Научная статья на тему 'Граждaнско-правовые аспекты заключения государственного или муниципального контракта об оказании услуг по вывозу бытовых отходов'

Граждaнско-правовые аспекты заключения государственного или муниципального контракта об оказании услуг по вывозу бытовых отходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТ / ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА / ОТХОДЫ / БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / STATE OR MUNICIPAL CONTRACT / PUBLIC PROCUREMENT / CONTRACT / SINGLE-SOURCE PROCUREMENT / WASTE / DOMESTIC WASTE / OBJECT OF CIVIL RIGHTS / OWNERSHIP RIGHTS OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фархутдинова Ю. А.

Статья посвящена анализу норм действующего законодательства, регулирующих заключение государственного или муниципального контракта об оказании услуг по вывозу бытовых отходов в соответствии с п.23 ч.1 ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определению понятия и признаков бытовых отходов как объекта гражданских прав и института права собственности, определяющих возможность их участия в гражданском обороте. Определяются условия государственного или муниципального контракта об оказании возмездных услуг по вывозу бытовых отходов для государственных или муниципальных нужд, сформулированы понятие и признаки бытовых отходов как объекта гражданских прав и института права собственности. Применялись эмпирические методы анализа, сравнения, описания, теоретические методы формальной и диалектической логики, частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Анализ норм действующего законодательства показал, что в ГК РФ отсутствует правовая конструкция государственного или муниципального контракта возмездного оказания услуг для государственных или муниципальных нужд. Надлежащим предметом государственного или муниципального контракта данного вида является комплекс услуг по сбору и вывозу (транспортировке, передаче на размещение, утилизации (захоронению) бытовых отходов. Бытовые отходы являются объектами гражданских прав и относятся к правовой категории «вещей», могут выступать в качестве объекта права собственности, имеют ограниченную оборотоспосбоность. Необходимо нормативно закрепить правовую конструкцию государственного или муниципального контракта возмездного оказания услуг для государственных или муниципальных нужд или правовую конструкцию государственного или муниципального контракта как универсального типа договора, имеющего свои разновидности. Подлежит изменению ч.3 ст. 209 ГК РФ в части закрепления отходов производства и других отходов в качестве объектов гражданских прав, имеющих ограниченную оборотоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СIVIL ASPECTS OF THE CONCLUDING THE STATE OR MUNICIPAL CONTRACT FOR THE PROVISION OF SERVICES FOR DOMESTIC WASTE REMOVAL

The article is devoted to the analysis of the norms of the current legislation governing the conclusion of state or municipal procurement contract for the provision of services for the removal of domestic waste according to Clause 23 of Article 1 of the Federal law from 05.04.2013 № 44 «About contract system in sphere of the public procurement goods, works and services for state and municipal needs» and the definition and signs of the domestic waste as an object of civil rights and the institution of property rights that determine its possibility of participation in civil circulation. The purpose of the work is to determine the terms of the state or municipal procurement contract for provision of services for the removal of domestic waste for state or municipal needs, to formulate the definition and signs of domestic waste as an object of civil rights. Empirical methods of comparison, description, interpretation, theoretical methods of formal and dialectical logic, specific scientific methods (juridical-dogmatic method and interpretation of legal norms) are used. The analysis of the norms of the current legislation has shown that the Civil Code of the Russian Federation lacks the legal construction of a state or municipal procurement contract for provision of paid services for state or municipal needs. The appropriate subject of a state or municipal contract of this type will be a set of services for collection and removal (transportation, transfer for accommodation, recycling (overcooking)) of domestic waste. Domestic wastes are objects of civil rights and belong to the legal category of "things", they can act as an object of ownership. Despite the limited ability of domestic wastes participation in civil circulation, the norms of the Civil Code do not contain this restriction. In order to eliminate the practice of norms of civil legislation and legislation in the field of government and municipal procurement contention it is necessary to determine in Civil Code of Russian Federation the legal construction of the state or municipal procurement contract of paid services for state or municipal needs or legal construction of the state or municipal procurement contract as a universal type of contract, which has its own varieties. The Clause 3 of Article 209 of the Civil Code of Russian Federation is subject to change in terms of determination the industrial wastes and other wastes as objects of civil rights with limited possibility of the participation in civil circulation.

Текст научной работы на тему «Граждaнско-правовые аспекты заключения государственного или муниципального контракта об оказании услуг по вывозу бытовых отходов»

УДК: 347.7

ББК: 67

Фархутдинова Ю.А.

ГРАЖДAНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРАКТА ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Farkhutdinova Yu.A.

CTVIL ASPECTS OF THE CONCLUDING THE STATE OR MUNICIPAL CONTRACT FOR THE PROVISION OF SERVICES FOR DOMESTIC WASTE REMOVAL

Ключевые слова: государственный или муниципальный контракт, государственные закупки, контракт, закупка у единственного поставщика, отходы, бытовые отходы, объект гражданских прав, объект права собственности.

Keywords: state or municipal contract, public procurement, contract, single-source procurement, waste, domestic waste, object of civil rights, ownership rights object.

Аннотация: статья посвящена анализу норм действующего законодательства, регулирующих заключение государственного или муниципального контракта об оказании услуг по вывозу бытовых отходов в соответствии с п.23 ч.1 ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определению понятия и признаков бытовых отходов как объекта гражданских прав и института права собственности, определяющих возможность их участия в гражданском обороте.

Определяются условия государственного или муниципального контракта об оказании возмездных услуг по вывозу бытовых отходов для государственных или муниципальных нужд, сформулированы понятие и признаки бытовых отходов как объекта гражданских прав и института права собственности.

Применялись эмпирические методы анализа, сравнения, описания, теоретические методы формальной и диалектической логики, частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм.

Анализ норм действующего законодательства показал, что в ГК РФ отсутствует правовая конструкция государственного или муниципального контракта возмездного оказания услуг для государственных или муниципальных нужд. Надлежащим предметом государственного или муниципального контракта данного вида является комплекс услуг по сбору и вывозу (транспортировке, передаче на размещение, утилизации (захоронению) бытовых отходов. Бытовые отходы являются объектами гражданских прав и относятся к правовой категории «вещей», могут выступать в качестве объекта права собственности, имеют ограниченную оборотоспосбоность.

Необходимо нормативно закрепить правовую конструкцию государственного или муниципального контракта возмездного оказания услуг для государственных или муниципальных нужд или правовую конструкцию государственного или муниципального контракта как универсального типа договора, имеющего свои разновидности. Подлежит изменению ч.3 ст. 209 ГК РФ в части закрепления отходов производства и других отходов в качестве объектов гражданских прав, имеющих ограниченную оборотоспособность.

Abstract: the article is devoted to the analysis of the norms of the current legislation governing the conclusion of state or municipal procurement contract for the provision of services for the removal of domestic waste according to Clause 23 of Article 1 of the Federal law from 05.04.2013 № 44 «About contract system in sphere of the public procurement goods, works and services for state and municipal needs» and the definition and signs of the domestic waste as an object of civil rights and the institution of property rights that determine its possibility of participation in civil circulation.

The purpose of the work is to determine the terms of the state or municipal procurement contract for provision of services for the removal of domestic waste for state or municipal needs, to formulate the definition and signs of domestic waste as an object of civil rights.

Empirical methods of comparison, description, interpretation, theoretical methods offormal and dialectical logic, specific scientific methods (juridical-dogmatic method and interpretation of legal norms) are used.

The analysis of the norms of the current legislation has shown that the Civil Code of the Russian Federation lacks the legal construction of a state or municipal procurement contract for provision of paid services for state or municipal needs. The appropriate subject of a state or municipal contract of this type will be a set of services for collection and removal (transportation, transfer for accommodation, recycling (overcooking)) of domestic waste. Domestic wastes are objects of civil rights and belong to the legal category of "things", they can act as an object of ownership. Despite the limited ability of domestic wastes participation in civil circulation, the norms of the Civil Code do not contain this restriction.

In order to eliminate the practice of norms of civil legislation and legislation in the field of government and municipal procurement contention it is necessary to determine in Civil Code of Russian Federation the legal construction of the state or municipal procurement contract of paid services for state or municipal needs or legal construction of the state or municipal procurement contract as a universal type of contract, which has its own varieties. The Clause 3 of Article 209 of the Civil Code of Russian Federation is subject to change in terms of determination the industrial wastes and other wastes as objects of civil rights with limited possibility of the participation in civil circulation.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1 (далее по тексту - ФЗ «Об охране окружающей среды»), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 2 (далее по тексту - ФЗ «Об отходах»), органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и некоммерческие организации, юридические и физические лица, должны осуществлять деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельностью на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В целях реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - по тексту Закон о закупках)3, Гражданским кодексом Российской Федерации 4 (далее по тексту -

1 Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

2 Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

3О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из спра - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

ГК РФ) государственные и муниципальные заказчики (далее по тексту - заказчики) осуществляют полномочия по закупкам услуг по вывозу бытовых отходов путем заключения государственных и муниципальных контрактов об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, в рамках проведения процедуры закупки у единственного поставщика, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона о закупках.

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о закупках закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом закупки, имеет упрощенную процедуру проведения и сводится к осуществлению заказчиками следующих действий: размещения в единой информационной системе не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта извещения о намерении проведения указанного вида закупки и заключения непосредственно государственного или муниципального контракта о предоставлении товаров, работ или услуг. В связи с отсутствием предусмотренной ч. 3 ст. 93 Закона о закупках обязанности у государственного или муниципального заказчика по размещению в единой информационной системе извещения о намерении осуществить закупку по вывозу бытовых отходов в соответствии с п. 23 ч.1 ст. 93 Закона о закупках, ее процедура фактически сводится к заключению государственного или муниципального контракта об оказании услуг данного вида в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона о закупках), с исключениями, содержащимися в Законе о закупках, предусматривающих обязательные условия для формы государственного или муниципального контракта данного вида. До настоящего времени гражданско-правовые аспекты заключения указанного вида контракта не рассматривались в качестве отдельного исследования, так же, как не придавалось должного внимания предмету указанного контракта, что

приводит к некорректному применению норм действующего законодательства на практике и формулированию условий государственного или муниципального контракта данного вида.

Правовое закрепление договора о возмездном оказании услуг нашло свое выражение в ст. 779 ГК РФ, согласно которой исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенную деятельность), а заказчик обязан оплатить указанные услуги. При этом, законодатель до настоящего времени не выделил специальный вид договора - договор о возмездном оказании услуг для государственных или муниципальных нужд, как это было сделано в ст. 763 ГК РФ (Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд) и в ст.526 ГК РФ (Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд), что свидетельствует о продолжающемся «разгласовании» норм гражданского законодательства и законодательства о закупках. Конструктивным решением вышеуказанной проблемы, по мнению многих авторов, является необходимость корректировки, закрепленных в гл.28 ГК РФ положений, посвященных государственному контракту, а именно, как отмечает М.В. Шмелева: «Любой договор в системе гражданско-правовых договоров ГК РФ может обладать статусом государственного контракта. В этой особенности заключаемых договоров и проявляется специфика государственного контракта. Государственный контракт - это универсальная правовая форма для различных обязательственных правоотношений, направленных на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд» [8, с.17]. Данное мнение имеет своих оппонентов. Ф.А. Тасалов, например, считает, что: «речь должна идти о государственном контракте как о типе договора, имеющего свои разновидности (поставка, оказание услуг, подряд), а не о как универсальной договорной форме» [7, с.120]. Таким образом, до настоящего времени данный вопрос является дискуссионным, а практика заключения государственного или муниципального контракта об оказании услуг идет по пути применения норм гражданского законодательства, регулирующих заключение гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ, закрепляющей общие положения о заключении гражданско-правового договора, существенными условиями последнего являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как суще-

ственные или необходимые для договоров данного вида, а также все условия, относительно которых по заявлению сторон должно быть достигнуто соглашение.

Анализ гл. 39 ГК РФ, регулирующей заключение договора о возмездном оказании услуг, и ст. 34 Закона о закупках, закрепляющей существенные условия государственного или муниципального контракта, заключаемого в рамках проведения процедур, предусмотренных Законом о закупках, показывает, что существенными условиями государственного или муниципального контракта о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов, заключаемого в соответствии с п. 23 ч.1 ст. 93 Закона о закупках, являются сведения о предмете, цене, сроке и порядке оплаты услуг по контракту, наличие у исполнителя лицензии на осуществление указанного рода деятельности (детальное рассмотрение данного условия будет осуществлено далее). В качестве условия, по которому должно быть достигнуто соглашение между сторонами, выступает условие о месте оказания услуг. В качестве дополнительных условий, которые в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона о закупках могут быть включены в контракт, выступают условия об ответственности сторон за невыполнение обязательств, о порядке и сроке приемки оказанных услуг, о порядке и сроках оформления такой приемки.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по обращению с бытовыми отходами, показал, что надлежащим предметом контракта данного вида является комплекс услуг, включающий в себя: сбор и вывоз бытовых отходов, предусматривающий в свою очередь, транспортировку, передачу на размещение и захоронение (утилизацию) бытовых отходов1. При этом, если содержание указанных услуг не вызывает сложности, ввиду их детальной регламентации законодательством, то вопрос о характеристике бытовых отходов как объекта гражданского права в целом и объекта права собственности в частности, а также возможность их участия в гражданском обороте до настоящего времени учеными не рассматривался.

Понятие отходов и классификация их видов закреплены в Межгосударственном стандарте ГОСТ № 30772-2001, согласно которому отходами являются остатки продуктов или до-

1 Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

полнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью1. Отходы подразделяются на отходы производства и потребления. Бытовые отходы относятся к отходам потребления и характеризуются следующими признаками:

- бытовые отходы - это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий);

- первоначальные потребительские свойства веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий) частично или полностью утрачены,

- утрата первоначальных свойств произошла в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Закрепляя в ст. 226 ГК РФ возможность участия отходов производства и иных отходов в гражданском обороте в качестве объекта права собственности, законодатель обозначил отнесение последних к имущественной группе объектов гражданских прав, и, в частности, к правовой категории «вещей», однако данный вопрос подлежит детальному рассмотрению, поскольку материальное содержание бытовых отходов весьма разнообразно, а физическая определенность весьма условна.

Так, сформулированный в ст. 128 ГК РФ перечень объектов гражданских прав, является открытым по своей формулировке. По смыслу указанной нормы законодатель выделяет:

1) имущество, состоящее из вещей - материальных объектов, и иного имущества -объектов, не являющихся объектами материального мира, а также имущественных прав и обязанностей [5, с. 121];

2) результаты работ и оказания услуг, которые по своей сути представляют собой комплексный объект, состоящий из объектов имущественной группы в сочетании с процессом по их изготовлению, исполнению, так и непосредственно работы или услуги как самостоятельный объект, который выражается в действии, направленном на создание объекта имущественной группы или удовлетворение иных нематериальных благ или потребностей лица;

1 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. [Электронный ресурс]: Постановление Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст. ГОСТ 30772-2001. Доступ из справ - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

3) права на результаты и результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, перечень и содержание которых определены в VII разделе ГК РФ;

4) нематериальные блага, перечень которых определен в ст. 150 ГК РФ.

При этом, нужно отметить, что в отечественной и зарубежной научной доктрине отсутствует нормативное закрепление понятия «вещи» и ее признаков, определяющих правовой режим их участия в гражданском обороте.

Как справедливо отмечает С.П. Гришаев: «Отсутствие законодательно определенного общего определения вещи (своего рода общей части) и четкого указания на отдельные виды вещей, которые имеют особый правовой режим, ведет к тому, что возникают сложности с определением того, относится ли тот или иной объект гражданских правоотношений к вещам или нет.», а «юридическое понимание вещей не совпадает с обыденным представлением о них» [3, с. 9,10]. В подтверждение указанной точки зрения С.А. Синицын, исследовавший критерии идентификации вещи, как объекта гражданских прав, в свою очередь заметил, что «гражданско-правовой смысл вещи как объекта оборота определим только в сочетании с определенным законодателем ее правовым режимом как объекта прав, что принципиально и содержательно не совпадает с пониманием вещи в ее физико-механическом восприятии как свойства материи [6]. Оппонентом С.П. Гришаева относительно нормативного закрепления данной правовой категории выступает Г.С. Васильев, который указывает, что отсутствие нормативного закрепления понятия вещи обоснованно «ибо определение столь фундаментальной категории - дело науки, а не законодателя» [1, с. 8].

Практика зарубежных стран также имеет различные подходы к решению данного вопроса. К примеру, Германское гражданское уложение (Bürgerliches Gesetzbuch (BGB)2 по смыслу закона понимает под вещью только физические объекты [9, 11]. Комментаторы определяют вещь, как «ограниченный в пространстве и самодостаточный природный объект» [12]. Данная формулировка исключает наличие признаков вещи у газообразных, жидких и сыпучих веществ, только если они не будут помещены в «емкость любого рода» [12]. При этом, характе-

2Гражданский кодекс Федеративной Республики Германии // Интернет-сайт Федерального министерства юстиции и защиты прав потребителей ФРГ. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_ bgb/englisch_bgb.html#p0265 (дата обращения: 06.03.2017).

ристика вещи осуществляется путем описания вещества (материала), а не емкости, в которую оно помещено и при помощи которой будет определено как объект гражданских прав. В связи с этим, С.А. Синицын отметил: «тогда справедливо возникает вопрос о том, что здесь является вещью, а что принадлежностью, и почему предлагается такое избирательное понимание: ведь оболочка не может решать судьбу сущности, которая в данном случае обладает основной экономической ценностью и пользуется спросом, выступая товаром на рынке» [6]. В настоящее время в научной доктрине нет однозначного ответа на данный вопрос. Комментаторы идут по пути отрицания за отдельными объектами свойств вещи, а не поименного указания их разновидностей [6]. Французский гражданский кодекс (Code civil)1 вообще не содержит понятия «вещи», однако содержание закона позволяет выделить классификацию вещей как объектов гражданских прав, в которой среди общепринятого деления вещей на движимые и недвижимые, участвующих в гражданском обороте и изъятых из гражданского оборота, индивидуально-определенных и заменимых (определенных по роду или виду), также приводится классификация по признаку «потребляемости». Так, «потребляемыми» признаются вещи, используемые в первом же акте пользования ими, которые уничтожаются при пользовании ими по назначению (пищевые продукты, денежные знаки, пользование которых заключается в их расходовании) [10]. Таким образом, французский законодатель не определил юридических признаков вещи как объекта гражданских прав, однако, по смыслу закона все же понимает под ней материальный объект.

Отечественная наука под вещью понимает предмет материального мира, имеющий свои определенные границы, позволяющие обособить его от всех прочих предметов материального мира [3]. При этом, по мнению С.А. Сини-цына, «данная категория должна восприниматься гражданским правом только в значении объекта гражданских прав, а не по формальным признакам материального предмета, ..., определяемого свойствами материи» [6].

Резюмируя вышесказанное, несмотря на условность пространственного обособления и широкое разнообразие физических свойств бытовых отходов, сам факт материальности и

1 Гражданский кодекс Французской Республики // Интернет-портал правительства Французской Республики. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affich-Code.do?cidTexte=LEGITEXT000006070721&date Texte=20170309. (дата обращения: 06.03.2017).

наличие физических свойств материи дает нам основание отнести их к правовой категории «вещи» в рамках указанной в ГК РФ классификации объектов гражданских прав, являясь по своей сути «остатками продуктов», «дополнительным продуктом, образующиеся в процессе или по завершении деятельности», «веществом или предметом, которые образованны в процессе потребления, производства, выполнения работ, оказания услуг»2.

Как было сказано ранее, закрепленная в ст. 226 ГК РФ возможность приобретения права собственности на отходы производства и иные отходы предполагает наличие у бытовых отходов юридических признаков «вещей», позволяющих выступать в гражданском обороте в качестве объекта права собственности и других вещных прав.

Основополагающим признаком всех объектов гражданских прав имущественной группы, в соответствии со ст. 129 ГК, является их оборотоспособность - способность к отчуждению или переходу от одного лица к другому в виде универсального правопреемства или иными способами3.

В связи с установленными в ФЗ «Об отходах» требованиями к физическим и юридическим лицам по поддержанию благоприятной окружающей среды при обращении с бытовыми отходами, процедуре заключения государственного контракта об оказании услуг по вывозу бытовых отходов предшествует обязанность контрагентов выполнить следующие условия:

1. Отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую сре-

4

ду , что предполагает:

- обязанность государственного или муниципального заказчика заключить договор об оказании услуг по проведению экспертизы от-

2 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001: Постановление Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

4 Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

ходов;

- обязанность государственного или муниципального заказчика оформить в установленном порядке паспорт отходов I - IV категорий опасности (документ, относящий бытовые отходы к определенному классу опасности и отражающий их физико-химический состав и характеристики)1;

2. Проверка наличия у контрагента ли-цензии2 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV категорий опасности3.

Вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что оборотоспособность бытовых отходов носит ограниченный характер, однако в ч.3 ст. 209 ГК РФ в качестве объектов гражданских прав, реализация которых предусматривает ограничение в зависимости от возможности нанесения ущерба окружающей среде, выступают только земля и природные ресурсы.

Научная теория также выделяет и иные признаки объектов гражданских прав имущественной группы, наличие которых определяют их возможность участвовать в гражданском обороте в качестве объектов вещных прав. К ним относятся:

дискретность - физическая или учетная определенность объектов и обособленность от всех других объектов [4, с.11];

нормативно гарантированная возможность правового закрепления за субъектами гражданского права [4, с.11];

наличие имущественной ценности (как правило, в денежном эквиваленте).

Е.А. Суханов указывает, что «объектами вещных прав признаются только вещи, причем индивидуально определенные, а потому с гибелью соответствующей вещи автоматически прекращается и вещное право на нее» [5, с. 492]. При этом, «объектом вещных прав не могут

1 О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности: Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

2 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

3 О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности: Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

быть вещи, определенные родовыми признаками, ибо осуществление хозяйственного господства невозможно в отношении не индивидуализированного, абстрактно представляемого имущества» [5, с. 493]. Однако, как справедливо отмечает А.П. Сергеев, деление вещей на указанные группы связано не только с естественными свойствами самих вещей, но и с теми способами их индивидуализации, которые избираются участниками гражданского оборота. Так, к индивидуально-определенным вещам могут быть отнесены в принципе любые вещи, так или иначе выделенные участниками сделки из массы однородных вещей. Напротив, если приобретаемая покупателем вещь определена лишь количественно (числом, мерой или весом) и характеризуется признаками, общими для всех вещей данного рода, налицо родовая вещь. Таким образом, указанное деление вещей достаточно условно и весьма подвижно [2, с. 205206].

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к двум противоречивым выводам, во-первых, гибель вещи предполагает прекращение прав собственности, во-вторых, основанием для признания права собственности на бытовые отходы, как имущества, обладающего родовыми признаками (определенного количественно), является обязательное наделение его индивидуально -определенными признаками, посредством выделения из общей массы аналогичных вещей, путем оборудования специальных площадок для временного хранения бытовых отходов, установления мусорных контейнеров, баков. Таким образом, дискретность бытовых отходов будет заключаться в искусственном создании искусственного ограничения последних в пространстве и обособления их от иных объектов материального мира.

Не соглашаясь с мнением Е.А. Суханова о прекращении прав собственности на вещь, в связи с ее гибелью, рассмотрим возможность правового закрепления бытовых отходов за субъектами гражданского права (юридической привязки).

В статье 4 ФЗ «Об отходах» определено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Анализ норм гражданского законодательства показывает, что возникновение права собственности на бытовые отходы может происходить следующими способами:

1. Приобретение права собственности на брошенные собственником отходы производства и других отходы, находящихся на земельном участке или ином объекте собственника

или лица в пользовании или владении которого находятся указанные объекты, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении отходов производства и других отходы их в собственность, если стоимость последних явно ниже суммы, соответствующей пятикратному размеру оплаты труда (ч.2 ст. 226 ГК РФ). В настоящий момент базовая сумма, применяемая для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет 100 рублей1.

2. Приобретение лицом права собственности на отходы производства и другие отходы, стоимость которых выше суммы, соответствующей пятикратному размеру оплаты труда, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность, после признания данных вещей бесхозяйными в судебном порядке (ч. 2 ст. 226 ГК РФ)2.

3. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи, в случае отсутствия собственника, отказа собственника от права собственности или, если собственник не известен, путем применения срока приобретательной давности (ст. 225, 234 ГК РФ)3;

4. Приобретение права собственности на продукцию, полученную в результате использования вещи, собственником вещи, независимо от того, кто использовал данную вещь (ст. 136 ГК РФ)4;

5. Приобретение права собственности путем сбора общедоступных вещей (ст. 221 ГК РФ)5;

6. Приобретение права собственности на основании заключенного сторонами гражданско-правового договора (ст. 223 ГК РФ)6.

Как показывает анализ приведенных норм, редакция ст. 136 и ст. 226 ГК РФ не закрепляет переход право собственности на отходы производства и иные отходы к собственнику вещи, использование которой привело к образо-

1 О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

ванию указанных отходов. Гражданский кодекс предусматривает только случаи приобретения права собственности на брошенные собственником отходы производства и иные отходы, а также на извлеченную из первоначальной вещи продукцию. При этом, толкование понятия «отходы производства и иные отходы», применительно к ст. 136 ГК РФ, приходится истолковывать в понятии «продукция», как составляющая совокупности продуктов производства или его результат. Кроме того, в действующем гражданском законодательстве не содержится юридическая привязка права собственности лица на отходы производства и иные отходы, образующихся в повседневной деятельности, к земельному участку, на котором они расположены. Указанная норма содержится в пункте п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, в которой говорится о том, что собственниками отходов производства иных отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за террито-

7

рии, на которых эти отходы находятся .

Таким образом, приоритетной задачей при разрешении вопроса об установлении надлежащего собственника бытовых отходов, является определение закрепления за конкретным лицом земельного участка, на котором они расположены, на определенном вещном или обязательственном праве. Кроме того, данный гражданско-правовой аспект имеет существенное значение при установлении надлежащего субъекта оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Так, в соответствии с вступившими 01.01.2016 в законную силу положениями ФЗ «Об отходах», надлежащим плательщиком указанного сбора устанавливается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющийся собственником бытовых отходов. Основанием для внесения указанных изменений послужило определение судебной коллегии Верховного суда РФ от 04.02.2015 по делу № 301 -КГ14-1670, в соответствии с которым практика внесения вышеуказанной платы контрагентом, с которым заключен договор по сбору, вывозу и захоронению отходов, признана не соответствующей ст. 210 ГК РФ, так как бремя за содержание имущества должен нести собственник последнего8.

7 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. [Электронный ресурс]: Постановление Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст. ГОСТ 30772-2001. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

8 Определение судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда РФ по делу № 301-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, важными гражданско-правовыми аспектами применительно к процедуре заключения государственного или муниципального контракта о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов в соответствии с п. 23 ст. 93 Закона о закупках, будут являться следующие факты:

- право собственности на бытовые отходы не прекращается, вследствие гибели первоначальной вещи;

- определение надлежащего субъекта права собственности на бытовые отходы осуществляться путем определения правового закрепления за государственным или муниципальным заказчиком земельного участка, на котором они расположены, а также с учетом наличия у бытовых отходов индивидуально - определенных признаков вещей, созданных посредством искусственного ограничения их в пространстве (ограничения определенной территории, помещения в мусорные баки или контейнеры). Кроме того, рассматривая имущественную ценность бытовых отходов, как объекта гражданских прав, ни для кого не секрет, что в настоящее время основным из приоритетных направлений, как в отечественном, так и в зарубежном законодательном регулировании является соблюдение норм в сфере природопользования при осуществлении гражданского оборота, сокращение вредного воздействия отходов производства на окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья1. Указанная тенденция будет неизбежно вовлекать хозяйствующих субъектов в деятельность по воспроизводству ресурсов из вторичного сырья, которые, как и иные экономические ресурсы имеет свою денежную ценность и полезность при переработке, могут выступать в качестве товара на рынке.

Анализ действующего гражданского законодательства и научной литературы позволил сформулировать следующие выводы:

- отсутствие нормативного закрепления в Гражданском кодексе РФ отдельного вида гражданско-правового договора - государственного или муниципального контракта об оказании возмездных услуг для государственных или муниципальных нужд;

КГ14-1670 от 04 февраля 2015г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения 06.03.2017).

1 Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

- предмет государственного или муниципального контракта о предоставлении возмездных услуг по вывозу бытовых отходов включает в себя комплекс услуг, предусматривающий транспортировку, передачу на размещение и захоронение (утилизацию) бытовых отходов;

- отношение «отходов производства и иных отходов (в том числе бытовых)» к правовой категории «вещей» в рамках классификации объектов гражданского права, закрепленной в ст. 128 ГК РФ, и распространение на них соответствующего правового режима;

- ограниченность гражданского оборота бытовых отходов, в связи с наличием у государственных или муниципальных заказчиков обязанности по паспортизации бытовых отходов по определенному классу опасности, а у контрагентов обязанности по получению специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ЬГУ категорий опасности;

- возможность участия бытовых отходов в гражданском обороте в качестве объекта права собственности;

- определение надлежащего субъекта права собственности на бытовые отходы осуществляется путем определения правового закрепления за субъектом (на определенном вещном или обязательственном праве) земельного участка, на котором они расположены, а также в случае признания бытовых отходов бесхозяйными, отказа от них собственника, путем применения приобретательной давности, путем сбора общедоступных вещей;

- наличие в государственном или муниципальном контракте условий о переходе права собственности на бытовые отходы, является определяющим при установлении надлежащего плательщика сбора за негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с чем, целесообразным является закрепление в Гражданском кодексе РФ:

правовой конструкции отдельного вида гражданско-правового договора - государственного или муниципального контракта об оказании возмездных услуг для государственных или муниципальных нужд или правовую конструкцию государственного или муниципального контракта как универсального типа договора, имеющего свои разновидности;

- внесение изменений в ст. 136 ГК РФ в части закрепления права собственности на плоды, продукцию (в том числе отходы производства и иные отходы), доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, если иное не

предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений;

- включение в ч. 3 ст. 209 ГК РФ «отходов производства и других отходов» в качестве

объектов гражданских прав, реализация которых предусматривает ограничение в зависимости от возможности нанесения ущерба окружающей среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильев, Г.С. Движимые вещи. - М.: Статут, 2007. - 278 с.

2. Гражданское право: учебник: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева. - М.: РГ-Пресс, 2014. Т. 1. -

802 с.

3. Гришаев, С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав. 2015 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

4. Зинченко, С.А., Лапач, В.А., Шапсугов, Д.Ю. Проблемы объектов гражданских прав. - Ростов -н/Д.: СКАГС, 2001. - 248 с.

5. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Статут, 2011. Т. 1. - 958 с.

6. Синицын, С.А. Вещь как объект гражданских прав: возможные и должные критерии идентификации. 2016 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 06.03.2017).

7. Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. - М.: Проспект, 2015. - 188 с.

8. Шмелева, М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных правоотношений при государственных и муниципальных закупках в РФ: дис. ... канд. юр. наук. - Саратов, 2013. - 280 с.

9. Bearbeitet von Bassenge P., Diederichsen U., Heinrichs H. etc. Palandt Bürgerliches Gesetzbuch. München, 2008. Pp.63. (In Germ.).

10. Morandiere L. J. de la. Droit Civil. Tome 1. Léon, 1956. Pp. 249. (In Fr.).

11. Zerres T. Bürgerliches Recht: Ein einführendes Lehrbuch in das Zivil- und Zivilprozessrecht. Berlin, Heidelberg, New York, London, Paris, Tokyo, Hong Hong, Barcelona, Badapest, Springer, 2000. Pp.17-18. (In Germ.).

12. Wieling H. J. Sachenrecht. Heidelberg, 2007. Рр. 21. (In Germ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.