Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗОВ'

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПРАВА / SOURCES OF LAW / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / CUSTOMARY LAW / ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ / LEGAL CUSTOMS / ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО КЫРГЫЗОВ / LAW OF OBLIGATIONS OF THE KYRGYZ PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молдоев Э. Э.

Cтатья посвящена основным источникам кыргызского права в дореволюционный период и особенностям регламентации обязательственного права в обычном праве кыргызов. Отмечается что, содержание, роль и значение источников права менялись вместе с изменениями в экономических и социально-политических отношениях общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗОВ»

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗОВ

Молдоев Э.Э. ®

Доктор юридических наук, и.о. профессора, юридический факультет, Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына, Кыргызская Республика, г. Бишкек

Аннотация

Статья посвящена основным источникам кыргызского права в дореволюционный период и особенностям регламентации обязательственного права в обычном праве кыргызов. Отмечается что, содержание, роль и значение источников права менялись вместе с изменениями в экономических и социально-политических отношениях общества.

Ключевые слова: источники права, обычное право, правовые обычаи, обязательственное право кыргызов.

Keywords: sources of law, customary law, legal customs, law of obligations of the Kyrgyz people.

Кыргызское право дореволюционного периода сформировалось из следующих источников: обычаи, практика суда биев, положения съезда биев, пословицы и поговорки, нормы царского (российского) законодательства. Основное место среди этих источников занимает обычай. В правовой теории существует концепция социологического плана, которая главную роль среди источников права отводит обычаю, считает, что именно обычай является основой права, определяет способы его применения и развития законодателем, судьями, доктриной. Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось результате длительной общественной практики. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни - запрещает, другие - одобряет и развивает. Последние, в свою очередь, приобретают характер правового обычая. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.

В кыргызском обычном праве не существовало общего понятия обязательства (права и обязанности покупателя, продавца или нанимателя) [1,112].

Основаниями для возникновения обязательства были добровольные договоры и из причинения вреда. Договор и сделка обозначались одним понятием - келишим.

Выделялись разные виды договоров: 1) совершенные по доброй воле (ыктыярдуу) и без доброй воли; 2) заключенные в соответствии с шариатом и против шариата (законные и противозаконные); 3) совершенные дееспособными и недееспособными лицами.

Договоры считались действительными, если заключались в соответствии с обычаем и шариатом, по взаимному согласию договаривающихся сторон или их представителей (о^л). Сделки, заключенные недееспособными сторонами, считались недействительными. Однако в действительности эти требования зачастую нарушались, поскольку договоры могли заключаться под влиянием обмана (купля-продажа), при крайней нужде (займ).

Несовершеннолетние, душевнобольные и женщины могли участвовать в совершении сделки не напрямую, а только через своих представителей - отцов, взрослых сыновей и близких родственников мужского пола.

Недействительными признавались договоры по купле-продаже имущества, признанного «арам» - недозволенным к употреблению по шариату (спиртное, свиное мясо и кожа и др.).

® Молдоев Э.Э., 2017 г.

Договор по обоюдному согласию включал следующие пункты: объект сделки, условия обязательства сторон, сроки платежа, обеспечение обязательства и т.д.

Обеспечением договора являлись: задаток (секелет), залог (салым), поручительство (кепилдик). В качестве задатка и залога принимались скот, деньги, вещи, кроме имущества-арам, а иногда личность самого должника и членов его семьи. Поручительство было двояким: за действия человека и за имущество. В первом случае поручитель должен был сам выполнить те действия, от исполнения которых уклонился ответчик. Во втором - поручитель обязывался выплатить долг кредитору из своего имущества, если должник не уплатит долга. Поручителями могли быть дееспособные лица мужского пола, обладающие собственностью.

Договоры по адату заключались в устной форме, без соблюдения строгих формальных процедур: либо путем простого словесного обещания или либо путем присяги (более торжественная форма). Такие устные договоры поддерживались только моральными установками общества, поскольку не имели юридической силы. Однако неисполнение договорных обязательств рассматривалось как отказ от своего слова, что влекло за собой публичное обвинение в нечестности и позор. В силу этого участники договоров почти всегда старались выполнить взятые на себя обязательства [2, 34].

Кроме устных договоров заключались также и письменные, однако это происходило крайне редко. Обычно они заключались с участием иноземных купцов или между крупными биями, имевших грамотных мулл.

Обычное право кыргызов знало различные виды договоров: купли-продажи, мены, имущественного и личного найма, займа, хранения, ссуды, дарения.

Договор купли-продажи требовал соблюдения следующих условий: стороны должны были пожать друг другу руки и произнести установленные слова; покупатель уплачивал назначенную плату деньгами или скотом. При совершении купли-продажи присутствие свидетелей было не обязательным. Объектом заключения этих договоров являлись скот, предметы домашнего обихода и личного потребления, т.е. такие вещи, которые могли быть осмотрены, измерены или пересчитаны, переданы из рук в руки. Запрещалось продавать скот или вещи плохого качества, продавец обязан был указать на недостатки продаваемого товара. В случае обнаружения не объявленных при продаже недостатков, договор купли-продажи мог быть расторгнут.

Договор мены (алмашуу) был самым распространенным в силу неразвитости товарно-денежных отношений. Ремесленники и торговцы обменивались производимыми изделиями (тканями, ювелирными украшениями, предметами домашнего обихода и пр.) и скотом, кожей и шерстью, поставляемыми кочевниками-скотоводами. Мена производилась непосредственно на меновых базарах и дворах. Единицей обмена являлся скот.

Своеобразной формой этого вида договора был тартуу (приношение). Кому-либо делалось приношение (хороший скакун, ценный мех, ювелирное украшение и пр.) с целью получения взамен другой необходимой вещи или скота. Договоры учитывали качество, количество и ценность тартуу.

Договор найма (жалдоо) заключался обычно на один год и охватывал имущественный и личный найм. Объектом имущественного найма был скот или другие вещи. Личный найм подразумевал услуги тех или иных лиц для выполнения домашних дел, пастьбы скота и полевых работ. При заключении договора сразу оговаривались размер и форма оплаты, причем нанимаемые лица получали часть платы вперед (обычно половину установленной платы).

Договор займа денег, скота или какого-то имущества заключался с выплатой процентов или без выплаты процентов. Эти договоры возникали также при покупке в кредит. Договор займа с процентами использовался ростовщиками (суткоры) для получения прибыли. Бедняки, не имея достаточных средств при покупке вещи или скота, обращались к ним и заключали кабальные сделки под большие проценты.

Договор хранения носил черты дружеской услуги без всякой оплаты. Вещи передавались на хранение, обычно без свидетелей, родственникам, биям или казиям,

отличавшимся своей честностью. При первом же требовании владельца такие вещи обязательно возвращались обратно. Если переданные на хранение деньги растрачивались, а вещи распродавались, виновные были обязаны возместить их полную стоимость и заплатить штраф. Однако в случае уничтожения вещи, отданной на хранение, в результате стихийного бедствия, хранитель освобождался от ответственности.

Договор ссуды распространялся преимущественно на скот и не предусматривал процентов или вознаграждения. Бедняки брали в ссуду скот с условием его возвращения. В случае потери или истощения скота владелец мог требовать выплаты стоимости полноценного животного. Ссуда бралась с различными целями. Так, одним из распространенных договоров являлся саан, по которому кредитор передавал во временное пользование бедняку дойный скот для получения молока. По окончании договора должник возвращал скот с приплодом. При этом кредитор мог в любое время отобрать скот, держа кредитора в полной зависимости.

Хотя эти договоры заключались без уплаты вознаграждения, на деле должникам приходилось за пользование скотом отрабатывать в хозяйстве кредитора.

Договор дарения широко использовались среди кыргызов, поскольку любое торжество обязательно сопровождалось подарками. Дарение широко применялось между друзьями, которые могли взять друг у друга без спроса все, что угодно, и никаких расчетов между ними не полагалось.

В обязательственном праве кыргызов существовал особый институт суйунчу -подарок за радостное известие: например, о рождении сына, о возвращении безвестно пропавших членов семьи, о нахождении пропавшего имущества и т.д.

Обязательства и обычай «родовой помощи». По адату большинство договорных обязательств было тесно связано с обязанностями членов родовой или аульной общины друг перед другом и перед самой общиной, т.е. по существу перед ее главой [3,17].

Обычай «родовой взаимопомощи» в прошлом действительно носил характер родовой поддержки и выручки. Однако в условиях социального расслоения общества он выродился и по существу стал представлять одностороннюю выгоду для богатых соплеменников[4, 51].

В кыргызском обществе распространенными были следующие сборы и обязательства в пользу кыргызских биев: 1) союш - обычай, согласно которому беднота брала взаймы у биев скот на зарез с обязательством возвратить его с приплодом; 2) чыгым (расход) - подати биям для покрытия их расходов во время различных сборов; 3) журтчулук - обычай, когда разорившиеся кыргызы (в результате набегов или падежа скота) обращались за помощью к соплеменникам; 4) кошумча - «добровольная» помощь или устроителям поминок, свадеб и других торжеств, или при уплате калыма, штрафа и т.п.; 5) саан - обычай пользования бедняками дойным скотом богатого родича для получения молока с дальнейшей отработкой в его хозяйстве; 6) конок алуу - обязательство принятия гостей с ночлегом и угощением во время тоя или поминок. Согласно адата, лица, отказавшиеся от уплаты сборов, связанных с угощением гостей по время аша или тоя, облагались большим штрафом (он мог состоять из 9 голов скота). Кроме перечисленных обязательств, существовало и множество других.

Литература

1. История Киргизской ССР. - Т.1 - Фрунзе,1984.

2. Кожоналиев С. Обычное право кыргызов. - Бишкек,2000.

3. Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР. - Бишкек, 1999.

4. Усенбаев К. Общественно-экономические отношения киргизов (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв.). - Фрунзе,1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.