9.4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Курбанова Асият Сафаудиновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения управления Место работы: Институт государственного управления и права ГУУ
Аннотация: Статья посвящена противоречию отдельных положений закона об образовании конституционным нормам. В статье анализируются нормы конституционного, семейного, образовательного законодательства регламентирующие обязательный уровень образования. Рассматривается целесообразность законодательного установления обязанности получения среднего общего образования несовершеннолетними и круга лиц, ответственных за неисполнение этой обязанности. Исследования помогут устранить коллизию норм, установить и дифференцировать ответственность родителей за неисполнение обязанности получения общего образования
Ключевые слова: основное общее образование; среднее общее образование; ответственность родителей; обязательность образования.
THE MANDATORY LEVEL OF EDUCATION IN RUSSIA
Kurbanova Aseeyat S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Legal Support Management Place of employment: Institute of Public Administration and Law SUM (State University of Management).
Abstract: The article devoted to the contradiction of certain provisions about education of the constitutional standards. The article analyzes the norms of constitutional, domestic and educational legislations and regulates required level of education. It is considering expediency of legislative establishment of the duty in getting secondary education for underage students and range of people responsible for the not fulfilling of this obligation. Research will help to resolve the collision of norms, establish and differentiate the liability of parents for failure of responsibilities to obtain general education
Keywords: general education; secondary education; parental responsibilities; compulsory education.
Многочисленные направления профессий в развитом обществе являются предпосылкой для создания стабильной и в то же время динамичной правовой и организационной основы в сфере образования. Ранее многочисленные законодательные и подзаконные акты федерального, регионального и местного уровня, ведомственные инструкции и положения, регулирующие образовательные отношения, запутывали единое понимание определённых проблем. Право на образование - это основное право человека, которое нашло свое регулирование как в национальном законодательстве; в Конституции РФ (ст.43), в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее закон об образовании), так и в международно-правовых актах, таких как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 13, 14), Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ст. 28, 29) и др.
Новый закон об образовании отличается от старого закона об образовании своей структурой, содержанием, вмещающей в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования; регулирует особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными, лицами с ограниченными возможностями здоровья. При всей своей безукоризненности, закон об образовании» нарушает некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования, предусмотренные Конституцией РФ.
На основании части 5 статьи 66 закона об образовании начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования приме-
нительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Однако, в части 4 статьи 43 Конституции РФ предписано, что только основное общее образование является обязательным и обеспечивают его получение родители или лица, их заменяющие.
Указанное обстоятельство требует пояснения потому, как, это обязанность возлагается на родителей или на лиц, их заменяющих соответственно именно родители будут нести уголовную (ст. 156 УК РФ), административную (ст. 5.35 КоАП РФ) или семейную ответственность (ст.73 СК) за неисполнение этой обязанности. Здесь необходимо уточнить условия реализации ответственности родителей или лиц, их заменяющих, с учётом возложенных дополнительных обязанностей по получению еще одного уровня образования.
Конституционная обязанность родителей в сфере образования регулируется также статьей 44 закона об образовании. Так, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. В норме отсутствует уточнение, какое общее - основное общее или среднее общее, обязаны обеспечить родители.
Данная обязанность родителей подкрепляется еще частью 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ), где указано, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Несмотря на то, что снова отсутствует уточнение о том какое образование основное общее или среднее общее обязаны обеспечить родители. Здесь же (в статье 63 СК РФ) указывается, что родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Обратим внимание, что в рассматриваемую норму семейного законодательства было внесено изме-
Социально-политические науки
2'2017
нение после принятия нового закона об образовании, но до его вступления в силу. Предполагаем, что иначе норма бы ему противоречила. Однако ранее это норма более четко детализировала положение Конституции РФ, так как содержала в себе следующее: «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования». Анализируя эти нормы, регулирующие одинаковые общественные отношения можно сделать вывод, что эти нормы не дополняют друг друга, а запутывают единое восприятие одинаковых образовательных отношений1.
Здесь мы видим не только горизонтальную конкуренцию общей (ч.2 ст. 63 СК РФ) и специальной нормы (ст.44 закона об образовании), но и противоречие Конституции РФ. Указанная иерархическая коллизия между Конституцией РФ (ч.4.ст.43) и законом об образовании (ст.44, ст.66) посредствам возложения на родителей дополнительной обязанности распространяется и на СК, УК, КоАП РФ и на различные подзаконные акты.
Известно, что без согласия родителей несовершеннолетний, достигший возраста 15 лет, не может покинуть образовательную организацию, т.е. прекратить обучение непосредственно в образовательной организации. Конечно, здесь недостаточно только согласия родителей. Для этого требуется согласие еще органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Если несовершеннолетний оставил образовательную организацию с согласия вышеназванных лиц, то это не означает, что на него уже не распространяется часть 5 статьи 66 закона об образовании. Условие обязательности образования сохраняется, родители (законные представители) несовершеннолетнего совместно с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав обязаны принять все меры для продолжения несовершеннолетним получения общего образования в другой форме в максимальный срок равный одному месяцу. Данная ситуация подробно разъяснена в письме Министерства образования и науки России в отношении лиц, не прошедших ГИА. То есть в ситуации, когда обучающийся не прошел ГИА, поскольку по условиям он обязан освоить образовательные программы основного общего образования, он может продолжить обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне этой организации, в форме семейного образования2.
Законодательное установление обязанности получения общего образования несовершеннолетним соответствует возложению исполнения этой обязанности не только на родителей, но и на органы опеки и попечительства, на органы местного самоуправления по контролю за исполнением родителями (законными
1 Федеральный закон от 02.07.2013 №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.07.2013, № 27, ст. 3477.
2 Письмо Минобрнауки России от 24.04.2014 N НТ-443/08 (с
изм. от 06.08.2014) «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» // «Вестник образования России», № 13, июль, 2014.
представителями) обязанности по обеспечению несовершеннолетним получения общего образования, а также на образовательные организации. Так, в соответствии со статьей 63 закона, органы местного самоуправления городского округа, муниципального района обязаны вести учет детей, имеющих право на получение общего образования и проживающих на территории муниципального района, городского округа. Образовательные организации, в свою очередь, обязаны информировать органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления обо всех фактах ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по обеспечению получения несовершеннолетним общего образования. Мы понимаем, что в этих сложных образовательных отношениях, корреспондирующих друг другу свои права и обязанности, присутствует множественность субъектов, соответственно возникают больше и ответственных лиц. Однако, следует понять, что самым ответственным субъектом являются все же родители (лица, их заменяющие), а не обучающийся или другие лица. Самым отрицательным результатом для обучающегося, не получившего обязательный уровень, согласно закону об образовании, среднего общего образования, является только лишь неприемлемость продолжить образование по программе высшего образования. Обучающийся может продолжить обучение по программам среднего профессионального образования, где он одновременно сможет получить среднее общее образование с учетом получаемой профессии.
Для того, чтобы решить существующие проблемы в законодательстве необходимо внести изменения в Конституцию РФ или в закон об образовании. На взгляд автора, необходимо законодательно дифференцировать ответственность за неисполнение обязанности получения основного общего образования от обязанности создания условий получения среднего общего образования. Целесообразно изложить рассматриваемые нормы семейного и образовательного права таким образом, чтобы родители были обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, а для получения среднего общего образования, учитывая интересы ребенка, обязаны создать лишь необходимые условия.
Образование выполняет важную миссию для развития современного общества. Совершенствование системы образования на каждом уровне положительно влияет на общее состояние жизни, что проявляется в снижении преступности, оздоровлении нации, в том числе граждан подросткового возраста, и повышении социально-экономического престижа страны3. С этой точки зрения, правильнее было бы определить, что все три уровня общего образования являются обязательными. На каждом уровне обучающийся получает необходимые знания. Тем самым считать, что основное общее образование будет достигать уровня 11 класса. В связи с этим будет необходимость внести изменения в закон об образовании и в другие нормативно-правовые акты, регулирующие систему (уровень, структуру) образования в России.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 64,72%.
3 Волегова Ю. С. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 736.
Список литературы:
1. Бестаева И. М. Теоретико-концептуальные проблемы систематизации законодательства РФ в сфере образования. // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. С. 289-291.
2. Волегова Ю. С. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 735-739.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. Письмо Минобрнауки России от 24.04.2014 №НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» // «Вестник образования России», № 13, июль, 2014.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
6. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.07.2013, № 27, ст. 3477.
РЕЦЕНЗИЯ
Публикация посвящена противоречию отдельных положений Федерального закона «Об образовании в РФ» конституционным нормам, в частности части 4 статьи 43 Конституции РФ. На основании части 5 статьи 66 закона об образовании начальное общее образование, основное общее образо-
вание, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Однако в соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции РФ, только основное общее образование является обязательным. Указанное противоречие требует пояснения потому, как, это обязанность возлагается на родителей или на лиц, их заменяющих соответственно именно родители будут нести уголовную (ст. 156 УК РФ), административную (ст. 5.35 КоАП РФ) или семейную ответственность (ст.73 СК) за неисполнение этой обязанности. Данная обязанность родителей подкрепляется статьей 44, частью 2 статьи 63 Семейного кодекса РФ.
Автор, вполне справедливо, предлагает внести изменение в законодательство в сфере образования следующим образом: «законодательно дифференцировать ответственность за неисполнение обязанности получения основного общего образования от обязанности создания условий получения среднего общего образования». На основании предложенной дифференциации родители будут обязаны обеспечить получение детьми только основного общего образования, а для получения среднего общего образования, учитывая интересы ребенка, обязаны будут создать лишь необходимые условия.
В статье, уместно, обращается внимание еще и на то, что законодательное установление обязанности получения общего образования несовершеннолетним соответствует возложению исполнения этой обязанности не только на родителей, но и на органы опеки и попечительства, на органы местного самоуправления, но контролю за исполнением родителями обязанности по обеспечению несовершеннолетним получения общего образования, а также на образовательные организации, и определяется, что самым ответственным субъектом являются все же родители, а не обучающийся или другие лица.
Ст. преподаватель кафедры
правового обеспечения управления ГУУ
А.С. Кулагин