Научная статья на тему 'Обучение языку специальности в высшей школе'

Обучение языку специальности в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / АКТИВИЗАЦИЯ / ЛЕКЦИЯ / LANGUAGE OF SPECIALTY / ACTIVATION / LECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорелов Максим Георгиевич

Рассмотрены существующие методы и формы обучения студентов технических вузов языку специальности. Даны рекомендации по организации и проведению аудиторных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING LANGUAGE SPECIALTIES IN THE HIGH SCHOOL

Existing methods andforms of teaching students of technical colleges for the specialty language are considered. Recommendations on the organization and conduct of classroom activities are given.

Текст научной работы на тему «Обучение языку специальности в высшей школе»

Melnikov Vаleriy Еfimovitch, doctor of technical sciences, professor, ve_melnik@,mail.ru, Russia, Моscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)

УДК 378; 531.26

ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

М.Г. Погорелов

Рассмотрены существующие методы и формы обучения студентов технических вузов языку специальности. Даны рекомендации по организации и проведению аудиторных занятий.

Ключевые слова: язык специальности, активизация, лекция.

Известно, что существуют возражения против употребления выражения обучение языку специальности, так как научный стиль и язык специальности - явления суть родственные, но не тождественные. Конечно, на занятиях изучаются не только специфические (при работе с узкоспециальными тестами), но и общие особенности научного стиля (на материале общенаучных тестов), например, Л.П.Клобукова, говоря об условности термина язык специальности, использует его, потому что он широко употребителен, давно и активно используется российскими и зарубежными методистами и преподавателями-практиками, в составе различных словосочетаний (ср.: изучение языка специальности, обучение языку специальности, исследование синтаксических особенностей языка той или иной специальности и т.д.) этот термин весьма экономично и однозначно называет стоящие за ним лингвистические и методические феномены.

Обучение языку специальности является одной из важнейших задач в рамках реализации стратегической цели образования - подготовке востребованных, квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к условиям рынка труда [1]. Ключевым показателем в принятых федеральных государственных образовательных стандартах степени «бакалавр» и уровня «магистр», реализуемых на кафедре «Приборы управления» Тульского государственного университета направления подготовки «Системы управления движением и навигация», выступают профессиональные компетенции. Формирование их основ в вузе направлено на развитие умений и отработку навыков у обучающихся осознанно и осмысленно творчески решать поставленные перед ними профессиональные задачи

в рамках научно-исследовательских; проектно-конструкторских, конструк-торско-расчетных; испытательно-эксплуатационных; организационно-управленческих и производственно-технологических видов деятельности.

В современной педагогике высшей школы выделяют специальное направление научных работ и экспериментальных исследований по выявлению наиболее эффективных условий формирования и совершенствования компетенций посредством обучения языку специальности.

Само это понятие носит интегративный характер, и несмотря на то, что оно не оформлено в отдельный учебный предмет, что скорее характерно для существовавшего ранее пердметоцентристского подхода, именно успешность освоения языка специальности в целом играет ключевую роль в качестве подготовки будущего профессионального специалиста.

Само понятие «язык» сразу относит нас к лингвистике как науке о языкознании. Очевидно, что проблемами в этой области должны заниматься соответствующие специалисты - лингвисты. С другой стороны, носителями языка специальности, по сути, представляющего собой обособленный профессиональный подъязык, является ограниченный круг «лиц-специалистов», его изучивших и способных его понимать и передавать. Поэтому, несмотря на отсутствие педагогического образования в области языкознания, профессорско-преподавательский состав, реализующий подготовку студентов в рамках указанных направлений, должен знать основы специальной лингвистической подготовки студентов, владеть методиками языкового обучения и постоянно их совершенствовать.

Таким образом, данная статья эксплицитно носит дискуссионный характер, целью ее является осветить основные направления в области современной проблематики обучения языку специальности по направлению «Системы управления движением и навигация», рассмотреть существующие педагогические концепции и методики обучения.

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, опирающиеся не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение студента [2,3]. Роль знания отходит на второстепенный план. Полученная информация рассматривается уже не как самоцель, а всего лишь как средство для формирования навыков и умений, развития профессиональных качеств, творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме.

Процесс познания при применении активных методов обучения направлен на активизацию самостоятельной работы студента. Приведем высказывание известного советского психолога Д.Н. Узнадзе, разработавшего общепсихологическую теорию установки: «Активность, возникающая в процессе учения, имеет... свою независимую ценность; основное место в учении занимает развитие в определенном направлении сил учащегося» [4].

Такой подход, основанный на активизации обучаемого, строится, прежде всего, на принципе коммуникации обучения, где коммуникативные навыки развиваются включением их в процесс решения реальных задач, успешное выполнение которых доставляет студенту удовольствие и внедряет в него уверенность в собственных возможностях. Формирование умений и навыков коммуникации на языке специальности позволяет студенту применять его в практической и интеллектуальной деятельности точно и в нужном месте, устанавливая эффективные профессиональные взаимоотношения. Главенствующая роль при этом отдается понятию смысла, передачи и выражению его содержания. Усвоение языка специальности, его лексического запаса и сложившейся терминосистемы и служит, в первую очередь, для достижения этой цели.

Рассмотрим, какие возможности есть у преподавателя. Какие формы организации обучения он может и должен уметь использовать для осуществления тех дидактических задач по усвоению языка специальности, которые он ставит перед аудиторным занятием.

Наиболее доступными и традиционными являются неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения - лекции, семинары, дискуссии, коллективная мыслительная деятельность [5]. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Причем наибольший удельный вес на аудиторных занятиях должен приходиться на выработку умений и навыков аудирования и говорения. Это не означает полного отказа от чтения как одного из важнейших и обязательных речевых действий, особенно в контексте организации самостоятельной работы студента. Однако согласно существующим рекомендациям в современной педагогике высшей школы должна быть установлена следующая последовательность речевых действий: аудирование, говорение, чтение, письмо. Действительно, согласно проведенным исследованиям при проведении лекции в традиционной форме в виде записи конспекта усваивается (в среднем) до 30 % информации, при говорении, объяснении усваивается до 70 % информации, при самостоятельно работе - до 50 % (колличественно проценты разнятся в зависимости от источника).

Итак, учитывая приведенные рекомендации, рассмотрим более подробно характеристику неимитационных методов обучения языку специальности и задачи, стоящие перед преподавателем. Отметим, что, говоря здесь о преподавателе, мы понимаем человека заинтересованного, пристрастного, обладающего ключевыми профессиональными компетенциями современного преподавателя вуза - целеполаганием и целедостижением, то есть умеющим грамотно поставить цели и сформулировать задачи, и мобилизовать имеющиеся силы и средства для эффективного управления учебной деятельностью.

1. Лекции

С точки зрения достижения рассматриваемой в данной статье цели - обучения языку специальности не все виды лекций равнозначны, поэтому остановимся, по мнению авторов, на наиболее продуктивных [6].

Лекция-дискуссия

Является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Преимуществом перед традиционной «лекцией-беседой» является возможность участия студента непосредственно в обмене мнениями. Эффективность в условия группового обучения крайне невысокая, так как нет возможности вовлечения каждого студента в обсуждение. В первую очередь, это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна, во-вторую - с отсутствием заинтересованности, неуверенности в своих силах поддержать беседу на должном уровне, желанием студента «отсидеться», уйти от диалога, сославшись на отсутствие собственного мнения. Подобные «спящие» студенты, составляющие порой до 70 % группы, могут свести такую лекцию к простой записи материала под диктовку. Эффективность активизации может быть достигнута только при правильном подборе вопросов для дискуссии, которые изначально по силам большей части группы, умелом и целенаправленном ведении обсуждения рассматриваемых вопросов.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. При подготовке к лекции преподаватель должен заложить в нее определённое количество ошибок понятийного или терминологического характера. В начале лекции преподаватель ставит студентов в известность о наличии подобных ошибок в контексте разбираемого материала. Ошибки должны быть наиболее часто допускаемыми и тщательно скрытыми. Задача студентов - отмечать в конспекте выявленные ошибки и назвать их в конце занятия. В процессе разбора преподаватель самостоятельно или совместно со студентами дает правильные ответы.

Подобная форма проведения лекции создает атмосферу доверия между преподавателем и студентами, способствует личностному включению обеих сторон в процесс обучения. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.

Лекция с запланированными ошибками позволяет также преподавателю оценить уровень подготовки студентов, а последним - проверить степень своих знаний. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты при составлении рабочей программы дисциплины, ее структуры или содержания.

Лекция вдвоем

Один из редко применяемых видов лекции, где материал проблемного содержания подается в виде диалогического общения двух преподавателей. Однако с точки зрения обучения языку специальности - один из наиболее успешных. При такой форме аудиторного занятия студент более активно включается в мыслительный процесс, отсутствует монотонность повествования. Участие двух преподавателей позволяет моделировать реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п. Диалог преподавателей позволяет более наглядно продемонстрировать языковую культуру специальности. Сочетание лекции вдвоем и лекции с заранее запланированными ошибками дает наибольший качественный скачек в развитии студента. Такая форма занятия заставляет студента сравнивать разные точки зрения, анализировать возможность использования того или иного термина, понятия, смысла в контексте обсуждаемой проблемы, оттачивать коммуникационные навыки, высказывая по приглашению преподавателя свою точку зрения и ее обоснование. Наиболее рационально применение такого вида лекции в начале изучения специальных дисциплин для формирования правильной лексики у студента и устранения наиболее часто встречающихся терминологических ошибок.

Лекция-пресс-конференция

Для проведения лекции в виде пресс-конференции преподаватель выдает вначале занятия студентам тему лекции, ее цель и задачи. Каждый студент формулирует ряд интересующих его вопросов и передает их преподавателю. Далее преподаватель, проанализировав вопросы, начинает читать лекцию, однако строит он ее не в виде ответов на конкретно заданные студентами вопросы, а в виде связного, полного раскрытия темы.

Отличительная черта данного вида лекции - в адресной активизации каждого студента путем создания ощущения у последнего личного информирования в ходе занятия. Необходимость формулирования вопроса и грамотного его задания не только активизирует мыслительную деятельность студента, но и позволяет отточить навыки языковой практики.

Опыт участия в лекции-пресс-конференции позволяет студентам также на примере преподавателя учиться выходить из трудных коммуникативных ситуаций, что снижает их неуверенность и способствует развитию независимости.

Наиболее целесообразно представляется проведение такого вида занятия в конце изучаемого курса, когда уже достаточно полно сформированы необходимые теоретический задел и лексический запас, позволяющие лектору еще раз вкратце пройтись по всему содержанию учебного предмета, систематизировать его и по необходимости скорректировать.

259

Прочие виды лекций, выделяемые в формах организации учебного процесса, такие, как проблемная-лекция, лекция-визуализация, лекция с разбором конкретных ситуаций являются, по сути, производными от лекции-беседы и показывают более низкую эффективность для качественного обучения студента языку специальности по сравнению с рассмотренными выше.

2. Метод «круглого стола»

Эта группа методов включает в себя различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности научных работников.

Такие занятия, по мнению А.М. Матюшкина, известного отечественного ученого в области психологии мышления и вопросов проблемного обучения, призваны обеспечить развитие творческого профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний - это свободное владение языком соответствующей специальности, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

В этом и проявляется единство теории и практики в научной работе, условия которой создаются на занятиях, получивших название метода «круглого стола», где студенты используют знания, полученные на лекционных или самостоятельных занятиях. Большое значение имеет расположение студентов на таких занятиях. Поэтому лучше всего, чтобы студенты сидели в круговом расположении, что позволяет участникам чувствовать себя равноправными. Отсюда и название данного метода «круглого стола».

Преподаватель также должен находиться в кругу со студентами, если он будет сидеть отдельно, то участники дискуссии обращают свои высказывания только ему, но не друг другу. Замечено, что такое расположение участников лицом друг к другу приводит к возрастанию активности, увеличению количества высказываний. Расположение преподавателя в круге помогает ему управлять группой и создает менее формальную обстановку, возможность для личного включения каждого в общение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения. Одновременно на «круглый стол» может быть приглашен сторонний гость-специалист, занимающийся исследованием данной проблемы либо сталкивающийся с ней в условиях реального производства.

Имитационные методы активного обучения студента языку специальности представляют собой такие формы проведения аудиторных занятий, в которых имитируется профессиональная деятельность студента -будущего специалиста. Среди данной группы методов выделяют игровые и неигровые методы. К неигровым относят анализ конкретных ситуаций (кейсы), решение ситуационных задач и т.д. Согласно М.В. Кларину структура проведения занятия в форме игры выглядит следующим образом

[7]:

создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации;

ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета;

подведение итогов игры. Самооценка действий;

обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.

Для технических направлений подготовки возможны следующие виды деловых игр:

- «судебное заседание», где один из студентов является «ответчиком», выполняя доклад по заданной теме; остальные студенты делятся на «прокурора», задачей которого является выявление всех недостатков доклада, «адвоката», выполняющего прямо противоположные функции, и «присяжных заседателей», путем коллективного обсуждения оценивающих как докладчика, так и «прокурора» с «адвокатом». Роль судьи, подводящего итоги и проставляющего оценку каждому студенту по результатам их работы, выполняет преподаватель.

- «начальник цеха - мастер».

- «заказчик - главный инженер» и т.д.

Как видно из представленной типовой структуры имитационной формы проведения занятия в виде игры, в ее основе лежит организация преподавателем коллективной мыследеятельности, способствующей за счет целенаправленного взаимодействия помочь студенту научиться формулировать мысли на профессиональном языке - на языке своей специальности, уверенно овладеть навыком говорения на языке своей специальности, научиться слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор.

Данный метод, являясь наиболее трудоемким в реализации, является и наиболее эффективным для развития навыков коммуникации на языке специальности. Согласно проведенным исследованиям подача материала в такой форме способствует усвоению до 90 % от общего объема информации.

Надо отметить, что проведение занятия в форме деловой игры -достаточно известный и зарекомендовавший себя активный метод обучения. Уже в 1932 году в Ленинграде М.М. Бирштейн впервые использовала

в обучении игровой метод (деловую игру). Однако в современном образовании на практике он не всегда встречается.

Большое внимание в педагогических исследованиях проблематики преподавания языка специальности необходимо уделить и совершенствованию учебно-методических материалов. Зачастую в образовательном процессе обучение языку специальности ведется интегративно, с точки зрения представления учебного материала. Не всегда лексическая основа языка специальности - конкретные слова и словосочетания - предметно очерчена и выделена. Зачастую она «размыта» по содержанию, бессистемна и не позволяет студенту быстро и точно найти дефиницию или вычленить важность того или иного слова, термина. Решением данного вопроса может являться формирование профессионального тезауруса в виде разработки терминологического словаря или сборника. Это позволит не затрачивать значительное количество аудиторного времени на формальную запись терминов и понятий, стоящих за ними, а сосредоточиться на акцентированном их рассмотрении и толковании. При этом осуществляется перенос изучения и усвоения специальной лексики в значительной мере на внеаудиторную работу студента. Все это должно дать студенту возможность более качественно подготавливаться к лекциям, семинарам и групповым занятиям, повысит его коммуникативную способность и как следствие будет способствовать росту его профессиональных компетенций в целом.

Список литературы

1. Васильева Т.В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов-иностранцев первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 20 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Academia, 2006. 192 с.

3. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т. А. Жукова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимони-на; отв. ред. Н.Э. Касаткина. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. 237 с.

4. Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с грузинского Е.Ш. Чома-хидзе; под ред. И.В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 413 с.

5. Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе: учеб. пособие. Н. Новгород: ННГУ, 2012. 53 с.

6. Лекция о лекции: учеб. пособие 2-е изд., испр. и доп. / Н.М.Колычев, В.В.Семченко, Г.Г.Левкин, Е.В.Сосновская. Омск: Омская областная типография, 2014. 80 с.

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

Погорелов Максим Георгиевич, канд. техн. наук, доц., MGPogoreloff(@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TRAINING LANGUAGE SPECIALTIES IN THE HIGH SCHOOL

M.G. Pogorelov

Existing methods andforms of teaching students of technical colleges for the specialty language are considered. Recommendations on the organization and conduct of classroom activities are given.

Key words: language of specialty, activation, lecture.

Pogorelov Maxim Georgievich, candidate of technical science, docent, MGPogore-lofaiyandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378; 531.383; 681.2.089

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРОВ В ОБЛАСТИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

А.И. Черноморский, К.К. Веремеенко, Б. В. Кошелев

Рассмотрен спектр проблем подготовки инженерных кадров в области аэрокосмического навигационного приборостроения на примере кафедры 305 Московского авиационного института. Представлены некоторые перспективные направления обеспечения качественного инженерного образовательного процесса.

Ключевые слова: проблемы, образование, направление, инженерные кадры, методы.

Введение. Аэрокосмическая отрасль и, в частности, ее приборное направление является одной из самых наукоемких, требующих разносторонней и глубокой подготовки кадров. В настоящее время в ряде технических университетов страны в области аэрокосмического навигационного приборостроения осуществляется подготовка бакалавров, магистров и инженеров. В Московском авиационном институте (МАИ) (национальном исследовательском университете) в указанной области выпускники кафедры «Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» (кафедра 305) после пятилетнего срока обучения по специальности «Системы управления летательными аппаратами» (специализации «Навигационные системы и инерциальные датчики систем управления летательных

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.