Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законодательство о контрактной системе / государственный контракт / предмет государственного контракта / обязательства в сфере интеллектуальных прав. / legislation on the contract system / state contract / subject of the state contract / obligations in the field of intellectual rights.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бикметова Светлана Александровна

Статья посвящена проблеме приобретения государством прав на результаты интеллектуальной деятельности с использованием механизма контрактной системы. Рассмотрены вопросы соотношения норм гражданского законодательства, норм законодательства о контрактной системе и норм, регулирующих права на результаты интеллектуальной деятельности. Проанализированы точки зрения ученых относительно квалификации государственного контракта, предмета государственного контракта. Высказано мнение о месте государственного контракта в существующей системе гражданского права как специальной договорной конструкции. Рассмотрены виды обязательств с участием государства в сфере интеллектуальных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бикметова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL RIGHTS OBLIGATIONS IN THE CONTRACT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the problem of the state acquiring rights to the results of intellectual activity using the mechanism of the contract system. The issues of correlation between the norms of civil legislation, the norms of legislation on the contract system and the norms regulating the rights to the results of intellectual activity are considered. The points of view of scientists regarding the qualification of a state contract and the subject of a state contract are analyzed. An opinion has been expressed about the place of the state contract in the existing system of civil law as a special contractual structure. The types of obligations with the participation of the state in the field of intellectual rights are considered.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-291-295 NIION: 2018-0076-11/23-896 MOSURED: 77/27-023-2023-11-896

БИКМЕТОВА Светлана Александровна,

Санкт-Петербург, Россия, «Информационные телекоммуникационные

технологии», e-mail: biksveta@mail.ru

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме приобретения государством прав на результаты интеллектуальной деятельности с использованием механизма контрактной системы. Рассмотрены вопросы соотношения норм гражданского законодательства, норм законодательства о контрактной системе и норм, регулирующих права на результаты интеллектуальной деятельности. Проанализированы точки зрения ученых относительно квалификации государственного контракта, предмета государственного контракта. Высказано мнение о месте государственного контракта в существующей системе гражданского права как специальной договорной конструкции. Рассмотрены виды обязательств с участием государства в сфере интеллектуальных прав.

Ключевые слова: законодательство о контрактной системе, государственный контракт, предмет государственного контракта, обязательства в сфере интеллектуальных прав.

BIKMETOVA Svetlana Alexandrovna,

Saint Petersburg, Russia, "Informational telecommunications technologies"

INTELLECTUAL RIGHTS OBLIGATIONS IN THE CONTRACT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article is devoted to the problem of the state acquiring rights to the results of intellectual activity using the mechanism of the contract system. The issues of correlation between the norms of civil legislation, the norms of legislation on the contract system and the norms regulating the rights to the results of intellectual activity are considered. The points of view of scientists regarding the qualification of a state contract and the subject of a state contract are analyzed. An opinion has been expressed about the place of the state contract in the existing system of civil law as a special contractual structure. The types of obligations with the participation of the state in the field of intellectual rights are considered.

Key words: legislation on the contract system, state contract, subject of the state contract, obligations in the field of intellectual rights.

Участвуя в гражданско-правовых отношениях с целью обеспечения общественных потребностей, государство выступает субъектом контрактных правоотношений. «Контрактная, т.е. договорная, система означает договорный характер взаимодействия публично-правовых образований с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд» [1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Для нашего исследования интерес представляет такой объект контрактных правоотношений как права на результаты интеллектуальной деятельности. Но прежде чем приступить к изучению данного вопроса, необходимо понять место государственного контракта в существующей системе гражданского права. Государственный контракт как правовой элемент контрактной системы возник на базе классических договоров. «Для регламентации в условиях рыночной эконо-

мики контрактных отношений оказалось достаточно образовать на базе классических договоров гражданского права всего несколько крупных институтов, регулирующих основные государственные закупки: поставка, подряд, оказание услуг» [2].

По вопросу природы государственного контракта среди исследователей не выработано единой позиции. Мы поддерживаем тех авторов, которые говорят не о признании государственного контракта отдельным видом гражданско-правового договора [3], а о квалификации его как специальной договорной конструкции [4]. Как справедливо указывает В.В. Витрянский, специальные договорные конструкции «объединяет то обстоятельство, что они подлежат применению (в том числе путем их использования сторонами договора при оформлении договорных отношений) практически к любым типам (видам) договорных обязательств, которые обладают необходимым набором признаков, характерных для каждой специальной договорной конструкции» [5]. По нашему мнению, наличие особых признаков, свойственных государственному контракту как гражданско-правовому договору, и позволяет говорить о данной юридической модели как о специальной договорной конструкции.

Полагаем, что к недостаткам действующего Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) можно отнести отсутствие в нем общих положений о государственном контракте. При этом, нельзя сказать, что отсутствие в ГК РФ нормы, определяющей понятие государственного контракта, компенсируется ее наличием в Законе о контрактной системе, поскольку нормы закона о контрактной системе являются специальными по отношению к общим нормам ГК РФ и должны опираться на фундаментальные основы, заложенные в кодексе.

Таким образом, государственный контракт всегда является договором определенного вида, регулируемого соответствующими нормами ГК РФ.

Классифицируя гражданско-правовые договоры по «направленности гражданско-правового результата» [5], ученые-цивилисты разделяют все договорные обязательства на следующие группы: 1) направленные на передачу имущества; 2) направленные на выполнение работ; 3) направленные на оказание услуг; 4) направленные на учреждение различных образований; 5) договоры об отчуждении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и о предоставлении прав на их использование.

Объектом гражданских прав является следующее имущество: вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные

средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит нормы, регламентирующие государственные контракты со следующими предметами: поставка товаров для государственных нужд (ст. ст. 525 - 534), выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768) и выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (ст. 778). Заключение этих государственных контрактов с различными предметами подчиняется нормам статей 527, 528 ГК РФ и осуществляется в таком же порядке, как и заключение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Основанием для этого утверждения служат соответствующие ссылки в статьях 765 и 778 ГК РФ.

Пункт 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предметом государственного контракта называет поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Закон о контрактной системе регулирует отношения, возникающие из договоров, имеющих «богатейшие страницы истории развития названных договоров в отечественной цивилистике» [5], а именно, - из договоров поставки, договоров о выполнении работ, договоров об оказании услуг. Каждый из этих видов договоров подробно урегулирован ГК РФ и изучен в правовой литературе.

Поставка является одним из видов договора купли-продажи, предмет которого состоит в передаче производимых или закупаемых товаров от продавца к покупателю. Выполнение работ является предметом договора подряда, по которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу. Договор подряда заключается на изготовление или переработку вещи. Выполнение работ также является предметом договора на выполнение научно-исследовательских работ, по которому исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а также предметом договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, по которому исполнитель обязуется разработать образец нового изделия или новую технологию, а также техническую и (или) конструкторскую документацию на них. К договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ применяются общие положения о подряде, а к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила о подрядных работах для государственных нужд.

Оказание услуг является предметом договора возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность).

Полагаем, что поименованные в статье 3 Закона о контрактной системе предметы государственных контрактов нельзя считать исчерпывающими. За пределами действия данной нормы осталась целая группа договорных обязательств, а именно договоры о распоряжении исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Вопрос о том, может ли отчуждение исключительного права или предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности быть предметом государственного контракта является дискуссионным в литературе. Некоторые авторы [6] считают, что не следует нормы закона о контрактной системе толковать расширительно и объектами государственных закупок могут быть только товары, работы и услуги, и, таким образом, закон о контрактной системе не регулирует отношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров, предметом которых является предоставление имущественных прав на объекты интеллектуальной деятельности или их создание для государственных нужд.

Но большинство исследователей придерживается другой точки зрения о том, что «публично-правовые образования могут участвовать в отношениях, объектом которых выступают не только товары, работы и услуги, но и иные блага, необходимые для осуществления их функций и полномочий, предусмотренные ст. 128 ГК РФ, включая объекты интеллектуальной собственности» [7], в том числе, через механизм контрактной системы. Мы, безусловно, солидарны со второй группой исследователей.

Полагаем, что точку в данной дискуссии ставят практически складывающиеся отношения между государственными заказчиками и их контрагентами, направленные на удовлетворение потребностей государственных заказчиков в правах на объекты интеллектуальной собственности, что подтверждает многочисленная судебная практика. В связи с отсутствием правового регулирования данного вопроса, в практике встречается множество примеров неправильной квалификации государственными заказчиками видов договоров, входящих в состав документации на проведение закупочных процедур на право заключения государственного контракта. И, как следствие -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

возникают ошибки при квалификации вида договора. Например, Витко В.С. в своей работе «Договоры заказа на создание произведений» приводит показательные примеры таких ошибок, к сожалению, достаточно распространенных в практике: «предмет контракта определен как оказание услуг по созданию и установке мемориальной доски заслуженному художнику РФ Г.И. Гритчину, включающих в себя создание эскиза и изготовление мемориальной доски (закупка № 0126300035815001591). Предметом другого контракта являлись создание и изготовление памятника «Бездомная собака» (закупка № 0111300101614000287), предметом еще одного контракта были создание и изготовление памятника татарскому народному поэту Г. Тукаю, т.е. создание бронзовой скульптуры поэта (закупка № 0111300101614000033)». Далее автор обращает внимание на то, что «проекты контрактов по своим условиям представляли собой договоры подряда, в которых не были оговорены авторские права сторон на скульптуры» [7].

При регулировании правовых отношений в сфере интеллектуальной собственности в Законе о контрактной системе не предусмотрена правовая конструкция, аналогичная «вещным правам». Понятие «имущество» в законе используется в широком смысле и охватывает все объекты имущественных отношений, включая вещи, права на вещи, имущественные права, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности.

В результате режим вещных прав распространяется и на исключительные права, что неверно и противоречит IV части ГК РФ. Во-первых, режим вещных прав распространяется только на вещи как объекты вещных прав, но не на имущественные права, к которым относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст.128 ГК РФ). Во-вторых, к интеллектуальным правам не применяются положения II раздела ГК РФ о праве собственности и иных вещных правах, если иное не установлено правилами раздела 7 ГК РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст.1227 ГК РФ). Нормы о вещных правах, содержащиеся в разделе 7 ГК РФ, относятся к регулированию отношений по поводу материальных носителей, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности. Например, когда переход права собственности на вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, является основанием для перехода также исключительного права на произведение (п.1 ст.1291 ГК РФ).

В целом договорные обязательства в сфере интеллектуальных прав могут быть разделены на две группы: обязательства по созданию объектов интеллектуальных прав и обязательства по рас-

поряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно статье 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться исключительным правом, в том числе по договору об отчуждении исключительного права или путем предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Создание результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться: 1) по договору авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ); 2) по договору заказа на создание результата интеллектуальной деятельности (ст. ст. 1296, 1372, 1431, 1463 ГК РФ); 3) при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание результатов интеллектуальной деятельности (ст. ст. 1297, 1371, 1462, 1471 ГК РФ). В данную группу входят договоры, по которым могут быть созданы программы для ЭВМ, базы данных или иные произведения, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау); 4) по государственному или муниципальному контракту (ст. ст. 1298, 1373, 1432, 1464, 1471 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретатель), а приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Согласно ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона, обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар), предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах, а лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Стороны вправе заключить лицензионные договоры двух видов: 1) исключительная лицензия - договор о предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам; 2) простая (неисключительная) лицензия

- договор о предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Полагаем, что в законодательстве о контрактной системе, являющемся специальным по отношению к общим нормам ГК РФ, обязательства в сфере интеллектуальных прав также могут быть разделены на обязательства по созданию объектов интеллектуальных прав и обязательства по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности. Нюанс состоит в правовом регулировании данных обязательств. Закон о контрактной системе, который, повторимся, содержит специальные нормы по отношению к общим нормам ГК РФ в части регулирования участия государства в частно-правовых отношениях, не содержит указания на такие предметы государственных контрактов как распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности, обозначая в качестве предмета контракта поставку товара, выполнение работы, оказание услуги.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Государственный контракт в существующей системе гражданского права занимает место не отдельного вида гражданско-правового договора, а является специальной договорной конструкцией, нормы о которой содержатся в специальном законодательстве - Законе о контрактной системе. Данный вывод имеет значение для правильной квалификации государственного контракта исходя из его предмета, определяющего тот или иной вид гражданско-правового договора, что позволяет избегать ошибок в правоприменении.

Отчуждение исключительного права или предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности может быть предметом государственного контракта. Договорам о приобретении прав (исключительных и неисключительных) на результаты интеллектуальной деятельности не уделено должного внимания в законодательстве о контрактной системе. Поименованные в статье 3 Закона о контрактной системе предметы государственных контрактов нельзя считать исчерпывающими. За пределами действия данной нормы осталась целая группа договорных обязательств о приобретении прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо внесение изменений в Закон о контрактной системе в части расширения перечня предметов государственных контрактов и указания на возможность приобретения государственными заказчиками прав на результаты интеллектуальной деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Список литературы:

[1] Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11. С. 3.

[2] Шмелева М.В. Реформирование законодательства в области государственных закупок // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 6. С. 42.

[3] О признании государственного контракта отдельным видом гражданско-правового договора см., например, Шитова И.И. Некоторые аспекты ответственности госзаказчика за нарушение правил, регламентирующих порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 8. С. 37 - 41; Куличев Р.Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. М.: Юстицинформ, 2016. С.41.

[4] О государственном контракте как особой договорной конструкции см., например, Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. Москва: С татут, 2020. 224 с.

[5] Витрянский В.В. Система гражданско-правовых договоров в условиях реформирования гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. 2012. № 1. С. 26.

[6] Напр., Силонов И. О соотношении права собственности на вещь и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015, № 9. С. 6.

[7] Витко В.С. Договоры заказа на создание произведений. М.: Статут, 2016. 159 с.

Spisok literatury:

[1] Andreeva L.V. Ponyatie kontraktnoj sistemy i osnovnye pravila ee funkcionirovaniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2013. № 11. S. 3.

[2] SHmeleva M.V. Reformirovanie zakonodatel'stva v oblasti gosudarstvennyh zakupok // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravle-nie. 2018. № 6. S. 42.

[3] O priznanii gosudarstvennogo kontrakta otdel'nym vidom grazhdansko-pravovogo dogovora sm., naprimer, SHitova I.I. Nekotorye aspekty otvetst-vennosti goszakazchika za narushenie pravil, regla-mentiruyushchih poryadok razmeshcheniya zakazov na postavku tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh nuzhd // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2010. N 8. S. 37 - 41; Kulichev R.B. Pravovoe regulirovanie podry-adnyh rabot dlya gosudarstvennyh nuzhd. M.: YUs-ticinform, 2016. S.41.

[4] O gosudarstvennom kontrakte kak osoboj dogovornoj konstrukcii sm., naprimer, Caturyan E.A. Gosudarstvennyj kontrakt v grazhdanskom prave Rossii: problemy teorii i praktiki: monografiya. Moskva: S tatut, 2020. 224 s.

[5] Vitryanskij V.V. Sistema grazhdansko-pra-vovyh dogovorov v usloviyah reformirovaniya grazh-danskogo zakonodatel'stva // Vestnik VAS RF. 2012. № 1. S. 26.

[6] Napr., Silonov I. O sootnoshenii prava sobst-vennosti na veshch' i isklyuchitel'nogo prava na rezul'tatintellektual'nojdeyatel'nosti //Intellektual'naya sobstvennost'. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2015, № 9. S. 6.

[7] Vitko V.S. Dogovory zakaza na sozdanie proizvedenij. M.: Statut, 2016. 159 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.