УДК 614.39:614.2 (517.17)
Н. А. ЗАКОРКИНА И. А. БАНЮШЕВИЧ
Омский государственный педагогический университет
Омская государственная медицинская академия
ВЛИЯНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОФИЛАКТИКУ АБОРТОВ У ПОДРОСТКОВ_
Репродуктивный потенциал нации зависит, прежде всего, от репродуктивного здоровья подрастающего поколения. В настоящее время проблема абортов у подростков не теряет своей актуальности. Изучение проблемы профилактики абортов у 15—17-летних предполагало комплексное исследование всех факторов, влияющих на возникновение нежелательной беременности и ее разрешение искусственным абортом. Методом десперсионно-факторного анализа изучены семейно-личностные, учебно-воспитательные, медицинские, социально-бытовые признаки (всего 37).
Первостепенная роль в предупреждении искусственного прерывания беременности у подростков принадлежит здоровому образу жизни семьи, характеру семейных отношений, наличию доверительных отношений между детьми и родителями, в том числе и по проблемам, связанным с сексуальной жизнью. Кроме того, очень важно наличие базовых и факультативных программ по половому воспитанию школьников, предполагающих обучение по медико-биологическому, психологическому и социальному направлениям с учетом возрастных особенностей. Особая роль в искусственном прерывании беременности принадлежит и медицинским факторам, связанным со степенью адекватности выбранных методов контрацепции и доступности медицинской помощи.
Ключевые слова: подростки 15—17 лет, аборт, профилактика, факторы.
За последнее десятилетие в России были продолжены радикальные изменения в экономической и общественной жизни. Проводимые реформы затрагивают демографические, экономические, социальные условия, которые не могут не сказаться на репродуктивном поведении женщин.
На территории Омской области, как и в России в целом, отмечены позитивные тенденции, связанные с увеличением количества родов с 22 286 в 2003 году до 27 080 в 2011 году и уменьшением общего числа абортов с 24 500 до 12 892 соответственно.
В результате доля родов в структуре всех беременностей, зарегистрированных в медицинских учреждениях, увеличилась с 45,1 % до 67,7 %, а частота абортов на 1000 женщин фертильного возраста снизилась в 2 раза (р <0,001).
В то же время на основе показателя наглядности можно отметить, что частота абортов среди женщин фертильного возраста снижалась более интенсивно по сравнению с её величиной среди подростков 15—17 лет, когда данный показатель в отдельные периоды (2007, 2008 гг.) не только не снижался, а имел рост к исходному уровню, кроме того, показатель частоты абортов среди 15—17-летних городских девушек не имел такой тенденции к снижению, как среди сельских подростков (табл. 1).
Распространенность абортов у подростков прежде всего зависит от их поведения, которое обу-
словлено степенью информированности, наличием психологических установок, возможностью профессионального консультирования, пониманием вопросов контрацепции и т.д.
В связи с этим профилактика абортов у подростков должна проводиться с учетом сложного комплекса социальных, медицинских, поведенческих, психологических факторов, она зависит от образовательных программ, формирования взглядов, традиций, образа жизни семьи, влияния общества в целом.
В проведенном социологическом исследовании проанализирована значимость 37 признаков, которые, с нашей точки зрения, могли способствовать проведению аборта у подростков.
Исследования проводились в два этапа: на 1-м этапе (2004 — 2007) исследования проводились среди подростков, проживающих в сельской местности, на 2-м этапе (2009 — 2011) — среди городских.
Все изученные факторы условно разделены на группы: социально-бытовые, семейно-личност-ные, учебно-воспитательные, медицинские.
Для выделения характеристик, влияющих на проведение аборта, нами использована методика дисперсионно-факторного анализа, позволяющая оценить информационную значимость исследуемых признаков и проранжировать их по силе влияния [1].
Исследуемая группа сформирована методом механического отбора из числа 15—17-летних
Таблица 1
Частота абортов на территории Омской области за 2003—2011 гг.
Годы \показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
На 1000 женщин фертильного возраста 41,1 38,6 34,0 30,2 26,9 24,8 24,2 22,1 20,1
Показатель наглядности 100 93,9 82,7 73,5 65,5 60,3 58,9 53,8 48,9
На 1000 девушек 15 — 17 лет 8,0 7,3 7,2 6,9 11,7 12,8 7,3 5,5 4,5
о н а о ю Показатель наглядности 100 91,5 89,9 85,4 146,3 159,8 90,6 68,0 56,6
й н е и На 1000 сельских девушек 15—17 лет 7,5 7,0 6,9 6,4 11,8 11,9 6,0 6,2 3,9
Показатель наглядности 100 93,3 92,0 85,3 157,3 158,7 80,0 82,7 52,0
На 1000 городских девушек 15 — 17 лет 8,4 7,7 7,4 7,0 15,3 17,1 11,3 8,2 7,4
Показатель наглядности 100 91,7 88,1 83,3 182,1 203,6 134,5 97,6 88,1
№
подростков, проживающих на территории Омской области и имевших искусственное прерывание беременности, в количестве 300 человек. В контрольную группу входили также 15—17-летние подростки, беременность которых закончилась родами (150 человек).
К числу социально-бытовых характеристик нами отнесены: характер жилищных условий; благоустройство жилища; наличие отдельной комнаты у подростка; фактический доход на одного члена семьи; организация правильного питания, его регулярность; наличие чувства насыщения при употреблении пищи; использование биологически активных добавок.
Группа семейно-личностных факторов включала в себя: наличие вредных привычек у подростков; у родителей; характер семейных отношений; источник первой информации о половой жизни; источник доверительных отношений по проблемам, связанным с сексуальной жизнью.
К учебно-воспитательным факторам относились: информация о наркотиках, инфекциях, передаваемых половым путем, нежелательной беременности; знания по интимным вопросам; информация на этапах обучения; её формы; методы контрацепции в рамках существующих базовых и факультативных программ по половому воспитанию школьников.
К группе медицинских факторов относились: возраст начала половой жизни, количество абортов, срок беременности при обращении за медицинской помощью, методы контрацепции, обусловленность их выбора, наличие гинекологических заболеваний воспалительного и функционального характера, экстрагенитальной патологии, трудностей при обращении за медицинской помощью.
На первом этапе, подводя итоги, из 37 первоначально взятых для исследования факторов, влияющих на искусственное прерывание беременности, в окончательном факторном решении выделено 14. В суммарную общность факторов наибольший вклад вносил семейно-личностый фактор — 45,0 %, на втором месте находился социально-бытовой 20,4 %; третье место по доле влияния занимал меди-
цинский фактор — 19,6 %; четвертое место принадлежало учебно-воспитательному фактору — 15,1 % [2].
На втором этапе из 37 первоначально взятых факторов выделено 12:
1. Фактический доход на одного члена семьи.
2. Вредные привычки подростков.
3. Характер семейных отношений.
4. Источник получения первой информации о половой жизни.
5. Источник доверительных отношений по проблемам, связанным с сексуальной жизнью.
6. Место получения информации по интимным вопросам.
7. Темы информации на этапах обучения в рамках обязательных и факультативных программ по половому воспитанию школьников.
8. Форма получения информации.
9. Возраст начала половой жизни.
10. Методы контрацепции.
11. Обусловленность выбора противозачаточных средств.
12. Наличие экстрагенитальной патологии у подростков.
Первый фактор более всего нагружали такие переменные, как источник доверительных отношений по проблемам, связанным с сексуальной жизнью (а = 0,72), и характер семейных отношений (а = 0,52). Первый фактор можно считать семейно-личностным, он выявлял доверительность отношений в семье.
Во втором факторе основная нагрузка приходилась на фактический доход на одного члена семьи (а = 0,68). Этот фактор можно интерпретировать как социально-бытовой, указывавший на влияние бытовых проблем.
Третий фактор более других нагружали такие переменные, как возраст начала половой жизни (а = 0,56), методы контрацепции (а = 064), наличие экстрагенитальной патологии у подростков (а=0,61). Это медицинский фактор, устанавливающий зависимость исходов беременности от наличия различных заболеваний, умения пользоваться методами контрацепции, возраста начала половой жизни.
Распределение полной дисперсии переменных
Таблица 2
Переменные Квадраты факторных нагрузок Общность Характерность
Факторы
1 2 3 4 5 6
1 0,01 0,68 0,12 0,05 0,03 0,07 0,96 0,04
2 0,05 0,07 0,00 0,01 0,62 0,02 0,77 0,23
3 0,52 0,18 0,08 0,01 0,00 0,00 0,79 0,21
4 0,01 0,00 0,01 0,03 0,21 0,62 0,88 0,12
5 0,72 0,07 0,04 0,07 0,02 0,00 0,92 0,08
6 0,03 0,01 0,05 0,02 0,03 0,59 0,73 0,27
7 0,16 0,08 0,06 0,65 0,00 0,02 0,97 0,03
8 0,01 0,04 0,02 0,60 0,02 0,02 0,71 0,29
9 0,06 0,00 0,56 0,02 0,12 0,04 0,80 0,20
10 0,08 0,01 0,64 0,01 0,06 0,08 0,88 0,12
11 0,03 0,00 0,08 0,82 0,01 0,01 0,95 0,05
12 0,05 0,00 0,61 0,02 0,00 0,00 0,68 0,32
Сумма квадратов 1,73 1,14 2,27 2,31 1,12 1,47 10,04 83,7 % 1,96 16,3 %
Вклад факторов 17,2 % 11,4 % 22,6 % 23,0 % 11,2 % 14,6 %
Ранг факторов 3 5 2 1 6 4
В четвертый фактор наибольший вклад вносили следующие переменные: форма и темы получения информации (а = 0,60, а = 0,65) и обусловленность выбора противозачаточных средств (а = 0,82). Этот фактор можно считать учебно-воспитательным, устанавливающим взаимосвязь между самостоятельным выбором противозачаточных средств и формой обучения.
Пятый фактор более всего нагружали переменные: вредные привычки подростков (а = 0,62). Этот фактор можно считать семейно-личностным, он определял в дальнейшем образ жизни семьи, в том числе здоровый.
Шестой фактор более всего нагружен переменными: источник получения первой информации о половой жизни (а = 0,62), место получения информации по интимным вопросам (а = 0,59). Указанный фактор, как и предыдущий, являлся семейно-лич-ностным.
Занятость каждого из указанных факторов неравноценна. Для определения вклада каждого фактора в общую дисперсию проведено вычисление общности каждой переменной.
По результатам проведенного факторного анализа полная дисперсия 12 переменных равна 12,0, сумма общности всех шести факторов составляла 10,04 (83,7 % полной дисперсии) (табл. 2).
В суммарную общность факторов наибольший вклад вносил семейно-личностный фактор (1,5,6) — 43,0 %, на втором месте находился учебно-воспитательный фактор (4) — 23,0; третье место по доле влияния занимал медицинский фактор (3) — 22,6 %; четвертое место принадлежало социально-бытовому — 11,4 %.
Таким образом, проведенный факторный анализ позволил выявить, что первостепенная роль в предупреждении искусственного прерывания беременности у городских подростков, так же как и у сель-
ских, принадлежит здоровому образу жизни семьи, характеру семейных отношений, наличию доверительных отношений между детьми и родителями, в том числе и по проблемам, связанным с сексуальной жизнью. Кроме того, очень важно наличие базовых и факультативных программ по половому воспитанию школьников, предполагающих обучение по медико-биологическому, психологическому и социальному направлениям с учетом возрастных особенностей. Особая роль в искусственном прерывании беременности принадлежит и медицинским факторам, связанным со степенью адекватности выбранных методов контрацепции и доступности медицинской помощи.
Библиографический список
1. Закоркина, Н. А Причины абортов у подростков, проживающих в сельской местности / Н. А. Закоркина, И. А Банюшевич // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и ист. мед. — 2009. - № 4. - С.20-22.
2. Голева, О. П. О применении современных методов статистического анализа результатов научных исследований / О. П. Голева. - Омск, 2001. - 82 с.
ЗАКОРКИНА Наталья Аркадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета.
БАНЮШЕВИЧ Ирина Анатольевна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Омской государственной медицинской академии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2014 г. © Н. А. Закоркина, И. А. Банюшевич