УДК 379.85
DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-41-55
полюсный арктический туризм в россии
Кунников А. В.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк "Русская Арктика"»
163000, г. Архангельск, пр-т Советских Космонавтов, д. 57, Российская Федерация
Аннотация. Арктический туризм в настоящее время приобретает все большую популярность - Арктика притягивает людей со всего Земного шара своей уникальной первозданной природой. Еще в прошлом веке посещение Северного полюса туристами было невозможно, а архипелаг Земля Франца-Иосифа могли посещать только специалисты. В статье раскрыто содержание туристических программ, реализуемых в Арктике - круизов к географическому Северному полюсу. Дается характеристика полюсного туристического продукта, а также указываются пути его регламентирования, поскольку часть маршрута проходит через особо охраняемую природную территорию.
Ключевые слова: Северный полюс, Арктика, туризм, круиз, Земля Франца-Иосифа, национальный парк
north pole arctic tourism in Russia
A. Kunnikov
Federal State Budgetary Institution "Russian Arctic National Park"
prosp. Sovetskikh Kosmonavtov 57,163000 Arkhangelsk, Russian Federation
Abstract. Arctic tourism is now gaining the increasing popularity - the Arctic attracts people from all over the world due to its unique pristine nature. Back in the last century, the North Pole was out of reach for tourists and only specialists could visit Franz Josef Land. The aim of this paper is to describe the content of the Arctic tourist programs, i.e. voyages to the geographical North Pole. The study analyzes and characterizes the above-mentioned tourist product and also indicates the ways of its regulation because part of the routes cross the nature protected territory.
Keywords: North Pole, Arctic, tourism, cruise, Franz Josef Land, national park.
Введение
В настоящее время в мире наблюдается рост спроса на турпродукты в отдаленные районы Земного шара, среди которых арктический туризм занимает видное место [8; 9]. Практически все страны Арктического региона развивают это направление, которое позволяет не только удовлетворить запросы потребителей, но и стимулировать экономическое развитие этих территорий. Арктический туризм развивается во многих направлениях, связанных с природными особенностями региона: выделяют такие вида туризма, как экотуризм, этноту-
© CC BY Кунников А. В., 2019.
ризм, охотничье-промысловыи туризм, экстремальный и спортивный туризм, а также познавательный кру-изный, популярность которого демонстрирует неуклонный рост. Среди арктических круизов весьма привлекательным является полярный полюсной - мутешесавиеме
географическому Северному полюсу Земли. Целью исследования является
аналитический обзор состояния развития полярного полюсного туризма в России, характеристика предоставляемого турпродукта, а также существующее регламентирование этого вида туреетиче скоКдеятельмксты.
Район и методы исследования
Полярный полюсной туризм (рис. 1) осуществляется в западном
Рис. 1. Маршрут следования атомного ледокола «50 лет Победы» и границынационального парка«РусскаяАрктика».
секторе Северного Ледовитого океана (30° - 65° восточной долготы). Материалами для исследования послужили статистические отчеты туристических компаний «<Quark Expeditions» и «Poseidon Expeditions» о полярных полюсных круизах за 2016 - 2018 гг., а также практический опыт самого автора в их организации и проведении.
Результаты и обсуждение
Спрос на полюсные круизы (т. е. круизы к Северному полюсу) постоянно растёт. Это обусловлено, в первую очередь, уникальностью турпродук-та: туристам за короткий срок (10-14 дней) предлагают совершить плавание в Северном Ледовитом океане и посетить один из полюсов Земли - Север-
ный. Транспортное обеспечение поездки в современном мире доступно единственному государству - России, суда которого на протяжении более чем сорока лет регулярно посещают данную точку Земного шара (рис. 2). Именно этот фактор делает полюсные круизы уникальными и в то же время дорогими для большинства туристов - в связи с высокими ценами фрахта судна. Так, по данным сайта туристической компании «Poseidon Expeditions»1, одного из лидеров в сфере организации полярных путешествий, на 2018 г. стоимость путевки на Северный полюс превышала 2 млн. руб. Схожие расценки мы видим и на сайте второго крупного игрока этого рынка - компании «Quark Expeditions», базирующейся в Торонто, Канада.
Рис. 2. Круизы к Северному полюсу на российских ледоколах
Транспортное обеспечение арктических полюсных туров
Еще в 1977 г. атомный ледокол «Арктика» стал первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. «Арктика» был построен по проекту 10520, в который также вошли последующие атомные ледоколы: «Сибирь», «Россия», «Совет-
ский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы» [4]. Единственный атомоход, который в настоящее время достигает Северного полюса на регулярной основе - «50 лет Победы»2. Этот атомный ледокол был введен в эксплуатацию в 2007 г. Его основное предназначение - про-
1 https://poseidonexpeditions.ru
2 http://www.rus-arc.ru/ru/Tourism/Statistics
водка транспортных кораблей с грузом по Северному морскому пути. Однако в летний се он (как правило, ссереди-ны июня до середины августа) ледокол совершает туристические круизы по популярным туристическим точкам Арктического региона: на Северный полнр исрхипел агФемляФранца-Ио-сифа, который является территорией национального парка «Русская Арктика». Важно отметить, что вышеупо-
мянутые иностранные туристические компании фрахтуют для походов на Северный палрс пмеино россиЯсиие суда - атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Ямал».
Маршруты полярного полюсного туризма
Все маршруты полярных круизов (рис. 3) начинаются в г. Мурманск, где базируются суда атомного ледокольно-
Мурманск - о. Галл я - Северный полюс - бухта Тихая - Мурманск
•М^ in BTCJWlkM* 1М*Я
Рис. 3. Маршруты полярного круиза, 2019 г.
го флота России. Как правило, маршруты отличаются местами, в которых ледокол заходит и выходит в акватории территории Земли Франца-Иосифа. Маршрут ледокола на территории архипелага в большой степени зависит от погодных и ледовых условий, и может быть изменен прямо в процессе круиза.
Выбор мест для остановок на архипелаге Земля Франца-Иосифа во время круиза определяется теми же обстоятельствами. Они могут быть благоприятствующими или, наоборот, неблагоприятными для проведения высадки на берег или «зодиачных» круизов -непродолжительных поездок на резиновых лодках типа «Зодиак». Однако приоритет в круизном рейсе отдается именно достижению Северного полюса: обычно острова арктического архипелага Земля Франца-Иосифа посещаются на обратном пути в Мурманск. Все же иногда туроператором принимается решение о посещении архипелага Земля Франца-Иосифа по пути на Северный полюс. Основной причиной могут являться благоприятные погодные условия. Как правило, высадки организуются в 2-3 наиболее популярных точках архипелага: бухта Тихая о. Гукера, мыс Флора о. Нортбрук, мыс Те-гетгофф о. Галля, мыс Триест о. Чампа.
Характеристика туристического продукта
Туристический продукт включает в себя два основных пакета: «Полюсный» и «Архипелаг Земля Франца-Иосифа», которые различаются по своей структуре и содержанию. Рассмотрим их по отдельности.
«Полюсный» турпродукт включает в себя ознакомительные и информаци-
онные, фестивальные и праздничные, экскурсионные мероприятия.
Ознакомительные и информационные мероприятия. Во время похода ледокола для туристов проводятся различные мастер-классы, лекции, устраиваются коктейльные вечеринки и барбекю. В первые дни путешествия посетители знакомятся с капитаном - экспедиционная команда разбивает туристов на небольшие группы и устраивает для каждой из них встречу с капитаном судна, где есть возможность лично с ним пообщаться, задать интересующие вопросы и сделать фото на память. В самом начале круиза проводится брифинг по технике безопасности на борту судна и правилам поведения на особо охраняемой территории.
Фестивальные и праздничные мероприятия. По мере приближения к Северному полюсу для туристов устраивают «Праздник Посейдона» -готовится небольшое костюмированное представление, участников круиза поздравляют с достижением высоких широт, а затем на открытой палубе всех ждут угощения и развлечения. Когда до полюса остаются считанные мили, экспедиционный лидер (ответственный за весь круиз от компании-туроператора) предупреждает об этом, а затем начинает отсчет, который транслируется по громкой связи. Все туристы собираются на баке ледокола, украшенном гирляндой флагов стран мира, для празднования знаменательного события.
Обычно достижение Северного полюса приходится на ночное время суток, поэтому только утром туристы могут ступить на большую дрейфующую льдину на широте 90 градусов.
Для самых смелых и отчаянных устраиваются купания в водах Северного Ледовитого океана - для этого за кормой судна создают специальную «купальню», обустроенную лестницей и даже «ковровой дорожкой» - правда, не красной, а зеленой. Члены экспедиционной команды снимают весь
процесс на фото и видео, чтобы затем порадовать всех интересными и смешными кадрами, которые станут частью памятного видео о круизе (фото 1). Практически каждый год на Северном полюсе проводится хоть одна церемония бракосочетания, которую организует, по традиции, капитан судна.
Фото 1. Туристы на Северном полюсе (фото И. Мизина)
Экскурсионные мероприятия. В среднем высадка на Северном полюсе длится около 8 часов - за это время гостей ждут барбекю прямо на льду Северного Ледовитого океана, длительные прогулки через торосы, трещины и промоины. Для фотографирования на фоне ледокола на лед устанавливается металлический знак «Северный полюс», размеры которого сравнимы с человеческим ростом. Также частью программы посещения является познавательная лекция эксперта-гляциолога о ледовом покрове. Помимо этого, туроператоры
предлагают различные виды развлечений: «Quark Expeditions» устраивает в хорошую погоду полеты на воздушном шаре прямо над Северным полюсом, а «Poseidon Expeditions» дает возможность туристам осмотреть окрестности с борта вертолета, тоже при условии хорошей погоды и хорошей видимости. Рядом с ледоколом, который встает на ледовый якорь, устанавливают знак, указывающий среднее расстояние в километрах до крупных мировых столиц.
Перейдем к описанию турпродук-та «Архипелаг Земля Франца-Иосифа».
Несмотря на то, что главной целью полюсного туризма является достижение географического Северного полюса, компании-туроператоры предлагают своим клиентам и посещение самой северной суши мира - архипелага Земля Франца-Иосифа (рис. 4), где расположена самая северная точка Евразии - мыс Флигели, имеющий географические координаты 81°51'13"с.ш. 59°14'18"в.д. Архипелаг Земля Франца-Иосифа - это группа из 192 островов. Протяженность архипелага с запада на восток составляет 375 км, с севера на юг - 234 км [2].
Земля Франца-Иосифа - не только самый северный участок суши Евразии и России, но также самый оледенелый участок российской Арктики: 85% его площади покрыто ледниками [1]. Земля Франца-Иосифа была открыта в 1873 г. австро-венгерской экспедицией под руководством Юлиуса Пайера и названа в честь австро-венгерского
императора Франца-Иосифа I [5]. Архипелаг Земля Франца-Иосифа, наряду с северной оконечностью острова Северный (архипелаг Новая Земля) и прилегающими островами, является территорией национального парка «Русская Арктика»1.
Туристические объекты посещения. Характерный внешний облик архипелага Земля Франца-Иосифа -усечённые конусы плосковершинных островов, многие из которых венчают ледниковые купола. Дайки - вертикальные геологические тела, образованное путём заполнения трещин магмой - можно назвать своеобразной визитной карточкой рельефа островов. Посетителей круизных рейсов привлекают девственные ландшафты Земли Франца-Иосифа - ледники, снежники и водопады, «каменные шары» острова Чампа (фото 2), шестигранные базальтовые столбы скалы Рубини (фото 3).
Фото 2. Шаровые конкреции о. Чампа, архипелаг Земля Франца-Иосифа (фото А. Кунникова)
1 Описание характерных объектов территории архипелага приведено в статье по материалам сайта национального парка (http://www.rus-arc.ru/ru/AboutPark/Territory)
В национальном парке туристы знакомятся с птичьими базарами и моржовыми лежбищами, а также богатым историко-культурным наследием, включающим около 200 объектов, обладающих признаками историко-культурной значимости. Это - сохранившиеся постройки и площадки метеостанций, могилы первооткрывателей архипелага и работавших там полярников (Б. Бентсена на о. Земля Вильчека, О. Криша на о. Вильчека, механика шхуны «Св. Фока» И. Занде-ра, специалиста по ионосфере П. Фо-тиева и полярного летчика Н. Йеске на о. Гукера), обелиски, памятные знаки (экспедиции Г. Я. Седова на о. Гукера, в память погибших участников итальянской экспедиции 1899-1900 гг. на мысе Флора) и т. д. На островах архипелага остались следы пребывания таких великих полярников, как Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Юлиус Пайер, Карл Вайпрехт и многих других. Так, к примеру, на о. Гукера прекрасно со-
хранился астрономический пункт в виде креста (фото 4), установленный Г. Я. Седовым во время первой российской экспедиции к Северному Полюсу 1912-1914 гг.1
На островах Хейса и Гукера работают самые северные в мире почтовые отделения, откуда можно отправить письмо или открытку в любую точку Земного шара.
Сотрудники Парка, наряду с выполнением обязанностей инспекторов по соблюдению природоохранного режима территории, проводят для участников круизных рейсов лекции по истории, биологии, геологии самой северной особо охраняемой природной территории, а также мастер-классы по лепке арктических
1 Описание памятников историко-культурного наследия на архипелаге см.: Буторина Н. Н. Паспорт экотропы «Полярная станция "Бухта Тихая"», архипелаг Земля Франца-Иосифа, остров Гукера» (2018); Киселёв Д. В., Кунников А. В. Полярная станция «Бухта Тихая»: историческая справка (2014).
животных из глины и из войлока. Как правило, для сопровождения группы посетителей, состоящей из 120-140
Организация и регулирование туристических потоков
Маршруты следования круизного человек, необходимо четыре сотруд- судна по акватории Национального
ника Парка.
парка (фото 5) регламентируются спе-
Фото 4. Астрономический пункт, установленный участниками экспедиции к Северному полюсу под руководством Г. Я. Седова (фото А. Кунникова)
3>
Фото 5. Атомный ледокол «50 лет Победы» в акватории бухты Тихой, архипелаг Земля Франца-Иосифа (фото А. Кунникова)
заповедная зона
границы национального парка "Русская Арктика" мча хозяйственного назначении
рекреационная зона особо охраняемая зо
ЗЕМЛЯ И Л Ь Ч Е К А|
( • \. а
С У о\ Нортбрук \ "о Робер»сона
Р-
х \ n.
0—\ ^ кг
В«*>че«а . ч,)
л
,Г
Л
Л
\ С
о-ва. Октябрята
г
у о. Гогенлоэ_
Л
^т—^
о. Чамп
( ^л Ф --¿Н
—/ ¡А \ С.***/ /
О*""""
Рис. 5. Зонирование территории архипелага Земля Франца-Иосифа
циальными разрешениями, в которых указываются точки, посещение которых возможно [3]. Запрет на посещение определенных мест обусловлен, в первую очередь, зонированием территории Парка (рис. 5), проводимым в соответствии с действующим законо-дательством1. Как правило, ограничено посещение эталонных природных комплексов, особо ценных и уязвимых к антропогенному воздействию природных объектов. Заповедная зона выделяется с целью сохранения и изучения природных комплексов и объектов в условиях естественного тече-
ния природных процессов и явлений. (места выходов медведей из берлог, ключевые лежбища моржей, геологические памятники и т. д.) [6].
Поскольку переход от Мурманска до Северного полюса и обратно занимает достаточно продолжительное время, туроператоры находятся в постоянном поиске новых турпродуктов, интересных потребителю (табл. 1). Помимо указанных выше туроператоров, существует также ежегодная практика выкупа нескольких путевок прочими участниками туристического рынка и продажи их организованным группам посетителей.
Таблица 1
Услуги, предлагаемые посетителям в ходе круизного рейса компании «Poseidon Expeditions» на Северный полюс
Виды услуг Описание услуг
транспорт размещение в отеле в Мурманске накануне круиза (завтрак включен); групповые трансферы аэропорт - отель в Мурманске в первый день программы; групповые трансферы отель - судно в день начала круиза; путешествие на борту а/л «50 лет Победы» как указано в программе маршрута; групповые трансферы судно - аэропорт или центр города в Мурманске по окончании круиза
питание четырехразовое питание (включая свежую выпечку на полдник); стойка с кофе и легкими закусками, питьевая вода 24 часа в сутки
страхование персональная медицинская страховка от несчастного случая на борту (100 000 евро покрытия включает, кроме прочих рисков, риски по экстренной эвакуации и репатриации)
экскурсии все береговые экскурсии и другие мероприятия на вертолете в ходе круиза; все береговые экскурсии и другие мероприятия на лодках типа «Зодиак» в ходе круиза; информационное сопровождение круиза полярными экспертами и экспедиционным лидером
1 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями).
Виды услуг Описание услуг
прочие, включенные в путевку резиновые сапоги для высадок на время круиза; информационные материалы, предоставляемые до начала путешествия; электронный дневник путешествия с фотографиями; фирменная экспедиционная куртка Poseidon Expeditions
прочие, за дополнительную оплату государственные пошлины на въезд и выезд в/из страны; питание на берегу и расходы на отдельное размещение в отеле; алкогольные напитки; страхование багажа, страхование от отмены путешествия; сборы за избыточный вес багажа; телекоммуникационные услуги на борту судна; прачечная; бар
Источник: https://poseidonexpeditions.ru
Вместе с тем фактический ход экспедиции может отличаться от заявленного по погодным условиям. Средняя продолжительность тура составляет 10-12 суток. Большую часть из этого времени судно находится на переходе или от Мурманска до Земли Франца-Иосифа, или от Земли Франца-Иосифа к Северному полюсу и обратно. В графике полюсного круиза посещение территории национального парка «Русская Арктика» занимает особое место. Несмотря на то, что главная цель всего круиза - это поход к географическому Северному полюсу, каждый туроператор, тем не менее, старается как можно больше времени провести на территории арктического архипелага Земля Франца-Иосифа. Как было сказано выше, этому способствует богатейший природно-ресурсный потенциал и историко-культурное наследие архипелага, а также удобное транспортное положение: он лежит прямо на пути следования к Северному полюсу.
Регламентация проведения экскурсионной деятельности
Вместе с ростом спроса на полюсной туризм увеличивается и антропо-
генная нагрузка на арктические ландшафты. В этой связи вопросы решения проблемы поиска компромисса между необходимостью развития туризма и сохранением арктических экосистем встают перед всеми участники этого процесса: туроператорами, региональными властями, природоохранными учреждениями. Таким решением может стать обеспечение условий для регулируемого туризма - то есть посещение туристами особо охраняемой природной территории, которое ограничено особыми рекреационными зонами, соответствует допустимым антропогенным нагрузкам и не наносит ущерба окружающей среде и историко-культурным объектам [7].
Так, для регулирования посещения территории национальным парком «Русская Арктика» разрабатываются локальные менеджмент-планы для большинства наиболее популярных точек посещения. Они включают свод правил, рекомендаций и ограничений, которыми парк предлагает руководствоваться во время высадки на территорию или же осмотра достопримечательностей без выхода на берег - с
резиновой лодки типа «Зодиак» либо с борта судна. В этом документе присутствует также и схема маршрута, отклонение от которого запрещено [4]. Наличие подобных ограничительных документов позволяет направлять туристические потоки таким образом, чтобы минимизировать воздействие на ландшафты арктических пустынь и вместе с тем наиболее полно показать посетителю территорию, познакомить с объектами природного и историко-культурного наследия.
Заключение
Развитие полюсного туризма открывает перспективы для ускорения экономического развития удаленных территорий, что предусмотрено Государственной программой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» с позднее принятыми дополнениями до 2030 г., а также другими правительственными документами последних лет. Однако успешное осуществление планов развития сопря-
жено с необходимостью решения ряда проблем: необходимостью быстрого реагирования на изменчивость погодных условий и ледовой обстановки, связанных с изменением климата, а зачастую - с административными ограничениями посещения арктических территорий, тяжелым транспортно-логистическим положением (удаленностью от традиционных транспортных путей, например, от Северного морского пути), ограничениями в связи с природоохранным статусом ряда регионов.
Развитие туристического сектора экономики Арктической зоны России будет способствовать ее диверсификации, помогающей переходу на модель устойчивого экономического, социального и экологического развития. Опыт создания и проведения полюсных туров может быть полезным другим регионам Арктической зоны Российской Федерации для организации и развития туристической деятельности.
Статья поступила в редакцию 11.06.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Боярский П. В., Кулиев А. Н. Архипелаг Земля Франца-Иосифа: природное и культурное наследие (указатели к карте, летопись Земли Франца-Иосифа). М.: Paulsen, 2011. 80 с.
2. Земля Франца-Иосифа / Под общ. ред. П. В. Боярского. М.: Paulsen, 2013. 680 с.
3. Красная книга Архангельской области / Отв. ред. А. П. Новоселов. Архангельск: Комитет по экологии Архангельской области, 2008. 351 с.
4. Кузнецов В.С. Комплексный подход к развитию туризма на особо охраняемых природных территориях // Арктика и Север. 2016. № 23. С. 80-95.
5. Муров М. С. Записки полярника. Л.: Лениздат, 1971. 200 с.
6. Чекмарёва А. С., Добрынин Д. В., Кирилов А. Г. Мониторинг антропогенной нагрузки, рекреационная безопасность объектов арктического туризма на территории национального парка «Русская Арктика» // Биомониторинг в Арктике. Архангельск: САФУУ 2018. С. 115-117.
7. Чижова В. П. Рекреационные ландшафты: устойчивость, нормирование, управление. Смоленск: Ойкумена, 2011. 176 с.
8. Arctic Tourism: Realities and Possibilities / P. Maher, H. Gelter, K. Hillmer-Pegram, G. Hov-gaard, J. Hull, Gunnar >or Johannesson, A. Karlsdottir, O. Rantala, A. Pashkevich // Arctic
Portal: Arctic Yearbook 2014. - UPL: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2014/ Scholarly_Papers/15.Maher.pdf.
9. Lasserre F., Têtu P.-L. The cruise tourism industry in the Canadian Arctic: analysis of activities and perceptions of cruise ship operators // Polar Record. 2015. Vol. 51 (1). P. 24-38.
REFERENCIES
1. Boyarskii P., Kuliev A. Arkhipelag Zemlya Frantsa-Iosifa: prirodnoe i kul'turnoe nasledie (ukazateli k karte, letopis' Zemli Frantsa-Iosifa) [The archipelago of Franz Joseph Land: the natural and cultural heritage (the pointer to the map record of Franz Josef Land)]. Moscow, Paulsen Publ., 2011. 80 p.
2. Boyarsky P., ed. Zemlya Frantsa-Iosifa [Franz Joseph Land]. Moscow, Paulsen Publ., 2013. 680 p.
3. Novoselov A., ed. Krasnaya kniga Arkhangel'skoi oblasti [The Red Book of the Arkhangelsk region]. Arkhangelsk, Komitet po ekologii Arkhangel'skoi oblasti Publ., 2008. 351 p.
4. Kuznetsov V. [An integrated approach to the development of tourism on specially protected natural territories]. In: Arktika i Sever [Arctic & North J.], 2016, no. 23, pp. 80-95.
5. Murov M. Zapiski polyarnika [Notes of a polar explorer]. L., Lenizdat Publ., 1971. 200 p.
6. Chekmareva A., Dobrynin D., Kirilov A. [Monitoring of anthropogenic load, the recreational safety of the Arctic tourism in the Russian Arctic National Park]. In: Biomonitoring v Arktike [Biomonitoring in the Arctic]. Arkhangelsk, SAFU Publ., 2018. pp. 115-117.
7. Chizhova V. Rekreatsionnye landshafty: ustoichivost', normirovanie, upravlenie [Recreational landscapes: sustainability, regulation, governance]. Smolensk, Oikumena Publ., 2011. 176 p.
8. Maher P., Gelter H., Hillmer-Pegram K., Hovgaard G., Hull J., Gunnar >or Johannesson, Karlsdottir A., Rantala O., Pashkevich A. Arctic Tourism: Realities and Possibilities. In: Arctic Portal, Arctic Yearbook 2014. - UPL: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2014/ Scholarly_Papers/15.Maher.pdf
9. Lasserre F., Têtu P.-L. The cruise tourism industry in the Canadian Arctic: analysis of activities and perceptions of cruise ship operators. In: Polar Record, 2015, vol. 51, no. 1, pp. 24-38.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кунников Андрей Васильевич - заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка "Русская Арктика"; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Andrey ^ Kunnikov - Deputy Director of Russian Arctic National Park for Environmental Education and Tourism; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Кунников А. В. Полюсный арктический туризм в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 3. С. 41-55. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-41-55
FOR CITATION
Kunnikov A. North Pole Arctic tourism in Russia. In: Bulletin of the Moscow Region State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 3, pp. 41-55. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-41-55