Научная статья на тему 'Обзор аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения'

Обзор аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДАЖИ / АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ / ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ / ПРОТИВОГРИБКОВЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ливанский Станислав

В данную группу включены препараты, относящиеся к коду ATC D01B (Противогрибковые препараты для системного применения) и коду АТС J02 (Противогрибковые препараты для системного использования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения»

Станислав ЛИВАНСКИЙ, RMBC

Структура розничного сегмента

ПРОТИВОГРИБКОВЫХ ПРЕПАРАТОВ

В данную группу включены препараты, относящиеся к коду ATC 001В (Противогрибковые препараты для системного применения) и коду АТС 302 (Противогрибковые препараты для системного использования).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Согласно «Государственному реестру лекарственных средств» на начало августа 2005 г. было зарегистрировано 62 торговых наименования1 противогрибковых препаратов для системного применения. В свою очередь, отечественными компаниями производятся 29 торговых наименований, иностранные производители представлены 31 препаратом, остальные 2 препарата производятся как в России, так и за рубежом. В 2004 г. перечень пополнился за счет регистрации 13 дженериков2 и одного оригинального препарата компании Pfizer — Вифенд (табл. 1). Наибольшую активность проявляли российские производители (10 регистраций). В основном отечественные компании выводили на рынок дженерики на основе флуконазола и тербинафина. По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, осуществляемого компанией RMBC, среди препаратов, зарегистрированных с начала 2004 г., в аптечных продажах фигурировали только Итразол («Вертекс»), Веро-Флуконазол («Верофарм»), Прока-назол (Protech Biosystems), Орунит и Флуконазол («Оболенское» ФП). В целом анализируемый сегмент в аптечных продажах с апреля 2004 по март 2005 гг. был представлен 44 торговыми наименованиями препаратов.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА СЕГМЕНТА

Объем аптечного рынка противогрибковых препаратов для системного применения с апреля 2004 по март 2005 гг. вырос по сравнению с соответствующим предыдущим периодом на 37% и составил 48,7

млн. долл. в закупочных ценах аптек3. Для анализируемого сегмента характерна устойчивая положительная динамика и высокие темпы роста. Так, доля сегмента в общем объеме аптечной реализации лекарственных средств в РФ поступательно растет на протяжении последнего ряда лет (рис. 1). По итогам последнего из анализируемых периодов (II кв. 2004 г. — I кв. 2005 г.) этот показатель вплотную приблизился к отметке в 1,5%. Средняя розничная наценка на препараты анализируемого сегмента достаточно стабильна и составляет 26% (что несколько ниже усредненного показателя аптечной наценки на лекарственные средства в РФ).

Рост аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения происходил на фоне заметных структурных сдвигов в конкурентной среде. Несмотря на тот факт, что только пятая часть зарегистрированных торговых марок производится западноевропейскими и североамериканскими компаниями, западные производители по-прежнему занимают свыше половины объема сегмента в денежном выражении. В то же время доля западноевропейских компаний в структуре аптечных продаж противогрибковых препаратов продолжает снижаться (рис. 2). Данная динамика в основном обусловлена возрастающей активностью отечественных компаний. Так, если в апреле 2002 — марте 2003 гг. на долю отечественного сектора

1 Без учета производителя, лек. формы и дозировки. С учетом различных производителей зарегистрировано 72 торговых наименования.

2 С учетом производителя, без учета лек. формы.

3 Здесь и далее в расчетах используются оптовые цены, долл. США.

таблица 1| Регистрация* противогрибковых препаратов в 2004 г. — I квартал 2005 г. (исключая перерегистрации)

Торговое МНН/группировочное

наименование название Производитель

Амфолип Амфотерицин B Bharat Serums & Vaccines Ltd

Вифенд Вориконазол Pfizer

Итразол Итраконазол «Вертекс», ЗАО

Орунит Итраконазол «Оболенское — фармацевтическое предприятие», ЗАО

Брамизил Тербинафин «Брынцалов-А», ЗАО

Ламикан Тербинафин «Канонфарма продакшн», ЗАО

Тербинафин Тербинафин «ЗиО-Здоровье», ЗАО

Цидокан Тербинафин «Оболенское — фармацевтическое предприятие», ЗАО

Веро-Флуконазол Флуконазол «Верофарм», ЗАО

Проканазол Флуконазол Protech Biosystems Pvt.Ltd

Флуконазол Флуконазол «ЗиО-Здоровье», ЗАО

Флуконазол Флуконазол «Оболенское — фармацевтическое предприятие», ЗАО

Флуконазол-Верте Флуконазол «Вертекс», ЗАО

Флунол Флуконазол Nobel ILac Sanayii and Ticaret A.S.

* Без учета лекарственной формы.

РИСУНОК 1

Динамика объема аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения

48,7

О) ■©•

S ь-

(U СО

\о ^ о ^ s S

<и то

3 ^

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

РИСУНОК 2

| Динамика аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения по странам-производителям

приходилось только 7% от общего объема продаж противогрибковых средств, то спустя 2 года этот показатель вырос до 24%. На остальной части рынка доминируют восточноевропейские компании. Заметное усиление позиций российских производителей базируется на активной дженериковой политике в двух крупнейших (и наиболее динамичных) группах противогрибковых препаратов: флуконазолах и итраконазолах. Отечественные препараты в каждой из этих двух групп уже занимают порядка 30%.

В целом прирост сегмента по итогам последнего анализируемого периода на 44% обеспечен за счет отечественных препаратов и на 32% за счет продукции западных компаний.

ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ

Как видно из таблицы 2, рейтинг наиболее продаваемых торговых марок достаточно стабилен. Ротация в некоторых рейтинговых позициях в первую очередь обусловлена высокой динамикой аптечных продаж двух отечественных дженериков: Флюкостат (МНН флуконазол) и Иру-нин (МНН итраконазол). Объем аптечных продаж этих препаратов вырос, соответственно, на 60% (+2,1 п.п.) и 128% (+1,4 пл.). Среди наиболее динамично растущих препаратов «десятки» можно выделить два дженерика семейства флуконазолов, Диф-

46

ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПРОТИВОГРИБКОВЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

лазон и Форкан, а также оригинальный препарат на основе итраконазола — Орунгал. Рост рыночной доли каждого из этих препаратов составил около 0,1 п.п. Кроме того, стоит отметить существенный рост продаж еще одного отечественного препарата — Румикоза. Препарат не вошел в «десятку» (11 место), но наряду с Флюкостатом и Ирунином является лидером сегмента с точки зрения роста рыночной доли (+1,3 пл.). Препараты лидирующей «тройки» занимают около половины сегмента в денежном выражении, на долю «десятки» приходится 87% всех аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения. Изменения в рейтинге наиболее продаваемых торговых наименований во многом определяют перераспределение сил между компаниями-производителями, что объясняется высокой долей препаратов-лидеров в общем объеме аптечных продаж производителей (табл. 3). Лидирующую позицию по-прежнему занимает компания Pfizer. Присутствие в «десятке» торговых наименований двух препаратов компании Janssen Pharmaceutica (Ни-зорал и Орунгал) закрепило за ней 2-ю строчку рейтинга среди производителей. В то же время два ведущих производителя несколько сократили свои доли в сегменте (-1,5 п.п. и -1,9 п.п. соответственно). Напротив, доля компании «Мастер-лек» (3-е место) заметно выросла (за счет Флюкостата). В целом «тройка» ведущих производителей по-прежнему доминирует на аптечном рынке противогрибковых препаратов для системного применения, занимая свыше половины анализируемого сегмента в денежном выражении. Стоит отметить, что все компании «десятки» улучшили свои показатели продаж в абсолютном (денежном) выражении. В свою очередь, наиболее динамично (помимо «Мастерлек») росли продажи двух отечественных производителей: «Верофарм» (+134%) и «Отечественные лекарства» (+332%).

В таблице 4 представлены ведущие МНН по объему аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения. Лидирующее положение по объему аптечных продаж занимает наиболее обширная (18 торговых наименований) группа препаратов на основе флу-коназола. Объем продаж этой группы вы-

таблица 2| Десять ведущих торговых наименований

по объему аптечных продаж в РФ в апреле 2004 г. — марте 2005 г.

Место в рейтинге Торговое наименование Производитель

II кв. 2004-I кв. 2005 г. II кв. 2003-I кв. 2004 г.

1 1 Дифлюкан Pfizer International

2 З Флюкостат «Мастерлек»*

З 2 Орунгал Janssen Pharmaceutica

4 4 Ламизил Novartis

б б Микосист Gedeon Richter

6 6 Низорал Janssen Pharmaceutica

7 7 Дифлазон ША

8 10 Ирунин «Верофарм»

9 8 Экзифин Dr.Reddy's Laboratories

10 11 Форкан Cipla

* Производственные базы: «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» и «Дальхимфарм». ^ Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC.

таблица з| Десять ведущих производителей по объему аптечных

продаж в РФ в апреле 2004 — марте 2005 гг.

Место в рейтинге Производитель

II кв. 2004-I кв. 2005 гг. II кв. 2003-I кв. 2004 гг.

1 1 Pfizer International

2 2 Janssen Pharmaceutica

З З «Мастерлек»

4 б Gedeon Richter

б 4 Novartis

6 6 KRKA

7 9 «Верофарм»

8 7 Dr.Reddy's Laboratories

9 10 Cipla

10 1З «Отечественные лекарства»

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

ТАБЛИЦА 4 Ведущие МНН по объему аптечных продаж 1

в РФ в апреле 2004 — марте 2005 гг.

МНН* Доля МНН в сегменте,% Темп роста, % Лидеры Доля препарата в МНН, %

Дифлюкан 35%

Флуконазол 58% З9% Флюкостат 26%

Микосист 16%

Орунгал 71%

Итраконазол 21% 64% Ирунин 17%

Румикоз 9%

Ламизил 63%

Тербинафин 16% 22% Экзифин 18%

Тербизил 11%

Низорал 88%

Кетоконазол 6% 2% Микозорал 6%

Ороназол 4%

* Остальные МНН : занимают не более 0,2% сегмента.

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC |

рос на 39%. В «тройке» лидеров группы наиболее динамично росли продажи препарата Флюкостат. Препараты на основе итраконазола (8 торговых наименований) росли почти с двукратным опережением по отношению ко всему сегменту противогрибковых препаратов для системного применения. Свыше 2/3 продаж МНН приходится на оригинальный препарат — Орунгал. В то же время два отечественных дженерика, Ирунин и Румикоз, заметно опережают Орунгал по темпам роста.

В целом на долю двух крупнейших (в денежном выражении) и наиболее динамичных групп приходится 78% всех аптечных продаж противо-

грибковых препаратов для системного применения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Объем аптечных продаж противогрибковых препаратов для системного применения растет опережающими темпами по отношению ко всему аптечному рынку. Динамика данной группы складывалась на фоне структурных сдвигов в конкурентной среде. В качестве промежуточного итога можно отметить существенный рост отечественного сектора в анализируемом сегменте за счет успешного вывода на рынок целого ряда дженериков (прежде всего на основе флуко-

назола и итраконазола). При этом российские компании продолжают оставаться наиболее активными в отношении предложения на рынок дженериков противогрибковых средств для системного применения. Скорее всего, в дальнейшем следует ожидать усиления давления со стороны российских производителей дженериков на позиции, прежде всего, западноевропейских компаний. Несмотря на активность отечественных компаний, в сегменте по-прежнему доминируют «западные» производители. В целом круг лидеров очерчен достаточно четко и существенного перераспределения сил между ведущими компаниями пока не зафиксировано. ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.