /[Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. - С.3.
ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Ломакина Елена Сергеевна
Канд. пед. наук., доцент кафедры Общей и технической физики Нацио-нальный минерально-сырьевой университет
«Горный», Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
Сформулированы требования к учебному материалу по физике: обуче-ние физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящих-ся к профессиональной деятельности будущего специалиста. Преподаватели физики должны иметь ясное представление о специальности, которой обуча-ются студенты и тому, какие именно знания физики и навыки могут понадо-биться будущим специалистам в их практической деятельности.
ABSTRACT
Cross-curriculum integration when teaching Physics. The requirements for training materials on Physics are the following: physics classes mu& be intercon-nected with subspecialties and based on the examination of specific processes and phenomena related to the profession of the future speciaMs. Physics teach-ers should have a clear undemanding of the profession, the Sudents are going to have, and of knowledge and skills the future professionals may need in their practice.
Ключевые слова: физика, профессиональная деятельность, инженерная грамотность, научно-исследовательская деятельность.
Keywords: Physics, professional activity, engineering literacy, scientific and research activities.
Пик популярности и престижности профессии инженера но меняется, и будущее, по прогнозам, - за тех-ническими пришёлся на середину прошлого века. Потом - десятилетия профессиями. Мы очень надеемся, что лет через десять забвения. Сейчас список престижных профессий ежегод- причиной для гордости станет диплом инженера, а потому
должны готовить грамот-ных специалистов, инженеров, обладающих знаниями, соответствующими последним достижениям научно-технического прогресса, владеющих инфор-мационными технологиями, способных системно мыслить и действовать, го-товым к инновациям и умеющих находить новые решения.
Современная физика со всеми ее достижениями - это результат исследо-вания природы и творческого труда человеческой мысли. В неразрывной связи с развитием физики шло развитие обучения физике. Преподаватели вуза должны быть не столько носителями и передатчиками научной инфор-мации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. В идеале, педагог выступает посредником между студентами и учебной дисциплиной, наукой, физикой. Важно не столько то, что мы передаем студентам, сколько то, как они усваи-вают эти знания и превращают их в навыки.
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремле-ний студента, а результаты - соответствовать потребностям и быть значимы-ми для студента. Обучение, дающее студенту отличные знания и умения, формирует у него положительное отношение к предмету.
Преподаватель должен учитывать, что до обучения интерес у студентов к предмету часто предварительный, нес-формированный. Контингент абиту-риентов технического вуза очень неоднороден. Многим первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Пройдет немало времени, прежде чем студент приспособится к но-вой образовательной среде. Отсюда зачастую возникают существенные раз-личия и в деятельности, и в ее результатах для одного и того же обучающе-гося в школе и в вузе. Добавим слабую преемственность между средней и высшей школой, особенности методики преподавания и организации учеб-но-го процесса в вузе, большой объем информации, и как результат - эмоцио-нальное перенапряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии, желании прекратить учебу.
Создание устойчивой мотивации у студентов к получению знаний и формированию компетенций и поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний - две важные задачи, требующие грамотного решения. Необхо-димо совершенствовать формы проведения занятий, и вести работу по пере-осмыслению содержания учебного материала.
Мы говорим о курсе физики для студентов технических специальностей и среди требований к учебному материалу предлагаем выделить следую-щие:
• тщательный отбор учебного материала, выделение наиболее важ-ного (физической сути изучаемых явлений, процессов, законов).
• обучение физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и базироваться на рассмотрении конкретных процессов и яв-лений, относящихся к профессиональной деятельности будущего специали-ста.
• содержание курса физики должно способствовать формированию у студентов представлений о современной физической картине мира. Физика - бурно развивающаяся наука. За последние десятилетия сделано множество открытий, некоторые из которых имеют фундаментальный характер. Очевидно, что без освещения современных вопросов фи-
зики невозможно сфор-мировать в полной мере компетентность в области физических знаний .
Возникла необходимость превращения фундаментальных знаний в наукоемкие технологии. Лучший способ трансформировать научные и тех-нические знания в достижения - совместить в процессе образования как сам процесс обучения, так и научно-исследовательскую деятельность. Студенты должны уметь работать с современной научной аппаратурой. Это требует от сотрудников кафедры создания прикладных научно-технических разрабо-ток. Для решения этой задачи на кафедре создана специализированная ла-бо-ратория современных оптических технологий.
Цели создания лаборатории: активизация научной деятельности препо-давателей и сотрудников кафедры, обеспечение взаимодействия образова-тельного и исследовательского процессов, вовлечение студентов и аспиран-тов в научную деятельность, активизация научных дискуссий, выработка общих исследовательских подходов.
Обновление содержания общего практикума задачами управления оп-тическим излучением отвечает решению ряда важных проблем физического образования в его основных аспектах.
В мотивационном аспекте включение проблематики создания совре-менных устройств и технологий оптической связи и обработки информации актуализирует предметный материал, содействует формированию ценност-ного отношения к физическим знаниям.
В содержательном аспекте особое значение имеют открывающиеся возможности деятельностного освоения студентами нелинейных эффектов, в ряде которых задействованы структуры пониженной размерности, что с необходимостью приобщает их к проблемам современной науки, в том числе нанофизики и нанотехнологии.
В деятельностном аспекте изучение физических основ и методов управления оптическим излучением способствует формированию у студентов умений и опыта продуктивного использования фундаментальных знаний для решения физико-технических проблем, что отвечает реализации в обра-зова-нии компетентностного подхода. [2, с. 257]
По отношению к процессу освоения программ высшего профессио-нального образования по физике наша работа классифицируется по трем основным направлениям:
- научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс;
- научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс;
- научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.
Все работы в лаборатории - оригинальные разработки преподавателей и сотрудников кафедры физики, как результат внедрения в учебный процесс проводимых на кафедре научно-исследовательских работ. Они обеспечивают разностороннюю подготовку в области современных методов постановки и проведения экспериментальных исследований. Осуществляются все этапы: постановка задачи, выдвижение гипотезы или гипотез, планирование экспе-римента, выбор средств выполнения эксперимента, сборку установки, наблюдения и измерения, фиксацию и анализ результатов эксперимента, вы-воды. [3, с. 432]
Исследования завершаются обязательным представлением отчетов, вы-ступлением на научном семинаре, подготовкой разработок и докладов для участия во внутривузовских,
городских, всероссийских и Международных научных конференциях и выставках.
Список литературы:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Климов Е. А. - М. : Academia, 2004. - 304 с.
2. Мустафаев А.С., Ломакина Е.С. Возможности интеграции фундаментальной подготовки и инновационной деятельности студентов технического университета // VIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное обра-
зование, наука, инновации в XXI веке»: сборник трудов, -Санкт-Петербург: 2014. - 414 с.
3. Ломакина Е.С., Мустафаев А.С. Формирование у студентов способности к инновационной инженерной деятельности При работе в современной физической лаборато-рии // Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: Труды международной научно-методической конференции 2729 мая 2014 г. - Санкт-Петербург, 2014. -562 с.
ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Маркова Людмила Александровна,
доцент, кандидат пед. наук, Арктический государственный университет,
г. Мурманск
АННОТАЦИЯ
Вниманию читателей представлен обзор специализированных и развивающих компьютерных игр и программ, помогающих эффективно развивать нарушенные процессы и функции в процессе обучения детей с ограниченными образовательными возможностями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность школьников и способствует лучшему усвоению материала.
ABSTRACT
The review of the specialized and developing computer games and programs helping to develop effectively broken processes and functions in the course of training of children with disabilities is submitted to attention of readers. The computer considerably expands possibilities of presentation of evident information, allows to lengthen motivation of the child. The game components included in computer programs Sir up cognitive activity of school Sudents and promotes the be& dige^ion of material. Use of IT in educational activity causes emotional lift in children, the even lagging behind pupils with pleasure work with the computer, and failure of game induces part to ask from them for the help the tutor or independently to achieve knowledge in game.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, электронные образовательные ресурсы
Keywords: children with disabilities, electronic educational resources
Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, тем более что острой становится увеличение количества детей, проявляющейся в трудностях освоения общеобразовательных программ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально- психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории таких детей по системно-психологической классификации отклонений в развитии, предложенной О.В. Трошиным [4] .
1. Психосенсорные: нарушения слуха, нарушения зрения.
2.Аффективные: аутизм, психопатии.
3.Когнитивные: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), задержка психического развития.
4.Психомоторные: речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для данной категории детей характерны:
• специфика восприятия, преобладание непроизвольной памяти, рассеяность и малый объем внимания, неразвитое
произвольное внимание, нарушение волевой регуляции;
• нарушение работоспособности (астенические проявления, быстрая истощаемость психических процессов);
• неразвитость когнитивной сферы (низкий уровень познавательной мотивации);
• неразвитость пространственной ориентировки;
• неразвитость моторной координации, произвольной моторики пальцев рук;
• физические особенности (дефекты зрения, слуха, интеллекта, невозможность долго находиться в статической позе, пониженный/повышенный мышечный тонус и т.п.);
• заниженная самооценка;
• потребность в спокойной, психологически комфортной обстановке.
Дети с ОВЗ - особые дети, нуждающиеся в изменении способов подачи информации, в необходимости создания специфической среды пребывания или обучения. Задача педагога - разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, вызвать эмоциональный отклик, заинтересованность ребенка к изучаемому материалу. Эффективным помощником педагога в обучении ребенка с ОВЗ становится компьютер. Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образова-