Научная статья на тему 'Понятие и содержание закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд'

Понятие и содержание закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4719
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / закупка товаров / работ / услуг для государственных и муниципальных нужд / закупка / понятие закупки / содержание закупки / public procurement / procurement of goods / works and services for state and municipal needs / supply / concept of procurement / content of procurement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фархутдинова Юлия Анасовна

В статье анализируется отечественное законодательство и научная литература, посвященная правовому регулированию закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрено понятие закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в качестве экономической и юридической категории, как элемента системы контрактных правоотношений, проведён анализ содержания правоотношений по закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and content of purchases of goods, works, services for state and municipal needs

The article is devoted to the analysis of the domestic legislation and scientific literature devoted to the legal regulation of the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. The article analyzes the concept of procurement of goods, works, services for state and municipal needs as an economic and legal category, as an element of the system of contractual relations, an analysis of the content of legal relations for the procurement of goods, works, services for state and municipal needs.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»

с

<N

%

в в

о о О Рч

Л

н

(D

и

О

а

(D И

в в

t^

5

Si

о

(-

6

& а

(D Н о

и В В н

о о

да

Гражданское право и гражданский процесс

УДК 347.7

Ю. А. Фархутдинова

ФАРХУТДИНОВА, Юлия Анасовна, адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пи-лютова, д. 1. Тел.: 744-87-95. E-mail:[email protected].

FARKHUTDINOVA, Yuliya Anasovna, postgraduate of civil law and civil procedure department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 744-87-95. E-mail: [email protected].

Понятие и содержание закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Concept and content of purchases of goods, works, services for state and municipal needs

В статье анализируется отечественное законодательство и научная литература, посвященная правовому регулированию закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрено понятие закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в качестве экономической и юридической категории, как элемента системы контрактных правоотношений, проведён анализ содержания правоотношений по закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: государственные закупки, закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, закупка, понятие закупки, содержание закупки.

The article is devoted to the analysis of the domestic legislation and scientific literature devoted to the legal regulation of the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. The article analyzes the concept of procurement of goods, works, services for state and municipal needs as an economic and legal category, as an element of the system of contractual relations, an analysis of the content of legal relations for the procurement of goods, works, services for state and municipal needs.

Keywords: public procurement, procurement of goods, works and services for state and municipal needs, supply, concept of procurement, content of procurement.

Течение политических и экономических процессов в России в начале 90-х гг. XX в. предопределило развитие российского законодательства по пути правового регулирования общественных отношений во вновь образующихся сферах экономической деятельности.

В качестве приоритетной области правового регулирования в условиях реформирования социального, экономического и политического устройства жизни общества выступили общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд.

Несмотря на богатейший исторический опыт (как дореволюционный, так и советский, периода нэпа), правовое регулирование процесса осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в России с переходом от централизованной к децентрализованной системе закупок развития развивалась совсем непросто.

Адаптация опыта зарубежных стран к особенностям национальной правовой системы, выработка новых форм и методов регулирования такой важной в макроэкономическом смысле сферы общественных отношений потребовали от законодателя планового реформирования большинства отраслей законодательства. За двадцатилетний путь законодателем проделана гигантская работа по переработке отдельно взятых нормативных правовых и подзаконных актов, регламентирующих осуществление закупок для государственных или муниципальных нужд в отдельных сферах общественных отношений, и созданию

обобщенного системного нормативного правового акта, регулирующего сложную многоуровневую (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) систему общественных отношений по закупкам товаров, работ, услуг, адаптированную к социально-экономическим условиям страны, формирующей условия инновационного развития экономики с применением современных технических и телекоммуникационных средств.

Этим нормативным правовым актом стал Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках) [9].

Реализация указанного федерального закона позволила выстроить систему правоотношений, регулируемую различными по своей природе и отраслевой принадлежности нормами права, позволяющую государству реализовать возложенные на него функции в условиях соблюдения баланса между частными и публичными интересами, обеспечив, при этом основные начала демократического устройства общества и государства, развитие конкурентной и инновационной экономики. Таким образом, исследование правового регулирования сферы общественных отношений по закупкам товаров, работ, услуг является в настоящее время особо актуальным, т.к. напрямую влияет на основы национальной безопасности страны и её дальнейшее социально-экономическое развитие.

Понятие и содержание закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

В

следует начать с законодательного и доктринального понимания термина «закупки».

В действующем законодательстве термин «закупки» используется в различных контекстах, но однозначно определяет правовой способ урегулирования имущественных отношений между различными субъектами.

В ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», под оборотом понимается закупка (в т.ч. импорт), поставка (в т.ч. экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа алкогольной продукции, на которую распространяется действие федерального закона [10]. Анализируя указанное определение, можно сделать вывод, что «закупка», наряду с поставкой, хранением и перевозкой выступает способом удовлетворения имущественных интересов субъектов, облечённым в некую правовую форму, схожую по своим признакам с обязательственными правоотношениями.

В ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» под поставкой материальных ценностей в государственный резерв понимается закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения [11]. В указанном определении законодатель также указывает на обязательственную природу данного термина, при этом рассматривает закупку в качестве элемента сложной структуры обязательственного правоотношения «поставки», в которую входит покупка («закупка») материальных ценностей и (или) их передача контрагенту («отгрузка» или «доставка»).

Действовавший ранее Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не содержал понятия «закупка», а оперировал исключительно понятием «государственный заказ», не раскрывая его содержания. Учёные, в свою очередь, предлагали самые разнообразные толкования данного понятия. Анализируя содержание термина «государственный заказ», К.В. Кичик констатировал, что «под указанным термином авторы, а также законодатель понимают разные явления: "выполнение работ", "правовой акт", "управленческий акт", "контракт", "совокупность контрактов", "документ", "потребность", "государственные нужды", "форму удовлетворения государственных нужд",

"поручение", "задание", "поставку", "определение поставщика", "систему мероприятий", "механизм", "метод управления", "отношения между властью и бизнесом, обществом и государственными органами", "перечень товаров, работ, услуг", "институт реализации Конституции, законов и функций Российского государства" и др.» [2, с. 25]. При этом законодательное определение данного термина непродолжительное время содержалось в ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (в редакции от 1 января 2000 г.) [12]. Согласно указанному определению, под «государственным заказом» понималась «совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счёт средств соответствующего бюджета» [12]. В дальнейшем указанное определение подверглось неоднократной критике и утратило силу с принятием Федерального закона от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ, изложившего ст. 72 БК РФ в новой редакции, которая данного определения уже не содержала. Предметом критики послужила неполнота и неточность содержания данного понятия в связи с тем, что «государственный заказ» представлял собой

«с одной стороны, правовую форму опосредования Т отношений, вытекающих из государственного заказа, и а с другой - частно-правовое средство, используемое О государством при регулирования рыночной экономи- О ки» [1, с.204-205]. к

С вступлением силу Федерального закона от -5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в & сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения & государственных и муниципальных нужд» [9] (далее - б Закон о закупках) понятие «закупка» приобрело совер- р шенно иное по сравнению с ранее содержавшимся в К нормативных правовых актах юридическое значение. §

Согласно ст. 3 Закона о закупках, закупка това- о ра, работы, услуги для обеспечения государственных н или муниципальных нужд представляет собой со- § вокупность действий, осуществляемых заказчиком р в установленном Законом о закупках порядке и на- § правленных на обеспечение государственных или § муниципальных нужд. О

В указанном определении законодатель четко обозначил закупку не как обязательственное право- Д отношение, а как алгоритм действий государственно- р го и муниципального заказчика по закупке товаров, с работ, услуг, с помощью которого удовлетворяются § государственные и муниципальные нужды, что в большей степени соответствуют понятию «прокью- О ремент», принятому в международной практике. (

Представленное разнообразие толкований од- 6 ного и того же термина в отечественном законода- 2 тельстве свидетельствует о несовершенстве право- с вого регулирования, приводящего к коллизиям в 7 правоприменительной практике.

У учёных пока не сложилось единого мнения относительно понятия и содержания данного термина. Анализ научной литературы показал, что подход к определению государственных и муниципальных закупок дифференцирован и неоднозначен. Вызвано это, по мнению автора, прежде всего смешением материального (экономического и юридического) и процессуального содержания данного понятия.

В целях устранения коллизии в понятийном аппарате, в данной работе предложено рассмотрение понятия закупки в качестве экономической категории, юридической категории, а также в качестве элемента действующей в РФ контрактной системы.

Б.В.Салихов, анализируя экономическую природу процесса закупок, рассматривал данную категорию как «основной элемент процесса формирования собственности, выраженный в «присвоении» или «овладевании» тем или иным благом» [8, с. 142].

В современном экономическом словаре содержание термина «государственные закупки» определяется как «часть произведённых в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счёт средств государственного бюджета ... для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия)» [4].

В своём исследовании, посвящённом государственно-частному партнёрству в отечественной системе контрактных правоотношений, А.П. Филиппов рассматривает «государственные закупки» как «институт государственного регулирования рыночной экономики», отмечая при этом, что «экономический рост в масштабах страны возможен только при соблюдении определённых пропорций в производстве и распределении общественного продукта между отраслями и регионами. Только развитые институты государственного регулирования дают возможность решения таких задач, как снижение

Гражданское право и гражданский процесс

уровня издержек производства, снижение рентабельности, сокращение времени оборота капитала. ^ Одним из таких институтов является система государственных закупок» [7, с. 12-13]. ^ И.И. Смотрицкая рассматривает данный тер-

^ мин в качестве формы удовлетворения потребностей к государства [6, с. 19].

у Таким образом, экономическая категория «за-

£ купки» для государственных нужд и муниципальных нужд может рассматриваться как основной элемент рд процесса формирования собственности, выражен-§ ный в «присвоении» или «овладевании» тем или ^ иным благом, как совокупность государственных или н муниципальных потребностей, формирующих спрос си и предложение на рынке, а также как государствен-ер ный институт управления рыночной экономикой. ив С точки зрения юриспруденции, под закупкой ^ товаров, работ, услуг для государственных и муни-ог ципальных нужд понимаются прежде всего правоот-ок ношения, т.е. общественные отношения, урегулиро-й ванные нормами права. Для полной характеристики ^ любого правоотношения необходимо: установить а основания его возникновения, изменения и пре-£ кращения; выявить его содержание; определить его С субъектный состав и показать, что является его объектом [5, с. 110]. ан Основаниями возникновения, изменения и ^ прекращения правоотношений в любых правовых ик сферах являются юридические факты.

В целях установления юридических фактов, с се которыми связывают возникновение, изменение и ® прекращение правоотношений по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прежде всего необходимо установить содержание самой процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2, 3 ст. 3 Закона о закупках, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке государственным или муниципальным заказчиком, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

К указанным действиям поставщика (подрядчика, исполнителя) относятся:

1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в свою очередь, представляет собой совокупность следующих последовательных действий:

1) Размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Содержание данной стадии закупки представляет собой субъективную обязанность заказчика по размещению в Единой информационной сети в установленный Законом о закупках срок извещения или приглашения принять участие в закупке. К исключительным случаям, когда размещение извещения или приглашение о принятии участие в закупке не требуется, Закон о закупках относит закупку у единственного поставщика.

Указанной обязанности государственного или муниципального заказчика корреспондирует субъективное право участника закупки принять в ней участие и направить государственному или муниципальному заказчику заявку, свидетельствующей о желании участника принять участие в закупке.

При этом в случае осуществления закупки у единственного поставщика необходимость направления участниками закупки заявки о намерении заключить государственный и муниципальных контракт

действующим законодательством не предусмотрена.

Анализ норм Закона о закупках выявил, что независимо от способа определения поставщика, решение о принятии участия в процедуре закупки является субъективным правом поставщика, подрядчика, исполнителя.

2) Осуществление процедуры закупки (в случае проведения конкурентных способов закупки).

К конкурентным способам определения поставщика (подрядчиком, исполнителем) законодатель относит: конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); аукцион (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос котировок; запрос предложений.

Содержание данной стадии закупки представляет собой субъективную обязанность заказчика по проведению в установленном Законом о закупках порядке процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя, которой корреспондирует субъективное право участника принять участие в процедуре определения поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с условиями закупочной документации

2. Заключение государственного и муниципального контракта на поставку товаров (работ, услуг);

Содержанием данной стадии закупки являются субъективная обязанность заказчика заключить государственный или муниципальный контракт в соответствии с условиями закупочной документации и информации, содержащейся в приглашении принять участие в закупке (извещении).

Для поставщика, подрядчика, исполнителя заключение государственного или муниципального контракта может являться как его субъективной обязанностью (в случае заключения контракта по результатом проведения конкурентных закупок), в связи с наличием в Законе о закупках возможности заказчика по возмещению вреда, причиненного уклонением участника закупки от заключения контракта, что свидетельствует о наличии признаков внедоговорного обязательства, так и субъективным правом поставщика, подрядчика, исполнителя (в случае закупки у единственного поставщика).

3. Исполнение государственного и муниципального контракта на поставку товаров (работ, услуг).

Содержанием данной стадии закупки является субъективное право заказчиков и поставщика требовать исполнения контрактного обязательства, которой корреспондирует субъективная обязанность сторон по его исполнению.

В соответствии требованиями Закона о закупках, исполнение контракта со стороны заказчика представляет собой следующий комплекс мероприятий, реализуемых после заключения контракта:

1) проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги на предмет их соответствия условиям контракта;

Экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется заказчиком своими силами или путём привлечения независимых экспертов или экспертных организаций.

2) осуществление приёмки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), в сроки, установленные контрактом.

Приёмка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги оформляется документом о приёмке (акт приёма поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг). Подписание

документа о приёмке может осуществляться единолично заказчиком, а в случае создания приёмочной комиссии - членами приёмочной комиссии с последующим утверждением у заказчика.

В случае отказа от приёмки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги заказчиком в адрес поставщика, подрядчика, исполнителя в письменной форме направляется мотивированный отказ от подписания данного документа;

3) оплата поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта);

4) осуществление взаимодействия заказчика с поставщиком, подрядчиком, исполнителем при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках;

5) осуществление претензионной работы, в целях досудебного урегулирования спора;

6) применения мер ответственности в соответствии с условиями контракта в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

На основании приведённого анализа содержания правоотношений в сфере закупок можно сказать, что объектом закупок для государственных и муниципальных нужд выступают правоотношения, складывающиеся между субъектами закупочной деятельности в ходе определения поставщика, подрядчика, исполнителя; заключения, исполнения, изменения и расторжения государственного и муниципального контракта.

Целью закупочной деятельности является удовлетворение государственных и муниципальных нужд, которые представляют собой: «удовлетворяемые за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления целей, задач, функций и полномочий государственных, муниципальных и иных заказчиков» [3, с. 23].

В качестве субъектов правоотношений по закупкам товаров, работ, услуг, в соответствии с п. 5 ст. 3. Закона о закупках, выступают:

1. Государственные заказчики:

- государственные органы (в т.ч. органы исполнительной власти),

- органы управления государственным внебюджетным фондом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- государственные казённые учреждения, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

- государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

- государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

2. Муниципальные заказчики:

- муниципальные органы;

- муниципальные казённые учреждение, действующие от имени муниципального образования.

3. Иные заказчики, реализующие полномочия по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках:

- бюджетные и автономные учреждения,

- государственное и муниципальное унитарные предприятия.

Реализация полномочий государственного или муниципального заказчика предусматривает соблюдение следующих условий:

а) государственные или муниципальные заказчики должны быть распорядителями бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ и принимать бюджетные обязательства от имени РФ, субъекта РФ или от имени муниципального образования;

б) в компетенцию государственных и муници- & пальных заказчиков должны входить полномочия по § осуществлению закупок. §

4. Участники закупки (поставщики, подрядчи- О ки, исполнители): О

- любое юридическое лицо независимо от его К организационно-правовой формы, формы собствен- П ности, места нахождения и места происхождения & капитала (за исключением юридических лиц, зареги- р стрированных в оффшорной зоне. В данный список в у настоящий момент входит 41 государство) [13]. §

- или любое физическое лицо, в т.ч. зарегистри- к рованное в качестве индивидуального предпринима- § теля.

5. Иные участники закупок: и

- специализированная организация - юриди- и ческое лицо, привлекаемое заказчиком для выполне- с ния отдельных функций заказчика по определению § поставщика, подрядчика, исполнителя, при проведе- § нии конкурса или аукциона; О

- эксперт, экспертная организация - привлека- В емые заказчиком или участником закупки на основе О договора физическое лицо, в т.ч. индивидуальный р предприниматель, обладающее специальными по- с знаниями, опытом, квалификацией в области науки, и техники, искусства или ремесла, юридическое лицо, работники которого обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, ( техники, искусства или ремесла, в целях изучения и 6 оценки предмета экспертизы, подготовки эксперт- 2 ных заключений по поставленным заказчиком или с участником закупки вопросам.

6. Контрольные органы в сфере закупок - федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления, уполномоченные контролировать сферу закупок.

Условно контрольные органы в сфере закупок можно подразделить на три группы в зависимости от выполняемых функций:

1) Управление Федеральной антимонопольной службы России (далее - УФАС России) является федеральном органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные (надзорные) функции в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Помимо контрольных (надзорных) функций в сфере закупок, УФАС России также является уполномоченным органом по осуществлению контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и применению закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [14].

2) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов России, органы финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований (п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ [12], ч. 8 ст. 99 Закона о закупках, п. 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 [15]).

3) Казначейство России, региональные и муниципальные финансовые органы, которые выполняют функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, а также органы управления государственными внебюджетными фондами (ч. 5 ст. 99, ч. 3 ст. 114 Закона о закупках).

Таким образом, понятие «закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» в юридическом его понимании, представляет собой урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся между субъектами закупочной деятельности (государственными и муниципальными

Гражданское право и гражданский процесс

заказчиками, иными заказчиками, участниками заку- ципального контракта; 4) исполнение, изменение,

пок (поставщиками, подрядчиками, исполнителями), расторжение государственного или муниципального

иными участниками закупок (специализированными контракта; 5) мониторинг закупок; 6) аудит закупок;

организациями, экспертами и экспертными органи- 7) контроль за соблюдением законодательства РФ и

^ зациями), контрольными органами), по определению иных НПА о контрактной системе в сфере закупок. ^ поставщика, подрядчика, исполнителя, заключению, Таким образом, закупка товаров, работ, услуг как

к исполнению, изменению и расторжению государ- элемент системы контрактных правоотношений вклю-

^ ственного и муниципального контракта в целях по- чает в себя правоотношения, реализующиеся в процес-

£ ставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для се определения поставщика, подрядчика, исполните-

!_, обеспечения государственных и муниципальных нужд. ля, заключения, исполнения, изменения, расторжения

рд Как было отмечено ранее, правоотношения, государственного и муниципального контракта.

§ складывающиеся в сфере закупки товаров, работ, ус- Подводя итог, можно сказать, что дифферен-

^ луг для обеспечения государственных и муниципаль- цированный подход к определению государствен-

н ных нужд можно также рассматривать в качестве ных и муниципальных закупок вызван прежде всего

с

CN

системного элемента контрактных правоотношений. смешением материального (экономического и юри-

& Контрактные правоотношения, складывающие- дического) и процессуального содержания данного

в ся в сфере государственных и муниципальных заку- понятия. Несмотря на многогранность и дифферен-

^ пок, представляют собой целостную правовую систе- цированность содержащегося в законодательстве и 8

огк

с г

^ трактных правоотношений (согласно ч. 1 ст. 3 Закона почной деятельности по определению поставщика,

а о закупках) входят следующие группы общественных подрядчика, исполнителя и заключению, исполне-е

му, состоящую из совокупности элементов, которые научной литературе значения исследуемого понятия, неразрывно связаны и взаимообусловлены между со- законодатель в действующем Законе о закупках по-бой. В предмет (сферу) правового регулирования кон- нимает под ним алгоритм действий субъектов заку-

н отношений, выделяемые законодателем как элемен- нию, изменению и расторжению государственного

ты контрактной системы: 1) планирование закупок; и муниципального контракта в целях поставки това-

2) определение поставщиков, подрядчиков, испол- ров, выполнения работ, оказания услуг для обеспече-

нителей; 3) заключение государственного или муни- ния государственных и муниципальных нужд.

s

g Список литературы

^ 1. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые

PQ проблемы. - М., 2005. - 320 с.

2. Кичик, К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения : монография. - М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с.

3. Малыхина, Е. А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансового регулирования : монография / под ред. Е. В. Пока-чаловой. - М.: Юрлитинформ, 2016. - 184 с.

4. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь / 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2011. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения 06.03.2017).

5. Российское гражданское право : учебник: В 2 т. - Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / отв. ред. Е.А. Суханов; 2-е изд., стереотип. - М.: Статут, 2011. - 960 с.

6. Смотрицкая, И. И. Экономика государственных закупок / Рос. акад. наук, Ин-т экономики. - М.: URSS Либроком, 2009. - 226 с.

7. Филиппов, А. П. Государственно-частное партнёрство в отечественной системе контрактных правоотношений : монография. - М.: ИРЭИ, 2014. - 220 с.

8. Экономическая теория : учебник / Б. В. Салихов; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 724 с.

9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 06.03.2017).

10. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции : федер. закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 06.03.2017).

11. О государственном материальном резерве : федер. закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 06.03.2017).

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 06.03.2017).

13. Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) : приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 06.03.2017).

14. Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 06.03.2017).

15. О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере : постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 06.03.2017).

© Фархутдинова Ю. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.