Научная статья на тему 'Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме'

Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1725
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ / MORAL VALUES / FORMATION OF MORAL VALUES / AGE-SPECIFIC CHARACTERISTICS OF THE JUNIOR TEENAGER IN A CONTEMPORARY SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Москаленко Ирина Владимировна

В статье рассматривается характер влияния на процесс формирования нравственных ценностей знаковых возрастных изменений, происходящих в когнитивной, аффективной, рефлексивной и мотивационной сферах личности современного младшего подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dependence of the formation of moral values on the age-specific characteristics of the junior teenager in contemporary society

The article focuses on the type of the influence of the significant age-specific changes occurring in the cognitive, affective, reflexive and conative areas of the junior teenager’s mind on the formation of moral values.

Текст научной работы на тему «Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме»

Литература

1. Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003.

2. Кагакина Е. А., Чекалина Т. А. К вопросу об оценке формирования компетенций студентов вузов // Вестник КемГУКИ. - 2011. - № 16. - С. 185-192.

3. Кочурова Л. И., Филимонова Е. А., Копеин В. В., Харлампенков Е. И. Инновационная модель и перестроение экономики на ее основе / Инновационное развитие экономики России: роль университетов: Третья междунар. конф. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.

4. Решетникова О. А. Логистика массовой оценки учебных достижений учащихся // Инновации в образовании. - 2011. - № 7. - С. 33-45.

5. Семененко А. И., Сергеев В. И. Логистика. Основа теории. - СПб.: Союз, 2001.

6. Харлампенков Е. И., Першина Е. Г. Логистика: учеб. пособие. - Кемерово, 2008.

7. Чекалина Т. А. Технологии формирования социально-информационной компетенции студентов вузов // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4. - С. 90-94.

УДК 37

Т. М. Чурекова, И. В. Москаленко

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

В статье рассматривается характер влияния на процесс формирования нравственных ценностей знаковых возрастных изменений, происходящих в когнитивной, аффективной, рефлексивной и мотивационной сферах личности современного младшего подростка.

Ключевые слова: нравственные ценности, формирование нравственных ценностей, возрастные особенности младшего подростка в современном социуме.

T. M. Churekova, I. V. Moskalenko

DEPENDENCE OF THE FORMATION OF MORAL VALUES ON THE AGE-SPECIFIC CHARACTERISTICS OF THE JUNIOR TEENAGER IN A CONTEMPORARY SOCIETY

The article focuses on the type of the influence of the significant age-specific changes occurring in the cognitive, affective, reflexive and conative areas of the junior teenager’s mind on the formation of moral values.

Keywords: moral values, formation of moral values, age-specific characteristics of the junior teenager in a contemporary society.

В изменившихся социально-экономиче- чимость. Под формированием нравственных

ских и политических условиях актуальность ценностей мы понимаем целостное взаи-

проблемы формирования нравственных цен- модействие педагогов и школьников, спо-

ностей учащихся приобретает особую зна- собствующее актуализации смыслов нрав-

ственных ценностей последних, которая находит свое выражение в их нравственном поведении.

Актуализация смыслов нравственных ценностей есть сложный и многоуровневый процесс перевода ценностей в категорию личностных, включающий предъявление нравственной ценности, вызов эмоциональноположительной реакции на нее у ребенка, осознание данной ценности на основе эмоциональной реакции, рефлексивное принятие нравственной ценности и ее выражение и закрепление в нравственном поведении.

Нравственную ценность в рамках нашей работы мы определяем как императив, отвечающий нравственным требованиям добра, определяющийся разумной альтруистической ориентацией в отношении к другому человеку, проявляющийся на добровольной основе независимо от ситуации и окружения и регулируемый нравственными чувствами стыда, совести.

Реальные изменения, связанные с возрастными особенностями и затрагивающие все сферы личности современного младшего подростка, оказывают существенное влияние на процесс формирования нравственных ценностей. Характер влияния возрастных особенностей субъектов на процесс формирования нравственных ценностей определяет «задачу-доминанту», значимую для определенного возраста.

Наиболее благоприятным для целенаправленного процесса формирования нравственных ценностей является младший подростковый возраст (11-13 лет), поскольку именно в этом возрасте начинается интенсивное осмысление себя и своих взаимоотношений с окружающими людьми, что позволяет выделить в качестве задачи-доминанты осмысление нравственных ценностей и актуализацию их смыслов. Поэтому сам процесс формирования нравственных ценностей

как актуализация смыслов этих ценностей в сознании учащихся берет свое начало в младшем подростковом возрасте.

Обусловленная младшим подростковым возрастом актуализация таких нравственных ценностей, как честность, справедливость, равноправие и т. п., а также одновременное стремление реализовывать данные ценности в коллективе непосредственно пересекаются с менталитетом русского человека и его традиционными, исторически сложившимися нравственными ценностями, что позволяет говорить о сензитивности младшего подросткового возраста к формированию нравственных национальных ценностей.

Особенности младшего подросткового возраста связываются с двумя переломными моментами этого возраста: психофизиологическим - половое созревание и все, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущими за собой изменения телесные, а также эмоционально-чувственные. Последние разворачиваются в подсознании и активно влияют на сферу сознательного.

Вступление в мир взрослых в современном социуме обусловлено также возникшей неустойчивостью в социальной, экономической и идеологической обстановке, дискредитацией многих нравственных ориентиров, сопровождающихся присвоением чуждых нашей культуре образцов поведения и ценностей и, как следствие, знаковыми изменениями в когнитивной, аффективной, рефлексивной и мотивационной сферах современного младшего подростка.

Когнитивная сфера. Когнитивное развитие оказывает влияние на содержание системы ценностей. Подростки с более высоким уровнем умственного развития, как правило, находятся на более высокой стадии нрав-

ственного развития, умея самостоятельно вырабатывать моральные оценки. У младших подростков есть внутреннее осознание добра и зла, но нет их соотнесенности с категорией нравственности. Это свидетельствует, на наш взгляд, о наличии практического опыта в сфере нравственных ценностей и об одновременной недостаточности нравственных знаний у современного младшего подростка.

Аффективная сфера. Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов процесса становления эмоциональноволевой регуляции человека, что также позволяет осознанно воспринимать нравственные ценности. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции, которые, в свою очередь, выступают в роли своеобразного проводника нравственных ценностей в сознание младшего подростка.

В этом аспекте важной составляющей в формировании нравственных ценностей в младшем подростковом возрасте является переживание «чувства удовольствия», как субъективное проживание личностного, индивидуально окрашенного и персонально обусловленного опытом жизни отношения. Именно благодаря этому чувству у ребенка будет формироваться положительное отношение к нравственной ценности, что, в свою очередь, будет способствовать ее закреплению и актуализации ее смысла в сознании.

В ходе нашего эксперимента младшим подросткам 5-6 классов предлагалось провести ранжирование определенных ценностей от 1 до 10, от которых «ты действительно будешь испытывать удовольствие» и дать им свое пояснение. Результаты проведенного эксперимента показали, что нравственные ценности поставили на первое место 30 %

от числа всех опрошенных детей. Оставшиеся 70 % выбрали иные категории в качестве доминирующих ценностей, от которых они испытывают удовольствие.

Как известно, центральным образованием в сфере чувств становится «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. К ключевым признакам проявления «чувства взрослости» традиционно относятся следующие:

а) равнение на качества «настоящего мужчины» («настоящей женщины»);

б) социальная зрелость (возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого);

в) интеллектуальная взрослость (выражается в «стремлении знать и уметь по-настоящему»).

Равнение на качества «настоящего» мужчины характеризуется доминированием традиционных мужских качеств: сила, воля, смелость, мужество, выносливость, верность дружбе и товариществу, т. е. мальчики-подростки в основном ориентируются на внешний облик и физические качества. Равнение на качества «настоящей» женщины характеризуется сочетанием высокой выраженности традиционно мужских и традиционно женских качеств. Девочки-подростки кроме внешних качеств (красота, модная одежда) выделяют и качества умственные (образованность, культурность).

С точки зрения Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой, «процесс выделения подростком образцов отражает факт усвоения им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношение. Следование им может заклю-

чаться в прямом подражании взрослым или в появлении элементов самовоспитания» [1].

С целью выявления образца для подражания у современного подростка, мы провели следующий опрос. Подросткам предлагалось письменно ответить на вопрос «На кого бы я мог равняться, быть похожим из тех людей, кого я знаю, видел или о ком слышал или читал?» На основании результатов опроса, мы установили, что 20 % опрошенных не имеют такого человека, 45 % в качестве образца для подражания назвали известных людей из актерской среды, шоу-бизнеса и спорта, 20 % - родителей и родственников, 10 % - друзей и 5 % - деятелей искусства. Приведенные результаты эксперимента говорят о том, что образец для подражания связывается у большинства подростков не с пониманием их героев как личностей, не с проникновением в их внутренний мир, а с принятием в качестве главных ценностей внешних атрибутов красивой жизни.

Это связано, с одной стороны, с особенностями восприятия людей младшими подростками. «В частности, всегда нужно помнить о том, что характер морально-этического влияния какого-либо человека часто напрямую зависит от его чисто внешних слагаемых: лица, фигуры, речи, одежды, речи, манер. Соответственно, аморальные свойства «героя» с привлекательной внешностью могут восприниматься как положительные, достойные подражания, тогда как высоконравственные черты не вызывающей симпатии личности легко отторгаются» [2].

С другой стороны, это обусловлено масштабным влиянием средств массовой информации на личность подростка. В современном социуме, в эпоху доминирования СМИ как основного источника, влияющего на сознание подрастающего поколения, когда главным оказываются внешние слагаемые человеческой личности в ущерб ее внутреннему содержанию, необходимость учитывать

такую особенность младшего подростка как поиск образцов для подражания становится действительно актуальной и важной при формировании нравственных ценностей.

В то же время 20 % школьников, не имеющих образца для подражания, занимают по этому поводу принципиальную позицию: они хотят оставаться самими собой и не желают кому-либо подражать. Прийти к такому выводу нам помог анализ написанных учениками сочинений на тему «Настоящий человек. Кто он?». На наш взгляд, эти моменты отражают реальность современного социума и связаны с ростом индивидуалистического начала у современных подростков, с одной стороны, и с отсутствием нравственных авторитетов - с другой.

Социальная зрелость младшего подростка развивается в условиях сотрудничества его со взрослым в разных видах деятельности. Любой взрослый может быть образцом для подражания в глазах подростка, но только в том случае, если взрослый сотрудничает с подростком, а последний занимает позицию его помощника. Этому способствует доверительный стиль общения, основанный на диалоге.

С целью выяснения влияния взрослых (в данном случае родителей) на развитие социальной зрелости и в этой связи на формирование нравственных ценностей младшего подростка, мы предложили родителям ответить на ряд вопросов. Анализируя данные ответы, мы установили, что совместную с детьми деятельность осуществляют около 80 % от числа опрошенных родителей. В качестве последней были названы уборка квартиры, приготовление пищи, рыбалка, поход по магазинам, работа на даче, выбор подарков близким и др.

Наши наблюдения показали, что такое сотрудничество помогает ребенку взрослеть, осознавая свои достоинства и возможности, что непосредственным образом влияет на

l28

формирование таких нравственных ценностей, как ответственность, доверие, уважение и др. В то же время мы отметили недостаточную социальную зрелость детей младшего подросткового возраста (около 70 %), их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему, что стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Д. И. Фельдштейн отмечает повышение интеллекта у всей популяции современных детей. «Сравнительные исследования убеждают в том, что каждые пять лет «айкью» ребенка увеличивается примерно на один балл, свидетельствуя о необычайно быстрых темпах психологической эволюции». Ученый говорит о возникновении опасности «переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию» [4].

Анализируя детские сочинения на тему «Мир взрослых. Какой он?», мы пришли к выводу, отражающему тенденции развития современного социума: младший подросток хочет чувствовать себя взрослым, но при этом не стремится в мир взрослых. У него формируется подспудное недоверие к миру взрослых. Ассоциативный ряд с «миром взрослых» выглядит следующим образом: темный, трудный, серый, тяжелый, скучный и т. п.

Аффективная сфера младшего подростка характеризуется появлением новой стадии эмоционального развития, т. е. общения со сверстниками. Осознание нравственных ценностей происходит в практике отношений как со взрослыми, так и со сверстниками. Отношения со сверстниками, основанные на равноправном общении, знаменуют новую межличностную стадию эмоциональ-

ного развития, которая получила название эмоциональной децентрации - способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, воспринимая эмоциональное состояние другого человека. Данная способность может являться предпосылкой для возникновения осознанной нравственной ценности, поскольку нравственная ценность проявляется исключительно в направленности на другого человека. Появление эмоциональной децентрации способствует развитию потребности в друзьях. Место подростка в коллективе друзей определяется теми нравственными ценностями, которые становятся значимыми в данный период развития (уважение, равенство в отношениях, взаимовыручка, доверие и верность в дружбе, честность и др.).

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает такая нравственная ценность как требование «правды во всем», актуализирующаяся именно в этом возрасте. Мы видим непосредственную связь проявления этой возрастной особенности с высшей нравственной ценностью русского народа «стремление к правде» (где правда есть нравственные принципы, по которым живет народ). Усилия педагогов в этой связи должны быть направлены на актуализацию и дальнейшее формирование данной нравственной ценности с опорой на духовно-нравственное наследие нашего народа.

Помимо выявления значимых нравственных ценностей в среде младших подростков, мы считаем важным определить характер влияния сверстников на формирование нравственных ценностей. С этой целью подросткам было предложено написать сочинение на тему «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями?», а также был разработан блок ситуаций, касающийся значимости и характера влияния сверстника в ситуации нравственного выбора.

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что влияние сверстников на формирование нравственных ценностей может носить двойственный характер. С одной стороны, общение детей, лишенное постоянного родительского надзора, позволяет им усваивать нравственные ценности, основанные на взаимном согласии и равноправном сотрудничестве. С другой стороны, в условиях бесконтрольности процесс усвоения нравственных ценностей может серьезно деформироваться, поскольку нравственные ценности сверстников разрушают более высокие ценности взрослых. Здесь, на наш взгляд, не последнюю роль играет такой феномен современной действительности, как Интернет, представляющий собой новое социокультурное пространство со своим особым способом общения, особым содержанием, со своими способами научения и внушения, которое не поддается контролю.

В целом Интернет представляет огромные возможности не только для получения информации, но и возможности для безграничной коммуникации. Для подростков это связано с желанием убежать от одиночества, обрести друга, поддержку, возможность быть самим собой в общении с посторонним человеком, но при этом происходит подмена реального общения виртуальным, в чем мы видим огромную опасность для современного подростка. В современном социуме опасность доминирования виртуального общения усугубляется, по нашему мнению, появлением социальной сети «ВКонтакте». Наблюдения за бесконтрольным общением детей «ВКонтакте» подтверждают мысль об их деструктивном влиянии на формирование нравственных ценностей.

Формирование рефлексивной сферы связано с фундаментальными изменениями в самосознании младшего подростка, что приводит к постепенному формированию своей Я-концепции. Становление Я-концепции свя-

зано со спецификой восприятия другого человека, который начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя, что является предпосылкой для развития рефлексии.

Развивающаяся рефлексия, на наш взгляд, будет способствовать в дальнейшем осознанию перспективы своего жизненного пути в соответствии с выбранными ценностями. Мы согласны с О. В. Хухлаевой, которая утверждает, что «очень важно, чтобы подросток ясно осознавал многообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в соответствии с тем или другим человеческим сценарием. Например, если главную ценность для меня представляет мое самоутверждение, стремление к высокому социальному статусу, то что я буду иметь, идя по этому пути, в 30, 40, 60, 70 лет?» [6]. В связи с этим педагогу необходимо направлять школьника к осознанию приоритетности именно нравственных ценностей перед всеми другими видами ценностей.

С развитием рефлексии ребенок начинает овладевать основами самооценки, которая является компонентом самосознания, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Уже школьник 4 класса не довольствуется только оценкой своего поведения, которую дают ему другие люди, а пытается самостоятельно оценить свои поступки.

Исследование самооценки позволяет проникнуть в характер такого личностного образования, как социальная ответственность, - за себя в общем деле, за это дело и за других людей, - свидетельствуя в итоге о степени принятия ценностей и идеалов общества. Мы считаем ответственность одной из важнейших нравственных ценностей и полагаем, что там, где нет ответственности, не мо-

жет быть нравственности. На наш взгляд, для современного русского человека отсутствие личной ответственности есть характерное и распространенное явление, обусловленное рядом причин, что отрицательным образом сказывается на состоянии нашего социума в целом.

Характерно, что наличие ответственности младшие подростки назвали в качестве главного отличительного признака «детского мира» от «мира взрослых». Это говорит об осознании младшим подростком важной роли ответственности в структуре «мира взрослых». Однако педагогу необходимо учитывать, что нежелание оказаться в мире взрослых, по нашим данным, связано у них именно со страхом принять эту ценность как личностно-значимую, и выделить формирование ответственности как одно из приоритетных в своей деятельности.

Мотивационная сфера. Определяющее значение в формировании нравственных ценностей растущего человека имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, проявляется уровень самосознания и ответственности. В младшем подростковом возрасте мотивы становятся более устойчивыми и возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Мотивационная сфера младшего подростка начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, которая предполагает усвоение нравственных ценностей как доминирующих мотивов поведения. Во имя этих ценностей человек сможет преодолевать свои непосредственные побуждения, что определяет волевой характер его личности. В условиях правильного воспитания усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, подчиняющих все другие потребности и стремления человека. Мотивы могут быть для ученика разны-

ми по цели действий, но и в то же время похожие действия могут порождаться разными мотивами.

Опыт работы с младшими подростками, наблюдения за ними, а также анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет нам говорить о значимости такого феномена в мотивационной сфере современного подростка, как «личность». Личность в глазах современного подростка - это человек, занимающий активную жизненную позицию, ориентированный на достижение успеха в социуме, обладающий интеллектуальными способностями и физическими достоинствами, умеющий отстаивать свои взгляды, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Также мы констатировали, что для современного подростка понятие личность носит ярко выраженный индивидуалистический характер, они хотят быть личностями, но не соотносят это понятие с нравственными ценностями, в то время как научные источники указывают на его этический характер. «Личность - это этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности» [5].

Важным является также такое мотивационное образование, которое получает интенсивное развитие в младшем подростковом возрасте, как идеал. Идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями. Если какая-либо нравственная ценность не получает надлежащей опоры в конкретных наглядно-чувственных образах, то она не актуализируется в его сознании. Необходимо, на наш взгляд, чтобы на определенные нравственные ценности сформировывались свои наглядно-образные эталоны, на которые ребенку хотелось бы равняться. В этом случае идеал приобретает системный и многосторонний характер.

В ходе констатирующего эксперимента ученикам 5-6 классов было предложено ответить на вопросы «Есть ли у вас идеал?» и «Что вы под ним понимаете?». Анализ ответов респондентов позволил нам утверждать, что у младшего подростка представления об идеале сводятся к представлениям об образце для подражания и носят персонифицированный характер. В то же время характер возрастных особенностей делает этот период жизни благоприятным для закладывания основ формирования идеала, являющегося как раз тем стержнем, на который крепятся нравственные ценности. Формирование идеалов возможно лишь тогда, когда человек задумается о себе, переживает знания о себе, полученные в процессе размышления о себе. В этом случае идеал приобретает для подростка смысл и выступает общим смыслообразующим устремлением личности растущего человека.

Однако важно не только само наличие у человека идеала, но и его содержание. В этой связи уместно говорить о нравственном идеале. Под нравственным идеалом понимают представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Выделенные нами нравственные национальные ценности соборности, стремления к правде, добротолюбия и патриотизма как целостностная система, на наш взгляд, составляют содержание нравственного идеала русского человека.

Персонифицированным нравственным идеалом, соответствующим духовному наследию русского народа, является, на наш взгляд, соборная личность, вбирающая в себя вышеперечисленные ценности и несущая слияние двух противоположных начал: индивидуального и общественного. Данная антиномия индивидуального и общественного является характерной чертой национального ментали-

тета и поэтому может органично вплетаться в воспитательно-образовательный процесс формирования нравственных ценностей, с одной стороны, являясь залогом, фундаментом его успеха, с другой, играя роль ориентира в нравственном самосовершенствовании личности.

Среди возрастных особенностей младшего подростка особой практикой реализации и усвоения нравственных ценностей, пронизывающей все сферы личности младшего подростка, является общение, которое есть новая стадия эмоционального развития. Общение становится ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте. Только воспроизводя нравственные ценности в реальном общении, подростки усваивают их, и они становятся основой и мотивом их поступков.

Однако реальность современного социума такова, что современные дети утрачивают навыки межличностного общения, под которыми мы понимаем умение контактировать с окружающим миром и людьми, выступая в разных социальных ролях. Живое общение заменяется виртуальным. Слабо развитые социально-коммуникативные навыки, в свою очередь, затрудняют процесс формирования нравственных ценностей младших подростков, поскольку нравственная ценность предполагает направленность на Другого и отношение к нему. Неумение наладить контакт с другим человеком приводит к невозможности формирования самой нравственной ценности.

В младшем подростковом возрасте взаимоотношения с товарищами по классу представляют собой своеобразную структуру, которая характеризуется наличием связи между ребенком и товарищами, т. е. структуру, в которой ребенок хочет почувствовать себя частью целого. Потребность в коллективе и его значимость в жизни ребенка выдвигается в данном возрасте на первое место, и

поэтому мы считаем необходимым рассмотреть этот феномен как важную возрастную особенность, имеющую непосредственное влияние на формирование нравственных ценностей ребенка. К достижению детьми возраста младших подростков наблюдается противоречие между стремлением к самостоятельности в деятельности коллектива и неспособностью к ее реализации. В то же время подростки уже умеют сотрудничать между собой как под руководством учителя, так и без него.

В жизни современного ребенка существуют разные коллективы, неидентичные в своем влиянии на него. Мы, в первую очередь, подразумеваем школьный коллектив, который представляет собой богатство индивидуальностей, среду диалога и полилога и способствует оказанию помощи учащемуся в выработке своего смысла нравственных ценностей. Мы пришли к выводу, что формировать нравственные ценности необходимо одновременно с формированием самого коллектива как неотъемлемой составляющей ценностно-нравственной микросреды, имеющей решающее влияние на результативность данного процесса. Основным качеством школьного коллектива, по мнению

В. А. Караковского, должна стать общин-ность: «.. .исконно русская идея, которой нам сейчас, в условиях рынка и конкуренции,

так не хватает. Если эту идею не заложить в сознание и чувства детей, то вряд ли мы получим поколение, обладающее чертами гуманизма, социальной ответственности, сострадания, взаимопомощи» [3].

На наш взгляд, формирование современного детского коллектива должно строиться на соборном начале как духовном единении личностей, устремленных к высшим нравственным ценностям. В идее соборности находит выражение органическое слияние общего и единичного. Современная трактовка соборности в отношении школьного коллектива охватывает весь уклад его жизни, комплекс нравственных ценностей внутри коллектива, посредством чего осознается и закрепляется чувство общности и единения на основе личностной ответственности.

Таким образом, в современной ситуации исторически значимых изменений общества четко проявляются реальные изменения во всех сферах младшего подростка, влияющие на успешность процесса формирования нравственных ценностей. Мы проследили характер влияния возрастных особенностей современного младшего подростка на формирование нравственных ценностей. Знание обусловленности формирования нравственных ценностей возрастными особенностями учащихся способствует эффективности и результативности данного процесса.

Литература

1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М., 1967. - С. 352.

2. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 75.

3. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание ... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996. - С. 36.

4. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК. - № 4. - 2010. -

С. 28.

5. Философский энциклопедический словарь / под общ. ред. Е. Ф. Губского. - М., 2006. - С. 244.

6. Хухлаева О. В. Психология подростка. - М., 2005. - С. 101.

УДК З78

Р. Ф. Лопатина

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАК ОДИН ИЗ СТИМУЛОВ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются теоретические основы молодежного предпринимательства, его развитие в изменяющихся процессах модернизации социально-культурного типа. На примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств анализируется опыт проведения конкурсов молодежных проектов как один из стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде.

Ключевые слова: социально-культурный тип модернизации, студенчество, студенческая среда, предпринимательство, молодежное предпринимательство, социально-культурные основы предпринимательской деятельности.

R. F. Lopatina

HOLDING OF CONTESTS OF YOUTH PROJECTS IN HIGH SCHOOL OF CULTURE AND ARTS AS A STIMULUS FOR DEVELOPMENT OF YOUTH BUSINESS IN THE STUDENT’S ENVIRONMENT

The article examines theoretical bases of youth business, its development in the changing processes of modernization of social cultural type. Experience of holding of contests of youth projects as one of stimulus in the development of youth business in the student’s environment is analyzed on an example of Kemerovo state university of culture and arts.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: social cultural type of modernization, students, the student’s environment, business, youth business, social cultural bases of business activity.

На современном этапе развития России, характерной чертой которого являются серьезные перемены, проведение конкурсов молодежных проектов в вузе культуры и искусств становится одним из важных стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде. Сегодня страна стоит перед глобальным вызовом -нарастающим технологическим отставанием от развитых стран, недостаточным развитием обрабатывающих отраслей экономики, низким уровнем производительности и культуры труда. Появилась потребность в новом политическом мышлении, в основе которого лежат такие ценности, как сильное государство, социальная и духовная консолидация

общества, партнерство власти и бизнеса, научно-технологический прогресс, инновации, развитие социально-культурных основ предпринимательской деятельности.

В настоящее время государство вводит новые аспекты в проводимую модернизацию, среди которых важное место занимает модернизация социально-культурного типа. Она «предусматривает, что государство продолжает проводить политику модернизации, но уже через диалог с гражданским обществом и достижение национального согласия по ключевым вопросам развития страны. Расширение и укрепление субъекта модернизации обусловлено существенным повышением роли человеческого фактора в разнообразных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.