Научная статья на тему 'ОБЗОР АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ ПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1872-1874 ГГ. НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ'

ОБЗОР АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ ПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1872-1874 ГГ. НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АВСТРО-ВЕНГРИЯ / ПОЛЯРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ / ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА / НОВАЯ ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рудь И.А.

В данной статье рассматривается Австро-Венгерская полярная экспедиция 1872-1874 гг., а также коллекция предметов этой экспедиции, хранящаяся в фондах Российского государственного музея Арктики и Антарктики. Это находки, которые были обнаружены в 1956 и 2020 годах. В статье представлены итоги небольшого исследования этих предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE AUSTRIA-HUNGARIAN POLAR EXPEDITION 1872-1874 BASED ON THE COLLECTION OF THE ARCTIC AND ANTARCTIC MUSEUM

This article considers Austro-Hungarian polar expedition and the collection of things from this expedition. They are kept in the Russian State Museum of Arctic and Antarctic. These finds were found in 1956 and 2020. The article shows the results of a small study of these things.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ ПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1872-1874 ГГ. НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ»

УДК 94

Рудь И.А.

научный сотрудник Российский государственный музей Арктики и Антарктики г. Санкт-Петербург

ОБЗОР АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ ПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1872-1874 гг. НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ

АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

Аннотация

В данной статье рассматривается Австро-Венгерская полярная экспедиция 1872-1874 гг., а также коллекция предметов этой экспедиции, хранящаяся в фондах Российского государственного музея Арктики и Антарктики. Это находки, которые были обнаружены в 1956 и 2020 годах. В статье представлены итоги небольшого исследования этих предметов.

Ключевые слова:

Арктика, Австро-Венгрия, полярные экспедиции, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля

Abstract

This article considers Austro-Hungarian polar expedition and the collection of things from this expedition. They are kept in the Russian State Museum of Arctic and Antarctic. These finds were found in 1956 and 2020. The article shows the results of a small study of these things.

Keywords:

Arctic, Austria-Hungary, polar expeditions, Franz Josef Land, Novaya Zemlya

В этом году, 13 июня, исполнилось 150 лет с начала Австро-Венгерской экспедиции Карла Вайпрехта и Юлиуса Пайера (1872 - 1874 гг.). Данная экспедиция является одной из важнейших полярных экспедиций второй половины XIX века. Она добилась значительных успехов в освоении Арктики - К. Вайпрехт и Ю. Пайер совершили открытие архипелага Земля Франца-Иосифа, пересекли его с юга на север, Ю. Пайер составил первую карту этих территорий. Экспедиция отличалась для своего времени хорошим уровнем научной подготовки и организации снаряжения и питания, что позволило провести две зимовки в Арктике и вернуться с минимальными потерями.

Актуализируют данную экспедицию находки, сделанные в августе 2020 года, комплексной экспедицией под научным руководством полковника Сергея Борисовича Чуркина и Сергеем Зинченко, капитаном 2-го ранга одного из поисковых отрядов. В рамках комплексной экспедиции Северного флота и РГО на Новой Земле было обнаружено продовольственное депо Австро-Венгерской экспедиции. Интересны и другие предметы, обнаруженные в июле 1956 года экспедицией ГУСМП №10 и изученные в Музее Арктики и Антарктики. Теперь расскажем об этих событиях.

Когда судно экспедиции «Тегеттгоф» двигалось в Баренцевом море к Новой Земле, Юлиус Пайер в своих дневниковых записях отмечал, что интерес к Арктике (особенно научный интерес) ослабевал [3, с. 52]. Угасал он перед стремительным взлетом, перед экспедициями А. Норденшёльда (1878 - 1879 гг. -первое прохождение северо-восточного прохода) и Ф. Нансена (1893 - 1896 гг. - первый в мире трансарктический дрейф). Экспедиции Вайпрехта - Пайера часто приписывают возрождение интереса к арктическому судоходству и освоению Севморпути. В советской историографии (например, во II-ом томе фундаментального труда «История открытия и освоения Северного морского пути» [4, с. 118]) можно встретить заявление, что эта экспедиция не повлияла на возрождение интереса к северо-восточному

проходу или, что Адольф Норденшёльд не был их «последователем». С этим можно не согласиться, сам Норденшёльд, писал, что эта экспедиция была «несомненной предшественницей «Веги» и была широко известна благодаря публикациям её участников [2, с. 299].

Экспедиция предполагала пройти северо-восточным проходом с двумя зимовками. Главной целью была проверка теории Петтермана, согласно которой Полярное море в центре освобождено ото льдов. Предполагалось также исследование северо-восточной части Баренцева моря, поиск земель (Земля Петермана, Земля Джиллиса) и наблюдение за магнитными явлениями, полярными сияниями, а также сборы различных коллекций. Задачей максимум было прохождение северо-восточным проходом, однако больших надежд на выход через Берингов пролив не возлагали еще до отплытия, эту цель ставили скорее для привлечения спонсорских средств.

Как же такая южная страна как Австро-Венгрия организовала столь успешную северную экспедицию? Во многом это удалось благодаря талантам и интересу начальников экспедиции к Арктике. Юлиус Пайер был офицером Австро-Венгерской армии, альпинистом и топографом. Его вдохновила Первая Германская экспедиция Карла Кольдевея в Арктику 1868 года, обследовавшая северо-восточные побережья Шпицбергена. Уже в следующем году Август Петтерман предложил Пайеру стать участником Второй Германской экспедиции 1869-1870 гг., отправившейся к берегам Гренландии.

Карл Вайпрехт - немецкий морской офицер на австрийской службе, капитан австрийского флота и топограф. Проявлял интерес к науке и полярным экспедициям. Изначально именно Вайпрехт должен был возглавить Первую Германскую экспедицию по поручению А. Петтермана, но был болен в тот момент малярией, поэтому был заменен К. Кольдвеем. В 1872 году, накануне экспедиции, получил подданство Австро-Венгрии.

Большую роль в жизни двух полярников сыграл Август Петерман - немецкий географ, один из крупнейших географов того времени. Ему принадлежала идея назвать Баренцево море в честь прославленного голландца. До этого оно называлось Новоземельским. Он также предлагал свою концепцию изучения Баренцева моря и центральной Арктики. Она заключалась в устаревшей для того времени идее о большой полынье в области Северного полюса и возможности судовождения в столь высоких широтах. Петерман помимо своей концепции также отличался полезным для науки умением привлекать средства для организации полярных экспедиций. Обе экспедиции К. Кольдевея и плавание на «Тегетгоффе» были организованы по его поручению.

В конце 1870 года К. Вайпрехт и Ю. Пайер познакомились и начали разрабатывать собственную экспедицию. В 1871 году Вайпрехт и Пайер отправились в рекогносцировочную (разведывательную) экспедицию на судне «Исбьёрн» с целью сбора данных в северо-восточной части Баренцева моря (температура, течения, ледовый режим). Также манила путешественников Земля Джиллиса - земля-призрак к востоку от Шпицбергена. Собранные данные показали, что плавание в абсолютно неизученном районе северо-восточной части Баренцева моря возможно и даже благоприятно.

Таким образом, оба начальника экспедиции на «Тегеттгоффе» на начало экспедиции обладали немалым полярным опытом и опытом совместного взаимодействия, провели рекогносцировку в район будущих исследований Арктики. Последнее вовсе могли позволить себе единицы.

Несмотря на амбициозные планы, экспедиция была хорошо снаряжена. Специально для экспедиции была построена деревянная баркентина «Тегеттгофф» с паровым двигателем мощностью 100 лошадиных сил, снаряженная всем необходимым. Новизна и качество постройки судна дали большой запас прочности в борьбе со льдами на протяжении всего периода дрейфа экспедиции - более двух лет. Прочего снаряжения и продовольствия взяли на три года и 2 зимовки. Большую часть средств на экспедицию отпустил главный спонсор граф Иоганн Вильчек (40.000 гульденов из 210.000) [3, с. 13].

Всего экипаж экспедиции насчитывал 24 человека, в их числе Карл Вайпрехт и Юлиус Пайер. Команда была Австро-Венгрией «в миниатюре» - довольно пёстрый национальный состав, говоривший

на немецком, итальянском, венгерском и славянских языках. В качестве судового языка был выбран итальянский.

13 июня 1872 года судно «Тегеттгоф» вышло из порта Бремерхафена из Северного моря и направилось в Баренцево море. Несмотря на рекогносцировку, которая внушала оптимизм, навигация

1872 года в Баренцевом море была более ледовитой, чем ожидалось.

У Новой Земли «Тегеттгоф» повстречал «Исбьёрн». На нем граф Иоганн Вильчек с командой двинулся вместе с «Тегетгоффом» к северу Новой Земли, чтобы организовать продовольственное депо, которое и было найдено в 2020 году РГО и Севфлотом. В расщелину между скалами в бочках поместили 2000 фунтов ржаного хлеба и 1000 фунтов гороховой колбасы в деревянных ящиках. Вход в расщелину засыпали обломками скал от белых медведей (к русским морякам проявляли полное доверие, как отмечает Ю. Пайер). Это депо должно было стать спасательным пунктом, в случае потери судна или другой катастрофы.

Найти депо удалось благодаря научному руководителю экспедиции полковнику С. Б. Чуркину. Работая в архиве графа Вильчека в Австрийской национальной библиотеке, он обнаружил фотографии расщелины и карту И. Вильчека с пометами на немецком языке, говоривших о нахождении депо. Проведя в 2020 году разведку острова Баренца удалось обнаружить ту самую скалу, где и была сделана находка в августе 2020 года. Удалось найти остатки девяти коньячных бочек и семи ящиков с гороховой колбасой, которая сохранилась в виде субстрата. Эти предметы были переданы в Музей Арктики и Антарктики в середине сентября 2020 года, они были обработаны и подготовлены к выставке, открывшейся 12 июля 2022 года к 150-летию экспедиции. Для выставки из этой группы предметов была полностью собрана одна из бочек и продемонстрирован фрагмент одного из ящиков.

Дальше экспедиция на «Тегеттгоффе» планировала пройти к северо-востоку от Новой Земли, к мысу Челюскин, но уже на следующий день после прощания, 21 августа 1872 года, «Тегеттгоф» попал в ледовый плен, из которого так и не выбрался. Дрейф уносил судно всё дальше на север, и противостоять паку было невозможно.

Кульминация экспедиции произошла 30 августа 1873 г., когда судно дрейфом вынесло к неизвестной земле, которой дали название в честь австрийского императора Франца-Иосифа. 1 ноября

1873 года команда смогла достичь ближайшего острова, который назвали в честь графа Иоганна Вильчека. Почти сразу после этого недолгого обследования началась вторая зимовка.

В конце января К. Вайпрехт и Ю. Пайер приняли решение, что после обследования Земли Франца-Иосифа они выдвинутся на юг, потому что надежды на освобождение «Тегетгоффа» ото льда уже не было. Учитывался полярный опыт. Пайер пишет в своих мемуарах, что перед их глазами стоял пример экспедиции Джона Франклина. Пайер считал, что Франклин решил вернуться на год позже, чем следовало, что и погубило экспедицию.

Полноценное обследование Земли Франца-Иосифа проходило в марте - мае 1874 год и всего было совершено 3 похода. За это время удалось пересечь Землю Франца-Иосифа с юга на север - от острова Вильчека до острова Рудольфа, достигнув самой северной точки архипелага (мы Флигели). Были получены данные по метеорологии, магнитному склонению, собраны геологические, ботанические и зоологические коллекции. Также за три похода Юлиусом Пайером была составлена карта Земли Франца-Иосифа, получены метеорологические измерения, собраны ботанические, геологические и зоологические коллекции. Далеко не все собранные показания были верны (некоторые метеоизмерения и измерения высот) и в особенности карта. Относительно точно были нанесены острова архипелага по пройденному пути от острова Вильчека до острова Рудольфа. Все, что находилось к западу было определено как Земля Зичи, а на восток - Земля Вильчека, которые на самом деле состояли из множества островов. Скорее всего, из-за ледяного покрова Пайер счел проливы участками суши. Также к северу от ЗФИ были нанесены несуществующие земли-призраки - Земля короля Оскара и Земля Петтермана. Так исследование Земли

Франца-Иосифа первооткрывателями было окончено.

20 мая команда покинула «Тегеттгоф». К сожалению, полярникам пришлось многое оставить на судне: ботанические и зоологические коллекции, научные приборы, библиотеку и даже полугодовой запас провизии. Поэтому многие находки экспедиции были утрачены. Идти предстояло на трёх груженых шлюпках и нартах. В кают-компании на столе был оставлен документ, который объясняет причины оставления судна и подтверждает, что экспедиция продвигалась на юг к продовольственному депо на Новой Земле. Там путешественники планировали повстречать рыболовное судно.

Этот документ заслуживает отдельного внимания. В фондах Музея Арктики и Антарктики хранится письмо за подписью Вайпрехта и Пайера. Возможно, это письмо и является тем документом, о котором говорит Пайер. В письме даже имеется подпись «Корабль» и оставлены координаты. Несмотря на мемуарные указания, что такой документ был оставлен в кают-компании, письмо было обнаружено экспедицией ГУСМП №10 в июле 1956 года в разбитой бутылке на острове Вильчека рядом с бочонком, в котором были найдены и другие предметы. Можно предположить, что Пайер переложил письмо в более безопасное место, когда возвращался на судно (после некоторых неудачных попыток двигаться на юг члены экспедиции ненадолго возвращались на судно), либо речь идет о двух разных документах. Из других предметов были обнаружены: табакерка с фрагментами крышки, австрийская зажигалка, записка, полуистлевшая тряпка, лента и кокарда бескозырки, возможно, принадлежавшая Отто Кришу (единственному погибшему в этой экспедиции) и дощечка с надписью «Tegethoff».

Продвижение на юг было крайне сложным. За два месяца путешественники прошли по дрейфующему льду около 15 миль. При этом была съедена значительная часть запасов, нависала угроза третьей зимовки, которую без больших жертв избежать вряд ли удалось. Однако арктическое лето взяло своё - в середине июля начала появляться целая сеть каналов, по которым продвижение значительно ускорилось. 15 августа наступило освобождение ото льдов, преодолев кромку льдов, шлюпки вышли в открытое море и уже 18 августа причалили к Новой Земле. Продовольственное депо на островах Баренца не удалось посетить из-за того, что шлюпки сильным течением снесло на юго-запад, и возвращение было бы непростым и бессмысленным.

У мыса Бритвин за поворотом оказалась рыбацкая лодка, а вдали две поморские русские шхуны. Шхуной «Святой Николай» командовал Федор Иванович Воронин - двоюродный дядя знаменитого полярного капитана Владимира Ивановича Воронина. Русские согласились доставить экспедицию в Вардё, за что им была выплачена крупная компенсация в 1200 серебряных рублей. 3 сентября путешественники были доставлены в Вардё.

Австро-Венгерская экспедиция К. Вайпрехта и Ю. Пайера, безусловно, является одной из важнейших полярных экспедиций второй половины XIX века. Главное достижение - открытие Земли Франца-Иосифа и пересечение его с юга на север, достижение самой северной точки архипелага. Благодаря хорошей научной подготовке экспедиции, она выполнила множество метеорологических и магнитных измерений, дала общее представление о земле, которую они открыли, а сам ледовый плен «Тегеттгофа» расширил познания о ледовом дрейфе. Несмотря на одного погибшего машиниста Отто Криша, экспедиции удалось уцелеть. Других жертв удалось избежать благодаря хорошей подготовке снаряжения, провианта (включая лимонный сок) и охоте на белых медведей.

Ю. Пайер и К. Вайпрехт вернули к жизни вопрос о научном исследовании Арктики и открытии северо-восточного прохода, продолжив развивать идеи в этом направлении. Уже через год, в Граце Карл Вайпрехт предложил перейти от национальных экспедиций к международному сотрудничеству, что в итоге вылилось в организацию Первого международного полярного года (1882/1883 гг.), когда 11 государств смогли создать пояс из 13 полярных станций в Арктике и провести годичные наблюдения по единой программе [1, с. 8]. Поучаствовать в этой программе удалось и самой Австро-Венгрии, которая установила полярную станцию на острове Ян-Майен в Гренландском море.

Список использованной литературы:

1. Визе В.Ю. Международный полярный год. Л.: Изд-во ВАИ, 1932.

2. Норденшёльд А. Е. Плавание на «Веге». Л.: Изд-во Главсевморпути, 1936.

3. Пайер Ю. 725 дней во льдах Арктики. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1935.

4. Пинхенсон Д.М. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. II. Л.: Изд-во «Морской транспорт», 1962.

© Рудь И.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.