Территория науки, 2013.№4
ОБРАЗОВАНИЕ Евсюкова А.
МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Воронежский экономико-правовой институт. г. Россошь
Ключевые слова: субкультура молодежи, контркультура,
псевдокультура, референтные группы, социальная среда.
Аннотация: Данная статья отражает черты молодёжных
субкультур распространённых, в России. Неформальные объединения, по сути, целая система, своеобразное социальное образование. Их нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Это государство в государстве, требующее очень глубокого изучения.
Keywords: youth subculture, counterculture, pseudo, reference groups, social environment.
Abstract: This article reflects the common traits of youth subcultures in Russia. Informal networks, in fact, a whole system, a kind of social education. They are not a group, it is rather a social environment, social circle, a conglomerate of groups or even their hierarchy. This state within a state that requires a very thorough investigation.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.
Особенностью нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков, заключается в том, что
6
Территория науки, 2013.№4
этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического прессинга, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Нравственные убеждения, нравственные идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи
Характерные черты молодёжи - стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, - в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов запоминания.
Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует иного к себе отношения.
Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет - это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни.
Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала
7
Территория науки, 2013.№4
выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается.
Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений.
В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих.
Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.
Большую роль в развитии самосознания молодого человека играют суждения других.
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать свою «взрослость». Молодой человек отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.
Переоценивая возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей.
Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих их права и интересы.
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно
8
Территория науки, 2013.№4
преследовать сознательно поставленные цели, уметь преодолевать препятствия и трудности на этом пути.
Анализируя всё выше сказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода: 1. Потребность в энергетической разрядке; 2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала; 3. Отсутствие эмоциональной адаптации; 4. Подверженность эмоциональному заражению; 5. Критичность; 6. Бескомпромиссность; 7. Потребность в автономии; 8. Отвращение к опеке; 9. Значимость независимости как таковой; 10. Резкие колебания характера и уровня самооценки; 11. Интерес к качествам личности; 12. Потребность быть; 13. Потребность что-то значить; 14. Потребность в популярности; 15. Гипертрофия потребности в информации
У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Зачастую таким образцом становится или некий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которого устраивает роль «учителя». Этим иногда пользуются представители разных сект, асоциальных группировок.
2. Субкультуры современной России
Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что молодые люди формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок.
Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики. Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину.
Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь
9
Территория науки, 2013.№4
волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.
Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках, социологические исследования выделяют таких объединений - около 80%.
На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок -наркоманы и токсикоманы.
По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.
Например, панки, хиппи, байкеры, рокобилли относили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальными называли подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет других
А вот подростковые банды, не относясь ни к той, ни к другой группе, так и остались отдельной классификацией: «банды». Так называли объединения подростков по территориальному признаку: здесь царили свои нравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу были такие выражения, как «травка», «прикидка», «счетчик» и тому подобное; принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют «нейтральных» подростков. Такие организации называют также, в зависимости от места, «конторами», шайками. В них входят «боевики» 16-18-ти лет и «шелуха» - подростки лет 14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22 лет.
В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя
10
Территория науки, 2013.№4
«фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»).
Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых - приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.
Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый «компьютерный андеграунд» - своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее -«сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.
В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения.
На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура -«вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».
В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.
И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают - любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь,
11
Территория науки, 2013.№4
подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.
Список литературы
1. Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры / Р. Ю. Александров // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 77-81.
2. Сергеев С.А. Контркультурная политическая оппозиция в
современной России/С.А. Сергеев. //Социально-гуманитарные
знания.-2005 -N 3. - С. 245-259.
Карпова Е. В.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Ключевые слова: инновации, образование, профессиональное мастерство.
Аннотация: в статье обосновывается необходимость повышения инновационности образовательного процесса.
Keywords: innovation, education, vocational skills.
Abstract: The necessity of increasing the innovativeness of the educational process.
Глобальный кризис 2008-2009 гг. привел к еще большему усилению внимания бизнеса, государства, общества к инновациям. Он стал толчком в переориентации развитых экономик на инновационный сектор. В нашей стране и в других странах были приняты планы восстановления, предусматривающие стимулы для использования современных технологий и нововведений.
Инновация - (от латинского «innovation» - нововведение, обновление, изменение) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое (Современный словарь иностранных языков).
Инновации в образовании проявляются в следующем:
• приводят к качественному изменению уровня развития личности;
12