Обзор аптечных продаж
■ 2004 май РШШШМ
Станислав ЛИВАНСКИЙ, RMBC
ПРОТИВОГРИБКОВЫХ ПРЕПАРАТОВ
В обзор включены препараты, относящиеся к коду АТС DO1А (Противогрибковые препараты для местного применения), D01B (Противогрибковые препараты для системного применения) и коду АТС 302 (Противогрибковые препараты для системного использования). Объем аптечного рынка противогрибковых препаратов в 2003 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 19% и составил 62,3 млн. долл. в закупочных ценах аптек1. Доля сегмента в общем объеме аптечных продаж за анализируемый период практически не изменилась и составила 2,3%. Средняя розничная надбавка на препараты анализируемого сегмента выросла по сравнению с 2002 г. на 1 п.п. и составила 27%, что соответствует усредненному показателю наценки на лекарственные средства в РФ за тот же период.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Согласно данным «Государственного реестра лекарственных средств», на начало апреля 2004 г. было зарегистрировано 111 торговых наименований2 противогрибковых препаратов. Среди них отечественными компаниями производятся 45 торговых наименований, иностранные производители представлены 60 препаратами, осталь-
1 Здесь и далее в расчетах используются оптовые цены, долл. США.
2 Без учета производителя, лек. формы и дозировки. С учетом различных производителей зарегистрировано 221 торговое наименование.
3 С учетом производителя, без учета лекарст-
венной формы.
ные 6 препаратов производятся как в России, так и за рубежом. В 2003 г. перечень противогрибковых препаратов пополнился за счет регистрации 20 дженериков3 и одного оригинального препарата компании Merck Sharp & Dohme — Кансидас (табл. 1). Наибольшая активность отмечалась среди российских производителей. Так, отечественными компаниями было зарегистрировано 15 препаратов, из них 4 являются дженериками на основе флу-коназола. По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, осуществляемого компанией RMBC, среди препаратов, зарегистрированных в 2003 г., в аптеч-
ных продажах фигурировали только Амиклон («Нижфарм»), Перхотал (Ge-pach International) и Флузол («Брынца-лов-А»). В целом сегмент противогрибковых препаратов в аптечных продажах 2003 г. был представлен 77 торговыми наименованиями препаратов.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА СЕГМЕНТА
Тенденции структурных изменений, зафиксированные по итогам 2002 г. (см. Ремедиум №7—8, 2003), получили свое логическое развитие в 2003 г. Так, на протяжении ряда лет отмечается рост доли противогрибковых препаратов для системного использования (как в денежном, так и в натуральном выражении) в общем объеме аптечных продаж анализируемого сегмента (рис. 1). В 2003 г. объем аптечных продаж противогрибковых препаратов для местного применения вырос на 6%. Розничная реализация препаратов для системного использования выросла на 35%, что, в свою очередь, привело к увеличению доли данной группы в структуре продаж противогрибковых препаратов на 6 п.п. Несмотря на тот факт, что менее четверти зарегистрированных торговых наи-
РИСУНОК 1
Структура аптечных продаж противогрибковых препаратов
60 50 40 30 20 10 0
57
43
2001 г.
54
46
2002 г.
52
48
2003 г.
■ — Противогрибковые препараты для местного применения □ — Противогрибковые препараты для системного использования
РИСУНОК 2
| Динамика аптечных продаж противогрибковых препаратов по странам-производителям
78
80 70 60 50 40 30 20 10
8 5 8
ПпК
71
2001 г.
14
87
64
15
13
2002 г.
2003 г.
■ — Западная Европа и США
□ — Восточная Европа
□ — Россия
□ — Индия
□ — Прочие
7
1
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ | 35
PCMCÜUUM 2004 май 1
менований производится западноевропейскими и североамериканскими компаниями, продукция «западных» производителей в общем объеме аптечных продаж сегмента в 2003 г. составляла свыше 60%. В то же время доля западноевропейских компаний в структуре аптечных продаж противогрибковых препаратов продолжает снижаться (рис. 2). Такая динамика в основном обусловлена активностью отечественных и восточноевропейских производителей, прежде всего, в группе противогрибковых препаратов для системного использования. Так, доля западноевропейских компаний в общем объеме аптечных продаж противогрибковых средств для системного использования сократилась с 68% в 2002 г. до 58% по итогам 2003 г. Напротив, доли отечественных и восточноевропейских производителей за тот же период выросли с 5% до 15% и с 19% до 20% соответственно. Кроме того, стоит отметить, что российские производители демонстрируют наиболее высокие темпы роста с точки зрения объема продаж в обеих группах противогрибковых препаратов.
Л
ИДЕРЫ ПРОДАЖ
В рейтинге наиболее продаваемых торговых наименований по-прежнему доминируют противогрибковые препараты западноевропейских и североамериканских компаний. Как видно из таблицы 2, четверка лидеров по объему аптечных продаж — Низорал, Лами-зил, Дифлюкан и Орунгал — сохранила свои позиции в «десятке» наиболее продаваемых препаратов. В то же время кумулятивная доля этих препаратов в общем объеме аптечных продаж противогрибковых препаратов продолжает снижаться (с 66% в 2001 г. до 52% в 2003 г.). При этом положительную динамику с точки зрения рыночной доли демонстрирует только препарат Диф-люкан, а объем аптечных продаж Низо-рала сократился на 15% в денежном выражении. С точки зрения продвижения, препараты первой «тройки» имеют существенную рекламную поддержку в СМИ. В 2003 г. к этой тройке примкнул отечественный дженерик Дифлюка-на — Флюкостат, выпускаемый несколькими российскими компаниями.
На фоне активизации усилий по продвижению, объем аптечных продаж этого препарата вырос по сравнению с 2002 г. в 2,7 раза. Помимо Дифлюкана и Флюкостата, только один препарат из «десятки» рос опережающими темпами по отношению ко всему аптечному рынку противогрибковых ЛС — препарат флуконазола Микосист. Изменения в рейтинге наиболее продаваемых торговых наименований во многом определяют перераспределение сил между компаниями-производителями, что объясняется высокой долей препаратов-лидеров в общем объеме аптечных продаж производителей (табл. 3). Присутствие в «десятке» торговых наименований двух препаратов Janssen Pharmaceutica (Низорала и Орунгала) определяет лидирующее положение компании в сегменте среди производителей. В то же время доля компании стремительно падает. Доля Novartis благодаря брэнду «Ламизил»4 существенно не изменилась по сравнению с 2002 г., в то время как Pfizer уве-
4 С учетом торгового наименования «Ламизил Дермгель».
36 ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПРОТИВОГРИБКОВЫХ ПРЕПАРАТОВ
2004 май РЕМШ1ШМ
«МИЛЛИАРД МЕЛОЧЬЮ» НА ЗДОРОВЬЕ
Союз благотворительных организаций России, благотворительный детский фонд «Ромашка» и отечественный производитель гематогена ООО «Гемакон» приступили к реализации пилотного благотворительного проекта в рамках первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью», призванной помочь решению острых проблем отечественной детской онкологии. Суть проекта заключается в том, что на часть выпускаемой «Гемаконом» продукции (плитки гематогена «Детский классный») наклеиваются благотворительные марки. В результате стоимость каждой такой плитки возрастает на 1 руб. (однако на аптечном прилавке одновременно можно увидеть такой же гематоген, но по старым ценам). Вырученный с каждый «марочной» плитки рубль перечисляется на нужды пациентов НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра. Организаторы благотворительной акции убеждены, что эксперимент окажется успешным. Уже сейчас планируется распространить его на некоторые другие виды аптечной и пищевой продукции.
Соб. инф.
личила свою долю в сегменте почти на 2 п.п. В целом тройка ведущих производителей по-прежнему доминирует на аптечном рынке противогрибковых препаратов, занимая свыше половины анализируемого сегмента в денежном выражении. К наиболее существенным изменениям по сравнению с 2002 г. можно отнести заметный рост долей компаний РКНПК5 (за счет Флюкоста-та) и Gedeon Richter (за счет Микосис-та и Тербизила), а также появление в «десятке» еще одной восточноевропейской компании — KRKA.
ВЫВОДЫ
Объем аптечных продаж противогрибковых препаратов растет сопос-
5 Российский кардиологический научно-производственный комплекс.
таблица 1| Регистрация новых торговых наименований
противогрибковых препаратов в 2003 г. (исключая перерегистрации)
Торговое наименование МНН/группировочное название Производитель
Амиклон Клотримазол Нижфарм
Бифасам Бифоназол Самарамедпром
Брамизил Тербинафин Брынцалов-А
Бризорал Кетоконазол Брынцалов-А
Ветозорал Кетоконазол Вертекс
Дифлузол Флуконазол Оболенское — фармацевтическое предприятие
Итраконазол-ФПО Итраконазол Оболенское — фармацевтическое предприятие
Кансидас Каспофунгин Merck Sharp & Dohme
Катризол Клотримазол Брынцалов-А
Кетоконазол-ФПО Кетоконазол Оболенское — фармацевтическое предприятие
Ламизинил Тербинафин Оболенское — фармацевтическое предприятие
Медофлоран Тербинафин Anfarm Hellas S.A.
Неофунгин Ундециленовая кислота IVAX
Орунгамин Итраконазол Озон
Перхотал Кетоконазол Gepach International
Салесепт Фармацевтическая фабрика (С.-Петербург)
Флузол Флуконазол Брынцалов-А
Флукомицид Седико Флуконазол Sedico
Флуконазол Флуконазол Канонфарма продакшн
Флуконазол Флуконазол Отечественные лекарства
Флуконазол Флуконазол Здоровье фармацевтическая компания
Источник: «Клифар»
таблица 2| Десять ведущих торговых наименований
по объему аптечных продаж в РФ в 2003 г.
Место в рейт инге Торговое наименование Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж сегмента, %
2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.
1 1 Низорал Janssen Pharmaceutica 16,2 22,9
2 2 Ламизил Novartis 15,9 17,4
3 3 Дифлюкан Pfizer International 11,7 9,9
4 4 Орунгал Janssen Pharmaceutica 7,8 8,8
5 11 Флюкостат Российские производители 6,5 2,1
6 5 Микосист Gedeon Richter 5,2 4,8
7 6 Батрафен Aventis Pharma 2,7 3,0
8 8 Экзодерил Biochemie/Eczacibasi 2,6 2,7
9 9 Экзифин Dr.Reddy's Laboratories 2,6 2,6
10 7 Микосептин Leciva 2,5 2,9
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ
37
таблица з| Десять ведущих производителей по объему
аптечных продаж в РФ в 2003 г.
Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж сегмента, %
2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.
1 1 Janssen Pharmaceutica 24,3 31,9
2 2 Novartis 17,1 17,5
3 3 Pfizer International 11,7 9,9
4 11 Российский кардиологический научно-производственный комплекс (РКНПК) 6,5 1,8
5 4 Gedeon Richter 6,3 4,8
6 5 Leciva 4,0 4,6
7 8 Dr.Reddy's Laboratories 2,7 2,6
8 6 Aventis Pharma 2,7 3,0
9 7 Biochemie 2,6 2,7
10 12 МКА D.D. 2,1 1,6
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
тавимыми темпами по отношению ко всему аптечному рынку. Рост аптечных продаж противогрибковых средств происходил на фоне струк-
турных сдвигов, скорее всего, имеющих характер тенденции. В структуре потребления противогрибковых препаратов по-прежнему
PtMtffUUM 2004 май
динамично растет спрос на противогрибковые средства для системного использования (в основном на основе флуконазола). Противогрибковые средства для системного использования уже занимают более половины сегмента в денежном выражении. Динамика данной группы складывалась на фоне заметного роста продаж в аптечной сети системных препаратов отечественных и восточноевропейских производителей. При этом российские компании также наиболее активны в отношении вывода на рынок новых дженериковых препаратов.
Несмотря на активность отечественных и восточноевропейских компаний, в сегменте противогрибковых препаратов по-прежнему доминируют западноевропейские производители. При этом круг лидеров очерчен достаточно четко и существенного перераспределения сил между ведущими компаниями в 2003 г. не зафиксировано.