Научная статья на тему 'ОБЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ОБЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ОБЖИВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихолаз Татьяна Михайловна, Черкевич Елена Анатольевна

Современный молодой человек в настоящее время, готовясь к будущей профессиональной деятельности, сталкивается с большим количеством задач и трудных жизненных ситуаций. Важное место среди таких задач принадлежит становлению, самоопределению личности и преодолению одиночества. В статье раскрывается актуальная проблема одиночества личности как психологического явления в юношеском возрасте. Обосновано ее рассмотрение в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека. В работе представлен анализ основных подходов к исследованию одиночества в отечественной психологии. Под одиночеством как состоянием понимается переживание человеком потери внутренней целостности. Автором исследования одиночество и обживание рассматриваются с позиции рефлексивно-регулятивного подхода А.С. Шарова. Одиночество раскрывается как процесс рефлексивного обживания во внутреннем мире личности. Обживание представлено как принятие личностью ценностно-смысловых образований, смыслов своего бытия, определение собственных границ. Представлены результаты исследования взаимосвязи между уровнями выраженности одиночества, уровнями выраженности обживания личности. Взаимосвязь данных явлений представлена через показатели самоотношения и рефлексивности в раннем и позднем юношеских возрастах. В исследовании приняли участие студенты юношеского возраста педагогического вуза. Применялись следующие методики: методика изучения субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения обживания одиночества А.С. Шарова, методика «Индивидуальная мера рефлексивности» А.В. Карпова, методика на исследование самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева. В целом обживание изменяется от раннего к позднему юношескому возрасту в сторону повышения уровня выраженности его компонентов. Выявлены взаимосвязи обживания с рефлексивностью и самоотношением личности. Предложен вариант преодоления одиночества через изменение выраженности рефлексивности и самоотношения личности в условиях профессиональной подготовки студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLEMENT OF PERSONALITY AS A PSYCHOLOGICAL MECHANISM FOR OVERCOMING LONELY IN YOUTH

A modern young person is currently preparing for a future professional activity and is faced with a large number of tasks and difficult life situations. An important place among such tasks belongs to the formation, self-determination of personality and overcoming loneliness. The article reveals the actual problem of personality loneliness as a psychological phenomenon in adolescence. Its consideration in the system of social, cultural, interpersonal connections and human relations is substantiated. The paper presents an analysis of the main approaches to the study of loneliness in domestic psychology. Loneliness as a state is understood as a person's experience of loss of internal integrity. The author of the study considers loneliness and habitation from the position of the reflexive-regulatory approach of A.S. Sharov. Loneliness is revealed as a process of reflexive habitation in the inner world of the individual. Settling in is presented as the acceptance by a person of value-semantic formations, the meanings of his being, the definition of his own boundaries. The results of a study of the relationship between the levels of severity of loneliness, the levels of severity of personality settling in are presented. The relationship of these phenomena is presented through indicators of self-attitude and reflexivity in early and late adolescence. The study involved youth students of a pedagogical university. The following methods were used: the method of studying the subjective feeling of loneliness by D. Russell and M. Ferguson, the method of studying the habituation of loneliness by A.S. Sharova, a methodology «Individual measure of reflexivity» A.V. Karpova, a methodology for the study of self-attitude V.V. Stolin, S.R. Pantileev. In general, habituation changes from early to late adolescence in the direction of increasing the level of expression of its components. Relationships of habituation with reflexivity and self-attitude of the personality are revealed. A variant of overcoming loneliness through a change in the severity of reflexivity and self-attitude of the individual in the conditions of professional training of university students is proposed.

Текст научной работы на тему «ОБЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

спланированных рабочих дел остается невыполненными, забытыми, образуется беспорядок, человек сам путается в своих делах, а весь день становится низкопродуктивным.

Из приведенных вопросов анкеты мы видим, что причины прокрастинации в разных профессиональных группах существенно отличаются.

Выводы. Проведенный сравнительный анализ прокрастинации в разных профессиональных группах показывает, что она неодинаково проявляется. Учителя в большей степени подвержены прокрастинации, чем сотрудники исправительного учреждения, что обусловлено характером выполняемых профессиональных задач. Профессиональная деятельность учителя многозадачна в отличие от сотрудников, у которых деятельность не отличается подобным разнообразием. Среди причин прокрастинации учителя в основном отмечают внутренние факторы, а именно плохую систематизацию в намеченных делах и повышенную отвлекаемость. Сотрудниками указывается большее количество причин - внутренние (страх, отсутствие желания, отсутствие личной ответственности) и внешние, связанные с особенностями организации их деятельности. Учителя по сравнению с сотрудниками исправительного учреждения в значительной мере нуждаются в психологической помощи по преодолению прокрастинации. Работники осознают имеющуюся проблему, чувствуют в профессиональной деятельности ее негативные последствия, но не имеют представлений о способах ее преодоления.

Данное исследование позволяет конкретизировать получаемые научные данные по такой актуальной проблеме как прокрастинация. Необходимо и дальше проводить исследования по выявлению причин прокрастинации и определению более эффективных путей ее преодоления и профилактики.

Литература:

1. Белослудцев, В.И. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями / В.И. Белослудцев, В.Г. Козюля // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: сборник статей / под ред. А.В. Пищелко, В.А. Уткина. -Домодедово: Изд-во РИПК МВД России, 1996. - С. 56-60.

2. Киселева, М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности / М.А. Киселева // Гуманизация образования. - 2015. - № 6. - С. 43-50.

3. Посохова, С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления / С.Т. Посохова // Вестник Санкт-петербургского университета. - 2011. - № 6 (2). - С. 159-166.

4. Хусаинова, Р.М. Проявление феномена прокрастинации у учителей в зависимости от качества жизни / Р.М. Хусаинова // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 68. - С. 162-173.

5. Хусаинова, Р.М. Феномен прокрастинации и профессиональная активность у учителей из школ с разным образовательным рейтингом / Р.М. Хусаинова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. - 2018. - № 5. -С. 336-338.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Тихолаз Татьяна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Черкевич Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОБЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Современный молодой человек в настоящее время, готовясь к будущей профессиональной деятельности, сталкивается с большим количеством задач и трудных жизненных ситуаций. Важное место среди таких задач принадлежит становлению, самоопределению личности и преодолению одиночества. В статье раскрывается актуальная проблема одиночества личности как психологического явления в юношеском возрасте. Обосновано ее рассмотрение в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека. В работе представлен анализ основных подходов к исследованию одиночества в отечественной психологии. Под одиночеством как состоянием понимается переживание человеком потери внутренней целостности. Автором исследования одиночество и обживание рассматриваются с позиции рефлексивно-регулятивного подхода А.С. Шарова. Одиночество раскрывается как процесс рефлексивного обживания во внутреннем мире личности. Обживание представлено как принятие личностью ценностно-смысловых образований, смыслов своего бытия, определение собственных границ. Представлены результаты исследования взаимосвязи между уровнями выраженности одиночества, уровнями выраженности обживания личности. Взаимосвязь данных явлений представлена через показатели самоотношения и рефлексивности в раннем и позднем юношеских возрастах. В исследовании приняли участие студенты юношеского возраста педагогического вуза. Применялись следующие методики: методика изучения субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения обживания одиночества

A.С. Шарова, методика «Индивидуальная мера рефлексивности» А.В. Карпова, методика на исследование самоотношения

B.В. Столина, С.Р. Пантилеева. В целом обживание изменяется от раннего к позднему юношескому возрасту в сторону повышения уровня выраженности его компонентов. Выявлены взаимосвязи обживания с рефлексивностью и самоотношением личности. Предложен вариант преодоления одиночества через изменение выраженности рефлексивности и самоотношения личности в условиях профессиональной подготовки студентов вуза.

Ключевые слова: одиночество, обживание, рефлексивность, самоотношение, личность, активность личности, возраст, юношеский возраст.

Annоtation. A modern young person is currently preparing for a future professional activity and is faced with a large number of tasks and difficult life situations. An important place among such tasks belongs to the formation, self-determination of personality and overcoming loneliness. The article reveals the actual problem of personality loneliness as a psychological phenomenon in adolescence. Its consideration in the system of social, cultural, interpersonal connections and human relations is substantiated. The paper presents an analysis of the main approaches to the study of loneliness in domestic psychology. Loneliness as a state is understood as a person's experience of loss of internal integrity. The author of the study considers loneliness and habitation from the position of the reflexive-regulatory approach of A.S. Sharov. Loneliness is revealed as a process of reflexive habitation in the inner world of the individual. Settling in is presented as the acceptance by a person of value-semantic formations, the meanings of his being, the definition of his own boundaries. The results of a study of the relationship between the levels of severity of loneliness, the

levels of severity of personality settling in are presented. The relationship of these phenomena is presented through indicators of self-attitude and reflexivity in early and late adolescence. The study involved youth students of a pedagogical university. The following methods were used: the method of studying the subjective feeling of loneliness by D. Russell and M. Ferguson, the method of studying the habituation of loneliness by A.S. Sharova, a methodology «Individual measure of reflexivity» A.V. Karpova, a methodology for the study of self-attitude V.V. Stolin, S.R. Pantileev. In general, habituation changes from early to late adolescence in the direction of increasing the level of expression of its components. Relationships of habituation with reflexivity and self-attitude of the personality are revealed. A variant of overcoming loneliness through a change in the severity of reflexivity and self-attitude of the individual in the conditions of professional training of university students is proposed.

Key words: loneliness, habitation, reflexivity, self-attitude, personality, personality activity, age, youthful age.

Введение. В современной социальной ситуации развития и в условиях настоящих вызовов человек сталкивается с большим количеством социально-культурных задач и трудностей, одной из которых является чувствование себя одиноким человеком на фоне большого количества социальных контактов. Чувство одиночества во всех возрастных периодах сопровождается негативными переживаниями, создавая угрозу целостности личности, нарушая систему отношений человека с миром, с самим собой и другими людьми. При этом способность преодолевать сложные ситуации определяется сформированностью механизма осознания человеком себя как личности, развития самосознания, личностного и профессионального самоопределения и выбора жизненного пути. В особенности это актуально для человека в юношеском возрасте в период студенчества, когда происходит становление, самоопределение, освоение структуры социальных ролей и функций, для чего ему необходимо быть максимально адаптивным, активным и обладать высоким профессионализмом в той или иной деятельности. Проблема одиночества привлекала внимание философов, социологов, филологов и представителей психологической науки. В зарубежной и отечественной психологии к анализу данного феномена обращались представители самых различных подходов: психоаналитического, феноменологического, социально-психологического, интеракционизма, когнитивного, гуманистического, экзистенциального [12]. Анализ исследований одиночества в отечественной психологии позволил нам условно выделить следующие основные подходы:

1. Социально-психологический подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Гизатуллина, Л.И. Старовойтова и др.), в котором под одиночеством понимают тяжелое психическое состояние, вызванное осознанием человека неконструктивности своих отношений с другими людьми [1, 2, 16].

2. Культурно-исторический подход в изучении одиночества, представители которого (О.В. Данчева, А.О. Пирожкова, Н.Е. Покровский, И.М. Слободчиков и др.), анализируя негативные аспекты одиночества, как следствия отчуждения человека других людей и самого себя, отмечают его возможности как ресурсного состояния личности [6, 13, 15].

3. Возрастно-психологический подход, в рамках которого изучают одиночество преимущественно в подростковом и юношеском возрастах (А.А. Болдарев, О.Б. Долгинова, Г.А. Епанчинцева, И.С. Кон, Л.М. Миляева, М.А. Сергеева, Е.А. Тимошенко и др.) [3, 5, 10, 17]. Ученые (Д.А. Леонтьев, С.В. Матвеева, Е.В. Назаренко, Е.Н. Осин, О.В. Осипова и др.) исследуют личностные детерминанты одиночества в различных возрастных группах [7, 8, 9]. Итак, в отечественной психологии одиночество раскрывается как психологическое и социальное отчуждение, уединение. Кроме того, одиночество рассматривается как чувство, как процесс, как отношение, как жизненная позиция, как состояние [18]. Под одиночеством как состоянием понимается переживание человеком потери внутренней целостности.

В представленном исследовании мы рассматриваем одиночество личности, проявляющееся во внутреннем мире, что встраивается в психологическую структуру личности с позиции регулятивного подхода (А.С. Шаров), которая регулирует определенным образом свое поведение [20]. Таким образом, рассматривая изучаемый феномен в рамках рефлексивно-регулятивного подхода, под одиночеством мы будем понимать психологическое явление, сложившееся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, представленное регуляцией, ценностно-смысловой сферой, активностью и рефлексией [20]. Так, человек в процессах обживания «осваивает новые смысловые измерения, выполняет функцию рефлексивного проектирования поведения на основе имеющегося опыта, т.е. изнутри овладевает не только смыслами, но и связывает себя ими тем самым задавая законы собственной жизни» [19, С. 446]. В свою очередь, мы отмечаем, что, по мнению А.С. Шарова, обживание есть «разработка» принятых человеком ценностно-смысловых образований, раскрытие и выявление подлинных смыслов своего бытия, определение границ своего присутствия в мире [19].

Изложение основного материала статьи. В процессе исследования проблемы взаимосвязи одиночества и обживания в раннем и позднем юношеских возрастах были использованы следующие методики: методика, направленная на изучение субъективного ощущения одиночества, Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения обживания личностью одиночества А.С. Шарова, методика по выявлению уровня развития рефлексивности личности «Индивидуальная мера рефлексивности» А.В. Карпова, методика на исследование самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [4, 11, 14]. Применение параметрического коэффициента линейной корреляции r-Пирсона позволило изучить существующие взаимосвязи между уровнем выраженности одиночества личности, уровнем выраженности обживания одиночества, уровнем выраженности обживания самоотношения, уровнем выраженности обживания рефлексивности, уровнем развития рефлексивности, а также показателями самоотношения. Достоверность математических расчетов проверялась с помощью компьютерной программы SPSS для Windows. В исследование приняли участие 50 студентов 1 и 4 курсов ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» факультета истории, философии и права. Анализ данных показал, что наиболее значимая корреляционная связь уровня выраженности одиночества личности с уровнем выраженности обживания одиночества личности как в раннем юношеском возрасте (r=0,725; р<0,01), так и в позднем юношеском возрасте (r=0,521; p<0,01) (см. таблицу 1). Выявленные связи означают, что, находясь в ситуации одиночества, личность обживает его, а обживая, больше погружается в свой внутренний мир, проигрывает ситуации, переживает их. Обживание одиночества проявляется через степень готовности к самораскрытию, общительность, коммуникабельность, способность к сопереживанию и пониманию других, как через основные компоненты одиночества.

Таблица 1

Матрица корреляции показателей одиночества, обживания, самоотношения и рефлексивности личности в

раннем и позднем юношеских возрастах

показатели Одиночество Обживание одиночества Обживание самоотношения Обживание рефлексивности

ранний поздний ранний поздний ранний поздний ранний поздний

Одиночество 1 1 0,725** 0,521** -0,328 -0,320 -0,411* -0,351

Показатели самоотношения Глобальное самоотношение -0,404* -0,367 -0,211 -0,357 0,405* 0,096 0,281 0,020

Самоуважение -0,124 -0,361 0,195 -0,211 0,345 0,402* 0,294 0,390

Аутосим-патия -0,239 -0,180 -0,105 -0,224 0,169 -0,142 -0,130 -0,359

Ожидаемое отношение от других -0,206 -0,058 0,023 0,086 0,296 0,203 0,089 -0,267

Самоинтерес -0,422* -0,507** -0,273 -0,361 0,390 0,219 0,407* -0,008

Рефлексивность 0,164 -0,320 0,264 -0,257 -0,149 -0,061 0,251 0,715**

Показатели обживания Обживание одиночества 0,725** 0,521** 1 1 -0,019 0,282 -0,095 -0,289

Обживание самоотношения -0,328 -0,233 -0,019 0,282 1 1 0,424* 0,193

Обживание рефлексивности -0,411* -0,351 -0,095 -0,289 0,424* 0,193 1 1

Условные обозначения для раннего и позднего юношеских возрастов:

* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон). ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон)

Обживание одиночества у студентов заключается в том, насколько сильно личность погружается в размышления, переживания и иную реальность по поводу своей общительности, готовности к самораскрытию и способности к сопереживанию. Отсюда, чем выше уровень выраженности одиночества личности, тем больше обживание одиночества личности в юношеском возрасте. Важно отметить, что эти корреляционные связи изменяются с возрастом от раннего к позднему, а именно: качественно уменьшается взаимосвязь в позднем юношеском возрасте, что объясняется становлением самосознания, образа «Я», а также умением использовать одиночество как положительный контекст для развития личности. Кроме того, установлена обратная взаимосвязь уровня выраженности одиночества личности с уровнем выраженности обживания рефлексивности в раннем юношеском возрасте (г=-0,411; р<0,05). Выявленные связи означают, что, находясь в ситуации одиночества, личность в меньшей степени обживает свою рефлексивность, т.е. не погружается в нее, не проигрывает и не переживает. Можно отметить, что ситуация одиночества способствует тому, что личность в меньшей степени осмысливает свой опыт, оформляет свое «Я», осознает свои качества, а также успехи и неудачи в деятельности. Получаем, что чем выше уровень выраженности одиночества, тем меньше личность обживает рефлексивность. Важно отметить, что только в раннем юношеском возрасте установлена значимая связь, в позднем юношеском возрасте выявилась незначимая корреляционная связь (г=-0,351; р<0,01). При этом установлена обратная взаимосвязь компонентов самоотношения «глобальное самоотношение» с уровнем выраженности одиночества в раннем юношеском возрасте (г=-0,404; р<0,05) и «самоинтерес» с уровнем выраженности одиночества личности, как в раннем юношеском возрасте (г=-0,422; р<0,05), так и в позднем (г=-0,507; р<0,01). Выявленные связи означают, что, находясь в ситуации одиночества, личность меняет отношение к себе в худшую сторону, с наименьшим интересом относится к своему «Я». Установлено, что, чем выше уровень выраженности одиночества личности, тем ниже «глобальное самоотношение» личности и ее «самоинтерес», т.е. личность относится «против» собственного «Я», а также проявляет меньший интерес к собственному «Я». И наоборот, когда уровень выраженности одиночества низкий, личность проявляет ярко выраженное «самоотношение» и «самоинтерес».

Выявлена взаимосвязь компонентов самоотношения «глобальное самоотношение» с обживанием самоотношения в раннем юношеском возрасте (г=0,405; р<0,05), самоуважение с обживанием самоотношения в позднем юношеском возрасте (г=0,402; р<0,05). Выявленные связи означают, что, имея ярко выраженное самоотношение и самоуважение, студенты наиболее глубоко обживает самоотношение. Можно сказать, что ярко выраженное самоотношение способствует высокому уровню выраженности обживания самоотношения, которое заключается в осмыслении, переосмыслении, переживании и принятии себя. Отсюда, чем ярче выражено самоотношение и самоуважение, тем сильнее обживается отношение к себе. Нами была выявлена взаимосвязь компонента самоотношения «самоинтерес» с обживанием рефлексивности в раннем юношеском возрасте (г=0,407; р<0,05). Выявленные связи означают, что, имея ярко выраженный «самоинтерес», личность более глубоко обживает рефлексивность, т.е. интересуясь собой, личность погружается в рефлексию, начинает переживать и проигрывать события своей жизни, опыт, полученный в деятельности. «Самоинтерес» личности приводит к более глубокому обживанию рефлексивности, который проявляется в переосмыслении, переживании и переключении в иную реальность по поводу осознания и регуляции деятельности, осознания себя. Отсюда, чем ярче выражен «самоинтерес» личности, тем сильнее личность обживает рефлексивность. Однако нами были установлены незначимые корреляционные обратные связи между самоинтересом и обживанием рефлексивности в позднем юношеском возрасте (г=-0,008; р<0,01).

Кроме того, нами была выявлена значимая корреляционная связь показателей рефлексивности с уровнем выраженности обживания рефлексивности в позднем юношеском возрасте (г=0,715; р<0,01). Выявленная связь означает, что, рефлексируя,

студент наиболее глубоко обживает рефлексивность, т.е. погружается в нее, проигрывает, переживает. Обживание рефлексивности личности проявляется в осознании опыта и самого себя, регуляции своей деятельности. Отсюда, чем выше показатели рефлексивности, тем сильнее личность обживает рефлексивность, больше включается в рефлексивную деятельность. Выявлена взаимосвязь между обживанием рефлексивности и обживанием самоотношения в раннем юношеском возрасте (r=0,424; р<0,05). Данная связь означает, что, обживая рефлексивность, студент более глубоко обживает самоотношение и наоборот, т.е. личность, погружаясь в проигрывание самоотношения, тем самым проигрывает и рефлексивность. Отсюда, чем выше показатели обживания рефлексивности, тем более глубоко проходит обживание самоотношения, и наоборот.

Выводы. В ходе проведенной работы была эмпирически подтверждена взаимосвязь между уровнями выраженности одиночества личности, уровнями выраженности обживания личности, показателями самоотношения и уровнями развития рефлексивности в раннем и позднем юношеских возрастах. Мы определили, что взаимосвязь меняется от раннего к позднему юношескому возрасту, причем в сторону уменьшения количества связей, а это значит, что с возрастом меняется качественное наполнение этих связей. Установленные корреляционные связи означают, что чем выше уровень выраженности одиночества личности, тем более выражено обживание одиночества личности, однако уровень выраженности обживания рефлексивности при этом уменьшается и самоотношение личности меняется.

Итак, можно отметить, что от раннего к позднему юношескому возрасту идет более глубокое проигрывание самоотношения во внутреннем плане. С возрастом личность наиболее глубоко погружается в обживание самоотношения: осмысливает, переживает по поводу глобального отношения к себе, самоуважения, аутосимпатии, ожидаемого отношения к себе и оформления своего «Я», а также осознания своих качеств, успехов, неудач в деятельности.

Таким образом, констатируем, что высокий уровень рефлексивности и самоотношения личности будет способствовать преодолению чувства одиночества личности в раннем и позднем юношеских возрастах, следовательно, уровень выраженности обживания одиночества тоже будет понижаться. Этот вывод позволяет нам утверждать, что помощь студентам юношеского возраста в трудной для них ситуации преодоления и проживания одиночества можно за счет изменения качественных показателей таких психологических явлений, как рефлексивность и самоотношение. Отсюда преодоление трудной ситуации одиночества в раннем и позднем юношеском возрастах возможно осуществить в условиях психолого-педагогического сопровождения в рамках профессиональной подготовки студентов, для которых этот опыт важен и будет необходим в будущей педагогической деятельности. Так, считаем, что преодоление, проживание и профилактика одиночества будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе возможно реализовать за счет создания условий для развития у студентов компетенций и личностных качеств таких, как рефлексивность, самоотношение и др., как результата высшего педагогического образования, благодаря которым они будут способны решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, что в свою очередь способствует оформлению ценностных ориентаций, развитию личностного и профессионального самоопределения.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2001. - 224 с.

2. Гизатуллина, А.Г. Психологические особенности одиночества в отдельных социальных группах / А.Г. Гизатуллина // Психология и Психотехника. - 2012. - № 10. - C. 24-31.

3. Долгинова, О.Б. Изученние одиночества как психологического феномена / О.Б. Долгинова // Практическая психология. - 2000. - № 4. - С. 28-36.

4. Карпов, А.В. Структурно-уровневая организация индивидуальных качеств личности / А.В. Карпов // Ярославский психологический вестник. - 2020. - № 2 (47). - С. 6-13.

5. Кон, И.С. Многоликое одиночество / И.С. Кон // Знание - сила. - 2002. - № 12. - С. 40-42.

6. Лабиринты одиночества / [Н.Е. Покровский]; под ред Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

7. Матвеева, С.В. Психологический анализ половых различий в переживании одиночества у студентов / С.В. Матвеева, А.О. Харланова // Гуманизация образования. - 2019. - № 2 - С. 54-64.

8. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 55-81.

9. Осипова, О.В. Одиночество в психологии развития человека / О.В. Осипова // Молодой ученый. - 2018. - № 42 (228). - С. 167-170.

10. Особенности переживания чувства одиночества студентами из полных и неполных семей / А.А. Бондарев, Л.М. Миляева, М.А. Сергеева, А.С. Кубекова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 2 (145). - С. 259-266.

11. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.

12. Пепло, Л. Одиночество и самооценка / Л. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 240-250.

13. Пирожкова, А.О. Концепт «одиночество» в романе Янна Мартела «Высокие горы Португалии» / А.О. Пирожкова // Филология: научные исследования. - 2020. - № 4. - C. 48-59.

14. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 192-227.

15. Слободчиков, И.М. Современные исследования переживания одиночества / И.М. Слободчиков // Московский государственный психолого-педагогческий университет. - 2014. - № 3. - С. 27-35.

16. Старовойтова, Л.И. Одиночество: социально-философский анализ: диссертация ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Старовойтова Лариса Ивановна. - М., 1995. - 126 с.

17. Тимошенко, Е.А. Феномен отчуждения в контексте субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте / Е.А. Тимошенко, Г.А. Епанчинцева, Е.В. Назаренко // Психология и Психотехника. - 2016. - № 6. - C. 535-541.

18. Черкевич, Е.А. Психологические особенности одиночества и об-живания личности в юношеском возрасте / Е.А. Черкевич, Г.А. Волобоева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Под общей ред. М.Г. Петровой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - 2014. - С. 141-148.

19. Шаров, А.С. Онтология персонального мифа / А.С. Шаров // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9 (часть 2). - С. 445-449.

20. Шаров, А.С. Психология культуры, образования и развития человека / А.С. Шаров. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - 299 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Чертовикова Анастасия Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ОСУЖДЕННЫХ, ВПЕРВЫЕ ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению жизненных планов осужденных. В статье рассмотрены подходы к изучению жизненных планов в психологии. В статье представлены компоненты, типы жизненных планов. В статье раскрыто определение понятия жизненных планов. Автором обозначена актуальность изучения жизненных планов для пенитенциарной практики. В статье раскрыто определение понятия жизненных планов осужденных. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования. Дано описание выборки эмпирического исследования. В статье представлены результаты исследования смысложизненных ориентаций у осужденных. Выявлен уровень сформированности образа возможного будущего у осужденных. Представлены результаты исследования содержания жизненных планов осужденных. Осуществлен сравнительный анализ жизненных планов осужденных, впервые и неоднократно отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. В статье обозначены отличительные особенности в жизненных планах осужденных, впервые и неоднократно отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. В статье обозначена актуальность изучения содержания жизненных планов для сотрудников исправительных учреждений.

Ключевые слова: жизненные планы; осужденные, впервые отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы; осужденные, неоднократно отбывающие уголовное наказание; смысложизненные ориентации; образ возможного будущего.

Annotation. The article is devoted to the study of life plans of inmates. Approaches to the study of life plans in psychology are considered in the article. The article presents components, types of life plans. The article reveals the definition of the concept of life plans. The author outlines the relevance of the study of life plans for penitentiary practice. The article reveals the definition of the concept of life plans of the convicts. The purpose of empirical research is outlined. Psychodiagnostic methods of empirical research are presented in the article. The description of an empirical research sample is given. The article presents the results of the study of sense-life orientations of the convicts. The level of formation of an image of possible future among inmates is revealed. The results of life plans research of convicts are presented. The comparative analysis of life plans of condemned, first and repeatedly serving criminal punishments in the form of imprisonment has been carried out. The distinctive features in life plans of condemned, first and repeatedly serving criminal punishments in the form of imprisonment are designated in the article. The article indicates the relevance of studying the content of life plans for the employees of correctional institutions.

Key words: life plans; convicts serving their first imprisonment sentence; convicts repeatedly serving a criminal sentence; life-oriented attitudes; an image of a possible future.

Введение. На сегодняшний день важнейшими задачами сотрудников уголовно-исполнительной системы являются предотвращение рецидива преступлений, совершенных лицами, впервые отбывающими наказание в виде лишения свободы, и успешная социальная адаптация осужденных после освобождения путем повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы. Для достижения вышеизложенных задач представляется важным изучение и знание жизненных планов впервые осужденных к лишению свободы.

Жизненные планы в общем виде понимаются как активность личности, направленная к будущим событиям, которые уже в настоящем определяют поведение и деятельность человека, обуславливают изменение и развитие его отношений с окружающей действительностью, в чем человек и проявляет себя как субъект своего жизненного пути [4, С. 45].

В отечественной психологической науке изучению жизненных планов посвящены исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.М. Волкова, А.Ю. Фридмана, Л.Н. Когана, Е.А. Молотковой и др. В пенитенциарной психологии жизненные планы осужденных нашли свое отражение в работах, раскрывающих их психологические особенности у лиц молодежного возраста (А.В. Наприс), в связи с изучением направленности личности осужденных (В.Г. Деев, В.Ф. Пирожков), постановкой долговременных целей (Н.А. Деева, Л.Ф. Козлова), волевой активности (А.И. Ушатиков), установок (Т.В. Калашникова), ценностных ориентаций (Н.А. Донцов, А.С. Михлин, Г.Ф. Хохряков, В.А. Ласточкин и др.), возможности их коррекции у осужденных (М.Г. Дебольский, А.С. Новоселова). Малоизученными остаются вопросы, связанные с подбором психодиагностического инструментария для изучения жизненных планов, выявлением их особенностей у разных категорий осужденных, влиянием жизненных планов на поведение осужденных во время отбывания наказания и после освобождения и др.

Изложение основного материала статьи. План как многоуровневое образование. локализуется в структуре базовой системы психики и состоит из трех уровней - сенсорного, перцептивного и речемыслительного. При этом план, стратегия и тактика образуют операциональный компонент регулятивной подсистемы психики. Дж. Миллер рассматривает жизненный план как иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций [5, С. 115].

Согласно Е.А. Молотковой жизненный план представляет собой совокупность решений личности об организации своей жизнедеятельности в определенных сферах. В структуру жизненного плана личности входят: объект плана - это цели и средства действия; мотивационно-организационная составляющая - стремление осуществить цели и средства, стремление использовать различные мобилизационные приемы, представления о сроках; эмоционально-оценочные составляющие -субъективная оценка значимости собственных индивидуально-психологических особенностей в качестве средств осуществления плана, субъективная оценка значимости объекта плана, субъективная уверенность в плане, эмоциональные переживания в связи с планируемым будущим; представления о субъекте осуществления плана [6, С. 54].

На основе анализа эмпирических данных отечественных и зарубежных исследователей И.Н. Астафьева выделяет содержательный подход к типам жизненного плана [2, С. 74]. В качестве критерия выделения типов жизненных планов автор считает целесообразным использовать преобладающие сферы жизни личности, представленной в целях жизненных планов. Так стоит выделять жизненные планы с преобладанием в них целей, связанных с реализацией личностью собственных желаний и стремлений, целей, связанных с семейной сферой либо профессионально-карьерных целей.

Е.И. Головаха придерживается событийного подхода и за основу построения жизненных планов берет выдвигаемые личностью цели, выстроенные планы и ценностные ориентации, программируемые и ожидаемые события [3, С. 270]. Так жизненный план можно считать непрерывным процессом целеполагания, выдвижения новых этапных целей и средств их реализации. Жизненные планы могут содержать момент неопределенности, долю фантазии и мечты, так как связаны с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.