Научная статья на тему 'Обусловленность хронических заболеваний у подростков (17 лет), проживающих в Омской области'

Обусловленность хронических заболеваний у подростков (17 лет), проживающих в Омской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
230
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ (17 ЛЕТ) / ХРОНИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / TEENS (17 YEARS) / CHRONIC DISEASE RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Закоркина Наталья Аркадьевна, Банюшевич Ирина Анатольевна

Рассмотрена проблема комплексного влияния социально-экономических, учебно-воспитательных, биологических, медицинских и других факторов, влияющих на формирование хронических заболеваний у подростков, проживающих на территории Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Закоркина Наталья Аркадьевна, Банюшевич Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causation of chronic diseases in adolescents (17 years) living in the Omsk region

The problem of complex influence of socio-economic, educational, biological, medical and other factors affecting the formation of chronic illness among adolescents living in the territory of Omsk region is studied.

Текст научной работы на тему «Обусловленность хронических заболеваний у подростков (17 лет), проживающих в Омской области»

УДК 616-036.12-037-053.7(571.13)

Н. А. ЗАКОРКИНА И. А. БАНЮШЕВИЧ

Омский государственный педагогический университет

Омский государственный медицинский университет

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ (17 ЛЕТ), ПРОЖИВАЮЩИХ

В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ_

Рассмотрена проблема комплексного влияния социально-экономических, учебно-воспитательных, биологических, медицинских и других факторов, влияющих на формирование хронических заболеваний у подростков, проживающих на территории Омской области.

Ключевые слова: подростки (17 лет), хроническая патология, факторы риска.

Формирование хронических заболеваний происходит под влиянием комплекса неблагоприятных факторов, определяющих особенности подростковой патологии. Изучение факторов риска позволяет определить пути более целенаправленного, а значит, эффективного подхода к организации системы профилактических мероприятий [1, 2].

В проведенном социологическом исследовании проанализирована значимость признаков, которые могли оказать воздействие на формирование заболеваемости подростков 17 лет, обучающихся в высших учебных заведениях (ОмГПУ, ОмГМА). Было сформировано две группы студентов: исследуемые, куда входили подростки, имеющие хронические заболевания (по данным медицинской документации — 400 человек) и контрольная группа, которую составляли здоровые подростки (200 чел.). Все изученные факторы условно разделены на группы: экологические, семейно-личностные, учебно-воспитательные, жилищные, биологические, медицинские.

Исследуемую группу составили лица с различной патологией; болезнями нервной системы и органов чувств — 25,0 %, болезнями костно-мышечной сис-

темы, органов пищеварения по 22,3 %, а также других систем (табл. 1).

По полу основная доля приходилась на девушек, они составили 61,3 %.

Большинство среди исследуемых составили коренные жители сельских территорий, проживающие в них с рождения, т.е. более 17 лет, в общей сложности — 92,0 %, следовательно, они на протяжении всей жизни находились под воздействием специфической экосистемы, сложившейся на территории сельских районов — суровых природно-климатических условий, загрязнений воды, почвы, воздуха.

Расчет показателей обнаружил, что фактор длительности проживания в условиях сельской местности оказывал значительное влияние на формирование хронической патологии подростков в сельских условиях.

Среди тех, кто проживал в сельских условиях не с рождения, ранее проживали в Омске и других территориях, распределились следующим образом: 50,0 % до 3-х лет и 50,0 % более 3-х лет. Длительность проживания на другой территории оказывала незначительное по силе влияния на формирование патологий подросткового возраста.

Структура хронических заболеваний у подростков (17 лет) Омского региона по полу за 2013 год

Таблица 1

Нозологические формы Юноши (%) Девушки (%) Всего (%)

Болезни нервной системы и органов чувств 32,4 21,0 25,8

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 28,5 20,0 25,4

Болезни эндокринной системы; расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета 9,3 7,8 8,5

Болезни органов пищеварения 12,1 25,4 18,4

Болезни органов дыхания 6,7 9,9 7,9

Прочие 11,0 15,9 14,0

Итого 100,0 100,0 100,0

Проживание в экологически неблагоприятных районах характерно для 61,0 % лиц, имеющих заболевания, однако сила влияния данного фактора невелика. Аналогичное значение имел фактор длительности проживания в этих районах, 23,0 % больных проживали с рождения.

Анализ информативности комплекса экологических факторов позволил выявить следующую закономерность — более высокую значимость для заболеваемости имеет длительность проживания на территории Омской области, что можно объяснить общим неблагоприятным фоном, обусловленным употреблением некачественной питьевой воды, выбросами от предприятий, а также суровыми природно-климатическими условиями.

Семейно-личностные факторы характеризовали личность и образ жизни обследуемого. Особое место среди них занимало наличие вредных привычек. Из числа опрошенных вредные привычки имели 27,0 % (в основном курение), из них постоянно курили 35,2 % подростка, остальные эпизодически. Данные об употреблении наркотиков не нашли правдивого подтверждения. Среди обследуемых их нет, хотя возможность попробовать наркотики допускали 10 человек. Значимость этого признака не доказана.

По признаку регулярности питания выделено 4 градации: 2, 3, 4 и более 4-х раз в день. Наибольший удельный вес респондентов приходится на 3-разовое питание — 40,5 %, 2-разовое питание имели 28,8 %, 4-разовое — 20,7 % и более 4-х раз — 10,0 %. Сила влияния данного фактора значительна. Наибольшая доля имевших 2-разовое питание приходилась на лиц с болезнями органов пищеварения, что соответствует литературным данным.

При изучении характера питания использовался признак чувства насыщения при употреблении пищи и использование пищевых добавок в питании. Респонденты разделились на равные по объему группы: чувство насыщения имели 42,0%, не имели 39,4 %. Пищевые добавки в питании использовали 7,0 % подростков. Данный фактор не оказывал заметного влияния на развитие хронической патологии.

При анализе факторов использования «модной одежды и обуви», не отвечавших гигиеническим требованиям, обращал на себя внимание высокий удельный вес таковых лиц, особенно среди девушек — 72,0 %, однако, по нашим материалам, влияние этого фактора на заболеваемость и функциональные отклонения невыраженное.

Среди семейно-личностных факторов важное место также занимает использование подростками различной аппаратуры (микроволновая печь, аудиоплейеры, сотовые телефоны, компьютеры). Из числа опрошенных имели микроволновую печь 44,3 %, аудиоплейеры — 28,5 %, компьютеры — 93,0 %, сотовые телефоны — 100 %. Среди подростков, имевших компьютеры, проведено сопоставление по кратности его использования и выделено 4 градации: 7 часов в неделю, ежедневно по 2 часа, по 3 часа в день, более 3-х часов. По данным признакам сила влияния фактора значительна.

Сопоставление признаков по характеру семейных отношений выявило, что значительная часть подростков с хроническими болезнями проживала в семьях, в которых ссоры и конфликты бывали редко (до одного раза в два месяца). Существовали общие интересы в семье — таких подростков 98,3 %. Сила влияния данного фактора незначительна.

Учебно-воспитательные факторы занимали одно из ведущих мест среди факторов риска по развитию

хронической патологии подростков. Специфическая школьная среда воздействует на организм ребенка систематически, в течение длительного времени (10—11 лет) и, несомненно, определяет особенности развивающегося патологического процесса.

По характеру учебной нагрузки в неделю в среднем учебном заведении респонденты распределились по четырем группам: до 30 часов, до 32 часов, до 36 часов и более 36 часов. Наличие большой учебной нагрузки более 36 часов отмечено у 30,0 % обследуемых, еще 31,8 % имели нагрузку до 36 часов. В настоящее время этот фактор не явился значимым в формировании подростковой патологии.

В процессе исследования проанализирована значимость влияния таких факторов, как микроклимат и освещенность учебных классов. 30,0 % подростков обучались в кабинетах с низким температурным режимом, 19,8 % отметили наличие сквозняков в учебных классах, 48,8 % опрошенных не имели достаточной освещенности. Особенно высока роль этих факторов у подростков, имевших функциональные отклонения и хронические заболевания органов дыхания и органов чувств.

Анализ исследуемой группы по рассаживанию за партой показал, что 80 % подростков относились к категории школьников, за которыми не был установлен контроль со стороны педагогов за правильным рассаживанием или отмечалось несоответствие мебели ростовым показателям учащихся. Этот фактор явился значимым в формировании хронической патологии, особенно функциональных отклонений, связанных с костно-мышечной системой.

По результатам анкетирования 27,8 % респондентов работали в компьютерном классе от 5 до 10 часов в неделю. По материалам исследования роль этого фактора в формировании функциональных отклонений также велика.

Сопоставление по наличию горячего питания выявило, что значительная часть больных, особенно с болезнями желудочно-кишечного тракта (54,5 %), не имела горячего питания. От этого фактора в определенной степени зависит заболеваемость подростков.

Также значима информативность признака длительности нахождения в пути к месту учебы — 34,3 % опрошенных затрачивали на дорогу около часа.

Имелась зависимость хронической патологии от признака наличия медицинских знаний, особенно высока роль этого фактора у подростков с функциональными отклонениями.

Следует подчеркнуть, что в данной исследуемой группе отмечено больше всех признаков, влиявших на формирование хронической патологии студентов.

Характер жилищных условий также является значимым фактором в формировании хронической патологии. Большинство респондентов (84,2 %) проживали в отдельных квартирах, у 15,8 % обследованных имелся собственный дом. Наиболее неблагоприятным для заболеваемости данного контингента являлось проживание в собственном доме в связи с отсутствием благоустройства — у 19,1 % подростков.

По микроклимату все жилища разделены на две группы: с благоприятным микроклиматом — сухие, теплые помещения и жилища с низкой температурой, повышенной влажностью, особенно в холодное время года. По этому признаку жилища респонденты распределились следующим образом: 65,8 % жили в благоприятных условиях, 34,2 % имели неудовлетворительный микроклимат. Значимость данного фактора для заболеваемости достаточно велика, причем

в большей степени для больных с хронической патологией органов дыхания.

Отдельную комнату (в настоящее время) имели 43,0 % опрошенных. Этот фактор также играл существенную роль в заболеваемости: проживание в условиях высокой скученности приводило к формированию у подростков хронических заболеваний, к нарушению осанки, зрения, повышенному кровяному давлению.

В группу биологических факторов вошли: возраст возникновения хронического заболевания, наличие данных заболеваний у родителей или близких родственников, диспансерное наблюдение в детстве по поводу хронического заболевания.

По возрасту в момент установления диагноза больные распределились следующим образом: до 5 лет заболело 18,0 %, в возрасте от 6 до 7 лет — 20,0 %, от 8 до 14 лет — 52,0 % и в возрасте 15—17 лет заболевание установлено только у 10,0 % наблюдаемых.

Выявлены некоторые различия по этому признаку в зависимости от нозологической формы: функциональные отклонения встречались чаще в возрасте 15—17 лет, а хронические заболевания — от 8 до 14 лет. Значимость возраста в момент установления заболевания невелика.

Наследственную предрасположенность к хронической патологии обнаружили большое количество респондентов, удельный вес имевших больных родственников с данными видами патологий составлял 42,8 %. Сила влияния указанного фактора значительна.

В ходе исследования выяснялся вопрос о наличии заболеваний, по поводу которых больные стояли на диспансерном учете в поликлинике. Результаты анкетного опроса показали, что среди подростков с хронической патологией 57,5 % наблюдались у различных специалистов. Информативная значимость этого признака достаточно высока.

Результаты проведенного исследования выявили зависимость развития хронической патологии подростков от перенесенных в детстве заболеваний и сформировавшихся функциональных отклонений. Можно считать доказанным, что от эффективности диспансерного наблюдения в детстве в значительной степени зависела вероятность наличия хронической патологии в подростковом возрасте. Немаловажное значение в качестве факторов риска имела также наследственная предрасположенность.

Среди медицинских факторов, в первую очередь, надо отметить значение систематического и качественного диспансерного наблюдения больных. В исследуемой группе в настоящее время состояло на диспансерном учете в медицинских учреждениях муниципальных образований только 18,0 % студентов, остальные не наблюдались у медицинских работников, несмотря на то что большинство из них болеет с детства. В качестве причины такого положения респонденты чаще всего называли отсутствие постоянного врача на участке, недостаточное внимание к себе, собственное нежелание посещать медицинские учреждения. Доказать влияние фактора наличия диспансерного наблюдения на формирование хронических заболеваний подросткового возраста не представилось возможным.

Регулярность диспансерного наблюдения зависит от квалификации специалиста, особенно педиатра, у которого наблюдается подросток. Довольно часто диспансерное наблюдение носит формальный характер. Из числа поставленных на диспансерный учет

54,0 % регулярно проходили осмотры. Причиной нерегулярного наблюдения 95,4 % респондентов назвали собственную вину, не видели необходимости в таком наблюдении. Информативная значимость фактора регулярности наблюдения также не доказана.

Более половины респондентов отмечали, что диагноз данного заболевания им был установлен во время лечения при обострении заболевания, особенно это касалось таких нозологических форм, как болезни органов пищеварения, эндокринной, дыхательной систем, но информативная значимость этого признака низкая.

В период диспансерного наблюдения подростки получали консультацию узких специалистов — 35,8 %, хотя нуждались в таких консультациях 64,2 %. Полный объем исследований был предоставлен 32,5 % больных. Данные признаки оказывали существенное влияние на развитие хронической патологии.

Такая мера предупреждения рецидивов, как госпитализация с профилактической целью, была использована только 5,0 %, санаторно-курортное лечение — 7,0 % больных. Информативность признака не доказана.

В ходе исследования выяснялся вопрос о месте лечения во время обострения болезни: для большинства респондентов им являлась поликлиника по месту жительства — 54,5 %, другие лечебные учреждения, в том числе областные — 29,0 % и различные другие варианты — 17,0 %. Информативная значимость данного признака также не доказана.

Проведенный анализ показал, что формальный характер диспансерного наблюдения, затруднения в предоставлении полного объема исследований и получении консультаций узких специалистов неблагоприятно сказывались на формировании здоровья подростков.

Подводя итоги, необходимо отметить, что с помощью факторного анализа из 34 первоначально взятых для исследования факторов выделено 12, оказавших статистически значимое влияние на формирование хронической патологии у студентов [3].

К ним относятся:

1. Длительность проживания на территории Омской области.

2. Длительность проживания в экологически неблагоприятных районах.

3. Микроклимат учебных помещений.

4. Контроль со стороны педагогов за правильным рассаживанием учащихся в школе.

5. Продолжительность работы в компьютерном классе.

6. Продолжительность нахождения в пути до места учебы.

7. Наличие медицинских знаний.

8. Микроклимат жилых помещений.

9. Наличие отдельной комнаты у подростка.

10. Наличие заболеваний у родителей.

11. Диспансерное наблюдение в детстве.

12. Нуждаемость в консультациях узких специалистов.

Так первый фактор нагружали переменные, такие как микроклимат жилых помещений (а = 0,88) и наличие диспансерного наблюдения в детстве (а = 0,84). Этот фактор можно считать медико-социальным, отражающим влияние на здоровье подростков условий проживания и качества проводимых оздоровительных медицинских мероприятий в детстве.

Рис. 1. Наибольший вклад факторов, влияющих на формирование хронических заболеваний у подростков (17 лет) в суммарную общность (в %)

Во втором факторе основная нагрузка приходилась на переменную — продолжительность пути до места учебы (а = 0,84), поэтому его можно интерпретировать как медико-демографический, отражающий влияние маятниковой миграции на здоровье студентов.

Третий и шестой факторы в наибольшей степени нагружала такая переменная, как длительность проживания в районах города с высоким уровнем загрязнения окружающей среды (а = 0,84). В седьмой фактор наибольший вклад вносила переменная — длительность проживания на территории Омской области (а = 0,91). Эти факторы являлись экологическими, характеризующими влияние на здоровье студентов природно-климатических условий Омской области и степени антропогенного загрязнения окружающей среды.

В четвертый фактор наибольший вклад вносили переменные — микроклимат учебных помещений (а = 0,74) и наличие наследственной предрасположенности к данному заболеванию (а = 0,72). Этот фактор можно интерпретировать как биологический, действие которого усугублялось неудовлетворительными условиями проведения учебного процесса.

Пятый фактор имел наиболее выраженную связь с характером жилищных условий, в том числе наличие отдельной комнаты у подростка (а = 0,91), данный фактор можно считать социальным.

В восьмом факторе основные нагрузки приходились на переменную — нуждаемость в консультациях узких специалистов (а = 0,98). Это медицинский фактор, устанавливающий зависимость здоровья данного контингента от полноты проведения диагностических и лечебных мероприятий.

Девятый фактор в наибольшей степени нагружала переменная — контроль со стороны педагогов за правильным рассаживанием учащихся в школе (а = 0,95). В десятый фактор наибольший вклад вносила такая переменная, как наличие медицинских знаний (а = 0,84). Одиннадцатый фактор нагружала переменная — продолжительность работы в компьютерном классе (а = 0,92). В двенадцатом факторе основные нагрузки приходились на переменную — микроклимат учебных помещений (а = 0,89). Эти факторы можно отнести к категории учебно-воспитательных, отражающих роль организации учебного

процесса и условий обучения для здоровья подростков.

Значимость каждого из указанных факторов неравноценна. Для определения вклада каждого фактора в общую дисперсию проведено вычисление общности каждой переменной.

В суммарную общность наибольший вклад вносили факторы: учебно-воспитательные (31,0 %), экологические (21,0 %), медико-социальные (12,0 %), биологические (11,0 %), социальные (10,0 %), медико-демографические (8,0 %), медицинские (7,0 %) (рис. 1).

Обращает на себя внимание, что большинство из факторов, влияющих на формирование хронических заболеваний у подростков, являются управляемыми, подчеркивая высокую значимость создания необходимых гигиенических условий обучения, снижения степени антропогенного загрязнения окружающей среды, расширения доступности медицинской помощи и улучшения качества проводимых оздоровительных медицинских мероприятий.

Библиографический список

1. Денисов, А. П. Прогнозирование риска частых заболеваний у внебрачных детей первого года жизни / А. П. Денисов, С. Г. Резников, В. Г. Лопушанский // Здравоохранение Российской Федерации. — 1992. — № 8. — С. 27—49.

2. Основные тенденции заболеваемости детей в России / В. О. Щепин [ и др.] // РАМН. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. — 2013. — № 2. — С. 319 — 324.

3. Иберла, К. Факторный анализ / К. Иберла ; пер. с нем. В. М. Ивановой. - М. : Статистика, 1980. - 398 с.

ЗАКОРКИНА Наталья Аркадьевна, доктор медицинских наук, доцент (Россия), профессор кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета.

БАНЮШЕВИЧ Ирина Анатольевна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Омского государственного медицинского университета. Адрес для переписки: omz@omgpu.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2015 г. © Н. А. Закоркина, И. А. Банюшевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.