Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ДЕЙСТВИЯМИ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА'

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ДЕЙСТВИЯМИ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / COMPENSATION FOR HARM / STATE BODIES / OFFICIALS / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звонарёв А. А.

В статье исследуется процесс возмещения вреда, причиненного действиями (бездействием) органов публичной власти, а также их должностных лиц, на основании постановлений Европейского Суда по правам человека, изучаются виды компенсаций, присуждаемых заявителям на основании постановлений ЕСПЧ, анализируется процедура исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Звонарёв А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBLIGATIONS ON COMPENSATION OF HARM, CAUSED BY ACTIONS (INACTION) OF STATE BODIES AND BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT, AS WELL AS THEIR OFFICIALS, ARISING ON THE BASIS OF REGULATIONS THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

The article studies the process of compensation for damages caused by actions of state and local bodies, and their officials, on the basis of judgments of the European Court of human rights, examines the types of compensation awarded to applicants on the basis of judgments of the ECHR, analyzes the procedure for the implementation of judgments of the European Court of human rights

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ДЕЙСТВИЯМИ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

Q© ПРАВА ЧЕЛОВЕКА f?D

ЗВОНАРЁВ А.А.,

аспирант кафедры гражданского права ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

УДК 34.03 ББК 67.4

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ДЕЙСТВИЯМИ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В статье исследуется процесс возмещения вреда, причиненного действиями (бездействием) органов публичной власти, а также их должностных лиц, на основании постановлений Европейского Суда по правам человека, изучаются виды компенсаций, присуждаемых заявителям на основании постановлений ЕСПЧ, анализируется процедура исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека.

Ключевые слова: возмещение вреда, государственные органы, должностные лица, Европейский Суд по правам человека.

ZVONAREVA. A,

post-graduate of Civil Law Department of the Russian state University of justice

OBLIGATIONS ON COMPENSATION OF HARM, CAUSED BY ACTIONS (INACTION) OF STATE BODIES AND BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT, AS WELL AS THEIR OFFICIALS, ARISING ON THE BASIS OF REGULATIONS THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Annotation. The article studies the process of compensation for damages caused by actions of state and local bodies, and their officials, on the basis of judgments of the European Court of human rights, examines the types of compensation awarded to applicants on the basis of judgments of the ECHR, analyzes the procedure for the implementation of judgments of the European Court of human rights.

Key words: compensation for harm, state bodies, officials, European Court of human rights.

В процессе осуществления государственного управления имеют место случаи причинения вреда гражданам и юридическим лицам в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органов публичной власти).

Действующим российским законодательством предусмотрен механизм возмещения подобного вреда.

В ст. 53 Конституции РФ провозглашается принцип возмещения вреда гражданам, который был причинен органами публичной власти в результате их незаконных действий или бездействия.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

Статья 16 ГК РФ закрепляет принцип, провозглашенный в Конституции РФ, устанавливая обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) их органов, а также должностных лиц. Кроме того, ст. 16.1 ГК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменении в главы 1, 2, 3, 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [12], закреплены обязательства публичных образований по компенсации вреда, причиненного правомерными действиями их органов и должностных лиц.

Для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов публичной власти, требуется признание указанных действий (бездействия) незаконными, которое может быть произведено в административном либо в судебном порядке. Компенсация вреда, причиненного правомерными действиями органов публичной власти, может осуществляться как в добровольном, так и в судебном порядке.

В ряде случаев обращение к действующему механизму возмещения вреда, причиненного действиями (бездействием) органов публичной власти, а также их должностных лиц, предусмотренному российским законодательством, не всегда позволяет восстановить права и законные интересы пострадавших.

В подобных случаях пострадавший имеет возможность обратиться в наднациональный судебный орган - Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд), созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) [2]. На Европейский Суд возлагается функция по осуществлению проверки выполнения государствами-участниками положений Конвенции и Протоколов к ней путем рассмотрения жалоб пострадавших лиц.

Российская Федерация, став участником Конвенции, возложила на себя обязательства по соблюдению ее положений и исполнению решений Европейского Суда, в том числе по возмещению вреда, причиненного действиями (бездействием) органов публичной власти.

Следует отметить, что вред, причиненный гражданам и юридическим лицам действиями (бездействием) органов публичной власти, подлежит возмещению на основании постановлений Европейского Суда только в том случае, если указанными действиями были нарушены права, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней. Если при рассмотрении жалобы заявителя не будет установлено подобного нарушения, то в возмещении вреда будет отказано.

В результате рассмотрения жалоб Европейский Суд выносит постановления, в которых делает вывод о наличии нарушений государством-ответчиком прав, закрепленных Конвенцией или Протоколами к ней. При этом в постановлениях Суда используется именно термин «нарушение», а не «правонарушение», поскольку действия, являющиеся нарушением Конвенции или Протоколов к ней, в ряде случаев могут не рассматриваться как правонарушения с позиции национального законодательства [8, с. 37].

В случае установления нарушения государством-ответчиком прав заявителя Европейский

Суд может обязать его предпринять меры индивидуального или общего характера либо компенсировать пострадавшему лицу материальный и нематериальный вред, а также возместить судебные и иные издержки, которые в совокупности представляют собой справедливую компенсацию [1]. При этом в случае несвоевременного исполнения обязанности государства-ответчика по выплате сумм справедливой компенсации у него возникнет обязанность по выплате процентов.

Определение размера справедливой компенсации происходит с учетом обстоятельств каждого дела. Для обеспечения единообразия присуждаемых сумм, в особенности сумм морального вреда, в Европейском Суде создан специальный отдел, который занимается тем, что дает рекомендации по поводу размера компенсации с учетом размеров компенсаций по аналогичным делам и разрабатывает таблицы, устанавливающие порядок расчета компенсации по каждой статьей Конвенции [4, с. 206]. В суммы справедливой компенсации, которые в итоге присуждаются по каждой статье, вносятся также поправки согласно корректировочным таблицам с учетом уровня жизни в соответствующей стране. Например, суммы компенсаций по жалобам против Швейцарии или Франции будут значительно больше сумм компенсаций по жалобам в отношении менее богатых стран, таких как Болгария или Россия.

Установление нарушения Конвенции или Протоколов к ней приводит к появлению у государства-ответчика юридического обязательства не просто выплатить пострадавшим лицам суммы справедливой компенсации, но и принять на внутригосударственном уровне меры общего или индивидуального характера для прекращения, установленного Европейским Судом нарушения, а также устранения его последствий. Таким образом, задачей присуждения справедливой компенсации является исключительно возмещение ущерба пострадавшим лицам, поскольку возникший ущерб есть следствие нарушения, которое невозможно устранить каким-либо иным способом.

Следует отметить, что Европейский Суд не станет присуждать компенсацию по собственной инициативе, если подобное требование не было заявлено, либо если заявитель обратился с подобным требованием после истечения установленных сроков.

В качестве компенсации Европейский Суд может обязать государство-ответчика возместить материальный и нематериальный ущерб, а также понесенные заявителем судебные расходы и издержки.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

Под материальным ущербом понимаются убытки материального характера, которые непосредственно возникли в результате установленного нарушения Конвенции или Протоколов к ней. К ним могут быть отнесены потеря заработка, уменьшение стоимости имущества, начисленные штрафы и пени, а также недополученные суммы компенсации за изъятое имущество, если предоставленная пострадавшим лицам компенсация была явно несоразмерна изъятому имуществу.

Для возмещения материального ущерба заявителю следует доказать причинно-следственную связь между нарушением Конвенции или Протоколов к ней и заявленным материальным ущербом. Подобную связь достаточно несложно установить в случае изъятия или уничтожения имущества, но гораздо сложнее в случае иных нарушений Конвенции или Протоколов к ней.

При разрешении вопроса о размере компенсации Европейский Суд в первую очередь устанавливает, возможно ли восстановление прав пострадавшего лица в первоначальное положение. Если это невозможно либо внутригосударственное право предусматривает лишь частичное возмещение ущерба, то Суд рассматривает вопрос о присуждении справедливой компенсации.

При определении размера компенсации материального ущерба Европейский Суд предоставляет возможность сторонам прийти к согласию по поводу размера ущерба, а также мирно урегулировать спор. Если стороны не могут прийти к согласию ни по одному из указанных вопросов, то Европейский Суд может обратиться к независимому эксперту для определения размера материального ущерба и на основании экспертного заключения присудить справедливую компенсацию.

Кроме компенсации материального ущерба Европейским Судом в пользу заявителя может быть присуждена и компенсация нематериального ущерба (морального вреда). Данный вид компенсации присуждается пострадавшему лицу, когда нарушение Конвенции или Протоколов к ней повлекло причинение боли и страданий, а также явилось причиной мучений либо неудобств. Размер подобной компенсации обычно соразмерен серьезности нарушений и степени их воздействия на пострадавшее лицо.

При вынесении решения Европейский Суд может указать, что само по себе установление факта нарушения Конвенции или Протоколов к ней может являться достаточной справедливой компенсацией и обязать государство-ответчика возместить заявителю только судебные расходы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

и издержки, понесенные при рассмотрении спора в Европейском Суде.

Для возмещения судебных расходов и издержек заявитель обязан представить документы, подтверждающие указанные расходы и издержки, а также их связь с рассматриваемым делом.

К судебным расходам и издержкам могут быть отнесены расходы на представителя, почтовые расходы, расходы на перевод и ксерокопирование документов, а также расходы на проведение экспертиз по делу, рассматриваемому в Европейском Суде. Помимо этого Суд может присудить заявителю компенсацию судебных расходов и издержек, понесенных при рассмотрении дела внутригосударственными судами, если заявителем будут представлены надлежащие доказательства того, что соответствующее разбирательство было направлено на предотвращение предполагаемого нарушения Конвенции или Протоколов к ней или устранение его последствий [4, с. 210].

Отдельно следует обратить внимание на процедуру вынесения в отношении государства пилотных постановлений по делам, в рамках которых были установлены структурные или системные проблемы государства, приводящие к нарушению Конвенции и Протоколов к ней. Причиной указанных проблем являются недостатки внутригосударственного законодательства или практики его применения [7, с. 39].

Указанные проблемы носят длящийся характер и затрагивают права и законные интересы широкого круга лиц, что приводит к появлению так называемых клоновых дел, в которых имеются однородные нарушения Конвенции и Протоколов к ней.

При вынесении пилотного постановления Европейский Суд определяет характер указанных проблем, а также дает рекомендации по разрешению сложившейся ситуации [5].

При этом Европейским Судом может быть отложено как решение вопроса о выплате компенсаций по подобным делам, так и рассмотрение всех аналогичных жалоб до принятия государством-ответчиком мер индивидуального или общего характера, рекомендованных Европейским Судом в пилотном постановлении.

Указанные меры могут заключаться в разработке или изменении законодательства государства либо приведении национальной судебной практики в соответствие с положениями Конвенции и Протоколов к ней. Кроме того, государство может предпринять ряд мер практического характера, например увеличить количество судов, реконструировать или построить новые места заключения, решить бюджетные

вопросы для осуществления компенсационных выплат и др. [3, с. 62].

Примером осуществления подобных мер в Российской Федерации является Федеральный закон от 30.04.2010 г. № 68-Ф3 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» [11], который был принят в целях предотвращения многочисленных нарушений права граждан и юридических лиц на справедливое судебное разбирательство.

Иными словами, на основании пилотных постановлений Европейского Суда у государства возникает обязанность по созданию либо совершенствованию механизма, который позволит предотвратить нарушение прав граждан и юридических лиц или в должной мере восстановить нарушенные права, либо компенсировать причиненный вред на внутригосударственном уровне без обращения в Европейский Суд.

Осуществление мер подобного масштаба требует от государства вложения значительного количества ресурсов, в связи с чем исполнение пилотных постановлений Европейского Суда может занимать достаточно продолжительный промежуток времени либо быть практически невозможно в краткосрочной перспективе.

Отстаивает интересы Российской Федерации в Европейском Суде Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека (далее - Уполномоченный) [10], на которого помимо этого возлагается функция по содействию органам публичной власти при исполнении ими постановлений Европейского Суда.

При вынесении Европейским Судом постановления о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции и Протоколов к ней Уполномоченный передает информацию об этом в органы публичной власти, которые в течение одного месяца принимают необходимые меры, направленные на устранение допущенных нарушений положений Конвенции и Протоколов.

Если на основании постановления Европейского Суда заявителю присуждена компенсация за причиненный нарушением Конвенции и Протоколов к ней вред, то на Уполномоченного возлагается обязанность по оформлению и передаче в органы публичной власти документов, необходимых для осуществления указанной выплаты, которую соответствующие органы обязаны осуществить в течение 15 дней с момента получения документов.

Вместе с тем постановления Европейского Суда подлежат исполнению только в случае их

соответствия Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу.

Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 г. № 7-ФК3 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"» [13] к компетенции Конституционного Суда РФ отнесено разрешение вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией РФ решений Европейского Суда, если оно противоречит основам конституционного строя и установленному Конституцией РФ правовому регулированию прав и свобод человека и гражданина.

По результатам рассмотрения дела Конституционным Судом РФ принимается постановление о возможности либо невозможности исполнения в целом или в части указанного решения Европейского Суда.

В случае признания Конституционным Судом РФ невозможности исполнения в целом или в части указанного решения какие-либо действия по его исполнению не могут осуществляться.

Таким образом, обязательства по возмещению вреда, причиненного действиями (бездействием) органов публичной власти, могут возникать на основании норм не только российского законодательства, но и международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются частью ее правовой системы.

В рамках статьи было установлено, что в тех случаях, когда пострадавшему лицу не удается восстановить права, которые были нарушены действиями (бездействием) органов публичной власти, в рамках национальной судебной системы, у пострадавшего лица имеется возможность добиться справедливости в Европейском Суде по правам человека, что является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц. Между тем на этапе исполнения постановлений Европейского Суда у заявителя может возникнуть ряд проблем, поскольку механизм их исполнения недостаточно разработан. В этой связи в научных кругах ученых-юристов неоднократно предлагалось законодательно установить процедуру исполнения постановлений Европейского Суда в специальном нормативном правовом акте, что позволит в упрощенном порядке производить исполнение постановлений Европейского Суда [6, с. 52, 53; 9, с. 165, 166]. С учетом сложившейся ситуации данное предложение является более чем оправданным и обоснованным.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

Список литературы:

[1] Булгаков С.Н. Европейский Суд по правам человека (подготовлен для системы «Кон-сультантПлюс», 2018) // СПС «Консультант-Плюс».

[2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс».

[3] Кузнецов Д.А. Исполнение решений Европейского Суда по правам человека: правовые основы и некоторые тенденции // Судья. 2017. № 12. С. 59 - 64.

[4] Право Европейской конвенции по правам человека / Харрис, О'Бойл и Уорбрик; пер. с англ. В.А. Власихин и др.: науч. изд. М.: Развитие правовых систем, 2016. - 1432 с.

[5] Регламент (Правила процедуры) Европейского Суда по правам человека (принят в г. Страсбурге 04.11.1998 г.) (с изм. и доп. от 16.01.2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Рехтина И.В. Изменение порядка исполнения актов Европейского Суда в связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П // Российский судья. 2017. № 6. С. 50 - 53.

[7] Северухин В.А. К понятию и содержанию «системных или структурных проблем» в Российской Федерации // Вестник МГПУ. Сер. «Юридические науки». 2013. № 2 (12). С. 35 - 41.

[8] Северухин В.А. Российская государственность: современные проблемы и перспективы (правовые аспекты): монография. М.: МГПУ, 2016. - 116 с.

[9] Сильченко И.О. Исполнение решений Европейского Суда // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». 2014. № 3(40). С. 163 - 166.

[10] Указ Президента РФ от 29.03.1998 г. № 310 (в ред. от 25.07.2014 г.) «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

[11] Федеральный закон от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменении в главы 1, 2, 3, 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[13] Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

Spisok literatury:

[1] Bulgakov S.N. Evropejskij Sud po pravam cheloveka (podgotovlen dlya sistemy «Konsul'tantPlyus», 2018) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[2] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950 g.) (s izm. ot 13.05.2004 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Kuznecov D.A. Ispolnenie reshenij Evropejskogo Suda po pravam cheloveka: pravovye osnovy i nekotorye tendencii // Sud'ya. 2017. № 12. S. 59 - 64.

[4] Pravo Evropejskoj konvencii po pravam cheloveka / Harris, O'Bojl i Uorbrik; per. s angl. V.A. Vlasihin i dr.: nauch. izd. M.: Razvitie pravovyh sistem, 2016. - 1432 s.

[5] Reglament (Pravila procedury) Evrope-jskogo Suda po pravam cheloveka (pri-nyat v g. Strasburge 04.11.1998 g.) (s izm. i dop. ot 16.01.2012 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Rekhtina I.V. Izmenenie poryadka ispol-neniya aktov Evropejskogo Suda v svyazi s prin-yatiem postanovleniya Konstitucionnogo Suda RF ot 14 iyulya 2015 g. № 21-P // Rossijskij sud'ya. 2017. № 6. S. 50 - 53.

[7] Severuhin V.A. K ponyatiyu i soder-zhaniyu «sistemnyh ili strukturnyh pro-blem» v Rossijskoj Federacii // Vestnik MGPU. Ser. «Yuridicheskie nauki». 2013. № 2 (12). S. 35 - 41.

[8] Severuhin V.A. Rossijskaya gosudarst-vennost': sovremennye problemy i per-spektivy (pravovye aspekty): monografiya. M.: MGPU, 2016. - 116 s.

[9] Sil'chenko I.O. Ispolnenie reshenij Evropejskogo Suda // Vestnik Omskogo un-ta. Ser. «Pravo». 2014. № 3(40). S. 163 - 166.

[10] Ukaz Prezidenta RF ot 29.03.1998 g. № 310 (v red. ot 25.07.2014 g.) «Ob Upol-nomochen-nom Rossijskoj Federacii pri Evropejskom Sude po pravam cheloveka - zamestitele Ministra yusticii Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[11] Federal'nyj zakon ot 30.04.2010 g. № 68-FZ «O kompensacii za narushenie prava na sudoproizvodstvo v razumnyj srok ili prava na ispolnenie sudebnogo akta v razumnyj srok» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[12] Federal'nyj zakon ot 30.12.2012 g. № 302-FZ «O vnesenii izmenenii v glavy 1, 2, 3, 4 chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[13] Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 14.12.2015 g. № 7-FKZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj konstitucionnyj zakon «O Konstitucionnom Sude Rossij-skoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.