Научная статья на тему 'Обыденные концепты «Good», «Bad» как точки роста ментальной области права и суда'

Обыденные концепты «Good», «Bad» как точки роста ментальной области права и суда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / МЕНТАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СУДА И ПРАВА / КОНЦЕПТ / АНТИ-КОНЦЕПТ / ПОНЯТИЕ / ТОЧКА РОСТА / СУДЕБНОПРАВОВАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / БЫТОВАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / COGNITIVE LINGUISTICS / MENTAL FIELD OF LAW AND TRIAL / CONCEPT / ANTI-CONCEPT / NOTION / POINT OF GROWTH / LAW-AND-TRIAL CONCEPTOSPHERE / CUSTOMARY CONCEPTOSPHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильин Юрий Васильевич, Смирнова Ирина Юрьевна

В статье предлагается авторский подход к формированию и развитию англоязычной юридической терминологии как материализации средствами языка ментальной области права и суда. Многие обыденные понятия, в частности, «good», «bad» послужили основой для формирования ключевых судебноправовых концептов и антиконцептов и языковых средств их репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customary concepts «good», «bad» as points of growth of the mental field of law and trial

The article offers the author’s approach to the formation and development of the English law terminology as materialization by language means of the mental sphere of law and trial. Many customary notions «good»,«bad» among them became the bases for the formation of key law-and-order concepts and anti-concepts and language means of their representation.

Текст научной работы на тему «Обыденные концепты «Good», «Bad» как точки роста ментальной области права и суда»

УДК 802.0=20

Ильин Юрий Васильевич Yury V. Ilyin

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (philology), associate professor, associate professor of the department of foreign language and speech culture

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950, Russia)

E-mail: [email protected]

Смирнова Ирина Юрьевна Irina Yu. Smirnova

преподаватель кафедры иностранного языка и культуры речи

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) teacher of the department of foreign language and speech culture

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950, Russia)

E-mail: [email protected]

Обыденные концепты «good», «bad» как точки роста ментальной области права и суда

Customary concepts «good», «bad» as points of growth of the mental field of law and trial

В статье предлагается авторский подход к фор- The article offers the author's approach to the forma-

мированию и развитию англоязычной юридической tion and development of the English law terminology as

терминологии как материализации средствами языка materialization by language means of the mental sphere ментальной области права и суда. Многие обыден- of law and trial. Many customary notions — «good»,

ные понятия, в частности, «good», «bad» послужили «bad» among them — became the bases for the forma-основой для формирования ключевых судебноправо- tion of key law-and-order concepts and anti-concepts

вых концептов и антиконцептов и языковых средств and language means of their representation. их репрезентации.

Keywords: cognitive linguistics, mental field of law Ключевые слова: когнитивная лингвистика, мен- and trial, concept, anti-concept, notion, point of growth,

тальная область суда и права, концепт, анти-концепт, law-and-trial conceptosphere, customary concepto-понятие, точка роста, судебноправовая концепто- sphere. сфера, бытовая концептосфера.

Во всех культурах отмечается важная и широкая сфера быта и ежедневной жизни, которая у разных народов обнаруживает как много совпадений, так и много особенностей. А если целое состоит из совпадающих и специфических компонентов, то обе части в равной мере важны и существенны. Именно многомерность и глубина бытовых понятий служит базой для

© Ильин Ю.В., Смирнова И.Ю., 2017

возникновения многих специфических видов деятельности человека.

Одной из таких важных сфер, формирующих менталитет индивида и семьи и государства, является сфера суда и права. Несомненно, онтологически быт опережает оба институциональных образования — и суд, и право. Артефакты быта с их свойствами и качествами, по-

вседневные отношения между членами малого и большого сообщества людей (семья — племя — род — общество) как результат индивидуального и общественного опыта взаимодействия, удачность или неудачность которого проверяется в процессе самой жизни, — все это не могло не оказывать определенного влияния на более поздние виды деятельности человека, в частности, правовые отношения. Определенные представления, явления обыденной — в широком смысле этого слова: бытийной — сферы жизни послужили теми точками роста, из которых постепенно складывалась новая ментальная область — домен суда и права, концептуальное наполнение которого получило наиболее полное закрепление в значениях юридических терминов. Возникнув как востребованная самой жизнью, судебно-правовая кон-цептосфера получает дальнейшее развитие как следствие двух причин: 1) в силу своего существования как системно-структурного образования в результате своего саморазвития и 2) образования определенных формальных правовых институтов, прямой задачей которых является ее дальнейшее развитие и совершенствование как системы per se. Такое исходное положение работы предполагает не только интенсивность процессов концептуализации и категоризации в ежедневной жизни, но и выход за ее рамки.

В каждой культуре постепенно осознается, что одни действия являются хорошими, то есть жизненно созидательными, продуктивными, полезными. И эти признаки становятся положительно маркированными в сознании человека, в то время как другие плохими, то есть разрушительными, вредными, приносящими людям горе, что также через их повторяемость в жизнедеятельности как индивида, так и общества получает закрепление в памяти. Постепенно формируется понятие закона с его двумя антитезами: «хорошо / законно versus плохо / незаконно», которые стали нормативно-оценочными категориями.

Как результат знания жизни в сознании народа формируется два противоположных концепта в составе единой антитезы, существование и контрарное устройство которой «заказывает» сама жизнь. С одной стороны, идея разрешения и порядка, справедливости и законности, с другой — идея запрета и беспорядка, несправедливости и беззакония. Как считает Ю.С. Степанов, понятия «концепт» — «антиконцепт» связаны с психологией человека, более точно, с психологией ментальности [1]. Они противостоят друг другу, находятся в отношениях про-

тиворечия; идея процветания и спокойствия особенно ярко, созидательно и привлекательно воспринимается на фоне антитезы разрушения и несправедливости со всеми негативными, деструктивными и потому отталкивающими человека последствиями.

Созидательный центр является ведущей метафорой мира в общечеловеческой, межнациональной культуре, своего рода сосредоточием всех главных добродетелей и добра. И у такого центра имеется важнейшая социальная функция: сконцентрировать и объединить силы созидания, добра и справедливости, с одной стороны, и победить силы зла, разрушения и порока — с другой. Таким образом, понятие центра выходит за пределы бытового сознания и активно содействует мобилизации сил добра и правопорядка всего общества в других сферах жизнедеятельности, но наиболее ярко это имеет место в рамках специального вида деятельности, каковым является судебно-правовой.

Исходя из вышеизложенного, мы выдвигаем гипотезу, согласно которой появление, развитие и функционирование такой специальной сферы деятельности, как домен суда и права, есть результат закономерного развития бытовых (повторяем: в значении бытийных, т. е. жизненно важных) понятий «хороший / добрый» и «плохой / злой» как двух противоположных понятий, находящихся в отношениях противоречия или оппозиции в рамках антитезы. Языковыми средствами, наиболее широко и в то же время достаточно определенно воплощающими, материализующими, с одной стороны, добро и созидание, и языковыми средствами, обозначающими силы зла и разрушения, с другой, являются два слова-понятия (термин Л.С. Выготского [2]): «good» как символ добра / правопорядка и «bad» как символ зла / беззакония. Существование такой антитезы отмечается не только в европейских культурах, но и в восточных. Например, в древней философии Китая выделялись две полярные силы инь и ян (в другой терминологии: тьма и свет, женское и мужское) как начала Вселенной, составляющие ее движущие силы и гармонию.

Ход доказательства выдвинутой гипотезы прост: его теоретической основой является один из основных принципов когнитивной лингвистики, согласно которому по языковым средствам, материализующим ментальные концепты, можно получить наиболее полные знания о структуре последних. В практической части доказательства мы обращаемся к словарям как источникам знаний о значении единиц языка. Учитывая,

что бытовые слова наиболее полно толкуются общими словарями, а термины в специальных словарях, обратимся к обоим типам словарей. Изначально предполагаем, что 1) в общем толковом словаре, предназначенном для «среднего» носителя английского языка, раскрывается общечеловеческое бытовое значение и смысл того, что в бытовом общении английская культура понимает под «good» и «bad»; 2) в специальном юридическом словаре можно увидеть, что семантика этих широкозначных слов включает определенные новые признаки, которые в результате концептуализации и категоризации слова «good» составляют новое юридическое значение «законный, правовой / lawful, legal, legitimate», а слова «bad» — специальное юридическое значение «незаконный, противозаконный / unlawful, illegal, illegitimate». Как члены единой лексической системы современного английского языка слово-основа «law-», основа «leg-» исторически являются заимствованными из датского и латинского языка соответственно. Но за тысячу лет своего активного использования они потеряли свою иноязычность и имеют много производных. И все вместе обозначают важное понятие «закон, право» (на основании дисемии «law»). Все вторичные производные прилагательные являются носителями и названиями одного из важнейших качеств жизни, а именно: «жить в соответствии с правилами, которые должны соблюдаться всеми без исключения; в случае их нарушения общество принимает по отношению к нарушителям определенные санкции в зависимости от степени нарушения». Такое качество стало отличительным свойством жизни человека, без учета которого невозможно представить себе земную цивилизацию и культуру.

История человеческого общества и познания как существенной части жизни человека учит, что человек изучал, познавал тот мир, который его окружал, что стало залогом сначала его успешного выживания, а потом процветания. Именно так понимал роль и предназначение науки Платон: «...человек всегда пытается познать прежде всего окружающий его мир».

Со становлением человека как существа разумного, говорящего и социального успешное его развитие стало зависеть от умения понимать и уживаться с другими членами общества, что неизбежно привело к выработке и исполнению определенных правил общежития. Такие правила проживания получали у разных народов на начальных этапах становления организованного общества разные названия, среди которых наиболее часто встречаются названия

«habit», «custom», «way», «custumance» и др. Выдающейся способностью человека является его уникальная способность оценивать то или иное явление или артефакт с точки зрения их необходимости и полезности для человека. Оценка — шкальное понятие, что предполагает перерастание одного качества в другое в результате процесса концептуализации и категоризации. Само понятие ценности оказывается таким сложным, что в нынешних словарях (логических, философских, толковых, идеологических) найти его определение, приемлемое для всех, оказывается практически невозможным. Существует целое множество оценочных слов, среди которых особое место занимают слова «good», «bad», значения которых контрарны или противоположны.

Как первое приближение к пониманию оценочных слов-понятий «good», «bad» принимаем за аксиому, что «хорошее» и «плохое» могут быть таковыми с позиции большинства членов общества на одном и том же временном срезе общества. Тогда «хорошо» все то, что необходимо и полезно для большинства членов общества; наоборот, «плохо» все то, что не является необходимым и полезным для большинства членов общества. В равной степени «законно» все то, что органами общественной власти устанавливается как подлежащее обязательному исполнению всеми членами общества; в случае неисполнения такие члены общества подлежат санкциям.

На данном этапе необходимо перейти от абстрактных рассуждений к живому материалу языка, богатство которого в практической форме зафиксировало результаты концептуализации и категоризации слов-понятий «good», «bad» в слова-понятия «legal, legitimate, lawful» как нового качественного признака человека и общества: и человек, и общество должны быть правовыми, то есть соблюдать законы.

Используя данные словарей, наша цель — показать, что значения широкозначных слов good, bad настолько жизненно важны, онтологически объемны и содержательны, что они относятся к словам особого экзистенциально-оценочного статуса. Уникальность этих слов состоит, прежде всего, в том, что именно глубина и широта их значений оказались той благодатной почвой, на которой выросло еще одно, новое качество жизни человека: legal, legitimate, lawful (законный, т. е. в соответствии с законом).

Жизненный опыт всех участников мира (термин В.А. Лекторского [3]) закрепляется в сознании через положительные или отрицательные

впечатления, представления и знания, что прочно остается в памяти благодаря личному опыту. В понятии и слове «good» сосредоточились все положительные знания о мире реальном и виртуальном, в то время как комплекс впечатлений и знаний, связанный со словом «bad», сфокусировал в себе все негативное. С детства, периода самых ярких впечатлений и чувств, человек, например, усваивает, что «good weather» означает вполне определенные ее качества, такие как «sunny», «warm», что закрепляется в памяти человека вполне определенным образом: тепло, легкая одежда, хорошее настроение. В то время как у сочетания «bad weather» совсем другие качества: «rainy / snowy», «cold / frosty», что человек оценивает по-другому: надо тепло одеваться, что сковывает действия человека, затрудняет их и др. Из-за многократного повторения таких ситуаций в жизненном опыте одного и того же индивида такие знания получают закрепление в сознании каждого, что способствует их прочному запоминанию или знанию.

Многократно повторяясь, такие обыденные качества приобретают определенную отстраненность от конкретного дня, становятся закрепленными в сознании и опыте знаниями понятия «погода» с прогнозируемым, заранее известным положительным оценочно-логическим содержанием. Так происходит «отрыв» качества от конкретного предмета его носителя. А хороших предметов с положительными качествами в жизни много, что не могло не способствовать формированию определенного знания как положительного, так и отрицательного и их закрепления в долгосрочной памяти. Так «хороший» и «плохой» становятся словами самой широкой оценки.

По мнению психологов, восприятие человека есть активный процесс, тесно связанный с трудовой и познавательной деятельностью, что не только позволяет, но и требует накопления о мире такой информации, которая помогает ему сначала физически выживать, а потом делать жизнь более комфортной. Получая закрепление в памяти в виде ментальных «следов» и в реальной жизни в виде положительных результатов, накапливаясь и передаваясь из поколения в поколение посредством языка, такая информация позволяет воспринимать знания не столько через физические свойства и действия с определенными предметами, сколько через язык. Человек благодаря языку уже a priori, на основании предыдущего опыта и знания и DNK в состоянии относить как предметы, так и знания о них к определенным категориям. Так

человек формирует языковую картину мира, в которой важное место принадлежит онтологическим категориям «good», «bad» с конкретными качествами каждой.

Обратившись к толковым общим и юридическим словарям, мы реконструируем реальную комплексную содержательную структуру концептов «good», «bad». Чтобы показать насколько она обширна и многомерна, в качестве краткой иллюстрации приводим фрагмент обширного номинативного поля концепта «good» по данным нескольких словарей: pleasing, agreeable, amusing, enjoyable, benevolent, kind, suitable / convenient, advantageous, giving satisfaction, clever, competent, in a satisfactory condition [4], of a high standard, having the right or desired qualities / having qualities worth praising, giving satisfaction, enjoyable, pleasant, efficient, competent, clever, skilful at using smth or doing smth / or dealing with someone, suitable, convenient, in a satisfactory condition, not broken / damaged / decayed / out of date, able to do satisfactorily what is required, pleasing, agreeable, advantageous, kind, benevolent, ready to help others [5], thorough, competent, strong, vigorous, invigorating, amusing, fresh, untainted, payable (debts), acceptable, reliable, safe, secure, valid, having the required energy, force; well-behaved, not giving trouble / giving no trouble; moral, excellent, virtuous, right, proper, fair [6].

Такая сводная презентация содержания слова «good» в нескольких общих словарях информативна как в плане когнитивном, так и в плане семантическом / языковом и правовом. Опыт каждого человека как представителя земной культуры однозначно свидетельствует, что приведенные в качестве примеров качества и свойства положительны.

Это самостоятельное множество можно представить по-иному, а именно: в виде трех подмножеств, пользуясь практически познавательными механизмами концептуализации и категоризации: 1) «сугубо бытовые качества» — agreeable, suitable, convenient, calm, clever, satisfying, with satisfaction...; 2) «переходные бытовые-правовые качества» — of a high standard; having the right or satisfying qualities; having qualities worth praising, skilful at using smth, thorough, vigorous, invigorating; not giving trouble, giving no trouble.; 3) «заведомо правовые качества» — fair, moral, virtuous, untainted, well-behaved, right...

Таким образом, содержательность, которую мы понимаем как заведомую направленность членов трех подмножеств на более узкие участ-

ки объективного в значении неязыкового мира и их содержательного отображения в сознании и языке, предстает в виде шкалы. На этой номинативной шкале самыми контрастными сегментами являются бытовой и правовой. То, что любой член первого сегмента обозначает что-то положительное, подтверждает языковой и жизненный опыт каждого. Для подтверждения наличия правового содержания в семантике изначально бытового слова «good» обратимся к правовым контекстам.

1. На уровне словарной дефиниции в юридических словарях. В юридическом словаре Black's «good» определяется как «effectual, sound, responsible; valid, sufficient in law». В свою очередь, например, «valid» это уже сложившийся юридический термин, занимающий определенное место в системе правовых знаний, а именно: «that can legally be used for a stated period or in certain conditions», например: «a train ticket valid for three months» в одном словаре; в другом «written or done in a proper manner so that a court of law would agree with it», например: «I would question the validity of that assumption». Само понятие «validity» является юридическим понятием, потому что оно определяется следующим образом: «having legal strength, or force, executed with proper formalities, incapable of being rightfully overthrown or set aside». В теории права, в контрактном и завещательном праве термин несет важное знание: «a deed, will, or other instrument, which has received all the formalities required by law». В качестве еще одного аргумента, позволяющего отнести данные слова к юридическим терминам, является то, что каждое из слов «deed», «will», которые использовались в словарях для семантизации слова «good (valid)», являются юридическими терминами. Доказательством является сам факт их размещения в юридическом словаре в следующих дефинициях: «deed — legal document.»; «will — legal document.».

2. На уровне правового дискурса приведем следующие частотные составные термины: good contract = valid contract (a contract in which all of the elements of a contract are present and, therefore, enforceable at law by the parties); good reason = valid reason, good excuse = valid excuse (written or done in a proper manner that a court of law would agree with it). Становится очевидным, что в результате концептуализации и категоризации бытовое слово «good» «перерастает» в юридический термин. Формальным подтверждением этому является его наличие в юридических словарях.

Таким образом, 1) человек оказался способен не только сконструировать объемное понятие добра («good») как средоточие и воплощение всего положительного, но и объемное понятие зла («bad») как средоточие и воплощение всего негативного, но и охарактеризовать отношения между ними как противоположные, или антитеза, или оппозиция. Как экзистенциальные понятия они существуют во всех областях активности человека, в том числе в сфере права и суда; 2) в результате процессов концептуализации и категоризации как активных методов познания комплекс представлений «добро» проецируется в новое понятие «законный, правовой», в то время как комплекс понятий «зло» проецируется в новое понятие «антизаконный, неправовой».

Нет сомнения, что можно и следует говорить о жизни как системном и структурном феномене. Создавая определенную среду обитания, прежде всего бытовую (habitat), человек постоянно ее расширяет, форматируя новые сферы деятельности, творчески адаптируя свои прежние знания. Насколько человек трудолюбиво и креативно создает новые инструменты, облегчающие его жизнь, предметы потребления, приносящие ему удовлетворение, предметы искусства, приносящие ему радость, настолько все это в своей совокупности меняет его образ жизни. Не вызывает сомнения, что такие реакции организма — и психики и физики человека, — как облегчение труда, удовлетворение, радость способствуют глубокому запоминанию приобретаемых навыков, умений и знаний. Более того, такая психофизиологическая настройка организма является благодатной базой концептуализации и категоризации как активных процессов терминообразования. Принимая законы и создавая право, человек качественно меняет среду своего обитания. Многие правовые понятия приходят из ежедневной жизни. И роль языка здесь как средства не только экстерна-лизации знаний человека, но и как активного инструмента вечного познания трудно переоценить.

Примечания

1. Степанов Ю.С. «Понятие», «Концепт», «Антиконцепт». Векторные явления в семантике // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования: сборник научных трудов. М., 2007. С. 19—26.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание соч. в 6 томах. М., 1982. Т. 2. С. 72.

3. Лекторский В.А. Когнитивная проблематика // Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М., 2007. С. 221.

4. Oxford student's dictionary of current English. A.S. Hornby. Moscow, 1984.

5. Longman dictionary of English language and culture. Longman, 1993.

6. The Concise Oxford dictionary. Oxford, 1964.

7. Chambers's twentieth century dictionary. 1966.

8. Longman exams dictionary. 2006.

9. Black's law dictionary. 1990.

10. Dictionary of law. Peter Collin Publishing. 1994.

Notes

1. Stepanov Yu.S. «Concept», «Anticoncept». Vector phenomena in semantics // Conceptual analysis of

the language: modern directions of research: collection of scientific papers. Moscow, 2007. P. 19-26.

2. Vygotsky L.S. Thinking and speech // Collection op. in 6 volumes. Moscow, 1982. Vol. 2. P. 72.

3. Lectorsky V.A. Cognitive problems // Cognitive approach: philosophy, cognitive science, cognitive disciplines. Moscow, 2007. P. 221.

4. Oxford student's dictionary of current English. A.S. Hornby. Moscow, 1984.

5. Longman dictionary of English language and culture. Longman, 1993.

6. The Concise Oxford dictionary. Oxford, 1964.

7. Chambers's twentieth century dictionary. 1966.

8. Longman exams dictionary. 2006.

9. Black's law dictionary. 1990.

10. Dictionary of law. Peter Collin Publishing. 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.