УДК 378.01
Иргашева Тамара Гулямовна
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник учебно-экспериментальной лаборатории национального и поликультурного образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, [email protected], Абакан
ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ВУЗОВСКОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Irgasheva Tamara Gulyamovna
Doctor of pedagogical sciences, leading research fellow of educational experimental laboratory of ethnic multicultural education at Katanov State University of Khakassia, tamaragu-liamovna@yandex. ru, A bakan
TEACHING TEXT ANALYSIS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AT SECONDARY SCHOOL AS A MAJOR TEACHING METHODOLOGY PROBLEM AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Среди важных, ключевых проблем, связанных с профессиональной подготовкой студентов-филологов к будущей профессии учителя русского языка и литературы для общеобразовательных школ Российской Федерации, является культура устной и письменной речи. Причины для постановки этой проблемы в качестве актуальной для современной методики следующие.
1. Низкая речевая культура современного российского общества.
2. Низкий уровень пропаганды социальной роли русского языка как государственного, языка познания науки и культуры, языка межнационального и межкультурного общения в различных ситуациях социальной коммуникации.
3. Формальное отношение преподавателей-словесников в процессе чтения лингвистических, методических курсов к таким мировоззренческим вопросам, как «язык» и «речь», «язык и мышление», «русская речевая культура», «русский язык и межкультурная коммуникация», «русский язык и толерантность».
4. Недостаточная разработанность основ школьной и вузовской методики обучения культуре устной и письменной речи студентов-филологов, которым читается курс «Русский язык и культура речи» без учета специфических жанрово-стилистических особенностей профессиональной педагогической речи.
5. Ориентированность школьных преподавателей русского языка в 10-11 классах на подготовку к ЕГЭ, а) а не на осознанное употребление род-
ного русского языка в жанрах устной и письменной речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка, в том числе орфографическими и пунктуационными; б) развитие и совершенствование всех четырех видов речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка с учетом психологических и психолингвистических закономерностей восприятия, понимания, усвоения и продуцирования текстов как продуктов речевой деятельности.
Проведенные исследования профессором Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Т. К. Донской (Санкт-Петербург) по изучению языковой /речевой подготовки студентов 1-го курса показали, что 40% из них не усваивают содержания учебно-научного и научно-популярного текста, что сказывается на качестве знаний и умений при обучении в вузе. На низком уровне находится логическое развитие выпускников школ, их неумение обосновывать свою точку зрения, доказывать выдвинутый тезис, последовательно и аргументировано, убедительно и доступно развивать тему высказывания, воздействуя на мысль и чувства слушателей» [6, с. 15].
Новые аспекты содержания, форм и технологий обучения русскому языку в средней школе на современном этапе связаны одной из самых перспективных тенденций нашего времени - включением текста в учебный процесс, его анализом и порождением. Теория текста помогла сформировать и уточнить методику развития связной речи на основе типовых признаков текста (Теория и практика обучения русскому языку, 2007). Текстоориентированный, коммуникативно-деятельностный, этнокультуроведческие подходы к предметам гуманитарного цикла называются в числе основных методических проблем обновленного филологического образования в Концепции образовательной области «Филология» (филология - это наука, которая изучает культуру народа на основе созданных им текстов и включает в себя языкознание, литературоведение и другие науки, связанные со словом, словесностью). Текст - центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Текст - это сложное, многостороннее и многослойное образование. Текст - это реальная единица общения. «Текст - важнейшее лингвистическое понятие. В нем сходятся все сведения о языке, речи» [12, с. 4]. Текст - важнейшее явление в речевом общении и наиболее крупная единица анализа при изучении русского языка. В отличие от языка (система звуков, морфем, слов, предложений и правил их соединения) и речи (употребление языковых средств по существующим правилам), текст - это целостное речевое произведение, в котором получил отражение определенный замысел его автора. Все составляющие текст большие и малые части, а также их элементы связаны между собой и соотносятся с целью автора, ситуацией общения с адресатом. Он неотрывен от личности автора, сферы и ситуации общения.
Переход к антропоцентрической образовательной парадигме означает, что основной целью образовательного процесса является формирование личности ученика. Еще в 80 годах XX века профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ М. Т. Баранов прозорливо отмечал необходимость формирования мировоззрения учащихся на уроках русского языка. Данная установка меняет и функции текста, которые сознаются, как отмечает в своих работах доцент вышеназванного высшего учебного заведения О. Н. Девушкина, в русле текстовой деятельности учащегося как субъекта образовательного процесса.
Текст в современном личностно ориентированном учебном процессе выполняет следующие функции:
- когнитивную, так как именно текстовая деятельность личности способствует пополнению, расширению знаний учащихся о языке и мире в целом;
- коммуникативную, поскольку текст является единицей общения;
- эстетическую, потому что образцовый текст служит для ребенка эстетическим идеалом речи;
- креативную, так как авторский текст является основой для творчества в самостоятельной речевой деятельности учащихся;
- культурную, при реализации, которой текст становится источником знаний о культуре своего и других народов не только на уровне содержания, но и на уровне средств выражения культурных смыслов;
- аксиологическую, поскольку работа с текстом, являющимся воплощением общечеловеческой и национальной культуры, способствует формированию системы ценностей, мировоззрения у учащихся.
Современный процесс обучения русскому языку должен строиться таким образом, чтобы текст выполнял как можно больше функций. Креативность (творческая направленность) в таком случае должна быть неотъемлемым качеством текстовой деятельности учащихся. Однако этот аспект работы с текстом как необходимый, обязательно реализуемый в современном учебном процессе отмечает лишь небольшая часть учителей-словесников. По данным исследования доцентом кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета
О. Н. Левушкиной среди опроса учителей г. Москвы « их количество составляет 7,8%» [9, с. 142]. В то время как Л. С. Выготский называл творчество нормой детского развития. Творческой деятельностью Л. С. Выготский называет «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке» [4, с. 3].
Какую же текстовую деятельность учащихся можно назвать творческой?
В школьной практике текст используется в разных этапах изучения грамматического материала, как правило, в качестве дидактического материала. Ведущим методом, который используется в работе с текстом при обучении русскому языку, является анализ текста. Анализируя текст на за-
нятиях русского языка, преподаватели чаще всего концентрируют внимание учащихся, студентов на лингвистической стороне явления, не беря во внимание живую, социальную природу языка. От односторонности такого восприятия любого языкового явления предостерегал М. М. Бахтин. Подчеркивая живую диалогическую природу языка, филолог отмечает: «Слово хочет быть услышанным, понятым, отвеченным и снова отвечать на ответ. Оно вступает в диалог, который не имеет смыслового конца» [3, с. 306]. Именно такого отношения к языку, а значит, и к тексту, требует современная парадигма образования. Необходимо, как считают сегодня многие ученые: профессора МПГУ А. Д. Дейкина, Н. А. Ипполитова, Т. М. Пахнова; доценты Т. М. Фалина, О. Н. Девушкина и др. формировать у школьников представление о языке не как о навсегда застывшей, а как о динамичной системе, характеризующей функционирование языковой личности.
В соответствии с функциями текста в современном образовательном процессе становится востребованным такой способ текстовой деятельности, который формирует все виды филологической компетенции, развивает ценностный взгляд на текст, влияет на мировоззренческие основы личности. Деятельность оценочная, эмоциональная, динамичная, позволяющая научить школьника, студента выражать свое собственное отношение к авторскому высказыванию. Таким способом текстовой деятельности должна быть характеристика текста.
Характеристика, в общем, своем значении предполагает описание характерных, отличительных качеств явления в его целостности. В отличие от анализа, характеристика и как процесс, и как результат деятельности, и как способ этой деятельности предполагает опору на две мыслительные операции: анализ с целью выявления и рассмотрения отличительных черт данного явления и синтез, предполагающий осознание выявленных черт как единства, характерного для именно данного явления. Следовательно, характеристика текста является деятельностью, направленной на целостное его восприятие путем выявления и описания его специфических черт и их синтеза (выделено нами - Т. И.).
Давая характеристику тексту, ученик, студент под руководством преподавателя рассматривает его не отстраненно, но в контексте индивидуальной базы собственных знаний, контексте авторской системы ценностей, в контексте собственных особенностей индивидуального восприятия текста.
«Направленность характеристики как способа деятельности на формирование умения подростка выразить свое отношение к тексту позволяет учащемуся встроить эту оценку в собственную систему ценностей. Делает характеристику целостным видом текстовой деятельности, направленную на формирование всего комплекса филологических компетенций учащихся, и чрезвычайно востребованным, поскольку способствует не отстраненному восприятию языкового явления, но «дает возможность формировать отношение учащихся к родному языку, осознавать материальные и духовные ценности носителей языка» [5, с. 13].
Создание характеристики текста является многокомпонентной творческой деятельностью.
Первым традиционным этапом работы с текстом является знакомство с текстом. Следующая составляющая характеристики текста - аналитическая деятельность, направленная на понимание текста, а значит, на выявление особенностей употребления автором языковых единиц, грамматических категорий, использования изобразительно-выразительных средств. Такая аналитическая текстовая деятельность будет творческой, если обнаруженные особенности текста рассматриваются с функциональной стороны, то есть выясняется, зачем, с какой целью употреблены определенные слова, использованы определенные грамматические категории. Только в этом случае учащиеся будут создавать новое знание, поскольку на этом этапе начинается интерпретация текста, «творческое воссоединение всех названных операций, в результате чего возникают и вновь формируются мысли, предложения, выводы, обобщения» [7, с. 34].
Синтетическая интерпретационная деятельность учащихся, направленная на объединение полученной информации в новое целостное знание о смыслах, выраженных в тексте, является вторым этапом творческой текстовой деятельности. Она завершается формулировкой проблем текста. Выявление и формулирование проблем, освещенных автором в данном произведении, также является творческой деятельностью. Выражение собственного отношения к проблемам, которые осветил автор в данном тексте, способам выражения авторской позиции - является наиболее креативным этапом создания характеристики текста. Молодой человек не пересказывает авторское произведение, а создает собственный текст, ограниченный жанровыми рамками, отражающий, с одной стороны, сложившуюся на этапе понимания точку зрения автора, с другой - собственную точку зрения. Таким образом, ребенок, создавая характеристику текста, отражает собственное мироощущение, он пытается сформулировать собственное высказывание, которое, по словам Л. С. Выготского, и является тем «новым», тем «построением» собственного «ума или чувства», которое «живет и «обнаруживается» только в каждом из них самих [4, с. 3], что и становится проявлением истинного творчества.
Таким образом, характеристика текста - это творческий способ учебной текстовой деятельности учащихся, студентов, подразумевающий работу с текстом как высшей в дидактическом, коммуникативном, культуроведче-ским и мировоззренческом плане единицей языка и речи. Такой вид текстовой деятельности, как характеристика, позволяет, с одной стороны, работать со смыслами текста, с другой стороны, давать тексту оценку с определенной точки зрения, формируя тем самым систему ценностей учащихся. Обучение характеристике текстов способствует не просто формированию знаний, умений и навыков, а «работает» на достижение всего комплекса результатов, обозначенных в современных образовательных документах: личностных, метапредметных, предметных. « Этот способ учебной тексто-
вой деятельности способствует созданию ценностного отношения к языку, формированию и развитию духовно-нравственного потенциала учащихся на основе работы с текстом» [10, с. 144].
В процессе изучения дисциплины «Лингвистики текста» ученики должны получить представление о тексте как феномене языка и речи, ознакомление их с различными подходами к тексту как объекту лингвистического анализа, как феномену культуры. Анализ текста в системе филологического обучения учащихся является качественно новым этапом изучения языка. Знакомство с курсом «Лингвистика текста» формирует коммуникативную компетенцию школьников и навыки создания текстов разных стилей и жанров. Дисциплина «Лингвистика текста» носит синтезирующий характер и обобщает лингвистические знания учащихся о единицах языка разных уровней. Этот курс находится на пересечении таких дисциплин, как текстология, риторика, поэтика, и ассимилирует в себе накопленный историей культурологический потенциал. Единство лингвистических и культурологических исследований, служащее основой курса «Лингвистики текста», призвано скорректировать содержание и организацию филологического образования в профильных классах. Эту информацию студенты получают на лекциях, а закрепляют на практических занятиях. Курс, посвященный теории текста, имеет собственный предмет, цели и задачи.
Предметом изучения является одна из основных функций языка - функция создания текста.
Основными задачами курса являются: 1) изучение признаков и основных категорий текста; 2) рассмотрение принципов построения целостного текста; 3)изучение основных средств и способов межфразовой связи; 4) определение методики лингвистического анализа текстов разных уровней и жанров; 5) знакомство с типологией текстов; 6) рассмотрение межтек-стовых взаимодействий.
На практическом занятии по методике обучения русскому языку преподаватель может проанализировать вместе со студентами особенности текста на примере тахпахов. Тахпах, сарын - один из самых любимых и популярных песенных жанров хакасского фольклора.
«Живет в селе Усть-Чуль тихая, скромная, маленького роста женщина. Это, как говорят односельчане, наша Дуся. Ее знает вся Хакасия. Она - Евдокия Петровна Тыгдымаева - тахпахчи, народная певица.
Недавно ей было присвоено звание «Чон узы», что значит «Народный мастер». Это - знак любви народа своей любимой певице за ее большой талант сочинять песни-тахпахи и исполнять их в народном духе - напевно, протяжно, на ходу импровизируя слова и мелодию. На состязаниях тахпахчи никто не перепоет ее, не победит. Она поет о своей земле, о том, какая она красивая, большая и какие трудолюбивые люди живут на ней» [2, с. 43].
Хакасия - многонациональная республика. В ней сегодня проживает более ста национальностей. На территории Хакасии тысячелетиями накапливались и складывались культурные ценности. Искусство тахпаха заклю-
чается в даче ответа партнеру в импровизированном песенном состязании («тахпахтазарга»), а сарын есть сюжетная песня, поющаяся одним певцом-сарынчи, не ожидающим ответного слова-пения. Тахпахи тематически разнообразны: патриотические, любовные, социального протеста, о судьбе народа и др. Структурно - четверостишия, основанные на художественном параллелизме: сопоставление человеческого с явлением природы. Искусство тахпаха отличается занимательностью, обаянием. Тахпах создается как стихотворный, песенный ответ на песню вопрос, складывается мгновенно, экспромтом, вступившими в песенное состязание. Складываются тахпахи, соблюдая строгие правила его построения, которые сводятся к следующему: двойственность, двучленность уклада. Тахпах чаще всего состоит из 2-х четверостиший. (Есть 16-стишные). В первом четверостишии утверждается определенная мысль, оформленная художественно, образно. Во втором - та же мысль, но художественные образы видоизменяются, варьируются, чем закрепляются в нашем сознании то, о чем было сказано в 1-м четверостишии. Мелодии тахпахов отражают ландшафт того региона, где они создаются. В таежной и подтаежной местности, где преобладают горы и тайга, мелодии быстрее, чем в степной зоне. В степной зоне мелодии тахпахов как будто хотят сказать: «Вся степь впереди, куда торопиться» [11, с. 177]. Собирание и запись тахпахов, как отмечает М. С. Арчимаева, производились учеными еще в дореволюционной России. «Наиболее многочисленные и полные записи тахпахов были переведены известными представителями российской академической науки - академиком В. В. Радловым и первым ученым-хакасом Н. Ф. Катановым» [1, с. 250].
В конце занятий преподаватель подводит студентов к выводам: в традиционных культурных ценностях кроется огромный, еще в должной мере не использованный потенциал для духовного развития народов Хакасии. «Для прекрасной возможности своевременной интеграции в мировое культурное сообщество, и это можно сделать благодаря изучению, анализу, созданию и использованию различных текстов, также текстов устного народного творчества» [8, с. 163].
Создание методической системы обучения школьника и студента анализу и характеристике текста стало насущной необходимостью современной методики преподавания русского языка.
Библиографический список
1. Арчимаева, М. С. Особенности преподавания песенного фольклора на уроках хакасского языка и литературы. Родной язык в системе образования: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, 23 окт. 2009 г. / отв. ред. Т. Г. Боргоякова. - Абакан. : Изд. ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 260 с.
2. Балгазина, А. Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края» / Пособие для учащихся 1-2 кл. / А. Н. Балгазина. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2001. - 208 с.
3. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Текст] / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: ИСКУССТВО, 1979.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол. Очерк: Кн. Для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд.-М.: Просвещение,1991.
5. Дейкина, А. Д. Характеристика русского языка как объекта изучения в школьном курсе [Текст] / А. Д. Дейкина // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6 / Под ред. С. А. Леонова. - М.: Ярославль: МПГУ - РЕМДЕР , 2005.
6. Донская, Т. К. Актуальные вопросы вузовской методики обучения культуре устной и письменной речи учителей-филологов. Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития [Текст] // Материалы межвузовской научно-практической конференции / Сост. Проф. А. Д. Дейкина, проф. Е. Г. Шато-ва, доц. Л. Ю. Комиссарова. - Москва: РЕМДЕР, 2007. - 176 с.
7. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. - М.: Флинта, Наука, 1998,- 167 с.
8. Иргашева, Т. Г. Лингвистика текста как составная часть теории межкуль-турной коммуникации в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов // Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультур-ной коммуникации: Материалы Международной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г.). - М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2010. - 516 с.
9. Левушкина, О. Н. Характеристика текста как способ творческой деятельности учащихся. Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка: материалы Международной научно-практической конференции (17-18 марта 2011) /сост. и науч. ред. А. Д. Дейкиной, А. П. Еремеевой, Л. А. Ходяковой, О. Н. Левушкиной. - М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР 2011.-456 с.
10. Майнагашева, В. Е. Тахпах, Сарын. - Энциклопедия Республики Хакасия. II т. - Абакан: ООО «Поликор», 2008, 177 с.
11. Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст]: Учеб. пособие / Г. Я. Солганик. -3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 256 с.